УДК 343.98 DOI: 10.24412/2071-6184-2022-3-104-111
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ, МЕСТНОСТИ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ МЕСТАХ И ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
А.А. Пудовкин, Д.В. Теткин, Д.В. Бондарев
Рассматриваются проблемные вопросы использования квадрокоптеров в деятельности правоохранительных органов. Проводится системный анализ проблемных моментов, возникающих при производстве следственного действия - осмотра места происшествия, местности в труднодоступных местах и при дорожно-транспортных происшествиях. Раскрываются особенности применения при осмотре беспилотных летательных аппаратов (далее - БПЛА). Акцентируется внимание на тактике производства осмотров в различных ситуациях, а также на осмотрах мест дорожно-транспортных происшествий, в том числе когда осмотр затруднен труднодоступностью или погодными условиями. Представлены выводы о том, что БПЛА возможно использовать не только при проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия, но и при проведении проверки показаний на месте, следственных экспериментов, определении видимости на дороге и т.д. Отмечается, что задействование при производстве в указанных следственных и процессуальных действиях БПЛА позволяет фиксировать все происходящее в полном объеме в режиме реального времени, динамику движения, скорость движения, измерять необходимые расстояния, контролировать действия участников. Акцентируетсявнимание на том, что применение БПЛА при производстве осмотра в настоящее время является необходимостью и диктуется современными условиями жизни. Работа с квадракоптерами должна осуществляться только специалистами, которые будут иметь определенные познания в области применения БПЛА и допуски к их использованию.
Ключевые слова: осмотр, место происшествия, беспилотные летательные аппараты, квадрокоптер, уголовные дела, дорожно-транспортное происшествие, расследование.
Борьба с преступностью была, есть и остается приоритетным направлением в деятельности любого современного государства, а в частности правоохранительных органов.В Российской Федерации ежегодно при проведении Коллегий силовых структур глава государства акцентирует внимание всех правоохранительных органов на борьбе с преступностью, на выявлении преступлений, профилактике преступности, сокращении сроков расследования и возмещении вреда, причиненного преступлениями. При этом длительное время остается актуальным вопрос фиксации преступной деятельности, изъятия следов на месте преступления, ведь правильно и качественно проведенный осмотр места происшествия, местности является залогом доказательной базы и установления обстоятельств преступления.
Одной из проблем в проведении осмотров мест происшествий и местностей остается их труднодоступность, плохие погодные условия, когда
сложно не то что зафиксировать следы и обстановку места, но иногда невозможно и прибыть на само место происшествия или проведение следственного действия.
Данный вопрос исследовали в своих научных трудах множество авторов, как из числа теоретиков, так и практиков. В частности проблематику проведения осмотра места происшествия в своих научных работах рассматривали: М.О.Белева,Е.С.Дубовик,О.А.Евсюткин, Н.Ю.Русанов, А.Ю. Соколова, В.Э. Шунк и другие. Авторы заостряли свое внимание на тактике производства осмотров в различных ситуациях и по различным видам преступлений: кражи, осмотры трупов, осмотры мест дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) [1, с. 74-76]. В том числе названные авторы рассматривали и моменты, когда осмотр затруднен труднодоступностью или погодными условиями. Из данных ситуаций ими предлагались различные «выходы», начиная от переноса осмотра на более позднее время, дополнительные осмотры в хорошие погодные условия, применение специальной техники для доставления членов следственно-оперативной группы на место проведения следственного действия.
В современном мире развитие технических средств и научные достижения неумолимо движутся вперед. Технические достижения «входят» в нашу жизнь во всех ее сферах - бытовых и служебных. Министерство внутренних дел России (далее - МВД России) как никто другой заинтересовано в улучшении материально-технического оснащения своих подразделений. Техническое оснащение подразделений МВД России должно быть «на голову выше», чем то, что используют преступники в своей незаконной деятельности.При этом стоит отметить и тот факт, что зачастую деятельность правоохранительных органов при раскрытии и расследовании преступлений строится на методах, используемых долгое время и устаревших в современных реалиях.
Обсуждается вопрос о возможности использования в деятельности правоохранительных органов беспилотных летательных аппаратов (далее -БПЛА)[2]. Но пока применение БПЛА в системе МВД России слишком узкое и не имеет общего распространения. Квадрокоптеры зачастую используются в работе служб по чрезвычайным ситуациям [3, с. 188-189], пробуют применять и для фиксации административных правонарушений. Так для осуществления надзора, в частности, для выявления инспектором нарушений правил дорожного движения можно использовать различные технические средства, в том числе беспилотные летательные аппараты [4, с. 46]. Однако для фиксации результатов следственных действий БПЛА не используются.
