Научная статья на тему 'ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ПРАКТИКА РАБОТЫ'

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ПРАКТИКА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PRESCHOOL EDUCATION / SCHOOLING / CHILDREN'S PSYCHOLOGICAL READINESS / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нозикова Наталья Валентиновна

В статье рассматриваются основные положения формирования психологической готовности к школьному обучению у детей посредством развития у них познавательных интересов и действий в разных видах деятельности на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF ACTIVITY IN THE PROCESS OF DEVELOPING READINESS FOR SCHOOL EDUCATION: FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD REQUIREMENTS AND WORK PRACTICIES

The article discusses the main statements on developing children’s psychological readiness for schooling through the development of cognitive interests and actions in different types of activities based on the requirements of the Federal State Standard for Preschool Education

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ:ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ПРАКТИКА РАБОТЫ»

Н. В. Нозикова

(Хабаровск)

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ПРАКТИКА РАБОТЫ

TYPES OF ACTIVITY IN THE PROCESS OF DEVELOPING READINESS FOR SCHOOL EDUCATION: FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD REQUIREMENTS AND WORK PRACTICIES

В статье рассматриваются основные положения формирования психологической готовности к школьному обучению у детей посредством развития у них познавательных интересов и действий в разных видах деятельности на основе требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, дошкольное образование, школьное обучение, психологическая готовность детей, деятельность.

The article discusses the main statements on developing children's psychological readiness for schooling through the development of cognitive interests and actions in different types of activities based on the requirements of the Federal State Standard for Preschool Education.

Key words: : Federal State Educational Standard, preschool education, schooling, children's psychological readiness, activity.

Содержание понятия «готовность к школьному обучению» развивалось благодаря работам Л. И. Божович, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и многих других авторов отечественной психолого-педагогической школы, заложивших методологические основы современного дошкольного образования. Классические теории, обосновывающие многокомпонентность готовности к школьному обучению, дополняются научными исследованиями и методическими приемами по формированию личности, мотивации и способностей в основных образовательных областях, реализуемых в различных видах деятельности, в соответствии с актуальной ситуацией развития ребенка.

Современные требования к социально-нормативным характеристикам возможных достижений ребенка в возрасте завершения им дошкольного образования

изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). В нем определены целевые ориентиры как основы преемственности двух этапов образования - дошкольного и начального общего, предполагающие формирование у ребенка предпосылок к его будущей учебной деятельности в школьной образовательной среде [16].

Цель статьи состоит в исследовании реализации в практике дошкольного образования основных требований ФГОС ДО по формированию психологической готовности к школьному обучению детей посредством развития у них познавательных интересов и действий в разных социокультурных видах деятельности. Для выполнения первой задачи настоящего исследования рассмотрим методологические основы формирования готовности к школьному обучению.

Исследования психологической готовности к школьному обучению детей включают широкий круг проблем психофизиологического, нейропсихологического, психологического, социального развития ребенка дошкольного возраста, разработку методик и технологий для выполнения диагностических и коррекционно-развивающих программ. Психолого-педагогическое понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается как многокомпонентное.

Так, в работах Л. И. Божович (1968, 1972) готовность к обучению получила название «школьная зрелость», которую определяют два параметра: интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Интеллектуальная зрелость проявляется в определенном уровне ее развития у ребенка и его способности к произвольной регуляции своего поведения в познавательной деятельности. Личностная зрелость сопровождается формированием «внутренней позиции школьника» под влиянием новых потребностей, появляющихся у ребенка старшего дошкольного возраста: познавательной потребности и потребности в социальном общении со взрослым. Следствием произошедших изменений в потребностной сфере личности является изменение ведущей деятельности ребенка, а игра, востребованная в дошкольном возрасте, его уже не удовлетворяет. Это определяет новое содержание мотивационного развития ребенка в возрасте поступления в школу и способствует его успешному включению в новую для него учебную деятельность, отличающуюся осознанными целями и планом по их реализации.

А. В. Запорожец (1977) рассматривал в связи с формированием готовности к обучению в школе уровень развития у ребенка волевой регуляции действий, характеристики познавательной, аналитико-синтетиче-ской деятельности мышления, его мотивации и т. д.

С целью формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению Д. Б. Эльконин (1981) предлагал развивать его произвольное поведение в учебной деятельности. Самоконтроль в произвольном

поведении ребенка начинает формироваться под воздействием внешнего контроля со стороны детского коллектива в совместной групповой игре по правилам. Коллективная игра развивает в дошкольный период произвольный контроль своего поведения, а при поступлении ребенка в школу проявляется в следующих умениях: 1) осознанного подчинения правилам; 2) ориентации в системе требований; 3) восприятия заданий в устной форме; 4) самостоятельного выполнения заданий по зрительному восприятию образца.

Многогранное понятие готовность к школьному обучению включает сочетание морфофизиологических и психологических характеристик, определяющих успешный переход к школьному обучению ребенка старшего дошкольного возраста. Психологические характеристики ребенка, определяющие его успех в освоении учебной деятельности, включают: общую психологическую готовность, проявляющуюся в интеллектуальной и сенсорно-моторной активности; специальную готовность, состоящую в освоении программ дошкольного обучения; общую личностную готовность, выраженную в интегративных показателях произвольности в деятельности, адекватности общения со сверстниками и взрослыми, положительном отношении к школьному обучению.

Итак, методологический подход, сформированный в отечественной педагогической психологии, рассматривает понятие готовность к школьному обучению как многокомпонентное, отражающее морфо-функциональные, психологические и социальные характеристики ребенка старшего дошкольного возраста, необходимые для успешной адаптации к систематическому организованному школьному образованию.

Современные принципы дошкольного образования определяются требованиями ФГОС ДО, основаны на личностно-развива-ющем и гуманистическом взаимодействии всех участников образовательного процесса - взрослых и детей - и призваны обеспечить разнообразие, уникальность и самоценность детства. В научно-методических работах изучаются разные аспекты готовности

к школьному обучению с учетом особенностей современной социальной ситуации развития детей, в том числе рассматриваются характеристики основных образовательных областей - социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности, обозначенных в требованиях ФГОС ДО. Содержание перечисленных выше образовательных областей определяется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, а их освоение реализуется в разных видах деятельности, таких как общение, игра (предметная, коммуникативная, познавательно-исследовательская) и другие виды, рассматриваемые в ФГОС ДО как «сквозные механизмы развития» на всем протяжении дошкольного детства [16, с. 7]. Специфике их освоения в раннем возрасте посвящен ряд психолого-педагогических исследований и разработок методических приемов для программ дошкольного образования.

Так, Л. С. Римашевская и А. Н. Атарова рассматривают разные виды совместной деятельности детей, благодаря которым они получают опыт общения со сверстниками и взрослыми людьми в группе детского сада, представляющей раннюю форму социальной организации. Выполненное авторами на основе методологии субъектного и гуманистического подходов эмпирическое исследование самостоятельности ребенка дошкольного возраста показало, что основу субъектных проявлений его личности составляют начинающие формироваться в этом возрасте ценностные ориентации, избирательность общения в интересах совместной деятельности и на основе привлекательности положительных качеств партнера, свобода выбора в общении, исходя из их личных и деловых мотивов, приобретенный успешный опыт в общей деятельности, готовность к самостоятельным действиям в общении и деятельности [13].

Ключевыми характеристиками игры, по определению Л.С. Выготского, являются воображаемая ситуация и двупозиционность в ее реализации [3].

В работе Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой рассматривается использование игро-

вой деятельности в целях развивающего дошкольного образования и формирования готовности к обучению. Дошкольное образование, по мнению авторов, должно, во-первых, формировать у ребенка психологическую готовность к игровой деятельности; во-вторых, обучать его игре; в-третьих, развивать умение использовать игру в обучении. Целью применения игровой деятельности в развитии ребенка-дошкольника является создание условий для проявления волевого усилия, формирующего произвольность и саморегуляцию в его поведении [9]. В эмпирическом исследовании выявлена отчетливая связь между показателями качества игры детей, социальным принятием ребенка сверстниками и дружбы в зависимости от возраста [8].

В практику дошкольного образования входят инновационные методические способы развития личности и познавательного интереса детей-дошкольников с использованием различных видов деятельности.

Новым социокультурным требованием в современных условиях является проектная деятельность, основанная на алгоритмических умениях. Это определяет необходимость применения специальных психолого-педагогических программ по ее развитию для детей дошкольного возраста, как отмечают Л. В. Воронина и Е. В. Корота-ева. Этапы разработки проекта деятельности включают следующие этапы алгоритма: анализ ситуации с выявлением и уяснением проблемы; целеполагание в формулировании концепции явления; планирование деятельности; подготовку ресурсов для ее осуществления; выбор методов; собственно реализацию проекта; контроль выполнения проекта и анализ его результата.

Применение методики освоения проектной деятельности должно учитывать возрастную специфику детей в формировании и развитии их умения использовать алгоритм в проектной деятельности. Требуется также подготовка воспитателей к выполнению ими проектирования по алгоритму деятельности совместно с детьми [2].

А. И. Савенков с соавторами предлагают методический комплекс по выполнению

наглядных пространственных моделей для развития образного мышления воспитанников подготовительной к школьному обучению группы детского сада на основе деятельности моделирования [14].

