скольких альтернатив. Необходимость в принятии решений возникает, когда появляются “разрывы” в деятельности подразделения: завершается очередная программа действий, и надо выбирать следующую или возникают сбои в работе, “тупиковые” ситуации. Моменты принятия решения - важнейшие с точки зрения эффективности деятельности руководителя, а право на принятие решений выражает меру власти и весомость позиции управленца в организации.
Развернутый процесс принятия решения складывается из нескольких последовательных этапов: осознание проблемной ситуации и ее причин, формулировка целей и задач, сравнение альтернативных решений и выбор оптимального, реализация и контроль за реализацией решения. На каждом из этих этапов руководитель сталкивается с определенными психологическими явлениями: влиянием переживания (психическое состояние при столкновении с неопределенностью) на осознание проблемной ситуации; детерминированностью проблемы многомерностью связей различных характеристик ситуации; многокритериальностью оценки вариантов решений; влиянием личностных особенностей руководителя (волевых, мотивационных), стиля руководства на выбор и возможность реализации решения и др.
Помимо общепсихологических явлений руководителям правоохранительной системы при принятии управленческих решений приходится учитывать профессионально-психологические, которые условно можно разделить на две группы:
- внутренние (высокий уровень психической напряженности труда, жесткие временные и материальные ограничения, многообразие и сложность задач, необходимость постоянного регулирования социально-психологического климата в коллективе по причине текучести кадров, повышенная ответственность за профессиональные риски и др.);
- внешние (противоречивость нормативных предписаний, их неопределенность, существование права “звонка”, отсутствие в четком, явном виде оценочных критериев успешности руководителя, его множественная подчиненность и др.).
Все эти психологические явления должны стать предметом научно-практических исследований в рамках психологии менеджмента правоохранительной системы. Следует заметить, что разработка и реализация этого направления может принести реальные позитивные результаты только в том случае, если в правоохранительной системе на руководящие должности будут назначаться профессионалы. Однако у нас до сих пор руководитель рассматривается как должность, а не как профессия. Поэтому на руководящие должности чаще выдвигаются люди по принципу личной преданности, что приводит к закономерным ошибкам в управлении системой и ее развитии, снижает результативность и надежность деятельности организации, создает дополнительные психологические трудности для подчиненных. Необходимо ориентировать систему на использование и подготовку руководителей-про-фессионалов, и в этом направлении особое значение придавать психологическим аспектам совершенствования и профессиональной подготовки управленческого персонала правоохранительной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. - М., 2000.
2. Гибсон Д.Л., Иванцевич Д. Организации: поведение, структура, процессы. - М., 2000.
3. Мдргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., 2000.
4. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие / М.И. Марьин, В.М. Поздняков, И.О. Котснев и др. - М., 2003.
5. Психология менеджмента: Учебник нового века / Под ред.
Г.С. Никифорова. - СПб., 2004. ‘
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Е.Д. Шульгин, ст. преподаватель
Тюменский юридический институт МВД России
В ходе широкомасштабной модернизации всех сфер социально-экономической жизни российского общества огромную роль играют кадры, уровень профессионализма и компетентности которых должен отвечать современным требованиям развития экономики, образования, культуры. Проблема кадров актуальна и для сотрудников правоохранительных органов, профессионально-образовательная подготовка которых во многом определяет эффективность их деятельности. Данные специалисты больше, чем представители ряда других профессий, непосредственно занимаются оказанием правовой, социальной, психологической поддержки граждан, способствуют социальной стабилизации в обществе. Их правозащитная роль является неотъемлемой частью проводимой в обществе социальной политики, которая преследует цель регулирования личной жизни человека во всех формах его социальной жизнедеятельности.
В эпицентре профессиональной деятельности такого специалиста находится человек. Осуществляя взаимоотношения со всеми категориями людей, независимо от их возраста, профессии, пола, национальности, специалисты правоохранительных органов в практической деятельности должны не только разрешать конфликты, но искать пути и методы устранения условий возникновения острых социальных проблем, предотвращения противоправного поведения людей. Они должны осуществлять специальные превентивно-профилактические меры, нравственно-правовое воспитание, укреплять личностное правосознания граждан и т.д. Все это с очевидностью требует высокой профессиональной квалификации сотрудников правоохранительных органов. В эпицентре профессиональной деятельности такого специалиста находится человек, его ориентация и подготовка к социальной деятельности, формирование его личностного сознания, создание гуманных отношений между людьми.
