Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилкина В. М., Шеметов А. К.

В статье рассмотрены основные проблемы организации и проведения осмотра мест дорожно-транспортных происшествий. Предпринята попытка обобщения существующих трудностей. Предложены рекомендации по повышению эффективности тактики производства указанных следственных действий. Обоснована авторская позиция, направленная на совершенствование технической оснащенности следственных групп, тактики производства исследования обстановки подобных событий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данилкина В. М., Шеметов А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN FEATURES OF THE INVESTIGATIVE INSPECTION DURING THE INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

The article presents the main problems of organizing and conducting an inspection of the places of road accidents. An attempt was made to generalize the existing difficulties. Recommendations are proposed to improve the efficiency of tactics for the production of these investigative actions. The author's position is substantiated, aimed at improving the technical equipment of the investigation teams, the tactics of conducting research on the situation of such cases.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ»

Научная статья УДК 343.985

Road Safety-

© Данилкина В.М., Шеметов А.К., 2023

ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

'Виталия Михайловна Данилкина, 2Алексей Константинович Шеметов

'Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Екатеринбургский филиал Московской академии Следственного комитета Российской Федерации

[email protected]

[email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы организации и проведения осмотра мест дорожно-транспортных происшествий. Предпринята попытка обобщения существующих трудностей. Предложены рекомендации по повышению эффективности тактики производства указанных следственных действий. Обоснована авторская позиция, направленная на совершенствование технической оснащенности следственных групп, тактики производства исследования обстановки подобных событий.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, осмотр места дорожно-транспортного происшествия, тактика следственного осмотра, следователь, взаимодействие следователя с участниками следственных действий

Для цитирования: Данилкина В.М., Шеметов А.К. Отдельные особенности проведения следственного осмотра при расследовании дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 41-44.

Original article

CERTAIN FEATURES OF THE INVESTIGATIVE INSPECTION DURING THE INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

'Vitaliya M. Danilkina, 2Alexey K. Shemetov

'Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Yekaterinburg Branch of the Moscow Academy Investigative Committee of the Russian Federation

'[email protected]

[email protected]

Abstract. The article presents the main problems of organizing and conducting an inspection of the places of road accidents. An attempt was made to generalize the existing difficulties. Recommendations are proposed to improve the efficiency of tactics for the production of these investigative actions. The author's position is substantiated, aimed at improving the technical equipment of the investigation teams, the tactics of conducting research on the situation of such cases.

Keywords: traffic accidents, inspection of the scene of a traffic accident, tactics of investigative inspection, investigator, interaction of the investigator with participants in investigative actions

For citation: Danilkina V.M., Shemetov A.K. Certain features of the investigative inspection during the investigation of traffic accidents // Road Safety. 2023. № 2. P. 41-44.

Осмотр места дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) традиционно занимает ведущее место в числе инструментов установления механизма произошедшего, обстоятельств и участвующих в нем лиц.

В ходе исследования условий, в которых произошло ДТП, субъект расследования получает основной объем доказательственной информации, закладывающейся позже фундаментом обвинения конкретного лица в инкриминируемом посягательстве. Сказанное значительно усиливается в ситуациях совершения ДТП, влекущих гибель человека, а тем более нескольких лиц.

Несмотря на то, что статистика ДТП в России сохраняет позитивную динамику на уменьшение (в2020 годупроизошло 145 073 ДТП,в2021 году-133331, в 2022 году - 126 705), число погибших россиян ежегодно остается внушительным (в 2022 году в ДТП погибли 14 172 человека) [1], а сложность расследования столь резонансных событий остается на высоком уровне.

Для проведения первоначальных следственных действий на месте ДТП следователю необходимо не только соблюдать нормы уголовно-процессуального законодательства, обладать специальными познаниями, эмоционально-волевыми качествами, но и владеть так-

тическими приемами осмотра повреждений транспортных средств и знать специфику работы механизмов и особенности оставляемых ими следов [2].

Одним из наиболее распространенных видов следственных действий при расследовании преступлений рассматриваемой группы является осмотр места ДТП.

Осмотр места происшествия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ [3] (далее -УПК РФ) относится к числу следственных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК РФ). Порядок его осуществления регламентируется ст. 180 УПК РФ, устанавливающей обязательные требования к протоколу осмотра [4].

