емой деятельности, ее задачами, условиями реализации и средой функционирования.
Обеспечение личной безопасности, эффективность практических действий сотрудников ОВД в ситуациях, сопряженных с большой ответственностью, риском, опасностью для жизни, требующих неотложных и безошибочных действий, во многом зависят от уровня их профессиональной психологической подготовленности.
В структуре профессиональной психологической подготовленности сотрудников ОВД особое место должны занимать:
1) профессиональная мотивация, система приоритетов деятельности, в том числе установка на обеспечение личной и коллективной безопасности;
2) профессионально-нравственные качества; психологический иммунитет против влияния криминальной среды;
3) психологическая ориентация и практическая готовность к правильному учету психологических аспектов оперативно-служебной деятельности;
4) психологическая устойчивость к стрессогенным ситуациям;
/ 5) владение психотехниками (приемами и средствами) работы с людьми, приемами управления поведением и психологическими состояниями людей, включая себя самого (приемы воздействия и противодействия);
6) психофизиологическая готовность как база профессионально-боевого мастерства.
Профессионализм сотрудников ОВД как важнейшая предпосылка эффективной безопасности личности
Канд. юрид. наук, доцент В.В.Кожевников Омский юридический институт МВД России
Наше общество оказалось в сложных экономических, политических, национальных, международных условиях. Приходится констатировать, что многие показатели общей преступности (динамика, структура, латентность, раскрываемость) в значительной мере зависят от результативности борьбы с профессиональной преступностью. Беспощадную борьбу с преступностью, а не сдерживание, как было принято в прошлом, должны вести высококвалифицированные сотрудники, мастера нелегкого и благородного дела.
Уровень профессионального мастерства сотрудников ОВД определяется уровнем профессиональной культуры, основными состав-
ляющими которой являются профессионально-правовая и профессионально-нравственная культура, функционирующие в единстве и вза-имодействиии с политической, эстетической, экономической и другими сферами культуры (3, 39).
Среди многих факторов, условий, предпосылок эффективной деятельности сотрудников ОВД, носящих разноуровневый характер и содержание, профессиональная культура имеет интегративное значение, ибо ряд объективных условий правоприменения определяют его эффективность в правоохранительной сфере. Такими специальными условиями являются качество законодательства (уголовного, уголовно-процессуального, административного и др.), нормы которого реализуются в процессе правоприменения, а также определяют правовой статус сотрудника; научно обоснованные критерии эффективности правоприменения в ОВД; научная организация труда их сотрудников; микроклимат правоохранительного органа, в рамках которого осуществляется правоприменение; материально-техническое обеспечение правоприменительного процесса; социальный престиж ОВД.
Остановимся на таком элементёшрофес-сионально-правовой культуры, как знание права, без которого невозможны обоснованная, точная и правильная оценка правовых явлений, формирование ценностных установок, ориентаций и правомерного поведения. При этом необходимо учитывать: если для гражданина закон — веление государства, то для юриста, в том числе сотрудника ОВД, он еще и профессиональный инструмент, основа его правомочий в служебной деятельности, непременное условие нормального выполнения функций взаимодействия с другими людьми (1, 93).
Каков уровень правовых знаний у сотрудников ОВД, каждодневно применяющих закон в процессе профессиональной деятельности? По данным Омского регионального сектора социологических исследований Научного центра социологии и управления МВД за 1990 г., из 813 работников милиции г. Омска лишь 40% считают достаточным уровень своего образования для выполнения служебных обязанностей, 41% — необходимым повысить уровень теоретической подготовки, остальные надеются приобрести знания и опыт в процессе практической деятельности. Проведенное автором в 1991 г. анкетирование 198 работников ОВД — слушателей 2-го факультета Академии МВД показало, что 71,7% ис-
пытывают недостаток необходимого объема знаний законодательства. Изучение уровня правовых знаний работников ОВД свидетельствует о том, что у 30-35% сотрудников знания не отвечают предъявляемым требованиям полностью или частично (3, 39). Между тем в ходе одного исследования выяснилось, что в 46% изученных дел со следственными ошибками конкретной причиной явилось отсутствие у следователя определенных профессиональных знаний и навыков (4, 11).
В чем причины такого положения? Здесь уместно обратить внимание, по крайней мере, на следующие обстоятельства.
Во-первых, на то, что истоки непрофессионализма зарождаются уже в стенах учебных заведений системы МВД. Различные обстоятельства объективного и субъективного характера привели к тому, что их выпускники получают так называемое «квазиюри-дическое образование», способное дискредитировать профессию юриста (5). Представляется, что нормальному процессу образования юристов не способствует излишняя самостоятельность вузов системы МВД, вводящих новые учебные курсы (политологию, конфликтологию и т.д.), а также экзамены (в том числе и государственные) и зачеты. Сокращается время практики в горрайорганах, которая, думается, стимулировала бы образовательный процесс, показала значимость теоретической подготовки слушателей и ее слабые стороны. Заметим, что при этом выдается диплом единого образца.
