Научная статья на тему 'РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здравоохранение / медицинское учреждение / показатели

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдрахманова Жаныл Исаевна

Здравоохранение является важной отраслью народного хозяйства, определяющей социально-экономическую жизнь населения. С момента обретения независимости Казахстан предпринимал значительные усилия в сфере реформирования постсоветской системы здравоохранения. Изменения в предоставлении услуг в области здравоохранения включали сокращение больничного сектора и усиление акцента на первично-медикосанитарную помощь. В результате нововведении открылись новые перспективы децентрализации, что отчасти меняло и систему управления в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абдрахманова Жаныл Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Абдрахманова Жаныл Исаевна, Казахский национальный университет им. аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан

E-mail: zhanyl_isaevna@mail.ru

Аннотация. Здравоохранение является важной отраслью народного

и о /П

хозяйства, определяющей социально-экономическую жизнь населения. С момента обретения независимости Казахстан предпринимал значительные усилия в сфере реформирования постсоветской системы здравоохранения. Изменения в предоставлении услуг в области здравоохранения включали сокращение больничного сектора и усиление акцента на первично-медико-санитарную помощь. В результате нововведении открылись новые перспективы децентрализации, что отчасти меняло и систему управления в здравоохранении.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинское учреждение, показатели.

Цель: изучить способы по совершенствованию деятельности медицинских организаций.

Литература изобилует примерами успешных инициатив по повышению качества и безопасности. Тем не менее, большинство примеров, как правило, носят локальный характер и нечасто воспроизводятся другими организациями. Одной из причин проблем с переносимостью может быть отсутствие понимания механизмов, с помощью которых организации достигают улучшений. Отчасти это связано с отсутствием исследований, которые объединяют несколько инициатив по улучшению. Например, исследования показывают, что коллективное обучение играет роль в улучшении. Под коллективным обучением мы подразумеваем процесс получения информации, понимания или возможностей в группах и организациях. Коллективное обучение отличается от индивидуального обучения, поскольку оно требует от людей интерактивного анализа и интерпретации опыта организации. Как будет продемонстрировано в этом обзоре, отдельные исследования инициатив по повышению качества и безопасности обсуждают роль, которую коллективное обучение играет в

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

достижении желаемых результатов. Тем не менее, ни одно исследование систематически не исследовало связь между коллективным обучением и повышением качества и безопасности. Лучшее понимание того, как обучение способствует повышению качества и безопасности, может сделать уроки, извлеченные из инициатив по повышению качества, более действенными.

Большинство показателей здравоохранения сосредоточены на объективных показателях клинических исходов заботиться о пациенте и редко спрашивать мнение пациента [11]. Результаты, сообщаемые пациентами, являются критическими показателями оценки того, улучшает ли здравоохранение здоровье пациентов. Результаты, сообщаемые пациентами, сосредоточены на благополучие пациента и удовлетворенность оказанной помощью [11].

Понимая, что удовлетворенность пациентов может улучшить работу организации, Институт улучшения здравоохранения разработал стратегию тройной цели одновременно улучшая здоровье населения, улучшая качество обслуживания пациентов и сокращение расходов на здравоохранение на душу населения [12]. В Соединенных Штатах, Стимулы с оплатой за результат отражают, насколько хорошо больницы оценивают удовлетворенность пациентов, поскольку мнение оценки потребителей медицинских услуг в больницах имеет одну из важных ролей. [13]. В Канаде больницы не поощряются за оценки удовлетворенности пациентов. С точки зрения пациента, медицинское обслуживание в такой же мере сервис, ориентированный на потребителя, как и другие сферы услуг [14]. В организации здравоохранения ориентированном на заболевание и на поставщика медицинских услуг, может оказать негативное влияние на удовлетворенность пациента и привести к снижению производительности организации. Руководителям здравоохранения может понадобиться инновационные стратегии повышения удовлетворенности пациентов для улучшения организационной производительности.

