Научная статья на тему 'Анализ и оценка развития предпринимательства: региональный аспект'

Анализ и оценка развития предпринимательства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ПРЕДПРИЯТИЯ / АНАЛИЗ / СРАВНЕНИЕ / ОЦЕНКА / ФИНАНСОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / BUSINESS / REGION / ENTERPRISE / ANALYSIS / COMPARISON / ASSESSMENT / FINANCIAL ECONOMIC RESULTS / INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Надежда Ивановна

В регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (до 2010 г. составлявших Южный федеральный округ) функционируют субъекты предпринимательства различных организационно-правовых форм (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и типов (малые, средние и крупные предприятия). Наиболее распространены малые предприятия, особенно микропредприятия. Сравнительный анализ средних основных экономических и финансовых показателей по России, по округам и соответствующих показателей по каждому региону Южного федерального округа, их оценка по удельному весу, по отношению к предыдущему году, а также в расчете на одно предприятие, на 1 000 человек населения региона выявил дифференциацию регионов по состоянию предпринимательства и дальнейшим перспективам его развития. Для развития бизнеса всем субъектам предпринимательства регионов следует увеличить инвестиции в основной капитал как за счёт собственных средств, так и за счёт привлеченных и заемных средств, используя для этого возможности получения государственных субсидий по государственным программам, а также государственных и муниципальных заказов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF BUSINESS DEVELOPMENT: REGIONAL ASPECT

In the regions of the Southern and Northern-Caucasian Federal districts (till 2010 included in Southern Federal district) subjects of business of various organizational and legal forms (legal entities and individual businessmen) and types (the small, medium-sized and large enterprises) function. The small enterprises, especially the microenterprises are widely spread. The comparative analysis of medium-sized main economic and financial features in Russia, in districts and the corresponding indicators in each region of the Southern Federal district, their assessment by specific weight, by relation to the previous year, and also taking into account one enterprise per 1 000 people of the population of the region revealed differentiation of the regions in accordance with condition of business and further prospects of its development. For business development all the subjects of business of regions should increase investments into fixed capital, both at the expense of own means, and at the expense of the involved and debt funds, using for this purpose possibilities of receiving the state subsidies on state programs, and also the state and municipal orders.

Текст научной работы на тему «Анализ и оценка развития предпринимательства: региональный аспект»

УДК 338.22(470.4):330.44 ББК 65.05

Н. И. Сидорова

АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

N. I. Sidorova

ANALYSIS AND ASSESSMENT OF BUSINESS DEVELOPMENT: REGIONAL ASPECT

В регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов (до 2010 г. составлявших Южный федеральный округ) функционируют субъекты предпринимательства различных организационно-правовых форм (юридические лица и индивидуальные предприниматели) и типов (малые, средние и крупные предприятия). Наиболее распространены малые предприятия, особенно микропредприятия. Сравнительный анализ средних основных экономических и финансовых показателей по России, по округам и соответствующих показателей по каждому региону Южного федерального округа, их оценка по удельному весу, по отношению к предыдущему году, а также в расчете на одно предприятие, на 1 000 человек населения региона выявил дифференциацию регионов по состоянию предпринимательства и дальнейшим перспективам его развития. Для развития бизнеса всем субъектам предпринимательства регионов следует увеличить инвестиции в основной капитал - как за счёт собственных средств, так и за счёт привлеченных и заемных средств, используя для этого возможности получения государственных субсидий по государственным программам, а также государственных и муниципальных заказов.

Ключевые слова: предпринимательство, регион, предприятия, анализ, сравнение, оценка, финансовые экономические результаты, показатели.

In the regions of the Southern and Northem-Caucasian Federal districts (till 2010 included in Southern Federal district) subjects of business of various organizational and legal forms (legal entities and individual businessmen) and types (the small, medium-sized and large enterprises) function.

