УДК 159 © В. В. Кожевников, А. Ф. Караваев, 2017
Психологическая культура как компонент профессиональной культуры правоприменяющего субъекта правоохранительной сферы
Владимир Валентинович Кожевников,
доктор юридических наук, профессор, профессор Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
Омск, Россия. e-mail: [email protected]
Александр Федорович Караваев,
кандидат педагогических наук, доцент Омской академии МВД России.
Омск, Россия. e-mail: [email protected]
В качестве субъективного фактора, влияющего на эффективность правоприменения в правоохранительной сфере, выступает не правосознание должностных лиц, которое может быть деформировано, а профессиональная культура, которая представляет собой сложное образование, состоящее из таких взаимосвязанных и равнозначных частей, как правовая, нравственная, политическая, эстетическая и психологическая культура. Именно последней уделяется большее внимание, доказывается ее значимость и необходимость. Слабая психологическая подготовка выступает изъяном профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Недостатки в психологической подготовке часто наталкивают сотрудников на использование силовых методов, насилия, угроз и других незаконных мер. Требуется глубокое понимание того, что специальное юридическое образование без профессионально-психологической подготовки — это скрытый и опасный дефект, который в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности может аннулировать юридическую подготовку сотрудника, привести к срывам и ошибкам. В процессе обучения и в послевузовский период не уделяется должного внимания психологической подготовке сотрудников правоохранительных органов, хотя выработка нужных психологических качеств и свойств (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) способствует укреплению законности в органах внутренних дел, поскольку работникам часто приходится действовать в конфликтных, стрессовых ситуациях.
Ключевые слова: профессиональная культура, психологическая культура, правоохранительная сфера, правосознание, правовая культура, психологическая подготовка.
Для цитирования: Кожевников В. В., Караваев А. Ф. Психологическая культура как составляющий компонент профессиональной культуры правоприменяющего субъекта правоохранительной сферы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 2(69). С. 19-22.
Актуальность настоящей статьи обусловлена тем обстоятельством, что право реализуется не произвольно, не автоматически, а при активном участии его субъектов, обладающих определенным набором соответствующих качеств, среди которых психологические играют не последнюю роль
Анализ юридической литературы показывает, что субъективным фактором, влияющим на правоприменение, чаще всего называют правосознание [1-8], которое может быть прогрессивным, передовым, отрицательным и даже деформированным. Так, С. С. Алексеев считал, что в сложном процессе взаимодействия и взаимообогащения права, юридической практики и правосознания, когда в процессе деятельности правоприменительных органов вырабатываются образцы решения типичных юридических дел, последние выступают в виде явлений правосознания [9, с. 146]. Ученые полагают, что «правовое сознание, особенно профессиональное, влияет на процесс реализации права, воздействуя тем самым на правовой порядок социума» [10, с. 161; 11, с. 408]. В. Л . Кулапов и А. В. Малько утверждают, что правосознанию принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности [12, с . 180]. На наш взгляд, не правосознание и даже не профессиональная правовая культура правоприменяющих субъектов, а их профессиональная культура отражает личностный аспект правоприменения
Нередко авторы необоснованно, по нашему мнению, отождествляют два понятия с разным содержанием: «профессиональную культуру юристов» и их «профессионально-правовую культуру» . Так, Н . Я . Соколов заявляет, что «поскольку обеспечение слаженного функционирования всех элементов механизма правового регулирования, постоянное поддержание его в рабочем состоянии во многом зависят от уровня профессиональной культуры юристов, становится понятной необходимость всестороннего научного исследования проблем профессионально-правовой культуры» [13, с. 43-45]. Или другой пример: «...мы понимаем термины „правовая культура юристов", „профессиональная культура юристов", „профессиональная правовая культура", а также „профессионально-юридическая культура" как совпадающие, равнозначные» [13, с. 45].
