Научная статья на тему 'Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению на примере учреждения дополнительного образования'

Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению на примере учреждения дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1093
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / PREPARATION FOR SCHOOL / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / SENIOR PRESCHOOL AGE / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОДЕЛЬ КРИТЕРИИ УРОВНИ / INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION MODEL CRITERION LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна, Гараева Елена Викторовна

В статье рассматриваются структурные и содержательные характеристики готовности детей к обучению в школе и разрабатывается критериально-уровневая модель готовности к школьному обучению с учетом специфики деятельности учреждений дополнительного образования. Проведенный анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать следующие выводы. В основе рассмотрения содержания готовности детей к обучению в школе лежит психолого-педагогический подход, указывающий на комплексный характер понятия школьной готовности. Авторы выделяют различные ведущие компоненты готовности к школьному обучению. Концептуальную основу нашего понимания готовности составляют результаты исследований Р. В. Овчаровой, Т. Д. Молодцовой и Н. А. Цыркуна. С учетом специфики деятельности учреждений дополнительного образования в структуре готовности к школьному обучению нами выделены три компонента: интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально-личностный. Для каждого компонента определены критерии, показатели и уровни формирования (высокий, средний и низкий). Обобщенные данные были представлены в виде критериально-уровневой модели, структурными элементами которой являются компоненты готовности к школьному обучению, критерии и показатели их характеризующие, а также уровни их формирования. Представленная критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению может применяться в учреждении дополнительного образования при работе со старшими дошкольниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна, Гараева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIERARCHICAL MODEL OF PREPARATION OF CHILDREN FOR SCHOOL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article deals with structural and content-related characteristics of children's preparation for learning at school and develops a hierarchical model of preparation for school, taking into account the specificity of additional education institutions. The analysis of psychological and pedagogical literature has led to the following conclusions. Psychological and pedagogical approach, demonstrating the complex nature of the notion of preparation for school lies at the basis of consideration of the content of children's preparation for school. The authors single out the main components of preparation for school. The conceptual basis of their understanding of preparation is based on the research results of R. V. Ovcharova, T. D. Molodtsova and N. A. Tsyrkun. Taking into account the specificity of additional education institutions the authors have identified three components in the structure of preparation for school: intellectual, emotional-volitional, and socio-personal. The article defines the criteria, indicators and levels of formation (high, medium and low) for each component. Generalized data are presented in the form of a hierarchical model, the structural elements of which are components of preparation for school, criteria and indicators characterizing them, as well as the levels of their formation. The presented hierarchical model of children’s preparation for school can be used at additional education institutions when working with senior preschool children.

Текст научной работы на тему «Критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению на примере учреждения дополнительного образования»

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.291

ББК 74.102 ГСНТИ 14.23.07 Код ВАК 13.00.02

Верхотурова Юлия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].

Гараева Елена Викторовна,

аспирант кафедры педагогики, институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, руководитель Центра развития гармоничной личности «Эрудит»; 620075, г. Екатеринбург, ул. Пушкина, 8; e-mail: [email protected].

КРИТЕРИАЛЬНО-УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: готовность к школе; старший дошкольный возраст; учреждения дополнительного образования, модель, критерии, уровни.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются структурные и содержательные характеристики готовности детей к обучению в школе и разрабатывается критериально-уровневая модель готовности к школьному обучению с учетом специфики деятельности учреждений дополнительного образования. Проведенный анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать следующие выводы. В основе рассмотрения содержания готовности детей к обучению в школе лежит психолого-педагогический подход, указывающий на комплексный характер понятия школьной готовности. Авторы выделяют различные ведущие компоненты готовности к школьному обучению. Концептуальную основу нашего понимания готовности составляют результаты исследований Р. В. Овчаровой, Т. Д. Молодцовой и Н. А. Цыркуна. С учетом специфики деятельности учреждений дополнительного образования в структуре готовности к школьному обучению нами выделены три компонента: интеллектуальный, эмоционально-волевой, социально-личностный. Для каждого компонента определены критерии, показатели и уровни формирования (высокий, средний и низкий). Обобщенные данные были представлены в виде критериально-уровневой модели, структурными элементами которой являются компоненты готовности к школьному обучению, критерии и показатели их характеризующие, а также уровни их формирования. Представленная критериально-уровневая модель готовности детей к школьному обучению может применяться в учреждении дополнительного образования при работе со старшими дошкольниками.

