Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА'

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
менеджмент / управление / здравоохранение

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джакипов Максут Турсынбаевич

Здравоохранение является важной отраслью народного хозяйства, определящей социально-экономическую жизнь населения. С момента обретения независимости Казахстан предпринимал значительные усилия в сфере реформирования постсоветской системы здравоохранения. Изменения в предоставлении услуг в области здравоохранения включали сокращение больничного сектора и усиление акцента на первично-медико-санитарную помощь. В результате нововведении открылись новые перспективы децентрализации, что отчасти меняло и систему управления в здравоохранении [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джакипов Максут Турсынбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ТВОРЧЕСТВА

РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЗАХСТАНА

Джакипов Максут Турсынбаевич, Казахстанский медицинский университет "ВШОЗ", г. Алматы, Республика Казахстан

E-mail: experience-doctor@mail. ru

Аннотация. Здравоохранение является важной отраслью народного хозяйства, определящей социально-экономическую жизнь населения. С момента обретения независимости Казахстан предпринимал значительные усилия в сфере реформирования постсоветской системы здравоохранения. Изменения в предоставлении услуг в области здравоохранения включали сокращение больничного сектора и усиление акцента на первично-медико-санитарную помощь. В результате нововведении открылись новые перспективы децентрализации, что отчасти меняло и систему управления в здравоохранении [1].

Ключевые слова: менеджмент, управление, здравоохранение.

Система здравоохранения при Советском Союзе была централизована, что создавало немало административных барьеров для развития. Несмотря на неэффективность системы, медицинские услуги для пациентов оказывались качественно, в отличие от существующей системы, которая является неэффективной и дорогостоящей. Во время распада Советского Союза вся система здравоохранения практически разрушилась. Переходный период был отмечен снижением состояния здоровья населения из-за стрессов, депрессии, плохого питания.

Для улучшения качества услуг здравоохранения и уменьшения нагрузки на бюджет страны в Казахстане была внедрена коммерческая система здравоохранения (частные больницы, поликлиники, центры и т.д.), которая требовала свободной рыночной экономики. Однако, правительственные взносы в систему здравоохранения были недостаточными, у пациентов по-прежнему возникали трудности при получении лекарственных средств. Для обеспечения удовлетворительного сервиса в стационарах часто не хватало специализированного оборудования [2].

Сегодня менеджмент здравоохранения построен на базе сервиса, то есть, оценивается количество и качество предоставляемых государственных услуг. Министерство здравоохранения и социального развития РК отвечает за разработку национальной политики в данной области. Министерство

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

национальной экономики и Министерство финансов регулирует механизмы финансирования и распределения бюджета здравоохранения. Другие крупные участники системы здравоохранения являются поставщиками медицинских услуг (государственные, автономные и частные), профессиональные союзы и ассоциации, а также некоторые НПО. Ядро стратегического планирования в системе здравоохранения происходит на уровне министерства, после одобрения правительства. Основным законодательным документом регулирования структуры, финансирования и предоставления медицинских услуг является Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» (№2 193, от 18.09.2009 г.) [3].

В системе здравоохранения Казахстана предусмотрены разные виды услуг. Из них автономные государственные организации здравоохранения (например, больницы, крупные поликлиники и центры первичной медико-санитарной помощи) в настоящее время на законных основаниях имеют право стать юридическими лицами, обладающими способностью управлять своими собственными средствами. Это стало возможно после введения закона о самоуправлении в 1995 году.

В настоящее время существует три основных типа государственных медицинских учреждений в стране, с различной степенью управленческой автономии:

- государственные учреждения являются поставщиками государственных медицинских услуг, финансируемых за счет бюджетных источников. Они не имеют автономии в управлении финансами и не имеют права взимать плату за услуги. Государственные учреждения, как правило, больницы для лечения социально значимых заболеваний (например, туберкулеза) или психиатрические больницы;

- государственные предприятия являются государственными поставщиками медицинской помощи и финансируются в соответствии с договорами на основе объема услуг (больницы и поликлиники) или в индивидуальном порядке (организации первичной медико-санитарной помощи). Они имеют некоторую автономию в финансовом менеджменте, и им разрешено взимать плату за услуги. К ним относятся государственные предприятия: больницы общего профиля, центры первичной медико-санитарной помощи и диагностические клиники;

- субъекты квазигосударственные сектора - предоставляют общественные медицинские услуги, финансируемые по договорам на основе объема предоставляемых услуг (больницы и амбулаторные клиники). Однако, в отличие от государственных предприятий, государственных экономических предприятий имеют полную независимость управлять своими внутренними ресурсами, используя более гибкий график управления персонала по единой заработной плате, утвержденной государством.

Медицинские учреждения, такие как аптека и стоматология, в основном стали частными коммерческими организациями, в то время как больницы, санатории и крупные поликлиники продолжают оставаться в основном

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

государственной собственностью. Тем не менее, в период с 1999 по 2004 год число частных больниц выросло почти в два раза, а количество частных объектов почти в три раза [4; 5].