По мнению А. П. Гладилина, профессиональная культура правоприменяющих субъектов в правоохранительной сфере представляет «своего рода сплав правовых и нравственных ценностей, которым должен располагать каждый сотрудник, а также устойчивую сумму знаний, навыков и качеств, вошедших в постоянный обиход профессии и составляющих системную целостность, нарушение которой означает снижение, а затем исчезновение культуры как таковой» [15, с. 3]. Содержание профессиональной культуры юристов под разными углами зрения исследовалось многими учеными [16, с. 10;17, с. 30].
По проблемам профессионализма юриста более обоснованную позицию занимала Н. Л. Гранат, определявшая его как результат реализации профессиональной культуры на уровне общества, группы или личности. По ее мнению, основными составляющими профессиональной культуры являются профессионально-правовая (или профессионально-юридическая) и профессионально-нравственная области культуры, которые функционируют во взаимодействии с другими областями культуры (политической, эстетической и т. д . ) [18, с . 12]. В более ранней работе Н . Л. Гранат подчеркивала, что «профессиональная культура должна рассматриваться, с одной стороны, как разновидность общей культуры, а с другой — как более высокий уровень, прежде всего, правовой, а также нравственной культуры, которая играет определенную роль в выборе правомерного варианта поведения в юридически значимых ситуациях [19, с. 10-11] 1 .
Соглашаясь с данными общетеоретическими положениями, обратим внимание и на профессионально-психологическую составляющую профессиональной культуры юристов, особенно тех, кто занимается правоприменительной деятельностью в правоохранительной сфере Полагаем, в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции (как во время обучения в высших учебных заведениях, так и в послевузовский период) ей уделяется недостаточное внимание Психологическая культура предполагает наличие развитой системы психологических знаний, навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения . Работа следователя или иного сотрудника правоохранительных органов предъявляет к ним определенные требования, создает разнообразную систему профессиональных навыков и умений, в том числе умение владеть эмоциональной сферой, управлять (в рамках закона) эмоциями допрашиваемого, обыскиваемого и т д , установить контакт с допрашиваемым, т е создать такую атмосферу, при которой последний проникается уважением к следователю (дознавателю), понимает его задачи и обязанности, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины
Цели правоприменительного процесса и его стадии ориентированы на вынесение законного, обоснованного, целесообразного, мотивированного и справедливого решения, а властные полномочия должностных лиц правоохранительных органов и их познавательная деятельность должны быть направлены на то, чтобы наиболее эффективно использовать возможности участников процесса для достижения названных целей Поэтому правоприменители, опираясь на свои полномочия, организуют отношения и действия участников процесса, направляют их в форму, предписываемую законом, воздействуя на сознание и волю каждого способами, указанными в законе
Психологическое своеобразие этой деятельности заключается не только в творческом характере,
имеющем сходство с исследовательской работой, но и в том, что нередко она превращается в арену столкновения многочисленных правовых представлений, чувств и даже идей [20, с. 68]. В этой борьбе психологии, интеллекта, воли, нравственных принципов сотрудников правоохранительных органов и лиц, заинтересованных в негативном исходе дела, успех должен быть на стороне первых Но для его достижения важно не только знать возможности науки и уметь их использовать, но и понимать право, быть хорошим психологом, применяющим соответствующие тактические приемы
Выработка нужных психологических качеств и свойств (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), по мнению В . С. Афанасьева, способствует укреплению законности в органах внутренних дел, поскольку их работникам часто приходится действовать в конфликтных и стрессовых ситуациях [21, с . 20].
А . Р. Ратинов писал: «...при решении сложных познавательных задач эмпирического опыта бывает недостаточно . Так, без серьезной психологической подготовки невозможно раскрыть и успешно расследовать преступления неочевидного характера» [22, с. 3].
