УДК 373.29 DOI 10.37972/chgpu.2022.117.4.002
О. А. Болдарева, Г. А. Степанова
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Россия
Аннотация. В статье рассматривается готовность детей к обучению в общеобразовательной школе как важное условие успешного перехода ребенка от дошкольной ступени образования к школьному обучению. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе.
Исследование выполнено на основе применения общенаучных теоретических методов: анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, классификации. В процессе подготовки статьи анализировались нормативно-правовые документы, регламентирующие сферу дошкольного образования, научная психолого-педагогическая литература по теме исследования.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что в понятие школьной готовности ученые включают разные содержательные компоненты. Это объясняется многомерностью исследуемого понятия.
Авторами статьи сделан вывод о том, что школьная готовность (готовность к обучению в общеобразовательной школе) - это личностное интегральное новообразование старшего дошкольного возраста и одновременно предпосылка к учебной деятельности, указывающая на способность ребенка перейти на ступень школьного обучения. Конкретизируется данное понятие в определении сущности и содержания отдельных видов готовности к обучению в школе (физическая готовность, психологическая готовность, эмоционально-волевая готовность и др.). Структура школьной готовности представлена шестью основными содержательными компонентами: физическим, знание-вым, когнитивным, коммуникативным, личностным и эмоционально-волевым.
Ключевые слова: дошкольники, готовность, обучение, школа, компоненты школьной готовности
О. А. Boldareva, G. A. Stepanova CONTENT COMPONENTS OF CHILDREN'S READINESS FOR SCHOOL
Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia
Abstract. This article discusses the readiness of children to school as an important condition for a child's successful transition from the preschool stage of education to schooling. The relevance of the problem under study is due to the need to form children's readiness to study at school.
The study is based on the application of general scientific theoretical methods: analysis, synthesis, generalization, specification, classification. In the process of preparing the article, the authors considered the normative legal documents regulating the sphere of preschool education, scientific psychological and pedagogical literature on the research topic.
The results of the study show that scientists include different content components in the concept of school readiness. This is explained by the multidimensionality of the concept under study.
The authors of the article come to the conclusion that school readiness (readiness to enter comprehensive school) is a personal integral new formation of senior pre-school age and, at the same time it is a precondition of learning activity showing ability of a child to pass to the stage of school education. This concept is concretised in determining the essence and content of individual types of readiness to school (physical readiness, psychological readiness, emotional and volitional readiness, etc.). The structure of
school readiness is represented by six main content components: physical, knowledge, cognitive, communicative, personal, and emotional-volitional.
Keywords: preschoolers, readiness, learning, school, components of readiness for school
Введение. Готовность детей к обучению в общеобразовательной школе - это важное условие их успешного перехода от дошкольной ступени образования к школьной. Вместе с тем проблема оценки готовности детей к обучению в школе усложняется отсутствием в российской психолого-педагогической теории и практике единого научного подхода к определению понятия «готовность ребенка к обучению в общеобразовательной школе». Во многом это связано со сложной структурой обозначенного понятия, которое складывается из разных содержательных компонентов, в своей совокупности определяющих готовность детей к школьному обучению. Знание содержательных компонентов школьной готовности помогает специалистам дошкольного образования определить технологии формирования того или иного компонента готовности к школьному обучению. В частности, этим обусловлена значимость темы статьи - «Содержательные компоненты готовности детей к школьному обучению».
Исследованием проблемы готовности детей к школьному обучению занимались многие отечественные ученые: Л. И. Божович [2], Л. А. Венгер [3], Н. И. Гуткина [6], Е. Е. Кравцова [8] и др. Они заложили основополагающий фундамент для развития дальнейших научных изысканий в этой области.
Изучение данной проблемы активно продолжается и в наши дни (О. С. Волкова, Е. В. Гараева [4], Т. А. Гелло, В. А. Гелло [5], О. С. Ушакова [10] и т. д.).