Между тем современное общество не готово положительно оценивать работу правоохранительных органов. Подобная ситуация обусловлена рядом причин, в том числе - слабой психолого-педагогической подготовленностью специалистов для работы с людьми, невысоким уровнем профессионализма, социально-педагогической компетентности многих сотрудников правоохранительных органов и, как1 следствие, невысоким имиджем милиции в массовом сознании.
Современным обществом востребованы высоконравственные, думающие специалисты, которые способны быть активными субъектами совершенствования социума, осуществлять взвешенные комплексные меры по защите прав и свобод всех групп населения, т.е. быть компетентными. Новые приоритеты и требования общества актуализируют проблему интериоризации нравственно-гуманистических ценностей, освоения социально-педагогических знаний как базовой основы профессионализма каждого специалиста правоохранительной деятельности. Анализ состояния современной практики деятельности правоохранительных органов показал, что сотрудники правоохранительных органов не всегда получают необходимые знания, умения и навыки практической социально-педагогической деятельности. Курсанты вузов МВД РФ, кадеты учебных заведений правоохранительного профиля не изучают социально-педагогические дисциплины в том объеме, который им необходим для того, чтобы чувствовать себя компетентными специалистами.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Net(23)
7
Анализ практики показывает, что слабость социально-педагогической подготовки не только снижает эффективность деятельности сотрудника правоохранительных органов, но и затрудняет его противостояние факторам профессиональной реформации личности, которая проявляется в узковедомственном способе мышления, немотивированной агрессивности, ослаблении нравственных ориентиров и др. Таким образом, Очевидна актуальность поиска эффективных путей подготовки компетентных специалистов правоохранительных органов. К сожалению, эта работа затрудняется нечеткостью ираво-ведческих позиций в важнейших документах, на основе которых осуществляется юридическое образование. В Законах РФ “Об образовании”, “О милиции”, в нормативных правовых актах МВД России, в Государственных образовательных стандартах, квалификационных характеристиках, профессиограм-мах специалистов правоохранительных органов обнаруживается определенная размытость подходов к профессиональной диагностике, подготовке и профессиональной переподготовке кадров в правоохранительных органах. Положение усугубляется полным отсутствием кафедр социальной педагогики и соответствующих специалистов в учебных заведениях (правоохранительного профиля?!
Формирование социально-педагогической компетентности специалиста Правоохранительных органов в процессе начальной профессиональной подготовки-достаточно длительный процесс, ориентированный не только на содержание, методы и средства такой подготовки, но и прежде всего -на личность будущего специалиста. Результатом такого процесса должен стать высокий уровень социально-педагогической компетентности специалиста, способного в разных правовых ситуациях решать сложные вопросы жизни, отношений, поведения людей. Этот процесс будет успешным, если:
- во всей системе начальной профессиональной подготовки будет обеспечена оптимальная координация теоретических и практических знаний, единство вербальных и практических методов подготовки;
- уровень содержания, формы и методы социально-педагогической подготовки специалистов правоохранительных органов будут отвечать современным требованиям - запросам социума, потребностям личности, нормам правового государства и гражданского общества;
- профессиональная подготовка специалистов правоохранительных органов будет осуществляться в контексте социально-педагогического образован ия;
- в ходе профессиональной подготовки будут использоваться современные методы и средства (технологии), отвечающие специфике социально-педагогической деятельности правоохранительных органов.
Правоохранительная деятельность обладает повышенным психотравмирующим потенциалом. Служба в правоохранительных органах связана с высокой степенью риска. Их сотрудников угнетает однообразная, физически и психологически тяжелая работа. Кроме того, сотрудники правоохранительных органов часто являются мишенью для справедливой критики и обвинений со стороны руководства, граждан, средств массовой информации, системы правосудия, прокуратуры, работников социальных служб. Все это ведет, как правило, к профессиональной деформации, которая обнаруживается в том, что блюстителям порядка порой не хватает человечности, гибкости, психолого-педагогического такта. Они проявляют черствость, озлобленность, недоверчивость, предвзятость к несовершеннолетним, другим гражданам, друг к другу, и даже к членам своей семьи. Все это отражается на профессиональной компетентности специалиста и снижает эффективность его деятельности.
Профессиональная компетентность сотрудника правоохранительных органов основана не только на знаниях общественны* дисциплин (экономика, философия, логика, профессиональная' этика и т.п.), юридических наук (административное, уголовное, гражданское право, уголовный процесс, криминоло-
гия и т.п.), специальных дисциплин (основы управления в органах внутренних дел, криминалистика, административная деятельность ОВД, тактико-специальная подготовка и т.п.), но и на знаниях в области педагогики и психологии, на умениях и навыках, необходимых для правозащитной деятельности. Таким образом, она является по своей сути социально-педагогической. Компетентность - это качественная характеристика профессионализма сотрудника правоохранительных органов. Она отражает высокий уровень его готовности к реализации правозащитной деятельности. Одним из важнейших содержательных компонентов компетентности (профессионализма) специалиста правоохранительных органов является социально-педагогический.
