Научная статья на тему 'Современные проблемы российского малого бизнеса'

Современные проблемы российского малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
326
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕГИОН / АДАПТАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАРЬЕРЫ ВХОЖДЕНИЯ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ракутина Н. М.

Рассматриваются основные проблемы процесса формирования предпринимательской деятельности в регионах. Актуальность этого процесса является определяющим для адаптации и приобретения активности населения, преодолевающего негативное влияние последствий финансово-экономического кризиса. При рассмотрении современных проблем российского малого бизнеса учитываются те из них, которые могут регулироваться не только федеральными, но и региональными, а также муниципальными органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы российского малого бизнеса»

современные проблемы российского малого бизнеса

Н. м. ракутина,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры менеджмента

E-mail: [email protected]

Волгоградский государственный университет

Рассматриваются основные проблемы процесса формирования предпринимательской деятельности в регионах. Актуальность этого процесса является определяющим при адаптации населения, преодолевающего негативное влияние последствий финансово-экономического кризиса. При рассмотрении современных проблем российского малого бизнеса учитываются те из них, которые могут регулироваться не только федеральными, но и региональными, а также муниципальными органами власти.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская активность, регион, адаптация, предпринимательская деятельность, барьеры вхождения, согласование интересов.

Отправной точкой частного предпринимательства в России стал 1785 г., когда Екатерина II «жалованной грамотой дворянству» положила начало формированию сословий, обладающих гражданскими свободами и частной собственностью, признанной государством и защищенной законом. Последующими указами того же года гражданские свободы были распространены и на другие группы населения, в частности на мещан и крестьян. По сути, более 220 лет назад было предопределено рождение третьего сословия, основы среднего класса в России.

26 мая 2008 г. в России впервые отметили День российского предпринимательства. Эту дату увязали с двадцатилетием вступления в силу Закона СССР от 26.05.1988 № 8998-Х1 «О кооперации в СССР» [2], как бы подчеркнув преемственность законов. К началу 1990 г. в кооперативном секторе были заняты более 8 млн чел., из них 4,9 млн — членов кооперативов; 2,9 млн — наемных работников; 1 млн чел. занимались индивидуальной трудовой деятельностью [7]. Тогда частный бизнес стал локомотивом экономических преобразований.

Вторая попытка сделать малый бизнес локомотивом развития страны была предпринята, когда вышел Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [3] и появился Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Фонд должен был формироваться отчислениями процентов от приватизации государственного имущества. Заявленная программа потрясала воображение: к 2000 г. довести число малых предприятий до 3,5—5 млн с суммарной численностью 40—45 млн чел. и долей ВВП 40 %. К тому времени численность малых предприятий составляла 900 тыс. В 2000 г. амбициозную программу ждал полный провал — малые предприятия не стали опорой экономической политики государства, а их доля в ВВП страны составила 11 % и численность снизилась на 20 тыс. по сравнению с 1994 г. [1].

Почему же произошла стагнация? Залоговые аукционы 1995—1997 гг. определили вектор развития России как олигархического государства. Локомотивом реформ правящая номенклатура выбрала сверхкрупный бизнес. Только сегодня можно всесторонне оценить, какой урон был нанесен предпринимательству, обществу, России в целом. В тот период государственная политика с помощью непомерного налогового бремени наполовину загнала «в тень» малые и средние предприятия, фактически они оказались в родной стране вне закона, всячески обирались со всех сторон.

Последние годы активная работа предпринимательского сообщества с федеральными структурами дала результаты — к 2003 г. административные барьеры сократились на 30 %. Однако именно в 2003 г. был отмечен другой перекос, повсеместно началось рейдерство, эффективное использование системы захвата чужого частного бизнеса с помо-

щью административного ресурса. К 2009 г. рынок в России оказался в процессе окончательного передела. В итоге доля малого бизнеса к концу 2009 г. в ВВП России составляет, как и десять лет назад, всего 12 % (без учета индивидуальных предпринимателей, число которых сократилось) [9].

