Научная статья на тему 'О состоянии и проблемах развития малого и среднего предпринимательства в регионах Южного федерального округа'

О состоянии и проблемах развития малого и среднего предпринимательства в регионах Южного федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYSTEM ANALYSIS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / REGIONS / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / DEVELOPMENT PROBLEMS / STATE SUPPORT / PROPERTY SUPPORT / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / РЕГИОНЫ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серга С. В., Богданова Р. М.

В статье приводится системный анализ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Южного федерального округа за последние годы по основным показателям; описываются ключевые проблемы их развития, даются предложения по их решению с учетом зарубежного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the state and problems of development of small and medium Entrepreneurship in the regions of the Southern federal district

The article provides a system analysis of the development of small and medium-sized businesses in the regions of the southern Federal district in recent years on the main indicators; describes the key problems of their development, provides suggestions for their solution, taking into account foreign experience

Текст научной работы на тему «О состоянии и проблемах развития малого и среднего предпринимательства в регионах Южного федерального округа»

О состоянии и проблемах развития малого и среднего предпринимательства в регионах Южного федерального округа

1 2 С.В.Серга , Р.М.Богданова

1 Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону 2 Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»

Аннотация: В статье приводится системный анализ развития субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах Южного федерального округа за последние годы по основным показателям; описываются ключевые проблемы их развития, даются предложения по их решению с учетом зарубежного опыта.

Ключевые слова: Системный анализ, малый и средний бизнес, регионы, Южный федеральный округ, проблемы развития, государственная поддержка, имущественная поддержка.

Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны.

Малое предпринимательство — это, прежде всего, институт, который обеспечивает занятость населения. При этом малые компании делают среду для проживания более комфортной и удобной. Со средним бизнесом связано решение задач по обеспечению экономического роста и перехода на путь инновационного развития [9].

Согласно данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 1 января 2018 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,59 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП), в том числе 0,620 млн. субъектов МСП зарегистрированы на территории Южного федерального округа (ЮФО*), что составляет 11,1% от всех зарегистрированных субъектов МСП в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в ЮФО в 2017 году зафиксировано сокращение общего числа субъектов МСП на 57,1 тыс. ед. (- 8,4%). В целом по России данный показатель сократился на 7,4%. Наиболее сильная отрицательная динамика сокращения количества субъектов МСП

наблюдалась в Республике Калмыкия (- 14,2%) и Республике Адыгея (13,8%).

Наибольший вклад в сокращение общего числа субъектов МСП внесли индивидуальные предприниматели. Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в ЮФО сократилось на 11,6% (по Российской Федерации сокращение составило 12,7%). В наименьшей степени количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей сократилось в Краснодарском крае (- 9,0%), в наибольшей степени - в Республике Адыгея (- 17,1%).

В то же время за период с 1 января 2017 года по 1 января 2018 года в ЮФО отмечался прирост субъектов МСП - юридических лиц, который составил 2,4%, что ниже среднероссийского показателя (3,2%). При этом прирост данного показателя наблюдался почти во всех регионах, входящих в состав ЮФО. В Республике Калмыкия (+ 12,4%) и Краснодарском крае (+ 7,4%) темпы прироста в несколько раз превысили среднероссийский уровень. В то же время в Ростовской области (- 2,9%) в 2017 году наблюдалось сокращение количества зарегистрированных микро-, малых и средних предприятий - юридических лиц.

Подробная информация о количестве микро-, малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей, а также о динамике изменения количества субъектов МСП приведена в таблицах 1-3.

Таблица 1

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе индивидуальных предпринимателей), ед**.

