Научная статья на тему 'Система управления ресурсами как главный компонент повышения эффективности работы стационара'

Система управления ресурсами как главный компонент повышения эффективности работы стационара Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
672
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
управление ресурсами / общественное здравоохранение / информационные технологии / resource management / public health / information technology

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А. А. Баймагамбетова, Д. Б. Кулов, Р. Э. Чобанов

В статье представлено описание современного состояния менеджмента в здравоохранении. Показаны основные проблемы в системе управления ресурсами в организациях здравоохранения. Дано описание системы управления ресурсами и методы интеграции данной системы в работу лечебного учреждения. Сделан акцент на внедрение информационных технологий в систему менеджмента в здравоохранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А. А. Баймагамбетова, Д. Б. Кулов, Р. Э. Чобанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM AS THE MAIN COMPONENT OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE WORK OF THE HOSPITAL

The article describes the current state of management in health care. The main problems in the system of resource management in healthcare organizations are shown. The description of the resource management system and methods of its application in medical institutions are given. The emphasis was placed on the introduction of information technologies in the management system in health care

Текст научной работы на тему «Система управления ресурсами как главный компонент повышения эффективности работы стационара»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2017 УДК 614.2

А. А. Баймагамбетова1, Д. Б. Кулов1, Р. Э. Чобанов2

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ КАК ГЛАВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СТАЦИОНАРА

1Кафедра общественного здоровья и здравоохранения №2 Карагандинского государственного медицинского университета (Караганда, Казахстан),

Азербайджанский медицинский университет (Баку, Республика Азербайджан)

В статье представлено описание современного состояния менеджмента в здравоохранении. Показаны основные проблемы в системе управления ресурсами в организациях здравоохранения. Дано описание системы управления ресурсами и методы интеграции данной системы в работу лечебного учреждения. Сделан акцент на внедрение информационных технологий в систему менеджмента в здравоохранении.

Ключевые слова: управление ресурсами, общественное здравоохранение, информационные технологии

В рамках реформирования системы здравоохранения возникает необходимость в оптимизации спроса, предложения и потребления медицинских услуг, а также рационализации использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов. В то же время должны учитываться изменение спроса на медицинские услуги, динамика требований к их качеству и их общая экономическая эффективность [1, 3, 5, 38]. В настоящее время в системе здравоохранения сохраняется принцип адаптации руководства лечебно-профилактических учреждений и управленческих решений к реальным условиям финансирования, которое складывается на основе годовых отчетов учреждений о реализации средств и заявок на техническое, кадровое и лекарственное обеспечение [2, 6, 10, 17, 41]. Объем финансирования медицинских учреждений, несмотря на ежегодный рост, не всегда соответствует реальной потребности, вынуждая изыскивать средства за счет платных услуг, что зачастую приводит к неравнокачественному предоставлению медицинских услуг с приоритетом у пациентов, получающих медицинское обслуживание на платной основе [3, 22, 24, 30]. С другой стороны, полное государственное обеспечение населения медицинским обследованием и лечением усугубляет иждивенческие и патерналистские настрои населения, перекладывая всю ответственность за здоровье на плечи медицинского персонала. В совокупности разногласия в этом отношении не позволяют достичь главной цели работы системы здравоохранения, а именно повышения уровня здоровья и доли работоспособного населения в стране. Статистика показывает ежегодное увеличение заболеваемости по основным группам болезней, сохраняющийся уровень смертности и инвалидности, к тому же растет количество

жалоб со стороны населения относительно качества и количества предоставления медицинской помощи [3, 22].

В целях рационализации распределения материальных, кадровых и финансовых ресурсов в системе здравоохранения необходимо развивать систему управления ресурсами. Немаловажное внимание в этой связи должно уделяться экономической эффективности. В литературе проблема маркетинга в здравоохранении освещена в аспекте частной медицины. Проблема, касающаяся маркетинга в условиях государственного регулирования здравоохранения, в настоящий момент изучена недостаточно. Основным сектором реальных медицинских услуг является потенциальный рынок, в котором государство выступает в роли продавца медицинских услуг, фактического покупателя медицинских услуг и собственника медицинских учреждений. Меньшую долю занимают платные услуги и теневой рынок [8, 9, 2, 6, 13, 17, 30]. Несмотря на действующую систему свободного прикрепления населения к поликлиникам в системе организации здравоохранения фактически сохраняется закрепление пациента за участковым врачом и лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) по месту жительства, а практика финансирования не учитывает стоимости медицинской услуги как товара. Этим объясняются различная стоимость одной и той же услуги в разных лечебных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств, но примерно единые расценки в частном секторе.