Итак, хотелось бы остановится подробнее на самом понятии БПЛА. Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 12.07.2016) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», БПЛА - это «летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете
автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов».
В настоящее время разнообразие моделей и видов БПЛА просто поражает воображение. К их числу отнесены и квадрокоптеры. Квадрокоптер - это мультикоптер, являющийся по своей сути многороторным вертолетом, построенным по вертолетной схеме и имеющим четыре несущих винта. Нынешние квадрокоптеры имеют технические возможности, позволяющие им подниматься на высоту до 500 метров и находиться в воздухе более 40 минут без подзарядки, дальность полета составляет 7 километров при скорости полета 100 км/ч. Указанные возможности делают квадрокоптеры незаменимыми помощниками человека во всех его сферах деятельности.
Вопрос использования квадрокоптеров в деятельности правоохранительных органов рассматривал в своей научной статье А.В. Кургузов, преподаватель Омской академии МВД России, тема его работы: «К вопросу о возможности использования беспилотных летательных аппаратов при производстве осмотра места происшествияпо делам о дорожно -транспортных происшествиях». Мы полностью согласны с предложением А.В. Кургузова использовать БПЛА при проведении осмотров мест ДТП, при обеспечении безопасности дорожного движения [5, с. 105-106].
Также хотелось бы заметить, что согласно статье 176 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: «осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Осмотр места происшествия, местности может быть произведен до возбуждения уголовного дела». При производстве осмотра места происшествия, местности допустимо, даже необходимо использование технических средств с целью обнаружения и фиксации следов преступления, изучения и фиксации обстановки на месте осмотра. Поэтому считаем незаменимым техническим средством при проведении осмотров местностей именно БПЛА, а в частности квадрокоптеры. Технические возможности квадрокоптеров помогут зафиксировать всю обстановку на месте производства осмотра и прилегающей территории, обнаружить и зафиксировать следы преступления, если даже они находятся на большом расстоянии от самого места осмотра. Использование квадрокоптера на месте осмотра позволит лицу, производящему осмотр, сориентироваться на местности, верно определить границы осмотра, увидеть и проанализировать окружающую обстановку, обнаружить возможные следы преступления на большем расстоянии от самого места преступления. Также, применение квадрокоптера при производстве следственного действия позволит провести осмотр с различных ракурсов и обнаружить следы, предметы, незаметные на первый взгляд. Но при этом хотелось бы заметить, что навыки пилотирования беспилотного летательного аппарата сначала необходимо приобрести, а затем
уже качественно их использовать при проведении осмотра места происшествия [6, с. 18].
Очень важную роль при проведении осмотра может сыграть квадрокоптер с его техническими возможностями на месте дорожно-транспортного происшествия. При определенных условиях и создании специальных профильных программ квадрокоптер может в полной мере проводить под контролем человека весь комплекс действий при осмотре места ДТП, начиная от фиксации следов, замеров и составления схемы ДТП.
На начальной стадии фиксации места ДТП возможно с помощью квадрокоптера произвести фото и видеосъемку местности с большой высоты и четкостью съёмки, что поможет зафиксировать всю обстановку ДТП, автодорогу и местность на данном участке, то есть действительно произвести обзорную фото- и видеофиксацию [7, с. 144-154]. Далее квадрокоптер поможет произвести уже более детальную съемку: отдельных объектов, следов, обстановки на месте ДТП, после чего произвести узловую фиксацию объектов ДТП меду собой. Кроме того, с помощью квадрокоптера возможно произвести фото- и видеосъемку места ДТП с различных ракурсов и при различных углах обзора. В том числе, возможно зафиксировать угол наклона дорожного покрытия (спуски, подъемы), видимость на автодороге за несколько километров от места ДТП, а именно выезды из поворота и общую видимость при определенных погодных условиях. Применение БПЛА способствует оперативности получения снимков высокого разрешения, нетолько сохраняемые на цифровом носителе, но и передаваемые в онлайн режиме [8, с. 136-140]. Также на месте ДТП обычно замеряется ширина проезжей части в непосредственной близости к месту ДТП, так как она может заметно сужаться или быть наоборот шире относительно места ДТП, что может быть не отражено в протоколе осмотра, так как визуально это не заметно. Данное условие при определённых обстоятельствах может играть существенную роль механизма ДТП, когда водитель транспортного средства незаметно для него сближается с другим транспортным средством или выполняет резкие маневры, выезжает на обочину и т.д. Именно такое обстоятельство, то есть сужение или расширение проезжей части, можно заметить лишь, если произвести фото- и видеофиксацию при помощи квадрокоптера.