The small enterprises, especially the microenterprises are widely spread. The comparative analysis of medium-sized main economic and financial features in Russia, in districts and the corresponding indicators in each region of the Southern Federal district, their assessment by specific weight, by relation to the previous year, and also taking into account one enterprise per 1 000 people of the population of the region revealed differentiation of the regions in accordance with condition of business and further prospects of its development. For business development all the subjects of business of regions should increase investments into fixed capital, both at the expense of own means, and at the expense of the involved and debt funds, using for this purpose possibilities of receiving the state subsidies on state programs, and also the state and municipal orders.

Key words: business, region, enterprise, analysis, comparison, assessment, financial economic results, indicators.

Движущей силой рыночной экономики является предпринимательство. Национальная экономика современных государств базируется на различных типах субъектов предпринимательства, основное звено которых - малые, средние и крупные предприятия. В этой связи необходимы анализ и оценка развития различных форм предпринимательства в регионах и в целом в Российской Федерации. Нами рассматриваются основные экономические показатели деятельности субъектов предпринимательства, позволяющие оценить состояние предпринимательства в регионах Южного федерального округа (ЮФО) (после разделения - Южный и СевероКавказский федеральные округа) и в Российской Федерации.

В состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов входят регионы с разным уровнем социально-экономического развития, что отразилось на состоянии и развитии предпринимательства. Почти во всех регионах ЮФО, за исключением Кабардино-Балкарской Республики, Астраханской и Волгоградской областей, увеличилось число малых предприятий. В 2009 г., по сравнению с 2008 г., несмотря на мировой финансовый кризис, в целом по Российской Федерации и в ЮФО число малых и средних предприятий увеличилось - в основном за счет роста микропредприятий.

Увеличилось количество средних предприятий в Республике Калмыкия и КабардиноБалкарской Республике, в Ставропольском крае и Астраханской области, но максимальный рост, более чем в 14 раз, наблюдался в Ростовской области. В то же время в Республике Ингушетия -всего 1 среднее предприятие.

Сократилось число средних предприятий в Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, в Краснодарском крае, наибольшее сокращение отмечено в Волгоградской области - приблизительно в 6 раз. Кроме того, в Волгоградской области произошло резкое сокращение количества - в 4,9 раза и малых предприятий, особенно микропредприятий (табл. 1).

Таблица 1

Число средних и малых предприятий по субъектам ЮФО в 2008-2009 гг., единиц на конец года [1, с. 17; 2, с. 16]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Средние предприятия Малые предприятия

Всего В том числе микропредприятия

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 14 170 15 547 1 347 667 1 602 491 1 065 016 1 374 661

Южный федеральный округ 1 841 1 984 145 261 170 860 105 323 143 368

Республика Адыгея 36 38 3 005 3 271 2 575 2 798

Республика Дагестан 37 46 3 956 4 022 2 796 3 209

Республика Ингушетия 1 1 1 673 1 711 1 620 1 671

Кабардино-Балкарская Республика 51 64 3 781 3 601 3 095 3 064

Республика Калмыкия 35 50 589 626 403 468

Карачаево-Черкесская Республика 20 18 2 144 2 436 1 850 2 117

Республика Северная Осетия - Алания 44 37 2 549 3 885 863 3 533

Чеченская Республика - - 4 290 4 989 4 198 4 921

Краснодарский край 568 527 42 071 53 894 34 965 46 719

Ставропольский край 272 304 12 740 13 440 7 630 9 537

Астраханская область 75 80 7 275 5 923 5 962 4 721

Волгоградская область 1 841 308 145 261 26 469 105 323 21 351

Ростовская область 36 511 3 005 46 593 2 575 39 259

Удельный вес малых и средних предприятий ЮФО в общем числе малых и средних предприятий по Российской Федерации составил в 2009 г. соответственно 12,7 и 10,7 %, т. е. уменьшился несущественно по отношению к 2008 г. Наименьший удельный вес малых предприятий (от 0,0 до 0,1 %) по ЮФО в Республике Ингушетия и Республике Калмыкия. Наибольший удельный вес малых и средних предприятий в Краснодарском крае и Ростовской области: 3,4 и 2,9 % - малые предприятия и 3,4 и 3,3 % - средние предприятия соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Число средних и малых предприятий по субъектам ЮФО в 2008-2009 гг., % к итогу на конец года [1, с. 17; 2, с. 16]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Средние предприятия Малые предприятия

