Научная статья на тему 'Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР'

Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1619
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комкова И.Н.

Устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения [4]. Сформированность собственно языковых компонентов речи, зрительно-пространственная ориентировка, состояние изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и т.д. составляют функциональный базис письма. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в особых условиях воспитания и обучения. Полноценное овладение письменной речью проходит иначе, чем в норме [1,2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Комкова И.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Формирование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Комкова И.Н.,

студентка 4-го курса кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкой государственной университет»

г. Череповец, Россия

Устная и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но, в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения [4].

Сформированность собственно языковых компонентов речи, зрительно-пространственная ориентировка, состояние изобразительно-графических способностей, сукцессивных функций и т.д. составляют функциональный базис письма.

Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в особых условиях воспитания и обучения. Полноценное овладение письменной речью проходит иначе, чем в норме [1,2].

Интерес исследователей (М.М. Безруких, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова, О.А.Токарева, М.Е. Хватцев, Л.С.Цветкова и др.) к данной проблеме обусловлен многими факторами, в частности, большой распространенностью среди детей, поступающих в первый класс, детей с общим недоразвитием речи (ОНР). При ОНР отмечаются не только речевые нарушения, но и проблемы формирования и овладения функциональной базой письма, что приводит к трудностям в овладении письмом и дальнейшем перерастании в стойкую дисграфию (М.М. Безруких, А.Н.Корнев, И.Н. Садовникова и др.). В связи с этим возникает необходимость организации своевременной профилактики нарушений письменной речи, полноценной диагностики факторов риска и разработки методических рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на предупреждение нарушений письменной речи у данной категории детей. Это и обуславливает актуальность нашего исследования. Несмотря на достаточную разработанность проблемы, научная новизна нашего исследования заключается в разработке и апробации рабочей тетради для занятий, включающей специальные упражнения, задания, элементы кинезиологии, направленных на формирование функционального базиса письма у детей данной категории.

Исходя из этого, цель нашей работы - выявить особенности функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и определить содержание и направления коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование функционального базиса письма у детей изучаемой группы.

Объект исследования - функциональный базис письма.

Предмет исследования - комплекс коррекционно-развивающих занятий по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотезой исследования является предположение о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечаются такие особенности функционального базиса письма, как нарушение зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственного праксиса; недостаточная сформированность зрительно-моторной координации.

Комплекс коррекционно-логопедических занятий с использованием элементов кинезиологии позволит обеспечить формирование функционального базиса письма у детей изучаемой группы.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Теоретически обосновать состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе;

2. Провести экспериментальное исследование функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3. Интерпретировать полученные результаты экспериментального исследования функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

4. Разработать методические рекомендации формированию функционального базиса письма для педагогов и родителей.

В соответствии с целью и гипотезой были использованы следующие методы исследования: метод изучения психолого-педагогической литературы и документации, метод изучения продуктов деятельности, констатирующий эксперимент, метод количественного и качественного анализа полученных результатов.

Организация исследования. Исследование проводилось в 2014 г. на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 78» г. Череповца. В нем участвовало 20 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении полученных данных, выявлении закономерностей изменения функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе подготовки к школьному обучению, уточнении содержания и направлений коррекционно-развивающей работы.

Прикладная значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, работающими с данной категорией детей для формирования функционального базиса письма.

В нашей работе были использованы следующие методики:

• Логопедическое обследование.

• Нейропсихологическая методика экспресс диагностики «Лурия-90» (по Э.Г. Симерницкой).

• Нейропсихологическая диагностика речевой патологии у детей (по Т. Фотековой, Т. Ахутиной).

Дети с высоким уровнем сформированности функционального базиса письма -полностью сформированы показатели разномодального гнозиса, праксиса, зрительно-моторная координация (нормативные показатели сформированности функционального базиса письма - 3 ребенка).

Дети со средним уровнем сформированности функционального базиса письма -отмечается недостаточно сформированность показателей разномодального гнозиса, праксиса, зрительно-моторная координация. Страдает точное воспроизведение образца при срисовывании письменного текста, группы точек (пограничные показатели сформированности функционального базиса письма - 12 детей).