Наименование Количество субъектов МСП на 01.01.17 Количество субъектов МСП на 01.01.18г. Изменение на 01.01.18 г. Изменени е на 01.01.18 г.,

г. %

Российская Федерация 6 036 908 5 590 088 -446 820 -7,4

Южный федеральный округ 676 691 619 585 -57 106 -8,4

Республика Адыгея 22 084 19 031 -3 053 -13,8

Республика Калмыкия 13 717 11 769 -1 948 -14,2

Краснодарский край 290 474 273 334 -17 140 -5,9

Астраханская область 41 618 37 176 -4 442 -10,7

Волгоградская область 97 300 86 764 -10 536 -10,8

Ростовская область 211 498 191 511 -19 987 -9,5

** по данным Росстата (www.gks.ru)

По данным Росстата на 1 января 2018 года в сфере малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) в Российской Федерации занято 12,407 млн. человек, в том числе в ЮФО - 0,983 млн. человек или 7,9% от занятых в секторе МСП (без учета индивидуальных предпринимателей) в Российской Федерации в целом.

Таблица 2

Количество микро, малых и средних предприятий - юридических лиц, ед.**

Наименование Количество предприяти й на 01.01.17г. Количество предприяти й на 01.01.18 г. Изменение на 01.01.18 г. Изменение на 01.01.18 г., %

Российская Федерация 2 013 129 2 078 275 65 146 3,2

Южный федеральный округ 153 660 157 319 3 659 2,4

Республика Адыгея 3 695 3 781 86 2,3

Республика Калмыкия 956 1 075 119 12,4

Краснодарский край 55 508 59 616 4 108 7,4

Астраханская область 9 151 9 253 102 1,1

Волгоградская область 27 416 28 284 868 3,2

Ростовская область 56 934 55 310 -1 624 -2,9

** по данным Росстата (www.gks.ru)

Таблица 3

Количество индивидуальных предпринимателей, чел.**

Количество Количество Изменен Изменен

индивидуальн индивидуальн ие ие

Наименование ых ых на на

предпринимат предпринимат 01.01.18 01.01.18

елей елей г. г.

на 01.01.17 г. на 01.01.18 г. %

Российская Федерация 4 023 779 3 511 813 -511 966 -12,7

Южный федеральный округ 523 031 462 266 -60 765 -11,6

Республика Адыгея 18 389 15 250 -3 139 -17,1

Республика Калмыкия 12 761 10 694 -2 067 -16,2

Краснодарский край 234 966 213 718 -21 248 -9,0

Астраханская область 32 467 27 923 -4 544 -14,0

Волгоградская область 69 884 58 480 -11 404 -16,3

Ростовская область 154 564 136 201 -18 363 -11,9

** по данным ФНС России (www.nalog.ru)

Количество занятых в секторе МСП (без учета индивидуальных предпринимателей) в ЮФО за период с 1 января 2017 года по 1 января 2018 года сократилось на 16,5 тыс. человек, что составляет около 1,7%. В целом по Российской Федерации за указанный период отмечен рост рассматриваемого показателя на 2,7%.

При рассмотрении изменения динамики занятых в секторе МСП (без учета индивидуальных предпринимателей) в региональном аспекте видно, что в ряде регионов ЮФО наблюдается рост занятых. Так, в Республике Калмыкия такой рост составил 2,3%, Краснодарском крае - 1,6%, Республике Адыгея - 1,3%.

При этом в Ростовской, Волгоградской и Астраханской областях наблюдалось значительное сокращение показателя - на 4,0%, 4,2% и 4,6% соответственно.

Подробная информация об изменении количества занятых в секторе

МСП

(без учета индивидуальных предпринимателей) в ЮФО представлена в таблице 4.

Таблица 4

Количество занятых на микро-, малых и средних предприятиях - юридических лицах, тыс. человек**

Наименование на 01.01.17 г. на 01.01.18 г. изменение на 01.01.18 г., тыс. человек изменение на 01.01.18 г., %

Российская Федерация 12 084,9 12 406,7 321,9 2,7

Южный федеральный округ 999,4 982,9 -16,5 -1,7

Республика Адыгея 26,3 26,6 0,3 1,3

Республика Калмыкия 10,9 11,1 0,2 2,3

Краснодарский край 390,9 397,3 6,4 1,6

Астраханская область 59,2 56,5 -2,7 -4,6

Волгоградская область 171,7 164,5 -7,1 -4,2

Ростовская область 340,5 326,8 -13,7 -4,0

**по данным Росстата (www.gks.ru)

Относительные показатели сектора МСП в ЮФО в 2017 г. в целом ниже общероссийских показателей. Так, количество микро-, малых и средних предприятий - юридических лиц на 1 тыс. человек населения по Российской Федерации составляет 14,5 предприятий. В ЮФО этот показатель равен 11,3 предприятиям.

