мониторинг государственной поддержки малого бизнеса на региональном уровне
с. м. раткевич,
ассистент кафедры финансов и бухгалтерского учета E-mail: kfbd@volsu. ru
Волжский институт экономики, педагогики и права, Волгоградская область, г. Волжский
Одним из важных инструментов повышения антикризисной устойчивости экономики выступает курс на опережающее развитие малого предпринимательства. Традиционными инструментами поддержки малого бизнеса эту задачу не решить. Таким решением может быть только система целевых мер по стимулированию инвестиционной активности малых форм хозяйствования, в том числе на основе их взаимодействия с крупными предприятиями, последовательной интеграции малого бизнеса в территориально-экономические комплексы российских регионов.
Ключевые слова: малое предпринимательство, инвестиции, основной капитал, оборот предприятий, объем налоговых отчислений, программа государственной поддержки, региональный бизнес-инкубатор, инновации в малом предпринимательстве, фонд Бортника, государственно-частное партнерство.
Начавшийся осенью 2008 г. международный финансовый кризис достаточно негативно отражается на состоянии российской экономики, заставляет искать наиболее действенные инструменты антикризисной политики. Речь идет об инструментах, рассчитанных не только на временную компенсацию последствий кризиса, но и на формирование предпосылок общей более высокой антикризисной устойчивости экономики в целом, снижения степени ее зависимости от различных негативных «импульсов» извне. Одним из таких апробированных мировой практикой инструментов повышения антикризисной устойчивости экономики выступает курс на опережающее развитие малого предпринимательства, в частности, функционирующего в реальном секторе хозяйственной деятельности.
Малое предпринимательство существует в рамках общей социально-экономической системы государства. Каждый регион вследствие исторического становления имеет свои особенности и отличия не только в географическом расположении, но и в уровне социально-экономического развития. Как часть экономической системы малое предпринимательство вносит свой вклад в развитие регионов: увеличивает занятость, следовательно, снижает уровень безработицы; производит товары для населения, то есть наполняет потребительский рынок (в первую очередь региональный); снижает нагрузку на органы местного самоуправления по соблюдению социальных гарантий.
Малое предпринимательство, функционирующее на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков.
Гибкость малого предпринимательства позволяет быстро реагировать на конъюнктуру рынка и формировать новый спрос на товары и услуги. Предоставление большого ассортимента услуг не только населению, но и различным предприятиям и организациям повышает комфортность проживания граждан. Получение доходов от предпринимательской деятельности благоприятно сказывается на жизненном уровне населения и способствует формированию «среднего класса». Малое предпринимательство усиливает конкурентную среду, способствуя более эффективному развитию экономики региона, в экономике Волгоградской области малый бизнес занимает важное место, являясь не только основным структурообразующим фактором рыночной экономики, важной движущей силой ее
15
15
14
13
12 -
11
13,7
13,8
14,3
13,7
12,8
14,6 ¿1
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 1. Количество малых предприятий в Волгоградской области за период 2001—2008 гг., тыс. ед.
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоцикло в бытовых изделий и предметов личного пользования -5975 (41%)
Строительство -2110 (15%)
Промышленное производство -1465 (10%)
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление
социальных услуг - 2640 (18%)
Сельское хозяйство,охота и лесное хозяйство -419 (3%)
Прочие услуги -262 (2%)
Здравоохранение и представление
социальных услуг -165 (1%)
Рис. 2. Структура малых предприятий в 2008 г., %
300 250 ■ 200 ■ 150 ■ 100 50 0
4,7
17,
1,6
2,8
-
■/ 104,3 106,3 110,9
240,4
2005
2006
2007
2008
□ Средняя численность работников, работавших по договорам
□ Средняя численность внешних совместителей
□ Среднесписочная численность работников МП без внешних совместителей
Рис. 3. Средняя численность работников малых предприятий за период 2005—2008 гг.
развития, но и социально значимым элементом общества, обеспечивающим оперативное использование высвобождаемых и неиспользуемых трудовых ресурсов.
