Научная статья на тему 'Оценка и анализ развития института предпринимательства в экономической системе'

Оценка и анализ развития института предпринимательства в экономической системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СРЕДНЕЕ И МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ОЦЕНКА / АНАЛИЗ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шкурат Мария Вячеславовна

В статье рассмотрена оценка и анализ развития института предпринимательства в экономической системе регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов в 2010-2012 гг. Проведен сравнительный анализ показателей деятельности среднего и малого предпринимательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation and analysis the development of enterprise institute in the economic system

The article considers the evaluation and analysis the development of enterprise institute in the economic system in regions of the South and the North-Caucasian Federal District in 2010-2012. Performed comparative analysis of the indicators activities medium and small businesses

Текст научной работы на тему «Оценка и анализ развития института предпринимательства в экономической системе»

Бизнес в законе

6’2014

11.7. ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Шкурат Мария Вячеславовна, аспирант кафедры Экономики и управления на предприятии

Место учебы: ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск

[email protected]

Аннотация: в статье рассмотрена оценка и анализ развития института предпринимательства в экономической системе регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов в 2010-2012 гг. Проведен сравнительный анализ показателей деятельности среднего и малого предпринимательства

Ключевые слова: институт предпринимательства, среднее и малое предпринимательство, регион, оценка, анализ, показатели.

EVALUATION AND ANALYSIS THE DEVELOPMENT OF ENTERPRISE INSTITUTE IN THE ECONOMIC SYSTEM

Shkurat Mariya V., graduate student of faculty of Economics and enterprise management

Study place: FGAOU VPO «North-Caucasian Federal Univer-sity» Pyatigorsk

[email protected]

Annotation: The article considers the evaluation and analysis the development of enterprise institute in the economic system in regions of the South and the North-Caucasian Federal District in 2010-2012. Performed comparative analysis of the indicators activities medium and small businesses

Keywords: enterprise institute, medium and small businesses, region, evaluation, analysis, indicators

Предпринимательство является важнейшим составляющим звеном рыночной экономики, являясь движущей силой полноценного экономического развития государства. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из эффективных способов решения социально-экономических проблем [1-3].

Количество средних и малых предприятий в целом по Российской Федерации и в округах, таких как Южный Федеральный округ и Северо-Кавказский Федеральный Округ, увеличилось, благодаря росту числа малых предприятий. Наблюдается уменьшение коли

чества средних предприятий, как по стране, так и по регионам. На уменьшение данного показателя повлияло изменение в критериях разделения предприятий на средние и малые. В соответствие с законодательством к средним предприятиям относятся организации с численностью работников от 101 до 250 человек и объемом выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год без учета налога на добавленную стоимость до 1000 млн. рублей. Для малых предприятий соответственно от 15 до 250 и до 400 млн. рублей. Организации с численностью работников до 15 человек включительно и объемом максимальной выручки до 60 млн. рублей классифицируются как микропредприятия. Сложности в вычислении критериев отнесения предприятия к категории средних главным образом содержатся в определении доли учредителей в уставном капитале предприятия. Требуется уточнение наличия организаций, создавших учредителей среднего предприятия. Данные критерии регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Согласно данному нормативному акту смена категории предприятия осуществляется в результате изменения предельных значений критериев классификации в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Что и является причиной снижения числа средних предприятий в Российской Федерации начиная с 2010 г.

Удельный вес средних предприятий по ЮФО и СКФО в общем количестве средний предприятий по стране в 2010 г. составил 8,5% и 2,9 %, в 2011 г. составил 9,3% и 3,4 %, в 2012 г. 9,8 % и 3,4 % соответственно. Наблюдается небольшой рост в ЮФО по отношению к прошлым годам. Минимальный удельный вес средних предприятий в Чеченской Республике и Республике Ингушетия(от 0,0 до 0,1 %). Максимальный удельный вес средних организаций в Краснодарском крае(3,5; 3,4; 3,6%) и Ростовской области(2,5; 2,9; 3,4 %). Удельный вес малых предприятий в ЮФО и СКФО составил в 2010 г. 8,2% и 2,5 %, в 2011 г. 8,0 % и 2,6 %, в 2012 г. 7,6 % и 2,5 % соответственно. Показатель уменьшился несущественно в сравнении с предыдущими периодами. Минимальный удельный вес малых предприятий в Республике Калмыкия, Республике Ингушетия и Карачаево-Черкесской Республике (от 0,0 до 0,1 %). Максимальный удельный вес малых организаций в Краснодарском крае(3,4; 3,0; 2,7 %) и Ростовской области(2,3; 3,0; 2,8;%) (табл. 1, 2).