Совершенно неизученной областью экономики здравоохранения и менеджмента является маркетинг медицинских технологий [18, 21]. Под медицинскими технологиями следует понимать совокупность последовательно осуществляемых стандартизованных процессов,

логически завершающих определенное медицинское вмешательство или манипуляции, регламентированных директивными или иными документами либо традициями. Маркетинг в этой сфере здравоохранения должен включать в себя сбор информации об используемых медицинских технологиях, их анализ (как с медицинской, так и с экономической точки зрения), стандартизацию, рекламу, мероприятия по продвижению на медицинский рынок. При этом фактически принятие решений в области развития технологий осуществляется в отрыве от экономического анализа, не осуществляется прогноз относительно долгосрочной экономической эффективности, редко рассматривается вопрос о региональных особенностях здравоохранения [12, 15, 25, 29].

В условиях стационара вопрос эффективности напрямую связан с количеством пролеченных случаев без нарушений. При этом не учитывается клиническая эффективность в долгосрочной перспективе. Ведь диагностические и лечебные мероприятия по факту заканчиваются после окончания пребывания в условиях стационара, и дальнейшее ведение пациентов перекладывается на персонал поликлинической сети, что в условиях низкой преемственности лечения, практического переноса ответственности за покупку необходимых лекарственных средств на пациентов и неодинакового уровня квалификации врачей приводит к незавершенному и недостаточному лечебному процессу [16, 17, 27, 37, 38, 40].

Повышение эффективности работы лечебного учреждения возможно путем внедрения научно обоснованных решений в рамках системы управления ресурсами (СУР). Это означает, что любое принятие решений должно основываться на анализе текущего состояния, по конкретным измеримым параметрам. Перед каким-либо внедрением или решением должен разрабатываться план, учитывающий кадровую, финансовую и материальную составляющую. Необходим алгоритм оценки кратко- и долгосрочной экономических перспектив. Перед управленческим корпусом учреждения здравоохранения ежедневно ставятся комплексные задачи, но независимо от сути задачи фактически решаются три вопроса: кто будет делать, как будет делать, на какой финансовой основе. Система управления ресурсами позволяет находить ответы на данные вопросы с точки зрения научного анализа, в том числе с помощью применения современных информационных технологий [4, 8, 26, 29].

СУР как процесс включает в себя несколько этапов. Первый этап - методологиче-

ский, на котором составляется перечень основных задач, стоящих перед учреждением, определяются управленческие кадры, мера ответственности за конкретный раздел работы, выбираются параметры, по которым в дальнейшем будет оцениваться эффективность управления. Следующий этап - аналитический, включающий в себя сбор и поиск информации по заранее выбранным параметрам. На этом этапе выявляются позитивные и негативные аспекты работы, проводится анализ причин нежелательных результатов. После проведения оценки деятельности как в общем, так и по подразделениям (при необходимости по каждому работнику) составляется перечень промежуточных задач, для которых указываются сроки выполнения, ответственный за исполнение, ожидаемые результаты, прогнозируются возможные проблемы и пути их решения, и, что немаловажно, указывается, какие изменения со стороны кадровой политики, материального обеспечения, финансовых затрат необходимо внести для реализации конкретной задачи. Таким образом, управленческому корпусу предоставляется картина, какие направления деятельности требуют значительных усилий в рамках финансирования, какие решаются в основном кадровыми изменениями, а какими в ближайшее время можно пренебречь. Далее каждая задача отрабатывается ответственным лицом, в течение времени отслеживаемые параметры собираются, проводится повторный анализ, по результатам которого осуществляются текущие изменения в управлении [1, 28, 32, 34, 37].