Возможности навигации квадрокоптера и оборудования, установленного на нем, позволят точно зафиксировать географические координаты места ДТП, а также произвести замеры как длительных расстояний (привязка объектов ДТП к неподвижному, постоянному объекту), так и зафиксировать и привязать непосредственно объекты (участников) ДТП друг к другу (осыпь, осколки, расположение транспортных средств, пятна горюче-смазочных материалов, следы торможения, скольжения, сдиры и т.д.).
В настоящее время в мировой практике уже известны первые успешные опыты применения дронов со специальным оборудованием (в них участвовали системы DJI) для реконструкции ДТП. В качестве элемента доказательной базы
использовалась съемка следов от автомобильных шин и расчет скорости по ним. Тесты показали, что аэрофотограмметрия с дрона предоставляет более качественные и точные данные по сравнению с фотограмметрией с близкого расстояния (то есть с земли) [9].
При этом задачи БПЛА не ограничиваются только фото - и видеофиксацией. Так, построение 3Б-модели поверхности методом аэросъемки сводится к задаче 3Б-реконструкции на основе видеопоследовательности [10].
Возможности квадрокоптера позволяют лицу, проводящему осмотр места ДТП, видеть обстановку на месте в реальном времени, ориентироваться с учетом обстоятельств на проведение того или иного дополнительного действия, регулировать дорожное движение на месте, оценивать масштабы произошедшего. После фиксации ДТП на месте лицо, проводившее осмотр, может в спокойной обстановке, находясь в служебном помещении, более тщательно изучить собранные материалы, что позволит установить все обстоятельства произошедшего, обнаружить какие-то следы или объекты ДТП, которые сразу не были видны, исключить факт человеческой невнимательности или ошибки, даст возможность каждый раз при просмотре материалов восстанавливать картину ДТП. Этот момент очень важен при проведении судебных экспертиз и при проведении расследования уголовного дела другим лицом, которое не находилось на местеДТП.
В заключении хотелось бы отметить, что БПЛА возможно использовать не только при проведении осмотра места ДТП, но и при проведении проверки показаний на месте, следственных экспериментов, определении видимости на дороге и т.д. При производстве указанных следственных и процессуальных действий БПЛА позволят фиксировать все происходящее в полном объеме в режиме реального времени (динамику движения, скорость движения), измерять необходимые при этом расстояния, контролировать действия участников. Это позволит на месте лицу, проводящему следственное (процессуальное) действие, определиться в полноте и качестве проведенного мероприятия, в достаточности полученных материалов, а также в последующем разобраться в ситуации и обстоятельствах произошедшего ДТП. Неоценимы технические возможности квадрокоптера и в проведении осмотра местности в труднодоступных местах, когда добраться до места преступления очень сложно, а иногда и невозможно.
Однако необходимо на законодательном уровне закрепить использование БПЛА при проведении осмотров мест происшествий, местности. Квадрокоптеры, используемые сотрудниками правоохранительных органов, должны иметь государственную регистрацию и сертификацию, проходить ежегодные поверки. В противном случае могут возникнуть вопросы по достоверности проведенного осмотра и фиксации следов преступления.
Но при всех положительных моментах использования БПЛА при производстве осмотра места происшествия и местности есть и свои «минусы». Первое, это дорогостоящее оборудование, устанавливаемое на БПЛА и необходимое для производства осмотра, а также и стоимость самого БПЛА
также очень велика. Другим негативным аспектом является то, что использовать и грамотно пользоваться БПЛА при производстве осмотра может лишь подготовленный и обученный специалист, что лишает возможности каждого следователя либо дознавателя использовать БПЛА при осмотре. Необходимо специальное программное обеспечение и оборудование, используемое на БПЛА. Также невозможно применять БПЛА при производстве осмотра места происшествия, местности в сложных погодных условиях (дождь, снегопад, сильный ветер, большие отрицательные температуры).
Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что применение БПЛА при производстве осмотра в настоящее время является необходимостью и диктуется современными условиями жизни. При этом, в различных регионах Российской Федерации количество таких БПЛА необходимо определять с учетом территориальных особенностей.Работа с квадрокоптерами должна осуществляться только специалистами, которые будут иметь определенные познания в области применения БПЛА и допуски к их использованию. Применять БПЛА при производстве осмотра необходимо только в определенных сложных ситуациях.
Список литературы
1. Дубовик Е.С, Соколова А.Ю. Возможности использования беспилотных летательных аппаратов при проведении осмотра места происшествия по делам о ДТП // Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №4. Санкт-Петербург, 2017. С. 74-76.