Verkhoturova Yuliya Anatol'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Garaeva Elena Viktorovna,

Post-graduate Student of Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy and Child Psychology, Ural State Pedagogical University, Head of the Harmonious Personality Development Centre «Erudit», Ekaterinburg, Russia.

HIERARCHICAL MODEL OF PREPARATION OF CHILDREN FOR SCHOOL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

KEYWORDS: preparation for school; senior preschool age; institutions of additional education, model, criterion, level.

ABSTRACT. The article deals with structural and content-related characteristics of children's preparation for learning at school and develops a hierarchical model of preparation for school, taking into account the specificity of additional education institutions.

The analysis of psychological and pedagogical literature has led to the following conclusions. Psychological and pedagogical approach, demonstrating the complex nature of the notion of preparation for school lies at the basis of consideration of the content of children's preparation for school. The authors single out the main components of preparation for school. The conceptual basis of their understanding of preparation is based on the research results of R. V. Ovcharova, T. D. Molodtsova and N. A. Tsyrkun. Taking into account the specificity of additional education institutions the authors have identified three components in the structure of preparation for school: intellectual, emotional-volitional, and socio-personal. The article defines the criteria, indicators and levels of formation (high, medium and low) for each component. Generalized data are presented in the form of a hierarchical model, the structural elements of which are components of preparation for school, criteria and indicators characterizing them, as well as the levels of their formation.

The presented hierarchical model of children's preparation for school can be used at additional education institutions when working with senior preschool children.

Современное состояние развития общества, значительные преобразования в разных сферах жизни страны предъявляют высокие требования к обучающимся на всех уровнях образования. С учетом требований Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» все уровни образования должны быть преемственны и важнейшая задача, которую решают сегодня образовательные организации всех типов - обеспечение беспрепятственного перехода детей с одного уровня обр а-зования на другой.

Готовность ребенка к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, Я. Йирасек, А. В. Запорожец, Г. И. Капчеля, А. Керн, Е. Е. Кравцова, В. С. Мухина, С. Штребел, Д. Б. Элько-нин, и др.). В научных исследованиях (Д. Ю. Карасев, Н. Н. Мельникова, Д. М. По-лев, Е. В. Рябышева, Н. В. Сидячева и др.) уделяется очень большое внимание изучению различных аспектов подготовки детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях, в то же время специфика реализации данного направления деятельности на базе учреждений дополнительного образования недостаточно изучена.

Учитывая это, необходимо рассмотреть структурные и содержательные характеристики готовности детей к обучению в школе и разработать критериально-уровневую модель готовности к школьному обучению с учетом специфики деятельности учреждений дополнительного образования. Важность изучения этапа вхождения ребенка в школьную жизнь отмечал Д. Б. Эльконин: «изучение периода перехода от дошкольного возраста к младшему школьному имеет большое практическое значение. Оно позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с шестилетками. Конечная цель этой работы ясна: она состоит в обеспечении прочной базы для всего последующего обучения ребенка в школе» [15, с. 89].

Особую ответственность дошкольного периода детства перед следующим, школьным этапом развития Д. Б. Элько-нин усматривал в том, что «в течение его происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в трудовых функциях людей и общественных мотивах и задачах их деятельности. На этой основе к концу названного периода у детей возникает тенденция к осуществлению серьезной, общественно значимой и оцениваемой деятельности. Именно это имеет определяющее значение

для готовности ребенка к школьному обучению; социальная зрелость, а не технические умения (чтение, счет) создает такую готовность» [15, с. 91].

Кряжева Н. Л. выделяла главную особенность этого возраста: «ребенок подходит к дошкольному периоду - периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих и эмоциональных способностей. Он умнеет на глазах, постоянно любопытничает, делает умозаключения, у него развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия» [9, с. 17].