Всего В том числе микропредприятия

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 100 100 100 100 100 100

Южный федеральный округ 13,0 12,7 10,8 10,7 9,9 10,4

Республика Адыгея 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Республика Дагестан 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,2

Республика Ингушетия 0,0 0,0 0,1 0,1 0,2 0,1

Кабардино-Балкарская Республика 0,4 0,4 0,3 0,2 0,3 0,2

Республика Калмыкия 0,2 0,3 0,0 0,0 0,0 0,0

Карачаево-Черкесская Республика 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,2

Республика Северная Осетия - Алания 0,3 0,2 0,2 0,2 0,1 0,3

Чеченская Республика - - 0,3 0,3 0,4 0,4

Краснодарский край 4,0 3,4 3,1 3,4 3,3 3,4

Ставропольский край 1,9 2,0 0,9 0,8 0,7 0,7

Астраханская область 0,5 0,5 0,5 0,4 0,6 0,3

Волгоградская область 13,0 2,0 10,8 1,7 9,9 1,6

Ростовская область 0,3 3,3 0,2 2,9 0,2 2,9

По предварительным данным сплошного наблюдения по итогам 2010 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. чел. населения по Российской Федерации составило: 12 - по юридическим лицам; 20 - по индивидуальным предпринимателям. По Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам количество юридических лиц

в сфере малого и среднего предпринимательства меньше, чем по Российской Федерации (10 - Южный федеральный округ и 4 - Северо-Кавказский федеральный округ), а в сфере индивидуального предпринимательства, наоборот, больше, чем по Российской Федерации - соответственно 29 и 23 субъекта предпринимательства в расчете на 1 тыс. чел. населения.

Проблемное положение предпринимательства отмечается в Республике Дагестан, т. к., согласно статистике, зарегистрировано всего 1 юридическое лицо и 12 индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. чел. населения. Больше перспектив, исходя из количества организаций и индивидуальных предпринимателей, у следующих регионов: Республика Адыгея -8 и 33, Краснодарский край - 11 и 34, Ставропольский край - 8 и 32, Астраханская область -10 и 30 (табл. 3).

Таблица 3

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. чел. населения по субъектам Российской Федерации (результаты сплошного наблюдения по итогам 2010 г.) [3]

РФ, субъекты РФ Юридические лица Индивидуальные предприниматели

Российская Федерация 12 20

Южный федеральный округ 10 29

Республика Адыгея (Адыгея) 8 33

Республика Калмыкия 6 27

Краснодарский край 11 34

Астраханская область 10 30

Волгоградская область 10 26

Ростовская область 9 25

Северо-Кавказский федеральный округ 4 23

Республика Дагестан 1 12

Республика Ингушетия 1 21

Кабардино-Балкарская Республика 4 32

Карачаево-Черкесская Республика 6 27

Республика Северная Осетия-Алания 6 26

Чеченская Республика 4 22

Ставропольский край 8 32

Средняя численность работников на средних и малых предприятиях по ЮФО в 2009 г. составила 11,9 и 10,9 % соответственно от общего числа работников по Российской Федерации. Наибольший удельный вес по средней численности работников наблюдается в Краснодарском крае и Ростовской области, наименьший - в Республике Калмыкия и Республике Ингушетия (табл. 4).

Таблица 4

Средняя численность работников на малых и средних предприятиях по субъектам ЮФО в 2009 г.

