УДК 159.922.6
Степанова Любовь Николаевна,
старший преподаватель кафедры психологии и педагогики
Куйбышевский филиал ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный
педагогический университет»
Россия, г. Куйбышев
e-mail: [email protected]
СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Статья посвящена изучению взаимосвязи стилей семейного воспитания и психологической готовности дошкольников к обучению в школе. Эмпирическим путем выявляются особенности личностного, интеллектуального, мотивационного и коммуникативного компонентов готовности к школе, детерминированных разными стилями родительского воспитания.
Ключевые слова: психологическая готовность к школьному обучению, мотивационная готовность к школе, личностная готовность к школе, коммуникативная готовность к школе, интеллектуальная готовность к школе, стиль семейного воспитания.
Stepanova Lyubov Nikolaevna,
senior lecturer of the Department of psychology and pedagogy Kuibyshev branch of Novosibirsk state pedagogical University» Russia, Kuibyshev e-mail: [email protected]
STYLE OF FAMILY EDUCATION AND PSYCHOLOGICAL READINESS OF THE CHILD FOR SCHOOLING
The article is devoted to the study of interrelation of styles of family education and psychological readiness of preschool children to study at school. Empirically revealed features of personal, intellectual, motivational and communicative components of readiness for school, determined by different styles of parenting.
Keywords: psychological readiness for school, motivational readiness for school, personal readiness for school, communicative readiness for school, intellectual readiness for school, style of family education.
На современном этапе развития образования, не смотря на активный поиск и внедрение инновационных педагогических средств и методов обучения, сохраняется важность изучения проблемы взаимодействия школы и семьи как фактора, повышающего эффективность образовательного процесса. Переход от семейного воспитания к школьному обучению в значительной степени обусловлен тем, как родители включились в процесс подготовки ребёнка к первому классу [4], [7]. Психологическая подготовка к школьному обучению - это совместное дело родителей, воспитателей детских садов и учителей начальной школы. При этом главная роль в воспитательно-педагогическом взаимодействии отводится взрослому. Анализ роли взрослого в подготовке ребёнка к школе и адаптации к школьному обучению обнаруживает повышенный интерес специалистов к изучению роли родителей и стиля семейного воспитания как фактора, влияющего на готовность ребенка к школьному обучению. Если особенности личности воспитателя и учителя в их влиянии на развитие ребёнка изучены достаточно подробно [5],[6], то специфика семейного и родительского воспитания обычно остаётся за рамками таких вопросов, как готовность к обучению в школе. Однако научная и социальная актуальность проблемы психологической готовности детей к школе требует исследования стилей родительского воспитания. Всем участникам перехода личности из статуса «дошкольник» в статус «школьник» важно найти ответ на вопрос: «Какие стили воспитания родителей и как именно способствуют эффективной подготовке детей к школе?». Этот вопрос составляет основу научной проблемы нашего исследования.
Объектом исследования выступает психологическая готовность дошкольника к школьному обучению, предметом - взаимосвязь стиля семейного воспитания и психологической готовности дошкольников к школе.
Теоретический анализ работ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгера, Н.И. Гуткина и др., посвященных изучению феномена психологической готовности к школе и работ Л.С. Акопян, Е.А. Меньщиковой, Ю.В. Андросовой, Е.В. Дорофеевой, М.В. Буртмана, В.Я. Мазеевой, Т.Л. Кузьмишиной, анализирующих специфику развития обозначенного психологического явления под воздействием того или иного стиля семейного воспитания [4], [7], позволил нам сформулировать гипотезу исследования, основанную на предположении о том, что стили родительского воспитания влияют на психологическую готовность дошкольников к школьному обучению, а именно:
1) дети, воспитывающиеся в семьях с гармоничным (авторитетным) стилем, отличаются более высоким уровнем психологической готовности к школьному обучению, сформированностью внутренней позиции школьника, адекватной самооценкой;
2) дети, воспитывающиеся в семьях с дисгармоничным (авторитарным, либеральным, индифферентным) стилем, отличаются низким уровнем психологической готовности к школьному обучению, не сформированностью внутренней позиции школьника, низкой самооценкой.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ДОУ «Жемчужинка» Куйбышевского района в октябре-ноябре 2019 года, респондентами выступили 30 детей старшего дошкольного возраста, в возрасте 6-7 лет, а также их родители. В процессе исследования применялись следующие психодиагностические методики: «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко) [6], Анкета для родителей «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (автор Р.С. Немов) [6]; Тест школьной зрелости Керна-Йерасика; «Мотивационная готовность» (автор А.Л. Венгер) [5]; Методика «Какой Я?» (автор Р.С. Немов) [6].