Во-вторых, необходимо иметь в виду, что правовые знания являются изменяющимся компонентом профессионально-правовой культуры, уровень которых должен полностью соответствовать той или иной деятельности сотрудника, ибо знания — не самоцель, они нужны для того, чтобы, пользуясь ими, уметь решать задачи, поставленные жизнью. Правовые знания, полученные в вузе, имеют тенденцию к устареванию. Тем более это наблюдается сейчас, в период бурного, динамичного изменения общественных отношений. Поддерживать должный уровень правовых знаний чрезвычайно сложно при отсутствии хорошо продуманной системы подготовки сотрудников ОВД также и в послевузовский период. Значительным потенциалом в правовой подготовке могла бы стать служебная подготовка, однако, как показали исследования, она страдает формализмом, проводится некачественно. Хотя именно здесь можно было бы использовать помощь
опытных юристов: судей, работников прокуратуры, ученых, в том числе и на контрактной основе. По данным Западно-Сибирского отдела социологических исследований ВНИИ МВД, 37% сотрудников ОВД г. Омска считают, что уровень работы по профессиональной подготовке в 1993 г. по сравнению с 1992 г. заметно снизился; число же работников милиции, считающих себя слабо подготовленными, увеличилось с 10% до 39%, т.е. почти в 4 раза. Следует, видимо, в Положении о порядке прохождения службы в ОВД закрепить тезис о том, что повышение юридической подготовки является обязанностью сотрудника ОВД. Руководители же МВД, УВД, горрай-органов должны создать условия для этого (обеспечение нормативными актами, определение времени для занятий по правовой проблематике и т.д.). Для того, чтобы это положение не стало очередной декларацией, следует ввести общеобязательное правило, согласно которому единственным критерием продвижения по службе (получение специального звания и должности) являются специальные, в том числе правовые, знания, уровень которых подтверждается компетентной и независимой экзаменационной комиссией.
Сегодня проблема профессиональной подготовки становится актуальной для ОВД, которые, это вновь приходится констатировать, не имеют устойчивого ядра. Достаточно сказать, что у свыше 40% сотрудников нет специального юридического образования (2). Дело заключается в том, что просчеты профессиональной подготовки сотрудников ОВД ведут к ошибкам в деятельности, влекущим негативные материальные и моральные последствия, и соответственно — формировании правосознания и правовой культуры граждан, всего общества. Постепенно формируется та атмосфера, в которой приходится работать сотрудникам ОВД. Нетрудно заметить, что образовался специфический круг, в котором правовые знания занимают определенное место. В Конституции Рф (ст. 18) записано, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. В большой степени это должно относиться к правоприменению правоохранительных органов. Однако их деятельность среди омичей оценили как вполне удовлетворительную в 1992 г. 17%, а в 1993 г. — уже только 13%. Неудовлетворительной работу милиции признали в период 1992-1993 гг. 45% опрошенных (по России — 35%). Среди пострадавших от преступлений и отказавшихся об-
ращаться в ОВД 77% граждан не верят, что им помогут и их дело будет доведено до конца (в целом по России этот показатель составляет 49%). Количество омичей, опасающихся стать жертвой воров, грабителей, возросло в
1993 г. до 46% (в 1992 г. этот показатель был 34%). Не чувствуют себя в безопасности от хулиганства 77% (по России — 66%), от возможности получить телесные поверждения — 69% опрошенных (по России — 57%).
Когда человек не находит достаточной защиты у государства и пребывает в постоянном страхе, очевидно, он, вместе со своим близким окружением, примет меры для самозащиты. Социологический опрос показал, что число желающих иметь огнестрельное оружие возросло с 24% в 1992 г. до 32% в 1993 г. (данные ЗСО). Это подтверждают многочисленные примеры, приводимые средствами массовой информации, художественной литературой, усиление охраны жилищ (зарешеченные окна, двойные и металлические двери) и собственности различными способами. Они говорят о том, что естественные' права личности, в том числе и право на спокойную жизнь, должны защищаться самим человеком, который не надеется на помощь правоохранительных органов. Это усугубляется тем, что все происходит на фоне экономического кризиса, правового нигилизма, коррумпирования должностных лиц всех уровней власти и управления.
Литература
1. Лазарев В.В. Противоречие между общественными и профессиональными началами в поддержании общественного порядка // Политическая реформа: (Цели, противоречия, этапы). — М., 1990.
2. Молчанов А.А. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая //Методологические проблемы воспитательной и кадровой работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. — СПб, 1991.
3. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. — М., 1993.
4. Характер, причины и способы устранения ошибок в стадии предварительного следствия. — М., 1990.
5. Юридическое образование России в современных условиях: (Новые подходы и модели) //Гос-во и право. — 1993. — № 2.
Особенности проявления свойств личности у преподавателей «Основ безопасности жизнедеятельности»
Докторант О.А.Устинов
Сибирская государственная Академия физической культуры, г. Омск
Изменяющиеся условия жизни требуют поиска новых путей профессионального развития специалистов во всех областях деятельности. Профессионализм преподавателя — актуальнейший вопрос в жизни общества. Исследования профессиональной компетентности преподавателя делятся на изучение его педагогической деятельности, педагогического общения и личности. Личность является стержневым фактором труда преподавателя, определяющим его профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении. Определение, а в дальнейшем учет личностных особенностей создают наиболее благоприятные условия для профессионального развития специалиста.
Наши исследования направлены на выявление черт личности, носящих особый характер для конкретной специальности — «Безопасность жизнедеятельности». Исследование носит поисковый характер и является первым шагом в создании модели специалиста данного профиля.
Основанием сбора интересующей нас информации послужили две декларативные позиции:
1. Становление личности педагога-про-фессионала происходит в период включения в процесс преподавания.
2. Личность, обладающая определенными чертами, сама выбирает и включается в деятельность, которая обеспечивает профессиональное благополучие. Здесь мы обратились к образцу или реально существующему «продукту» педагогической деятельности, который в какой-то мере должен сформировать представление о личности преподавателя-ор-ганизатора «Основ безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Объектом изучения стала личность преподавателя ОБЖ, предметом — свойства личности. Исследование проводилось с сентября
1994 г. по сентябрь 1995 г., обследовано 118 преподавателей общеобразовательных учреждений Омска и Омской области (табл. 1). Средний возраст специалиста — 39 лет. Для тестирования использован многофакторный опросник личности Р.Б.Кеттелла (вариант опросника — 187 вопросов). Интерпретация