Показатель доли занятых микро-, малых и средних предприятиях (без учета занятых внешних совместителей; от общей численности занятого населения) по ЮФО также ниже значения аналогичного показателя по Российской Федерации (15,0% против 17,4% соответственно).

В то же время значение показателя, характеризующего индивидуальных предпринимателей в ЮФО, значительно выше, чем по Российской Федерации, и составляет 33,1 предпринимателя на 1 тыс. человек населения (по Российской Федерации - 24,4 предпринимателей на 1 тыс. человек населения).

Показатели в ряде регионов в полтора раза превышают среднероссийские показатели. Так, в Краснодарском крае рассматриваемый показатель равен

39,5 предпринимателей, в Республике Калмыкия - 37,9 предпринимателей.

Таблица 5

Относительные показатели сектора малого и среднего предпринимательства**

Наименование Количество микро-, малых и средних предприятий на 1 тыс. населения, ед. Количество индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. населения, ед. Доля занятых на микро-, малых и средних предприятиях (без учета внешних совместителей) от общей численности занятого населения, %

Российская 14,5 24,4 17,4

Федерация

Южный федеральный округ 11,3 33,1 15,0

Республика Адыгея 8,5 34,2 13,8

Республика Калмыкия 3,8 37,9 8,9

Краснодарский край 11,0 39,5 16,2

Астраханская область 9,1 27,5 11,4

Волгоградская область 11,0 22,8 13,1

Ростовская область 13,0 32,1 16,3

** по данным Росстата (www.gks.ru)

Показатели оборота (выручки) субъектов МСП - юридических лиц от реализации товаров (работ и услуг) в регионах, входящих в состав ЮФО, представлены в таблице 6.

Оборот (выручка) от реализации товаров (работ, услуг) субъектов МСП - юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории ЮФО, составляет около 8,1% от общего оборота (выручки) микро-, малых и средних предприятий - юридических лиц по Российской Федерации.

Оборот (выручка) субъектов МСП - юридических лиц от реализации товаров (работ и услуг) в ЮФО в 2017 году увеличился на 5,0%, в то время как в целом по Российской Федерации рост показателя составил 5,4 % (без учета уровня инфляции).

Таблица 6

Оборот (выручка) субъектов МСП - юридических лиц от реализации

товаров

(работ и услуг), млрд. руб. **

Наименование 2016 год 2017 год изменение на 01.01.18 г., млрд. руб. изменение на 01.01.18 г., %

Российская Федерация 27 602 29 092 1 490 5,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южный федеральный округ 2 242 2 355 113 5,0

Республика Адыгея 49 55 6 12,0

Республика Калмыкия 10 10 1 8,5

Краснодарский край 1 019 1 106 87 8,5

Астраханская область 83 89 6 7,0

Волгоградская область 298 308 10 3,5

Ростовская область 783 786 3 0,4

**- по данным Росстата (www.gks.ru)

Оказание имущественной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки МСП, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов

Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

По состоянию на 1 апреля 2018 года в ЮФО зарегистрировано 1879 переходов прав собственности к субъектам МСП в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.

Таблица 7

Результаты реализации Федерального закона № 159-ФЗ

Количество переходов прав

Наименование собственности

к субъектам МСП, ед. **

Российская Федерация 35 936

Южный федеральный округ 1 879

Республика Адыгея 10

Республика Калмыкия 5

Краснодарский край 174

Астраханская область 143

Волгоградская область 810

Ростовская область 737

**- данные Росреестра за период 01.01.2009 -01.04.2018 гг. (www.rosreestr.ru)

Следует отметить проблему предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, существующую в настоящее время.

