Научная статья на тему 'Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников'

Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1686
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / MODEL / MODELING / PROGRAM / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL / SENIOR PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлянская Юлия Борисовна

В работе представлены теоретические и эмпирические обоснования моделированию процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников. Проведена апробация Программы преобразующего психолого-педагогического взаимодействия разработанной на базе авторской модели; обсуждены результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling of processes of formation of psychological readiness to learn at school among older pre-schoolers

The paper presents theoretical and empirical justification of modeling of processes of formation of psycho-logical readiness training-teaching in school for older preschoolers. Conducted testing of Program changes associated with shedding of psycho-pedagogical interaction based on the author model; discussed the results.

Текст научной работы на тему «Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75006 УДК 159.9

Орлянская Юлия Борисовна,

Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт.

- 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75006. - 0,4 п. л.

- URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный

педагогический университет», г. Челябинск

[email protected]

Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников

Аннотация. В работе представлены теоретические и эмпирические обоснования моделированию процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников. Проведена апробация Программы преобразующего психолого-педагогического взаимодействия разработанной на базе авторской модели; обсуждены результаты.

Ключевые слова: моделирование, психологическая готовность к обучению в школе, старший дошкольник, модель, программа.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л. И. Божович, Л. ^ Выготский, В. В. Давыдов, В. И. Долгова, Р. В. Овчарова, Е. И. Рогов, И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина, С. С. Журбенко, Н. В. Крыжановская [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]). На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна носить сглаженные формы и обеспечить построение содержания образования в целостную систему. Сложившаяся ситуация зачастую порождает неоднозначную позицию в области подготовки детей к обучению в школе, что приводит к увеличению психической нагрузки детей в дошкольных образовательных учреждениях, форсированию темпов индивидуального и нормативного возрастного развития ребенка. Это создает неблагоприятные предпосылки для выполнения системы требований, предъявляемых школой к ребенку (ответственное отношение к учебе, свободное управление поведением, систематическое и планомерное овладение знаниями, установление произвольных форм общения с учителем, налаживание контактов с товарищами по учебе и дальнейшему психологически безопасному общению в подростковом и юношеском возрастах (В. И. Долгова, П. Т. Долгов, Н. В. Крыжановская [9]).

Психологическая готовность ребенка школьному обучению - это один из важных итогов психологического развития в период дошкольного детства.

Развитие детей в детских садах также стало снижать свой прежний уровень из-за:

1) недостаточного финансирования государством дошкольных учреждений, что ведет в определенным проблемам в этой сфере;

2) очень малой заработной платы воспитателей, что приводит к текучести кадров (зачастую - высококвалифицированных;

3) снижение энтузиазма работать именно в детских садах и дошкольных учреждениях.

Вследствие это ведет к недостаточной психологической развитости ребенка к моменту перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. И именно здесь остро ставится задача определить психологическую готовность к школьному обучению. Особое внимание этому уделяют психологи и педагоги, ведь вовремя

f\j ■Л f\j

ART 75006

науш.о-методический электронный журнал

УДК 159.9

Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт.

- 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75006. - 0,4 п. л.

- URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

определить готовность ребенка к школьному обучению - важнейшая задача, которая повлияет на будущее ребенка, и возможно, на его жизнь в целом. Поэтому целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психологического развития детей.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослым, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться.

В зарубежной педагогике и психологии исследование психолого-педагогической готовности ребенка к школе связано с поиском методов, форм и способов ее диагностики (А. Керн, Я. Йерасек, Й. Шванцара, Г. Витцлак и др.). В связи с изменением учебных программ и появлением разнообразных образовательных учреждений (гимназии, школы, лицеи) повысились требования к умственному и психическому развитию ребенка.

Поэтому исследования психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению были и остаются приоритетным научным направлением в России и за рубежом. Под психологической готовностью мы понимаем индивидуально-психологическую направленность, настроенность на произвольную деятельность, на взаимодействие с взрослыми, мобилизованность способностей на активные и целесообразные умения, действия для качественного овладения учебной деятельностью.

Исследования психолого-педагогической готовности к школе основываются на положении, что обучение следует за развитием, поскольку считается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Ерофеева и др.).

Проведенный анализ научных работ свидетельствует о том, что имеются различные подходы к пониманию сущности психологической готовности ребенка к школьному обучению, ее структуры, направлений решения данной проблемы. В состав готовности к овладению учебной деятельностью входят такие компоненты, как принятие учебной задачи и удержание ее в памяти, овладение обобщенными способами решения учебных задач, а также овладение действием контроля и оценки.

