УДК 811.111 (075.8) ББК 81.2
Лаврик Елена Юрьевна
преподаватель кафедрй иностранных языков Уральский государственный лесотехнический университет
г. Екатеринбург Lavrik Yelena Yurievna Lecturer Chair of Foreign Languages Ural State Forestry Engineering University Yekaterinburg [email protected]
Иноязычная учебно-познавательная компетентность как одна из важнейших составляющих профессиональной компетентности будущих
специалистов сферы туризма Foreign-Language Learning and Cognitive Competence As One of the Most Important Components of Future Tourism Specialists’ Professional Competence
Повышение качества профессионально-ориентированной подготовки во многом зависит от способности и готовности учащихся управлять собственной учебной деятельностью, иначе говоря, владеть «умением учиться». Статья поднимает проблему самостоятельной учебной деятельности в изучении иностранного языка будущих специалистов сферы туризма.
Improving the quality of professionally-oriented training depends largely on the ability and willingness of students to manage their own learning activities, in other words, possess «the ability to learn». The article raises the issue of independent educational activity in learning a foreign language by future specialists in the sphere of tourism.
Ключевые слова: профессиональная компетентность будущих специалистов сферы туризма, иноязычная учебно-познавательная компетенция, умение учиться, самостоятельная учебная деятельность
Key words: professional competence of the future specialists in tourism, foreign language learning and cognitive competence, ability to learn, self-study activity.
Российская профессиональная школа долгие годы находилась на позициях «знаниевого» подхода, при котором основным результатом высшего образования традиционно считались знания, умения и навыки учащегося. На сегодняшний день такой результат оказался недостаточным. Неуклонно возрас-
106
тающий темп жизни, бурный поток информации и потребность в повышении качества образования привели к разработке компетентностного подхода.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы и обобщая различные точки зрения по этой проблеме, мы полагаем, что компетентность/компетенцию в целом можно определить как комплексную личностную (субъектную) категорию, обеспечивающую эффективность и качество социально-профессиональной деятельности, отражающую готовность, способность, включая мотивы, знания, умения, опыт и необходимые для деятельности личностные качества человека в теснейшей взаимосвязи всех компонентов.
Таким образом, профессиональная компетентность, связанная в первую очередь с профессиональной деятельностью человека, понимается нами как сложная интегральная социально-личностная категория, отражающая готовность и способность эффективно и качественно осуществлять профессиональную деятельность, и представляющая собой слияние психологофеноменологических характеристик понятия «компетентность/компетенция» (личные качества, мотивация, знания, умения, опыт) и объектно-предметных характеристик (объекты, предметы, субъекты и задачи профессиональной деятельности). Структура профессиональной компетентности представляет собой совокупность ключевых компетенций/компетентностей объектно-предметной направленности, каждая из которых включает в себя психологофеноменологические составляющие.
Несмотря на то, что вопрос об общепринятой классификации компетентностей/компетенций пока не нашел своего решения, для нас важно констатировать, что большинством авторов в структуре профессиональной компетентности выделяется учебно-познавательная (учебная, образовательная, самообразовательная) составляющая. Учебно-познавательная компетенция совпадает по содержанию с компетентностью познавательной деятельности И.А. Зимней, образовательной компетентностью Е.П. Белозерцева, А.Д. Гонеева, А.Г. Пашкова, В.А.Сластенина , выделяется в составе образовательной А.В. Хуторским,
а также имплицитно представлена в познавательно-творческом компоненте классификации В.А. Демина.
Это позволяет нам сделать вывод о ключевой роли учебнопознавательной компетенции в профессиональной подготовке специалиста, которая дополняется ее сквозным характером, о чем свидетельствует присутствие некоторых характеристик указанной компетенции в содержании других ключевых компетенций, входящих в состав профессиональной. В классификации компетенций по содержанию образования учебно-познавательная компетенция выступает в роли сквозной или стержневой компетенции.
Следует отметить, что область проявления учебно-познавательной компетенции не ограничивается сферой профессионального образования. Многие авторы, к позиции которых мы присоединяемся, говорят о ключевой роли познавательной компетенции по (И.А. Зимняя), а также компетенции самообучения и самообразования (Г.К. Селевко, И.С. Сергеев, В.И. Блинов и др.) в общей компетентности человека.
Итак, в соотношении профессиональной и изучаемой нами учебнопознавательной компетенции выявляются сложные взаимосвязи, обеспечивая теснейшее переплетение этих понятий.