В современной педагогической и психологической науке накоплен обширный теоретический и практический материал по проблеме готовности ребенка к школе. Впервые понятие «психологическая готовность детей к обучению в школе» было предложено А. Н. Леонтьевым [10]. Далее в результате многочисленных исследований ученых (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Д. Б. Эль-конин и др.) оно было дополнено содержательными характеристиками [8]. С точки зрения авторов, «психологическую готовность к школьному обучению составляют качественные особенности психики, формирующиеся в дошкольном возрасте, которые заключаются в возникновении таких психологических новообразований, как сознательная целенаправленность и управляемость психических процессов (их произвольность, качественно новая иерархизация мотивов, появление опосредованных потребностей и самооценки), что возможно только при определенном уровне развития личности» [14, с. 112].

Еще в 1960-е годы Л. И. Божович определила, что готовность к школьному обучению складывается из определенного уровня развития психических процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности, социальной позиции школьника [1]. В исследованиях А. В. Запорожца готовность ребенка к школе определяется как «целостная система взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития ее познавательной, анали-тико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.» [7].

Интересен взгляд других авторов на критерии готовности к школьному обучению. Так, Д. Б. Эльконин в качестве основных критериев готовности к школьному обучению предлагал учитывать сформиро-ванность игровой деятельности. Она проявляется в способности к переносу значений с

© Верхотурова Ю. А., Гараева Е. В., 2016

одного предмета на другой; умении соотносить роль и правило; умении подчиниться открытому правилу игры; высоком уровне развития наглядно-образного мышления; использовании символических средств; наличии зачатков новообразований, характерных для учебной деятельности [15].

В настоящее время превалирует психолого-педагогический подход к определению содержания готовности детей к обучению в школе. При этом наиболее признанной в современных психолого-педагогических исследованиях является позиция Л. А. Вен-гера и В. С Мухиной, которые подчеркивают, что «у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, то есть психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, то есть учебной. Готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению» [2; 12].

Рассматривая содержание готовности детей к обучению в школе, авторы также раскрывают двойственную сущность понятия, его психолого-педагогический характер. Так, например, Т. Д. Молодцова рассматривает готовность детей к обучению как единство социального, личностного, эмоционального, познавательного, физического, художественно-эстетического развития. Однако из всего разнообразия направлений ведущими компонентами готовности автор считает личностный, эмоциональный и социальный [11].

Овчарова Р. В. считает, что при определении готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать следующие критерии: планирование (умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью), контроль (умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью), мотивация (стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их), уровень развития интеллекта [13]. Данные критерии свидетельствуют о том, что в структуре готовности детей к обучению в школе В. Р. Овчарова выделяет еще один компонент - интеллектуальный.

Цыркун Н. А. в своих работах отмечает, что «подготовка детей к обучению в школе предполагает формирование у дошкольников не только познавательной активности, но и воли» [14, а 3]. Этот автор большое значение придает волевому компоненту школьной готовности. Исследования Н. А. Цыр-куна подтверждают позицию Л. С. Выгот-

ского, который связывал свободу воли с развитием у ребенка логического мышления, в основе которого лежит овладение им своими внутренними операциями, аналогично появляющемуся раньше овладению внешними движениями [4].

Анализ психологической и педагогической литературы показал, что авторы выделяют различные ведущие компоненты готовности к школьному обучению. Концептуальную основу нашего понимания готовности составляют результаты исследований Р. В. Овчаровой, Т. Д. Молодцовой и Н. А. Цыркуна, в которой готовность к школьному обучению включает: интеллектуальный, эмоционально-волевой, социальный и личностный компоненты.

В своем исследовании мы выделяем три компонента школьной готовности, которые являются основополагающими в деятельности педагога по подготовке детей 5-7-ми лет к школьному обучению в учреждении дополнительного образования: интеллектуальный, эмоционально-волевой и социально-личностный. Последний компонент объединяет социальный и личностный компоненты, которые в условиях учреждения дополнительного образования целесообразно рассматривать совместно.

Интеллектуальная готовность определяется общим кругозором ребенка, его словарным запасом, уровнем развития познавательных процессов, наглядно-образным мышлением, умением выделять учебную задачу и целенаправленно организовывать свою деятельность. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые постигаются ребенком в процессе изучения школьных предметов. По мнению Л. С. Выготского, ребенок для усвоения основ научного мышления, должен понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной (проявление критичности мышления). Также он должен научиться видеть разные стороны действительности, аргументированно давать характеристики предметов, явлений, действий.

