Научная статья на тему 'Современные проблемы профессионализма сотрудников ОВД'

Современные проблемы профессионализма сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1405
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы профессионализма сотрудников ОВД»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКОВ ОВД

Канд.юрид. наук, доиент В .В .Кожевников

Омский юридический институт МВД России

Демократизация общества во всех его сферах, в том числе и научной, определила пристальное внимание ученых к личностной проблематике, человеческому фактору, от которого в конечном счете зависит эффективность той или иной деятельности. Как известно, в любой социальной системе именно человек выступает элементом, привносящим в нее сознательное начало, обеспечивающим эффективность и совершенствование. Основное достояние страны — ее люди, энергия и инициатива которых является движущей силой развития общества, а качества определяют характер и направление устойчивости формирования человека — центра социальной системы, фокуса, где концентрируются ее связи, отношения и взаимодействия. Каждый человек — не только носитель, но и выразитель качественных характеристик системы, к которой он принадлежит. через свои деятельность и активность. В свое время американский социолог Д.Бэлл в книге "Постиндустриальное общество" писал о появлении нового фактора в области общественных отношений — "большей зависимости темпов экономического развития от человеческого капитала, чем от капитала денежного"(1).

Итак, в любой социаыьной системе человек должен высту пать как главный компонент. Не исключение и яравовая система. Более того, ее связь с "человеческим фактором" особенно наглядна. Как известно, личность взаимодействует с государством и обществом, в основном, через право, закон, нормативно-правовые акты, которые непосредственно определяют ее юридическое состояние, права, обязанности. ответственность. В правовой системе личность занимает центральное место и выступает во многих качествах — гражданина, субъекта права и правоотношений, носителя прав и обязанностей, свободы и ответственности, правового сознания, праводееспособности. правового статуса. К ней обращены юридические предписания, от нее зави-

сят состояние законности и правопорядка, уровень правовой культуры общества. Она — объект судебной и правовой защиты. На ней замыкаются многие юридические явления и категории, фокусируются разнообразные правовые стязи и процессы.

Правовая система соединяет в себе социальную ценность и эффективность. Ценность правовой системы в значительной мере определяется тем. какая роль в ней отводится личности, как охраняются и обеспечиваются ее интересы, жизнь, честь и достоинство, безопасность, какими правами наделена и каковы гарантии этих прав. Иными словами, насколько данная правовая система позволяет личности раскрыть свои возможности, реализовать социальный и нравственный потенциал. Показателем же социальной эффективности правовой системы является ее "реализованная ценность", т.е. состояние законности, уровень социальной активности личности, социальных групп, общества в целом. В этой связи Н. И. Матую в справедливо отмечает, что, с одной стороны, правовая система призвана регулировать человеческую деятельность, а с другой — эта деятельность (разумеется, правомерная) реализует цели и задачи правовой системы (13, 217).

Обращаются к этому предмету научного исследования философия, социология, этика, педагоги-га. психология, а также теория права и государства, изучающая личность через призму поставленных перед данной наукой вопросов. В юридической науке долгое время господствовала тенденция, связанная с необходимостью изучать лишь организационные структуры, недооценивалась роль субъективного начала, творческой активности н свободы человека. Он рассматривался как простой рефлекс социаыьных условий, а сознание, как правило, трактовалось в качестве пассивного отражения действительности. Хотя нередко и говорилось о роли идей, сознания и т.д.. но общая теоретическая схема оставалась неизменной до настоящего признания духовного начала. А.Р.Ратинов подчеркивал, что серьезным недостатком в осмыслении процесса социализации является сведение его к научению, дрессуре, при которых личность рассматривается не как активный деятель, а пассивный объект (21,15). Думается, что во многом этому способствовало влияние на общественные науки такой формы мы-

шления, как технократизм. Последний обычно связывают с НТР. с возлагаемыми на нее надеждами на развитие производства, но все же дело не только и не столько в научно-технической революции, сколько в существующей в обществе системе ценностей. Технократическое мышление — это рассудок. которому чужды разум и мудрость. Для такого мышления не существует категорий нравственности, человеческого переживания и достоинства (22,4). Существенной особенностью технократизма является взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент системы, как объест самых разнообразных манипуляций, а не как личность, для которой характерны не только самостоятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности (7, 97-98).