[1, с. 46; 2, с. 44]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Средние предприятия Малые предприятия

Всего В т. ч. микропредприятия

Тыс. чел. % Тыс. чел. % Тыс. чел. %

Российская Федерация 2 063,1 100 11 192,9 100 5 005,9 100

Южный федеральный округ 246,2 11,9 1 220,1 10,9 430,7 8,6

Республика Адыгея 4,5 0,2 22,8 0,2 9,0 0,2

Республика Дагестан 7,2 0,3 45,9 0,4 22,2 0,4

Республика Ингушетия 0,1 0,0 3,2 0,0 1,8 0,0

Кабардино-Балкарская Республика 5,6 0,3 20,5 0,2 10,1 0,2

Республика Калмыкия 5,0 0,2 6,8 0,1 2,1 0,0

Карачаево-Черкесская Республика 2,9 0,1 15,5 0,1 6,5 0,1

Республика Северная Осетия - Алания 5,6 0,3 21,9 0,2 11,8 0,2

Чеченская Республика - - 10,0 0,1 8,8 0,2

Краснодарский край 60,9 3,0 345,3 3,1 133,8 2,7

Ставропольский край 38,9 1,9 168,2 1,5 46,3 0,9

Астраханская область 11,1 0,5 66,7 0,6 23,7 0,5

Волгоградская область 40,0 1,9 197,2 1,8 64,3 1,3

Ростовская область 64,5 3,1 296,1 2,6 90,2 1,8

Важным показателем функционирования предприятий является объём оборота. Данные статистики показывают снижение оборота в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в целом по Российской Федерации по средним и малым предприятиям, в том числе по микропредприятиям,

в то время как в целом по ЮФО, так и по субъектам ЮФО (за исключением Республики Калмыкия, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей) снижение касается только малых предприятий без учета микропредприятий. В Краснодарском крае оборот снизился только по средним предприятиям (табл. 5).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 5

Оборот средних и малых предприятий по субъектам ЮФО в 2008-2009 гг.,

млрд руб. [1, с. 72; 2, с. 67]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Средние предприятия Малые предприятия

Всего В т. ч. микропредприятия

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 3 105,2 3 030,5 18 727,6 16 873,1 8 634,1 8 067,2

Южный федеральный округ 305,5 346,1 1 832,8 1 740,2 650,9 681,5

Республика Адыгея 5,3 7,6 21,5 21,6 10,1 8,2

Республика Дагестан 5,6 7,5 72,6 86,7 47,7 49,3

Республика Ингушетия 0,5 1,6 5,5 0,8 4,3

Кабардино-Балкарская Республика 4,3 9,3 14,6 21,8 6,2 7,7

Республика Калмыкия 1,3 3,1 4,1 4,0 1,3 1,4

Карачаево-Черкесская Республика 1,8 13,0 16,7 7,1 7,1

Республика Северная Осетия - Алания 2,3 3,4 19,0 20,5 7,0 9,3

Чеченская Республика - - 9,3 30,1 4,9 27,7

Краснодарский край 97,5 94,8 570,9 683,5 220,3 229,8

Ставропольский край 39,2 57,4 184,6 205,1 66,6 88,3

Астраханская область 7,3 11,2 58,1 49,6 23,8 20,6

Волгоградская область 42,6 43,6 265,4 195,9 65,3 89,8

Ростовская область 97,9 105,0 598,2 399,1 189,6 137,8

Удельный вес оборота по средним и малым предприятиям, в том числе по микропредприятиям, по ЮФО и по субъектам ЮФО в 2009 г. увеличился незначительно и (или) остался на прежнем уровне по сравнению с 2008 г. (табл. 6).

Таблица 6

Оборот средних и малых предприятий по субъектам ЮФО в 2008-2009 гг., % к итогу [1, с. 72; 2, с. 67]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Средние предприятия Малые предприятия

Всего В т. ч. микропредприятия

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 100 100 100 100 100 100

Южный федеральный округ 9,8 11,4 9,8 10,3 7,5 8,4

Республика Адыгея 0,2 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

Республика Дагестан 0,2 0,2 0,4 0,5 0,6 0,6

Республика Ингушетия 0,0 0,0 0,0 0,0 0,1

Кабардино-Балкарская Республика 0,1 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1

Республика Калмыкия 0,0 0,1 0,0 0,0 0,0 0,0

Карачаево-Черкесская Республика 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Республика Северная Осетия - Алания 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