Как видно из описанной схемы, на каждом этапе управления ресурсами возможны ошибки, которые также необходимо учитывать при составлении планов реализации задач. В современных условиях внедрение системы управления ресурсами в ЛПУ при очевидной перспективе несколько затруднено в связи с тем, что каждый участник управления должен принимать решения на основе научного менеджмента, что требует дополнительного обучения персонала. По факту, в настоящее время большинство руководящих должностей занимают лица, утвердившие себя как врачи, и управленческие решения принимаются интуитивно, эмпирически, без научной базы. Это не означает, что менеджмент в здравоохранении несостоятелен, но свидетельствует о том, что он не в той мере эффективен, насколько у него есть потенциал.

В условиях стационарной помощи СУР в осуществлении лечебно-диагностических мероприятий играет особую роль. Сроки оказа-

ния медицинской услуги и принятия врачебных решений ограничены, а комплекс действий по ведению пациентов осуществляется поточным методом, с текущей корректировкой по состоянию здоровья больных [21, 26, 34]. Любые решение не должны негативно отражаться на установленных алгоритмах действия медицинского персонала, а данные о работе необходимо получать и анализировать в кратчайшие сроки. В описанных условиях наиболее полезной и рациональной представляется система управления ресурсами, в которую интегрированы современные информационные технологии с применением единой базы данных, статистических и аналитических методов, позволяющие достоверно отслеживать временные и финансовые затраты на каждого пациента, составлять список наиболее востребованных лекарственных средств, решать вопрос о кадровой составляющей учреждения, изыскивать средства для текущего обновления материально-технической базы и ремонта помещений.

В настоящее время в поликлинической сети внедрены медицинские информационные системы, но они используются для автоматизации и информационного обеспечения исключительно диагностического и лечебного процесса, то есть не оптимизированы для комплексного управления ресурсами. В то же время на административном уровне используются отдельные базы данных, собирающие и работающие с данными из отчетных документов. Применять анализ деятельности непосредственно исполнителей медицинских услуг (медицинского персонала) таким образом не представляется возможным. Так, вопрос об интеграции информационных систем, которые позволяют собирать данные и управлять процессом, начиная от руководителей, заканчивая обслуживающим персоналом, является крайне актуальным и востребованным.

ЛИТЕРАТУРА

1 Акопян А. С. Регулирование и планирование медико - предпринимательской деятельности /А. С. Акопяи, Ю. В. Шиленко. // Экономика здравоохранения. - 2002. - №5-6. - С. 36-41.

2 Андреева О. В. Научное обоснование системы экономического стимулирования повышения эффективности оказания медицинской помощи населению: Автореф. дис. ...д-ра. мед. наук. - М., 2003. - 28 с.

3 Ануфриев С. А. Особенности менеджмента в медицинских клиниках. URL: http:// www.anoufriev.ru/index.php?id=764.

4 Биргер Е. В. Управление инновационными проектами по внедрению информацион-

ных технологий в системе здравоохранения: Автореф. дис. ...канд. экон. наук. - М., 2008. -24 с.

5 Бирюкова Н. Б. Инновационные аспекты управления системой здравоохранения, современной России: национальная практика и международный опыт. - М.: Экслибрис-Пресс, 2007. - 216 с.

6 Брагина З. В. Анализ обеспеченности финансировании ресурсами лечебно-профилактических учреждений в области /З.

B. Брагина, Л. А. Чернов, И. Л. Чернов // Экономика здравоохранения. - М., 2005. - №7. - С. 2-30.

7 Брыксина Н. В., Карлов А. А. Оценка влияния изменений в системе управления многопрофильной больницей на эффективность ее экономической деятельности /Н. В. Брыксина, А. А. Карлов //Вестник уральской медицинской академической науки. 2009. - №1. - С 16-19.

8 Внедрение ИТ в здравоохранении на региональном уровне. Итоги заседания экс-пертно-консультативной группы Совета // Менеджер здравоохранения. - 2011. - №2. -

C. 28-32.

9 Вялков А. И. Основы региональной политики в здравоохранении. - М.: Геотар-Мед, 2001. - 335 с.