Согласно статистике, в России на 1 января 2009 г. было зарегистрировано 282,7 тыс. малых предприятий, без учета микропредприятий и индивидуальных предпринимателей (по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства), что в 3 раза меньше, чем 15 лет назад. В IV квартале 2009 г. было отмечено уменьшение количества малых предприятий: по состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. малых предприятий, что на 19,2 % меньше, чем в аналогичном периоде 2008 г. Наиболее значительное сокращение количества малых предприятий отмечено в Сибирском федеральном округе. Заметно снизился этот показатель в Дальневосточном, Южном и Приволжском федеральных округах. Наиболее серьезное снижение количества малых предприятий наблюдается в Волгоградской области, а также в Новосибирской, Томской областях, Камчатском крае, Липецкой, Рязанской, Ярославской областях и в Алтайском крае.

Рост отмечен лишь в Уральском федеральном округе: количество малых предприятий в округе за год выросло на 42,0 % в расчете на 100 тыс. населения. Значительно выросли показатели Хабаровского края, Республики Карелия, Тверской и Владимирской областей. Максимальное увеличение показателя отмечено в Московской области.

В среднем по стране на 100 тыс. человек населения приходится 199,1 малых предприятий. В общей численности работающего населения удельный вес сотрудников малых предприятий составил 12,6 %. Рост числа занятых на малых предприятиях отмечен лишь в Уральском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольший рост среднесписочной численности занятых на малых предприятиях зафиксирован в Хабаровском крае, где численность занятых на малых предприятиях выросла в 2,2 раза. Значительный рост показателя отмечен также во Владимирской области, Ханты-Мансийском федеральном округе, Республике Карелия, Оренбургской, Московской и Тюменской областях, Алтайском крае.

Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Волгоградской области, Республике Северная Осетия — Алания, Алтайском крае, Вологодской, Ленинградской

84 -

и Самарской областях, Республике Дагестан и Рязанской области [8].

По данным экспертов, за первые три квартала 2009 г. объем оборота малого предпринимательства в целом по Российской Федерации составил 6,22 млрд руб., что на 23,8 % ниже показателя за аналогичный период 2008 г. Общее падение объема оборота малых предприятий сопровождалось негативной динамикой показателя по всем федеральным округам, за исключением Уральского федерального округа, где оборот малых предприятий с учетом индекса потребительских цен практически не изменился. Наиболее значительное сокращение показателя зафиксировано в Сибирском федеральном округе, а также в Южном и Приволжском федеральных округах.

Лидерами по росту объема оборота малых предприятий стали Кабардино-Балкарская Республика, Пензенская и Нижегородская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Дагестан. Наихудшая динамика показателя наблюдается в Алтайском крае, Ярославской, Ленинградской и Волгоградской областях, а также в Пермском крае: объем оборота сократился более чем в 2 раза.

В январе-сентябре 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению объема инвестиций в основной капитал на МП: за указанный период показатель в целом по РФ сократился на 28,7 %. Отрицательная динамика показателя характерна для всех федеральных округов, отмечают эксперты. Наиболее сильное сокращение отмечено в Северо-Западном, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах. Наибольшее сокращение произошло в Еврейской автономной области, Хабаровском крае и Мурманской области, Чувашской Республике, Чукотском автономной округе и Рязанской области.

Наименьшее сокращение показателя отмечается в Центральном федеральном округе. В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по миллиону рублей. К таким регионам относятся Чеченская Республика и Республика Ингушетия.

Наибольший рост данного показателя наблюдался лишь в Новгородской области, Республике Калмыкия и Магаданской области. Кроме того, значительный рост отмечен в Республиках Алтай и Дагестан, Владимирской, Ивановской и Пензенской областях.

Таким образом, по мнению экспертов НИ-СИПП, итоги деятельности малых предприятий в январе-сентябре 2009 г. относительно аналогичного периода 2008 г. в региональном разрезе можно рассматривать как в целом отрицательные.

Анализ действий государственной власти последние годы напоминает период 1995—1996 гг.: принят новый закон о малом предпринимательстве, программа развития малого бизнеса. Руководство страны декларирует, что малый бизнес — это база для развития предпринимательской активности, основа инновационного развития страны, основа расширения среднего класса (который по планам к 2020 г. должен составить в России до 60—70 %). Но до сих пор не было предпринято серьезных практических шагов по реализации заявленных программ, стимулирующих предпринимательскую активность в нашей стране. В основном принимаются меры по созданию нормативных документов поддержки малого бизнеса, по вливанию государственных средств в структуры, занимающиеся поддержкой и развитием малого бизнеса.

