Научная статья на тему 'ОС обенности Росс ийской и швейцарской систем подготовки кадров для СФ еры туризма: различный опыт в контексте развития многоуровневого туристcкого образования'

ОС обенности Росс ийской и швейцарской систем подготовки кадров для СФ еры туризма: различный опыт в контексте развития многоуровневого туристcкого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ТУРИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / TRAINING FOR TOURISM / PROFESSIONAL COMPETENCE / MULTI-LEVEL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарчук Елена Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией системы профильного туристского образования в Российской Федерации и непрерывного образования в Швейцарии. Характеризуются различные этапы образования, приводится актуальная статистика и данные по направлениям подготовки, характеризуется роль государства в регулировании сферы туристского образования. Приводится актуальная информация по предпочтениям выбора абитуриентов Швейцарии. Предлагается краткий обзор актуальной ситуации в области туризма в Российской Федерации и Швейцарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author discusses the organization of education in the field of Tourism in the Russian Federation and continuing education in Switzerland. The article describes stages of education, examines statistics, characterizes the states role in the regulation of tourism education, and provides information on preferences of the prospective students in Switzerland. The author reviews the current situation in tourism in the Russian Federation and Switzerland.

Текст научной работы на тему «ОС обенности Росс ийской и швейцарской систем подготовки кадров для СФ еры туризма: различный опыт в контексте развития многоуровневого туристcкого образования»

УДК 338.48:37(497)

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ И ШВЕЙЦАРСКОЙ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА: РАЗЛИЧНЫЙ ОПЫТ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Елена Сергеевна Сахарчук, кандидат педагогических наук, декан факультета, доцент, 1515303@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The author discusses the organization of education in the field of Tourism in the Russian Federation and continuing education in Switzerland. The article describes stages of education, examines statistics, characterizes the state’s role in the regulation of tourism education, and provides information on preferences of the prospective students in Switzerland. The author reviews the current situation in tourism in the Russian Federation and Switzerland.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией системы профильного туристского образования в Российской Федерации и непрерывного образования в Швейцарии. Характеризуются различные этапы образования, приводится актуальная статистика и данные по направлениям подготовки, характеризуется роль государства в регулировании сферы туристского образования. Приводится актуальная информация по предпочтениям выбора абитуриентов Швейцарии. Предлагается краткий обзор актуальной ситуации в области туризма в Российской Федерации и Швейцарии.

Key Words: training for tourism, professional competence, multi-level training system

Ключевые слова: подготовка кадров для туризма, профессиональные компетенции, многоуровневая система подготовки кадров

Массовый туризм наиболее активно развивается в течение последних пятидесяти лет. По статистике Всемирной организации по туризму при ООН, международный туризм на сегодняшний день исчисляется более чем 900 млн туристских прибытий в год, это почти в 40 раз больше, чем в 1950 году [2]. Туристская сфера имеет не только большое экономическое значение; туризм, внутренний и международный в большой степени определяет образ жизни современного человека. Свободное перемещение путешественников в целях рекреации, познания, занятия спортом и т.д. является важной составляющей процессов глобализации и гуманизации современного общества. В странах с активным внутренним и въездным туризмом, принимающих многие миллионы туристов в год, до 10% наемных работников заняты в сфере туризма: в средствах

размещения, на предприятиях питания, в туроператорских и турагентских фирмах, в экскурсионных бюро и т.д.

Эффективная деятельность в туризме подразумевает, кроме наличия турресурсов, соответствующей инфраструктуры, определенный уровень обеспечения безопасности, экологического благополучия и т.д. В большой степени результаты экономической деятельности в туризме зависят от уровня предоставляемого сервиса и от квалификационных характеристик занятого на предприятиях туриндустрии персонала. Большой опыт в подготовке кадров имеют страны «старого туризма», с которых в основном и начался массовый международный туризм, прежде всего это страны Западной Европы: Франция, Австрия, Германия, Швейцария.

Школы туризма, которыми могут быть как вузы, так и образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования, имеют опыт многих десятилетий в подготовке квалифицированного персонала для сферы гостеприимства, что в свою очередь определяет уровень традиционно качественного в этих странах сервиса. Для страны относительно молодого массового международного туризма, России, без всякого сомнения, опыт зарубежных школ туризма мог бы быть очень полезен.