136

Шкурат М. В.

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Таблица 1

Количество средних предприятий по субъектам ЮФО и СКФО в 2010-2012 гг., единиц на конец года

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО, СКФО, субъекты СКФО Средние предприятия

2010 г. 2011 г. 2012 г.

Российская федерация 25170 15945 13767

Южный Федеральный округ 2146 1476 1348

Доля ЮФО в РФ, в % 8,5 9,3 9,8

Республика Адыгея 46 44 44

Доля Республики Адыгея в РФ, в % 0,2 0,3 0,3

Республика Калмыкия 72 57 52

Доля Республики Калмыкия в РФ. в % 0,3 0,4 0,4

Краснодарский край 877 539 490

Доля Краснодарского края в РФ, в % 3,5 3,4 3,6

Астраханская область 111 81 71

Доля Астраханской области в РФ, в % 0,4 0,5 0,5

Волгоградская область 407 290 219

Доля Волгоградской области в РФ, в % 1,6 1,8 1,6

Ростовская область 633 465 472

Доля Ростовской области в РФ, в % 2,5 2,9 3,4

Северо-Кавказский федеральный округ 737 549 466

Доля СКФО в РФ, в % 2,9 3,4 3,4

Республика Дагестан 85 65 53

Доля Республики Дагестан в РФ, в % 0,3 0,4 0,4

Республика Ингушетия 2 1 -

Доля Республики Ингушетия в РФ, в % 0,0 0,0 0,0

Кабардино-Балкарская Республика 91 79 70

Доля Кабардино-Балкарской Республики в РФ, в % 0,4 0,5 0,5

Карачаево-Черкесская Республика 40 26 37

Доля Карачаево-Черкесской Республики в РФ, в % 0,2 0,2 0,3

Республика Северная Осетия- Алания 52 34 25

Доля Республики Северная Осетия- Алания в РФ, в % 0,2 0,2 0,2

Чеченская Республика 17 7 8

Доля Чеченской Республики в РФ, в % 0,1 0,0 0,1

Ставропольский край 450 337 273

Доля Ставропольского края в РФ, в % 1,8 2,1 2,0

Таблица 2

Количество малых предприятий по субъектам ЮФО и СКФО в 2010-2012 гг., единиц на конец года

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО, СКФО, субъекты СКФО Малые предприятия

Всего В том числе микропредприятия

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Российская федерация 1644269 1836432 2003038 1415186 1593765 1759973

Южный Федеральный округ 135299 147379 151984 116468 129400 133654

Доля ЮФО в РФ, в % 8,2 8,0 7,6 8,2 8,1 7,6

Республика Адыгея 3402 3628 3650 2963 3181 3202

Доля Республики Адыгея в РФ, в % 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Республика Калмыкия 1626 876 893 1466 720 716

Доля Республики Калмыкия в РФ, в % 0,1 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0

Краснодарский край 56539 54654 54886 49531 48534 48963

Доля Краснодарского края в РФ, в % 3,4 3,0 2,7 3,5 3,0 2,8

Астраханская область 9651 8713 9072 8477 7550 7841

Доля Астраханской области в РФ, в % 0,6 0,5 0,5 0,6 0,5 0,4

Волгоградская область 26703 24889 27148 22974 21329 23354

Доля Волгоградской области в РФ, в % 1,6 1,4 1,4 1,6 1,3 1,3

Ростовская область 37378 54619 56335 31057 48086 49578

Доля Ростовской области в РФ, в % 2,3 3,0 2,8 2,2 3,0 2,8

Северо-Кавказский федеральный округ 41524 47646 50371 36138 42325 44789

Доля СКФО в РФ, в % 2,5 2,6 2,5 2,6 2,7 2,5

Республика Дагестан 3422 5575 7748 2965 4813 7059

Доля Республики Дагестан в РФ, в % 0,2 0,3 0,4 0,2 0,3 0,4

Республика Ингушетия 569 827 1307 496 760 1253

Доля Республики Ингушетия в РФ, в % 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1

Кабардино-Балкарская Республика 3607 4210 4315 3147 3655 3838

Доля Кабардино-Балкарской Республики в РФ, в % 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Карачаево-Черкесская Республика 2754 2512 2558 2474 2175 2219

Доля Карачаево-Черкесской Республики в РФ, в % 0,2 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1

