Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеменева А. А., Гурова О. В.

Статья посвящена проблеме психологической готовности старших дошкольников к обучению чтению в контексте требований ФГОС дошкольного образования. Представлены современные подходы к структуре и показателям психологической готовности детей к обучению чтению. Анализируется сложившаяся практика раннего обучения детей чтению. Рассматриваются основные профессиональные компетенции педагогов ДОО, обеспечивающие своевременное формирование полноценной психологической готовности детей к овладению важным инструментом учебной деятельности - чтением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF PRESCHOOL CHILDREN TO READ

The article is devoted to a problem of psychological readiness of the senior preschool children to read in a context of the requirements of the federal state standard of a preschool education. Modern approaches to the structure and indicators of psychological readiness of children to read are presented. The developed practice of early teaching children to read is analyzed. The main professional competence of teachers in kindergartens, providing timely formation of full-fledged psychological readiness of children for mastering the important instrument of educational activity - reading are considered

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ»

3. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. — Т. 1. — М. : Педагогика, 1986. — С. 66—77.

4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) // URL: htpp:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/ orders/129/.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // URL: htpp:// www.edu.ru/db-minobr/mo/ Data/d_13/m1155.html.

6. Ушинский, К. Д. Родное слово. Книга для детей / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений. — Т. 6 / под ред. В. Я. Струминского. — М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР ; Ин-т теории и истории педагогики, 1949. — 405 с.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

А. А. ЧЕМЕНЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования НИРО [email protected]

О. В. ГУРОВА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования НИРО [email protected]

Статья посвящена проблеме психологической готовности старших дошкольников к обучению чтению в контексте требований ФГОС дошкольного образования. Представлены современные подходы к структуре и показателям психологической готовности детей к обучению чтению. Анализируется сложившаяся практика раннего обучения детей чтению. Рассматриваются основные профессиональные компетенции педагогов ДОО, обеспечивающие своевременное формирование полноценной психологической готовности детей к овладению важным инструментом учебной деятельности — чтением.

The article is devoted to a problem of psychological readiness of the senior preschool children to read in a context of the requirements of the federal state standard of a preschool education. Modern approaches to the structure and indicators of psychological readiness of children to read are presented. The developed practice of early teaching children to read is analyzed. The main professional competence of teachers in kindergartens, providing timely formation of full-fledged psychological readiness of children for mastering the important instrument of educational activity — reading are considered

Ключевые слова: ФГОС ДО, психологическая готовность детей к обучению чтению, компоненты, показатели психологической готовности детей к чтению, профессиональные компетенции педагога, игровая деятельность

Key words: federal standards of the preschool institutions, psychological readiness of children for training in reading, components, indicators of psychological readiness of children for reading, professional competences of the teacher, game activity

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является проблема подготовки детей к школе, в частности к овладению таким важным инструментом учебной деятельности, как чтение.

Общеизвестно, что книга играет основополагающую роль в развитии личности ребенка, так как формирует знания о жизни общества и природы, обеспечивая его разностороннее воспитание, воздействуя на сознание растущего человека. Зарождение осознанного интереса к книге становится устойчивой потребностью старших дошкольников. Они знакомятся с детской литературой, учатся понимать на слух тексты разных ее жанров, овладевают звуковой аналитико-синтетической активностью как предпосылкой не только обучения грамоте, но и формирования полноценной психологической готовности детей к школе.

Решение вопросов, связанных с подготовкой старших дошкольников к обучению чтению, имеет практическое значение в связи с введением в практику работы дошкольных образовательных организаций ФГОС ДО, который направлен на решение задач, связанных с созданием благоприятных условий, обеспечивающих развитие способностей, творческого потенциала детей, формирование общей культуры их личности, обеспечение преемственности основных образователь-

ных программ дошкольного и начального общего образования. Поэтому проблема подготовки детей к обучению чтению является одним из важных направлений работы педагога ДОО.

Анализ сложившейся практики воспитания и обучения детей в детском саду и семье показывает, что в последние годы наблюдается массовое увлечение взрослых ранним обучением детей чтению буквально с первых лет жизни. Авторы различных методик и технологий: Н. Зайцев, П. Тюменев, А. Кушнир, Г. Доман — пытаются убедить взрослых, что для ребенка будет лучше, если он придет в школу со сложившимися навыками чтения. Во-первых, считают сторонники раннего обучения чтению, в 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8 лет, а во-вторых, овладение дошкольником беглым чтением обеспечит его готовность к школе, поможет ему быстрее и эффективнее освоить школьную программу. Но не будем спешить с выводами.