Однако, несмотря на многочисленность исследований по проблеме школьной готовности, в отечественной науке все еще отсутствует единая общепринятая классификации содержательных компонентов готовности детей к школьному обучению. Это можно объяснить многомерностью данного понятия. Следовательно, необходимы дальнейшие научные поиски в этом направлении.
Цель статьи - выделить и охарактеризовать содержательные компоненты школьной готовности и на этом основании уточнить понятие «готовность детей к обучению в школе».
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к обучению в школе, которую авторы статьи рассматривают как важную предпосылку к учебной деятельности. В этой связи нужно отметить такие документы, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [12] и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [11], в которых содержатся требования к формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.
С практической точки зрения определение и разграничение содержательных компонентов школьной готовности важно, поскольку это позволит специалистам всесторонне выстраивать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста школьной готовности (например, работу по формированию физического, эмоционального, волевого, интеллектуального и других содержательных компонентов школьной готовности). Также знание содержательных компонентов школьной готовности может помочь правильно дифференцировать методы диагностики и определять технологии формирования того или иного компонента школьной готовности.
Материал и методы исследования. Исследование подготовлено на основе применения общенаучных теоретических методов, среди которых: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация.
В процессе подготовки статьи использовались нормативно-правовые документы, регламентирующие сферу дошкольного образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО), научная психолого-педагогическая литература по теме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анализа современной отечественной научной литературы [1]—[10] и актуальных документов, регламентирующих сферу дошкольного образования [11], [12], свидетельствуют об отсутствии единого терминологического аппарата для определения понятия «готовность к школьному обучению» (или «школьная готовность», «готовность к обучению в школе»). Исследуемое понятие является многоаспектным. Говоря о школьной готовности, исследователи включают в это понятие разные содержательные компоненты (физиологическая, психологическая, интеллектуальная, личностная, мотивационная готовность и т. д.).
Анализ школьной готовности следует начинать с требований современной школы к необходимому уровню физического развития детей, поступающих в школу. Специалистами оценивается, позволяет ли состояние здоровья ребенка обучаться по школьной программе массовой школы или ему требуется специальная программа обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
А. Л. Венгер, Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская указывают на необходимость физической готовности ребенка к обучению в школе [3]. Обобщив их мнение об этом компоненте готовности, можно отметить, что он складывается из физических (рост, вес, объем грудной клетки) и функциональных (частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненный объем легких, мышечная сила рук) показателей.
Важность физического компонента готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе связана с тем, что уже с самых первых дней обучения в школе от первоклассника требуется готовность в течение всего урока поддерживать определенную статическую позу, сидя за партой. Это, в свою очередь, требует скоординированнно-сти и точности движений. Также у ребенка должна быть подготовлена мелкая моторика для письма и выполнения других учебных действий с предметами.
Готовность детей к обучению в школе во многом оценивается по конкретным знаниям и навыкам, накопленным ими на этапе дошкольного детства (знания об окружающем мире, о предметах и их свойствах, явлениях живой и неживой природы, труде взрослых и т. п.). Такие показатели Е. С. Коняхина и Н. А. Шинкарева относят к интеллектуальному компоненту школьной готовности [7].
ФГОС ДО и составленные с опорой на него программы ДОО регламентируют содержание и объем знаний, которые должны быть усвоены детьми за период обучения в ДОО. Однако первоклассники, приходящие в школу, не всегда имеют такие знания и навыки. Объясняется это тем, что иногда память детей «засорена» множеством формальных знаний в виде непонятной им информации, которую они не могут применить в реальных жизненных и учебных ситуациях.
Т. А. Гелло готовность ребенка к обучению в школе во многом связывает с показателями мышления и других когнитивных способностей ребенка. Как отмечает ученый, наглядно-образное мышление старшего дошкольника должно постепенно сменяться логическим внутренним (образным) мышлением. Логический образный характер мышления позволяет ребенку решать задачи в уме с задействованием воображения. Иными словами, это происходит вследствие внутренних действий с образами. Автор обращает внимание на то, что у ребенка, поступающего в школу, логическое мышление только начинает укрепляться, поэтому наглядность в обучении как старших дошкольников, так и первоклассников очень важна [5].