Предоставление земельных участков - реализация прав граждан или юридических лиц иметь в частной собственности землю, а также на

использование своего имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, деятельности (ч. 1 ст. 36, ст. 34 Конституции РФ) [1].

Гарантом реализации права граждан приобретать земельные участки в собственность является п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), который не допускает отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Вызывают определенные сомнения положения п. 3 ст. 30 ЗК РФ, в соответствии с которым предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в аренду, а лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.

Исходя из данных формулировок, возникает вопрос: возможно ли приобретение земельного участка в собственность с предварительным согласованием места размещения объекта? Зачастую, органы местного самоуправления нарушают процедуру прохождения всех стадий процесса получения земельного участка в собственность. Субъект бизнеса, обратившийся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка, получает отказ, чаще мотивированный.

Так, в целях экономии времени отдельные стадии предоставления земельных участков нарушаются в последовательности или реализуются одновременно.

Процесс предоставления земельных участков регулируется помимо Земельного кодекса еще и большим количеством нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Этот факт приводит к злоупотреблению полномочиями со стороны органа власти и возникновением административных барьеров для реализации указанного права. Большое значение имеет организационное разнообразие исполнительных органов местного самоуправления и власти субъектов Федерации. Анализ судебной практики показывает, что нарушения порядка предоставления земель достаточно распространены.

С целью упорядочить регулирование земельных отношений в этой области целесообразно изменить формулировку п. 3 ст. 30 ЗК РФ, прямо закрепив возможность приобретения земельного участка в собственность. Это будет вполне соответствовать концепции ЗК РФ [3].

При организации имущественной поддержки субъектов МСП наиболее показателен опыт их развития на основе разукрупнения приватизированных предприятий Восточной Германии. Законом о воссоединении Германии предусматривается целый комплекс мер, которые должны способствовать экономическому росту и структурной перестройке в новых федеральных землях.

В условиях масштабной реструктуризации, большое значение имели цены приобретения предприятий, вопросы пользования недвижимостью, урегулирование проблем задолженности и компенсацией расходов, связанных с приватизацией. Для решения этих вопросов было создано агентство недвижимости (Fiegenschaftgcsellsehaft MBH), которое в рамках специальной программы представляло малым предприятиям (менее 50 занятых) недвижимость на весьма льготных условиях. На таких условиях

было реализовано около 2500 предприятий и 600 других объектов недвижимости стоимостью до $600 тыс. Перед продажей из предприятий выводились непрофильные структуры, чтобы санировать предприятия и уменьшить их цену для покупателей. Продуманная политика перестройки предприятий обеспечила их довольно высокую выживаемость так, например, среди вновь созданных малых и средних промышленных предприятий за год ликвидируется только 13% предприятий [8].

В 2008 г. внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс), предусматривающие предоставление законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга права уменьшать ставку налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, с 15 до 5 процентов.

Так, согласно данным официальных сайтов региональных органов власти пониженные ставки действуют в следующих регионах ЮФО:

1) в Республике Калмыкия ставка при применении УСН снижена для следующих видов экономической деятельности:

- до 5% - обрабатывающие производства, строительство; дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию);

- до 10% - для всех остальных видов деятельности.

2) в Астраханской области ставка при применении УСН снижена до 5% для следующих видов экономической деятельности: производство пищевых продуктов, включая напитки, текстильное производство, производство одежды, выделка и крашение меха, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги,

картона и изделий из них, издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство офисного оборудования и вычислительной техники, производство электрических машин и электрооборудования, производство аппаратуры для радио, телевидения и связи, производство изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов, производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств, производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки, строительство;

3) в Волгоградской области ставка при применении УСН снижена до 5% для следующих видов экономической деятельности: строительство и обрабатывающие производства.