Особого внимания требует процесс формирования у детей дошкольного возраста речевой деятельности. Компоненты функциональной системы письменной речи созревают к началу школьного обучения. На их основе формируются системы письма и чтения, осваиваются механизмы понимания письменного текста.

В работе А. А. Алмазовой с соавторами предложена технологическая карта для оценки уровня развития функциональной базы письма и чтения, включающей устную речь; языковую и метаязыковую способность; невербальные предпосылки обучения письму и чтению. Применение технологической карты позволяет выявить уровни готовности детей к обучению грамоте и выделить среди них группы риска по освоению письменной речи [1].

Подводя итог выполненному анализу основных направлений эмпирических исследований и методических приемов для формирования готовности к обучению в школе, следует отметить необходимость особого внимания к созданию и освоению инновационных психолого-педагогических подходов, соответствующих современной ситуации развития, для выполнения задач ФГОС ДО по раскрытию индивидуального потенциала способностей ребенка «как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [16, с. 7].

Рассмотрим основные подходы к формированию и развитию готовности ребенка-дошкольника к школьному обучению.

Комплексно-тематический подход определяет использование в процессе развития, воспитания и обучения ребенка близких и интересных для него тем для занятий, развивающих его исследовательскую активность и эмоциональность, формирующих интеллектуальную и личностную сферу [7].

Инновационные программы, методы и приемы, учитывающие современные социальные и культурные вызовы в психоло-

го-педагогической практике, активно реализуются в дошкольном образовании.

Программа психологической готовности к школьному обучению в условиях реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования «Тропинка к школе», разработанная Е. Ю. Конаныхиной и ставшая номинантом Национального психологического конкурса «Золотая психея» в 2012 году, предназначена для детей 5-7 лет. Программа направлена на формирование познавательных, эмоционально-личностных и коммуникативных качеств ребенка с помощью оригинальных подходов и технологий в использовании на занятиях с детьми разных видов деятельности: игровой деятельности, в том числе в подвижных и развивающих играх; арт-терапевтических техник свободного и тематического художественного творчества; сказкотерапев-тических техник сочинения и рисования по мотивам сказок; музыкальных приемов для усиления воздействия других методов; интеллектуальных игр; игр с целью развития коммуникативных навыков. Мониторинг динамики психологического развития детей в процессе реализации программы осуществлялся с помощью методики Л. А. Ясю-ковой «Готовность к школе: прогноз и профилактика проблем в обучении», а также по отзывам родителей [6].

В авторской программе «Хочу в школу» А. В. Кирейчева и К. Э. Чавдарь реализован комплекс формирующих, развивающих и коррекционных игр для детей старшего дошкольного возраста. Программа ставит цель развития высших психических функций, коммуникативных способностей, формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в детском коллективе, создает предпосылки для развития кругозора и психосоциальной зрелости детей, формирует у них интерес и мотивацию к школьному обучению и будет способствовать в дальнейшем их успешной адаптации в образовательной среде школы [5].

Программа Л. В. Мамедовой и О. Д. Бело-горской «Развивай-ка» по созданию моти-вационной готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

решает задачи формирования внутренней позиции ученика, позитивного эмоционального отношения к школе, переходу на новый уровень самосознания и расширению знаний детей о школьной жизни с помощью методов практической деятельности: игры, обучающих упражнений, выполнения поисковых заданий, тренингов, игровых этюдов и тематического моделирования [10].

Успех реализации программ дошкольного образования основан на принципах организации социального партнерства в деятельности всех социальных групп с единой целью - развития личности ребенка и формирования у него готовности к школьному обучению. Для привлечения родительской общественности к участию в деятельности открытой образовательной системы используются как традиционные (беседы, консультации, родительские собрания, средства наглядной пропаганды), так и инновационные методы, ориентированные на решение индивидуальных проблем ребенка и его семьи (тематический круглый стол, опросы, собеседование с родителями, консультации специалиста по актуальной теме и др.). Предлагаются такие формы, как устный журнал для родителей с разными темами на каждой странице, семейная спортивная олимпиада, консультации посредством почты доверия или телефона доверия, проведение интеллектуальных рингов для детей и родителей, интервью на актуальные темы с родителями и детьми, организация конкурса семейных талантов, аукциона семейных секретов воспитания, семейных проектов «Наша родословная» и тематических выставок [4; 12].

В заключение отметим, что в практике национальных педагогических школ одинаково высоко оценивается значение раннего образования и признается необходимость развивать и совершенствовать этот процесс, но в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования реализуются разные стратегии.