Республика Северная Осетия- Алания 3954 4955 6180 3468 4416 5672

Доля Республики Северная Осетия- Алания в РФ, в % 0,2 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3

Чеченская Республика 4971 6911 6268 4753 6846 6206

Доля Чеченской Республики в РФ, в % 0,3 0,4 0,3 0,3 0,4 0,4

Ставропольский край 22247 22656 21995 18835 19660 18542

Доля Ставропольского края в РФ, в % L? Ц 1,3 1,2 и

137

Бизнес в законе

6’2014

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2012 г. в расчете на 1 тыс. чел населения по Российской Федерации составило 14 юридических лиц и 39 индивидуальных предпринимателей. Начиная с 2010 г. наблюдается положительная динамика показателя. В Южном Федеральном округе и Северо-Кавказском Федеральном Округе количество юридических лиц меньше, чем по России в целом. В 2012 г в ЮФО и СКФО данный показатель составил 11 и 5 соответственно. Наблюдается рост значения в Южном Федеральном округе в сфере индивидуального предпринимательства. В 2012 г. данный показатель составил 52 индивидуальных предпринимателя в расчете на 1 тыс. человек населения по субъекту. В СКФО данный показатель приближен к общему значению по Российской Федерации и составляет 38.

Активная деятельность и перспектива развития в сфере малых и средних предприятий и индивидуаль

ных предпринимателей наблюдается в следующих регионах: Республика Калмыкия - 3 и 63, Краснодарский край - 10 и 61, Астраханская область - 9 и 61, Ростовская область 13 и 50, Ставропольский край - 8 и 50. Наименее развитыми в области малого и среднего предпринимательства являются Республика Калмыкия, Республика Дагестан и Республика Ингушетия. По данным Федеральной службы государственной статистики в анализируемых территориальных образованиях в 2012 г. зарегистрировано по 3 юридических лица на 1 тыс. человек населения субъекта. Проблемное положение индивидуального предпринимательства наблюдается в Чеченской республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан. В соответствие со статистическими данными в данных субъектах в 2012

г. зарегистрировано 31, 26 и 31 индивидуальный предприниматель в расчете на 1 тыс. человек населения (табл. 3,4).

Таблица 3

Количество юридических лиц в расчете на 1 тыс. чел. населения по субъектам Российской Федерации в 2010-2012 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО, СКФО, субъекты СКФО Всего Количество ЮЛ в расчете на 1 тыс. чел. населения

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Российская федерация 1669439 1852377 2016805 12 13 14

Южный Федеральный округ 137445 148855 153332 10 11 11

Республика Адыгея 3448 3672 3694 8 8 8

Республика Калмыкия 1698 933 945 6 3 3

Краснодарский край 57416 55193 55376 11 11 10

Астраханская область 9762 8794 9143 10 9 9

Волгоградская область 27110 25179 27367 10 10 11

Ростовская область 38011 55084 56807 9 13 13

Северо-Кавказский федеральный округ 42261 48195 50837 5 5 5

Республика Дагестан 3507 5640 7801 1 2 3

Республика Ингушетия 571 828 1307 1 2 3

Кабардино-Балкарская Республика 3698 4289 4385 4 5 5

Карачаево-Черкесская Республика 2794 2538 2595 6 5 5

Республика Северная Осетия- Алания 4006 4989 6205 6 7 9

Чеченская Республика 4988 6918 6276 4 5 5

Ставропольский край 22697 22993 22268 8 8 8

Таблица 4

Количество индивидуальных предпринимателей в расчете на 1 тыс. чел. населения по субъектам Российской Федерации

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО, СКФО, субъекты СКФО Всего тыс. чел. Количество ИП в расчете на 1 тыс. чел. населения

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Российская федерация 5385,9 5453,1 5644,2 38 38 39

Южный Федеральный округ 664,6 655,3 721,5 48 47 52

Республика Адыгея 20,5 21,2 16,7 47 48 38

Республика Калмыкия 16,0 17,5 18,1 55 61 63

Краснодарский край 240.4 275,7 323.9 46 53 61

Астраханская область 59,3 57,5 61,7 59 57 61

Волгоградская область 123,1 83,4 86,6 47 32 33

Ростовская область 205.3 199,9 214.5 48 47 50

Северо-Кавказский федеральный округ 305,0 350,9 365,0 33 37 38

Республика Дагестан 37,4 68,4 92,2 13 23 31

Республика Ингушетия 4.5 13,9 11,3 11 33 26

Кабардино-Балкарская Республика 50,4 52,1 41,5 59 61 48

Карачаево-Черкесская Республика 17,5 17,4 18,3 37 36 39

Республика Северная Осетия - Алания 25,0 24,1 23,0 35 34 32

Чеченская Республика 23,6 40,9 40,3 19 32 31

Ставропольский край 146,6 134,3 138,5 53 48 50

138

Шкурат М. В.