По справедливому утверждению Е.И. Сизовой, результаты, полученные в ходе осмотра, в подавляющем большинстве случаев являются единственным средством получения необходимых доказательств, что напрямую влияет на исход всего производства по уголовному делу [5].

Следует упомянуть и о том, что место происшествия в подавляющем большинстве случаев находится на оживленных участках движения транспортных средств, наиболее сложных для маневра территориях, охватывает значительную площадь.

Безопасность до]

В результате следственный осмотр проводится субъектом расследования в максимально сжатые сроки (для оперативного восстановления движения транспортных средств, устранения образовавшихся заторов, ликвидации опасных последствий произошедшего).

Локализация места происшествия зачастую охватывает большую по площади территорию, включающую в себя несколько отдельных участков, где могли происходить разные по содержанию и характеру события.

Все это требует более масштабных организационных мероприятий еще на этапе подготовки к исследованию места события, включения в общую деятельность представителей различных ведомств и структур, их взаимодействия, оперативного решения возникающих трудностей.

Отсутствие слаженности в работе приводит к тому, что субъект осмотра начинает свою работу в процессе разбора последствий ДТП или после перемещения основных узлов и агрегатов, участвовавших в искомом событии.

При организации производства следственного действия на оживленных участках дорог возникает необходимость перекрытия путей подъезда и отъезда, организации маршрутов объезда либо ограниченного перемещения транспортных средств через участки, на которых произошло ДТП.

Названные обстоятельства снижают эффективность осмотра, приводят лишь к частичному, выборочному исследованию местности, исключают из объекта исследования значимые территории.

Несмотря на существующий алгоритм совместных действий, организация сохранности места происшествия требует значительного времени, большого числа привлекаемых специалистов.

Это может быть усугублено сопутствующим разрушительным действием поврежденных в результате ДТП транспортных средств, особенно в тех случаях, когда до столкновения они перевозили легковоспламеняющиеся, ядовитые и другие опасные вещества, угроза распространения и действия которых сохраняется значительное время.

Быстро меняющаяся обстановка требует если не сохранения (что является наиболее оптимальным, но трудно реализуемым), то по крайней мере подробной фиксации всех изменений с момента произошедшего.

Как представляется, наиболее эффективным средством решения названной задачи будет размещение в таких местах видеокамер по приезде на место первых экипажей инспекторов дорожно-патрульной службы, организующих перекрытие дороги или ее участка и обеспечивающих движение после организации блокировки.

Записывающее оборудование рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы оно фиксировало не только изменение маршрута транспортных средств, движение которых разрешено рядом или непосредственно в месте происшествия, но и как можно большую площадь, на которой могут находиться следы произошедшего.

С учетом значительной площади мест большинства ДТП требуется установка нескольких видеозаписываю-щих устройств, а возможно и использование аэродинамической съемки с привлечением беспилотных летательных аппаратов.

Использование таких средств позволит следователю эффективнее и быстрее оценить обстановку места происшествия, наметить план осмотра и организовать взаимодействие различных подразделений по проблемным вопросам.

Как справедливо отмечают Е.В. Прокофьева, Р.А. Мерзликин и В.А. Гаужаев, «именно иллюстративный материал, полученный посредством применения

>жного движения -

беспилотных летательных аппаратов, будет являться наиболее достоверным, всесторонним и информативным доказательством при расследовании дорожно-транспортных происшествий» [6].

Указанные обстоятельства приводят к необходимости взаимодействия с различными подразделениями МВД, другими структурами и службами, а также организациями, обладающими требуемым оборудованием. Подобная совместная деятельность должна быть организована в кратчайшие сроки.

Значительный охват территорий, на которых произошло ДТП (например, столкновение более десяти транспортных средств, столкновение локомотива и транспортного средства на железнодорожном переезде), подталкивает к необходимости использования линейно-фронтального приема осмотра с разбивкой местности на отдельные секторы, квадраты, полосы.

На участках, подвергающихся исследованию в указанных условиях, формируются отдельные следственно-оперативные группы, включающие следователя и содействующих ему специалистов и понятых.

В данном контексте К.А. Костенко и В.Ф. Крючкова справедливо подчеркивают, что в целях единообразного отражения в протоколах отдельных субъектов указанных следственных действий должны использоваться общие ориентиры, а привязка каждого объекта осуществляться по общей формуле описания предметов и следов, выбранной всей следственной группой [7].