Основными компонентами психологической готовности является принятие учебных задач, овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки; сотрудничество ребенка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

В контексте данных положений на основе анализа научных исследований по проблемам моделирования нами разработана модель, направленная на формирование психологической готовности в системе дошкольного образовании

Модель психолого-педагогической готовности к обучению в школе включает в себя две подсистемы. Организационную и функциональную. К организационной подсистеме мы отнесли педагогические цели, задачи и условия, к функциональной подсистеме - диагностику и программу формирования готовности к обучению в школе старших дошкольников.

Анализ и обобщение результатов научных исследований указывает на возможность использования с целью формирования у старших дошкольников качеств, необ-

«vi О nj

КОНЦЕПТ

Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт.

- 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75006. - 0,4 п. л.

- URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75006 УДК 159.9

ходимых для полноценного овладения ими основными компонентами учебной деятельности, т. н. учебно-игровой деятельности. Решению данной задачи посвящается следующая, вторая глава нашего исследования.

Исследование готовности к обучению в школе среди старших школьников, проходило в четыре этапа.

1. Поисково-подготовительный этап. На данном этапе выполнен теоретический обзор литературы по проблеме психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников, определены психологические особенности готовности к обучению в школе, подобраны методики диагностики готовности к обучению в школе для данной категории детей.

2. Опытно-экспериментальный этап. Определение общей стратегии обследования и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, тетради, поделки, предметы увлечений и т.д.); проверка выдвинутых гипотез относительно сущности, характера и причин имеющихся трудностей и нарушений.

3. Формирующий этап. Цель данного этапа - формирование у старших дошкольников детских садов психологической готовности к овладению учебной деятельностью посредством программы формирования психологической готовности к обучению в школе, направленной на становление у старших дошкольников готовности к обучению в школе.

4. Контрольно-обобщающий этап - это заключительный этап исследовательской работы. Он включает в себя обработку совокупности полученных данных, постановка психологического диагноза, составление условно - вариантного прогноза и разработка рекомендаций для программы формирования готовности к обучению в школе для старших дошкольников.

Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сводная таблица «Психологическая готовность к школе старших дошкольников» (констатирующий эксперимент)

Методика исследования Уровень психологической готовности к обучению в школе (40 человек), %

Низкий Средний Высокий

«Ориентационный тест школьной зрелости» Керн-Йерасека 10 70 20

Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой 30 70 0

«Скрининговый тест школьной зрелости» О.В. Соколова, В.И. Чиркова 20 50 30

Итого общий результат по трем методикам, % 20 60 20

Большинство испытуемых (60% - 24 испытуемых) по результатам исследования трех методик имеют средний уровень психологической готовности к обучению в школе. Также имеются испытуемые, которые показали низкий (20% - 8 испытуемых) и высокий (20% - 8 испытуемых) уровни психологической готовности к обучению в школе. Исходя из результатов исследования, испытуемым, имеющим низкий и средний уровни необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе.

м Q м

ART 75006

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт.

- 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75006. - 0,4 п. л.

- URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Результаты проведенного исследования показывают необходимость коррекци-онно-развивающих занятий с испытуемыми для повышения психологической готовности к обучению в школе.

На фоне будущего поступления в школу недостаточный уровень готовности к школьному обучению должен быть устранен посредством применения специально разработанной программы под названием «Путешествие в мир знаний», целью которой является сформировать внутреннюю позицию школьника и направлена на формирование психологической готовности к обучению в школе.

Данная программа была апробирована МБДОУ детский сад № 343 г. Челябинска с декабря 2012 г. по май 2013 г. В формирующей стадии эксперимента принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста из трех групп. Занятия продолжительностью 30 минут проводились три раза в неделю. Они, с учетом индивидуальных особенностей испытуемых, включенных в формирующую стадию исследования, строились таким образом, чтобы не допустить переутомления детей: применялись физ-культпаузы, переключение внимания и т. д.

В основе коррекционно-развивающей программы лежат следующие принципы:

1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.

2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.

3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.

4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

Основная задача программы: Создание условий для формирования всех видов готовности детей к обучению в школе.

Реализация программы проходит в 4 этапа:

1. Ориентировочный этап (2 занятия).

2. Этап накопления положительных образов (2 занятия).

3. Коррекционно-развивающий этап (17 игровых занятий).

Каждое занятие включает задачи четырех блоков, направленных на развитие:

- Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).

- Произвольного и непроизвольного внимания.

- Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).

- Творческого воображения.

- Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.

- Формирование позитивно мотивации.

При проведении коррекционных занятий была обнаружена положительная динамика психологической готовности к обучению у старших дошкольников. Поэтому после проведения коррекционной программы, для проверки изменений в уровне психологической готовности к обучению в школе старших дошкольников, осуществлено повторное исследование уровня их готовности к школе на той же самой выборке испытуемых. Полученные результаты контрольного этапа исследования представлены в табл. 2.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75006 УДК 159.9

Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт.

