Научная статья на тему 'Психология менеджмента в правоохранительной системе'

Психология менеджмента в правоохранительной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Сорокин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психология менеджмента в правоохранительной системе»

- разработать комплексный план личностного роста, определяющего рубежные сроки формирования личности слушателя, а также меры по обеспечению достижения положительного результата к моменту выпуска слушателей;

- всесторонне, а не только по баллам, полученным на экзаменах, полно и качественно оценивать результаты как слушателей, так и дифференцированно - другими субъектами образовательного процесса.

Глубокие изменения, происходящие в настоящее время в практике сотрудников ОВД, профессионально-педагогической деятельности преподавателей, специалистов воспитательных структур учебных заведений МВД по обучению и воспитанию слушателей, объективно обусловливают необходимость разработки основных положений теории педагогической культуры как систематизированной, логически связанной совокупности педагогических научнкх знаний, содержащих целостное описание, объяснение и предсказание функционирования данного вида подготовки в интересах более эффективного решения правоохранительных задач.

Анализ истории становления и развития педагогической культуры кадров в учебных заведениях МВД показывает, что она осуществлялась в основном на базе накопленного практического опыта, отдельных теоретических взглядов и представлений.

Проблема педагогической культуры ранее изучалась и освещена в научных работах А.И. Алексеева, А.С. Батышева,

A. В. Буданова, И.В. Горлинского, Е.А. Козловской,

B. М. Кукушина, А.Д. Лазукина, И.А. Латковой, А.М. Столя-ренко, В.П. Трубочкина, А.А. Федотова, Е.Е. Чанко и др. В них отмечается, что деятельность сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД органически, объективно включает в себя педагогическое наполнение в виде особых задач, форм, методов, приемов, условий, влияний, результатов и т.д. Поэтому ее эффективность зависит от качества их педагогической подготовленности.

Поскольку педагогическая направленность слушателей учебных заведений МВД - составная часть профессиональной подготовленности, то их педагогическая подготовка выступает как вид профессиональной подготовки. Профессионально-педагогическая деятельность органов МВД - это совокупность различных действий и операций, которые они выполняют в сфере своего профессионального труда и профессионального поведения.

Обобщая сказанное, следует отметить, что:

- во-первых, все выделенные педагогические компоненты имеют общие и особенные черты, в зависимости от должности (следователь, оперуполномоченный, участковый инспектор полиции, работник дорожной полиции и т.д.), положения (рядовой сотрудник, старший подразделения или руководитель ОВД), характера труда;

- во-вторых, удельный вес и значение различных педагогических действий неодинаковы, но, тем не менее, все они присущи профессиональной юридической деятельности и реализуются в ней;

- в-третьих, принятие правовых решений - ОТНЮДЬ1 не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы сотрудника правоохранительных органов,, она включает и педагогический аспект.

Таким образом, педагогическая культура является неотъемлемой частью общей теории профессиональной подготовки специалистов для ОВД.

В настоящее время идет речь о воспитании высокой педагогической культуры у сотрудника органов внутренних дел, поскольку он должен осуществлять воспитательно-правовую работу в правоохранительной деятельности. Вероятно, содержанию элементов высокой педагогической культуры более соответствуют не просто знания, а педагогическая образованность, не убеждения, а педагогическая убежденность, не просто активность и умение, а высокая общественно-педагогическая активность и педагогические умения.

Сотруднику органов внутренних дел в изменившихся условиях профессиональной деятельности, как показывает практика, необходима не только высокая обученность, но и устойчивые профессиональные качества, готовность проти востоять влиянию факторов профессиональной деформации. Они формируются и развиваются в ходе решения оперативно-служебных задач, но их становление, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинается еще в период обучения в вузе.

Развитие и совершенствование педагогической культуры в учебных заведениях МВД РК ведется в соответствии с требованиями принципов историзма, научности и преемственности.

Профессиональную подготовку слушателей для органов внутренних дел на территории Казахстана обеспечивают 3 вуза, 5 юридических колледжей, 7 профессиональных училищ МВД Республики Казахстан. Подготовку для внутренних войск обеспечивают 2 высших военных образовательных учреждения.

Новый век открывает и новый период истории педагогики - становления и развития юридической педагогики, характерными чертами которой являются резкое расширение исследования круга проблем деятельности органов и войск МВД, построение целостной системы юридико-педагогических знаний, возникновение частной методологии юридической педагогики.