Вслед за И.А. Зимней, А.В. Хуторским, И.А. Гиниатуллиным под учебнопознавательной компетенцией, мы понимаем комплексную личностнодеятельностную категорию, проявляющуюся в образовательной деятельности человека и в целом отражающую способность и готовность эффективно и качественно осуществлять самостоятельную учебную деятельность (СУД) в рамках организованного учебного процесса.
Относительно позиционирования учебно-познавательной компетенции в структуре профессиональной компетентности мы принимаем точку зрения И.А. Гиниатуллина, который считает, что учебно-познавательная компетенция, наряду с самообразовательной компетенцией, является частью профессиональной познавательной компетентности и «соотносится с учебным процессом, не-
посредственно управляемым со стороны преподавания». Тогда как самообразовательная компетенция выходит за рамки организованного учебного процесса и ориентируется на условия будущей профессиональной деятельности [3, с. 122].
Проблема профессиональной компетентности специалиста сферы туризма для российской педагогики является относительно новой, вследствие этого общая структура результата туристского образования с позиций компетентно-стного подхода четко не определена и требует дальнейшего всестороннего, детального изучения.
Фрагментарно профессиональная компетентность профессионала турин-дустрии представлена в научных трудах В.А. Алилуйко , М.В. Денисовой, Л.П. Кистановой, О.Ю. Марковой, Н.В. Набатовой, О.В. Фоминой, Н.П. Шабаевой и др., однако понимание профессиональной компетентности как комплекса ключевых/базовых компетенций объектно-предметной направленности, дополняемых психолого-феноменологическими характеристиками, в указанных работах не отражено. Вместе с тем, авторы выделяют некоторые отдельные ключевые компетенции, чаще коммуникативную компетенцию, как основу или важнейшую составляющую профессиональной компетентности специалиста сферы туризма. Учебно-познавательная компетенция или ее аналоги, упоминается лишь в диссертации Е.А. Алилуйко в обозначении «самообразовательной компетенции» в связи с изучением иностранного языка как «способности поддерживать и повышать в процессе самообразования уровень владения иностранным языком для непрерывного совершенствования профессиональной деятельности» [1, с.100].
Учитывая вышесказанное, мы усматриваем явное противоречие между статусом значимой ключевой/сквозной компетенции, присвоенным учебнопознавательной компетенции в общих подходах к содержанию социальнопрофессиональной компетентности человека, и недостаточной изученностью изучаемой нами категории в исследованиях, посвященных профессиональной компетентности специалиста туристской индустрии.
Изучение характеристик специалиста профессионала туристской сферы, данные в диссертациях, свидетельствует о том, что некоторые черты учебнопознавательной компетенции все же присутствуют в представленных компонентах профессиональной компетентности и теснейшим образом связаны с коммуникативной, а особенно, с иноязычной коммуникативной компетенцией, как наиболее значимыми ключевыми компетенциями в подготовке специалиста туриндустрии.
Говоря об иноязычной подготовке специалиста сферы туризма, исследователи подчеркивают ее особую профессиональную значимость и востребованность. Как справедливо замечает Л.П. Кистанова, «туризм как никакой другой социальный феномен современности предоставляет широкие возможности непосредственного контакта с представителями разных стран» [8, с. 32]. Это положение находит свое подтверждение в нормативных документах. Так государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 «Туризм» (квалификация «бакалавр») [4, с.4,5] в отношении требований, предъявляемых к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата выдвигает ряд требований по иноязычной подготовке выпускников, в целом отражающих общее содержание иноязычной коммуникативной компетенции профессионала как способности и готовности к иноязычному общению в профессиональной сфере.
Вследствие этого выявляется новое противоречие между акцентированной значимостью качественной иноязычной профессионально ориентированной подготовкой специалиста сферы туризма и отсутствием необходимых для этого условий, в том числе малое количество часов, выделяемых на изучение дисциплины «Иностранный язык» в неязыковых вузах.
По нашему мнению, решением этой проблемы может стать развитие у будущих специалистов умения учиться, т.е. способности к самостоятельной учебной деятельности в овладении иностранным языком, как в рамках учебного процесса, так и за его пределами.
Другими словами, средством для становления иноязычной коммуникативной компетенции на первых этапах профессионального образования будет являться иноязычная учебно-познавательная компетенция, развиваемая в образовательном учреждении под непосредственным руководством преподавателя, а в дальнейшем - самообразовательная компетенция, развитие которой проходит в условиях постепенно редуцирующегося педагогического управления, и которая совершенствуется за рамками организованного учебного процесса.