Например, был принят Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [4], вступивший в силу с 01.01.2008. Но этот документ, скорее, можно отнести к рамочному закону, ведь в нем не прописаны государственные меры по развитию малого бизнеса. Например, в ст. 7, посвященной мерам по развитию малого и среднего бизнеса (МСБ), в девяти пунктах перечисляются общие положения по поддержке МСБ без предложения конкретных эффективных действий реализации предложенных мер. Пожалуй, единственная конкретика в законе — это само определение и отнесение субъектов малого предпринимательства к микро-, малому и среднему бизнесу в соответствии с двумя количественными критериями — численность занятых (15, 100 и 250 чел., соответственно) и состав учредителей малого и среднего предприятия. Остальные критерии дает исполнительная власть. Под действие этого закона теперь подпадают все индивидуальные предприниматели и организации с указанным количеством работников. По оценке российской статистики — это 94 % всех юридических лиц, 49 % экономически активного населения и 47 % доли рынка. С учетом индивидуальных предпринимателей с наемными работниками и крестьянско-фермерских хозяйств количество занятых в малом и среднем бизнесе может составить 68,5 % общей численности трудоспособного населения [10].

Социально-экономическое значение малого бизнеса для государства общеизвестно. Этот сектор

экономики является одним из основных источников налоговых поступлений, его субъекты участвуют в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов, предприятия малого бизнеса, создавая рабочие места и являясь источником доходов населения, помогают сбору налогов непосредственно с физических лиц. Во всем мире малое предпринимательство способствует развитию нано- и инновационных технологий. Оно выполняет важную функцию в становлении инновационной экономики государств, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства.

Немаловажно значение малого бизнеса (МБ) в развитии именно регионального рынка, предприятия МБ формируют местную инфраструктуру. Главная проблема, от которой страдают регионы, это отсутствие финансовых средств и современных производственных технологий. Поэтому на фоне популярных сегодня в России призывов к модернизации и инновациям фигура предпринимателя играет весомую роль. Российские предприниматели, стремящиеся развиваться и в рамках концепции модернизации страны предлагать продукты и услуги, необходимые национальной экономике, могут внести существенный вклад в развитие регионов. Не секрет, что небольшие предприятия более мобильны, лучше реагируют на внешние изменения и могут быть более эффективными, чем крупные. В свою очередь, крупные компании могут явиться примером для подражания с точки зрения технико-технологического обеспечения и управления, а также выступать в качестве заказчиков для среднего и малого бизнеса. Таким образом, российская экономика имеет шанс преобразоваться в инновационную при условии модернизации региональной экономики с помощью креативных предпринимателей, создающих современные инновационные предприятия.

Что же можно отнести к первоочередным проблемам малого бизнеса?

Инвестирование и его кредитование. Банки России в 2009 г. изменили свою политику по отношению к малому бизнесу. Во-первых, изменился продуктовый ряд: запущен новый продукт — «кредитная фабрика», являющаяся беззалоговым кредитом для малого бизнеса до миллиона рублей не более чем на год. Решение по выдаче этого кредита банки принимают за несколько дней. Во-вторых, изменился подход к оценке заемщика. Например, Сбербанк России утвердил методику оценки малых предприятий по всем параметрам, а не только по бухгалтерской отчетности. В-третьих, начала создаваться сеть микрофинансовых агентств, которые

- 85

будут выдавать небольшие займы по всей России. Дальше на очереди — лизинг для малого бизнеса и факторинг. Так что кредитов для малого бизнеса станет больше, но, по мнению экспертов, дешевле они не станут, по крайней мере, в ближайшие годы. Отметим, что в 2008—2009 гг. темпы роста банковских портфелей кредитов малому бизнесу обогнали и корпоративное, и розничное кредитование. Несмотря на некоторое удорожание займов, банкиры дружно называют сектор кредитования малых предприятий фаворитом.

Но проблемы остаются. Многие банки отказываются принимать в залог имущество и требуют поручительства. При этом ставки по кредитам для малого бизнеса составляют 25 %, а в некоторых регионах достигают 35 % годовых. Однако многие предприниматели вынуждены идти на такие условия, потому что отказ от кредита означает крах бизнеса, несмотря на то, что высокие ставки по кредитам осложняются отношениями представителей малого бизнеса с налоговой инспекцией, требующей от предприятий работы на определенном уровне рентабельности. Это вызвано тем, что государство в период финансово-экономического кризиса не снизило социальные обязательства перед гражданами и предприятиями и требует от налоговых органов наполнения бюджета. Но все же для многих банков малый бизнес остается выгодным клиентом. Например, по данным пресс-службы банка ВТБ-24, портфель кредитов для малого бизнеса в ноябре-декабре 2009 г. вырос, но темпы выдачи кредитов замедлились из-за усложнения оценки состояния заемщика. Однако требования к заемщикам остались неизменными — предприятие должно получать стабильный доход в течение полугода, что в нынешних условиях является очень сложной задачей.