Между тем ученый-правовед должен в вдеть "категорический императив" в том, "чтобы ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом", ибо теория сяособна овладеть массами, когда она доказывает ас! Ьотшет. и именно тогда она становится радикальной, т.е. понимает вещь в корне, "но корнем является для человека сам человек (12,422). Итак, одно из перспективных направлений личностной проблематики в правоведении заключается в изучении личности правоприменяющего субъекта органов внутренних дел в правоохранительной сфере.

Специальными условиями эффективности правоприменения в органах внутренних дел являются качество законодательства (уголовного, уголовно-процессуального, административного), нормы которого реализуются в процессе правоприменения и определяют правовой статус сотрудника; социальный престиж органов внутренних дел; научно обоснованные критерии эффективности правоприменения в органах внутренних дел; научная организация деятельности их сотрудников: материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса; правовая активность граждан в правоохранительном процессе. Особое место занимает такой фактор, как профессиональная культура.

Нетрудно заметить, что понятие "профессиональная культура'1 является однокоренным по ог-ношению к словам "профессионализм" и "профессионал". Последний, с позиции С.И.Ожегова, трактуется: "человек, занимающийся чем-нибудь как профессией (в отличие от любителя)" (18.543). Анализ американской литературы по проблематике, связанной с профессионализмом в деятельности полиции, позволил Ю.И.Осипову дать следующее определение профессионализма: это совокупность особых знаний и умений, позволяющих полиции выполнять присущие ей функции, в том числе связанные с применением физического принуждения.

Кроме того, автор обращает внимание на следующие признаки профессионализма: 1) соответствующий объем знаний и интеллектуальный уровень; 2) длительный период обучения и подготовки (желательно, в высших учебных заведениях ); 3) соответствие выполняемых функций основным социальным ценностям общества: 4) автономия: 5) мотивации. включающие чувство цели. 6) приверженность к работе, основанная на стремлении удовлетворить интересы населения; 7) чувство общности практических работников; 8) наличие профессионального "кодекса", обеспечивающего внутреннюю дисциплину (19. 543).

Существующий в США Кодекс профессиональной этики служащего полицейских органов является идеологически строго выдержанным документом. рассчитанным на широкое применение. Он. в частности, диктует следующие обязанности полицейского: "...служить людям, защищать невиновных от обмана, слабых — от давления и запугивания, охранять конституционные права граждан на свободу, равенство и справедливость... не допускать, чтобы личные чувства предубеждения, неприязни или дружбы влияли на служебные решения..." (19. 40). Более четкую позицию по проблеме профессионализма занимает Н Л. Гранат, которая профессионализм определяет гак результат реализации профессиональной культуры на уровне общества, группы или личности. Основными составляющими такой культуры, по мнению автора, являются профессионально-правовой (профессионально-юриди-ческий) и профессионально-нравственный комплексы или про(|юссионально-правовая и профессионально-нравственные области культуры, которые функционируют во взаимодействии с другими областями культуры (3, 46). Совершенно права Н.Л.Гранат, подчеркивая в другой работе, что "быть мастером своего дела в сфере правопорядка — значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры. При этом профессиональная культу ра понимается, с одной стороны, как разновидность общей культуры, а с другой — как более высокий качественный уровень прежде всего правовой, а также нравственной культу ры общества, которая играет определяющую роль в выборе правомерного варианта поведения в юридически значимых ситуациях" (4,10-11).

Прежде чем анализировать те или иные проблемы профессиональной культуры сотрудников ОВД, отметим, что все ее комплексы (или области) без исключения имеют одинаково важное значение для эффективности правоохранительной системы.

С точки зрения структу рных элементов правовой культуры личности сотрудника ОВД. наиболее подвижно знание права, без которого невозможны обоснованная, точная и правильная оценка право-