В течение советского периода и в первые годы после получения независимости, некоторые министерства и ведомства имели свою собственную сеть лечебно-профилактических учреждений, финансируемую за счет средств республиканского бюджета, как параллельные системы здравоохранения. Они включали Развитие менеджмента в системе здравоохранения Казахстана Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Администрацию Правительства и Президента, Казахстан темир жолы, а также несколько национальных государственных компаний. Некоторые из этих параллельных систем здравоохранения были закрыты в последние годы. Более подробные данные о инфраструктуре здравоохранения, числе занятых медицинских работников и расходах на здравоохранение этих систем являются не доступными. Параллельные системы здравоохранения являются подведомственными организациями Министерства здравоохранения, где официально обязаны вести учетно-отчетную документацию, но на практике оказалось это сложно осуществить.

К системе здравоохранения относятся и другие организации, такие как объединения, профессиональные ассоциации и НПО [6].

В 1994 годы Законодательство Казахстана позволило свободно регистрировать новые союзы, которые появились в дополнение к предыдущим монополистическим союзам. Федерация профсоюзов Казахстана охватывает около 50 профсоюзов. Она включает в себя Союз работников здравоохранения, один из крупнейших профсоюзов в стране, охватывающих 95% медицинских работников. В 1998 году членство практически стало автоматическим, членские взносы вычитались из заработной платы. Федерация профсоюзов до сих пор владеет значительными активами, такими как гостиницы, офисные здания и оздоровительные центры. Медработники союза поддерживают тесные рабочие отношения с Правительством [7].

В связи с нововведениями в Казахстане проходила децентрализация системы здравоохранения. В то время как административная установка системы здравоохранения Казахстана является весьма централизованной по сравнению с некоторыми федеральными или децентрализованными системами Западной Европы, однако, она менее централизована, чем у большинства других стран Центральной Азии или СНГ, где местные исполнительные органы имеют большое количество автономии. С момента обретения независимости Казахстана в 1991 году система здравоохранения испытала существенную децентрализацию. Децентрализация в основном достигается за счет приватизации объектов и передачи административных и финансовых обязанностей от национального к областному уровню, а порой вплоть до районного уровня. Отношения между национальным и региональным уровнями часто меняются, с полномочиями, меняющимися в обоих направлениях. Многие государственные промышленные

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

и сельскохозяйственные объекты, такие как заводы и крупные колхозы были приватизированы с 1991 года. В системе здравоохранения приватизация была более ограниченной, как и в соседнем Узбекистане (Ахмедова и др., 2007), где в основном, приватизировались аптеки и стоматологические кабинеты. К 1997 году более 90% аптек было приватизировано (ПРООН, 2007). В октябре 2006 года 95,8% фармацевтические организаций были частными (Министерство здравоохранения, 2007) [8].

С 2004 года в некоторых областях бюджет был централизованным на областном уровне, а в некоторых областях еще регулировался на уровне района. В период с 2005 по 2012 годы, согласно Бюджетному кодексу Республики Казахстан, шла работа по повсеместному объединению бюджета всех уровней области. В итоге бюджет для всех областей стал единым. С этого момента за планирование и оперативное управление здравоохранением несла ответственность каждая область самостоятельно, в соответствии с нормами, установленными законодательством по бюджету на Национальном уровне. Они несли ответственность за: управление системы здравоохранения на уровне области; планирование ресурсов по оказанию медицинских услуг, а также их распределение; начисление заработной платы медицинским работникам [9].

В 2009 году Правительство наделило Министерство здравоохранения большими полномочиями, сопровождающими усилением централизации системы управления здравоохранения и функции их финансирования. Эти решения были спровоцированы после ряда чрезвычайных ситуаций (например, вспышки ВИЧ / СПИДа в Южно-Казахстанской области в 2006 г.), которые выявили проблемы управления на региональном уровне, что в итоге меняло систему менеджмента в этом направлении. В процессе рецентрализации были сильные региональные различия, как и в финансировании здравоохранения и платежных системах, так и в инфраструктуре здравоохранения. Правительством было принято решение о создании единой национальной системы здравоохранения, со сводным бюджетом здравоохранения на национальном уровне [10].

В качестве одного из основных элементов новой системы в Министерстве здравоохранения и социального развития создан Комитет оплаты медицинских услуг. Комитет имеет вертикальную структуру с филиалами во всех областях и будет нести ответственность за приобретение всех медицинских услуг в стране. Еще один новый орган, который был создан это - Национальный медицинский холдинг, акционерное общество, который включает шесть национальных медицинских центров и медицинский университет. Кроме этого был внедрен Единый дистрибьютор лекарственных средств, ответственный за закуп всех препаратов для государственных организаций здравоохранения [11].