Чеченская Республика - - 0,0 0,2 0,1 0,3

Краснодарский край 3,1 3,1 3,0 4,1 2,6 2,8

Ставропольский край 1,3 1,9 1,0 1,2 0,8 1,1

Астраханская область 0,2 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3

Волгоградская область 1,4 1,4 1,4 1,2 0,8 1,1

Ростовская область 3,2 3,5 3,2 2,4 2,2 1,7

Главной целью предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий отражает эффективность управления финансами на малых, средних и крупных предприятиях в субъектах Российской Федерации. Анализ финансовых результатов за 2009 г. показывает ухудшение финансового состояния предприятий всех типов по ЮФО и резкое сокращение суммы прибыли по отношению к 2008 г. по малым, средним и крупным предприятиям - до 71,7, 56,1, 46,7 % соответственно (табл. 7).

Таблица 7

Сальдированный финансовый результат деятельности малых, средних и крупных предприятий по субъектам Российской Федерации, % к предыдущему году [1, с. 98; 2, с. 91]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Малые предприятия Средние п редприятия Крупные предприятия

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 25,5 В 2,0 раза 88,5 59,7 68,6 127,0

Южный федеральный округ 106,9 71,7 84,7 56,1 107,2 46,7

Республика Адыгея 131,9 67,7 В 3,0 раза 78,4 146,8 16,7

Республика Дагестан 99,3 В 5,1 раза 75,0 178,0 - -

Республика Ингушетия В 3,2 раза 17,2 157,2 102,4 - -

Кабардино-Балкарская Республика 98,3 172,7 77,3 В 13,8 раза - -

Республика Калмыкия 163,8 12,7 В 5,4 раза 132,7 - -

Карачаево-Черкесская Республика 164,4 195,6 138,8 151,5 17,8 95,8

Республика Северная Осетия - Алания - 45,9 - 167,7 - -

Чеченская Республика 94,4 В 2,2 раза - В 58,7 раза В 2,4 раза -

Краснодарский край 107,9 85,4 83,8 50,8 71,9 124,5

Ставропольский край 112,2 69,6 74,8 45,6 98,2 41,1

Астраханская область 155,6 77,5 149,5 58,6 В 5,3 раза -

Волгоградская область 94,9 59,5 56,2 53,5 163,7 53,5

Ростовская область 110,3 59,5 117,0 55,3 81,5 3,2

В целом по Российской Федерации в 2009 г., по сравнению с 2008 г., увеличилась сумма прибыли, полученной малыми и крупными предприятиями, а по ЮФО величина сальдированного финансового результата уменьшилась по всем предприятиям: малым, средним и крупным, за исключением Республики Дагестан и Карачаево-Черкесской Республики. Наибольший рост прибыли в 2009 г. наблюдался по малым предприятиям в Кабардино-Балкарской Республике, по средним предприятиям - в Республике Калмыкия, по крупным предприятиям - в Краснодарском крае (табл. 8).

Таблица 8

Сальдированный финансовый результат деятельности малых, средних и крупных предприятий по субъектам Российской Федерации,

млн руб. [1, с. 98; 2, с. 91]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Малые предприятия Средние предприятия Крупные п редприятия

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 231 153 424 609 109 412 93 010 3 691 749 4 338 599