В контексте нашей статьи уместны размышления писателя С Высоцкого, который обращал внимание: «.главное оружие сыщика — умение говорить с людьми . Даже закоренелому уголовнику, засевшему с оружием где-нибудь на чердаке, можно доказать, что ему некуда деться Но только в том случае, если хорошо знаешь его психологию . Работа сотрудника уголовного розыска на восемьдесят процентов состоит из разговоров с потерпевшими, со свидетелем, с экспертами и разного рода специалистами, с бывалыми людьми . И от того, как направить беседу, какие найти слова, от умения слушать часто зависит успех или провал операции» [23, с 313]
Недостатки в психологической подготовке часто наталкивают сотрудников на использование силовых методов, насилия, угроз и других незаконных мер В современных условиях требуется глубокое понимание того, что специальное юридическое образование без профессионально-психологической подготовки — скрытый и опасный дефект, который в сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности может аннулировать юридическую подготовку сотрудника, привести к срывам и ошибкам Например, очень часто именно психологическая совместимость, контакт с теми, кто совершил преступление, со свидетелями или потерпевшими, боящимися давать показания по каким-либо причинам, с любым человеком, с которым сотрудник сталкивается в процессе своей деятельности, могут привести к успеху
Формирование психологического контакта сотрудника органов внутренних дел с участниками уголовного процесса является тактической задачей, разрешаемой особыми тактическими приемами: коммуникабельным поведением следователя (дознава-
1 Отчет ВЦИОМ о научно исследовательской работе «Изучение общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности ОВД Российской Федерации» / под рук. Ю . М. Баскакова. М. , 2011. С. 105-106.
теля), снятием конфликтного настроя у отдельных участников процесса, возбуждением интереса и повышением активности к исполнению процессуального действия у его участников Наоборот, психологическая неграмотность, слабое владение тактическими приемами даже при хорошем знании закона, как правило, не приводят к желаемым результатам по применению этого закона
Рассматривая профессиональную культуру юристов, следует, на наш взгляд, сделать следующие оговорки
Во-первых, все ее компоненты (или области) как части целого (профессиональной культуры) имеют одинаково важное значение с точки зрения эффективности вообще и правоохранительной деятельности в частности, хотя на отдельных стадиях правоприменения проявляются в различном объеме и степени Вопрос о том, какая составляющая профессиональной культуры занимает доминирующее положение, является дискуссионным
Во-вторых, профессиональная культура — теоретическая конструкция, включающая в свое содержание лишь положительные структурные компоненты Идеал — это образ действительности, мысленно освобожденный от ее негативных сторон, доведенный до статуса образца В идеале воплощается стремление человека к совершенству, стимулирующее его волю, способности, силы, направляющее их на практические действия во имя его реализации Однако «.никогда по-настоящему не познать и не понять личность, если мы будем уделять внимание только ее подъему, если не научимся учитывать ее теневые стороны, проникать в причины ее падения, распада, деградации, зачастую мы слишком упрощенно судим о формировании личности, создаем идеальные модели личностей, свободных от жизненных противоречий, теневых сторон» [24, с 7-8] Исходя из этих философских рассуждений, полагаем, что профессиональную культуру юристов необходимо анализировать критически, опираясь на соотношение должного и сущего
Изложенные выше общетеоретические положения, касающиеся актуальности профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов вообще и психологической в частности, в определенной степени подтверждаются результатами социологических исследований Так, опрос населения, проведенный в 2011 г. сотрудниками ВЦИОМ в 83 регионах России (общий объем выборки составил 415 000 респондентов), показал, что наиболее распространенные причины отказа от обращения в полицию — опасения, что процесс отнимет много времени и нервов (42%), а также неуверенность в получении результата (38%). Чаще всего в качестве причины плохой работы ОВД люди называют коррупцию, взяточничество (49%),
а также низкое качество отбора кандидатов на службу и недостаток профессионализма (по 37%) 2.
Список литературы
I. Дробязко С. Г., Козлов В. С. Общая теория права: учеб . пособие . М. ,2005. 464 с .
2 . Теория государства и права: учебник / под ред. О . В. Мар-тышина. М. , 2007. 496 с.
3 . Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. М. , 2007. 448 с.
4. Бошно С. В. Теория государства и права : учеб . пособие . М . , 2007. 400 с .
