Научная статья на тему 'От модели выпускника ДОУ к модели выпускника нш'

От модели выпускника ДОУ к модели выпускника нш Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ФГОС / ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕННОЙПРОГРАММЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В статье рассматриваются проблемы преемственности между ДОУ и школой -процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От модели выпускника ДОУ к модели выпускника нш»

От модели выпускника ДОУ к модели выпускника НШ

Вострикова Наталья Евгеньвна/Vostrikova Natalia - воспитатель ВКК, Панина Оксана Леонидовна/Panina Oksana - воспитатель 1 КК МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида № 135»,

г.Воронеж, Коминтерновский р-н

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы преемственности между ДОУ и школой -процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.

Ключевые слова. Дошкольное образование, преемственность, ФГОС, требования к усвоенной программе.

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на

определенную стадию развития, проделанную ребенком.

Л. С. Выготский

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», — писал В.А. Сухомлинский. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для школы — это конституция школьной жизни.

На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГОС выделяется раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Анализ образовательных областей ФГОС НШ выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.

Принятие и утверждение ФГОС создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: детский сад — начальная школа. Портреты выпускника СП и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей).

Требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС НШ во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника СП. Исходя из ФГОС , так называемые точки соприкосновения деятельности структурного подразделения и школы опираются на направления:

• согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях;

• отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС ;

• обогащение органйзационных форм и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста СОШ :

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание нравственного человека;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.

На дошкольной ступени

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального ка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

На ступени начальной школы.

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни

• совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Реализация общей цели и задач образования детей 3—10 лет требует соблюдения ряда психоло го - пед агогич еских усло вий.

На дошкольной ступени:

• личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

• формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

• построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм . работы с детьми, опора на игру, при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы.

• опора на имеющийся уровень достижений дошкольного детства;

• направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

• сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и, индивидуальных форм активности.

Общие условия:

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

• создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

• учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся й воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

• воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; создание основы для самостоятельного успешного усвоении обучающимися и воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

• осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка;

• доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами школы и СП. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада , учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы преемственности

Работа с детьми:

• экскурсии в школу;

• посещение школьной библиотеки;

• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

• выставки рисунков и поделок;

• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

• участие в театрализованной деятельности;

• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами).

Взаимодействие педагогов:

• совместные педагогические советы (СП и школа);

• семинары, мастер-классы;

• круглые столы для педагогов СП и учителей школы;

• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

• взаимодействие медицинских работников, психологов СП и школы;

• открытые показы образовательной деятельности в СП и открытых уроков в школе; Сотрудничество с родителями:

• совместные родительские собрания с педагогами СП и учителями школы;

• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические гостиные;

• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

• консультации с педагогами СП и школы;

• встречи родителей с будущими учителями;

• дни открытых дверей;

• творческие мастерские;

• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

• образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;

• семейные вечера, тематические досуги;

• визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и

ответов и др.);

• заседания родительских клубов (занятия для родителей и детско-родительских пар).

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно стать развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Список литературы

1. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Просвещение, 1986.

2. Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. - М.: Школьная Пресса, 2008.

3. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. - М.: Просвещение, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.