Эмоционально-волевая готовность в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание [6]. Обсуждая проблему эмоционально-волевой готовности,

Д. Б. Эльконин выделил следующие умения, которые свидетельствуют о ее сформи-рованности [15]:

1) умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

2) умение ориентироваться на заданную систему требований;

3) умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

4) умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Фактически эти умения и являются тем нижним уровнем подготовленности дошкольника, на который опирается обучение в первом классе. При этом важнейшую роль в их формировании выполняют родители [3].

Социально-личностная готовность к обучению в школе заключается в принятии новой «социальной позиции», формирование которой обуславливается новым отношением окружающих к ребенку. Требования взрослых изменяются - от него теперь ждут большей концентрации внимания, усидчивости, ответственности и т.д. У старшего дошкольника появляется представление о себе как члене общества. Приоритетными становятся индивидуальное развитие обучаемого, формирование у него качеств, востребованных в современном обществе [5, с. 75].

На основе изучения содержания трех ведущих компонентов готовности к школьному обучению нами были выделены критерии, которые позволяют оценить их сформированность в условиях учреждения дополнительного образования. В современной справочной литературе понятие «критерий» определяется как «признак, на основе которого производится оценка, определение, классификация чего-либо». Понятие «критерии» в нашем исследовании обозначает эталонный признак, на основании которого в дальнейшем производится оценивание компонентов готовности ребенка к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность характеризуется такими критериями: сформиро-ванность процессов познавательной деятельности и речевой функции; развитие наглядно-образного мышления; овладение операциями мыслительной деятельности (способность к анализу, сравнению, классификации предметов, установлению причинно-следственных связей).

Основные критерии эмоционально-волевой готовности: способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости; произвольность психических процессов (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия); ориентированность на заданную систему требований.

Компонент социально-личностной готовности характеризуют следующие критерии: сформированность социальной позиции (отношение к школе, к учебной деятельности, к самому себе); коммуникативная активность; адекватность самооценки. Для оценки каждого критерия выявлены показатели, которые были распределены по трем уровням проявления (высокий, средний и низкий).

Обобщенные данные были представлены в виде критериально-уровневой модели, структурными элементами которой являются компоненты готовности к школьному обучению, критерии и показатели их характеризующие, а также уровни их формирования (Табл. 1).

Таким образом, на основании рассмотренных данных можно сделать вывод, что понятие «готовность к школьному обучению» имеет комплексный характер. Это сложное многокомпонентное образование, содержание которого необходимо исследовать с точки зрения психолого-педагогического подхода.

Исходя из специфики деятельности учреждения дополнительного образования, готовность к школьному обучению включает в себя следующие компоненты (интеллектуальная, эмоционально-волевая, социально-личностная). Все составляющие или компоненты школьной готовности важны в развитии ребенка.

Оценка готовности к школьному обучению в учреждении дополнительного образования может проводиться на основе разработанной нами критериально-уров-невой модели, структурными элементами которой являются компоненты готовности к школьному обучению, критерии и показатели их характеризующие, а также уровни их формирования.

Таблица 1

Критериально-уровневая модель готовности к школьному обучению

Компоненты и критерии Уровни

высокий средний низкий

интеллектуальный - сформированность процессов познавательной деятельности и речевой функции; - развитие наглядно-образного логического мышления; - овладение операциями мыслительной деятельности активность познавательных процессов и способность к словесно-логическим операциям; развитие всех видов памяти; устойчивость и концентрация внимания; развитая речь; недостаточная активность процессов познавательной деятельности; незначительные затруднения при анализе, сравнении, обобщении; в запоминании информации; восприятие недифференцированное; недостаточно развитая речь недостаточная сфор-мированность процессов познавательной деятельности; трудность при анализе, сравнении и обобщении; восприятие не целостно, память недостаточно развита; внимание неустойчиво; речь односложная

эмоционально-волевой - способность к эмоциональной регуляции и наличие эмоциональной устойчивости; - произвольность психических процессов; - ориентированность на заданную систему требований Наличие эмоциональной устойчивости; контроль деятельности; соответствие результата поставленной цели; действия осмысленны; самостоятельное преодоление трудностей, четкость в выполнении требований взрослого Недостаточная регуляция эмоциональной устойчивости; отсутствие четкости в постановке цели и принятии решения; самоконтроль не всегда стабилен; преодоление препятствий вызывает незначительные затруднения; необходимость уточнений при выполнении требований взрослого эмоциональная неустойчивость; затруднения в выборе и постановке цели и принятии решения; слабый контроль собственной деятельности; трудность в преодолении возникающих ситуаций; частое обращение к помощи взрослого