Действительно, можно говорить о том, что это позволит если не объединить сведения, собранные отдельными участниками в тексте одного протокола осмотра, то хотя бы подготовить понятный обобщенный доклад о проделанной работе вышестоящему руководству.

Зачастую в силу серьезных столкновений, наездов на препятствия происходит значительное повреждение кузовных элементов автотранспорта, а также его функциональных агрегатов.

В восстановлении картины произошедшего существенную помощь могут оказать следователю свидетели и очевидцы. Их поиск и организация работы с ними должны быть налажены еще до следственного действия или при проведении осмотра места происшествия [8].

Предоставленные ими данные должны использоваться для выдвижения и проверки различных версий произошедшего, правильной и эффективной организации осмотра.

Следственная ситуация может значительно осложниться тем, что ДТП часто приводит к серьезным психотравмирующим последствиям для людей, ставших очевидцами такого события.

Как небезосновательно утверждает Ю.И. Безруков, «даже незначительные ДТП оказывали шокирующее воздействие на участников, сам факт аварии активно присутствовал в сознании ее участников» [9].

В данном случае следователь при допросе свидетелей, ставших очевидцами ДТП со смертельным исходом, может обратиться за помощью психолога.

Заслуживает внимания позиция Ю.И. Невакшо-нова, согласно которой грамотно выстроенная с учетом рассмотренных нюансов работа с очевидцами и свидетелями ДТП позволяет более эффективно организовать проведение осмотра места происшествия [10].

Для более успешного решения следователем поставленных задач рекомендуется на постоянной основе взаимодействовать со специалистами-психологами и при проведении последующих следственных действий, так как восстановление в памяти картины ДТП может стать побудителем посттравматического стрессового расстройства [11].

Road

Свидетели и очевидцы далеко не единственный источник данных об интересующем событии. Названные сведения могут быть получены в ходе копирования информации, накапливаемой благодаря работе камер, фиксирующих обстановку на дорогах, видеорегистраторов участников дорожного движения, записывающих устройств, установленных стационарно на предприятиях торговли, оказания услуг вблизи от места ДТП.

Доступ к их содержимому должен быть получен также в ходе осмотра, что будет способствовать грамотной оценке произошедшего, полному и всестороннему изучению обстановки и оставленных следов.

Для этого следователь, выезжающий на место ДТП, должен иметь технические средства, позволяющие обрабатывать видеоизображения, вести трансляцию, а также средства обнаружения оптических устройств и оборудование, в памяти которого может храниться требуемая информация [12].

В условиях ограниченного времени и необходимости устранения последствий ДТП в разборе механизма произошедшего события, последовательности протекания отдельных действий помощь следователю способны оказывать и опытные специалисты, привлекаемые к исследованию обнаруженных узлов и агрегатов, следов их воздействия друг на друга, окружающие предметы и людей [13].

При этом в ходе осмотра могут участвовать не только лица, обладающие специальными знания в области автотехники, но и представители иных профессиональных групп, владеющие необходимой следователю информацией.

Напомним, что формы взаимодействия следователя со сведущими лицами при проведении следственных действий могут иметь как процессуальную регламентацию, так и осуществляться на основе непроцессуального взаимодействия.

В качестве наиболее приемлемой формы использования подобных узкопрофильных сведений является консультативная деятельность привлекаемых лиц, доступ которых может быть оперативно обеспечен в этих условиях.

Например, при осмотре места ДТП с участием дорожно-ремонтной, строительной техники значительную помощь могут оказать лица, которые по роду деятельности постоянно сталкиваются с эксплуатацией подобных машин, их ремонтом и обслуживанием.

Они могут оказать содействие следователю в понимании устройства и принципов работы отдельных узлов, их расположения относительно друг друга, способа фиксации и других характеристик.

Продолжая рассматривать особенности проведения следственного осмотра места ДТП, отметим, что личная безопасность его участников имеет особое значение.

Следователь, будучи организатором следственного действия, несет непосредственную ответственность за обеспечение сохранности жизни и здоровья всех участвующих в нем лиц [14].

Им должно быть организовано выставление защитных конструкций, препятствующих выезду на огражденные участки, осуществлен подробный инструктаж участвующих в обеспечении охраны места происшествия сотрудников, а также контроль за передвижением участников следственного осмотра.