Необходимо заметить, что учебно-познавательная компетенция в связи с иностранным языком имеет двоякую направленность: с одной стороны, это умение учиться языку для профессиональных целей, в т.ч. и с ориентацией на будущую самообразовательную компетенцию; с другой стороны, это умение использовать язык при овладении другими профессиональными дисциплинами.
Из всего вышесказанного следует, что в профессиональной компетентности специалиста сферы туризма учебно-познавательная в сочетании с самообразовательной, равно как и коммуникативная компетенции, играют доминирующую роль, представляя собою две стороны иноязычной профессионально ориентированной подготовки.
К сожалению, уровень иноязычной подготовки будущих специалистов туристской сферы по окончании учебных заведений, несмотря на высокую востребованность работников, владеющих ИЯ, часто не соответствует все возрастающим требованиям работодателей. Это обусловлено множеством факторов: низкий формальный статус предмета «Иностранный язык» вследствие малого количества выделяемых на изучение ИЯ часов, слабое оснащение современными учебными материалами и средствами технического обслуживания вузов, недостаточная квалификация преподавательского состава и др.
Выходом из создавшейся ситуации может стать развитие у студентов с помощью специально разработанных учебно-методических комплексов упражнений иноязычной учебно-познавательной компетенции, понимаемой нами как готовность и способность к эффективному управлению СУД по овладению
иностранным языком в условиях организованного учебного процесса с постепенно нарастающей способностью к самообразованию.
Содержание иноязычной учебно-познавательной компетенции можно представить в виде совокупности теснейшим образом связанных между собой компонентов:
• мотивационный (включая целеполагание);
• деятельностный (умения, владение действиями СУД);
• знаниевый (предметные, (ауто)методические знания);
• личностный (соответствующие качества личности).
Как упоминалось выше, понятие компетентности/компетенции имеет личностно-деятельностную природу, т.е. всегда проявляется в какой-либо деятельности человека как интегральное личностное образование, тем самым формируя, так называемый, личностно-деятельностный стержневой элемент, на котором в значительной мере будут базироваться другие компоненты. Другими словами, в каждом компоненте учебно-познавательной компетенции (мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный) будут содержаться и знания, и умения, и личные качества, обеспечивая интегральность этой категории и теснейшую взаимосвязь ее компонентов. Учитывая вышесказанное, мы признаем приоритет деятельностной составляющей, во внутренней структуре которой центральное место занимает классификация умений как основа для создания обучающего комплекса.
В дополнение к вышесказанному, необходимо обозначить, что все четыре компонента иноязычной учебно-познавательной компетенции находятся в постоянном взаимодействии. Личностные качества как основа и положительная мотивация как движущая сила создают необходимые условия для добывания знаний и формирования на базе этих знаний соответствующих умений; а результатом затраченных усилий и связующим звеном в этой цепочке будет являться положительный опыт, стимулирующий появление новой мотивации и
дальнейшее развитие личностных качеств и обеспечивающий таким образом непрерывный процесс саморазвития и самообразования.
Библиографический список
1. Алилуйко Е.А. Формирование коммуникативной компетентности менеджеров туризма в процессе изучения иностранного языка. Дис. ... канд.пед.наук/ Е.А. Алилуйко. - М., 2000. - 148с.
2. Гиниатуллин И.А. Развитие специальной познавательной компетентности на старшем этапе профессионального языкового образования// Лин-гводидактика, перевод и межкультурная коммуникация/ Материалы IX международной научно-практической конференции/ Институт международных связей. - Екатеринбург: Издательство Уральского госуниверситета им. Горького, 2007. - с.102-104.
3. Гиниатуллин И.А. Самообразовательная компетенция будущего лингвиста. // Перевод и межкультурная коммуникация / Материалы VIII международной научно-практической конференции / Институт международных связей. - Екатеринбург :Издательство АМБ, 2006. - с.121-123.
4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»). - М., 2009. - 23с.
5. Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды. // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2000.- № 4. - с.34-42.
6. Денисова М.В. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов сферы туристического сервиса Дис. .канд.пед.наук/ М.В. Денисова. - Челябинск, 2006 - 180 с.
7. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование. - 2006. - № 8. - с.20-26.
8. Кистанова Л.П. Ситуативно-тезауурусный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов турин-дустрии. Дис. ... канд.пед.наук/ Л.П. Кистанова - Сочи, 2006. - 193 с.
9. Маркова О.Ю. Страноведческий аспект профессиональной подготовки студентов туристского вуза в процессе изучения иностранного языка. Дис. ... канд.пед.наук/ О.Ю. Маркова. - М., 2000. - 176с.