10 Демко И. В. Анализ лекарственного обеспечения больных бронхиальной астмой в красноярском крае /И. В. Демко, Н. В. Гордее-ва, Е. Н. Бочанова //Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №5. - С. 56-59.

11 Джупарова И. А. Разработка концепции модернизации системы управления лекарственным обеспечением населения на региональном уровне //Медицина и образование в Сибири. - 2013. - №6. - С. 50-56.

12 Дуганов М. Д. Оценка эффективности расходов на здравоохранение: опыт Вологодской области /М. Д. Дуганов, A. A. Шабунова, К. Н. Калашников //Регион, экономика и социология. - 2010. - №3. - С. 201-218.

13 Зенина Л. А. Экономика и управление в здравоохранении /Л. А. Зенина, И. В. Шешу-нов, О. Б. Чертухина. - М.: Академия, 2008. -208 с.

14 Значение системы аналитических медицинских центров для укрепления управленческой вертикали в отрасли и повышения эффективности работы ЛПУ /Е. П. Какорина, Г. М. Вялков, П. П. Кузнецов и др. //Экономика здравоохранения. - 2002. - №3 (62). - С. 53-55.

15 Кадыров Ф. Н. Экономические методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений. - М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2007. - 457 с.

16 Кочубей А. В. Проблемы стандартизации в здравоохранении //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2003. - №3. - С. 19-22.

17 Кучеренко В. З. Особенности организационно - финансовой деятельности медицинских учреждений в современных экономических условиях /В. З. Кучеренко, В. В. Шляпников //Экономика здравоохранения. - 2007. -№4 (113). - С. 34-38.

18 Малахова Н. Г. Маркетинг в здравоохранении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. -222 с.

19 Мартынов В. В. Управление качеством

- в здравоохранении в рыночных условиях /В. В. Мартынов, И. Э. Веденяпин, З. А. Давлето-ва //Матер. науч.-практ. конф. «Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий». - М.:МИЭМ, 2009. - С. 400-403.

20 Оглобин Г. В. Научное обоснование совершенствования медицинской помощи населению в условиях реформирования здравоохранения: Автореф. дис. ...канд. мед. наук.

- СПб, 2000. - 22 с.

21 Ольве Н.-Г. Оценка эффективности деятельности компании: практ. руководство по использованию сбалансированной системы показателей /Н.-Г. Ольве, Ж. Рой, М. Веттер. -М.: Вильяме, 2003. - 324 с.

22 Орлов А. Е. Система управления качеством организации работы с персоналом лечебных учреждений (на примере крупной поликлиники и многопрофильного стационара) / А. Е. Орлов, В. В. Павлов, Д. Н. Лисица. - Самара: СамГМУ, 2014 - 208 с.

23 Перхов В. И. Динамика объемов и структура расходов учреждений здравоохранения при оказании видов бесплатной медицинской помощи /В. И. Перхов, С. А. Киреев, Е. Е. Балуев //Менеджер здравоохранения. - 2010.

- №5. - С. 16-21.

24 Пивель Д. В. Вокруг саморегулирования в здравоохранении //Менеджер здравоохранения. - 2011. - №3. - С. 34-36.

25 Прокофьева Т. А. Государственное управление развитием здравоохранения региона и его совершенствование: Автореф. дис. канд. экон. наук. - М., 2007. - 32 с.

26 Сабанов В. И. Информационные системы в здравоохранении: учебное пособие /В. И. Сабанов, А. Н. Голубев, Е. Р. Комина. - Ро-стов-н/Д: Феникс, 2007. - 224 с.

27 Сабирзянова Л. И. Экономика и медицинский результат. Поиск взаимосвязей // Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Тюмень, 2010. - С. 208-216.

28 Саркисян А. Г. Стратегическое развитие здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2001. - №7. - С. 30-33.

29 Солодовников В. В. Организаторы здравоохранения об управлении лекарственным обеспечением в лечебно - профилактических учреждениях приморского края /В. В. Солодовников, Е. В. Елисеева, Ю. И. Гайнулли-на //Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2011. - №9-10. - С. 3-11.

30 Тишук Е. А. Состояние и динамика потребления медицинских услуг населением Российской Федерации //Журн. для руководителей и гл. бухгалтера. - 2002. - №9. - С. 18-19.