Налогообложение. Задача государства в области налоговой политики в ближайшие годы состоит в создании такой налоговой системы, которая давала бы стимулы для посткризисного роста экономики и ее диверсификации. Основными проблемами в области российского налогового законодательства являются неразвитые механизмы налогообложения и перераспределения налогов; постоянно изменяющееся налоговое законодательство; сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения; большие размеры ставок взимаемых налогов.

Борьба малого бизнеса с государственными органами власти за снижение налогового бремени идет многие годы. Предпринимательское сообщество консолидируется для решения этой главной для

86 -

бизнеса проблемы. Например, РСПП, «Деловая Россия» и «Опора России» заключили соглашение о совместном акте деловых кругов России по вопросам совершенствования налогообложения, где, в первую очередь, речь шла о снижении ставки НДС с 18 до 10 %. Предприниматели России осознали, что постоянные обещания правительства о реформировании налоговой системы для сферы малого бизнеса — не более чем затягивание решения проблемы. Налоги для российского предпринимательства должны быть инструментом стимулирования развития бизнеса, а не препятствием для его развития.

На сегодняшний момент ситуация такова, что если малое предприятие будет платить все налоги, которые вменяет государство, то ему придется закрыться; быть добросовестным налогоплательщиком в нынешних условиях налогообложения просто невозможно. При этом любой вариант оптимизации налоговых схем воспринимается налоговыми структурами как способ ухода от обязательств налогоплательщика. Результаты опросов предпринимателей показывают, что если суммарное налоговое бремя составляет более 27 %, то предприниматель вынужден уходить «в тень» в поисках обходных путей или бросать свой бизнес [10].

В 2007 г. PricewaterhouseCoopers, ШС и Всемирный банк опубликовали ежегодные результаты исследования «Уплата налогов» (комфортность ведения предпринимательской деятельности в 179 странах мира, это рейтинг стран по уровню сложности налоговой системы). Лидерами рейтинга являются в основном африканские республики, рядом с ними — Украина и Белоруссия. Россия на их фоне выглядит не столь плачевно со своими 22 налогами. Однако время, затрачиваемое на уплату налогов (448 часов в год), и полная налоговая ставка (51,4 %) ужасают. Для сравнения отметим полную налоговую ставку в других странах: Китай и Гонконг — 24,4 %, ОАЭ - 14,4 %, Швейцария - 29,1 %, Великобритания — 35,7 %. Но трагичны не только эти цифры. Огромным оказывается и время, необходимое на уплату этих 22 налогов, — 448 часов в год (!). Для сравнения — 37 налогов в государстве Мозамбик занимают почти в два раза меньше времени (230 часов) при налоговой ставке 34,3 % [10].

Однако у Минфина России своя версия: по их данным, номинальная налоговая нагрузка на бизнес по итогам 2008 г. составила 35 % ВВП. Любое снижение ставки НДС Минфин России настроен проводить не раньше 2011 г., а Федеральная налоговая служба РФ, в свою очередь, ведет непримиримую борьбу против схем ухода от налогов. Но именно

стимулирующие ставки сделают нецелесообразными мошеннические схемы с НДС и другими видами налогов, уберегут население от повышения цен на социально значимые товары при унификации ставок налогов. Необходимо отметить, что с началом кризиса налоги стали повышаться: это касается, в частности, изменения расчета ЕСН. Снижение на 4 % ставки налога на прибыль за счет федерального бюджета вызвало у предпринимателей негативную реакцию, так как в условиях кризиса абсурдно говорить о прибыльности.