4) в Ростовской области ставка при применении УСН снижена до 10% для всех субъектов малого предпринимательства.

С целью налогового стимулирования развития малого предпринимательства 25 июня 2012 года подписан Федеральный закон № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон о патенте выделяет систему налогообложения на основе патента как самостоятельный специальный налоговый режим, где определены 47 видов деятельности, по которым предусматривается введение патента, при этом субъект Российской Федерации устанавливает самостоятельно для

каждого вида деятельности размер потенциально возможного дохода, являющегося налоговой базой.

Законами субъектов Российской Федерации также устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, переводимым на патентную систему налогообложения в пределах минимального (100 тыс. рублей) и максимального их размеров (5 млн. рублей). Таким образом, в большинстве случаев стоимость патента составляет от 6 до 60 тысяч рублей.

Патентная система налогообложения (ПСН) призвана стать альтернативой ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Однако, положения гл.26.5 Налогового кодекса в ряде случаев менее привлекательны для индивидуальных предпринимателей, чем ЕНВД, а именно: п. 2 ст. 346.32 НК РФ предусматривает для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, возможность уменьшения сумм исчисленных налогов в рамках ЕНВД на сумму уплаченных страховых взносов, но не более чем на 50% (без наемных работников с 01.01.2013 года до 100%). Для ИП, применяющих ПСН, возможность уменьшения всей стоимости патента, либо его части на сумму уплаченных страховых взносов не предусмотрена. Соответственно ИП, обладающим штатом сотрудников (даже равным 15 человек), переходить на ПСН не будут.

Предлагается предусмотреть уменьшение стоимости патента на сумму страховых платежей (взносов) и пособий, в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым применяется ПСН, не более чем на 50%. Для ИП, не использующих наемный труд, уменьшить стоимость патента на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд

Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Плательщик ЕНВД вправе в любое время по своему желанию начать, прекратить и возобновить деятельность по виду деятельности, в отношении которой он подлежит постановке на учет в налоговом органе. ИП, утративший право на применение ПСН или прекративший предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась ПСН, до истечения срока действия патента, вправе вновь перейти на ПСН по этому же виду деятельности не ранее чем со следующего календарного года.

Предлагается предусмотреть право ИП в любое время возобновить деятельность с применением ПСН.

Федеральным законодательством предоставлено право субъектам РФ только увеличивать максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода для расчета стоимости патента в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности (не более чем в пять раз - по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым на территории города с численностью населения более 1 млн. человек). Однако НК РФ не предусматривает дифференциацию дохода в зависимости от места осуществления деятельности внутри населенных пунктов, от удаленности от областного и муниципального центра и размера населенных пунктов.

Предлагается дополнить п. 8 Статьи 346.43, подпунктом:6) устанавливать корректирующий коэффициент потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, учитывающий особенности места ведения предпринимательской деятельности, в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Минэкономразвития России с 2005 года реализует Государственную финансовую программу поддержки МСП (далее -Программа).

Субсидии за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе распределяются между субъектами Российской Федерации на мероприятия региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования.

Важным условием реализации Программы является право субъекта Российской Федерации подать заявку на любые наиболее приоритетные и востребованные мероприятия, утвержденные региональной программой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом необходимо отметить, что в последние годы субъекты Российской Федерации, входящие в состав ЮФО, принимают все более активное участие в реализации Федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Общий объем финансирования регионов ЮФО из федерального бюджета за 2009 - 2017 годы составил 8,03 млрд. руб., или 6,28% от общего объема средств, предусмотренных Программой (таблица 9).