31 Хальфин P. A. Некоторые итоги и проблемы реформирования системы отечественного здравоохранения /P. A. Хальфин, И. Я. Таджиев //Менеджер здравоохранения. -2010. - №5. - С. 15-19.

32 Чавпецов В. Ф. Автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи: Структура, результаты и перспективы применения /В. Ф. Чавпецов, С. М. Михайлов, М. А. Карачевцева. - СПб: Копи-Р, 2007. - 65 с.

33 Чубарова Т. В. Экономика здравоохранения. Теоретические аспекты. - М.: Институт экономики РАН, 2008. - 234 с.

34 Шойко C. B. Управление инновационным развитием системы здравоохранения и ее финансовое обеспечение: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2006. - 26 с.

35 Экономика и управление здравоохранением /Под ред. Р. А. Тлепцеришева. - Ро-стов-н/Д: Феникс, 2009. - 623 с.

36 Элланский Ю. Г. Основы социальной медицины, содержание и методика социально-медицинской работы /Ю. Г. Элланский, P. A. Тлепцеришев. - Ростов-н/Д, 2007. - 256 с.

37 Ялексеева А. П. Управление кадровой политикой как актуальный вопрос развития организаций /А. П. Ялексеева, П. В. Харитонова //Матер. V междунар. студ. науч.-практ. конф. «Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование». - Нижний Новгород, 2015. - С. 149-151.

38 Assessment of the functions and organization of the Ministry of Industry and New Technologies, in Kazakhstan: Review of the Central Administration, OECD Publishing. - Paris: OECD, 2014. - 116 p.

39 Bix L. The case for global standards in the healthcare supply chain /L. Bix, R. Clarke, H. Lockhart. - Geneva: Global Healthcare Users Group, 2007. - Pp. 2-6.

40 David Н. Gustafson, Patricia Flatley Brennan and Robert P. Hawkins Investing in E-

Health. - New York: Springer Science; LLC, 2007.

- 240 p.

41 Gallagher E B. Modernization and medical care //Health and health care in developing countries. - Philadelphia, PA: Temple University Press, 1993. - Pp. 296.

42 Hughes D. Opening Pandora's box. Freedom of information and health services research /D. Hughes, L. Griffiths, S. Lambert //J. Health Serv. Res. And Policy. - 2000. - V. 5, №1.

- P. 59-61.

43 Jens J. D. Fundamentals of Total Quality Management. Taylor & Francis e-Library /J. D. Jens, K. Kai, K. K. Gopal. - London; New York, 2007. - 357 p.

44 Langley G. The improvement guide: a practical approach to enhancing organizational performance /G. Langley, R. Moen, K. Noaln. -San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2009. - 342 p.

45 Neumann P. J. Preference-based measures in economic evaluation in health care / P. J. Neumann, S. J. Goldie, M. C. Wienstein // Annu. Rev. Public Health. - 2000. - V. 21. - P. 587-611.

46 Roy C. L. Logistics and supply management system of drugs at different levels in Dar-bhanga District of Bihar /C. L. Roy, J. K. Das, H. K. Jha, V. Bhattacharya //Indian J. Public Health.

- 2009. - V. 53(3). - P. 147-150.

REFERENCES

1 Akopjan A. S. Regulirovanie i planirovanie mediko - predprinimatel'skoj dejatel'nosti /A. S. Akopjai, Ju. V. Shilenko. //Jekonomika zdra-voohranenija. - 2002. - №5-6. - P. 36-41.

2 Andreeva O. V. Nauchnoe obosnovanie sistemy jekonomicheskogo stimulirovanija pov-yshenija jeffektivnosti okazanija medicinskoj pomoshhi naseleniju: Avtoref. dis. ...d-ra. med. nauk. - M., 2003. - 28 p.

3 Anufriev S. A. Osobennosti menedzhmen-ta v medicinskih klinikah. URL: http:// www.anoufriev.ru/index.php?id=764

4 Birger E. V. Upravlenie innovacionnymi proektami po vnedreniju informacionnyh tehnologij v sisteme zdravoohranenija: Avtoref. dis. ...kand. jekon. nauk. - M., 2008. - 24 p.