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

В 2012 г. основные показатели деятельности средних предприятий характеризуются отрицательной динамикой. Количество предприятий по России уменьшилось на 13,7 %. В Южном Федеральном Округе число средних предприятий в 2012 г. уменьшилось на 8,7%, рост наблюдался в Ростовской области на 1,5 %. Северо-Кавказский Федеральный округ характеризуется падением показателя на 15,5 %. Положительная динамика количества средних предприятий наблюдается в Карачаево-Черкесской Республике (42,3%) и Республика Чечня(14,3%).

Темп прироста численности работников на среднем предприятии в 2012г. в Российской Федерации составил - 12,5%. В Южном Федеральном Округе наблюдается уменьшение показателя на 12,8%. Рост данного показателя характерен Республике Адыгея (1,3%). В СевероКавказском Федеральном Округе выявлен спад показателя на 12,5%. Характерный рост наблюдается в Карачаево-Черкесской Республике(44,6%), Республике Ингу-шетия(18%) и Республике Чечня(15,7%).

Темп прироста денежного оборота в средних предприятиях в 2012 г. по стране снизился на 8,5%. В Южном Федеральном округе наблюдается не большой рост равный 0,8%. Самый высокий темп прироста характерен для Республики Адыгея 68,8%, самый низкий - Республика Калмыкия -13,4%. В Северо-Кавказском Федеральном Округе наблюдается уменьшение показателя на 12,6%. Рост отмечен в Карачаево-Черкесской Республике (70,4%) и в Республике Дагестан (6,5%).

Темп прироста инвестиций в основной капитал средних предприятий в Российской Федерации в 2012 г. уменьшился на 20,9%. Южный Федеральный Округ характеризуется падением показателя по всем областям. Максимально низкий процент характерен Волгоградской области(41,5%). Рост показателя наблюдается в Северо-Кавказском Федеральном округе на 25,7%. В республике Северная Осетия Алания рост составил 100%, в Ставропольском крае темп прироста уменьшился на 4,7%(табл. 5).

Таблица 5

Темп прироста показателей деятельности средних предприятий по субъектам ЮФО и СКФО в 2012 г., % [4]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО, СКФО, субъекты СКФО Количество предприятий Численность работников Денежный оборот Инвестиции в основной капитал

Российская федерация -13,7 -12,5 -8,5 -20,9

Южный Федеральный округ -8,7 -12,8 0,8 -26,9

Республика Адыгея 0,0 1,3 68,8 -14,3

Республика Калмыкия -8,8 -4,0 -13,4 -33,3

Краснодарский край -9,1 -16,4 14,3 -28,2

Астраханская область -12,3 -14,7 -0,5 -40,0

Волгоградская область -24,5 -26,2 -8,7 -41,5

Ростовская область 1,5 -1,3 -10,2 -8,9

Северо-Кавказский федеральный округ -15,1 -12,5 -12,6 25,7

Республика Дагестан -18,5 -6,2 6,5 0,0

Республика Ингушетия -100,0 18,0 -

Кабардино-Балкарская Республика -11,4 -4,9 -11,5 72,7

Карачаево-Черкесская Республика 42,3 44,6 70,4 50,0

Республика Северная Осетия- Алания -26.5 -23.6 0,5 100,0

Чеченская Республика 14,3 15,7 -

Ставропольский край -19,0 -19,2 -23,7 -4,7

Изучив основные показатели деятельности малых предприятий в 2012 г., наблюдается рост значений по всем категориям. Количество малых предприятий в 2012г в Российской Федерации увеличилось на 9,1%. В Южном Федеральном округе темп прироста составил 3,1%. Положительная динамика показателя сохраняется во всех областях региона. В Северо-Кавказком Федеральном Округе наблюдается рост количества малых предприятий на 5,7%. Отрицательная динамика свойственна Чеченской Республике(-9,3%) и Ставропольскому Краю(-2,9%).