В современной России подготовка кадров для туризма ведется в основном образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования. За последние 10—15 лет наработан определенный опыт, однако имеются трудности, заключающиеся в отсутствии акцентуации практикоориентированного подхода в сложившейся образовательной системе. На необходимость совершенствования подготовки кадров по туризму: структурного, содержательного,

компетентностного указывают работодатели, вынужденные доучивать на рабочем месте выпускников профильных образовательных учреждений, либо переучивать выпускников непрофильных вузов и колледжей, которые, однако, обладают необходимыми для осуществления трудовой деятельности навыками. В качестве примера можно привести получивший широкое распространение опыт приема на работу в качестве менеджеров туристских фирм выпускников лингвистических вузов, владеющих иностранными языками.

Таким образом, кадровый вопрос в российском туризме является одним из основных для органов государственного управления, формирующих стратегические планы развития и укрепления этой важной для экономики сферы деятельности. Используемый в настоящее время программно-целевой способ решения проблемы организации массовых внутренних и въездных туристских потоков в РФ предполагает наряду с другими важными мероприятиями разработку механизмов обеспечения сферы туризма квалифицированными кадрами. Очевидно, что в настоящее время значительный туристский потенциал Российской Федерации используется не полностью. Реализация мер межотраслевого и межсубъектно-го характера по комплексному развитию сферы туризма, реализация капиталоемких про-

ектов по развитию инфраструктуры туризма, особенно с учетом готовящихся крупномасштабных мероприятий, таких как XXII зимние Олимпийские игры, XI Паралимпийские игры в г. Сочи в 2014 году; XXVII Всемирная летняя универсиада в г. Казани в 2013 году; Форум АТЭС во Владивостоке в 2012 году и др., потребуют, по разным оценкам, притока от 400 тыс. до двух миллионов профессионалов в сферу обслуживания туристов.

Недостаток квалифицированных кадров отражается на уровне сервиса, который нередко не соответствует представлениям туристов из основных стран — доноров российского въездного туризма о его качестве. Недостаточный уровень подготовки кадров препятствует переориентации российских туристов, имеющих возможность сопоставлять качество предоставляемых услуг с аналогичными за рубежом, на внутренний туризм. К наиболее острым проблемам обеспеченности сферы туризма кадрами можно отнести следующие:

•обслуживающий персонал гостиниц, транспортных и других предприятий, оказывающих туристские услуги, невежлив, не владеет технологическими навыками работы с клиентами, не знает иностранных языков, не мотивирован на получение дополнительных квалификаций и на самосовершенствование;

•работа линейного персонала в РФ непрестижна, вакансии часто рассматриваются только как возможность временной занятости;

•очевиден процесс оттока из сферы.

Анализ статистики образования в Российской Федерации обнаруживает следующие тенденции.

1. Профильные для сферы туризма образовательные учреждения начального профессионального образования обеспечивают кадрами гостиничный и ресторанный сервис лишь в незначительной степени. Среди выпускников начального профессионального образования 2008 года данный контингент по Российской Федерации составил 18 042 человека [1. С. 245].

2. Среднее специальное образование осуществляет подготовку незначительного с учетом масштабов сферы количества специалистов. Образовательные учреждения среднего специального образования приняли в 2008 году по направлению подготовки «Сфера обслуживания» (данное направление подразуме-

вает подготовку кадров не только непосредственно для туристской сферы, оно включает также специализации (профили), не имеющие непосредственного отношения к обслуживанию туристов, например: «Сервис бытовых машин» и др.) 14,6 тыс. абитуриентов. Выпускников данного направления подготовки в том же году насчитывалось 11,8 тыс. человек [1. С. 299]. В настоящее время сложилась устойчивая практика поступления выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования в вузы по сокращенным программам обучения, что естественно в свою очередь сокращает число выпускников, трудоустраивающихся в сфере туризма на позиции линейного персонала.

3. Более оптимистичная картина кадрового обеспечения туризма складывается в системе высшего профессионального образования. Образовательные учреждения высшего профессионального образования приняли в 2008 году по направлению подготовки «Сфера обслуживания» 21,4 тыс. человек [1. С. 359]. По разным данным, вузов, выпускающих специалистов по двум основным для туристской сферы специальностям: «Социально-культурный сервис и туризм» и «Туризм» насчитывается до 400. Согласно официальной статистике Министерства образования и науки в РФ насчитывается 106 вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Туризм» и 272 вуза [3], осуществляющих подготовку по направлению «Социально-культурный сервис и туризм». Наблюдается также выраженная тенденция массового лицензирования образовательных программ по туризму непрофильными вузами.