В ряде ситуаций требуется минимизация участия лиц, жизнь которых может быть подвергнута опасности. В этой связи в соответствии со ст. 170 УПК РФ возможно использование технических средств фиксации хода и результатов проводимого осмотра вместо живого участия в следственном действии понятых.

Safety

Производство подобных замен должно осуществляться с учетом требований и целей, задуманных и озвученных законодателем в названной норме, а видеозапись производиться непрерывно и в надлежащем качестве и фиксировать обстоятельства, на которые следователь делает акцент.

Еще одно обстоятельство, которое может быть выделено в череде основных трудностей на пути к достижению эффективности осмотра подобного рода -наличие нескольких погибших, тела которых находятся на месте происшествия.

Первоначальная фиксация положения трупов, производимые с ними манипуляции должны быть учтены, запечатлены на схемах и в фототаблице, прилагаемой к протоколу осмотра.

Детальная фиксация положения участников ДТП сразу после события может быть осуществлена с применением иных средств.

Места нахождения участников, которые к моменту приезда следователя эвакуированы или перемещены, также должны быть подробно осмотрены и описаны в протоколе.

Осмотр трупов в данном случае может быть осложнен множественными повреждениями, полученными в результате воздействия узлов и агрегатов транспортного средства, которые к моменту исследования могут располагаться на значительном расстоянии [15].

Для наиболее полной фиксации картины имеющихся ран и следов контакта рекомендуется использовать помощь специалистов в области судебной медицины.

По нашему убеждению, решение проблем, рассмотренных в рамках настоящей публикации, позволит увеличить эффективность проведения следственного осмотра при расследовании преступлений в области дорожного движения.

Список источников

1. Баканов К.С., Ляхов П.В., Айсанов А.С. и др. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с.

2. Морозова Н.В. Общетеоретические аспекты проведения осмотра места происшествия при расследовании преступлений // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2021. № 4(89). С. 48-52.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 05.06.2023).

4. Татаров Л.А. Осмотр места ДТП: типичные ошибки // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16.С. 111-113.

5. Сизова Е.И. Особенности осмотра места происшествия при расследовании ДТП // Advanced science: сборник статей XV Международной научно-практической конференции. 2020. С. 107-109.

6. Прокофьева Е.В., Мерзликин Р.А., Гаужаева В.А. Возможности применения беспилотных летательных аппаратов при осмотре места происшествия по факту ДТП // Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2023. С. 305-306.

7. Костенко К.А., Крючкова В.Ф. Актуальные вопросы формирования следственных ситуаций на первоначальном этапе расследования ДТП, произошедших на железнодорожных путях // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы борьбы с преступностью: сборник статей межведомственного круглого стола, регионального круглого стола и Всероссийской научно-практической конференции. Орёл, 2020. С. 62-66.

Безопасность до]

8. Морозова Н.В., Чаплыгина А.Д. Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Современная наука. 2020. № 2. С. 10-12.

9. Безруков Ю.И. Работа специалиста-психолога в расследовании дорожно-транспортных происшествий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 4. С. 126-128.

10. Невакшонов Ю.И. Участие специалиста-психолога при расследовании дел о ДТП // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 650-653.

11. Оловянников Д.Ю., Горенко В.А. Применение сотрудником полиции специальных психологических знаний при расследовании ДТП: теория и практика // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: достижения и проблемы применения: сборник научных статей V Международной студенческой научно-практической конференции. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 161-164.

12. Шолохов С.В., Коргин А.В., Васюков В.Ф. К вопросу о роли использования технико-криминалистических средств в доказывании по уголовным делам // Современное уголовно-процессуальное право России - уроки истории и проблемы дальнейшего реформирования: сборник материалов Всероссийской конференции. 2015. С. 343-348.

13. Остробородов В.В., Обухов И.А., Остробородо-ва А.В. Тактические особенности осмотра места происшествия при дорожно-транспортных происшествиях, в том числе с летальным исходом // Закон и право. 2021. № 11. С. 244-248.

14. Гонтарев А.А. Организационные основы подготовительного этапа осмотра места дорожно-транспортного происшествия // Юридический вестник Самарского университета. 2021. Т. 7. № 4. С. 136-141.