И вновь обратимся к сравнению: в период финансово-экономического кризиса Министерство финансов Великобритании анонсировало дополнительный «налоговый пакет» поддержки экономики, снизив НДС до 15 % и отложив планы повышения налогов до 2011 г. А Европейский Центральный Банк и Банк Англии снизили процентные ставки в целях противодействия экономическому кризису и для удешевления кредитов в условиях остановки роста европейской экономики. Учетную ставку до минимального уровня снизили США, Япония и многие другие страны. Малые предприятия Великобритании, ежегодный доход которых менее 15 000 фунтов стерлингов, заполняют только простую налоговую декларацию без подробных данных

0 своей деятельности или активах/обязательствах. В стране действует прогрессивная шкала подоходного налогообложения: ставка 10 % распространяется на лиц и товарищества с ежемесячным доходом до 1 520 фунтов стерлингов, 22 % — с доходом от

1 521 до 28 400 фунтов стерлингов, 40 % — с доходом свыше 28 400 фунтов стерлингов. Весьма распространена налоговая скидка на амортизацию зданий и оборудования, которая позволяет некоторым малым предприятиям вычитать из своей налогооблагаемой базы до 40 % расходов. Так же действуют налоговые льготы на инвестиции в информационные технологии, средства связи и на научно-исследовательскую работу.

В налоговой сфере в кризисный период российское государство пошло навстречу малому бизнесу, разрешив снизить налоговую ставку предприятиям на упрощенной системе налогообложения до 5 %, однако это является прерогативой региональных властей. В Волгоградской области разработан пакет антикризисных мер, включающий, в том числе, и предложение по снижению налогов в их региональной части. Но региональный бюджет и его наполнение вряд ли в ближайшее время дадут возможность снижения налоговой нагрузки без угрозы для расходных социальных обязательств областного бюджета.

Аренда помещений. В августе 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», называемый еще «законом о малой приватизации». Суть закона — оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает льготные условия приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества для малого и среднего бизнеса и распространяется на помещения, находящиеся в муниципальной собственности или собственности субъектов РФ.

Смысл в том, что при отчуждении (приватизации) арендуемого недвижимого имущества из государственной собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности субъекты малого и среднего предпринимательства пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по рыночной стоимости. Существенным моментом является право арендатора оплачивать выкупаемое имущество в рассрочку, срок которой устанавливается законодательством субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства, к сожалению, не носит бессрочный характер, указанная льгота действует только до 1 июля 2010 г. После указанной даты приобретение арендуемого имущества по предусмотренной Федеральным законом № 159-ФЗ льготной процедуре станет невозможным.

Право приватизации может быть реализовано при соблюдении также ряда условий. В частности, есть требование к непрерывной продолжительности договора аренды, к площади арендованного помещения, др. Кроме того, закон предусматривает право субъектов РФ и муниципалитетов утверждать перечни помещений, которые не могут быть приватизированы. И, наконец, есть жесткие требования и к самим субъектам малого и среднего предпринимательства.

Волгоградская область одна из первых в РФ сформировала необходимую нормативно-правовую базу: принят закон Волгоградской области от 16.10.2008 № 1739-ОД «Об установлении предельного значения площади срока рассрочки оплаты при отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волго-

- 87

градской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» и ряд постановлений и распоряжений по этой проблеме. По состоянию на 1 апреля 2010 г. по данным ежеквартального мониторинга Управления по развитию предпринимательства Волгоградской области субъектами малого и среднего предпринимательства выкуплено 642 объекта, совокупная площадь которых равна 92,8 тыс. м2, стоимость выкупленных помещений составляет 1 млрд 662 млн руб. [6].

Реализация данного Закона имеет текущие проблемы. Например, высокая оценочная стоимость объектов, подлежащих приватизации. Предлагается выработать совместно с независимыми оценщиками общее понимание методики оценки, в том числе в отношении оценки неотделимых улучшений и налога на добавленную стоимость, которые, как следствие, влияют на величину оценки.

Существует проблема, связанная с желанием предпринимателей приватизировать часть недвижимого имущества, не являющегося отдельным объектом. В рамках Федерального закона № 159-ФЗ предприниматели, которые длительное время арендовали часть имущества, не могут участвовать в приватизации. Так как приватизации может подлежать выделенный объект недвижимости, имеющий свой кадастровый номер и арендованный не менее двух лет на момент вступления в силу указанного закона.

Достаточно серьезная проблема, касающаяся срока действия закона о «льготной приватизации» до 1 июля 2010 г. На данный момент в Государственной Думе обсуждается решение о продлении срока действия закона до 2013 г.