5 Birjukova N. B. Innovacionnye aspekty upravlenija sistemoj zdravoohranenija, sovremen-noj Rossii: nacional'naja praktika i mezhdunarod-nyj opyt. - M.: Jekslibris-Press, 2007. - 216 p.

6 Bragina Z. V. Analiz obespechennosti fi-nansirovanii resursami lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij v oblasti /Z. V. Bragina, L. A. Chernov, I. L. Chernov //Jekonomika zdravoohranenija. - M., 2005. - №7. - P. 2-30.

7 Bryksina N. V., Karlov A. A. Ocenka vlija-nija izmenenij v sisteme upravlenija mnogopro-

fil'noj bol'nicej na jeffektivnost' ee jekonomich-eskoj dejatel'nosti /N. V. Bryksina, A. A. Karlov // Vestnik ural'skoj medicinskoj akademicheskoj nauki. 2009. - №1. - P. 16-19.

8 Vnedrenie IT v zdravoohranenii na re-gional'nom urovne. Itogi zasedanija jekspertno-konsul'tativnoj gruppy Soveta //Menedzher zdravoohranenija. - 2011. - №2. - P. 28-32.

9 Vjalkov A. I. Osnovy regional'noj politiki v zdravoohranenii. - M.: Geotar-Med, 2001. - 335 p.

10 Demko I. V. Analiz lekarstvennogo obespechenija bol'nyh bronhial'noj astmoj v kras-nojarskom krae /I. V. Demko, N. V. Gordeeva, E. N. Bochanova //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2016. - №5. - P. 56-59.

11 Dzhuparova I. A. Razrabotka koncepcii modernizacii sistemy upravlenija lekarstvennym obespecheniem naselenija na regional'nom urovne //Medicina i obrazovanie v Sibiri. - 2013. -№6. - P. 50-56.

12 Duganov M. D. Ocenka jeffektivnosti rashodov na zdravoohranenie: opyt Vologodskoj oblasti /M. D. Duganov, A. A. Shabunova, K. N. Kalashnikov //Region, jekonomika i sociologija. -2010. - №3. - P. 201-218.

13 Zenina L. A. Jekonomika i upravlenie v zdravoohranenii /L. A. Zenina, I. V. Sheshunov, O. B. Chertuhina. - M.: Akademija, 2008. - 208 p.

14 Znachenie sistemy analiticheskih medicinskih centrov dlja ukreplenija upravlench-eskoj vertikali v otrasli i povyshenija jeffektivnosti raboty LPU /E. P. Kakorina, G. M. Vjalkov, P. P. Kuznecov i dr. //Jekonomika zdravoohranenija. -2002. - №3 (62). - P. 53-55.

15 Kadyrov F. N. Jekonomicheskie metody ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti medicinskih uchrezhdenij. - M.: ID «Menedzher zdravoohranenija», 2007. - 457 p.

16 Kochubej A. V. Problemy standartizacii v zdravoohranenii //Problemy social'noj gigieny, zdravoohranenija i istorii mediciny. - 2003. -№3. - P. 19-22.

17 Kucherenko V. Z. Osobennosti organi-zacionno - finansovoj dejatel'nosti medicinskih uchrezhdenij v sovremennyh jekonomicheskih uslovijah /V. Z. Kucherenko, V. V. Shljapnikov // Jekonomika zdravoohranenija. - 2007. - №4 (113). - P. 34-38.

18 Malahova N. G. Marketing v zdravoohranenii. - Rostov-na-Donu: Feniks, 2010. -222 p.

19 Martynov V. V. Upravlenie kachestvom - v zdravoohranenii v rynochnyh uslovijah /V. V. Martynov, I. Je. Vedenjapin, Z. A. Davletova // Mater. nauch.-prakt. konf. «Innovacii v uslovijah razvitija informacionno-kommunikacionnyh

tehnologij». - M.:MIJeM, 2009. - P. 400-403.