Таким образом, можно констатировать, что основную роль в подготовке кадров для туризма играют высшие профессиональные учебные заведения. Около 250 учебных заведений высшего профессионального образования являются членами учебно-методического объединения вузов в области сервиса и туризма. Высшие профессиональные учебные заведения готовят кадры по нескольким специальностям, образовательные стандарты нового поколения (Федеральные государственные образовательные стандарты), прием абитуриентов по которым планируется с 2011 года, отвечают современным представлениям о практико-ориентированном характере обучения, академической преемственности и

мобильности. Проблемной зоной подготовки кадров системой высшего профессионального образования является отсутствие необходимой методической базы, преподавателей, тренинговых возможностей, связей с работодателями непрофильных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Средних и начальных специальных учебных заведений, готовящих специалистов для туристских фирм, гостиничного и ресторанного бизнеса, других предприятий сферы туризма сейчас явно недостаточно, в то же время туризм как сфера человеческой деятельности и открытая социокультурно-экономическая система нуждается уже сегодня в первую очередь в специалистах именно среднего звена, а также в линейном персонале, то есть в кадрах, непосредственно участвующих в обслуживании туристов.

Наряду с этим имеются проблемы, связанные с ограниченными сроками подготовки к крупномасштабным мероприятиям, имеющим для Российской Федерации большое политическое значение. Очевидно, что создать развитую сеть профессиональных образовательных учреждений СПО и НПО за короткие сроки невозможно. В этой связи актуальность приобретает разработка механизмов системы дополнительного профессионального образования (ДПО). Задачи, стоящие перед российским внутренним и въездным туризмом, настоятельно требуют создания системы мультипликации знаний и практических навыков, что наиболее целесообразно осуществлять посредством развития системы обучения обучающих. В то же время очевидно, что система непрерывного туристского образования позволила бы одновременно обучать и повышать уровень квалификации линейного персонала и менеджеров; развивать структуру опережающего обучения по заданным программам.

Таким образом, основные проблемы отечественного профильного туристского образования связаны в основном с тем, что подготовкой кадров для туризма РФ начала заниматься относительно недавно (первый государственный стандарт, устанавливающий требования к содержательному контенту образования в туризме, был принят в 1994 году), поэтому полезно и важно ознакомиться с опытом зарубежных стран, в особенности имеющих значительные въездные туристские

потоки, статистику положительной динамики сферы туризма, как по количеству обслуженных гостей, так и по вкладу туристской сферы в национальную экономику.

В этой связи особый интерес вызывает система подготовки кадров для туризма в Швейцарии. Выбор швейцарской образовательной модели обусловлен двумя важными факторами:

1) Швейцария является одной из наиболее популярных дестинаций туризма. В частности, Швейцарское управление статистики опубликовало следующие данные по результатам 2008 года: 4924 действующих отеля и средства размещения санаторного типа зафиксировали 16 млн прибытий туристов, из них 8,6 млн — это прибытия иностранных туристов (53,8%), 7,4 миллиона — граждане Швейцарии (46,2%). Количество ночлегов в 2008 году составило 37,3 млн, что является рекордным показателем с 1990 года. 57,6% ночлегов было осуществлено иностранными гостями. Приведенная выше статистика касается гостиничных предприятий. Швейцарский туризм обнаружил в 2008 году также высокие показатели альтернативного размещения: в частности, кэпминги зафиксировали 3 млн ночлегов, что составляет почти 10% от всех туристских ночлегов в стране. Число ночлегов иностранных гостей, предпочитающих данный вид размещения составило 47,8% (или 1,4 млн) от общего количества. Почти один миллион ночлегов зафиксировали в 2008 году молодежные турбазы Швейцарии; около 47% всех ночлегов составили ночлеги гостей из-за рубежа [4]. В качестве комментария к вышеприведенным статистическим данным можно добавить, что в 2008 году въездной туризм в РФ едва превысил 2 млн человек, то есть годовой иностранный въездной поток в РФ в четыре с лишним раза меньше, чем иностранный въездной поток в Швейцарию;

2) в Швейцарии находятся известные во всем мире институты гостиничного менеджмента и туризма. Одним из наиболее известных учебных заведений, в частности, является Ecole Hoteliere de Lausanne (Школа гостиничного дела в Лозанне). Школа была основана в 1893 году и считается старейшей в мире [5].