15. Шеметов А.К. Особенности осмотра места массовой гибели людей / Теория и практика борьбы с преступностью: сборник научных трудов / под ред. Н.С. Расу-ловой. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2022. С. 264-267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Aisanov A.S. et al. Road traffic accidents in the Russian Federation for 2022: information and analytical review. M.: Federal public establishment «Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation», 2023. 150 p.

2. Morozova N.V. General theoretical aspects of the inspection of the scene in the investigation of crimes // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2021. № 4(89). P. 48-52.

3. The Code of Criminal Procedure of the Russian Federation dated 18.12.2001 № 174-FZ // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 05.06.2023).

>жного движения -

4. Tatarov L.A. Inspection of the scene of an accident: typical mistakes // Theory and practice of social development. 2015. № 16. P. 111-113.

5. Sizova E.I. Features of the inspection of the scene during the investigation of a traffic accident // Advanced science: collection of articles of the XV International Scientific and Practical Conference. 2020. P. 107-109.

6. Prokofieva E.V, Merzlikin R.A., Gauzhaeva VA. Possibilities of using unmanned aerial vehicles when examining the scene of an accident after a traffic accident // World trends and prospects for the development of science in an era of change: from theory to practice. Materials of the I International Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don, 2023. P. 305-306.

7. Kostenko K.A., Kryuchkova V.F. Topical issues of the formation of investigative situations at the initial stage of the investigation of road accidents that occurred on railway tracks // Criminal procedure and forensic problems of combating crime: collection of articles of the interdepartmental round table, regional round table and All-Russian scientific-practical conference. Orel, 2020. P. 62-66.

8. Morozova N.V., Chaplygina A.D. Features of inspection of the scene of a traffic accident // Modern Science. 2020. № 2. P. 10-12.

9. Bezrukov Yu.I. The work of a specialist psychologist in the investigation of traffic accidents // Business in law. Economic and legal journal. 2015. № 4. P. 126-128.

10. Nevakshonov Yu.I. Participation of a specialist psychologist in the investigation of cases of traffic accidents // Science, education, innovations: approbation of research results. Materials of the International (correspondence) scientific-practical conference. 2019. P. 650-653.

11. Olovyannikov D.Yu., Gorenko V.A. The use of special psychological knowledge by a police officer in the investigation of an accident: theory and practice // Code of Criminal Procedure of the Russian Federation: achievements and problems of application: collection of scientific articles of the V International Student Scientific and Practical Conference. Kursk: Southwestern State University. 2019. P. 161-164.

12. Sholokhov S.V., Korgin A.V., Vasyukov V.F. To the question of the role of the use of technical and forensic means in proving in criminal cases // Modern criminal procedure law of Russia - the lessons of history and problems of further reform: collection of materials of the All-Russian Conference. 2015. P. 343-348.

13. Ostroborodov V.V., Obukhov I.A., Ostroborodova A.V. Tactical features of the inspection of the scene in traffic accidents, including those with a fatal outcome // Law and Legistlation. 2021. № 11. P. 244-248.

14. Gontarev A.A. Organizational bases of the preparatory stage of inspection of the scene of traffic accident // Legal Bulletin of Samara University. 2021. Vol. 7. № 4. P. 136-141.

15. Shemetov A.K. Features of the inspection of the place of mass death of people / Theory and practice of combating crime: collection of scientific papers / ed. N.S. Rasulova. Yekaterinburg: Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022. P. 264-267.

Информация об авторах

В.М. Данилкина - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Контакты: ул. Ак. Волгина, д. 12, Москва, Россия, 117437

А.К. Шеметов - старший преподаватель кафедры криминалистики Екатеринбургского филиала Московской академии Следственного комитета Российской Федерации

Контакты: ул. Щорса, д. 18, Екатеринбург, Россия, 620142 Information about the authors

V.M. Danilkina - Candidate of Sciences in Jurisprudense, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminology of the Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia Contacts: ul. Akademika Volgina, d. 12, Moscow, Russia, 117437

A.K. Shemetov - Senior lecturer at the Criminalistics Department of the Yekaterinburg Branch of the Moscow Academy of the Investigative

Committee of the Russian Federation

Contacts: ul. Shchorsa, d. 18, Yekaterinburg, Russia, 620142

Статья поступила в редакцию 12.06.2023; одобрена после рецензирования 19.06.2023; принята к публикации 26.06.2023. The article was submitted 12.06.2023; approved after reviewing 19.06.2023; accepted for publication 26.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.