Изучая готовность первоклассников к школе, С. Г. Макеева и Л. А. Голицына отмечают, «что отсутствие навыка чтения, с одной стороны, не может выступать отрицательной оценкой готовности первоклассников к обучению чтению. С другой стороны, достижение определенного этапа формирования навыка чтения, хотя и выступает косвенным показателем зрелости механизмов чтения, но не дает

ответа на вопрос, как эти механизмы связаны с другими показателями готовности детей к обучению чтению» [6].

Специалисты отмечают, что трудности в овладении навыками чтения могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но имеющих проблемы в общении с окружающими людьми. Так, по мнению многих исследователей, психологический возраст на самых разных этапах онтогенеза зачастую не совпадает с календарным возрастом: у детей на пороге школы оказывается несформированной психологическая готовность к школьному обучению, что приводит к трудностям и проблемам в процессе обучения чтению в школе.

Исследования психологов Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова, изучавших психологический портрет современного дошкольника в контексте разработки ФГОС ДО, показывают, что выпускники детских садов невыгодно отличаются по своим психологическим особенностям от своих сверстников, которые были рождены 10— 20 лет назад. Использование ими современных компьютерных технологий, игрушек способствует тому, что к началу школьного обучения многие из них знают буквы, умеют бегло читать, решают элементарные примеры и задачи, используют по назначению современную сложную технику. Однако вместе с этим современные дети не проводят досуг с книгой, затрудняются организовать совместную игровую, театрализованную деятельность со взрослыми и сверстниками, так как зачастую не видят условной позиции, занимаемой партнером в игре, не находят адекватного способа действия в условиях коллективной деятельности.

Анализ практики работы педагогов ДОО показывает, что в большинстве случаев подготовка детей к обучению чтению проводится в системе фронтальных занятий-уроков посредством вербальных

Возникает парадокс: взрослые начинают учить детей читать все раньше и раньше, а интерес к книге, чтению, книжной культуре у детей с каждым годом снижается.

методов и при условии контроля воспитателя за поведением детей. Большинство педагогов недооценивают значения игры для развития дошкольников, а лишь используют отдельные игровые приемы (в рамках «школьных технологий») для того, чтобы привлечь детей к освоению неинтересного для них предметного содержания. При этом ребенок обучается по «чужой» программе и не чувствует себя источником обучения, которое в данном случае носит реактивный характер (Л. С. Выготский). Тем не менее данный подход получил наибольшее распространение в современном дошкольном образовании. Большинство педагогов и родителей сегодня нацелены на то, чтобы научить детей чтению, письму в ущерб развитию игры, продуктивной деятельности, общению, на которые у современных дошкольников зачастую не остается времени. Это ведет к ухудшению здоровья детей, отсутствию у них познавательных мотивов, желания учиться читать.

Специалисты в области детской игры С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина, Е. Е. Кравцова характеризуют современное поколение дошкольников как не умеющее интересно и творчески играть, что связано с бедностью и узостью детского кругозора, отсутствием инициативы в самостоятельном поиске информации в книгах и других источниках для решения разного рода задач, внутренней мотивации к чтению, являющихся, по меткому выражению Г. А. Цукерман, «ключом к успеху в процессе зарождения базового компонента умения учиться в будущем» [8].

Возникает парадокс: взрослые начинают учить детей читать все раньше и раньше, а интерес к книге, чтению, книжной культуре у детей с каждым годом снижается. С нашей точки зрения, существующая ситуация может быть обусловлена реактивным, механическим характером обучения дошкольников чтению без учета общей логики и специфических законов развития ребенка в дошкольном возрасте, психологической неготовностью

многих выпускников ДОО к обучению чтению.

Почему же так сложно решить проблему обеспечения психологической готовности детей к обучению чтению в условиях ДОО?

Как отмечают И. А. Зимняя, А. Н. Соколов, Н. И. Жинкин, чтение — это сложный психофизиологический речемыслитель-ный процесс, заключающийся в смысловой переработке графически представленной информации и осуществляющийся на основе внешней и внутренней речи посредством речемоторных актов во взаимодействии зрительного, кинестетического и акустического анализаторов. Функционирование механизмов чтения обусловливается их зрелостью, а в проекции школьного обучения — их школьной зрелостью, определяющей в сочетании с другими компонентами школьной готовности готовность к обучению чтению [2]. Как видно из данного определения, зрелость психофизиологических механизмов чтения выпускника детского сада является одним из важнейших показателей его готовности к чтению.

В современных психолого-педагогических исследованиях [6; 7] психологическая готовность к школьному обучению описывается как многокомпонентное образование. С. Г. Макеева, Л. А. Голицына рассматривают готовность к обучению чтению как производное школьной готовности в ее предметной направленности [6]. Для нас принципиально важной является позиция, что подготовка старшего дошкольника к обучению чтению связана с формированием у него полноценной психологической готовности к школе, его общим психическим и личностным развитием. Лишь при наличии сложившейся системы ряда взаимосвязанных качеств детской личности обеспечивается безболезненный переход ребенка от игры и дошкольных занятий к систематическому школьному обучению [3].