Кратко охарактеризуем социальный состав абитуриентов туристских школ в Швей-царии. Ежегодно в швейцарской государственной статистике отражаются различные индикато-

ры, характеризующие профессиональное образование. Одним из индикаторов является «Социальный статус абитуриента». Согласно статистике 2008 года 36% получающих высшее профессиональное образование происходят из семей, в которых как минимум один родитель имеет высшее образование. Однако этот показатель различается в зависимости от того, собирается ли абитуриент получать образование в университете или институте прикладных наук. Для студентов университетов этот показатель составляет 40%, для студентов институтов прикладных наук около 25%. Образование в институте прикладных наук в сочетании с возможностью получать образование без отрыва от профессиональной деятельности предоставляет обучающимся более широкие возможности в карьере.

Систему профессионального образования в Швейцарии регулирует Федеральный закон о профессиональном образовании от 13 декабря 2002 года. Закон регулирует:

1) начальное профессиональное образование,

2) продвинутое профессиональное образование,

3) дополнительное профессиональное образование,

4) квалификационные аттестации.

Начальное профессиональное образование предусматривает заключение «Договора о профессиональном обучении». Договор заключается на весь период обучения. Данный договор гарантирует обучающемуся получение практико-ориентированного профессионального образования с обязательным прохождением производственной практики.

Задачами начального профессионального образования является формирование у выпускника знаний, умений и компетенций в соответствии с заданными квалификационными характеристиками. В соответствии с учебным планом обучающимися в первую очередь должны быть освоены специфичные профессиональные навыки, позволяющие выпускникам осуществлять профессиональную деятельность компетентно и уверенно.

Параллельно обучающиеся получают базовое общекультурное образование. Его задачами являются, прежде всего: уверенное трудоустройство выпускника, его адаптация на рынке труда, а также успешная адаптация в социуме. Экономические, экологические,

социальные и культурные знания и умения, получаемые обучающимися в системе начального профессионального образования, должны обеспечить устойчивую потребность в осуществлении постоянного, в течение всей трудовой жизни повышения квалификации.

Начальное профессиональное образование длится в Швейцарии 2, 3 или 4 года. Как правило, двухлетнее обучение заканчивается экзаменом (с выдачей аттестата государственного образца) или квалификационным тестом.

В системе начального профессионального образования Швейцарии представлены следующие профессии, освоение которых предполагает трудоустройство в туризме: •служащий гостиничной сферы,

•практик ресторанного сервиса, •делопроизводитель для разных отраслей, •документовед для разных отраслей. Трех-четырехлетнее начальное профессиональное образование заканчивается, как правило, выпускным экзаменом и ведет к федеральному свидетельству о квалификации.

Свидетельство о квалификации в комплексе со средним общим образованием завершается аттестатом зрелости. Начальное профессиональное образование может быть получено и вне формализованной системы начального профессионального образования.

Трехлетняя форма начального профессионального образования в Швейцарии позволяет освоить следующие профессии из сферы туризма:

•сотрудник сервиса в ресторане,

•повар,

•специалист в гостиничном деле, •специалист по продажам.

Федеральное ведомство по профессиональному образованию и технологии Швейцарии издает административное распоряжение в соответствии с запросами представителей рынка труда либо в случае необходимости от себя.

Административное распоряжение регулирует:

1) предмет и длительность начального профессионального образования,

2) цели и задачи профессиональной практики,

3) цели и задачи общекультурного образования,

4) содержание образования и виды занятий,

5) методы присвоения квалификации, удостоверения, присваиваемые квалификации.

Начальное профессиональное образование осуществляется в Швейцарии на учебно-производственных предприятиях, в профессиональных училищах или на специальных производственных курсах. На учебно-производственных предприятиях в течение 3-4-х дней в неделю студенты обучаются профессиональным навыкам. По завершению 3-х либо 4-х летнего обучения в системе начального профессионального образования обучающиеся получают аттестат зрелости, свидетельствующий о получении параллельно с профессиональным образованием в рамках курса общего образования и сдаче выпускного экзамена.