Таблица 8

Финансирование мероприятий в 2009 - 2017 годах**

Год предоставления поддержки Объем финансирования из федерального бюджета, тыс. руб. Доля регионов ЮФО в общем объеме финансирования Программы

все регионы Российской Федерации в т.ч. регионы ЮФО

2009 1 500 000,00 76 087,90 5,07%

2010 2 889 829,63 172 046,80 5,95%

2011 3 278 825,41 342 965,45 10,46%

2012 3 613 474,10 114 875,00 3,18%

2013 18 634 424,30 1 437 555,82 7,71%

2014 17 820 000,00 1 141 604,00 6,41%

2015 17 823 743,30 1 187 287,78 6,66%

2016 20 800 000,00 1 722 941,36 8,28%

2017 19 786 881,89 1 830 760,57 9,25%

ИТОГО 127 716 933,73 8 026 124,68 6,28%

** по данным Минэкономразвития России (сайт: economy.gov.ru)

Приоритетными направлениями в программах субъектов ЮФО являются мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, наиболее популярными мерами поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах ЮФО выступают:

- грантовая поддержка начинающих (предоставление безвозмездной субсидии начинающему предпринимателю в размере до 300 тыс. рублей);

- поддержка лизинга малых компаний (субсидирование лизинговых платежей и уплаты первого взноса);

- предоставление микрозаймов и поручительств;

- организация обучающих мероприятий по различным вопросам ведения бизнеса;

- содействие развитию молодежного предпринимательства.

Необходимо отметить, что мероприятие «Субсидирование части

затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства» оказалось не востребованным во многих субъектах в связи со следующими условиями:

Получателями поддержки являются субъекты малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников равной 30 и более человек;

в соответствии с кредитным договором, заключенным банком с субъектом малого и среднего предпринимательства, сумма привлеченного кредита составляет более 3,0 млн. рублей, оставшийся срок погашения кредита и уплаты процентов по нему на дату представления кредитного договора для получения субсидии составляет более 1 года;

представление платежных поручений, подтверждающих уплату субъектом малого и среднего предпринимательства кредита в размере не менее 10% от всей суммы кредита и процентов по кредиту в размере не менее 10% от всей суммы процентов по кредиту.

Также следует отметить низкую активность предпринимателей на участие в отборе по мероприятию «Субсидирование части затрат субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в области ремесел и народных художественных промыслов».

Основной целью мероприятия является возмещение части затрат, понесенных субъектами малого предпринимательства (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) на ранней стадии их деятельности, зарегистрированными в установленном порядке, к примеру, на территории Краснодарского края, в части приобретения основных фондов для осуществления заявленных на субсидирование видов деятельности в области ремесел, народных художественных промыслов.

Под ранней стадией деятельности субъектов малого предпринимательства понимается срок, прошедший со дня государственной регистрации субъекта малого предпринимательства до дня подачи (регистрации) заявления на участие в отборе проектов субъектов малого

предпринимательства, не превышающий 12 месяцев.

Субсидии субъектам малого предпринимательства предоставляются в целях приобретения, основных средств (за исключением приобретения легковых автомобилей, не являющихся специализированным и специальным автотранспортом), используемых для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в области ремесел и народных художественных промыслов.

Для более эффективной реализации мероприятия целесообразно не ограничивать деятельности субъектов малого предпринимательства периодом на ранней стадии.

Одним из мероприятий Программы является содействие развитию микрофинансовых организаций. Микрофинансирование бизнеса, особенно малого, можно назвать наиболее оптимальным вариантом получения денежных средств на организацию и развитие предпринимательской деятельности, при этом займы субъектам МСП не должны превышать 1 млн. рублей, а срок займа - не более 12 месяцев.

В ЮФО по состоянию на 1 января 2018 г. действуют 14 микрофинансовых организаций, получивших поддержку по Программе.

В соответствии с требованиями, установленными ведомственными приказами Минэкономразвития России, гарантийная организация -юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для целей обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам.

Поручительства предоставляются коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим с региональным гарантийным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фондом соглашение о сотрудничестве. Отбор таких организаций осуществляется на конкурсной основе.

Объем ответственности региональной гарантийной организации по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не должен превышать 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией.

Во всех 6 регионах ЮФО действуют гарантийные организации.