2. Иванов Д.С. Применение правоохранительными органами беспилотных летательных аппаратов при раскрытии и расследовании преступлений // Исследования молодых ученых: материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). Казань: Молодой ученый, 2020. С. 37-39.
3. Ларин Я.А., Усманов В.Р., Железняков Д.В. БПЛА гражданского назначения // Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции «Исследование молодых ученых - вклад в инновационное развитие России» (Астрахань, 14-16 мая 2014 г.), Астрахань, 2014. С. 188-189.
4. Туманов Е.А.,Назаров С.В., Тарасенков Д.А., Головкин В.Д. Возможности применения беспилотных летательных аппаратов на службе госавтоинспекции // Дневник науки. 2019. №12. С. 46.
5. Кургузов А.В. К вопросу возможности использования беспилотных летательных аппаратов при производстве осмотра места происшествия места происшествия по делам о дорожно-транспортных происшествиях// Научный вестник Омской академии МВД России, 2019. С. 105-106.
6. Сидоров Н.Г. Использование беспилотных летательных аппаратов в следственной деятельности // Вестник Главного управления криминалистики. 2017. №7. С. 18-19.
7. Белкин Р.С. Очерки криминалистической тактики: учеб. пособие. Волгоград, 1993. С. 144-154.
8. Справцева Е.В. Применение квадракоптеров в ГИБДД // Технические науки - от теории к практике. 2017. № 3(63). С. 136-140.
9. URL: https://dii-blog.ru/naznachenie/primery-primeneniia/primenenie-dronov-dlia-rassledovaniia-i-rekonstrukcii-dorozhno-transportnyh-proisshestvii.html(дата обращения: 29.08.2022).
10. Bing Han, Christopher Paulson, Dapeng Wu. 3D Dense Reconstruction from 2D Video Sequence via 3D Geometric Segmentation Journal of Visual Communication and Image Representation: Volume 22, Issue 5, July 2011, pp 421 -431.
Пудовкин Андрей Анатольевич, канд. юрид. наук, начальник кафедры, mr.andre. 81@,mail.ru, Россия, Рязань, Рязанский филиал Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя,
Теткин Денис Валентинович, канд.юрид. наук, доцент кафедры, tyotkinden@,mail.ru, Россия, Рязань, Рязанский филиал Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя,
Бондарев Дмитрий Владимирович, преподаватель кафедры,
[email protected], Россия, Рязань, Рязанский филиал Московского университета МВД имени В.Я. Кикотя.
FEA TURES OF CONDUCTING AN INSPECTION OF THE SCENE OF THE ACCIDENT, TERRAIN IN HARD-TO-REACH PLACES AND WHEN
IN A TRAFFIC ACCIDENT WITH THE USE OF UNMANNED AERIAL VEHICLES
A.A. Pudovkin, D. V. Tetkin, D. V. Bondarev
The problematic issues of the use of quadrocopters in the activities of law enforcement agencies are considered. A systematic analysis of problematic issues arising during the production of an investigative action is carried out - an inspection of the scene of an accident, terrain in hard-to-reach places and in road accidents. The features of application during the inspection of unmanned aerial vehicles are revealed . Attention is focused on the tactics of inspections in various situations, as well as on inspections of places of road accidents, including when the inspection is hampered by inaccessibility or weather conditions. Conclusions are presented that unmanned aerial vehicles can be used not only when conducting an inspection of the scene of a traffic accident, but also when checking indications on the spot, investigative experiments, determining visibility on the road, etc. It is noted that the use of unmanned aerial vehicles during the production of these investigative and procedural actions makes it possible to record everything that is happening in full in real time, the dynamics of movement, the speed of movement, measure the necessary distances, monitor the actions ofparticipants. Attention is focused on the fact that the use of unmanned aerial vehicles in the production of inspection is currently a necessity and dictated by modern living conditions. Work with quadrocopters should be carried out only by specialists who will have certain knowledge in the field of application of unmanned aerial vehicles and permits for their use.
Key words: inspection, accident scene, unmanned aerial vehicles, quadcopter, criminal cases, traffic accident, investigation.
Pudovkin Andrey Anatolyevich, Cand. of Law Scie., Head of the Department, mr. andre. Hl amail. ru, Russia, Ryazan, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V. Ya. Kikot,
Tetkin Denis Valentinovich, Cand. of Law Scie., Ass. Prof. of the Department, tyot-
kindenamail. ru, Russia, Ryazan, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V. Ya. Kikot,
Bondarev Dmitry Vladimirovich, Lecturer of the Department, [email protected], Russia, Ryazan, Ryazan branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikot.