preventive medicine профилактическая медицина
DOI: 10.12731/wsd-2016-8-63-80 УДК 614.2
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Карайланов М.Г., Федоткина С.А., Маликова Е.А.
Целью настоящего исследования является анализ литературных данных, позволяющий определить основные методические подходы к оценке эффективности деятельности медицинских организаций, а также актуальные проблемы изучения эффективности первичной медико-санитарной помощи в настоящее время. Первичная медико-санитарная помощь составляет неотъемлемую часть национальной системы здравоохранения, являясь основой системы оказания медицинской помощи, и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний. В условиях современного развития здравоохранения приоритетной и нерешенной остается проблема оценки эффективности деятельности медицинской организации. Управление здравоохранением невозможно без определения приоритетных целей, показателей их достижения и параметров эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов, что обуславливает необходимость разработки методики оценки эффективности медицинской помощи, которая позволит обеспечить
взаимосвязь процессов управления и планирования, а также решать практические задачи развития отрасли.
Ключевые слова: критерии; медицинская организация; методы; первичная медико-санитарная помощь; эффективность.
METHODOLOGIES FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MEDICAL ORGANIZATIONS THAT PROVIDE OUTPATIENT CARE
Karailanov M.G., Fedotkina S.A., Malikova E.A.
The aim of this study is to analyze the data in the literature, allows to define the basic methodological approaches to the assessment of the effectiveness of health care organizations, as well as important problems of studying the effectiveness of primary health care at the moment. Primary health care is an integral part of the national health system, as a basis for health care delivery system, and includes measures for prevention, diagnosis, treatment of diseases and conditions, medical rehabilitation, monitoring of pregnancy, healthy lifestyles, including reduce risk factors for disease. In the modern development of the health priority and remains the problem of assessing the effectiveness of the medical organization. Health Management is impossible without the identification of priority targets, indicators and parameters to achieve their efficient use of financial, material and human resources, which leads to the need for a methodology for assessing the effectiveness of health interventions that will ensure the relationship management processes and planning, as well as to solve practical problems of the industry.
Keywords: criteria; medical organization; methods; primary health care; efficiency.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения от 15 мая 2012 г. №543н «Об утверждении положения об организации
оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению». Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) составляет неотъемлемую часть всего процесса социально-экономического развития общества и национальной системы здравоохранения. Она является первым уровнем контакта и этапом непрерывного процесса охраны здоровья населения. Территориальная доступность ПМСП обеспечивается рациональным размещением медицинских учреждений с учетом расселения жителей.
В развитии ПМСП наиболее велика роль участковой службы, которая обеспечивает своевременную квалифицированную терапевтическую (педиатрическую) помощь населению, комплекс мероприятий по диспансеризации, координацию деятельности с врачами-специалистами, а также профилактическую направленность по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональных болезней и травматизма [1, с. 21].
ПМСП является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению.
Развитие ПМСП должно быть направлено на решение следующих задач:
- обеспечение доступности этого вида медицинской помощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны;
- удовлетворение потребности населения в квалифицированной врачебной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи;
- переориентацию деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на медико-социальную профилактику;
- повышение эффективности работы амбулаторно-поликлиниче-ских учреждений, совершенствование управления;
- повышение культуры и качества медико-социальной помощи.
В условиях современного развития здравоохранения приоритетной и нерешенной остается проблема оценки эффективности деятельности
66
!П ^ World of Scientific Discoveries, 8(80), 2016
медицинской организации. Управление здравоохранением невозможно без определения приоритетных целей, показателей их достижения и параметров эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов. Все вышеперечисленное обуславливает необходимость разработки методики оценки эффективности медицинской помощи, которая базируясь на научно-обоснованных методических подходах, позволит обеспечить взаимосвязь процессов управления и планирования, а также решать практические задачи развития отрасли.
Целью настоящего исследования является анализ литературных данных, позволяющий определить основные методические подходы к оценке эффективности деятельности медицинских организаций, а также актуальные проблемы изучения эффективности первичной медико-санитарной помощи в настоящее время.
Эффективность деятельности медицинской организации представляет собой степень достижения определенных для данного учреждения целей при определенных затратах [2, с. 14]. Под понятием «эффективность» подразумевается достижение конкретного результата. Понятие эффективности медицинской помощи не следует отождествлять с общеэкономической категорией эффективности и соответствующими показателями в сфере материального производства, поскольку, даже при использовании квалифицированного труда и современного оборудования в здравоохранении, результат может быть «нулевым» и даже «отрицательным» [3, с. 468]. Результаты тех или иных мероприятий здравоохранения в целом и амбулаторно-поликлинической службы в частности анализируются с позиций медицинской, социальной и экономической эффективности. Между этими видами эффективности существует взаимосвязь и взаимообусловленность. Приоритетными являются медицинская и социальная эффективность. Что же касается экономической эффективности, то в здравоохранении она не может являться определяющей при выборе тех или иных средств профилактики и лечения заболеваний, организационных форм оказания медицинской помощи, хотя критерии экономической эффективности, наряду с медицинской и социальной эффективностью,
могут помочь в установлении очередности проведения тех или иных мероприятий. Медицинская помощь должна оказываться таким образом, чтобы затраты на ее финансирование осуществлялись оптимально с точки зрения получаемых результатов (оптимальность) и исходя из наиболее важных направлений медицинской деятельности (приоритетность).
Расчет показателей эффективности здравоохранения (включая первичную медико-санитарную помощь) производится по следующим направлениям:
- по виду эффективности (медицинская, социальная, экономическая);
- по уровню (уровень работы врача, подразделения, отдельного учреждения в целом, уровень работы отрасли здравоохранения, уровень народного хозяйства);
- по этапам или разделам работы (эффективность на этапе предупреждения заболевания, лечения и реабилитации больных);
- по объему работы (эффективность лечебно-профилактических мероприятий и медико-социальных программ);
- по способу измерения результатов (через снижение потерь ресурсов; экономию ресурсов, через дополнительно полученный результат, либо через интегрированный показатель, учитывающий все результаты);
- по затратам (учитываются затраты общественного труда, а также суммарный показатель по затратам живого общественного труда);
- по форме показателей (принимаются во внимание нормативные показатели здоровья населения, показатели трудовых затрат и стоимостные показатели).
Возросший объем финансирования первичной медико-санитарной службы в рамках реализации Национального проекта «Здоровье» обусловил введение критериев эффективности деятельности специалистов первичного звена, на основе анализа которых можно судить об эффективности вложенных затрат [4, с. 120]. Министерством здравоохранения РФ принят ряд приказов, утверждающих перечень критериев эффективности деятельности врача-терапевта участкового (№ 282 от 19.04.2007), врача-педиатра
участкового (№283 от 19.04.2007), медицинской сестры участковой (№ 324 от 11.05.2007), врача общей практики (№325 от 11.05.2007), медицинской сестры врача общей практики (№326 от 11.05.2007). Основным назначением утвержденных критериев предусматривается возможность проведения анализа деятельности специалистов первичного звена, с целью повышения качества оказываемой медицинской помощи. Необходимо отметить, что часть показателей включенных в перечень критериев, отражают степень участия участковых врачей в процессе реструктуризации медицинской помощи [5, с. 588].
Действием данных нормативно-правовых актов руководителям медицинских организаций предоставляется возможность выбора критериев с учетом воздействия различных факторов, определяющих здоровье населения на каждой территории, в конкретном лечебном учреждении, а так же допускается использование дополнительных показателей, характеризующих эффективность деятельности учреждения с учетом региональных особенностей. Таким образом, система оценки эффективности должна определяться в конкретном учреждении индивидуально. Однако на практике для руководителей учреждений представляет определенные трудности обоснование показателей позволяющих объективно оценить эффективность работы лечебного учреждения и медицинского персонала.
Отечественные исследователи неоднократно предлагали перечень показателей, с помощью которых можно было бы оценить различные аспекты функционирования здравоохранения, включая ПМСП [6, с. 21]. Несмотря на имеющееся расхождение мнений по вопросу показателей эффективности, все исследователи единодушны в одном: они должны иметь количественное выражение, быть простыми в расчете, иметь доступную и надежную информационную базу. Количество показателей должно быть по возможности минимальным, но при этом отражать все основные аспекты деятельности амбулаторно-поликлинического учреждения. Все параметры, используемые для оценки эффективности, могут и должны определяться на основе анализа учетно-отчетной документации учреждения и анкетирования пациентов [7, с. 31]. Исполь-
зуемые показатели должны нести определенную смысловую нагрузку и отражать конкретную связь с целями и задачами учреждения.
Для анализа эффективности деятельности поликлиник используются показатели объема и типа посещений, а также показатели, характеризующие участковый принцип обслуживания и нагрузку медицинского персонала. При обычно используемом анализе каждый параметр сравнивается с нормативным значением (при наличии такового) или с данными предшествующего периода.
Актуальной задачей является разработка простой и доступной методики, которая позволяет без лишних затрат получать обобщающую характеристику эффективности функционирования учреждения. Из-за отсутствия методик, соответствующих потребностям практического здравоохранения, в ряде случаев оценка эффективности и результативности инновационных технологий основывается только на косвенных показателях и экспертных мнениях специалистов [8, с. 29]. Поэтому в ряде работ предлагаются методики оценки эффективности деятельности медицинского учреждения.
Анализ литературы по вопросам изучения методов оценки деятельности медицинских организаций позволил выявить основные из них:
- статистический метод;
- метод экспертных оценок;
- методы клинико-экономического анализа;
- социологический метод.
Одним из самых распространенных является статистический метод. Суть данного метода заключается в анализе статистических показателей здоровья населения и деятельности медицинских организаций на основе данных отраслевых форм отчетов. С его помощью выявляются конкретные проблемы, определяются приоритеты, ставятся необходимые задачи для рационального использования кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов [9, с. 100].
Основой достоверного статистического учета при оказании ПМСП является использование унифицированных методик сбора и учета пер-
вичной медицинской документации, что требует использования современных медицинских информационных систем [10, с. 1].
Статистический анализ деятельности медицинских организаций проводится в следующих направлениях [11, с. 16]:
- сравнение результативных показателей деятельности данного учреждения с соответствующими показателями аналогичных учреждений;
- сравнение результативных показателей с эталонными (нормами, нормативами, стандартами);
- сравнение результативных показателей за данный период с прошлыми показателями для оценки тенденции явления;
- сравнение фактически сложившихся показателей с ожидаемыми величинами.
На основе использования статистического метода возможно более глубокое изучение закономерностей изучаемых явлений при помощи методов прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях [12, с. 7].
Т.В. Черновой и др. (2001) предложена методика расчета интегрального показателя медицинской эффективности работы, основанная на использовании основных статистических показателей деятельности медицинского учреждения [13, с. 79]. Автором предлагается следующий набор первичных показателей для поликлиник: удельный вес посещений по поводу заболеваний, на дому и с профилактической целью; число посещений на одного жителя в год; число посещений на одну занятую врачебную должность.
Изучение эффективности отдельных направлений работы медицинских организаций, оказывающих амбулаторную помощь, по данным годовых статистических отчетов затруднено в силу малой информативности показателей, которые в большей степени отражают объем выполненной работы, нежели результативность проводимых мероприятий [14, с. 97].
Ряд авторов рассматривают возможность изучения эффективности медицинской помощи, в том числе в стационарных условиях, на осно-
ве использования индикаторов качества медицинской помощи с позиции структурного компонента, процессуального и результатов оказания медицинской помощи [15, с. 25]. Использование структурного подхода, подразумевает оценку условий оказания медицинской помощи для формирования необходимого потенциала в системе обеспечения качества медицинской помощи. В целом оценка эффективности деятельности проводится с помощью «модели достижения цели». Использование данной модели подразумевает установление конечных уровней показателей по всем трем группам и шкалу достижения результатов. Этим достигается комплексность оценки деятельности медицинской организации. Данный подход является наиболее распространенным среди организаторов здравоохранения.
Одним из инструментов оптимизации управленческих решений в здравоохранении является мониторинг посредством предоставления своевременной и качественной информации. Для достижения достоверных результатов следует проводить наблюдение в течение длительного периода времени, что позволит оценить влияние отдельных характеристик управления и выявить насколько часто происходят отклонения в той или иной области. В этом случае, когда закономерности выявлены, возможен их полноценный анализ [16, с. 436].
Одним из решений выявленной проблемы является применение метода экспертных оценок при изучении качества медицинской помощи. В настоящее время экспертный метод широко применяется в здравоохранении при проведении ведомственного и вневедомственного контроля качества медицинской помощи.
Важным звеном на пути повышения качества первичной медико-санитарной помощи, является экспертная оценка деятельности медицинских структур [17, с. 7]. Несмотря на некоторую субъективность экспертного метода, использование унифицированных методик на основе разработанных карт экспертной оценки позволяет получить необходимую степень достоверности при проведении оценки. При этом мнение эксперта представляет особый интерес, т.к. ответы эксперта основываются на большом
опыте, анализе источников литературы и проведенных ранее статистических исследованиях [18, с. 69]. Опыт применения этого метода показал, что обоснованное достоверное мнение экспертов, базирующееся на их знаниях, опыте и интуиции, при строгом соблюдении правил проведения экспертизы, обработки и анализа данных позволяет повысить качество принятия решений по исследуемым проблемам.
Одним из наиболее интересных методов, используемых в настоящее время в мировом здравоохранении, является метод клинико-экономи-ческого анализа (КЭА). Сущность метода заключается в изучении и выборе тех методик диагностики и лечения заболеваний, а также программ развития здравоохранения, которые имеет высокий уровень клинической эффективности и экономической целесообразности применения в совокупности [19, с. 16]. Опыт применения КЭА в европейских системах здравоохранения имеет широкое признание. Так, например, в Великобритании апробация новых методов диагностики и лечения заболеваний проводится только на основе КЭА, по результатам которого Национальный центр здравоохранения выдает разрешение на право использования в практике и осуществление финансирования результатов внедрения [20, с. 32]. Однако задачами настоящего исследования не предусмотрено изучение эффективности отдельных методик лечения и программ, поэтому дальнейшее рассмотрение данного метода не целесообразно.
Одним из широко применяемых методов в социально-гигиенических исследованиях в настоящее время является социологический метод. Социологические исследования в здравоохранении посвящены изучению большого количества актуальных вопросов, но, как правило, значительная часть из них связана с изучением удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинской помощи. Это связано с тем, что социальная удовлетворенность населения медицинским обслуживанием рассматривается как один из важных критериев качества медицинских услуг [21, с. 1925]. Система управления качеством медицинской помощи предполагает использование комплекса мероприятий, направ-
ленных на удовлетворение запросов потребителей, которое реализуется путем сосредоточенности на интересах пациента. Социологический мониторинг удовлетворенности населения качеством и доступностью оказания медицинской помощи в ряде исследований доказали возможность оперативно получать информацию по целому ряду вопросов, выявлять проблемные зоны в субъективном восприятии населением функционирования системы оказания медицинской помощи на конкретной территории [22, с. 1].
Информация, полученная в ходе социологического мониторинга, поможет разработать конкретные программы по отдельным вопросам и принять соответствующие управленческие решения, направленные на повышение удовлетворенности населения и доступности медицинского обслуживания [23, с. 21]. При изучении социальной удовлетворенности пациентов внимательному рассмотрению подвергаются определенные условия оказания медицинских услуг, таких как, доступность медицинской помощи, отношение врача и среднего медицинского персонала к пациенту, санитарно-гигиенические условия и уровень комфортности в лечебном учреждении.
Таким образом, анализ литературы свидетельствует об актуальности проведения оценки эффективности первичной медико-санитарной помощи в настоящее время. Исходя их этого можно сделать следующие выводы:
1. В современных условиях оптимизация организации первичной медико-санитарной помощи является приоритетным направлением развития отечественного здравоохранения.
2. Оценка эффективности первичной медико-санитарной помощи имеет важное значение, от состояния которой зависят эффективность и качество деятельности всей системы здравоохранения, решение большинства медико-социальных и экономических проблем.
3. На основе изучения литературы выявлены основные организационно-методические подходы при изучении эффективности деятельности медицинских организаций, а также актуальные проблемы изучения эффективности первичной медико-санитарной помощи в настоящее время.
Список литературы
1. Комаров Ю.М. Первичная медико-санитарная помощь: какой она должна быть? // Здравоохранение. 2008. № 5. С. 19-28.
2. Вялков А.И. Методические подходы к оценке эффективности деятельности ЛПУ как хозяйствующего субъекта // Главврач. 2005. № 5. C. 11-17.
3. ShorteH S.M., Casalino L.P. Health Care Reform Requires Accountable Care Systems // Journal of the American Medical Association. 2008. Vol. 300, pp. 467-473.
4. Карайланов М.Г., Русев И.Т. Совершенствование первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях // XLVII Международная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: инновации в современном мире». М., 2016. С. 116-121.
5. Brinkmann A., Steffen P., Pfaff H. Patientenbefragungen als Bestandteil des Qualitatsmanagements in Arztpraxen: Entwicklung und Erprobung eines Instrumentes // Gesundheitswesen. 2007. Bd. 69. № 11, pp. 585-592.
6. Кузнецова О.В. Применение статистического метода при количественной оценке качества медицинской помощи // Менеджер здравоохранения. 2007. № 6. С. 18-24.
7. Денисов И.Н., Черниенко Е.И. Совершенствование организации первичного звена здравоохранения // Справочник врача общей практики. 2008. № 11. С. 13-46.
8. Boerma W.G., Dubois K.-A. Mapping primary care across Europe // Organizational reform in European primary care. Ed. by R.B. Saltman et al. Maidenhead: Open Univ. press. 2006, pp. 22-49.
9. Карайланов М.Г., Русев И.Т. Оценка эффективности первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных учреждениях // XIII International scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education». Chicago. USA. 2016, рр. 99-100.
10. Модестов А.А., Косова С.А., Неволин Ю.С., Фаррахов А.З., Федотки-на С.А. Центры здоровья для детей: проблемы и перспективы развития // Социальные аспекты здоровья населения. 2013. №3(31). http://vestnik. mednet.ru/content/view/482/30/lang,ru/ (accessed May 14, 2016).
11. Медведская Д.Р., Бадаев Ф.И., Чернова Т.В., Ползик Е.В. Комплексная оценка медицинской эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений областного центра // Экономика здравоохранения. 2003. № 9. С. 14-18.
12. Елоев М.С., Клипак В.М., Жеребко О.А., Белышев Д.В., Борисов Д.Н. Опыт внедрения медицинской информационной системы в многопрофильном амбулаторно-поликлиническом учреждении // Воен.-мед. журн. 2014. №9. С. 4-13.
13. Мартынчик С.А. Организационные основы мониторинга и оценки эффективности деятельности ЛПУ на территориальном уровне // Экономика здравоохранения. 2007. № 11. С. 77-84.
14. Русев И.Т., Карайланов М.Г. Оценка эффективности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь // XLVII Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы медицины». М., 2016. С. 96-100.
15. Федоткина С.А., Иванова А.А. Здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей // Российский педиатрический журнал. 2012. №1. С. 24-28.
16. Evans T.W. Best research for best health: a new national health research strategy // Clin. Med. 2006. Vol.6. № 5. pp. 435-437.
17. Татарников М.А. Методологические основы формирования системы показателей эффективности деятельности учреждений здравоохранения // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. 2009. № 12. C. 6-10.
18. Синявский В.М. О системе статистического учета и управления в амбула-торно-поликлинической службе // Главврач. 2011. № 5. С. 67-76.
19. Чернова Т.В., Ползик Е.В., Казанцев B.C. Использование интегрального показателя для оценки эффективности работы лечебно-профилактического учреждения // Здравоохранение Российской Федерации. 2001. №5. С. 14-16.
20. Татарников М.А., Вялкова Г.М., Глухова Г.А. Оценка удовлетворенности потребителей медицинских услуг в системе управления здравоохранением // Экономика здравоохранения. 2011. № 3-4. С. 29-35.
21. McCain J.S. Making access to quality and affordable health care a reality for every American // JAMA. 2008. Vol. 300. № 16, pp. 1925-1926.
22. Федоткина С.А., Яцковская Л.Н. Ценности здоровья в структуре ценностей студентов и учащихся колледжей // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2011. №3 (07). http://ej.soc-journal.ru/archive/2011/no3.html (accessed May 14, 2016).
23. Хальфин Р. А. Актуальные вопросы организации амбулаторно-поликли-нической помощи населению Российской Федерации // Здравоохранение. 2003. № 10. С. 19-26.
References
1. Komarov Ju.M. Pervichnaja mediko-sanitarnaja pomoshh': kakoj ona dolzhna byt'? [Primary health care: what it should be?] Zdravoohranenie. 2008. № 5, pp. 19-28.
2. Vjalkov A.I. Metodicheskie podhody k ocenke jeffektivnosti dejatel'nosti LPU kak hozjajstvujushhego subekta. Glavvrach. 2005. № 5, рр. 11-17.