Л. А. Венгер и другие исследователи также отмечают, что именно высшие формы образного мышления можно считать показателем умственного развития дошкольника, который подводит его к началу зарождения логического мышления [3]. Ученые приходят к выводу, что развитие логического мышления - важная предпосылка готовности ребенка к школе.
Таким образом, школьная готовность предусматривает переход мышления ребенка на качественно новый уровень.
В аспекте анализа когнитивных компонентов школьной готовности важно учитывать уровень развития воображения ребенка, поступающего в школу, как один из ключевых показателей готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому продукты детского творчества являются неоспоримым свидетельством школьной готовности.
В исследовании Н. И. Гуткиной указывается, что ребенок, поступающий в школу, должен проявлять творческую деятельность (рисовать, лепить, конструировать, сочинять), действуя с опорой на свое воображение. Также при оценке когнитивных свойств значимым компонентом школьной готовности ученый определяет внимание [6].
Анализ мнений исследователей позволяет констатировать, что для успешного начала обучения в школе ребенок должен быть способен сосредотачивать свое внимание на важном - на речи и действиях педагога (на учебном материале, а не только на интересных игровых ситуациях, как это свойственно дошкольникам). В частности, на важности развития произвольного внимания для потенциального первоклассника указывают Д. А. Балтийская и О. Г. Пархоменко [1].
Л. И. Божович выделила два аспекта психологической готовности ребенка к школьному обучению: 1) интеллектуальный аспект - представлен определенным уровнем развития познавательной и мыслительной деятельности; 2) личностный аспект, которому исследователь уделила особое внимание, указав, что в старшем дошкольном возрасте закладываются основы личности [2]. Личностный аспект психологической готовности, с точки зрения ученого, представлен определенным уровнем развития мотивации и произвольности. При этом «внутренняя позиция школьника» обозначена как главный критерий психологической готовности ребенка к школьному обучению. Это новообразование возникает в результате объединения познавательной потребности с потребностью в общении со взрослым на новом уровне, выражаясь в новом отношении ребенка к окружающему миру [2].
Проблема психологической готовности исследовалась также Е. Е. Кравцовой. Она отмечает, что серьезные изменения в психике ребенка, происходящие на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, приводят к изменениям в структуре его личности, обеспечивая готовность к учению. Готовность к школе ученый связывает с появлением «умных» (управляемых) эмоций, способностью к межличностному общению со взрослыми и сверстниками. К структурным компонентам психологической готовности к школе Е. Е. Кравцова относит умение ориентироваться на логические отношения в условиях задачи, способность к учебным действиям (способность воспринимать инструкцию и действовать по ней) и отношение к самому себе в виде адекватной самооценки [8].
Следовательно, ребенок поступающий в школу, должен обладать определенными личностными качествами, позволяющими успешно интегрироваться в школьный коллектив. К таким качествам можно отнести понятие о «хорошем» и «плохом», честность, справедливость, открытость к общению, умение дружить, умение подчинить свое поведение социальным нормам и правилам группы, умение управлять своими эмоциями и т. п.
Многие исследователи связывают личностный компонент готовности к обучению в школе с развитием мотивации к обучению, которая у старшего дошкольника выражается в желании учиться. В частности, И. А. Кудрявцева [9] определяет мотивацию как важный компонент готовности к обучению в школе.
Нужно отметить, что в норме желание пойти в школу возникает почти у всех детей старшего дошкольного возраста. Ведущими мотивами учиться для старших дошкольников могут быть интерес, желание «быть взрослым» (обучение в школе воспринимается дошкольниками как переход на взрослый этап), стремление вызвать интерес и симпатию взрослых, желание найти друзей и другие мотивы, характерные для данного возраста.