Проведенный анализ показывает, что в последнее столетие наблюдалась определенная тенденция интереса к вопросам правового воспитания, правового просвещения, превентивной, постпенитенциарной педагогики, профессиональнопедагогической подготовки, педагогики работы с кадрами, с трудными подростками, педагогики профессионально-юридического образования, профессионального воспитания и др.

Таким образом, педагогическая подготовка в учебных заведениях России имеет свою историю, связанную с развитием системы профессионального образования в МВД, с включением психологии и педагогики в теорию и практику подготовки кадров. Это позволило разработать рекомендации психолого-педагогического характера для обучающихся. За счет этого происходит накопление эмпирических сведений о профессионально-педагогической деятельности сотрудников ОВД, о подготовке к ней во всех видах образовательных учреждений МВД. Однако практический опыт еще не находит своего теоретического обоснования.

В целом развитие системы учебных заведений МВД РК в последние годы отвечало задаче ускорения ликвидации качественного и количественного дефицита дипломированных специалистов, образовавшегося в начале 90-х годов в органах внутренних дел Казахстана вследствие опока кадров в другие структуры и существенного увеличения штатной численности служб и подразделений в самой системе МВД;

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

В.А. Сорокин, начальник УВД

Управление внутренних дел Петродворцовского района,

г. Санкт-Петербург

Среди различных направлений совершенствования правоохранительной системы важное место занимает организация научных исследований в области управления. В русский язык с недавнего времени вошло английское слово management (менеджмент), которое используют как синоним терминов “управление” и “научная организация труда”. В настоящее время под менеджментом понимается научно-практическое направление, преимущественно ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций. Во всех известных видах менеджмента особая

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)

5

роль отводится управлению интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной деятельности организаций.

Если рассматривать правоохранительную систему как организацию, деятельность которой направлена на оказание социальных услуг гражданам, то, с учетом сказанного, можно ввести понятие “менеджмент правоохранительной системы”. Содержание этого понятия определяет научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективного функционирования правоохранительной системы по поддержанию правопорядка и обеспечению безопасности граждан.

Одной из характерных особенностей исторического развития менеджмента является его последовательная психологизация. Поиск путей активизации человеческого потенциала внутри организации и учет психологических особенностей персонала являются одними из решающих факторов повышения эффективности деятельности любой организации. В связи с этим интересно отметить: почти во всех опубликованных за рубежом профилях успешного руководителя приоритет при описании профессионально важных качеств отдается тем из них, которые связаны с умением общаться и управлять людьми (межличностное общение, коммуникация, личное воздействие на людей и др,), владением методами управления (умение определять проблемы, принимать решения, управлять временем, выстраивать приоритеты в делах и т.д.).

Анализ профессиональной деятельности руководителей правоохранительной системы показывает, что центральное место в процессе управления занимает непосредственная работа с людьми. Практически все управленческие функции реализуются в повседневном взаимоотношении и взаимодействии с личным составом. Хронометраж рабочего дня руководителей правоохранительной системы таков, что до 80% фонда служебного времени расходуется на работу с людьми. Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с гражданами, различными категориями должностных лиц, другими руководителями различного ранга. Кроме того, у руководителей добавилось множество внешних функций, в том числе взаимодействие с другими службами, государственными управленцами, общественными организациями. Анализ показывает, что все действия по исполнению этих функций характеризуются высоким разнообразием, быстрой сменой событий, сопровождаются множеством деловых и межличностных контактов с людьми как внутри, так и вне организационной системы. Это обусловливает понимание того, что только знание и учет в деятельности руководителей психологических основ менеджмента позволит повысить эффективность деятельности всей правоохранительной системы.

Разработка психологии менеджмента правоохранительной системы предполагает рассмотрение ряда специфических особенностей, отражающих сложность и многообразие решаемых ею задач. Среди них можно выделить следующие.

В настоящее время нет ясного представления об эффективности работы всех звеньев системы. Работа управленцев, сотрудников и служебных коллективов, как правило, с трудом поддается количественным оценкам. Выполнение многих служебных задач в принципе не поддается формализации. В ряде случаев представляет значительные трудности сбор информации о конечных результатах служебной деятельности, что существенно затрудняет функцию контроля и, следовательно, оценку эффективности деятельности всей системы в целом.

Другой особенностью является сложная иерархическая структура правоохранительной системы. На современном этапе система соподчиненное™ (“вертикаль” управления) реорганизуется с учетом требований текущей оперативной обстановки в стране, не отлажена система взаимодействия различных служб и подразделений (“горизонтальные" свя-

6

зи). Многие вопросы здесь до сих пор не затронуты правовым регулированием. Такая ситуация создает определенные конфликты, социальную и психологическую напряженность.

