КОНЦЕПТ
Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75030. - 0,3 п. л. ■
Кoh0C;7/7e4kOnC5ePlsrN2015/75S30.htm. - Гос. реГ. ART 75030 УДК 159.9 л . .
Таушканова Екатерина Сергеевна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск katenok15 @mail.ru
Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации
Аннотация. В статье представлен анализ особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников (из числа детей 6-7-летнего возраста в условиях МБДОУ д/с № 295). Показано, что формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста зависит от уровня квалификации воспитателя, от психологического климата в детском коллективе, от уровня познавательной активности, эмоционально-волевой сферы ребенка, режима труда и отдыха. Также процесс формирования готовности ребенка старшего дошкольного возраста зависит от уровня воспитания в семье, уровня образованности родителей, и психологического климата.
Ключeвые слова: психологическая готовность, старший дошкольник, познавательная активность, психологический климат, эмоционально-волевая сфера. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
В результате психологических исследований установлены закономерности формирования различных психологических процессов, особенности формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы. Готовность ребенка (старшего дошкольника) к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, в реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Под психологической готовностью детей старшего дошкольного возраста понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [1; с. 495], его эмоциональное отношение к школе и способы психологической защиты (Гольева Г. Ю, Долгова В. И., Кондратьева О. А. [6, 7]). При выявлении готовности ребенка к школе, выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе, которые проявляются в развитии мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферы [2; с. 132]. Оба аспекта важны для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, а также для его быстрой адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Божович Л. И. "внутренней позицией школьника" [3; с. 35]. Этому новообразованию Божович Л. И. придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75030. - 0,3 п. л. ■
URL: http://e-koncept. ru/2015/75030.htm. - Гос. рег. PqKWH Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X. ГЙ1И
ART 75030 УДК 159.9 гн
Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний. Предпосылка возникновения этих мотивов - общее желание детей поступить в школу и развитие любознательности [4; с. 471]. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (Гуткина Н. И. [5; с. 39]). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях. Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е. определенный уровень развития самосознания. О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом [5].
Умственная готовность - достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги к овладению логическим мышлением) [1]. К старшему дошкольному возрасту дети, приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для него. Даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их заместителями. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним первым делом относится умение выделить учебную, задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств [5]. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает: дифференцированное восприятие, аналитическое мышление, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, ин-
КОНЦЕПТ
Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75030. - 0,3 п. л. -
научно-методический электронный журнал ^ ohctcP7//e4k0n5ept.srN/2015/75030.htm. - Гос рег ART 75030 УДК 159.9 л . .
терес к знаниям, т. е. процесс их получения, овладение на слух разговорной речью и др. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы [8, 9]. Волевая готовность - умение ребёнка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путём сопоставления с ним как с эталоном (образец может быть дан в форме действий др. человека или в форме правила) [2; с. 365].
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний. К началу школьного обучения у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель - все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера - эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте - выучишь уроки)». У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение [9].
Материалы и методы
Исследование особенностей формирования психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников (из числа детей 6-7-летнего возраста в условиях МБДОУ д/с № 295).
Цель: определение интеллектуальной готовности к школьному обучению; изучение индивидуально - психологических особенностей детей. Выявление детей группы риска.
Объект исследования: дети подготовительных к школе групп в количестве 28 человек.
Диагностический комплекс: методика определения готовности к школе «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л. А. Ясюковой.
ru о м
КОНЦЕПТ
Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75030. - 0,3 п. л. ■
Кoh0C;7/7e4kOnC5ePlsrN2015/75S30.htm. - Гос. реГ. ART 75030 УДК 159.9 л . .
Основная задача стоящая перед педагогом, воспитателем и родителями будет сформировать у ребенка познавательную активность, создание условий для получение ребенком определенных знаний, умений и навыков.
Методы
- теоретические: системный подход, субъектно-деятельностный подход, моделирование;
- эмпирические: пилотажное исследование, наблюдение, беседа, эксперимент, метод экспертных оценок;
- психодиагностические: методика «методика определения готовности к школе «Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе» Л. А. Ясюковой;
- методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тре-нинговые взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста, игры).
Средний процент готовности дошкольников в октябре МБДОУ № 295 в 2013/2014 учебном году: результаты и обсуждение
Уровни Мышление Речевое развитие Кратковременная речевая память Кратковременная зрительная память Зрительно-моторная координация
Визуальное Понятийное Абстрактное Речевое Образное
Линейное Структурное Понятийное интуитивное Понятийное логическое
Слабый 0 7 7 4 7 4 0 4 0 7 22
Средний 67 78 63 89 67 89 67 67 78 81 78
Хороший 33 15 30 7 26 7 33 30 22 12 0
Высокий 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Полученные результаты показывают, что на конец учебного года у воспитанников подготовительных групп наиболее сформированы (показатели среднего и выше среднего уровня):
- визуальное линейное мышление;
- понятийное логическое мышление;
- кратковременная речевая память;
- речевое мышление,
- образное мышление,
- речевое развитие.
ГУ r\J
ART 75030
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
Таушканова Е. С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75030. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept ru/2015/75030.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- Наиболее сложными субтестами для выполнения стали задания:
- зрительно - моторная координация;
- визуальное структурное мышление;
- понятийное интуитивное мышление;
- кратковременная зрительная память;
- абстрактное мышление.
Ссылки на источники
1. Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -М.: Прайм-Еврознак. - 2003. - 672 с.
2. Психологический словарь [Текст] / под редакцией П. С. Гуревича. - М.: Владос. - 2007. - 800 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». - 2008. - 276 с.
4. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] /Л. И, Божович. - М.: Академия. - 1990. - 289 с.
5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога [Текст] / Н. И. Гуткина. - М.: Академический проспект. - 2000. - 312 с.
6. Долгова В. И., Овчарова Р. В. Психологические детерминанты нравственного развития дошколь-ника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.
7. Долгова В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации/Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.
8. Долгова В. И., Журбенко С. С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 4 (24). С. 60-62.
9. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д. И. Фельдштей-на. - Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. - 1991. - 416 с.
Abstract. The article presents the analysis of peculiarities of formation of psychological readiness for school among older preschoolers (children aged 6-7 in terms of the municipal budget preschool educational institution kindergarten No. 295). It is shown that the forming of psychological readiness for school children preschool age depends on the skill level of the teacher, from the psychological climate in the children's team, from the level of cognitive active-STI, the emotional-volitional sphere of the child, mode of work and rest. Also about the process of formation of readiness of the child of preschool age depends on the level of education in the family, educational level of parents, and taking advantage of technological climate.
Key words: psychological readiness, senior preschool, cognitive activity, psychological climate, the emotional-volitional sphere.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Ekaterina Tushkanova,
student of psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical
ISSN 2304-120X
University, Chelyabinsk katenok15 @mail.ru
The formation of psychological readiness for school in terms of pre-school educational institutions
9 772304111 20159
m С M
977230412015913