Малое предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики региона. В социальном аспекте — это занятость и качество жизни, обеспечение жителей региона необходимыми им товарами и услугами; в экономическом — вклад в валовой региональный продукт, повышение качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства.
В последние годы субъекты малого бизнеса наглядно демонстрировали стабильный рост, увеличивались количественные и качественные показатели развития малого предпринимательства [1]. За период с 2000 по 2008 г количество малых предприятий (без учета микропредприятий) увеличилось на 1 629 ед. и к концу 2008 г. их количество составило 14 628 ед. (рис. 1).
По-прежнему для малого предпринимательства непроизводственная сфера остается более привлекательной, что объясняется простотой организации данного вида деятельности и возможностью быстрого накопления капитала при наименьших трудовых затратах (рис. 2).
В течение этих лет ежегодно увеличивалась численность работающих на малых предприятиях. В 2000 г. количество работающих на малых предприятиях составляло 102,7 тыс. человек, а к концу 2008 г. их количество достигло 262,8 тыс. человек (рис. 3).
Среднемесячная заработная плата работающих на малых предприятиях выросла с 794 руб. до 8 700 руб. в 2008 г., а в 1 квартале 2009 г. составила 9 178 руб. (рис. 4).
За этот период сформировался слой собственников, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Инвестиции в основной капитал
14.0
3
,-т
6 ✓
5
4 /
3
2
—7"
4,8
3,82
2,89
2,4Ь
1,12
"ттге-
ша
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Рис. 4. Среднемесячная заработная плата работников за период 2001—2008 гг., тыс. руб.
8000 7000 6000 5000 4000 3000 ■ 2000 ■ 1000 ■ 0
7 404,40
3 431,30
762,5
-
2 390,10 ш—
81,1 244,4 331,5
ИТI—
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Рис. 5. Инвестиции в основной капитал малых предприятий за период 2001—2008 гг., тыс. руб.
250
200
150
100
50
0
200,07
156,84
-------
106,35
Ж
2005 2006 2007 2008
Рис. 6. Оборот малых предприятий за период 2005—2008 гг., млрд руб.
в 2008 г. составили 7 404,4 млн. руб. (216 % роста относительно 2007 г.), в сопоставимой оценке на 41,5 % больше (рис. 5).
В 2008 г. малыми предприятиями отгружено товаров собственного производства на сумму 73,5 млрд руб. (без НДС и акцизов), что значительно больше, чем в 2000 г., а именно — 1,7 млрд руб. В результате оборот малых предприятий, складывающийся из стоимости отгруженных товаров
52 -
собственного производства и проданных товаров несобственного производства, к концу 2008 г. превысил 200 млрд руб., что составляет 22 % общего оборота организаций Волгоградской области (рис. 6).
Немалая часть экономически активного населения работает у индивидуальных предпринимателей. С 2001 по 2005 г. в Волгоградской области наблюдался стабильный рост их численности, которая увеличилась в 1,3 раза (с 75 тыс. до 94 тыс.). В 2005 г. вследствие изменений законодательства в Волгоградской области, как и во всей России, уменьшилось количество индивидуальных предпринимателей. По данным УФНС России на 1 января 2005 г., только 52,4 % общего количества индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных ранее на территории Российской Федерации, прошли перерегистрацию, на территории Волгоградской области — 68,4 %. В результате к концу 2005 г. количество индивидуальных предпринимателей составило 54,7 тыс. человек. С 2006 по 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей стало вновь стабильно расти и достигло 73,4 тыс., увеличившись за 3 года на 18,7 тыс.