Южный федеральный округ 44 651 28 926 15 071 9 768 190 995 88 349

Республика Адыгея 879 481 291 419 409 59

Республика Дагестан 206 322 167 341 -1 172 3 794

Республика Ингушетия 17 2 6 6 -672 -196

Кабардино-Балкарская Республика 187 522 66 41 -456 -647

Республика Калмыкия 135 12 80 207 -2 158 -494

Карачаево-Черкесская Республика 282 432 67 98 61 304

Республика Северная Осетия - Алания -82 109 -617 33 -294 -1 314

Чеченская Республика 4 627 187 - 140 2 031 -17 608

Краснодарский край 12 131 10 460 5 050 2 919 54 405 58 615

Ставропольский край 4 795 3 344 2 707 1 505 19 946 7 971

Астраханская область 1 791 975 370 418 21 487 -1 493

Волгоградская область 5 673 3 702 1 600 1 224 75 989 38 554

Ростовская область 14 010 8 378 5 284 2 417 21 419 804

Ухудшение финансовых результатов деятельности предприятий отразилось на объёмах инвестиций в основной капитал. По Российской Федерации и ЮФО в 2009 г., по сравнению с 2008 г., сокращены инвестиции по всем типам предприятий. В то же время в Республике Калмыкия и Карачаево-Черкесской Республике объёмы инвестиций в основной капитал, наоборот, возросли по малым и средним предприятиям. Максимальный рост инвестиций по ЮФО в 2009 г. произошёл по средним предприятиям в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Калмыкия, по малым предприятиям - в Карачаево-Черкесской Республике, Ставропольском крае, по микропредприятиям - в Астраханской области (табл. 9).

Таблица 9

Инвестиции в основной капитал средних и малых предприятий по субъектам ЮФО в 2008-2009 гг., млн руб. [1, с. 90; 2, с. 83]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО Средние предприятия Малые предприятия

Всего В т. ч. микропредприятия

2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация 503 890,1 222 775,5 472 298,6 346 131,1 154 911,7 93 310,6

Южный федеральный округ 41 025,7 29 406,7 81 174,3 67 734,0 13 979,3 12 299,0

Республика Адыгея 487,7 1298,2 2 045,0 1 028,6 530,3 180,4

Республика Дагестан 392,6 83,1 3 804,5 3 248,7 2 220,2 1 286,6

Республика Ингушетия - - - 1,1 - 1,1

Кабардино-Балкарская Республика 392,4 2934,9 871,3 411,7 53,5 64,8

Республика Калмыкия 108,3 211,9 210,2 273,0 58,8 111,5

Карачаево-Черкесская Республика 139,4 141,1 241,2 443,3 118,0 180,6

Республика Северная Осетия - Алания 422,0 317,3 475,3 172,2 22,6 50,8

Чеченская Республика - - 58,1 30,0 43,0 30,0

Краснодарский край 19 443,1 14 372,0 36 049,2 34 703,1 6 932,5 6 217,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ставропольский край 3 175,2 2 431,7 1 231,7 2 112,7 132,0 373,6

Астраханская область 1 132,5 780,4 3 017,2 3 041,4 177,3 1 113,9

Волгоградская область 2 550,7 2 091,7 7 912,6 7 101,8 508,2 853,7

Ростовская область 12 781,8 4 744,4 25 257,9 15 166,5 3 182,9 1 834,6

Определение средней численности работников в расчете на одно предприятие выявило, что значение данного показателя по Российской Федерации и ЮФО в 2009 г. составило по средним предприятиям соответственно 132,7 и 124,0 работника, а по малым предприятиям -7,0 и 7,1 работника. По средним предприятиям данный показатель выше значения по ЮФО в Волгоградской и Ростовской областях, Ставропольском крае и выше значения по Российской Федерации в четырех субъектах: Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Дагестан и Астраханской области. Минимальные значения средней численности работников одного среднего предприятия отмечены в Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия и Республике Ингушетия.

По малым предприятиям ЮФО наибольшая численность работников отмечается в Ставропольском крае, Астраханской области, Республике Дагестан и Республики Калмыкия, а минимальная численность - в Республике Ингушетия и Чеченской Республике.

Расчеты оборота одного предприятия показали, что значение данного показателя по Российской Федерации и ЮФО в 2009 г. составили по средним предприятиям соответственно 194,9 и 174,4 млн руб., по малым предприятиям - 10,5 и 10,2 млн руб. Значения данного показателя по средним предприятиям выше, чем по ЮФО в Ставропольском и Краснодарском краях и выше, чем по России в Республике Адыгея и Ростовской области. Минимальные обороты по средним предприятиям отмечены в Республике Калмыкия и Республике Северная Осетия - Алания.