Ухудшение здоровья населения и неэффективная медицинская услуга стали главными факторами некачественного менеджмента в области здравоохранения Казахстана. Эти и многие другие факторы стали главной причиной, по которой ситуацию менеджмента здравоохранения можно назвать

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

кризисом, из-за меняющейся финансовой обстановки, нецентрализованного управления здравоохранением и низкой квалификацией специалистов. Кроме того, они продолжают стремительно ухудшаться по причине нехватки ресурсов, квалифицированных кадров и неэффективности принятых мер со стороны Правительства [12].

Сложившуюся ситуация менеджмента здравоохранения в Казахстане могут исправить пересмотр и перезагрузка в системе здравоохранения и ряд программ, направленных на улучшение системы здравоохранения.

Заключение

Таким образом, Правительству и Министерству следует детально изучить основные направления дальнейшего развития менеджмента здравоохранения в Казахстане, а именно:

- улучшение системы подготовки и переподготовки менеджеров здравоохранения;

- внедрение рейтинговой оценки среди медицинских организаций;

- совершенствование нормативных правовых актов в области здравоохранения;

- сертификацию программ подготовки медицинских сотрудников;

- изучение и внедрение международного опыта менеджмента здравоохранения;

- создание автономных механизмов в системе здравоохранения РК. Зарубежные специалисты полагают, что промедление или бездействие Министерства по реформированию данной области будет иметь катастрофические последствия для экономики, безопасности и качества жизни в Казахстане [13].

Предоставление высококачественной и высоконадежной медицинской помощи требует постоянного улучшения. Несмотря на десятилетия инициатив по повышению качества и безопасности, частые сообщения о медицинских ошибках, неспособности внедрить научно обоснованную практику, ненужных измененияи неравенство в уходе, и избыточность и потраченные впустую ресурсы часто делают достижение этой цели все более труднодостижимым [14].

Литература:

1. Ахметов В.И. Теоретические и методологические основы создания комплексной системы обеспечения и непрерывного совершенствования качества в здравоохранении в Республике Казахстан: автореф. ... докт. мед. наук: 14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение. - Семей, 2008. - 43 с.

2. Биртанов Е.А. Организационно-методические и финансово-экономические основы инновационно-инвестиционной стратегии развития системы здравоохранения Республики Казахстан: автореф. ... докт. мед. наук: 14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 48 с.

»

29

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Белов Л.А. Пути повышения качества медицинской помощи // Здравоохранение. - 2009. - № 1. - С. 62-64.

4. Максимова Т.М. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - № 3. - С. 8-10.

5. Щепин О.П., Петручук О.Е., Коротких Р.Ф. Дипансеризация и здравоохранение России. Сообщение 1. Состояние здоровья населения и организация профилактических осмотров // Бюллетень НИИОЗ. - 2011. - № 2. -С. 3-7.

6. Павлов В.В. Главная цель улучшения качества организации медицинской помощи через модернизацию // Аспекты модернизации в управлении качеством организации медицинской помощи: сборник материалов научно-практической конференции. - Самара, 2011. - С. 5-8.

7. Абдрахманова С.А. Научное обоснование подходов к реализации прав пациентов в Республике Казахстан в условиях реформирования здравоохранения: автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - Общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 26 с.

8. Акшалова Д.З. Оценка медико-социальной и экономической эффективности внедренияпротоколов диагностики и лечения в Республике Казахстан: автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - Общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 27 с.

9. Калининская А.А., Ковалев В.А. Организационные основы государственного регулирования и управления качеством медицинской продукции // Здравоохранение РФ. - 2012. - № 3. - С. 6-11.

10. Поляков И.В., Максимов А.В. Проблемы внедрения системы управления качеством в отечественном здравоохранении // Научно- техническая конференция ГМА им. адм. С.О. Макарова: Тезисы докладов. Ч. 1. - СПб., 2012. - С. 171-172.

11. Hostetter, M., & Klein, S. (2011). Using patient-reported outcomes to improve health care quality. Quality Matters, (Dec 2011-Jan 2012), 1-5 Retrieved from www.commonwealthfund.org

12. Stiefel, M., & Nolan, K. (2012). A guide to measuring the triple aim: population health, experience of care and per capita cost. IHI Innovation series white paper. Cambridge, MA: Institute for Healthcare Improvement. Retrieved from http:// www.ihi.org/resources/Pages/IHIWhitePapers/AGuidetoMeasuringTripleAi m.aspx

13. Guadagnino, C. (2012). Patient satisfaction critical to hospital value-based purchasing program. The Hospitalist. Retrieved from http://www.thehospitalist.org/ article/patient-satisfaction-critical-to-hospital-value-basedpurchasing-program/

14. Merlino, J. (2013, August 6). Why customer service matters in healthcare industry. Yahoo Finance! The Exchange. Retrieved from http://finance.yahoo.com/ blogs/the-exchange/why-customer-matters-healthcareindustry-214727535.html

»

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.