Растет объем налоговых отчислений от сферы малого предпринимательства в консолидированный бюджет. В 2000 г., по оценочным данным, доля налогов, уплачиваемая малым бизнесом в консолидированный бюджет Волгоградской области, составляла 10 %, в 2008 г. — более 16 %. В последние годы рост налоговых поступлений по упрощенной системе налогообложения в консолидированный бюджет Волгоградской области ежегодно составлял около 150 %, в 2008 г. поступления составили 1 352,7 млн руб. По единому налогу на вмененный доход в среднем ежегодный рост составлял 110 %, поступления в консолидированный бюджет Волгоградской области в 2008 г. составили 1 077,1 млн руб. В 2005—2008 гг. поступления по единому сельскохозяйственному налогу ежегодно увеличивались практически в 2 раза [2].
В 2008 г. по уровню развития малого предпринимательства, по данным Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства», Волгоградская область заняла 2-е место
2008
(после Новосибирской области) среди всех регионов Российской Федерации. Уровень развития малого предпринимательства в 2008 г. в региональном разрезе определялся на основании таких показателей, как число малых предприятий на 100 тыс. населения; доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых; производительность труда на малых предприятиях (оборот на 1 занятого работника на малых предприятиях); средний объем инвестиций в основной капитал на одно малое предприятие. Такой уровень развития был достигнут благодаря целенаправленной политике поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области, которая в последние годы стала самостоятельным системным направлением социально-экономической политики развития региона. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
Одним из ключевых экономических инструментов государственной поддержки малого предпринимательства является программно-целевой метод, условия применения которого полностью соответствуют специфике малого предпринимательства. С 2000 по 2008 г. в Волгоградской области реализовывались три областные программы государственной поддержки малого предпринимательства: на 2001—2005 гг., на 2005—2010 гг. и на 2007—2010 гг.
Расходы областного бюджета на поддержку малого предпринимательства с 2005 г. значительно возросли (в 2001—2004 гг. общая сумма расходов областного бюджета составила 1,3 млн руб., в бюджете 2009 г. предусмотрено 92 млн руб.), так как стало ежегодно увеличиваться количество новых механизмов государственной поддержки малого предпринимательства в Волгоградской области, позволяющих оказать помощь более широкому кругу предпринимателей.
С 2006 г. Администрация Волгоградской области ежегодно принимает участие в конкурсах Минэкономразвития России, что позволяет привлекать на поддержку предпринимателей региона дополнительные финансовые средства. В результате в 2005—2008 гг. на поддержку малого предпринимательства было направлено 133,6 млн руб., в том числе из областного бюджета — 87,8 млн руб., из федерального — 45,8 млн руб.
В 2009 г. в связи с изменением бюджетного законодательства прекратила свое действие ранее действующая программа и утверждена постановлением Администрации Волгоградской области от
30.03.2009 № 85-п долгосрочная областная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009—2011 гг. Учитывая приоритетность развития малого предпринимательства в условиях экономического кризиса и необходимость сохранения хозяйствующих субъектов и создания новых рабочих мест, на реализацию данной программы в областном бюджете предусмотрено 168,2 млн руб., в том числе на 2009 г. — 92,7 млн руб.
В целях привлечения дополнительных средств Администрация Волгоградской области в 2009 г. вновь участвовала в конкурсе Минэкономразвития России. Лимит финансирования на 2009 г. определялся министерством, исходя из уровня развития малого бизнеса в регионах РФ по количеству малых предприятий. Среди всех регионов РФ Волгоградская область (14,6 тыс. малых предприятий) вышла на 3-е место после г. Москвы (28,8 тыс.) и г. Санкт-Петрбурга (15,4 тыс.), что обеспечило лимит федеральных средств к софинансированию в объеме 489 млн руб.
Исходя из уровня бюджетной обеспеченности, для Волгоградской области условия софинансиро-вания в 2009 г. были определены в соотношении: 20 % — регион, 80 % — Российская Федерация (ранее условия софинансирования были 50 на 50 %). Такие условия софинансирования из федерального бюджета дали возможность в этом году трижды участвовать в конкурсах Минэкономразвития России. В результате область выиграла 290,6 млн руб. федеральных средств на поддержку малого предпринимательства региона.