В структуре школьной готовности особое место занимает наличие определенных новообразований в сфере коммуникативного взаимодействия (Л. И. Божович [2], Л. А. Вен-гер [3]). Коммуникативное взаимодействие тесно вплетается в структуру личностного компонента школьной готовности, поскольку подразумевает взаимодействие на основе соблюдения социальных норм поведения в коллективе.
Ученые отмечают, что готовность к обучению в школе предполагает способность ребенка к общению на общие темы, проявление внимательности и уважения к собеседнику, особенно к взрослому. Речь взрослых, обращаемая к детям, воспринимается старшими дошкольниками и младшими школьниками как обязательное побуждение к действию. Ребенок, поступающий в школу, должен адекватно реагировать на обращенную к нему речь педагога, действовать на занятии по его инструкции. Он должен правильно воспринимать все коммуникативные проявления взрослого - речь, мимику, жесты, интонацию и т. п. Это подготавливает будущего школьника к роли ученика [2], [3].
С поступлением ребенка в школу возрастает роль устной речи, которая необходима для осуществления различных видов учебной деятельности. Следовательно, важным компонентом в структуре школьной готовности является речевое развитие. О. С. Волкова и О. С. Ушакова связывают «речевую готовность» с коммуникативными способностями, культурой речи, экспрессивностью речи, умением выбора грамматических, лексических, композиционных средств [10].
В структуре школьной готовности ученые выделяют еще один, не менее важный, компонент - эмоционально-волевой. В частности, в исследовании Е. В. Гараевой эмоционально-волевая готовность рассматривается как интегративный компонент готовности старших дошкольников к обучению в школе. По мнению ученого, о сформированности данного компонента можно судить по следующим показателям:
- способности различать эмоции, управлять ими и своим поведением (свидетельствует о способности к эмоциональной регуляции и эмоциональной устойчивости ребенка);
- способности к управлению умственной деятельностью, а также сформированно-сти таких показателей внимания, как концентрация, устойчивость, переключаемость (свидетельствует о произвольности психических процессов, о способности регулировать внимание);
- умению ставить цель, наметить и исполнить план действий, принять решение (указывает на волевое поведение);
- способности к самостоятельному преодолению трудностей, работоспособности (свидетельствует о мотивированности к достижению цели);
- способности действовать по образцу, указанию, инструкции (указывает на умение ориентироваться на заданную систему требований);
- умению организовать свое рабочее место и содержать его в порядке (указывает на способность к самоорганизации);
- способности к оценке результатов собственных действий, адекватности реакций на внешнее оценивание (свидетельствует об адекватности самооценки и оценки окружающих) [4, с. 128].
Следовательно, эмоционально-волевая зрелость (эмоционально-волевой компонент) занимает важное место в структуре готовности к школьному обучению, тесно переплетаясь
с другими показателями. Выражается данный компонент преимущественно в способности ребенка управлять своими эмоциями и поведением, умении планировать свою деятельность и сознательно управлять ею.
Таким образом, описанные в статье содержательные компоненты школьной готовности являются основными, хотя и не исчерпывающими. Это связано с широким диапазоном свойств и качеств, часто смежных, которые ученые включают в понятие готовности старших дошкольников к обучению в школе.