Социально-педагогическая компетентность интегрирует:
- специальные гуманитарные (юридические, философские, психологические, педагогические и др.) знания и практические навыки;
1 - особые психические качества, ядром которых являются адекватное восприятие и понимание внутреннего мира и поведения человека, социальной реальности, правильное оценивание конкретной ситуации;
гуманистическую направленность личности, т.е. толерантность к мнению Сотрудника, подчиненного, оппонента; уважение к людям, независимо от их социального статуса, религиозной принадлежности, национальности, высокая ответственность и др.;
- креативность: умение творчески применять полученные знания на практике, переносить знания и умения в новые ситуации и пр.
В российской системе профессиональной подготовки специалистов правоохранительных органов социально-педагогический компонент не является ведущим. Это предопределяет недостаточность социально-педагогической компетентности и снижает социальную эффективность работы специалиста правоохранительных органов, деятельность которого предполагает взаимодействие с различными категориями граждан. Из-за недостаточности социально-педагогического компонента в процессе профессиональной подготовки курсанты с большим трудом противостоят личностной деформации. Дело в том, что профессия сотрудника правоохранительных органов характеризуется противоречивостью. С одной стороны, она требует от специалиста высокой общей культуры, импровизации, гибкости, эмпатии, личной заинтересованности и ответственности. А с другой - связана с жесткой иерархией, необходимостью подчинения, соблюдения субординации, принятием авторитарного стиля управления деятельностью специалиста, что нивелирует его индивидуальность.
Личностная деформация сотрудников правоохранительных органов препятствует качественному выполнению ими своих служебных обязанностей, и это сказывается на общей продуктивности деятельности органов правопорядка. Повышение эффективности деятельности всей системы правоохранительных органов и безопасность их сотрудников находятся в прямой зависимости.
Формирование социально-педагогической компетентности специалиста правоохранительных органов затрудняют не только негативизм граждан, но и другие причины. К ним относятся:
- объектная направленность процесса, при шторой курсанты выступают, главным образом, в качестве объекта воздействия;
- стандартизация процесса, являющаяся следствием отвлеченного представления о его целях, непонимания всей его сложности и противоречивости, упрощения и унификации средств, форм и методов;
- отсутствие теоретически разработанных, фундаменталь-
ных основ процесса, отражающих реалии действительности, изменения в обществе, особенности и интересы подрастающего поколения; ь
- отрыв воспитания от обучения, подход к ним как к двум параллельным процессам, взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;
8
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
-авторитарный, исключающий взаимодействие и сотрудничество стиль воспитания, вызывающий, как правило, протест, сопротивление молодых людей;
-нарушение координации, взаимосвязи и преемственности между основными звеньями системы воспитания - семьей, общеобразовательной школой, вузами и т.д.;
- преобладание негативного материала в средствах массовой информации;
- недостаточный уровень методического мастерства преподавателей..
■п і . J:'
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Канд. юрид. наук С.А. Тимко
' Омская академия М ВД России
Важность изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, пожалуй, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. В целях адекватной оценки работы сотрудников милиции необходимо проанализировать отношение к ним тех, кого они защищают. Нужно признать, что традиционный анализ деятельности правоохранительных органов не отвечает требованиям всесторонности и объективности. Велика доля латентных преступлений, в том числе ставших таковыми rib причине отказа в приеме и регистрации заявления о преступлении. Искусственно завышается процент раскрываемости. Профилактические и предупредительные мероприятия проводятся нередко чисто формально, а то и вообще лишь на бумаге. Поэтому “для объективности выводов об эффективности деятельности органов внутренних дел в систему оценки, помимо критериев и показателей, характеризующих их деятельность с внутриведомственных позиций, включены результаты опросов общественного мнения” (4,14).
Направления изучения мнения общественности о деятельности милиции должны быть обусловлены в первую очередь возможностями последующего использования результатов исследования. В рамках Омского региона к числу таких возможностей могут быть отнесены кадровые, организационноуправленческие и частично материально-технические. Поэтому для нас важны не только и не столько положительные оценки, но и отрицательные, указывающие на недостатки, проблемы в работе. Критическая информация на самом деле несет в себе богатый конструктивный материал. Кроме того, постановка открытых вопросов дает возможность получить от граждан рекомендации, пожелания по совершенствованию правоохранительной деятельности. Учет этих предложений позволит более качественно построить профилактическую работу, деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, а также контроль за работой сотрудников правоохранительных органов.