- 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75006. - 0,4 п. л.

- URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Сводная таблица «Психологическая готовность к школе старших дошкольников» (контрольный эксперимент)

Таблица 2

Методика исследования Уровень психологической готовности к обучению в школе (40 человек), %

Низкий Средний Высокий

«Ориентационный тест школьной зрелости» Керн-Йерасека 10 50 40

Методика определения готовности к школе Л.А. Ясюковой 20 70 10

«Скрининговый тест школьной зрелости» О.В. Соколова, В.И. Чиркова 10 50 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого общий результат по трем методикам, % 10 50 40

Следует отметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе после проведения программы увеличилось на 20%, количество детей с низким и среднем уровнями психологической готовности к школе снизилось на 10%. Эти результаты подтверждают эффективность разработанной нами модели и программы по формированию готовности детей к обучению в школе.

О высокой степени надежности результатов (по готовности кт обучению в школе) свидетельствуют значения Т-критерия Вилкоксона, полученного при сопоставлении данных констатирующего эксперимента и контрольного эксперимента: Tэмп. = 165,5 при р < 0,01 при Т(0,01) = 238, следовательно, Тэмп. < Ткр., полученные показатели попали в зону значимости, т.е. различия значимы. Другими словами, количество и интенсивность сдвигов в сторону их увеличения достоверно превышает тенденцию сохранения их на прежнем уровне. То есть коррекционно-профилактическая работа со старшими дошкольниками дала положительный эффект.

Полученные положительные результаты ни в коей мере не говорят о прекращении работы. Наоборот, работы следует продолжать в виде комплекса развивающих и поддерживающих мероприятий.

После проведения коррекционной работы и обработки результатов, проведена работа с родителями и воспитателями, разработаны рекомендации.

Полученные результаты исследования позволяют сделать ряд выводов.

1. Проведенный анализ педагогической и психологической литературы позволил нам определиться с подходами к пониманию учебной деятельности, выявить характеризующие ее особенности, вычленить основные ее составляющие. Мы уточнили понятие «психологическая готовность к обучению в школе» и выделили ее основные компоненты.

2. На основе деятельностного, личностно ориентированного, системного подходов была разработана модель формирования психологической готовности к школе у старших дошкольников, реализация содержания которой обеспечивается за счет субъектной активности ребенка.

3. Формирование психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении становится эффективнее при организации специальной деятельности. Данная деятельность заключается в выполнении следующих условий:

PU г М

ART 75006

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт.

- 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75006. - 0,4 п. л.

- URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

- основными компонентами психологической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач;

- овладение обобщенными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

- сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребенка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

4. Как показал контрольный этап исследования, внедрение программы по формированию психологической готовности к обучению в школе способствует существенному повышению уровня готовности старших дошкольников к школьному обучению, что подтверждено методом статистической обработки полученных данных с помощью Т-критерия Вилкоксона. Прошли качественную апробацию и могут быть рекомендованы к широкому практическому применению подобранные нами методы исследования степени сформированности у старших дошкольников готовности к обучению в школе.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем процесса подготовки старших дошкольников к обучению в школе. За пределами исследования остались вопросы, связанные с установлением взаимосвязи между уровнем развития произвольно-контекстной формы общения и отдельными компонентами готовности к школе: познавательной активностью, интеллектуальным развитием, волевой регуляцией поведения и т. д. Разработанные нами подходы могут служить основанием для продолжения исследований по этой проблеме на материале других предпосылок учебной деятельности.

Ссылки на источники

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -536 с.

3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. - 613 с.

4. Долгова В.И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации/Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 191-196.

5. Долгова В.И., Журбенко С.С. Пантомимическая активность как детерминанта телесно-психического здоровья дошкольников//Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 4 (24). С. 60-62.

6. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошколь-ника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.

7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. -- М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.

8. Рогов Е.И. Определение психологической готовности детей к школьному обучению // Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ,2005.- 310с.

9. Формирование психологической безопасности общения в подростковом и юношеском возрастах/материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т"; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.]. - Челябинск, 2008.

КОНЦЕПТ

Орлянская Ю. Б. Моделирование процессов формирования психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников // Концепт.

- 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75006. - 0,4 п. л.

- URL: http://e-koncept.ru/2015/75006.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75006 УДК 159.9

Yulia Orlyanskaya,

graduate student, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

Modeling of processes of formation of psychological readiness to learn at school among older preschoolers

Abstract. The paper presents theoretical and empirical justification of modeling of processes of formation of psychological readiness training-teaching in school for older preschoolers. Conducted testing of Program changes associated with shedding of psycho-pedagogical interaction based on the author model; discussed the results.

Key words: modeling, psychological readiness for school, senior preschooler, model, program. Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

(Vi "7 «j

977230412015913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.