Различия определяются основополагающими целями, содержанием регламентирующих документов, методами работы с детьми, их семьями, образовательными и общественными организациями. Так, например, педагогический подход Японии в большей степени

выделяет регламент взаимодействия между педагогами. В Финляндии действует общая методологическая основа дошкольного образования, а инновации в ее практической реализации определяют сами дошкольные организации. В Австралии акцентируется работа на подготовительной ступени к школьному обучению и развитие вовлеченности родителей во взаимодействие с детьми, педагогами и друг с другом [11].

В педагогике и психологии России сформирован методологический подход, рассматривающий понятие готовность к школьному обучению как многокомпонентное, отражающее морфофункциональные, психологические и социальные характеристики ребенка старшего дошкольного возраста, обусловливающие его успешную адаптацию к следующей ступени школьного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт России определяет в числе основных современных принципов дошкольного образования: полноценное развитие ребенка на всех этапах детства; индивидуализацию дошкольного образования ребенка; содействие и сотрудничество всех субъектов образовательного процесса - детей и взрослых; поддержку инициативы детей; сотрудничество с семьей; освоение социокультурных норм и традиций; развитие познавательных интересов и умения действий ребенка в разных видах деятельности; возрастное соответствие дошкольного образования; внимание к этнокультурной ситуации развития ребенка.

Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения дошкольного образования, помимо прочих, определяют необходимость освоения ребенком основных культурных способов и видов деятельности, развитие у него инициативы и самостоятельности в выборе для себя рода занятий и участника для совместной деятельности.

Комплексный принцип реализации дошкольного образования определяет формирование у ребенка-дошкольника умений в основных способах деятельности, а также в видах деятельности, соответствующих современным социокультурным требованиям, как сквозной механизм его развития и готовности к школьному обучению.

Литература

1. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., Соловьёва Т.А. Состояние готовности детей к обучению письму и чтению: концепции и результаты исследования // Проблемы современного образования. - 2017. - № 4. - С. 94-113.

2. Воронина Л.В., Коротаева Е.В. О готовности к проектной деятельности в дошкольном образовании // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 8. - С. 50-56. DOI: 10.26170/po19-08-07

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб.: Питер, 2001. - С. 56-79.

4. Жукова О.Г. Социальное партнерство в условиях стандартизации дошкольного образования // Человек и образование. - 2019. - № 1 (58). - С. 92-97.

5. Кирейчев А.В., Чавдарь К.Э. Формирование и развитие психологической готовности детей к школьному обучению в рамках авторской программы «Хочу в школу» // Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация». - 2018. - № 6. - С. 152-156.

6. Конаныхина Е.Ю. Программа психологической готовности к школьному обучению в условиях реализации ФГОС НОО «Тропинка к школе» (методическое пособие) // Национальный психологический конкурс Золотая Психея по итогам 2012 года. Номинация «Проект года в психологической практике» [Электронный ресурс]. URL: https://psy.su/ psyche/projects/577/ (Дата доступа: 12.02.2020).

7. Кошкина В.С., Реброва В.И. Комплексный подход как условие реализации основной образовательной программы дошкольного образования // Человек и образование. - 2018. - № 2 (55). - С. 145-149.

8. Коэльо Л., Торрес Н., Фернандес К., Сантос А. Дж. Качество игры, социальное принятие и взаимная дружба у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 1 (91). - С. 70-79.

9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста // Психолого-педагогические исследования. - 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 5-21. DOI: 10.17759/psyedu.2019110401

10. Мамедова Л.В., Белогорская О.Д. Программа «Развивай-ка» как средство формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. -2014. - № 3. - С. 177-180.

11. Нисская А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 1 (91). - С. 18-33.

12. Нозикова Н.В. Опыт организации интегративного обучения в средней общеобразовательной школе № 3 г. Хабаровска // Дефектология. - 2011. - № 3. - С. 81-86.

13. Римашевская Л.С., Атарова А.Н. Изучение субъектных проявлений ребенка в процессе взаимодействия со сверстниками и развитие детской самостоятельности в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета // Современное дошкольное образование. - 2019. - № 1 (91). - С. 58-69.

14. Савенков А.И., Цаплина О.В., Полковникова Н.Б., Смирнова П.В., Муродходжаева Н.С. Развитие образного мышления дошкольника в процессе наглядного моделирования: моно-гр. / под науч. ред. О.В. Цаплиной. - СПб.: ООО «НИЦ АРТ», 2019. - 122 с.

15. Стратегические ориентиры развития дошкольного образования в современном мире Научно-методический сборник к 100-летию организации государственной системы дошкольного образования в России / под общ. ред. Т.Б. Соломатиной. - М.: Московский государственный областной университет, 2019. - 176 с.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом от 17 октября 2013 г. № 373) [Электронный ресурс]. URL: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (Дата доступа: 15.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.