Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА ЛИЦА, СКРЫВШЕГОСЯ С МЕСТА ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ'

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА ЛИЦА, СКРЫВШЕГОСЯ С МЕСТА ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожно-транспортные происшествия / розыск лица / осмотр места происшествия / следователь / взаимодействие / road traffic accidents / search for a person / inspection of the scene / investigator / interaction

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Карагодин Валерий Николаевич, Шеметов Алексей Константинович

В статье рассмотрены основные направления поиска лица, оставившего место совершенного им дорожно-транспортного происшествия, проблемы организации и проведения осмотра мест дорожно-транспортных происшествий. Предпринята попытка обобщения существующих рекомендаций, направленных на повышение эффективности осмотра места происшествия подобного рода, а также розыск неустановленного участника. Предложены рекомендации по использованию современных поисковых средств и налаживанию продуктивного взаимодействия с различными подразделениями и ведомствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Карагодин Валерий Николаевич, Шеметов Алексей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TOOLS AND DIRECTIONS FOR SEARCHING FOR A PERSON WHO HIDDEN FROM THE SCENE OF A TRAFFIC ACCIDENT

The article discusses the main directions of searching for a person who left the scene of a traffic accident, the problems of organizing and conducting inspections of traffic accident sites. An attempt has been made to summarize existing recommendations aimed at increasing the efficiency of inspecting the scene of an incident of this kind, as well as searching for an unidentified participant. Recommendations are offered on the use of modern search tools and establishing productive interaction with various departments and departments.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА ЛИЦА, СКРЫВШЕГОСЯ С МЕСТА ДОРОЖНО ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ»

Научная статья УДК 343.985

Безопасность дорожного движения -

© Карагодин В.Н., Шеметов А.К., 2024

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОИСКА ЛИЦА, СКРЫВШЕГОСЯ С МЕСТА ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

'Валерий Николаевич Карагодин, 2Алексей Константинович Шеметов

'^Екатеринбургский филиал ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации имени

А.Я. Сухарева»

[email protected]

[email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления поиска лица, оставившего место совершенного им дорожно-транспортного происшествия, проблемы организации и проведения осмотра мест дорожно-транспортных происшествий. Предпринята попытка обобщения существующих рекомендаций, направленных на повышение эффективности осмотра места происшествия подобного рода, а также розыск неустановленного участника. Предложены рекомендации по использованию современных поисковых средств и налаживанию продуктивного взаимодействия с различными подразделениями и ведомствами.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, розыск лица, осмотр места происшествия, следователь, взаимодействие

Для цитирования: Карагодин В.Н., Шеметов А.К. Современные средства и направления поиска лица, скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия // Безопасность дорожного движения. 2024. № 1. С. 50-52.

Original article

MODERN TOOLS AND DIRECTIONS FOR SEARCHING FOR A PERSON WHO HIDDEN FROM THE SCENE OF A TRAFFIC ACCIDENT

'Valery N. Karagodin, 2Alexey K. Shemetov

1,2Ekaterinburg branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Academy»

Investigative Committee of the Russian Federation named after A.Ya. Sukharev»

'[email protected]

[email protected]

Abstract. The article discusses the main directions of searching for a person who left the scene of a traffic accident, the problems of organizing and conducting inspections of traffic accident sites. An attempt has been made to summarize existing recommendations aimed at increasing the efficiency of inspecting the scene of an incident of this kind, as well as searching for an unidentified participant. Recommendations are offered on the use of modern search tools and establishing productive interaction with various departments and departments.

Keywords: road traffic accidents, search for a person, inspection of the scene, investigator, interaction For citation: Karagodin VN., Shemetov A.K. Modern tools and directions for searching for a person who hidden from the scene of a traffic accident // Road Safety. 2024. № 1. P. 50-52.

Несмотря на намечающиеся положительные тенденции к снижению количества дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП), остается практически неизменной доля виновных, скрывающихся с места преступного события. По данным официальной статистики, в 2023 году почти 10% водителей после совершения ДТП скрылись с места происшествия [1].

Как показывает следственная практика, значительная часть подозреваемых предпринимают попытки сокрытия содеянного, в частности, уничтожают следы на транспортных средствах, своей одежде, демонстрируют ложное алиби, вовлекают в противодействие расследованию лжесвидетелей, инсценируют совершение преступления в области дорожного движения другими лицами и т.п.

В связи с этим своевременный розыск подозреваемых, скрывшихся с места ДТП, имеет исключительное значение для успешного расследования уголовного дела.

Как известно, направление розыскных мероприятий определяется с учетом ситуаций, формирующихся к моменту прибытия на место происшествия.

Наиболее сложные для разрешения ситуации возникают, когда ДТП произошло в отсутствии очевидцев, и следы были обнаружены спустя определенное время после события.

Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве случаев виновники ДТП скрываются с места совершения преступления на том же транспортном средстве, на котором были совершены противоправные действия.

В подобных ситуациях меры по розыску указанного транспортного средства организуются еще до прибытия следственно-оперативной группы на место происшествия.

Локализация и характер следов, обнаруженных на месте происшествия, позволяют выдвигать предположения о типе и марке скрывшегося автотранспорта, а также о повреждениях, которые могли образоваться на нем в результате контакта с другими объектами.

При этом следует установить местоположение камер видеонаблюдения, расположенных рядом с территорией, где произошло ДТП, сделать копии и проанализировать видеозаписи с целью установ-

Road

ления возможных путей передвижения скрывшегося транспорта.

С учетом полученной информации необходимо ориентировать посты и патрули дорожно-патруль-ной службы по пути направления транспортного средства, организовать его преследование по «горячим следам» силами подвижных механизированных и (или) специально созданных групп сотрудников Госавтоинспекции, других подразделений органов внутренних дел в целях обнаружения и задержания виновного.

При выдвижении розыскной версии о возможном маршруте передвижения целесообразно использование карт местности, прилегающей к месту аварии.

При организации поисковых действий рекомендуется также устанавливать и проверять автозаправочные станции, мойки, ремонтные мастерские, предприятия торговли, расположенные по предполагаемому маршруту движения, на предмет наличия там скрывающегося водителя, замаскированного транспортного средства.

В случае получения сведений о том, что подозреваемым был отремонтирован автомобиль, целесообразно выяснять, в каком месте проводился ремонт, какие кузовные детали заменены.

При этом в месте, где ремонтировалась машина, следует изымать не только документы на оплату услуг, но и демонтированные детали, поврежденные фрагменты замененных узлов.

Не должна исключаться возможность посещения скрывшимся водителем придорожных аптек, магазинов мелкой розничной торговли, где он мог приобрести средства первой медицинской помощи, продукты питания, выполнять манипуляции по остановке кровотечения, а также по перевязке и нанесению препаратов на телесные повреждения, полученные в ходе ДТП.

При получении сведений о выполнении таких действий рекомендуется изымать не только кассовые чеки, материалы видеонаблюдения, но и осматривать туалетные комнаты, мусорные контейнеры с целью обнаружения упаковки от медицинских препаратов, остатков перевязочных материалов со следами крови, других выделений организма разыскиваемого субъекта.

При наличии свидетелей-очевидцев ДТП важное значение приобретает получение у них объективных и достоверных сведений об обстоятельствах и участниках события.

Следует отметить, что, как правило, очевидцы ДТП могут находиться в шоковом состоянии, испытывать сильное потрясение, поэтому следует учитывать, что их объяснения могут быть сильно искажены по сравнению с произошедшим.

В свою очередь, возможна ситуация, когда очевидцы не могут определить тип, модель транспортного средства, называют разные цвета его кузова. В такой ситуации целесообразно предъявлять изображения, используя компьютерные устройства, подключенные к сети Интернет.

Стоит отметить, что с 1 января 2017 года техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» [2] были установлены требования, в соответствии с которыми все транспортные средства должны быть оснащены такими устройствами вызова, как системы оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС».

В соответствии с установленным алгоритмом после того, как произошло ДТП, и активации экстренной кнопки местонахождение транспортного

Safety

средства определяется с использованием спутникового позиционирования ГЛОНАСС (GPS). При этом следует учитывать, что активация устройства происходит лишь при значительной силе произошедшего удара, а данные могут быть переданы только в условиях имеющегося сигнала сотовой связи [3].

К сказанному следует добавить, что информация о типе и марке транспортного средства может быть получена при изучении следов, оставленных на поверхности дорожного покрытия, на одежде трупа, оставшегося в живых потерпевшего, на преградах, с которыми произошло столкновение, отделившихся от разыскиваемого объекта узлов, деталей, полимерных материалов, лакокрасочного покрытия, горюче-смазочных материалов и т.п.

По рисунку протектора, а также по размерам отдельных его элементов, отразившихся в следах на месте происшествия, также можно сделать предположительный вывод о том, оставлены они шинами грузового или легкового автомобиля, малолитражной автомашиной, мотоциклом, мопедом и т.п. [4].

Расстояние между повторяющимися отражениями дефектов шин свидетельствует о длине окружности колеса, что, несомненно, способствует конкретизации версий о типе и марке скрывшегося автомобиля.

Высота повреждений на преградах, причиненных бампером, выступающими элементами кузова и багажника, позволяет судить о габаритах, а следовательно, о типе и марке скрывшегося автомобиля.