Анализ литературы показывает, что в зависимости от понимания содержания психологической готовности детей к чте-

нию существуют различия в подходах к выделению компонентов готовности в их первостепенной важности в контексте данной проблемы.

Раскрывая содержание понятия «психологическая готовность детей к чтению», Д. Б. Эльконин обращает внимание на формирование у дошкольников мотивационной готовности, предполагающей наличие у них не только интереса к книге, но и осознанного желания научиться читать — как возможного мотива освоения учебной деятельности [11].

Ф. А Сохин, Л. Е. Журова, О. С. Ушакова выделяют общеречевую готовность: развитие у дошкольников восприятия, осмысленного понимания речи, богатый словарный запас, владение «чувством языка», речевой рефлексией, что напрямую сказывается на развитии воображения как главного психологического новообразования дошкольников, а также основного механизма чтения — смыслового анализатора.

С позиции семиотического подхода проблема освоения детьми чтения трактуется исследователями как овладение знаково-символической деятельностью, готовность к которой рассматривается как показатель общей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению. С. Г. Макеева Л. А. Голицина отмечают: «Реализация семиотического подхода к обучению чтению, письменной речи требует ее применения через использование не только буквенного, но и других способов графической фиксации речи (пиктографического, идеографического, образно-символического), в связи с чем "читающими" становятся многие дети уже на ступени старшего дошкольного возраста» [6]. В качестве показателя интеллектуальной готовности ребенка к обучению чтению исследователи выделяют уровень развития мелкой моторики и развитие координации в системе «глаз — рука».

Изучая компонентный состав психо-

В качестве показателя интеллектуальной готовности ребенка к обучению чтению исследователи выделяют уровень развития мелкой моторики и развитие координации в системе «глаз — рука».

логической структуры готовности детей к чтению, В. Д. Шадриков рассматривает ее как целостное единство психических компонентов и их всесторонних связей, которые побуждают, программируют, регулируют и реализуют деятельность [10]. Психологической основой обучения чтению является структура учебно-важных качеств, заключенных в пять функциональных блоков. В. Д. Шадриков отдельно выделяет блок, связанный с принятием ребенком учебной задачи.

Анализ исследований В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина в области учебной деятельности показывает, что в структуре учебной деятельности учебная задача является центральным компонентом, с которым связаны учебные действия и действия самоконтроля и самооценки [5].

Согласно результатам экспериментальных данных психолога Е. Е. Кравцовой принятие ребенком учебной задачи связано с формированием у него ключевых показателей психологической готовности к школе — произвольных форм общения со взрослым, сверстниками, произвольного отношения к самому себе [5]. Овладение произвольными формами общения помогает детям выстраивать отношения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, позволяющие ему успешно осваивать учебную деятельность, важнейшей составляющей которой является овладение чтением.

Как же сформировать у детей произвольное общение со взрослым и сверстниками, зародить интерес к книге как источнику информации?

Решая проблему подготовки ребенка к обучению чтению, педагог ДОО согласно требованиям ФГОС дошкольного образования проектирует вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым. Важным яв-

Овладение произвольными формами общения помогает детям выстраивать отношения сотрудничества со взрослыми и сверстниками, позволяющие ему успешно осваивать учебную деятельность.

ляется создание условий для овладения детьми культурными средствами деятельности, организации видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагог обеспечивает поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства [1]. ФГОС дошкольного образования требует от педагога построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Поэтому первым шагом на пути решения проблемы является развитие необходимых профессиональных компетенций педагога ДОО. Мы считаем, что коммуникативная компетенция педагога ДОО, проявляющаяся во владении средствами и способами педагогической коммуникации, а также специфическая для воспитателя игровая компетенция позволят использовать приоритетную для ребенка игровую деятельность как важнейшее средство и способ формирования психологической готовности детей к обучению чтению [9]. Развитие профессионально значимых компетенций педагогов (в том числе коммуникативной и игровой) — тема научно-практической деятельности кафедры теории и методики дошкольного образования Нижегородского института развития образования, результаты которой находят свое воплощение в программах дополнительного профессионального образования воспитателей ДОО. Разработаны и реализуются такие программы курсов, как «Психолого-педагогические основы взаимодействия педагога с детьми в образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО», «Проектирование условий развития ребенка в игровой деятельности в контексте введения ФГОС ДО», «Развитие профессионально значимых компетенций воспитателя ДОО в контексте введения профессионального стандарта педагога» и др.

