ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ Красильникова В.А.
Красильникова Виктория Андреевна - магистрант, кафедра акмеологии и психологии развития, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, учитель-логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Березка», г. Березовский
Аннотация: в данной статье представлены результаты исследования психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, психологическая готовность, эмоционально-волевая готовность, интеллектуальная готовность, мотивационная готовность.
Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и эмоционально-волевой сферы. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что влечет за собой трудности перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Проблемой психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста занимались Божович Л.И., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Гуткина Н.И., Кравцова Е.Е., Нижегородцева Н.В., Эльконин Д.Б., Шадриков В.Д. и др. [2], [3], [4], [5], [6].
Цель исследования: экспериментально проверить возможности формирования психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами коррекционно-развивающей работы.
Для достижения поставленной цели, нами был разработан комплекс диагностического инструментария, включающий следующие методики:
Методика 1. Тест «Керна-Йрасека».
Цель: психофизиологическое исследование функциональной готовности ребенка к поступлению в школу, определение его степени «школьной зрелости».
Включает в себя следующие задания:
A) Срисовывание фразы «Он ел суп»;
Б) Срисовывание точек;
B) Рисунок человека.
Методика 2. «Дорисовывание фигур» (модифицированный вариант Е.П. Торренса).
Цель: исследование развития воображения.
Методика 3. Экспериментальная беседа.
Цель: определение внутренней позиции дошкольника, оценка степени психосоциальной зрелости.
Методика 4. Диагностика уровня развития произвольного внимания и произвольной памяти.
Цель: выявить количество условий, которые ребенок может удержать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Методика 5. Тест «Шифровка».
Цель: выявить сформированность произвольной регуляции деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
Методика 6. Тест «Нелепицы».
Цель: выявить способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения.
Методика 7. Тест «Пространственно-арифметический диктант».
Цель: диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Методика 8. Тест. Последовательные картинки.
Цель: выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умение построить связный последовательный рассказ).
Методика 9. Тест «Аналогии».
Цель: исследование мышления, а именно, выявить степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.
Методика 10.Тест «Логопедический».
Цель: В общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звукобуквенного анализа) у ребенка.
Комплекс диагностического инструментария представляет собой комплект из 10 методик, позволяющих определить мотивационную готовность, эмоционально-волевую, интеллектуальную и речевую готовность детей старшего дошкольного возраста. Все методики подобраны таким образом, чтобы выявить слабые звенья компонентов психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.
Количественная оценка результатов за каждый обследуемый раздел проводилась по количеству баллов за каждую пробу, которые оценивались по пятибалльной системе. Критерий оценки базировался на учете степени форсированности исследуемых психических функций и процессов. Всего в инструментарии 12 проб, за которые можно получить 52 балла. Определить уровень готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста мы предлагаем следующим образом:
40-52 балла - высокий уровень;
24-39 баллов - средний уровень;
4 - 23 баллов - низкий уровень.
С учетом результатов обследования составлялся индивидуальный план коррекционно-логопедической работы на каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.
Исследование проводилось в период с 20.09.2016 по 18.12.2017 года. В МБДОУ детский сад № 9 «Березка», город Березовский.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и нормальным речевым развитием.
В исследовании приняли участие 25 детей: 13 мальчиков и 12 девочек старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, которые составили экспериментальную группу, а также 25 детей: 10 мальчиков и 15 девочек с нормативным речевым развитием, которые составили контрольную группу.
По итогам констатирующего эксперимента были получены следующие результаты, наличие среднего уровня сформированности параметров психологической готовности к школьному обучению у 25 детей (100%) с нормальным речевым развитием и наличие низкого уровня сформированности параметров психологической готовности к школьному обучению у 25 детей (100%) с ОНР III уровня.
Проанализировав данные констатирующего этапа, мы выявили необходимость формирующего воздействия на детей с ОНР III уровня. Для доказательства эффективности предлагаемых мероприятий мы разделили группу детей с ОНР III уровня на 2 репрезентативные выборки (экспериментальную и контрольную группу).
В экспериментальной группе количество испытуемых с высоким и средним уровнем психологической готовности к школьному обучению отсутствует, а с низким уровнем 13 (100%) испытуемых.
В контрольной группе количество испытуемых с высоким и средним уровнем психологической готовности к школьному обучению отсутствует, а с низким уровнем 12 (100%) испытуемых (рис. 1).
150% 100% 50% 0%
В Высокий уровень У Средний уровень ЫНизкий уровень
100% 100%
■
0% 0% ш 0% 0% ш
Экспериментальная группа Контрольная группа
Рис. 1. Уровень сформированности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на начальном этапе эксперимента
В экспериментальной группе проводилась коррекционно-логопедическая работа, направленная на формирование психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В ходе проведения комплекса мероприятий в экспериментальной группе определялись уровни следующих показателей: степень школьной зрелости, развитие воображения, степень психосоциальной зрелости, произвольное внимание и память, сформированность произвольной регуляции деятельности, способность эмоционального откликаться на «нелепость», навыки счета, монологическая речь, мышление, звукопроизношение и фонематический слух.
По итогам формирующего эксперимента были получены следующие результаты: уровень сформированности психологической готовности к школьному обучению у детей экспериментальной группы испытуемых значительно улучшился, по сравнению с контрольной группой испытуемых (рис. 2).
150% 100% 50% 0%
100%
70%
30%
ш 1у
100%
90%
0% 0%
0%
0% 0%
0%
10%
t
Экспериментальная ЭкспериментальКэянтрэльная группа группа I замер группа II замер I замер
Ко нтрольная группа II замер
I Высокий уровень UСредний уровень
Низкий уровень
Рис. 2. Уровень сформированности психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
В экспериментальной группе количество испытуемых с низким уровнем сформированности психологической готовности к школьному обучению отсутствует, со средним уровнем 4 (30%) испытуемых, с высоким уровнем сформированности психологической готовности к школьному обучению 9 (70%). В контрольной группе количество испытуемых с высоким уровнем сформированности психологической
готовности к школьному обучению отсутствует, а со средним 1 (10%) и низким 12 (90%) испытуемых.
Таким образом, мы можем сделать вывод, коррекционно-логопедическая работа является эффективным средством по формированию психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки. [Электронный ресурс]: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. М., 2010.
3. Журова Л.Е., Кочурова Е.Э, Кузнецова М.И. Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Справочник руководителей и учителей начальной школы. Тула: Родничок, 2005. 832 с.
4. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. 2-е изд. Ярославль: Аверс Пресс, 2012. 90 с.
5. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1981.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1991.
ЗРЕЛОСТЬ. ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ ЖИЗНЬ Кузьменко М.Р.
Кузьменко Максим Русланович - студент, кафедра промышленного и гражданского строительства, Академия строительства и архитектуры Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье анализируется вопрос о возможности человека перейти в следующий этап развития, не достигнув определенного возраста. Что для этого потребуется и какими качествами должен обладать каждый, кто достиг зрелости. Ключевые слова: зрелость, этап развития, чувства, опыт, любовь, возраст.
Зрелость. Основная ступень жизни. Периодизация человеческого возраста.
Всем известно, что человеческий возраст разделяют на периоды.
1. Младенчество (до 3)
2. Детство (3-9)
3. Отрочество (9-14 лет)
4. Юность (14-20)
5. Молодость (20-30)
6. Зрелость (30-60)
7. Пожилой возраст (60-75)
8. Старость (75-90)
9. Долголетие (90 и выше) Зрелость. Вся правда.
Психологическая зрелость определяется некоторыми критериями.