Обратимся к результатам, полученным в ходе применения коэффициента корреляции Спирмена к первичным эмпирическим данным диагностики коммуникативного, интеллектуального и личностного компонентов готовности к школе.
Обнаружена прямая достоверная корреляционная связь между «Авторитетным стилем» семейного воспитания (методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)) и показателем «Коммуникативные качества» (методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»). Данная взаимосвязь говорит о том, что детям, воспитывающимся в семьях с авторитетным стилем свойственен высокий уровень развития коммуникативных способностей. Подобные результаты могут объясняться тем, что авторитетный стиль воспитания характеризуется открытостью для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, он допускает разумное изменение требований, родители учитывают мнение ребенка в ходе обсуждения семейных проблем. Естественно, что подобный стиль воспитания способствует развитию коммуникативной сферы личности дошкольника.
При этом обнаружена достоверная обратная корреляция между «Коммуникативными качествами» (методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?») дошкольников и «Авторитарным стилем» семейного воспитания. Данное обстоятельство может объясняться тем, что авторитарный стиль воспитания категоричен и не терпим к уступкам. Дети в данном случае чувствуют себя дискомфортно и могут попросту бояться выражать собственное мнение, идти на контакт, испытывать трудности в межличностном общении [7]. Кроме того, авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, открытое и эмоционально-терапевтическое общение, поэтому между детьми и родителями редко возникает чувство привязанности, что
впоследствии может приводить к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Следует отметить, что «Авторитетный стиль» (методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)) имеет прямы корреляции с общим интегративным показателем «Интеллектуальной готовности» (тест Керна-Йирасека). Данный факт может объясняться тем, что воспитание в авторитетном ключе может способствовать интеллектуальному развитию ребенка, формировать и поддерживать самостоятельность, познавательный интерес ребенка. В свою очередь, повышенная любознательность и инициативность может приводить к повышению уровня интеллектуального развития дошкольника.
Нами обнаружен интересный эмпирический факт взаимосвязи показателей «Индифферентный стиль» (методика
«Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)) и общий интегративным показателем «Интеллектуальной готовности» (тест Керна-Йирасека). Это говорит о том, что дети, воспитывающиеся в семьях с индифферентным стилем родительского воспитания, обладают высоким уровнем общего интеллектуального развития. Данный факт может объясняться тем, что безразличие родителей, закрытость в плане общения означает отсутствие целенаправленных занятий с ребенком, что не может не отразиться на уровне общего интеллектуального развития. Что в свою очередь может приводить к актуализации когнитивного потенциала, к самостоятельному поиску решения жизненных задач и развитию интеллектуальной функции.
Установлена взаимосвязь между «Авторитетным стилем» («Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)) и показателем «Самооценка» (методика «Какой Я?»). Следовательно, детям, воспитывающимся в семьях с авторитетным стилем, свойственен более высокий уровень самооценки. Данные результаты можно объяснить тем,
что авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка. Вследствие чего, дошкольник чувствуют собственную ценность, как для своих родителей, так и для самого себя. Авторитетный стиль воспитания формирует самостоятельность и автономию ребенка, что также очень положительно сказывается на становлении самооценки дошкольника.
Далее проанализируем взаимосвязь стилей семейного воспитания с показателями мотивационной готовности дошкольников.
Установлена обратная корреляционная связь между «Индифферентным стилем» (методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)) и «Учебно-познавательной мотивацией» (методика «Мотивационная готовность», автор А.Л. Венгер). То есть, дети, воспитывающиеся в семьях с индифферентным стилем родительского воспитания, обладают низким уровнем развития учебно-познавательной мотивации. Получается, что если родители безразличны к тому, чем занимается их ребенок, то и сами дети увлекаются, ведущей в дошкольном возрасте игровой деятельностью, и игнорируют учебные, познавательные мотивы. Им гораздо проще и интереснее играть, нежели учиться читать, писать, заниматься под присмотром взрослых.
Обнаружено, что преобладание «Авторитарного стиля» (методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко) взаимосвязано с «Социальной мотивацией» (стремление к одобрению) (методика «Мотивационная готовность», автор А.Л.Венгер). Следовательно, детям, воспитывающимся в семьях с авторитарным стилем родительского воспитания, свойственна мотивация, связанная с поиском одобрения у авторитетных взрослых. Данное обстоятельство, абсолютно логично, может объясняться тем, что авторитарность родителя порождает у ребенка желание ему угодить. Вполне естественно, что благодаря этому, среди
остальных возможных мотивов в будущей учебной деятельности стремление к одобрению будет одним из ведущих.