Дети с низким уровнем сформированности функционального базиса письма -отмечаются ошибки в ориентировке в окружающем пространстве и на плоскости, характерна несформированность оптико-пространственного праксиса. Отмечается недоразвитие симультанного и сукцессивного гнозиса, предметного, буквенного, оптико-пространственного гнозиса. У испытуемых выявляется несформированность зрительно-моторной координации. Практически невозможно точное воспроизведение образца при срисовывании письменного текста, группы точек (патологические показатели сформированности функционального базиса письма - 5 детей).

Анализ полученных данных показал, что в изучаемой группе не выявлены дети с нормативными показателями сформированности функционального базиса письма. Два ребенка имеют пограничные показатели сформированности функционального базиса письма. Восемь детей - это дети с патологическими показателями сформированности функционального базиса письма.

Коррекционно-логопедическая работа построена на следующих принципах: патогенетический, принцип опоры на сохранное звено психической функции, принцип постепенного усложнения заданий, онтогенетический принцип, принцип наглядности, принцип параллельности, принцип комплексности, принцип взаимосвязи работы логопеда, воспитателя и родителей.

Коррекционно-логопедическая работа включает три этапа:

• подготовительный;

• основной;

• закрепляющий.

Цель подготовительного этапа - формировать положительное отношение к занятиям, мотивацию учебной деятельности.

Цель основного этапа - развитие зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза, формирование зрительно-моторной координации и развитие мелкой моторики; формирование оптико-пространственных представлений.

Цель закрепляющего этапа - закрепить сформированные элементы функционального базиса письма [3,4,5].

Рекомендуется использовать следующие методы и приемы обучения.

Словесные методы: объяснение, беседа, разъяснение; приемы: инструкция, сравнение, образец рассуждения, установка на зрительное запоминание, педагогическая оценка.

Наглядные методы: показ стимульного материала (предметных и сюжетных картинок, иллюстраций); приемы: использование таблиц, схем, показ способа действия.

Практические методы - упражнения; игровые приемы: создание игровой ситуации с помощью грамматических сказок, загадок, игры «Скажи быстро», шарад, кроссвордов.

На всех этапах предпочтение должно отдется практическому и наглядному методам, игровым приемам с учетом ведущей деятельности детей дошкольного возраста.

Воспитатель дублирует занятия по развитию зрительного гнозиса, праксиса, которые проводит логопед. Родители дома закрепляют знания ребенка, полученные в детском саду. В процессе занятий используется рабочая тетрадь, включающая специальные упражнения, задания, элементы кинезиологии.

Продолжительность занятий - 10 -15 минут; частота проведения каждого занятия варьируется 1-2 раза в неделю. Оптимальными формами организации являются подгрупповые занятия (с разделением детей в группе на 2 подгруппы на сильных и слабых детей в зависимости от уровня психомоторного развития), и фронтальные занятия.

Подгрупповые занятия использовались на первом этапе коррекционно-логопедической работы, направлены на развитие функциональных предпосылок, таких как увеличения объема внимания, развитие словесно-логического мышления, кратковременной памяти.

Фронтальные занятия проводились на втором и третьем этапах обучения, направлены на развитие психологических предпосылок письма.

Особенностями коррекционно-логопедической работы по формированию функционального базиса письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР являются следующие: этапность коррекционно-логопедической работы с учетом ряда принципов, использование определенных методов и приемов обучения, а также организация работы по целому ряду направлений: развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса); расширение объема и уточнение зрительной памяти; формирование оптико-пространственных представлений; развитие зрительного анализа и синтеза; развитие зрительно-моторной координации; развитие мелкой моторики.

Литература

1. Безруких М. М. Обучение письму [Текст] / М.М. Безруких - М., 1997. — С. 11-12

2. Безруких М. М. Прикладная психофизиология [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М. М. Безруких - М., 2000 -С.125-144

3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / Корнев А.Н. - СПб., 1997

4. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейрофизиология и проблемы обучения в общеобразовательной школе [Текст] / А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова - М.,1997.

5. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н. Садовникова - М., 1995

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.