Оказание государственной поддержки малому предпринимательству позволило в последние годы обеспечить ежегодную финансовую адресную помощь субъектам малого предпринимательства, развить инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, обеспечить участие предпринимателей в областных и муниципальных совещательных органах, предоставлять им своевременную и актуальную информацию, провести обучение и переподготовку работников. Только в 2008 г. в результате государственной поддержки, предоставленной субъектам малого предпринимательства за счет средств областного и федерального бюджетов в размере 62,4 млн руб. (32,8 млн руб. — из областного бюджета, 29,6 млн руб. — из федерального), ими было привлечено кредитных ресурсов на пополнение основных и оборотных средств на сумму 404,2 млн руб. (на 1 руб. бюджетных средств 14,5 руб. заемных). Данная поддержка, несмотря на неблагоприятные внешние факторы во втором полу- 53
годии 2008 г., позволила субъектам малого бизнеса сохранить общее количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (8 % роста), увеличить численность работников (218 %), зарплату (23 %), оборот (28 %), инвестиции (218 %), налоги в консолидированный бюджет области (36 %).
В целях снижения издержек на ведение предпринимательской деятельности Управление развития предпринимательства предоставляет субъектам малого предпринимательства Волгоградской области целый комплекс мер финансовой поддержки. Ежегодно проводится анализ эффективности предоставляемых видов поддержки и разрабатываются новые механизмы. Если в 2005 г. предоставлялось только 3 вида финансовой поддержки, то с учетом последних изменений в 2009 г. предоставляется 12 видов прямой финансовой поддержки, в частности:
1) субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным в банках субъектами малого бизнеса в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
2) субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами в банках в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в период пользования кредитом;
3) субсидирование части затрат на плату по договорам финансовой аренды (лизинга);
4) субсидирование части затрат на сертификацию;
5) субсидирование части затрат на аренду земельных участков;
6) субсидирование части затрат субъектам малого предпринимательства на проведение землеустроительных работ;
7) субсидирование части затрат по договорам аренды помещений и объектов капитального строительства;
8) субсидирование части затрат, связанных с выплатой вознаграждения по договорам поручительства;
9) субсидирование части затрат на оплату образовательных услуг;
10) субсидирование части затрат, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях;
11) субсидирование части затрат на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов по программам энергосбережения;
12) оказание поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства по произведенным затратам, включенным в ТЭО проекта.
54 -
Большое значение для получателей финансовой поддержки имеет ее комплексность, то есть предприниматели могут получить поддержку по ряду произведенных затрат. За опытом в реализации данных механизмов финансовой поддержки в Волгоградскую область обращаются многие регионы Российской Федерации.
Учитывая негативное влияние кризиса на предпринимательскую среду (снижение ликвидности, неплатежи, снижение спроса на продукцию, сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям, повышение арендной платой и др.), Администрация Волгоградской области принимает дополнительные меры, направленные на минимизацию затрат предпринимателей на ведение бизнеса. В 2009 г. по ряду затрат увеличен предельный размер субсидии:
• для начинающих предпринимателей — со 100 до 300 тыс. руб.;
• на арендные платежи по договорам аренды помещений или объектов капитального строительства, земельных участков — с 100 до 200 тыс. руб.;
• авансовый платеж по договору лизинга увеличен с 35 до 50 %, сумма авансового платежа — от 1 250 до 2 000 тыс. руб.;
• по кредитам и лизинговым платежам — с 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка РФ до полной ставки.
На решение одной из главных проблем, влияющих на развитие малого предпринимательства, на ликвидацию недостаточности финансовых средств на ведение бизнеса направлен еще один вид финансовой поддержки — предоставление поручительств банкам по кредитам, получаемым субъектами малого предпринимательства, не имеющим достаточного залогового обеспечения. Поручительства предоставляет созданное в 2007 г. Управлением развития предпринимательства некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд». Учредителем партнерства также выступила Областная общественная организация «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело». Администрация Волгоградской области стала лидером в ЮФО по созданию данного фонда. В прошлом году в связи со сложными экономическими условиями для предпринимателей плата за поручительство, предоставляемое Фондом, снижена с 3,5 до 2,5 %.