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», бюджетные научные учреждения имеют право быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям.

Малые инновационные предприятия занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и

увеличению сбора налогов. Конкретно роль МИП проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами.

Малое предприятие быстро создает новые рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп населения, снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. МИП обладают способностью быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, управленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.

В настоящий момент проблемой является слабая заинтересованность инвесторов в направлении активов на создании хозяйственных обществ с участием научных и образовательных учреждений. Данная проблема связана с тем, что при образовании МИП учредителем передается не исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (РИД), а лишь право использования РИД, что не устраивает многих потенциальных инвесторов.

Высокотехнологичный инновационный бизнес требует очень больших вложений, которые не покрываются имеющимся списком субсидий на региональных и федеральных уровнях.

Целесообразно внести изменения в Федеральный закон №217-ФЗ, касающиеся прав использования РИД, передаваемых в уставный фонд МИЛ и максимально ускорить принятие Федерального закона «Об инжиниринговой деятельности», в котором предусмотреть необходимые стимулирующие механизмы, в том числе возможность

соинвестирования инновационных проектов со стороны государственных фондов.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-

ФЗ.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-

ФЗ.

4. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Доклад Госсовета России: «О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

URL: smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf

8. Belitz U.A. Aufban des industriellck Mittelstands den neuen Bundeslacndern. D/H, Berlin DYW, 1995 URL: kfpp.ru/analytics/material/foreignsupportexp.php

9. Department of Economic and Social Affairs Division for Public Economics and Public Administration «The development of entrepreneurship and small business in transitional economies». URL:

publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/E-Library%20Archives/1999%20Development%20of%20Entrepreneurship%20and %20Small%20Business%20in%20Transitional%20Economies.pdf

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993].

2. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 05.08.2000 № 117-03. [Tax Code of the Russian Federation of 05.08.2000 № 117-FZ].

3. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-03. [Land Code of the Russian Federation of 25.10.2001 № 136-FZ].

4. Federal'nyj zakon ot 02.08.2009 № 217-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii po voprosam sozdaniya byudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdeniyami hozyajstvennyh obshchestv v celyah prakticheskogo primeneniya (vnedreniya) rezul'tatov intellektual'noj deyatel'nosti». [Federal Law of 02.08.2009 No. 217-03 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Establishment of Budget Scientific and Educational Institutions of Economic Societies for the Practical Application (Introduction) of the Results of Intellectual Activity" ].

5. Federal'nyj zakon ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii». [Federal Law of July 24, 2007 No. 209-03 "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation"].

6. Federal'nyj zakon ot 22 iyulya 2008 g. № 159-FZ «Ob osobennostyah otchuzhdeniya nedvizhimogo imushchestva, nahodyashchegosya v gosudarstvennoj sobstvennosti sub"ektov Rossijskoj Federacii ili v municipal'noj sobstvennosti i arenduemogo sub"ektami malogo i srednego predprinimatel'stva, i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii». [Federal Law of July 22, 2008 No. 159-03 "On the peculiarities of alienation of immovable property in state ownership of constituent entities of the Russian Federation or in municipal ownership and leased by small and medium-sized businesses, and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"].

7. Doklad Gossoveta Rossii: «O merah po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii». [Report of the State Council of Russia: "A measures for the development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation"]. URL: smeforum.ru/upload/iblock/f81/f810c5d73204a810a2889cfc43d6aae9.pdf

8. Belitz U.A. Aufban des industriellck Mittelstands den neuen Bundeslacndern. D/H, Berlin DYW, 1995. URL: kfpp.ru/analytics/material/foreignsupportexp.php

9. Department of Economic and Social Affairs Division for Public Economics and Public Administration «The development of entrepreneurship and small business in transitional economies». URL: publicadministration.un.org/publications/content/PDFs/E-Library%20Archives/1999%20Development%20of%20Entrepreneurship%2 0and%20Small%20Business%20in%20Transitional%20Economies.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.