вых явлений, формирование ценностных установок, ориентаций и правомерного поведения. Здесь вполне уместно напомнить принципиальное положение следующего содержания: если для гражданина закон — веление государства, то для юриста — еще и профессиональный инструмент, основа его правомочий и служебной деятельности, непременное условие нормального выполнения функций, взаимодействия с другими людьми. Изучение уровня правовых знаний свидетельствует о том, что в среднем у 30-35% ОВД уровень правовых знаний полностью или частично не отвечает предъявляемым требованиям (16, 39). Поданным социологических исследований, проведенных в 1997 г. Западно-Сибирским отделом (далее — ЗСО) ВНИИ МВД России (опрос 360 молодых сотрудников органов внутренних дел г. Омска, имеющих стаж работы: 29% — до 1 года; 68% — от 1 г. до 2 лет), лишь 24% опрошенных считали достаточным уровень своего образования дтя выполнения возложенных на них обязанностей; 48 — считали необходимым повысить уровень теоретической подготовки; 31% — надеялись приобрести опыт в результате практической деятельности. Между тем в 46% изученных дел причиной следственных ошибок стало отсутствие у следователя необходимых профессиональных познаний и навыков; в 42 — пренебрежительно-нигилистическое отношение к выполнению предписаний уголовно-процессуального закона; в 35 — обвинительный уклон, некритичность и самонадеянность при оценке материалов дела и принятии решения (профессиональная деформация); в 30%» — недобросовестное отношение следователя к выполнению служебного долга, расчет на достижение результата без выполнения всего объема работы по расследованному делу (23, 1-13).

В чем причины такого положения?

Во-первых, в силу ряда факторов уровень подготовки юристов в высших учебных заведениях системы МВД имеет тенденцию к падению и не соответствует современным потребностям общества. Более того, гак отмечают ученые, такое "квазиюри-дическос образование'' способно дискредитировать профессию юриста (24, 9).

Во-вторых, необходимо учитывать, что правовые знания, полученные в стенах вуза, имеют тенденцию к старению, тем более это проявляется в период динамичного изменения общественных отношений. Поддерживать же должный уровень правовых знаний сложно при отсутствии продуманной системы подготовки (переподготовки) сотрудников ОВД в послевузовский период. Большим потенциалом в этом отношении обладает служебная подготовка, однако, по мнению 61% респондентов, изучение нормативных документов один раз в неделю страдает формализмом, проводится некачественно.

Хотя, на наш взгляд, именно здесь можно было бы использовать помощь опытных юристов: судей, работников прокуратуры, ученых-юристов, в том числе и на контрактной основе.

В-третьих, обращает на себя внимание отсутствие контроля за уровнем правовых знаний сотрудников ОВД; он не учитывается при аттестации, повышении в звании и должности. Представляется, что знание соответствующего объема законодательства необходимо возвести для сотрудников ОВД в ранг обязанности. И.И.Карпец подчеркивал, что тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права граждан. Трудно не согласиться с ученым, который утверждал, что "...нельзя быть юристом, бороться с преступностью, если ты не вооружен конкретными знаниями...Если не обладать прочными знаниями права, то можно оказаться в положении, когда не будешь знать, что делать: привлекать человека к ответственности, не боясь, что нарушаешь законность, ущемляешь права личности. еще хуже — поступаешь незаконно, оскорбительно, или, наоборот, не примешь мер к задержанию истинного преступника, не сумеешь изобличить его, или. что совсем плохо, пройдешь мимо деяния, от которого пострадали или могут пострадать интересы государства или конкретного человека" (8,100,123).

Следует взять на вооружение опыт профессиональной подготовки офицеров полиции зарубежных стран, где единственным критерием в продвижении по служебной лестнице являются специальные, в том числе правовые, знания, уровень которых подтверждается в процессе экзамена (25). В современных условиях проблема правовой подготовки становится особенно актуальной для органов внутренних дел России. Свыше 40% сотрудников не имеют специального юридического образования (14, 40). Между тем, по данным ЗСО. 50%» опрошенных сотрудников ОВД хотели бы получить высшее. 19 — среднее юридическое образование, 5 — не хотели получить никакого. 8%» — затруднялись ответить.

Многочисленные криминологические исследования свидетельствуют, что знания и понимания права недостаточно для правомерного поведения, ибо сами по себе они не удерживают от правонарушения (10, 45-46). Главное заключается в отношении лица к охраняемым законом нормам и ценностям. обществу, его интересам, отдельным лицам. Социологические исследования показали, что причинами нарушения закона в связи со служебной деятельностью являлись в 11% случаев требования начальников; в 6 — сложившиеся в связи со служебной деятельностью традиции, обычаи; в 21 — желание добиться необходимого результата: в 36 — отсутствие нормативного законодательства; 8% указали иные причины. Интересно заметить, что

среди причин, послуживших поводом к увольнению из ОВД (отсутствие перспективы служебного роста, возможности получить жилье, семейная и бытовая неустроенность, низкая заработная плата и т.д.), 2% респондентов указали на необходимость нарушения закона (данные ЗСО). Без сомнения, это настораживает, не случайно среди сотрудников органов внутренних дел бытуют такие рассуждения, как: "любая, даже самая демократическая, власть немыслима без насилия" или высказывания типа: "йога жестока наша жизнь — будут жестоки и милиционеры"^)).

В процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется уровню их психологической культуры. Поскольку цели правоприменительного процесса и его стадий — установление истины, получение информации, относящейся к исследуемым обстоятельствам, ее всесторонняя проверка и оценка для вынесения законного и обоснованного решения. то властные полномочия должностных лиц ОВД и их познавательная деятельность должны быть направлены на то, чтобы эффективно использовать возможности участников процесса для достижения поставленных целей. Поэтому правоприменители, опираясь на свои полномочия, организуют отношения и действия участников процесса, направляют их в форму, предписываемую законом, воздействуя на сознание и волю каждого указанными в законе способами. Психологическое своеобразие этой деятельности заключается не только в творческом характере, имеющем сходство с исследовательской работой, но и в том, что она зачасту ю превращается в арену столкновения многочисленных правовых представлений, чувств и идей (11,68). В этой борьбе психологии, интеллекта, воли, нравственных принципов работников ОВД, с одной стороны, и лиц, заинтересованных в негативном исходе дела, с другой —успех должен быть на стороне первых. Однако для его достижения, претворения должного в сущее не менее важно не только знать возможности науки и уметь их использовать, но и быть хорошим юристом и умелым психологом, применяющим соответствующие тактические приемы. Выработка нужных психологических качеств и свойств — интеллектуальных, эмоциональных, волевых — способствует укреплению законности в ОВД, ибо их работникам часто приходится действовать в конфликтных, стрессовых ситуациях. Поданным социологических исследований, проведенных ЗСО, 7% респондентов хотели бы расширить свой кру гозор в области культуры; 6 - в педагогике: 15 — в экономике; 1— в политике: 10 - в управлении; 10 - в технических науках; 61 - в юриспруденции; 37 -в психологии; 1% указали иные области. Интерес сотрудников к психологии неслучаен, ибо слабая

психологическая подготовка является хроническим болезненным изъяном их профессиональной деятельности. Именно это наталкивает сотрудников ОВД на использование силовых методов, насилия, угроз и других незаконных мер. В современных условиях требуется глубокое понимание того, что специальное юридическое обучение без профессионально-психологической подготовки — скрытый и опасный дефект, который в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности может свести на нет юридическую подготовку сотрудника и привести к срывам и ошибкам. Известно, что именно психологическая совместимость, контакт с тем. кто совершил преступление, со свидетелями или потерпевшими, боящимися давать показания по каким-либо причинам, и другими людьми, с которыми сотрудник сталкивается в процессе своей деятельности, могут привести к успеху. Формирование психологического контакта сотрудника с участниками уголовного процесса является тактической задачей, разрешаемой зачастую такими тактическими приемами. как коммуникабельное поведение следователя или оперативного уполномоченного, снятие конфликтного настроя у отдельных участников процесса и. что особенно важно, возбуждение интереса и повышение активности к исполнению процессуальных действий yero участников. Наоборот, психологическая неграмотность, слабое владение тактическими приемами даже при хорошем знании закона, как правило, не приводят к желаемым результатам по реализации этого закона. Далеки от практики те, кто считает, что расследование и раскрытие преступлений может быть достигнуто (упрощенно говоря) лишь классическим "вопрос — ответ", бесстрастным и доверчивым отношением к показаниям лица, совершившего преступление, не утруждая себя поисками "лишних доказательств Если это возможно, то лишь тогда, когда работник уголовного розыска или следователь имеют дело с чистосердечным признанием и раскаянием (8. 89).