В Генеральной прокуратуре РФ в 2009 г. были подведены итоги масштабной проверки, которые продемонстрировали, как российские чиновники строят отношения с представителями малого и среднего бизнеса. Наиболее часто права малого бизнеса нарушаются при заключении и расторжении договоров аренды. Преимущественное право выкупа арендованного имущества на практике встречает большое количество преград. Главы многих муниципальных образований РФ, прежде чем сдать в аренду нежилое помещение представителям бизнеса, предлагали им сделать благотворительные отчисления в пользу разнообразных внебюджетных фондов, вводились ужесточенные условия аренды, по которым власти могли самовольно и автоматически разорвать договор. Причем предприятия, которые таким образом лишились арендованных помещений, были занесены в черные списки, бла-

годаря чему вообще теряли возможность арендовать муниципальную собственность. В некоторых муниципальных образованиях депутатов местного самоуправления вообще наделили правом устанавливать размер платы за аренду муниципальных помещений. Легко представить, какие возможности для злоупотреблений получили чиновники. Преимущественное право выкупа арендованного имущества нарушается практически повсеместно. В ряде регионов принятие нормативных актов, где бы определялись правовые нормы выкупа помещений, стало возможным только после вмешательства прокуратуры [11].

Кадровое обеспечение. Малый и средний бизнес испытывает дефицит профессиональных квалифицированных кадров. Главным образом это касается сфер инновационной направленности, таких как патентное право, интеллектуальная собственность, информационные технологии. Также явно заметен недостаток профессиональных кадров всех специальностей. В настоящее время для российского рынка труда характерно снижение квалификации кадров массовых рабочих профессий в результате неритмичной работы крупных и средних предприятий промышленности и строительства, перехода на выпуск более простого ассортимента продукции, работы не по специальности (и более низкой квалификации) «на стороне» во время вынужденных отпусков. Что касается служащих, то их опыт, подготовка и мотивация к труду в большинстве случаев не соответствует возросшим требованиям к работникам в условиях перехода к рынку.

Государственные органы власти принимают определенные меры, нацеленные на поддержку профессиональной квалификации кадров для малых предприятий. Например, в 2008 г. Министерство экономического развития РФ выделило Волгоградской области финансовые средства на реализацию комплекса мер по поддержке малых предприятий региона. Большая часть этих денег была потрачена на обучение желающих организовать свой бизнес, которые появились среди нынешних и могут появиться среди будущих безработных. Статистика показывает, что примерно для 10 % экономически активного населения увольнение становится поводом задуматься об открытии собственного дела. С помощью федеральных денег областные власти должны были не только увеличить этот процент, но и сделать все возможное для того, чтобы малые и микропредприятия успешно развивались.

Руководством Волгоградской области было заявлено, что желающие открыть свое дело смогут получить гранты в размере от 200—300 тыс. руб. и

микрозаймы до 1 млн руб. Кроме того, при получении кредитов в коммерческих банках они могут рассчитывать на госгарантии регионального гарантийного фонда и субсидирование процентной ставки. Главная задача в области была и есть максимально привлечь людей в малый бизнес, помочь им преодолеть кризис. Но обещания выполнены не в полной мере.

Также, расширяя программу поддержки предпринимательства, были разработаны и откорректированы механизмы финансовой поддержки малого бизнеса, утвержденные постановлением администрации Волгоградской области от 27.10.2008 № 117-п «О субсидировании субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства» [5]:

• возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, полученным субъектами МП в банках;

• субсидирование лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (компенсируются либо процентные платежи в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, либо половина авансового платежа);

• возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами экспортно-ориентированного малого предпринимательства в банках;

• возмещение части затрат субъектов МП по регистрации, правовой охране за рубежом изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

• оказывается поддержка въездному туризму — компенсируются затраты на разработку инвестиционных проектов и оформление площадок. Но реализация вышеуказанных мер на практике требует от предпринимателей сбора большого количества документации, что является препятствием для реализации предложенных механизмов финансовой поддержки малого бизнеса.

Государственные органы власти делают определенные шаги по поддержке малого бизнеса в сложный период для российских предпринимателей. Но чтобы постоянно росло богатство граждан и, соответственно, страны, чтобы не было социального взрыва и массовых протестов, недостаточно «точечных» и «мизерных» шагов. Необходимы «настежь открытые двери» и «простые правила игры» для предпринимательской деятельности населения регионов как основы самообеспечения, а «латание дыр» небольшими социальными выплатами в сумме 50—70 тыс. руб. для желающих начать свой бизнес не

только не понизят давление в «котле» социального недовольства, а всего лишь отсрочат взрыв.

