СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ
УРОВНЯХ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Сейтпанов Даурен Кабылгазынович, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан
E-mail: dok.dake76@mail.ru
Аннотация. Для казахстанского здравоохранения в настоящее время особенно актуальной является проблема повышения эффективности деятельности медицинских учреждений и организации медицинской помощи населению. В этой связи, необходимо найти решение таких задач, как ресурсное обеспечение отрасли и рациональное использование имеющихся ресурсов, развитие альтернативных источников финансирования, информатизации системы управления и оказания медицинских услуг населению и создание условий для внедрения современных высокотехнологичных медицинских технологий и т. д. [1].
Необходимость решения этих сложных задач, в свою очередь, требует новых форм, методов и моделей управления всеми звеньями системы здравоохранения и протекающими в ней экономическими процессами, включая создание моделей управления на основе комплексного системного подхода на уровне лечебно-профилактического учреждения, отрасли, территории.
Однако практика показывает, что существующий организационно-экономический механизм управления системой здравоохранения и её структурными составляющими недостаточно адаптирован к реальным рыночным условиям [2]. Данное обстоятельство во многом обусловливает низкую эффективность управления здравоохранением. Попытки реформирования с точки вливания финансовых ресурсов, внесения изменений, базирующихся на устаревших управленческих технологиях, показали свою нерезультативность. Возникла потребность во внедрении технологий современного менеджмента в деятельность медицинских организаций. Применяя эти условия можно надеяться на использование инновационных технологий диагностики и лечения заболеваний, которые позволят решить стратегические задачи развития здравоохранения [3].
Ключевые слова: здравоохранение, медицинские учреждения, ресурсы, управление.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
В медицинской деятельности управление ориентировано на производство, распределение, обращение, потребление медицинских товаров и услуг, участников этих процессов (персонал и организации, осуществляющие здравоохранительную деятельность) и на пациентов-потребителей услуг.
Лечебное учреждение представляет собой комплексное учреждение, которое обеспечивает население всеми видами лечебно-диагностической помощи, проводит широкие мероприятия профилактического и социально-экономического плана (реабилитация больных и инвалидов, снижение уровня заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т.п.) [4].
Система управления ЛПУ подчинена общим закономерностям и включает в свою структуру следующие основные элементы: определение целей и задач; подсистему сбора и обработки информации; этапы подготовки, обоснования и принятия решений; подсистемы реализации решений оперативной корректировки, контроля исполнения принятых решений, оценки эффективности функционирования системы [5].
Значимой задачей является совершенствование управления на уровне лечебно-профилактического учреждения. Каждая медицинская организация в ходе своего функционирования накапливает корпоративные знания, относительно:
- норм, правил, методов и стиля принятия управленческих решений;
- целей и специализации ЛПУ, возможности развития в определенном нужном направлении, действующих медико-технологических процессов, их принципах организации и методах функционирования;
- показателей и критериев оценки качества медицинской помощи;
- потребностей в специалистах по всем направлениям деятельности ЛПУ;
- данные о стоимости лечебных, диагностических и сервисных услуг в данном ЛПУ;
- протоколов и стандартов ведения лечебно-диагностического процесса.
Способ формирования и применения корпоративного знания во многом
определяется применяемыми в ЛПУ методами управления: традиционное командно-административное управление и современные инновационные методы управления [6].
При традиционном командно-административном управлении без использования компьютерных информационно-аналитических систем, управляющая информация поступает по иерархическим ступеням к исполнителю и обратно.
Современные инновационные методы управления базируются на принципе широкого использования в управлении корпоративного знания, основанного на применении информационно-аналитических систем, позволяющих объединить медико-технологические и экономические информационные потоки с использованием единой учетно-аналитической единицы (законченного случая лечения больного, клинико-статистической группы и т. п.).
»
22
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Организация системы управления является ключевым делом руководителя [7]. В теории менеджмента существуют три разные модели организации управления с личным распределением рабочего времени.
Заключение
Управление медицинским учреждением представляет собой такие процессы, как управление программами здравоохранения, лечебно-диагностическими технологиями, кадрами, материальными ресурсами, финансами и многое другое. Характер управления в значительной мере зависит от организации лечебно-диагностического процесса в каждом конкретном учреждении, но принципы, методы и технологии управления остаются одними и теми же, и их рационально применять в обобщенном плане
Литература:
1. Ахметов В.И. Теоретические и методологические основы создания комплексной системы обеспечения и непрерывного совершенствования качества в здравоохранении в Республике Казахстан: автореф. ... докт. мед. наук: 14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение. - Семей, 2008. - 43 с.
2. Биртанов Е.А. Организационно-методические и финансово-экономические основы инновационно-инвестиционной стратегии развития системы здравоохранения Республики Казахстан: автореф. ... докт. мед. наук: 14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 48 с.
3. Белов Л.А. Пути повышения качества медицинской помощи // Здравоохранение. - 2009. - № 1. - С. 62-64.
4. Максимова Т.М. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - № 3. - С. 8-10.
5. Щепин О.П., Петручук О.Е., Коротких Р.Ф. Дипансеризация и здравоохранение России. Сообщение 1. Состояние здоровья населения и организация профилактических осмотров // Бюллетень НИИОЗ. - 2011. - № 2. -С. 3-7.
6. Павлов В.В. Главная цель улучшения качества организации медицинской помощи через модернизацию // Аспекты модернизации в управлении качеством организации медицинской помощи: Сборник материалов научно-практической конференции. - Самара, 2011. - С. 5-8.
7. Абдрахманова С.А. Научное обоснование подходов к реализации прав пациентов в Республике Казахстан в условиях реформирования здравоохранения: автореф. канд. мед. наук: 14.00.33. - Общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 26 с.
»
23