5 . Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Проблемы теории государства и права: учебник М , 2005 832 с
6 . Протасов В. Н., Протасова Н. В. Лекции по общей теории права и теории государства. М . , 2010. 752 с .
7 . Байниязов Р. С. Правосознание и правоохранительная деятельность // Современное право. 2011. № 6. С. 21-24.
8 . Осипов М. Ю. Эффективность правотворчества, реализации права и правоприменения: понятие и соотношение // Правоведение. 2011. № 11. С. 83-92.
9 Алексеев С. С. Общая теория права : учебник М , 2008
576 с
10 . Общая теория права и государства : учебник / под ред. В. В. Лазарева. М. , 1994. 360 с.
II. Философия права : курс лекций / под ред . М. Н . Марченко: в 2 т. М. , 2011. Т. 1. 552 с.
12 . Кулапов В. Л., Малько А. В. Теория государства и права : учебник М , 2009 384 с
13 . Соколов Н. Я. Профессиональная культура юристов и законность : учеб . пособие. М. , 2011. 160 с.
14. Дашков Г. В. Рецензия на учебное пособие Н . Я. Соколова «Профессиональная культура юристов и законность» // Гос-во и право . 2011. № 7. С. 123-125.
15 . Гладилин А. П. Профессиональная культура и имидж руководителя органов внутренних дел (философско-культу-рологический аспект). М. , 1998. 220 с.
16 . Гранат Н. Л., Макуев Р. Х. Профессиональная культура и правоприменительная деятельность органов внутренних дел. М. , 1994. 92 с.
17. Ковалев О. Г., Емельянов С. Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной культуры юриста в системе высшего профессионального образования Владимир, 2004 70 с
18 Гранат Н. Л. Профессионализм как принцип организации и деятельности органов внутренних дел // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: (история и современность). М . , 1990. 148 с .
19 Гранат Н. Л. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. М. , 1984. 144 с .
20 Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов (вопросы теории). Казань, 1975. 207 с .
21. Афанасьева В. С. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел : учеб . пособие . М . , 1984. 30 с .
22 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей М. , 2001. 352 с.
23 . Высоцкий С. Среда обитания . М. , 1991. 575 с.
24. Милтс А. А. Гармония и дисгармония . М. , 1984. 222 с .
2 Отчет ВЦИОМ о научно исследовательской работе «Изучение общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности ОВД Российской Федерации» // под рук. Ю . М. Баскакова. М. , 2011. С. 105-106.
Psychological culture as a component of a law enforcement subject
professional culture
Kozhevnikov Vladimir V. ,
Doc. Sci. (Law), Professor, Professor Dostoevsky Omsk State University.
Omsk, Russia. e-mail: [email protected]
Karavaev Aleksandr F.,
Cand. Sci. (Pedagogy), Associate-Professor, the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Omsk, Russia. e-mail: [email protected]
The subjective factor influencing law enforcement efficiency in law enforcement is not the officials' legal consciousness which might be distorted but professional culture. The latter is a complex formation comprising such interconnected and equal integral parts as legal, moral, political, aesthetic and psychological culture. The emphasis is made on psychological culture, its importance and necessity being proved. An insufficient psychological training is a chronic sore defect of law enforcement officers' professional activity. Drawbacks in psychological training frequently urge the officers to use coercive force, violence, threats and other illegal measures. It is relevant to have comprehensive understanding of the fact that special law education without professional psychological training conceals a dangerous defect which under difficult conditions of operative work can void the officer's law education and cause breakdown and failures. The process of studying and early service lack proper law enforcement officers' psychological training though development of necessary psychological properties (intellectual, emotional, volitional) enhances legality at law enforcement agencies as the officers often have to deal with conflict stressful situations.
Keywords: professional culture, psychological culture, law enforcement, legal consciousness, legal culture,
psychological training.
Citation: Kozhevnikov V. V, Karavaev A. F. Psychological culture as a component of a law enforcement subject professional culture. Psychopedagogy in law enforcement. No. 2(69). 2017. P 19-22.