В результате в рамках реализации областных программ поддержки малого предпринимательства финансовую поддержку смогли получить более 1 500 предпринимателей Волгоградской области.
Управление развития предпринимательства намерено продолжить работу, направленную на расширение доступа малых предприятий к финансированию путем разработки новых механизмов поддержки, в том числе развития системы микрокредитования. Уже в 2009 г. завершилась разработка механизма, который аналогичен федеральному, — по софинансированию муниципальных программ развитию малого предпринимательств, бытового обслуживания и народных художественных промыслов. Софинансирование планируется начать в 2010 г., что позволит большему количеству предпринимателей уже в своих районах (городах) получать востребованную финансовую поддержку.
Достигнутый уровень развития малого предпринимательства в Волгоградской области в 2008 г. позволит субъектам малого предпринимательства в 2009 г. получить финансовую поддержку через банковскую систему. В 2009 г. банки, расположенные на территории Волгоградской области и подавшие заявки на участие в государственной программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой ОАО «Российский банк развития» (14 банков), смогут воспользоваться лимитом финансирования, определенным на регион в размере 800 млн руб. Всего на эту программу Правительство РФ выделило 30 млрд руб. и только 6 регионов, в том числе Волгоградская область, получили лимит финансирования в таком объеме.
С целью формирования имущественной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства с 2006 г. велась работа по созданию регионального бизнес-инкубатора в г. Волжском. На его создание и оснащение были выделены средства областного и федерального бюджета. Открытие бизнес-инкубатора состоялось 7 октября 2008 г. На его площади создано более 150 рабочих мест. Резидентам бизнес-инкубатора предоставляются льготы по арендной плате: 1-й год — 60 %, 2-й год — 40 %. В бизнес-инкубаторе также размещены следующие объекты инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:
• Некоммерческое партнерство «Региональный гарантийный фонд», предоставляющее поручительства по банковским кредитам субъектам малого предпринимательства;
• Некоммерческое партнерство «Волго-Донская ремесленная палата», оказывающее методическую поддержку хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в сфере бытового обслуживания населения и ремесленничества;
• ЕвроИнфоЦентр, обеспечивающий доступ к информационным ресурсам Евросоюза и возможность найти партнеров и иную информацию, необходимую для экспорта продукции;
• филиал Волжского многофункционального центра по организационной поддержке регистрации субъектов малого бизнеса;
• Центр субконтрактации при областном Агентстве инвестиций и развития.
Они предоставляют свои услуги не только резидентам бизнес-инкубатора, но и всем предпринимателям Волгоградской области. Расположение объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на одной территории способствует получению предпринимателями комплексной поддержки по ряду направлений. Аналогичные бизнес-инкубаторы планируется создать в городских округах Камышине и Урюпинске.
Внимание Администрации Волгоградской области на протяжении последних лет было направлено на содействие развитию инноваций в малом предпринимательстве. В этом направлении перед Администрацией области стоят две задачи: повышение восприимчивости к инновациям существующих малых предприятий и появление новых инновационных предприятий. Время и практика подтверждают важность серьезной государственной поддержки малого инновационного бизнеса.
С 2005 г. Администрацией области оказывается поддержка жителям нашего региона по участию в конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника). На протяжении 2005—2008 гг. наблюдается положительная динамика в количестве проектов — победителей конкурса по программе «СТАРТ»: 2005 г. — 1 проект, 2006 г. — 6 проектов, 2007 г. — 9 проектов, 2008 г. — 17 проектов.