Число работников на малом предприятии в среднем по России выросло в 2012 году на 1,8 %. Южный Федеральный Округ демонстрирует падение темпа прироста на 1,6%. Максимальный рост наблюдается в Краснодарском Крае на 4,2%. Число работников в Северо-Кавказском Федеральном Округе возросло на 5,8%. Отрицательное значение темпа прироста показателя наблюдается в Карачаево-Черкесской Респуб-лике(13,2%) и Республике Северная Осетия-

Алания(3,9%).

Темп прироста денежного оборота в 2012г. в малых предприятиях по стране показал положительную динамику. В Российской Федерации рост составил 3,8%. Южный Федеральный Округ демонстрирует падение темпа прироста на 11,7%. Спад показателя наблюдается в Республике Адыгея - 14,8%. Темп прироста денежного оборота в Северо-Кавказском Федеральном Округе возрос на 13,9%. Отрицательное значение темпа прироста показателя наблюдается в Республике Северная Осетия-Алания (-11,7%) и Карачаево-Черкесской Республике (-8,6%).

Темп прироста инвестиций в основной капитал малых предприятий в Российской Федерации в 2012 г. увеличился на 20,8%. Южный Федеральный Округ характеризуется ростом показателя на 14,2%. Максимально высокий процент роста в Республике Калмы-кия(266,7%),низкий процент характерен Республике Адыгея(-22,7%). Рост показателя наблюдается в Северо-Кавказском Федеральном округе на 26,4%. В республике Северная Осетия Алания рост составил 200%, в Карачаево-Черкесской Республике темп прироста уменьшился на 83,3% (табл. 6).

139

Бизнес в законе

6’2014

Таблица 6

Темп прироста показателей деятельности малых предприятий по субъектам ЮФО и СКФО в 2012 г., %

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО, СКФО, субъекты СКФО Количество предприятий Численность работников Денежный оборот Инвестиции в основной капитал

Российская федерация 9,1 1,8 3,8 20.8

Южный Федеральный округ 3,1 -1,6 11,7 14,2

Республика Адыгея 0,6 0,8 6,2 -22,7

Республика Калмыкия 1,9 -5,1 -14,8 266,7

Краснодарский край 0,4 4,2 14,9 11,2

Астраханская область 4,1 -3,3 8,2 12,5

Волгоградская область 9,1 -2,8 12,9 16,1

Ростовская область 3,1 -6,6 8,3 21,6

Северо-Кавказский федеральный округ 5,7 5,8 13,9 26,4

Республика Дагестан 39.0 4,6 3,7 7,4

Республика Ингушетия 58.0 0,0 23,1 90,0

Кабардино-Балкарская Республика 2,5 1,0 12,7 0,0

Карачаево-Черкесская Республика 1,8 -13,2 -8,6 -83,3

Республика Северная Осетия- Алания 24,7 -3,9 -11,7 200,0

Чеченская Республика -9,3 59,2 71,8 -

Ставропольский край -2,9 6,8 20,6 33,3

Результатом проведенного исследования является всеобщая оценка развития института предпринимательства в Южном Федеральном Округе и СевероКавказском Федеральном Округе. В результате анализа информации было выявлено значительное преобладание количества малых предприятий, в том числе микропредприятий. В Южном Федеральном Округе число средних и малых организаций больше, чем в Северо-Кавказском Федеральном Округе. В сравнении с общим количеством средних и малых предприятий в России Южный Федеральный Округ имеет 9,8% средних организаций и 7,6% малых предприятий от общего числа по стране, удельный вес данных по СевероКавказскому Федеральному округу 3,4% и 2,5% соответственно. Наибольшее количество средних и малых предприятий наблюдается в промышленно развитых районах.

Данное исследование говорит о том, что институт предпринимательства выполняет важную экономическую и социальную функцию. Малое и среднее предпринимательство обеспечивает население регионов рабочими местами и способствует экономическому развитию. Наблюдая отрицательную динамику ряда показателей необходимо разработать политику государственной поддержки предпринимательства путем предоставления государственных заказов, субсидий и выдачи микрокредитов.

Институт предпринимательства выполняет важную роль в экономической системе страны. Являясь важным инструментом регулирования и развитие экономических, политических и социальных систем государства институт предпринимательства призван оказывать влияние на основы рыночной экономики, развитие и реализацию инноваций, занятость населения регионов, конкурентоспособность товаров отечественного производства на внешнем и внутреннем рынке. Различные сферы влияния института предпринимательства говорят о его незаменимой роли в институциональной системе страны. По средствам воздействия на национальную экономику предпринимательство способно повысить экономическое благосостояние страны.