Средние профессиональные образовательные учреждения в Швейцарии предлагают углубленное общекультурное образование, развивают личностные и социальные компетенции и углубляют профессиональные компетенции в соответствии с направлением и профилем подготовки. К системе средних профессиональных образовательных учреждений относятся Профессиональные школы и Высшие профессиональные школы

Общеобразовательный модуль учебного плана среднего профессионального образовательного учреждения обязательно содержит иностранные языки, коммуникационные технологии, математику и естественнонаучные дисциплины, социальные науки, музыку, физкультуру и спорт. Длительность обучения составляет 3 года.

Следующая после начальной и средней профессиональной третья ступень охватывает высшее профессиональное образование. Обучение ведется в так называемых институтах прикладных наук. Обучение на данной ступени предполагает получение квалификаций, требуемых при выполнении ответственных профессиональных задач. Обучение на данной ступени завершается выпускным квалификационным экзаменом и дипломом.

Система квалификационных аттестаций в Швейцарии включает в настоящее время около 350 профессиональных экзаменов. Успешно сданный экзамен ведет к свидетельству государственного образца, экзамен на получение квалификационной аттестации продвинутого

уровня сопровождается выдачей диплома. Таким образом, аттестация сотрудников сферы туризма может осуществляться и без отрыва от трудовой деятельности.

Высшие учебные заведения — институты прикладных наук реализуют программы высшего и дополнительного образования (на базе высшего образования). В туризме образовательные программы охватывают следующие виды деятельности: гостеприимство, ресторанный сервис, гостиничный сервис, туроператорская деятельность.

Четвертая ступень системы профессионального образования в Швейцарии представлена широким диапазоном образовательного предложения: в настоящее время насчитывается более 30000 курсов дополнительного образования.

Особый интерес представляет швейцарская система дополнительного образования.

Система квалификационных аттестаций (3-я ступень) позволяет пройти обучение, сдать экзамен (продвинутая профессиональная аттестация) и получить диплом по квалификациям, связанным с работой в туристской сфере:

•квалификация: управление в домоведе-нии;

•квалификация: шеф-повар;

•квалификация: управляющий в ресторанном сервисе.

Сданный профессиональный экзамен (с выдачей свидетельства государственного образца) позволяет осуществлять трудовую деятельность по следующим должностным квалификациям: управление в домоведении; управляющий рестораном; повар; администратор в отеле; менеджер.

Таким образом, анализ организационной структуры многоступенчатого профессионального туристского образования в Швейца-

рии позволяет сделать несколько важных на наш взгляд выводов.

1. Швейцарское образование в туризме носит системный характер. Система базируется на двух основных принципах: преемственности и практико-ориентированности. Причем ни преемственность, ни практико-ориентированность не носят формального характера: каждая предшествующая ступень является базой для последующей, образовательные учреждения сознательно и целенаправленно формируют важную для «пожизненного образования» компетенцию — потребность в постоянном профессиональном росте. Практико-ориентированность обеспечивается, в том числе регламентацией содержательного аспекта образовательной деятельности, осуществляемой государством по планам, согласованным с работодателями и своим собственным, исходя из национальных интересов, демографической ситуации и т.д.

2. Обучение специалистов с высшим образованием осуществляют институты прикладных наук, ставящие перед собой задачу подготовки востребованных на рынке труда кадров: с необходимым набором компетенций для эффективного трудоустройства и эффективной деятельности в туризме.

3. Швейцарская модель образования в туризме является прозрачной и позволяет легко ориентироваться во взаимозависимости полученного образования или аттестации и занимаемой должностной позиции в сфере.

Таким образом, зарубежный опыт, в особенности опыт стран с эффективным внутренним и въездным туризмом, необходимо внимательно изучать и анализировать как одно из возможных направлений подготовки специалистов для туризма, приспособленных к условиям рынка и заинтересованных и достаточно мотивированных в постоянном профессиональном развитии.

Литература

1. Образование в России — 2008. Статистический бюллетень. М.: МГУПИ, 2009. С. 245

2. Highlights2008. — www.unwto.org

3. http://mon.gov.ru. 03.04.2010

4. www.statistik.admin.ch

5. www.ehl.ch

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.