20 Oglobin G. V. Nauchnoe obosnovanie sovershenstvovanija medicinskoj pomoshhi nase-leniju v uslovijah reformirovanija zdravoohraneni-ja: Avtoref. dis. ...kand. med. nauk. - SPb, 2000. - 22 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Ol've N.-G. Ocenka jeffektivnosti deja-tel'nosti kompanii: prakt. rukovodstvo po ispol'zovaniju sbalansirovannoj sistemy pokazate-lej /N.-G. Ol've, Zh. Roj, M. Vetter. - M.: Vil'jame, 2003. - 324 p.

22 Orlov A. E. Sistema upravlenija kachestvom organizacii raboty s persona lom lechebnyh uchrezhdenij (na primere krupnoj poli-kliniki i mnogoprofil'nogo stacionara) /A. E. Orlov, V. V. Pavlov, D. N. Lisica. - Samara: SamGMU, 2014 - 208 p.

23 Perhov V. I. Dinamika ob#emov i struktura rashodov uchrezhdenij zdravoohraneni-ja pri okazanii vidov besplatnoj medicinskoj pomoshhi /V. I. Perhov, S. A. Kireev, E. E. Baluev //Menedzher zdravoohranenija. - 2010. -№5. - P. 16-21.

24 Pivel' D. V. Vokrug samoregulirovanija v zdravoohranenii //Menedzher zdravoohranenija. -2011. - №3. - P. 34-36.

25 Prokofeva T. A. Gosudarstvennoe up-ravlenie razvitiem zdravoohranenija regiona i ego sovershenstvovanie: Avtoref. dis. ...kand. jekon. nauk. - M., 2007. - 32 p.

26 Sabanov V. I. Informacionnye sistemy v zdravoohranenii: uchebnoe posobie /V. I. Sabanov, A. N. Golubev, E. R. Komina. - Rostov-n/D: Feniks, 2007. - 224 p.

27 Sabirzjanova L. I. Jekonomika i medicin-skij rezul'tat. Poisk vzaimosvjazej //Mater. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Tjumen', 2010. - P. 208-216.

28 Sarkisjan A. G. Strategicheskoe razvitie zdravoohranenija // Jekonomika zdravoohranenija. - 2001. - №7. - P. 30-33.

29 Solodovnikov V. V. Organizatory zdravoohranenija ob upravlenii lekarstvennym obespecheniem v lechebno - profilakticheskih uchrezhdenijah primorskogo kraja /V. V. Solodovnikov, E. V. Eliseeva, Ju. I. Gajnullina // Problemy standartizacii v zdravoohranenii. -2011. - №9-10. - P. 3-11.

30 Tishuk E. A. Sostojanie i dinamika po-treblenija medicinskih uslug naseleniem Ros-sijskoj Federacii //Zhurn. dlja rukovoditelej i gl. buhgaltera. - 2002. - №9. - P. 18-19.

31 Hal'fin P. A. Nekotorye itogi i problemy reformirovanija sistemy otechestvennogo zdravoohranenija /P. A. Hal'fin, I. Ja. Tadzhiev // Menedzher zdravoohranenija. - 2010. - №5. - P. 15-19.

32 Chavpecov V. F. Avtomatizirovannaja tehnologija jekspertizy kachestva medicinskoj pomoshhi: Struktura, rezul'taty i perspektivy primenenija /V. F. Chavpecov, S. M. Mihajlov, M. A. Karachevceva. - SPb: Kopi-R, 2007. - 65 p.

33 Chubarova T. V. Jekonomika zdravoohranenija. Teoreticheskie aspekty. - M.: Institut jekonomiki RAN, 2008. - 234 s.

34 Shojko C. B. Upravlenie innovacionnym razvitiem sistemy zdravoohranenija i ee fi-nansovoe obespechenie: Avtoref. dis. ...kand. jekon. nauk. - M., 2006. - 26 p.

35 Jekonomika i upravlenie zdra-voohraneniem /Pod red. R. A. Tlepcerisheva. -Rostov-n/D: Feniks, 2009. - 623 p.

36 Jellanskij Ju. G. Osnovy social'noj mediciny, soderzhanie i metodika social'no-medicinskoj raboty /Ju. G. Jellanskij, P. A. Tlepcerishev. - Rostov-n/D, 2007. - 256 p.