Обобщив данные относительно содержательной наполненности компонентов школьной готовности, считаем целесообразным классифицировать их на шесть основных групп:
1) физический компонент (основные показатели: координация и точность движений, развитие мелкой моторики; состояние морфологических и функциональных показателей; физиологическое созревание нервной системы и др.);
2) знаниевый компонент (основные показатели: знания и представления об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок, поступающий в школу, умел применить имеющиеся у него знания на практике);
3) когнитивный (познавательный) компонент (основные показатели: начало становления образно-логического мышления; развитие воображения (способность к творческой деятельности с опорой на свое воображение); определенный уровень устойчивости и произвольности внимания, памяти; развитие восприятия и интеллектуальных способностей);
4) коммуникативный компонент (основные показатели: речевое развитие (сформи-рованность культуры речи, ее связность, словарный запас, грамматический строй и последовательность изложения мыслей); адекватность коммуникативного взаимодействия (способность распознавать эмоции, жесты, мимику и другие коммуникативные проявления собеседника, адекватно выстраивая процесс взаимодействия); умения следовать инструкции взрослого, вести себя в условиях коллектива и т. п.);
5) личностный компонент (основные показатели: развитие самосознания (своего «Я», самооценки, представления о себе как о представителе определенного пола); развитие мотивации к обучению (желание, интерес учиться); отношение ребенка к учебной ситуации; наличие навыков подчинения собственных претензий законам коллектива (сугубо детского, в игре, например, и с участием взрослого));
6) эмоционально-волевой компонент (основные показатели: эмоционально-волевая зрелость; способность управлять собственными эмоциями и поведением, наличие волевого действия, способность отказаться от игры для выполнения поручения взрослого и т. п.).
Следовательно, в содержание школьной готовности входят шесть основных компонентов, описанных выше. Уровень развития каждого компонента определяется с применением специальных методов и методик. В данном случае нужно отметить, что от ребенка старшего дошкольного возраста, который готовится к поступлению в школу, не требуется высокого уровня развития описанных компонентов, поскольку эти качества развиваются с возрастом и в процессе учебной деятельности школьника. Однако базис указанных компонентов у ребенка, поступающего в первый класс, должен быть сформирован. Это позволит ему легче включиться в новую для него ведущую деятельность - учебную.
Выводы. Результаты анализа психолого-педагогической литературы показали, что учеными не используется единая терминология в обозначении содержательных компонентов понятия «школьная готовность», а лишь выделяются его разрозненные показатели. Анализ разнообразия показателей школьной готовности позволил нам определить сущность и содержание данного понятия. Школьную готовность мы предлагаем понимать как личностное интегральное новообразование старшего дошкольного возраста и одновременно как предпосылку к учебной деятельности, способность ребенка перейти к освоению школьной программы. Конкретизируется данное понятие в определении сущности и содержания
определенных видов готовности к обучению в школе (физическая готовность, психологическая готовность, эмоционально-волевая готовность и т. д.). В структуру школьной готовности нами включены шесть основных содержательных компонентов: физический, знаниевый, когнитивный, коммуникативный, личностный и эмоционально-волевой.
Изложенный в статье материал не исчерпывает всех аспектов в рамках заявленной проблемы, однако очерчивает ориентиры исследуемого феномена - «школьная готовность». Перспективы дальнейших исследований видятся авторам статьи в необходимости изучения механизмов влияния задержки речевого развития на готовность детей к школьному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балтийская Д. А., Пархоменко О. Г. Психологическая готовность к школе детей с общим недоразвитием речи // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2Q2Q. - Вып. 3. - С. 59-64.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб. : Питер, 2QQ8. - 4QQ с.
3. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. - М. : Знание, 1994. -
192 с.
4. Гараева Е. В. Эмоционально-волевая готовность как интегративный компонент готовности детей к школьному обучению // Педагогическое образование в России. - 2Q19. - № б. - С. 125-13Q.
5. Гелло Т. А. Организационно-методические основы подготовки детей к школе. Оптимизация педагогического процесса смежных уровней образования : учебно-методическое пособие. - Тирасполь : Изд-во Приднестровского ун-та, 2Q2Q. - 11б с.
6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. -СПб. : Питер, 2QQ4. - 2Q8 с.
7. Коняхина Е. С., Шинкарева Н. А. Дидактические игры как средство развития интеллектуальной готовности детей 7 года жизни к школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. -2Q22. - № 3. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=31724.
S. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М. : Педагогика, 1991. - 15Q с.