В 2009 г. Волгоградская область при поддержке Управления развития предпринимательства по программе «СТАРТ—09» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере выиграла 10 инновационных проектов. Под каждый проект будет образовано малое инновационное предприятие, которое получит из Фонда 1 млн руб. безвозмездных денежных средств, направленных на освоение производства нового товара с использованием результатов научно-технических исследований, имеющих большой потенциал коммерциализации. Источник финансирования — средства федерального бюджета, выделенные на науку. Таким образом, общая сумма привлеченных федеральных средств, направленных на развитие
55
инновационного предпринимательства в Волгоградской области, в 2009 г. составит 10 млн руб.
Учитывая необходимость перехода экономики на инновационный путь развития, в 2006 г. встал вопрос о необходимости создания в Волгоградской области специализированной инфраструктуры поддержки инновационного малого предпринимательства. В этом же году область приняла участие в конкурсе Минэкономразвития России на софинан-сирование мероприятия по созданию венчурного фонда, по результатам которого из областного и федерального бюджетов было выделено по 70 млн руб. Управляющей компанией Фонда содействия венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Волгоградской области (далее — венчурный фонд) в результате конкурсного отбора является ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал», которая в 2008 г. перечислила в Фонд еще 140 млн руб. (владельцем 100 % акций ЗАО «Управляющая компания «Ай-Мэн Кэпитал» является ОАО «НИКОР» — частная российская инвестиционная компания, специализирующаяся на частных и венчурных инвестициях в технологические компании ранних стадий развития). Сегодня венчурным фондом осуществляется финансирование двух проектов: «Организация производства ветроэлектростанций» и «Извлечение благородных и цветных металлов из твердых отходов горнопромышленных и металлургических производств».
Практическим осознанием возрастающей экономической и социальной роли малых форм хозяйствования (еще в докризисный период) следует считать принятие в 2007 г. нового федерального закона о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [3]. Этот закон открыл новые существенные возможности в дальнейшем совершенствовании политики государственной поддержки малых форм хозяйствования, развитие которых было и остается одной из важнейших задач России на пути модернизации ее экономики и становления важнейших институтов рыночного хозяйства. В Волгоградской области в свою очередь был принят Закон Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД «О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» [4]. Для предпринимателей не всегда важна прямая финансовая поддержка. Существенный потенциал для развития предпринимательства связан также со снижением издержек субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с государственным регулированием и налогообложением предпринимательской деятельности.
56 -
В 2009 г. принят Закон Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД «О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» [5], которым предусмотрено снижение процентной ставки по УСН с 15 до 5 %, в случае когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в строительстве и обрабатывающих производствах.
Учитывая важность имущественной поддержки для субъектов малого бизнеса, Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ с 1 января 2009 г. по 1 июля 2010 г. для субъектов малого предпринимательства установлены преференции на участие в приватизации, заключающиеся во введении на указанный срок внеконкурсного способа приватизации — выкупа арендуемого ими в течение не менее 2 лет государственного и/или муниципального имущества. Законом Волгоградской области [6] установлены предельные значения площади, которая не может превышать 1 тыс. м2 , и срок рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, который не может превышать 6 лет. В 2008 г. также постановлением главы Администрации Волгоградской области определены условия предоставления в аренду имущества, включенного в перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки. В дальнейшем деятельность органов власти должна быть сосредоточена на обеспечении формирования перечней имущества для целевого предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса.
Развитие кооперации крупного и малого производства позволит не только повысить эффективность производства и загрузить простаивающие мощности крупных предприятий. Сама эта интеграция может и должна рассматриваться как элемент содействия росту инвестиционной активности малого бизнеса. Данный тезис выступает одним из центральных в современной политике развития малого бизнеса Европейского Союза. Это требование должно найти свое отражение и в новой стратегии и тактике государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России — как на федеральном, так и на региональном уровне.
В 2009 г. в соответствии с планом мер по реализации 1-го этапа Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г. Администрации Волгоградской области в числе пяти регионов РФ было дано поручение разработать комплекс мер по развитию межотраслевой и межтерриториальной кооперации в сфере текстильной и легкой промышленности. Меры включили разработку пилотных проектов по модернизации текстильного и льняного производства. Так, в соответствии с данным поручением ООО «Текстильная компания «Камышинский ХБК» при поддержке Администрации Волгоградской области разработан пилотный проект организации текстильного кластера «Поволжье» на территории Волгоградской области.