37 Jalekseeva A. P. Upravlenie kadrovoj politikoj kak aktual'nyj vopros razvitija organi-zacij /A. P. Jalekseeva, P. V. Haritonova //Mater. V mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. «Aktual'nye voprosy jekonomiki regiona: analiz, diagnostika i prognozirovanie». - Nizhnij Novgorod, 2015. - P. 149-151.

38 Assessment of the functions and organization of the Ministry of Industry and New Technologies, in Kazakhstan: Review of the Central Administration, OECD Publishing. - Paris: OECD, 2014. - 116 p.

39 Bix L. The case for global standards in the healthcare supply chain /L. Bix, R. Clarke, H. Lockhart. - Geneva: Global Healthcare Users Group, 2007. - Pp. 2-6.

40 David N. Gustafson, Patricia Flatley Brennan and Robert P. Hawkins Investing in E-Health. - New York: Springer Science; LLC, 2007.

- 240 p.

41 Gallagher E B. Modernization and medical care //Health and health care in developing countries. - Philadelphia, PA: Temple University Press, 1993. - Pp. 296.

42 Hughes D. Opening Pandora's box. Freedom of information and health services research /D. Hughes, L. Griffiths, S. Lambert //J. Health Serv. Res. And Policy. - 2000. - V. 5, №1.

- Pp. 59-61.

43 Jens J. D. Fundamentals of Total Quality Management. Taylor & Francis e-Library /j. D. Jens, K. Kai, K. K. Gopal. - London; New York, 2007. - 357 p.

44 Langley G. The improvement guide: a practical approach to enhancing organizational performance /G. Langley, R. Moen, K. Noaln. -San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2009. - 342 p.

Мeflнцнна h aao^orua, 2017, 2

91

45 Neumann P. J. Preference-based measures in economic evaluation in health care / P. J. Neumann, S. J. Goldie, M. C. Wienstein // Annu. Rev. Public Health. - 2000. - V. 21. - Pp. 587-611.

46 Roy C. L. Logistics and supply management system of drugs at different levels in Dar-bhanga District of Bihar /C. L. Roy, J. K. Das, H. K. Jha, V. Bhattacharya //Indian J. Public Health. - 2009. - V. 53(3). - Pp. 147-150.

Поступила 05.04.2017

A. A. Baimagambetova1, D. B. Kulov1, R. E. ChobanoV

RESOURCE MANAGEMENT SYSTEM AS THE MAIN COMPONENT OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE WORK OF THE HOSPITAL

1 Department of public health and healthcare №2 of Karaganda state medical universtty (Karaganda, Kazakhstan), 2Azerbaijan medccal university (Baku, Repubiic of Azerbaijan)

The article describes the current state of management in health care. The main problems in the system of resource management in healthcare organizations are shown. The description of the resource management system and methods of its application in medical institutions are given. The emphasis was placed on the introduction of information technologies in the management system in health care.

Key words: resource management, public health, information technology

А. А. Баймаамбетова1 , Д. Б. К,^лоВ, Р. Э. ЧобаноВ

РЕСУРСТАРДЫ БАСКАРУ ЖУЙЕС СТАЦИОНАР Ж¥МЫСЫНЬЩ ТИ1МД1П1ПН АРТТЫРУДЬЩ БАСТЫ КОМПОНЕНТ! РЕТГНДЕ

1 Караранды мемлекеттк медицина университетнн №2 корамдык денсаулык жэне денсаулык сактау кафедрасы (Караанды, Казахстан),

2Азербайжан медициналык университетi (Баку, Азербайжан Республикасы)

Макалада денсаулык сактау саласы менеджменту каз1рг1 ахуалы сипатталран. Денсаулык сактау уйымдарындары ресурстарды баскару жYЙесiнiн непзп мэселелерi керсеттген. Ресурстарды баскару жYЙесi мен осы жуйенщ емдеу мекемеанН жумысына интеграциялау эдiстерi бертген. Акпараттык технологияларды денсаулык сактау менеджмент жYЙесiне енпзуге басымдык бертген.

Клт сездер: ресурстарды баскару, котамдык денсаулык сактау, акпараттык технологиялар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.