9. Кудрявцева И. А. Психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе [Электронный ресурс] // Вестник магистратуры. - 2Q2Q. - № 4-2(1Q3). - С. 93-94. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/ n/psihologo-pedagogicheskaya-gotovnost-detey-k-obucheniyu-v-shkole-1.
1Q. Ушакова О. С., Волкова О. С. Речевая готовность старших дошкольников к обучению в школе // Современное дошкольное образование. - 2Q2Q. - № З(99). - С. 51-59.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2Q13 г. № 1155. -Режим доступа : http : //http s://fl ro.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf.
12. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2Q12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа : www.rg.ru/2Q12/12/3Q/obrazovanie-dok.html.
Статья поступила в редакцию Q3.11.2Q22
REFERENCES
1. Baltijskaya D. A., Parhomenko O. G. Psihologicheskaya gotovnost' k shkole detej s obshchim nedorazvi-tiem rechi // Gercenovskie chteniya: psihologicheskie issledovaniya v obrazovanii. - 2Q2Q. - Vyp. 3. - S. 59-64.
2. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. - SPb. : Piter, 2QQS. - 4QQ s.
3. Venger L. A., Marcinkovskaya T. D., Venger A. L. Gotov li vash rebenok k shkole. - M. : Znanie, 1994. - 192 s.
4. Garaeva E. V Emocional'no-volevaya gotovnost' kak integrativnyj komponent gotovnosti detej k shkol'nomu obucheniyu // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2Q19. - № б. - S. 125-13Q.
5. Gello T. A. Organizacionno-metodicheskie osnovy podgotovki detej k shkole. Optimizaciya pedagogicheskogo processa smezhnyh urovnej obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie. - Tiraspol' : Izd-vo Pridnestrovskogo un-ta, 2Q2Q. - 116 s.
6. Gutkina N. I. Psihologicheskaya gotovnost' k shkole : uchebnoe posobie. - 4-e izd., pererab. i dop. - SPb. : Piter, 2QQ4. - 2QS s.
7. Konyahina E. S., Shinkareva N. A. Didakticheskie igry kak sredstvo razvitiya intellektual'noj gotovnosti detej 7 goda zhizni k shkole [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2Q22. - № 3. -Rezhim dostupa : https://science-education.ru/ru/article/view?id=31724.
8. Kravcova E. E. Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniyu v shkole. - M. : Pedagogika, 1991. - 150 s.
9. Kudryavceva I. A. Psihologo-pedagogicheskaya gotovnost' detej k obucheniyu v shkole [Elektronnyj resurs] // Vestnik magistratury. - 2020. - № 4-2(103). - S. 93-94. - Rezhim dostupa : https://cyberleninka.ru/article/ n/psihologo-pedagogicheskaya-gotovnost-detey-k-obucheniyu-v-shkole-1.
10. Ushakova O. S., Volkova O. S. Rechevaya gotovnost' starshih doshkol'nikov k obucheniyu v shkole // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. - 2020. - № 3(99). - S. 51-59.
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] / Utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155. - Rezhim dostupa : http://https://fi ro.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf.
12. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs] // Rossijskaya gazeta. - Rezhim dostupa : www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
The article was contributed on November 3, 2022
Сведения об авторах
Болдарева Ольга Анатольевна - аспирант направления подготовки «Общая педагогика, история педагогики и образования» Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3624-9735, [email protected]
Степанова Галина Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Регионального ресурсного центра образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития, Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут, Россия, https://orcid.org/0000-0002-3082-6626, [email protected]
Author Information
Boldareva, Olga Anatolyevna - Post-graduate Student of "General Pedagogy, History of Pedagogy and Education" training Programme, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, https://orcid.org/0000-0002-3624-9735, [email protected]
Stepanova, Galina Alekseevna - Doctor of Pedagogics, Professor, Chief Researcher at the Regional Resource Centre for Educational Technology for Children with Special Needs, Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia, https://orcid.org/0000-0002-3082-6626, g_stepanova53@mail .ru