Роль общественных организаций предпринимателей Волгоградской области в повышении эффективности мер государственной поддержки неоспорима. В 2000 г. было принято решение о создании Консультативного совета по развитию предпринимательства при главе Администрации Волгоградской области. Совет стал общественным экспертно-консультативным органом, в состав которого вошли представители общественных объединений, ассоциаций (союзов) предпринимателей, отдельные предприниматели, депутаты Волгоградской областной Думы, должностные лица Администрации Волгоградской области. Этот опыт был перенят муниципальными образованиями, при которых были также организованы консультативные советы. По сути это был прообраз Общественной палаты.
В течение восьми лет форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства, изменялась. Сегодня в области работает Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов предпринимательства, их кредитования, аренды и др. Активно участвуют и участвовали на протяжении ряда лет в работе Координационного совета и иных рабочих групп такие общественные организации малого бизнеса, как «Волгоградский центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников инновационных и малых предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Об-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:
щероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты и др.
В помощь предпринимателям ежегодно издаются информационные и методические пособия, которые содержат сведения о формах государственной поддержки, дают ответы на актуальные вопросы. В районах и городах области проводятся рабочие встречи, семинары и совещания с предпринимателями.
Несмотря на всю масштабность рассмотренных выше мер, говорить о наличии сегодня целостной модели государственной политики в данной сфере российской экономики, в полной мере отвечающей задачам преодоления кризиса, а также и долговременным приоритетам ее посткризисного развития, не представляется возможным. В рамках проводимой политики все еще доминируют «стандартные» решения, не во всем отвечающие реалиям развития российского малого бизнеса на современном этапе. Прежде всего следует понимать, что условия функционирования малых форм хозяйствования в экономике той или иной страны не могут «выпрыгнуть» за рамки общих условий (климата) предпринимательской деятельности. Между тем, по данным обследования, проведенного Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, в 2009 г. Россия в рейтинге благоприятности предпринимательской деятельности среди 183 стран мира занимала 120-е место (против 118-го места в 2008 г.) [7]. В этом смысле нужно, прежде всего, озаботиться путями улучшения предпринимательского климата в целом, а затем искать возможности, как можно сделать его более благоприятным именно в отношении малых форм хозяйствования.
Очевидно, что одними мерами дерегулирования и антикоррупционной защиты (при всей их важности), а также более традиционными инструментами финансовой и имущественной поддержки задачи вывода российского малого бизнеса на качественно новый уровень развития не решить. Таким решением может быть только система целевых мер по стимулированию инвестиционной активности малых форм хозяйствования, в том числе на основе их взаимодействия с крупными предприятиями, последовательной интеграции малого бизнеса в единую предпринимательскую среду и территориально-экономические комплексы российских регионов. Сюда же следует отнести необходимость значительно более активного использования механизмов государственно-частного партнерства,
а также перехода от практики «государственной» -я
поддержки к поддержке «государственно-общественной», в значительно большей мере использующей возможности и стимулы общественной самоорганизации предпринимательской среды.
Список литературы
1. Аналитическая справка о развитии малого предпринимательства в 2000—2009 гг. URL: http:// www. volganet. ru.
2. Информация о мерах, принимаемых органами исполнительной власти Администрации Волгоградской области по мобилизации доходов в бюджет Волгоградской области за 2005—2008 гг. URL: http://www. volganet. ru.
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 04.07.2008 № 1720-ОД.
5. О ставке налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения: Закон Волгоградской области от 10.02.2009 № 1845-ОД.
6. Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства: Закон Волгоградской области от 16.10.2008 № 1739-ОД.
7. Финансовые известия, 10.09.2009. С. 6.