социально-личностный - сформированность социальной позиции; - коммуникативная активность; - адекватность самооценки стойкое желание учиться в школе; отличная коммуникативная способность; адекватность самооценки; наличие желания поступления в школу; хорошая коммуникативная способность; ситуативная неустойчивость самооценки отсутствия желания учиться в школе; нет коммуникативной активности; неустойчивость самооценки

ЛИТЕРАТУРА

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. 398 с.

2. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе / / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М. : Знание, 1994. 192 с.

3. Верхотурова Ю. А., Павлова Л. Г. Структура и содержание готовности социального педагога к работе с родителями в период предшкольного образования детей // Педагогическое образование и наука. 2010. № 7. С. 71-74.

4. Выготский Л. С. Детская психология. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

5. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности дошкольников посредством формирования алгоритмических умений // Образование и наука. 2013. № 1 (100). С. 74-84.

6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М. : Академический проект, 2000. 3-е изд. 180 с.

7. Запорожец А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики // Под ред. А. В. Запорожца, Г. А. Марковой. М.,1980. 208 с.

8. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 1991. 152 с.

9. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург : У-Фактория, 2004. 185 с.

10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Просвещение, 1977. 364 с.

11. Молодцова Т. Д. Факторы, способствующие появлению школьной дезадаптации // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4. С. 417-418.

12. Мухина В. С. Возрастная психология. М. : ACADEMA. 2004. 453 с.

13. Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М. : ТЦ Сфера, 1996. 186 с.

14. Цыркун Н. А. Развитие воли у дошкольников. Минск : Народная асвета, 1991. 112 с.

15. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж : НПО «Модек», 1995. 438 с.

LITERATURA

1. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. SPb. : Piter, 2009. 398 s.

2. Venger L. A. Gotov li vash rebenok k shkole // Pod red. T. D. Martsinkovskoy. M. : Znanie, 1994. 192 s.

3. Verkhoturova Yu. A., Pavlova L. G. Struktura i soderzhanie gotovnosti sotsial'nogo pedagoga k rabote s roditelyami v period predshkol'nogo obra-zovaniya detey // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 7. S. 71-74.

4. Vygotskiy L. S. Detskaya psikhologiya. T. 4. M. : Pedagogika, 1984. 432 s.

5. Voronina L. V., Utyumova E. A. Razvitie universal'nykh predposylok uchebnoy deyatel'nosti doshkol'nikov posredstvom formirovaniya algoritmicheskikh umeniy // Obrazovanie i nauka. 2013. № 1 (100). S. 74-84.

6. Gutkina N. I. Psikhologicheskaya gotovnost' k shkole. M. : Akademicheskiy proekt, 2000. 3-e izd. 180 s.

7. Zaporozhets A. V. Podgotovka detey k shkole. Osnovy doshkol'noy pedagogiki // Pod red. A. V. Zaporozhtsa, G. A. Markovoy. M., 1980. 208 s.

8. Kravtsova E. E. Psikhologicheskie problemy gotovnosti detey k obucheniyu v shkole. M. : Pedagogika, 1991. 152 s.

9. Kryazheva N. L. Razvitie emotsional'nogo mira detey. Ekaterinburg : U-Faktoriya, 2004. 185 s.

10. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Prosveshchenie, 1977. 364 s.

11. Molodtsova T. D. Faktory, sposobstvuyushchie poyav-leniyu shkol'noy dezadaptatsii // Mezhdunarod-nyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015. № 4. S. 417-418.

12. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya. M. : ACADEMA. 2004. 453 s.

13. Ovcharova R. V. Sotsial'no-pedagogicheskaya zapu-shchennost' v detskom vozraste. M. : TTs Sfera, 1996. 186 s.

14. Tsyrkun N. A. Razvitie voli u doshkol'nikov. Minsk : Narodnaya asveta, 1991. 112 s.

15. El'konin D. B Psikhicheskoe razvitie v detskikh vozrastakh. Voronezh : NPO «Modek», 1995. 438 s.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.