Наконец, в структуре профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов "больным" местом является их профессионально-нравственная подготовка. Справедливо мнение о том, что обществу нужен не только профессионал, а личность с прогрессивным мышлением, способная защищать интересы и права человека (15, 135). Государство, стремящееся стать правовым, должно в первую очередь обеспечить уважение и соблюдение прав человека, личности. Дыя этого нужны не только могучие правоохранительные структуры, но и надежные юридические барьеры на пути произвольного распоряжения властью Сделать это невозможно без четкого и полного законодательного урегулирования тех сторон государственной деятельности, которые прямо или косвенно связа-

ны с вторжением в права человека. Особую остроту проблема уважения прав личности, вовлеченной в правоприменительный процесс, ее законных прав, свобод, интересов, чести и достоинства приобретает применительно к правовому регулированию деятельности милиции — той 'силовой" государственной структу ры, которая для выполнения основной задачи по защите человека и его прав от преступных посягательств, пожалуй, чаще каких-либо других органов вынуждена действовать методами, прямо или косвенно ограничивающими эти права. Социологические исследования дают ясную карти-1?у причинения вреда чести и достоинству личности в сфере уголовного судопроизводства, в частности. на стадии предварительного расследования. Так. 84,6% из 200 опрошенных следователей наблюдали оскорбление одних участников процесса дру гими. Из 220 свидетелей, опрошенных на предварительном следствии. 20 заявили, что общение со следователем причинило им нравственное страдание, выразившееся в умалении их достоинства, 7 указали на грубость следователя, 3 были оскорблены отсутствием такта: остальные обратили внимание на пренебрежительное отношение к свидетелю при производстве допроса и следственных действий (5,44).

Важнейшей особенностью поведения указанных должностных лиц выступает авторитарный, неумеренно властный характер их действий. Им присущи косные стереотипы и взгляды на отношения с людьми: представление о вседозволенности, собственной "карательной миссии", своем исключительном праве на манипулирование другими людьми. К этому добавляется отношение к задержанным, подозреваемым, обвиняемым как к людям, не заслуживающим нормального обхождения. Оценивая их как лиц "второго сорта"*, работники правоохранительных органов допускают возможность применения к ним любых средств воздействия. Здесь налицо нравственно-правовая деформация сотрудников ОВД, их профессионально-нравственной культуры, необходимой для того, чтобы исключить фор-мально-бюрократическую реализацию закона, чтобы, исходя из требований общественного долга, чести, совести, социальной справедливости, правильно осуществлять задачи, связанные с охраной законных прав и интересов личности. Перед каждым сотрудником должна стоять достаточно трудная задача преодоления профессионально-нравственной деформации. Решение этой задачи сотрудником усложняется тем, что он в своей профессиональной деятельности каждодневно сталкивается "отнюдь не с лучшими образцами человеческой природы, не с самыми светлыми сторонами человеческого бытия" (8, 5).

В этой связи И.И.Карпецобращал внимание на то, что сыск, преследование, задержание преступ-

ников настолько специфичны по форме, что способствуют рождению психологии "преследователя'", когда человек забывает, что не все средства хороши для достижения цели. Как только в человеке развиваются эти черты и он теряет са мокрити1 шость и контроль над собой, он становится специалистом с деформированной психикой и просто опасен. Именно такие люди и ищут наиболее "простые"' ходы, стремятся господствовать над теми, кто попал в их руки (9,52).

Для них человек — средство достижения цели. По мнению граждан г.Омска (данные опроса 500 респондентов, проведенного ЗСО), более всего авторитет милиции подрывают равнодушие, низкая культура общения с гражданами. В 1997 г. на эту причину указали 40% опрошенных.

Известную сложность в ряде случаев представляют отношения с обвиняемым. Трудно требовать от сотрудников уважения к убийце или растлителю малолетних, однако даже к лицам, совершившим тяжкое преступление, не должны проявляться бездушие, черствость, глухое недоверие. Необходимо, чтобы эмоции работника органов внутренних дел не препятствовали этим лицам полностью использовать свои права, ибо по отношению государства и органов к обвиняемому, по обеспечению его прав, законных интересов и установлению правового статуса в какой-то мере можно судить о демократизме общества и государства, надежности защиты прав и свобод личности, уровне законности в борьбе с преступностью. В деятельности сотрудников правоохранительных органов важную роль иг-рают такие нравственно-психологические качества, выражающие их моральный облик в сфере общения. как выдержка, уравновешенность. Спокойный гон при общении с гражданами свидетельствует о культуре сотрудника правоохранительных органов и его внутренней самодисциплине, уверенности в себе, уважении к людям (2.34-35).