Руководители, которые не измеряют степень удовлетворенности пациентов, не имеют информации о качестве предоставляемых медицинских услуг, которое может привести к снижению эффективности организации [15]. Больницы с самыми низкими показателями удовлетворенности генерируют на 21% больше затрат на здравоохранение [16]. Общая проблема бизнеса заключалась в том, что некоторые руководители больниц, которые не реагируют на плохие отчеты об удовлетворенности пациентов, могут столкнуться с более низкими организационными показателями (Министерство здравоохранения Британской Колумбии, 2014 г.). Конкретная бизнес-проблема заключалась в том, что некоторым руководителям здравоохранения не хватало стратегий для улучшения удовлетворенности пациентов для повышения эффективности организации.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Большинство мер здравоохранения сосредоточены на объективной оценке клинических результатов лечения пациентов и редко обращаются к мнению пациентов [11]. Результаты, сообщаемые пациентами, являются важнейшими критериями оценки, насколько улучшает медицинская помощь здоровье пациентов и сосредотачивается ли внимание на их благополучии и удовлетворенности оказываемой помощью. Улучшая удовлетворенность, получаемой медицинской услугой пациент может улучшить работу организации [12]. Общая проблема бизнеса заключается в том, что руководители больниц, которые не реагируют на пациентов отчеты об удовлетворенности могут иметь более низкую организационную эффективность (Британская Колумбия Министерство здравоохранения, 2014 г.). Конкретная проблема бизнеса заключалась в том, что руководителям не хватает стратегий повышения удовлетворенности пациентов для улучшения организационной производительности. Увеличение продолжительности жизни и сложные состояния здоровья повышают уровень заботы о здоровье и спрос, и экспоненциальный рост затрат на здравоохранение не является устойчивым[12].

Концептуальной основой многих исследований было трансформационное лидерство. Бас и Аволио (1993) описали трансформационное лидерство как ключ к изменению организационной культуры. Трансформационные лидеры активны и работают над изменением организационной структуры, путем реализации новых идей [17]. Трансформационный лидер мотивирует сотрудников, поощряя их к достижению целей с помощью инновационных идей и творческих решений проблем [17]. Трансформационное лидерство было эффективной основой многих исследовании, поскольку оно выводит сотрудников и организации за рамки статус-кво в сторону видения будущего. Трансформационные лидеры формулируют видение, демонстрируют поведение, которое вызывает доверие, бросают вызов статус-кво и дают другим возможность достичь своих целей. Трансформационные лидеры могут вносить изменения в организации, мотивируя сотрудников на достижение результатов во благо организации. Таким образом, трансформационные лидеры могут улучшить организационную эффективность за счет влияния на культуру. Ключ трансформационного лидерства рассматриваются индивидуально, вдохновляющая мотивация, интеллектуальная стимуляция и идеализированные влияния [17].

Трансформационные лидеры положительно влияют на сотрудников. [18] Теория трансформационного лидерства для изучения аспектов лидерства, которые влияют последователи. Интеллектуальная стимуляция, харизма и индивидуальное внимание составляют аспекты трансформационного лидерства, которые положительно влияют на сотрудников.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Повышение удовлетворенности сотрудников приводит к повышению эффективности организации [18]. Дуди и Дуди (2019) сосредоточились на четырех измерениях трансформационного лидерства: идеализированное влияние, вдохновляющая мотивация, интеллектуальное стимулирование и индивидуальное рассмотрение. Дуди и Дуди обсудили, как организации здравоохранения изменения, требующие все более адаптивного и гибкого руководства. Трансформационное лидерство позволяет разделить ответственность, которая влияет на новые способы лидерства[19].

Трансформационные лидеры мотивируют последователей, апеллируя к высшим идеалам и ценностей, где у лидера есть глубокий набор внутренних ценностей и идей. Последователи трансформационных лидеров действуют, чтобы поддерживать большее благо, а не свои интересы, и благоприятная среда, в которой все разделяют обязанности [19].

Трансформационные лидеры влияют на производительность сотрудников. Гуси и Грин (2015) исследовали влияние трансформационного лидерства на создание сервис-ориентированного улучшения медицинского обслуживания пациентов с хроническими заболеваниями. Целью было разработать подход, ориентированный на пациента, чтобы обеспечить лечение человека, а не болезни. Gousy и Грин назвали ключевые компоненты трансформационного лидерства, как индивидуальный подход, интеллектуальное стимулирование и вдохновляющая мотивация и идеализированное влияние. Индивидуальный подход означает, что каждый член команды получил лечение по-разному, но одинаково, и лидер действует как советник, обеспечивая коучинг, обучение и наставничество [20]. Интеллектуальная стимуляция побуждает членов команды, чтобы думать по-новому, создавать решения и пробовать новые идеи с помощью лидера, помогающего персоналу подходить к проблемам с новой точки зрения [20]. Вдохновляющая мотивация - это способность лидера внушать веру и уважение, а также взволновать и предоставить общее видение. Идеализированное влияние - это способность лидера вести себя как эффективный образец для подражания, обеспечивающий чувство миссии и соблюдение высоких стандартов. Гоуси и Грин (2015) заключили что трансформационное лидерство - это эффективный способ привлечь медсестер и расширить их возможности. Трансформационные лидеры вдохновляют сотрудников находить способы обеспечить удовлетворенность пациентов[20].