10. Набатова Н.В. Развитие профессиональной компетентности студентов туристского вуза на примере иностранного языка. Дис. ... канд.пед.наук/
Н.В. Набатова. - Сходня: 2000. - 146с.
11. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 368с.
12. Селевко Г.К. Компетентности и их классификация. // Народное образование. - 2004. - № 4. - с.138-143.
13. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. - М.: АРК-ТИ, 2007. - 132 с.
14. Фомина О.В. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности студентов колледжа гостиничного и ресторанного бизнеса. Дис. ... канд.пед.наук/О.В. Фомина. - М., 2005. - 182с.
15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. - Центр «Эйдос», 2002. - [Электронный ресурс] -www.eidos.ru/news/compet.htm.
16. Шабаева Н.П. Профессионально-ориентированные учебно-речевые
ситуации в подготовке специалистов для сферы туризма (на примере обучения
англ.яз). Дис. .канд. пед. наук/Н.П. Шабаева. - Сходня, 2004. - 195с.
Bibliography
1. Aliluiko, E.A. Communicative Competence Formation of Tourism Man-
agers in the Process of Learning a Foreign Language: Dis. ... Candidate of Ped. / E.A. Aliluyko. - M., 2000. - 148p.
2. Demin, V.A. The Professional Competence of the Expert: Concept and
Types // Standards and Monitoring in Education. - 2000. - № 4. - P.34-42.
3. Denisov, M.V. Future Specialists’ Professional Competence Formation
in the Field of Tourism Dis. . Candidate of Ped./ M.V. Denisov. -Chelyabinsk, 2006 - 180 p.
4. Fomin, O.V. Pedagogical Conditions for Professional Competence For-
mation of Hotel and Restaurant Business College Students: Dis. ... Candidate of Ped. / O.V. Fomin. - Moscow, 2005. - 182 p.
5. Giniatullin, I.A. Cognitive Development of Special Competence on the
Senior Stage of Professional Language Education // Linguodidactics, Translation and Intercultural Communication / Materials of IX International Scientific Conference / Institute of International Relations. -Yekaterinburg: Ural State University n. a. M. Gorky, 2007. - P.102-104.
6. Giniatullin, I.A. Self-Education Competence of a Future Linguist //
Translation and Intercultural Communication / Proceedings of the VIII International Scientific Conference / Institute of International Relations. - Yekaterinburg: AMB Publishing 2006. - P.121-123.
7. Khutorskoy, O.V. Key Competencies and Educational Standards: Report
of the Department of Education Philosophy and the Theory of Pedagogy in RAS. - April 23, 2002. - Center "Eidos", 2002. - [Electronic Resource] - Access Mode: www.eidos.ru/news/compet.htm.
8. Kistanova, L.P. Thesaurus Situational Approach to the Future Tourism
Specialists’ Foreign Language Communicative Competence For-
mation. Dis. ... Candidate of Ped./ L.P. Kistanova - Sochi, 2006. -193 p.
9. Markov, O. Cross-Cultural Training Aspect of Higher Tourist School
Students in the Process of Learning a Foreign Language. Dis. ... Candidate of Ped. / O. Markov. - M., 2000. - 176 p.
10. Nabatova, N.V. Professional Development of Higher Tourist School
Students By the Example of a Foreign Language. Dis. ... Candidate of Ped./ N.V. Nabatova. - Skhodnya: 2000. - 146 p.
11. Pedagogy of Professional Education: Textbook for Higher Pedagogical
School Students / E.P. Belozertsev, A.D. Goneyev, A.G. Pashkov, et al. // Ed. by V.A.Slastenin. - M.: "Academy" Ed. Center, 2004. - 368 p.
12. Selevko, G.K. Competences and Their Classification // Education. -
2004. - № 4. - P.138-143.
13. Sergeev, I.S., Blinov, V.I. How to Implement a Competence-Based Ap-
proach in the Classroom and in Extracurricular Activities: Practical Guide. - Moscow: ARKTI, 2007. - 132 p.
14. Shabaeva, N.P. Professionally-Oriented Training and Speech Situations
in Training for the Tourism Industry. Dis. ... Candidate of Ped. / N..P. Shabaeva. - Skhodnya, 2004. - 195 p.
15. The Federal State Standard of Higher Education in 100400 Tourism
(Qualification (Degree) "Bachelor"). - Moscow, 2009. - 23 p.
16. Zimnyaya, I.A. The Competence Approach. What Is Its Place in the Ap-
proaches to the Problems of Education? (Theoretical and Methodological Aspect) / Higher Education. - 2006. - № 8. - P.20-26.