В заключение отметим, что проблемы профессионализма сотрудников ОВД являются сложными, требующими изучения с целью совершенствования правоприменительной деятельности в правоохранительной сфере. Здесь же мы осветили лишь некоторые аспекты профессионализма ОВД. Повышение профессионализма личного состава правоохранительных органов не должно быть самоцелью. Его совершенствование диктуется сегодняшним днем: профессиональная и организованная преступность определяет состояние общей преступности. После 1994 г. престу пность в России окрепла, возникли 8 тысяч группировок, которые контролируют более 65% экономики страны. Две сотни из них имеют глубокие криминальные связи в 50 странах мира (6). Существование профессиональной преступности обусловливает необходимость функ-

ционирования сотрудников правоохранительных органов с высоким уровнем профессиональной культуры. В этой связи вполне уместны размышления следу ющего содержания. "Нет бесполезных и ненужных профессий. Только нужно всегда быть профессионалом. И приносить людям пользу: юристу, в частности. — отстаивать справедливость" (8.6).

Литература

1. Америка. — 1974. — №215.

2. Бакуменко В.П., Бублик С.А. Особенности профессиональной деятельности правоохранительных органов и требования к нравственно-этической культуре сотрудников органов внутренних дел. — Киев, 1989

3. Гранат H.JT. Профессионализм как принцип организации и деятельности органов внутренних дел// Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: История и современность. М.. 1990 — С.42-54.

4. Гранат H.JI. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. — М.. 1984.

5. Гришин С.П. Охрана чести и достоинства личности при производстве по уголовному делу // Уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения в стадии предварительного расследования. — Волгоград. 1971.

6. Дмитриева О. У всей Европы — пальцы "веером Комсомольская правда. — 1998. — 28 апр.

7. Зинчеико В. Человеческий интеллект и технократическое мышление// Коммунист. — 1998. №3.

8. Кариец И.И. Дело, которому мы служим. — М., 1989.

9. Кариец И.И. Сыск: записки начальника уголовного розыска. — М.. 1994.

10. Коновалова В.Е. Правовая психология. — Харьков. 1990.

11. Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов. Казань. 1975.

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1.

13. Магузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

14. Молчанов A.A. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая культура//Мето-дологические Проблемы воспитательной и кадровой работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. Сиб.. 1991.

15. Морозова JI.A. Судебная реформа и юридический профессионализм //' Гос-во и право. — 1994. -—№3.

16. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. — М.. 1993.

17. Общая теория права: Курс лекций. — Н.Новгород. 1993. -С.222-223.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.. 1984.

19 Осинок Ю.И. Проблемы профессионализма в деяic.ibilocTH полиции США: теория и практика Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность. -

М.. 1990.

20. Пытать противно, но не стыдно /У Общая газета. — 1998. -9-15 апр.

21 Ратинов А. Р. Психология личност и преступника: ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. — М..

1979.

22. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.

23 Характер, причины и способы устранения ошибок в стадии предварительного следствия. — М., 1990.

24. Юридическое образование в России в современных условиях: новые подходы и модели Гос-во и право. — 1993.— №2.

25. Police of Japan National Agency — Tokyo, 1991.

26. The patrol operation. — Washington. D.C.. 1970.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МВД РОССИИ

Канд. пед. наук В.Ф. Дерганее В.П .Соколов

Ижевский филиал Всероссийского института повышения квалификации МВД России

Разработка теоретических и практических проблем служебно-боевой подготовки в рамках плана мероприятий по реализации Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России предусматривает совершенствование действующей системы подготовки кадров. Принципиально новые требования, предъявляемые к качеству обучения личного состава ОВД. требуют пересмотра сложившейся модели служебно-боевой подготовки в учебных заведениях МВД России. Переход на новую философскую парадигму образования означает постановку, как наиболее акту альной, проблемы личностно ориентированного обучения на всех у ровнях многоступенчатой системы образования.

В условиях резкого обострения криминогенной обстановки значительно возросли требования к качеству переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД. Изучение и сравнительный анализ боевой подготовки личного состава показывают, что пока она не рассчитана на получение глубоких знаний и особенно — на приобретение устойчивых умений и навыков действовать в психологически напряженных ст ациях различного вида, построена в расчете на несистематические занятия. В отличие от обучения методике и тактике в обычных условиях, при обучении тактике в экстремальных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.