Также обнаружена прямая взаимосвязь между «Индифферентным стилем» (методика «Стратегии семейного воспитания» (Н.М. Рухленко)) и «Негативным отношением к школе» (методика «Мотивационная готовность», автор А.Л.Венгер). Данный факт может объясняться несформированностью учебной мотивации. Дошкольники, воспитывающиеся в русле индифферентного стиля, могут предпочитать игровую деятельность, учебной и быть практически не заинтересованы в школе, самой по себе, и в новом социальном статусе, который с ней связан. Такие дети, обычно не любят и не хотят учиться, так как привыкают к отсутствию контроля со стороны взрослых.
Подводя итог исследования, можно сделать следующие выводы:
• коммуникативные способности детей положительно коррелируют с авторитетным стилем семейного воспитания;
• общий уровнем развития интеллектуальной готовности связан с авторитарным и индифферентным стилем воспитания;
• показатели учебно-познавательной мотивации отрицательно коррелируют с индифферентным стилем воспитания;
• внешняя мотивация положительно коррелирует с авторитарным стилем воспитания;
• негативного отношения к школе положительно коррелирует с индиферентным стилям семейного воспитания;
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза нашла свое эмпирическое
подтверждение, дети, воспитывающиеся в семьях с авторитетным стилем, действительно, отличаются более высоким уровнем психологической готовности к школьному обучению, сформированной внутренней позиции школьника, развитыми коммуникативными навыками, адекватной самооценкой. Таким образом, семья как сложный социо - культурно -
психолого - педагогический феномен имеет внутренние механизмы и ресурсы, способствующие развитию компонентов психологической готовности дошкольника к обучению в школе.
Список литературы
1. Акопян Л. С. Школьные страхи у детей с различным уровнем психологической готовности к обучению в школе // Известия Самарского научного центра РАН / Л.С. Акопян. 2010. N 5-1. С.98-102.
2. Андросова Ю.В. Психологическая готовность к школе как фактор обеспечения преемственности основных общеобразовательных программ дошкольного и начального образования // Сибирский педагогический журнал / Ю.В. Андросова. 2012. N 3. С.237-240.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер. 2008.
4. Буртман М.В. Взаимосвязь учебной мотивации школьников и стиля родительского воспитания в семьях с разным количеством детей: Автореф. магист. дис. / М.В. Буртман. - Москва: Изд-во МГППУ, 2016. 6 с.
5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе?/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. Москва: Академический Проект, 2014. 192 с.
6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. Москва: Академический Проект, 2014. 184 с.
7. Дорофеева Е. В. Взаимосвязь уровня психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста со стилем воспитания в семье // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения [Текст]/ Е.В. Дорофеева. 2013. N 32. С.47-55.
References
1. Akopyan L. S. Shkolnye straxi u detej s razlichnym urovnem psixologicheskoj gotovnosti k obucheniyu v shkole. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN. L.S. Akopyan. 2010. N 5-1. P.98-102.
2. Androsova Yu.V. Psixologicheskaya gotovnost k shkole kak faktor obespecheniya preemstvennosti osnovnyx obshheobrazovatel nyx programm doshkolnogo i nachalnogo obrazovaniya. Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. Yu.V. Androsova. 2012. N 3. P.237-240.
3. Bozhovich L. I. Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg: Piter. 2008.
4. Burtman M.V. Vzaimosvyaz uchebnoj motivacii shkolnikov i stilya roditelskogo vospitaniya v semyax s raznym kolichestvom detej: Avtoref. magist. dis. M.V. Burtman. Moskva: Izd-vo MGPPU, 2016. 6 p.
5. Venger L. A., Venger A. L. Gotov li vash rebenok k shkole? L.A. Venger, A.L. Venger. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2014. 192 p.
6. Gutkina N.I. Psixologicheskaya gotovnost k shkole. N.I. Gutkina. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2014. 184 p.
7. Dorofeeva E. V. Vzaimosvyaz' urovnya psixologicheskoj gotovnosti k shkol'nomu obucheniyu detej doshkolnogo vozrasta so stilem vospitaniya v seme. Psixologiya i pedagogika: metodika i problemy' prakticheskogo primeneniya [Tekst] E.V. Dorofeeva. 2013. N 32. P.47-55.