Профессионализм педагога позволит успешно осуществить еще один шаг на пути решения проблемы психологической готовности дошкольников к обучению чтению— создание условий для игры в образовательном процессе ДОО. Не останавливаясь подробно на описании методик поддержки игровой деятельности детей, отметим лишь некоторые моменты, которые имеют непосредственное значение для подготовки детей к обучению чтению. Участие педагога в игре, демонстрация различных моделей поведения персонажей, создание проблемных ситуаций по ходу игры, обсуждение характера, особенностей поведения героев литературных произведений позволит вовлечь детей в совместный поиск информации в книгах: как играть роль того или иного персонажа, создать игровую обстановку, подготовить необходимые атрибуты, декорации.

Ситуация, когда дошкольники вместе со взрослыми с увлечением участвуют в поиске книг, их «совместном прочтении», приводит к появлению у детей осмысленной цели не только послушать, воспринять текст, но и понять его. В процессе сюжетно-ролевых игр педагог учит детей слушать и слышать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям общей, коллективной деятельности. Для решения этих задач важно, чтобы дети осваивали игры с правилами, содержанием которых могут быть отгадывание детьми различных ребусов, кроссвордов, нахождение предметов в лабиринтах, игры типа «Поле Чудес», «Чепуха».

Для игр старшие дошкольники могут с помощью взрослого или самостоятельно сделать необходимые атрибуты: кубики с буквами или сами буквы из разных материалов. Ребенок будет играть с ними, наделять их разными чертами характера, придумывать события, которые могут с ними произойти.

С целью эффективной подготовки детей к обучению чтению важно обучать детей играть в режиссерскую игру. Она стимулирует речь, воображение детей, развивает мелкую моторику рук, соревновательные партнерские отношения, требуя от детей умения построить сюжет на основе впечатлений, полученных от восприятия прочитанных книг. Режиссерская игра помогает ребенку вместить в свое «я» множество образов, тем самым стимулируя к разносторонней и более объективной самооценке. В старшем дошкольном возрасте она носит коллективный характер и может быть реализована в форме КВН, рисуночного письма, печатания букв, соревнований нескольких команд, где детям предлагаются задания на развитие психических процессов памяти, внимания, мышления, речи.

Включение игры во все сферы жизни ребенка в детском саду позволит существенно повысить уровень его психологической готовности к школе, будет способствовать созданию полноценной мотива-ционной основы для последующего формирования учебной деятельности, подготовки детей к обучению чтению.

Включение игры во все сферы жизни ребенка в детском саду позволит существенно повысить уровень его психологической готовности к школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. — 25 ноября. — Федеральный выпуск № 6241.

2. Волкова, Т. В. К вопросу о формировании смыслового чтения у детей младшего школьного возраста / Т. В. Волкова // Психология образования в XXI веке: теория и практика : материалы Международной научно-практич. конф., Волгоград, 14—16 сентября 2011 г. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкий, О. П. Меркулова. — Волгоград : Перемена, 2011. — С. 175—178.

3. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе /А. В. Запорожец // Основы дошкольной педагогики / под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. — М., 1980. — С. 250—257.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2000. — 384 с.

5. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова. — М. : Педагогика, 1991. — 152 с.

6. Макеева, С. Г. Обучение чтению первоклассников с учетом их готовности к школе / С. Г. Макеева, Л. А. Голицина. — Ярославский педагогический вестник — 2010. — № 4 — Т. II (Психолого-педагогические науки). — С. 102—106.

7. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 256 с.

8. Цукерман, Г. А. Как младшие школьники учатся учиться / Г. А. Цукерман. — М. ; Рига, 2000.

9. Чеменева, А. А. Коммуникативная модель педагога / А. А. Чеменева // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : материалы III Международной на-учно-практич. конференции. — М. : ИРОТ, 2010. — С. 415—421.

10. Шадриков, В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шад-риков. — М. : Наука, 1982. —183 с.

11. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / Д. Б. Эльконин. — М., 1981.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В. Ф. ОДЕГОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования НИРО V. [email protected]

В статье обозначены проблемы, связанные с качеством чтения выпускников начальной школы и вытекающие из этого цели и задачи ФГОС по литературному чтению. Читательская компетентность представлена как высшее звено в овладении чтением. Даны формулировки понятия «читательская компетентность», выделены ее процессуальные составляющие. Сформулированы педагогические условия успешной реализации приоритетной цели ФГОС НОО в курсе литературного чтения. Деятельность учителя в формировании читательской компетентности представлена как наиболее существенное педагогическое условие. Организация предметной диагностики возможна на основе содержательной характеристики уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.