Обороты малых предприятий выше, чем по ЮФО и по России только в Республике Дагестан, Ставропольском и Краснодарском краях, а в остальных регионах ЮФО данный показатель ниже величины российского показателя и показателя по округам. Особенно низкий оборот, более чем в 3 раза меньше, установлен в Республике Ингушетия (табл. 10).

Таблица 10

Средняя численность работников и оборот в расчете на одно среднее и малое предприятие по субъектам ЮФО в 2009 г. [1, с. 42, 72; 2, с. 44, 67]

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО 1 среднее предприятие 1 малое предприятие

Средняя численность работников Оборот, млн руб. Средняя численность работников Оборот, млн руб.

Российская Федерация 132,7 194,9 7,0 10,5

Южный федеральный округ 124,0 174,4 7,1 10,2

Республика Адыгея 118,4 200 7,0 6,60

Республика Дагестан 156,5 163,0 11,4 21,6

Республика Ингушетия 100,0 1,9 3,2

Кабардино-Балкарская Республика 87,5 145,3 5,7 6,1

Республика Калмыкия 100,0 62 10,9 6,4

Продолжение табл. lO

РФ, ЮФО, субъекты ЮФО 1 среднее предприятие 1 малое предприятие

Средняя численность работников Оборот, млн руб. Средняя численность работников Оборот, млн руб.

Карачаево-Черкесская Республика 161,1 6,4 6,9

Республика Северная Осетия - Алания 151,4 91,9 5,6 5,3

Чеченская Республика - - 2,0 6,0

Краснодарский край 115,6 179,9 6,4 12,7

Ставропольский край 127,9 188,8 12,5 15,3

Астраханская область 138,8 140,0 11,3 8,4

Волгоградская область 129,9 141,6 7,5 7,4

Ростовская область 126,2 205,5 6,4 8,6

Среди предприятий, функционирующих в субъектах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, наибольшее распространение получили малые предприятия, особенно микропредприятия. Средние предприятия имеются во всех регионах ЮФО, но их число незначительно, хотя удельный вес составляет 12,7 % общего числа предприятий России. Крупные предприятия сосредоточены в основном в экономически развитых промышленных регионах.

Развитие предпринимательства зависит от различных факторов, в том числе от уровня социально-экономического развития региона; специализации региональной экономики; имеющихся производственных, трудовых, финансовых ресурсов; правовой базы; государственной поддержки. Вследствие этого, в процессе сравнительного анализа среднероссийских, среднеокружных основных экономических и финансовых показателей и соответствующих показателей по каждому региону федерального округа, их оценки по удельному весу, по отношению к предыдущему году, а также в расчете на одно предприятие, на 1 000 человек населения региона, было установлено, что состояние предпринимательства и распространение его различных форм дифференцировано по регионам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Результаты предварительных итогов сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства дают возможность предположить, что предприниматели всех организационно-правовых форм Южного и Северо-Кавказского федеральных округов решают не только экономические задачи регионов, но и важные социальные задачи по трудоустройству и занятости населения, а также и по самозанятости населения. В то же время имеются трудовые ресурсы и резервы для роста и численности работников и оборота предприятий, повышения финансовых результатов их деятельности.

Для расширения перспективы развития бизнеса необходимо всем субъектам предпринимательства сориентировать свою политику на увеличение инвестиций в основной капитал как за счёт собственных средств, так и за счёт привлеченных и заемных средств. При этом, вследствие ограниченности собственных финансовых ресурсов, целесообразно максимально использовать возможности получения государственных субсидий по государственным программам, а также государственных и муниципальных заказов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб. / Росстат. - M., 2009.

2. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. - M., 2010.

3. www.gks.ru - официальный сайт Росстата // О предварительных итогах сплошного наблюдения субъ-

ектов малого и среднего предпринимательства.

Статья поступила в редакцию 11.05.2012 ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сидорова Надежда Ивановна - Калмыцкий государственный университет; д-р экон. наук, профессор; профессор кафедры «Менеджмент и финансы»; [email protected].

Sidorova Nadezhda Ivanovna - Kalmyk State University; Doctor of Economic Sciences; Professor;

Professor of the Department "Management and Finance"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.