Предпринимательство в процессе развития сталкивается с различными институтами, особенно испытывая на себе влияние государственной политики и за-

конодательства в области стимулирования развития института предпринимательства. Воздействие государства проявляется через такие инструменты, как законодательная поддержка предпринимательства и прав на интеллектуальную собственность, налоговое стимулирование по средствам предоставления благоприятного налогового режима для предпринимателей.

Из проведенного исследования становится ясно, что на современном этапе необходима разработка комплекса мер институциональных преобразований различных сфер общества, влияющих на полноценное функционирование и уверенное развитие института предпринимательства в стране. Требуется обозначить эффективные направления государственного регулирования институциональной сферы предпринимательства, применить теоретические подходы для результативного функционирования институтов рынка и определить факторы, влияющие на деятельность института предпринимательства.

Список литературы:

1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2013: Стат. сб. / Росстат. - M., 2013.

2. Мовчан И.В., Ищенко-Падукова О.А. Институты предпринимательства: специфика и инструменты модернизации в регионах юга России/ TERRA ECONOMICUS, № 3-2/том 11/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013. с. 95-100

3. Сидорова Н.И. Анализ и оценка развития предпринимательства: региональный аспект/ Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. №1. 2012. с. 126-132

4. www.gks.ru - официальный сайт Росстата

5. Шкурат М.В. Классическая политическая экономия о роли предпринимательского сектора в экономике//Бизнес в законе: международный экономико-юридический журнал. -

2014. - №2.

6. Новоселова Н.Н., Кутовой С.И. Приоритетные направления агломерационной политики развития регионов// Бизнес в законе: международный экономико-юридический журнал. - 2014. - №5.

140

Шкурат М. В.

ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Reference list:

1. Small and medium business in Russia. 2013: Stat. Sat. / Rosstat. - M., 2013.

2. Movchan I.V., Ishchenko-Padukova O.A. Enterprise Institute: specificity and tools modernization in the regions south of Russia / TERRA ECONOMICUS, № 3-2 / Vol 11/2013 s. 95-100 3.Sidorova N.I. Analysis and evaluation of enterprise development: a regional perspective / Herald ASTU. Ser .: Economics. №1. 2012. p. 126-132

4. www.gks.ru - the official website of Federal State Statistics Service

5. Shkurat M Century Classical political economy on the role of the business sector in the economy//Business in law: international economic law journal. - 2014. No. 2.

6. Novoselova N. N., Kutovoy, S. I. Priorities agglomeration policy regional development// Business in law: international economic law journal. - 2014. No. 5.

ОТЗЫВ

на статью М.В. Шкурат «Оценка и анализ развития института предпринимательства в экономической системе» Представленная статья посвящена актуальному направлению - оценке развития института малого и среднего предпринимательства, который является одним из эффективных способов решения социально- экономических проблем. В статье автор отмечает, что институт предпринимательства выполняет важную экономическую и социальную функцию. Малое и среднее предпринимательство обеспечивает население регионов рабочими местами и способствует экономическому развитию. Наблюдая отрицательную динамику ряда показателей необходимо разработать политику государственной поддержки предпринимательства путем предоставления государственных заказов, субсидий и выдачи микрокредитов.

На основе этого автор приходит к выводу, что, являясь важным инструментом регулирования и развитие экономических, политических и социальных систем государства, институт предпринимательства призван оказывать влияние на основы рыночной экономики, развитие и реализацию инноваций, занятость населения регионов, конкурентоспособность товаров отечественного производства на внешнем и внутреннем рынке. Различные сферы влияния института предпринимательства говорят о его незаменимой роли в институциональной системе страны. По средствам воздействия на национальную экономику предпринимательство способно повысить экономическое благосостояние страны.

Плюсом статьи является наличие оригинального подхода к тому, что на современном этапе необходима разработка комплекса мер институциональных преобразований различных сфер общества, влияющих на полноценное функционирование и уверенное развитие института предпринимательства в стране. Статья структурирована и отличается логичностью изложения.

В качестве замечания можно отметить следующее: в статье следовало определить факторы, влияющие на деятельность института предпринимательства.

В целом высказанное замечание не снижает научной и практической ценности представленной работы.

Научная статья М.В. Шкурат «Оценка и анализ развития института предпринимательства в экономической системе» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода и ранее не публиковалась. Рекомендую данную статью к публикации в открытой печати.

Доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Экономика и предпринимательство» Северо-Осетинского Государственного университета им. К.Л. Хетагурова

Б.Т. Моргоев

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.