3. Shortell S.M., Casalino L.P. Health Care Reform Requires Accountable Care System. Journal of the American Medical Association. 2008. Vol. 300, pp. 467-473.
4. Karailanov M.G., Rusev I.T. Sovershenstvovanie pervichnoy mediko-sanitar-noy pomoshchi v ambulatornykh usloviyakh [Improving primary health care on an outpatient basis]. XLVII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauchnaya diskussiya: innovatsii v sovremennom mire» [XLVII International scientific-practical conference "Scientific discussion: innovations in Sovrem-mennom world"]. M., 2016, pp. 116-121.
5. Brinkmann A., Steffen P., Pfaff H. Patientenbefragungen als Bestandteil des Qualitatsmanagements in Arztpraxen: Entwicklung und Erprobung eines Instrumentes. Gesundheitswesen. 2007. Bd. 69, № 11, pp. 585-592.
6. Kuznecova O.V. Primenenie statisticheskogo metoda pri kolichestvennoj ocenke kachestva medicinskoj pomoshhi [The use of a statistical method for the quantification of the quality of care].Menedzherzdravoohranenija. 2007. № 6, pp. 18-24.
7. Denisov I.N., Chernienko E.I. Sovershenstvovanie organizacii pervichnogo zvena zdravoohranenija [Improvement of the organization of primary health care]. Spravochnik vracha obshhejpraktiki. 2008. № 11, pp. 13-46.
В Mupe HayHHHX otkphtmm, № 8(80), 2016
77
8. Boerma W.G., Dubois K.-A. Mapping primary care across Europe. Organizational reform in European primary care. Ed. by R.B. Saltman et al. Maidenhead: Open Univ. press. 2006, pp. 22-49.
9. Karailanov M.G., Rusev I.T. Otsenka effektivnosti pervichnoy mediko-sanitar-noy pomoshchi v ambulatornykh uchrezhdeniyakh [Evaluating the effectiveness of primary health care in outpatient settings]. XIIIInternational scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education» [XIII International scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education»]. Chicago. USA. 2016, pp. 99-100.
10. Modestov A.A., Kosova S.A., Nevolin Yu.S., Farrakhov A.Z., Fedotkina S.A. Tsentry zdorov'ya dlya detey: problemy i perspektivy razvitiya [Health centers for children: problems and prospects]. Sotsial'nye aspekty zdorov'yanaseleniya.
2013. №3(31). http://vestnik.mednet.ru/content/view/482/30/lang,ru/ (accessed May 14, 2016).
11. Medvedskaja D.R., Badaev F.I., Chernova T.V., Polzik E.V. Kompleksnaja ocenka medicinskoj jeffektivnosti dejatel'nosti lechebno-profilakticheskih uchrezhdenij oblastnogo centra [A comprehensive evaluation of the effectiveness of the medical health care institutions of the regional center]. Jekonomika zdravoohranenija. 2003. № 9. pp. 14-18.
12. Eloev M.S., Klipak V.M., Zherebko O.A., Belyshev D.V., Borisov D.N. Opyt vnedreniya meditsinskoy informatsionnoy sistemy v mnogoprofil'nom ambu-latorno-poliklinicheskom uchrezhdenii [Experience of introduction of medical information system in a multidisciplinary outpatient clinics] Voen.-med. zhurn.
2014. № 9, pp. 4-13.
13. Martynchik S.A. Organizacionnye osnovy monitoringa i ocenki jeffektivnosti dejatel'nosti LPU na territorial'nom urovne [Organizational basis for monitoring and evaluating the performance of health facilities at the territorial level]. Jekonomika zdravoohranenija. 2007. № 11, pp. 77-84.
14. Rusev I.T., Karailanov M.G. Otsenka effektivnosti meditsinskoy organizatsii, okazyvayushchey pervichnuyu mediko-sanitarnuyu pomoshch' [Evaluating the effectiveness of a medical organization that provides primary health care]. XLVII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Nauchnaya di-
skussiya: voprosy meditsiny» [XLVII International scientific-practical conference "Scientific discussion: issues of medicine"]. M., 2016, pp. 96-100.
15. Fedotkina S.A., Ivanova A.A. Zdorov'esberegayushchee povedenie podrost-kov i molodezhi kak osnova zdorov'ya budushchikh roditeley [School health behavior of adolescents and young people as a basis for the health of future parents]. Rossiyskiypediatricheskiyzhurnal. 2012. №1, pp. 24-28.