Основное противоречие российского предпринимательства и нынешних институтов власти в том, что если первые хотят свободно формировать и нести свою миссию, создавая до 80 % рабочих мест гражданам своей страны, следуя своим профессиональным влечениям и талантам, то вторые не понимают, почему они должны вообще считаться с первыми, если главное — это природные ресурсы страны. Получается, некомпетентная власть порой просто не верит своим гражданам и очень боится, что они могут сделать что-то хорошее в экономике или в своей жизни, повышая благосостояние себя и своих детей. Ведь малый бизнес во всем мире, в первую очередь, считался и считается семейным бизнесом. Это очень хорошо отметил в своем первом Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д. А. Медведев, говоря о «государственной бюрократии», которая продолжает «руководствоваться недоверием к свободному человеку и свободной деятельности». Увы, государственная бюрократия постаралась эти слова не услышать...

Мы живем в глобальном мире, в котором выделяются определенные тенденции, укладывающиеся в единую парадигму развития для всех государств. В последнее десятилетие наблюдается структурированное развитие экономик стран в виде перераспределения функций и смещения баланса между крупным и малым бизнесом за счет государственных программ стимулирования предпринимательства. В сложный кризисный период для российской экономики необходимо принять ряд конкретных решений, направленных на качественное улучшение государственной поддержки малого предпринимательства, а именно:

• необходимо увеличить объемы кредитования малого предпринимательства по государственным программам через государственные банки с процентной ставкой за пользование кредитом, соответствующей реалиям времени, при условии развития тех видов деятельности, которые наиболее востребованы региональной экономикой;

• провести специальный конкурс по размещению средств государственного бюджета в частных банках при условии, что эти ресурсы негосударственные банки могут потратить только на цели расширения кредитования малых предприятий, с последующим контролем их использования;

• действенной мерой может быть создание новых и расширение функций действующих гарантий-б- 89

приоритеты и безопасность

ных и специальных некоммерческих фондов поддержки финансового и имущественного обеспечения предприятий малого бизнеса;

• с целью высвобождения у малых предприятий дополнительных денежных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку за счет снижения отдельных налогов, предоставить льготные налоговые каникулы вновь создающимся производственным предприятиям малого бизнеса;

• необходимо упростить доступ малых компаний к электросетям и установить для производственных видов деятельности низкие фиксированные цены на энергоресурсы;

• сократить издержки на сертификацию, которые являются серьезным ограничительным барьером для малого бизнеса, что будет способствовать увеличению свободных оборотных средств, часть которых может быть направлена на инвестиции в развитие предприятий;

• необходимо продолжить работу по устранению административных барьеров, препятствующих деятельности малых предприятий. Прежде всего, требуется дальнейшее упорядочение принципов и регламентация порядка проведения проверок малых предприятий, сокращение количества и улучшение качества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса.

Таким образом, все предложенные мероприятия могут способствовать реальному облегчению положения российского малого предпринимательства, сохранению действующих предприятий, а также дадут возможность развиваться вновь созданным при условии желания государственных органов власти содействовать этому процессу.

Список литературы

1. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2009 г //

Ф. С. Сайдуллаев и А. М. Шестоперов, доклад Национального института системных исследований проблем предпринимательства, 2010.

2. О кооперации в СССР: Закон СССР от 26.05.1988 № 8998-XI.

3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ.

4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

5. О субсидировании субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого предпринимательства: утверждено постановлением Администрации Волгоградской области от 27.10.2008 № 117-п.

6. О реализации на территории Волгоградской области Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: доклад Управления по развитию предпринимательства на координационном совете по предпринимательству Администрации Волгоградской области 14.05.2010.

7. Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах России. Индекс «Опоры России» - 2007-2008 гг.

8. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области: долгосрочная областная целевая программа на 2009-2010 гг. URL: http://www. volganet. га.

9. Хакамада И. Не мешать самоорганизации // Экономика России: XXI век. 2008. № 12.

10. URL: http://www.opora.ru/files/biblioteka.

11. URL: http://news.mail.ru.

вниманию кредитных и страховых организаций !

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.