Необходимо отметить, что нередко водители, отъехав на определенное расстояние от места происшествия, останавливаются, чтобы осмотреть автотранспорт, замаскировать полученные повреждения, удалить следы крови, краски, отделить поврежденные элементы бампера, крыльев, другие мешающие передвижению и бросающиеся в глаза узлы и детали [5].

Здесь же могут приниматься меры по удалению с собственной одежды следов преступления. При этом используются тряпки, салфетки, которые затем выкидываются на месте остановки.

Обнаружение и последующее экспертное исследование подобных следов на указанных территориях позволяет идентифицировать участника ДТП, получить доказательства выполнявшихся им действий по совершению и сокрытию преступления.

О направлении движения можно судить по следам протектора шин скрывшегося автотранспорта. В большинстве ситуаций наезду, столкновению предшествует торможение скрывшегося автомобиля.

Как известно, следы торможения становятся более плотными и контрастными по мере снижения скорости и в большей степени выражены на участке остановки или минимального снижения скорости транспорта [6].

На месте происшествия могут быть обнаружены и другие материальные следы, отражающие направление движения скрывшегося автотранспорта.

В процессе построения версий необходимо учитывать не только наличие, но и характер, локализацию и последовательность образования таких следов.

В этих целях рекомендуется формирование с помощью средств компьютерной техники фото-и видеоизображений указанных следов, располагаемых в последовательности, отражающей предполагаемое время их образования.

Подобные композиции изображений и используются следователем или специалистом в ходе осмотра места происшествия. Изготовление таких компо-

№ 1/2024

51

Безопасность дорожного движения

зиций доступно лицу, обладающему умениями рядового пользователя компьютерной техники.

Таким образом, следует отметить, что розыскная деятельность следователя в указанных условиях должна представлять собой комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных в тактическую операцию, единственной целью которой должно стать задержание скрывшегося лица.

Как и при проведении любого вида тактических операций, эффективность каждого отдельного мероприятия и в общем их комбинации зависит не только от содержания проводимых манипуляций, но и от грамотного взаимодействия и тесной кооперации всех ее участников.

Список источников

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 40 с.

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (ред. от 27.09.2023) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (вместе с «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств») // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 09.02.2024).

3. Трофимов Д.А. Транспортная безопасность в системе национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3(39). С. 122-125.

4. Пархоменко Е.А., Гольчевский Г.Ф. Розыск транспортных средств, скрывшихся с месте ДТП // Актуальные вопросы транспортной безопасности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 154-157.

5. Миронов А.М. Особенности проведения осмотра места происшествия по фактам ДТП с участием виновного лица, впоследствии скрывшегося с места происшествия //

Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью. Всероссийская научно-практическая конференция. 2016. С. 199-203.

6. Данилкина В.М., Шеметов А.К. Отдельные особенности проведения следственного осмотра при расследовании дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 41-44.

References

1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al. Road traffic accident rate in the Russian Federation for 9 months of 2023: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 40 p.

2. Decision of the Customs Union Commission dated 09.12.2011 № 877 (as amended on27.09.2023) «On the adoption of the technical regulations of the Customs Union «On the safety of wheeled vehicles» (together with «TR CU 018/2011. Technical regulations of the Customs Union. About safety of wheeled vehicles») // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 09.02.2024).

3. Trofimov D.A. Transport security in the national security system // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. № 3(39). P. 122-125.

4. Parkhomenko E.A., Golchevsky G.F. Search for vehicles that fled the scene of an accident // Current issues of transport safety: collection of materials from the All-Russian scientific and practical conference. 2017. P. 154-157.

5. Mironov A.M. Peculiarities of conducting an inspection of the scene of an accident involving a guilty person who subsequently fled the scene // Criminal procedural and forensic problems in the fight against crime. All-Russian scientific and practical conference. 2016. P. 199-203.

6. Danilkina V.M., Shemetov A.K. Certain features of the investigative inspection during the investigation of traffic accidents // Road Safety. 2023. № 2. P. 41-44.

Информация об авторах

В.Н. Карагодин - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой криминалистики Екатеринбургского филиала ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарева»

А.К. Шеметов - старший преподаватель кафедры криминалистики Екатеринбургского филиала ФГКОУ ВО «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации имени А.Я. Сухарева»

Контакты: ул. Щорса, д. 18, Екатеринбург, Россия, 620142 Information about the authors

V.N. Karagodin - Doctor of Sciences шт Jurisprudence, Professor, Head of the Department of Criminology of the Ekaterinburg Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation named after A.Ya. Sukharev»

A.K. Shemetov - Senior lecturer at the Department of Criminalistics of the Ekaterinburg Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation named after A.Ya. Sukharev»

Contacts: ul. Shchorsa, d. 18, Ekaterinburg, Russia, 620142

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 19.02.2024; принята к публикации 26.02.2024. The article was submitted 12.02.2024; approved after reviewing 19.02.2024; accepted for publication 26.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.