Преобладание негативных эмоций в отношении к органам внутренних дел давно уже для России не ново. Проводимые из года в год опросы общественного мнения свидетельствуют о весьма низком уровне доверия граждан правоохранительным органам. Так, например, работу милиции в Омском регионе как вполне удовлетворительную оценили в 1993 г. 13% респондентов, в 1996 г. -* 24%. Исследования последних лет явились менее категоричными. Негатив прослеживался в 2000 г. у 37% опрошенных, в 2002 г. - у 32%*. В 1999 г. свыше 70% респондентов указали на то, что от милиции можно откупиться в случае совершения преступления (1, 258). Этот факт свидетельствует, с одной стороны, о соответствующем отношении населения к милиции, деятельность кото-
рой зачастую оставляет желать лучшего. С другой стороны, значительно влияет на латентность и, как следствие, создает предпосылки для повторного совершения преступления. Но было бы несправедливым обвинять лишь сотрудников органов внутренних дел. Необходимо учитывать ряд изменений, произошедших в стране в постсоветский период: значительное снижение морального, нравственного порога іраждан; все более укореняющийся в обществе культ денег; расползающаяся как по горизонтали, так и по вертикали коррумпированность государственных структур, в том числе милиции, и пр.
У граждан нет заинтересованности, а главное - желания участвовать в общественной жизни: .. россияне в большин-
стве своем считают, что они сами по себе, а государство - само по себе, и не видят для себя никакой выгоды от участия в общественной жизни” (6,25). Нет мышления и осознания себя в неразрывной связи с государством. Нарушена столь необходимая взаимосвязь и взаимозависимость этих двух нужных друг другу систем. Государство воспринимается россиянами как нечто чуждое, насаждаемое, ограничивающее их интересы и возможности.
На фоне указанных процессов в сознании россиян и обществе в целом основой тревожности выступают нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне. Не случайно половина опрошенных омичей указали, что на сегодняшний день более всего их беспокоит опасение за благополучие семьи и будущее детей. На втором месте оказалась тревога тяжело заболеть. Видимо, это не случайно. Превалирует чувство самосохранения и выживания. Проблемы бытового плана представляются реальнее всех остальных. Немалая роль в таком распределении принадлежит и масс-медиа, заполонившим информационное пространство демонстрацией кровавых сцен насилия, природных и техногенных катаклизмов (зачастую из области фантастики), а также'предреканием различного рода социально-экономических кризисов. Даже при оценке информационных телепередач более половины опрошенных россиян указали, что испытывают неуверенность, усталость, беззащитность, страх (2,4).
Проблемы криминального плана сегодня не столь актуальны. Например, опасение стать жертвой преступления высказывают 11 % респондентов, пострадать от произвола чиновников - 5%, пострадать от произвола правоохранительных органов - 8%. В основной своей массе это люди, не имевшие негативного опыта общения и взаимодействия с милиционерами.
Помимо внутреннего дискомфорта выявилось и своего рода отчуждение граждан: 48% респондентов отметили, что, оказавшись в затруднительном положении, рассчитывают на помощь близких, 33% - только на себя, а 18% их надеются на содействие друзей. Менее всего население полагается на правоохранительные органы (8%), государственные органы (3%). Вероятно, неправильно было бы усматривать откровенный негатив в отношении к указанным структурам. Современное поколение психологически готово к решению возникающих проблем. “Выживание” в столь нестабильных условиях способствовало воспитанию самостоятельности, реальност и мышления, чувства ответственности.
Опрос показал, что сотрудники милиции могут в своей деятельности рассчитывать на помощь населения: 29% іраждан безоговорочно готовы это сделать и 43% их помогут в определенных ситуациях. Условиями, при которых граждане согласны оказывать содействие, чаще всего выступали:
- осознание важности, нужности этого взаимодействия (34% опрошенных);
- если милиционеры обратятся за помощью (81%);
- если эта помощь будет правильно организована и даст
хороший результат (15%); ’ '
- если милиция изменится к лучшему и будет удовлетворять определенным представлениям (11%);
- если получу оплату или другое вознаграждение (6%);
- если об этом не будет никому известно (2% опрошенных).
* Данные были получены в ходе мониторинга общественного мнения Западно-Сибирским отделом ВНИИ МВД РФ.
Психопедагогика,в правоохранительных органах, 2005, Ns1(23)
9