Заключение

Одна из стратегий решения проблемы роста затрат и обеспечения устойчивости здравоохранения заключается в повышении удовлетворенности пациентов для повышения эффективности бизнеса.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Литература:

1. Ахметов В.И. Теоретические и методологические основы создания комплексной системы обеспечения и непрерывного совершенствования качества в здравоохранении в Республике Казахстан: автореф. докт. мед. наук: 14.00.33. -общественное здоровье и здравоохранение. - Семей, 2008. - 43 с.

2. Биртанов Е.А. Организационно-методические и финансово-экономические основы инновационно-инвестиционной стратегии развития системы здравоохранения Республики Казахстан: автореф. ... докт. мед. наук: 14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 48 с.

3. Белов Л.А. Пути повышения качества медицинской помощи // Здравоохранение. - 2009.- № 1. - С. 62-64.

4. Максимова Т.М. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2011. - № 3. - С. 8-10.

5. Щепин О.П., Петручук О.Е., Коротких Р.Ф. Дипансеризация и здравоохранение России. Сообщение 1. Состояние здоровья населения и организация профилактических осмотров // Бюллетень НИИОЗ. - 2011. - № 2. -С. 3-7.

6. Павлов В.В. Главная цель улучшения качества организации медицинской помощи через модернизацию // Аспекты модернизации в управлении качеством организации медицинской помощи: Сборник материалов научно-практической конференции. - Самара, 2011. - С. 5-8.

7. Абдрахманова С.А. Научное обоснование подходов к реализации прав пациентоввРеспубликеКазахстанвусловияхреформированияздравоохранения: автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 26 с.

8. Акшалова Д.З. Оценка медико-социальной и экономической эффективности внедренияпротоколов диагностики и лечения в Республике Казахстан: автореф. ... канд. мед. наук: 14.00.33. - общественное здоровье и здравоохранение. - Алматы, 2010. - 27 с.

9. Калининская А.А., Ковалев В.А. Организационные основы государственного регулирования и управления качеством медицинской продукции // Здравоохранение РФ. - 2012. - № 3. - С. 6-11.

10. Поляков И.В., Максимов А.В. Проблемы внедрения системы управления качеством в отечественном здравоохранении // Научно- техническая конференция ГМА им. адм. С.О. Макарова: Тезисы докладов. - ч. 1. - СПб., 2012. - С. 171-172.

11. Hostetter M., & Klein S. (2011) Using patient-reported outcomes to improve health care quality // Quality Matters, (Dec 2011-Jan 2012). - 1-5 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: from www.commonwealthfund.org

»

9

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

12. Stiefel M., & Nolan K. (2012) A guide to measuring the triple aim: population health, experience of care and per capita cost. IHI Innovation series white paper. - Cambridge, MA: Institute for Healthcare Improvement [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ihi.org/resources/Pages/IHIWhitePapers/ AGuidetoMeasuringTripleAi m.aspx

13. Guadagnino C. (2012) Patient satisfaction critical to hospital value-based purchasing program. The Hospitalist [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thehospitalist.org/article/patient-satisfaction-critical-to-hospital-value-basedpurchasing-program/

14. Merlino J. (2013, August 6) Why customer service matters in healthcare industry. Yahoo Finance! The Exchange [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://finance.yahoo.com/blogs/the-exchange/why-customer-matters-healthcareindustr y-214727535.html

15. Kleefstra S.M., Zandbelt L.C., de Haes H.J., & Kool R.B. (2015) Trends in patient satisfaction in Dutch university medical centers: room for improvement for all // British Medical Journal Health Service Research. - 15 (112). - 1-9. -doi:10.1186/s12913-015-0766-7.

16. Lieber J.L. (2014) How do your patient satisfaction scores measure up? // Nursing Management. - 45 (2). - 22-25. - doi:10.1097/01.NUMA.0000442647.39442.32.

17. Northouse P.G. (2013) Leadership: Theory and practice (6th Ed.). Thousand Oaks, CA: Sage.

18. Wolf G.A. (2012) Transformational leadership: the art of advocacy and influence // The Journal of Nursing Administration. - 42. - 309-310. - doi:10.1097/ NNA.0b013e3182573989.

19. Doody O., & Doody C.M. (2012) The transformative power of personal and organizational leadership // Nursing Administration Quarterly 36. - 147-154 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23132001

20. Gousy M., & Green K. (2015) Developing a nurse-led clinic using transformational leadership // Nursing Standard. - 29 (30). - 37-41. - doi:10.7748/ns. - 29.30.37. - e9481.

»

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.