16. Evans T. W. Best research for best health: a new national health research strategy. Clin. Med. 2006. Vol.6. № 5, pp. 435-437.
17. Tatarnikov M.A. Metodologicheskie osnovy formirovanija sistemy pokazatelej jeffektivnosti dejatel'nosti uchrezhdenij zdravoohranenija [Methodological bases of formation of the system of performance indicators of health care institutions]. Voprosy jekonomiki i upravlenija dlja rukovoditelej zdravoohranenija. 2009. № 12 (99), pp. 6-10.
18. Sinjavskij V.M. O sisteme statisticheskogo ucheta i upravlenija v ambulator-no-poliklinicheskoj sluzhbe [A system of statistical accounting and management in outpatient service]. Glavvrach. 2011. № 5, pp. 67-76.
19. Chernova T.V., Polzik E.V., Kazancev B.C. Ispol'zovanie integral'nogo pokazatelja dlja ocenki jeffektivnosti raboty lechebno-profilakticheskogo uchrezhdenija [The use of an integral indicator to assess the effectiveness of the health care setting]. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2001. № 5, pp. 14-16.
20. Tatarnikov M.A., Vjalkova G.M., Gluhova G.A. Ocenka udovletvorennosti potrebitelej medicinskih uslug v sisteme upravlenija zdravoohraneniem [Evaluation of health services consumer satisfaction in health care management system]. Jekonomika zdravoohranenija. 2011. № 3-4, pp. 29-35.
21. McCain J.S. Making access to quality and affordable health care a reality for every American. JAMA. 2008. Vol. 300. № 16, pp. 1925-1926.
22. Fedotkina S.A., Yatskovskaya L.N. Tsennosti zdorov'ya v strukture tsennostey studentov i uchashchikhsya kolledzhey [Values in the structure of the health of students and college students' values]. Sovremennye issledovaniyasotsial'nykh problem. 2011. №3 (07). http://ej.soc-journal.ru/archive/2011/no3.html (accessed May 14, 2016).
23. Hal'fin R.A. Aktual'nye voprosy organizacii ambulatomo-poliklinicheskoj po-moshhi naseleniju Rossijskoj Federacii [Topical issues of the organization of outpatient care to the population of the Russian Federation]. Zdravoohranenie. 2003. № 10, pp. 19-26.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Карайланов Михаил Георгиевич, к.м.н., преподаватель кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова»
ул. Академика Лебедева, 6, г. Санкт-Петербург, 194044, Российская Федерация [email protected]
Федоткина Светлана Александровна, д.м.н., доцент медицинского колледжа, доцент кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения
Санкт-Петербургский государственный университет; Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова»
Университетская наб., 7-9, Санкт-Петербург, Российская Федерация; ул. Академика Лебедева, 6, г. Санкт-Петербург, 194044, Российская Федерация
Маликова Елена Александровна, аспирант кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения
Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова»
ул. Академика Лебедева, 6, г. Санкт-Петербург, 194044, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Karailanov Mikhail Georgievich, MD, Lecturer, Department of Public Health and Military Health Economics
Federal State Budget military Educational Institution of Higher Education «Military Medical Academy named after S.M. Kirov» 6, Academic Lebedev Str., St. Petersburg, 194044, Russian Federation E-mail: [email protected] SPIN-code: 7110-9788 ORCID: 0000-0001-6584-9492 ResearcherID: J-1471-2016 Scopus Author ID: 23473000300
Fedotkina Svetlana Aleksandrovna, MD, Associate Professor College of Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Military Health Economics
Saint-Petersburg State University; Federal State Budget military Educational Institution of Higher Education «Military Medical Academy named after S.M. Kirov»
7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg; 194044, Russian Federation; 6, Academic Lebedev Str., St. Petersburg, 194044, Russian Federation SPIN-code: 1867-5544 ORCID: 0000-0003-3077-443X ResearcherID: N-2513-2013
Malikova Elena Aleksandrovna, Graduate Student, Department of Public Health and Military Health Economics
Federal State Budget military Educational Institution of Higher Education «Military Medical Academy named after S.M. Kirov» 6, Academic Lebedev Str., St. Petersburg, 194044, Russian Federation SPIN-code: 1867-5544 ORCID: 0000-0003-3077-443X ResearcherID: N-2513-2013