Как известно, процесс труда включает в себя три необходимых аспекта: целесообразную человеческую деятельность вместе с ее предметом (“дело”), субъект трудовой деятельности (в нашем случае - специалисты правоохранительной системы), орудия производства (материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности). Материальная сторона деятельности, являющаяся фиксированной величиной в данный отрезок времени; низкая оплата труда специалистов правоохранительной системы не позволяют в полной мере использовать возможности дифференцированного материального стимулирования труда.

Труд специалистов правоохранительной системы связан с осуществлением властных полномочий Ключевым условием реформирования органов внутренних дел в организацию, оказывающую социальные услуги гражданам по обеспечению правопорядка и безопасности, является формирование соответствующей социально-психологической установки власти у сотрудников всех уровней и рангов. Установка власти, как готовность применения власти, определяет то, как и для чего будет использована власть: для защиты интересов граждан или в каких-либо других целях. В последние годы, как следствие слабой социальной защищенности сотрудников, все чаще стали появляться мотивы использования власти в личных интересах.

Другой особенностью труда сотрудников правоохранительной системы является то, что он, при всей его сложности и многообразии, полностью подвергается правовому регулированию. Стремление сотрудников самоутвердиться, проявить свои способности, инициативу и творчество подавляется жесткой регламентацией деятельности, приказами, инструкциями, распоряжениями и т.д. Это, в свою очередь, приводит к преобладанию среди методов воздействия на подчиненных наказаний над поощрениями, что негативно отражается на мотивации деятельности личного состава.

Преобладание коммуникативного аспекта, высокой эмоциональной напряженности (чаще - отрицательной), наличие экстремальных ситуаций, ненормированный рабочий день, необходимость в определенных ситуациях применять физическую силу, специальные средства, оружие - эти и другие характеристики деятельности сотрудников правоохранительной системы приводят к значительным нервно-психическим перегрузкам, что отрицательно сказывается на здоровье специалистов.

Управление правоохранительной системы базируется на организационном и правовом закреплении принципа единоначалия. С одной стороны, этот принцип позволяет поддерживать достаточно высокую эффективность деятельности ОВД в экстремальных условиях, при дефиците или избытке информации, при необходимости оперативного реагирования на изменение обстановки. С другой стороны, этот принцип накладывает определенные ограничения на деятельность всей системы в целом, затрудняя необходимость реагирования на изменение социальных условий.

Отмеченное выше противоречие, социальный характер деятельности, а также необходимость взаимодействия с государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, другими участниками управленческих процессов предъявляют повышенные требования к профессионально важным качествам управленческого персонала правоохранительной системы.

В рамках анализа психологии менеджмента заслуживает специального рассмотрения одна ИЗ основных функций руководителя - функция принятия решений. Принятие решений традиционно понимается как процесс выбора одной из не-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, N91(23)

скольких альтернатив. Необходимость в принятии решений возникает, когда появляются “разрывы” в деятельности подразделения: завершается очередная программа действий, и надо выбирать следующую или возникают сбои в работе, “тупиковые” ситуации. Моменты принятия решения - важнейшие с точки зрения эффективности деятельности руководителя, а право на принятие решений выражает меру власти и весомость позиции управленца в организации.

Развернутый процесс принятия решения складывается из нескольких последовательных этапов: осознание проблемной ситуации и ее причин, формулировка целей и задач, сравнение альтернативных решений и выбор оптимального, реализация и контроль за реализацией решения. На каждом из этих этапов руководитель сталкивается с определенными психологическими явлениями: влиянием переживания (психическое состояние при столкновении с неопределенностью) на осознание проблемной ситуации; детерминированностью проблемы многомерностью связей различных характеристик ситуации; многокритериальностью оценки вариантов решений; влиянием личностных особенностей руководителя (волевых, мотивационных), стиля руководства на выбор и возможность реализации решения и др.

Помимо общепсихологических явлений руководителям правоохранительной системы при принятии управленческих решений приходится учитывать профессионально-психологические, которые условно можно разделить на две группы:

- внутренние (высокий уровень психической напряженности труда, жесткие временные и материальные ограничения, многообразие и сложность задач, необходимость постоянного регулирования социально-психологического климата в коллективе по причине текучести кадров, повышенная ответственность за профессиональные риски и др.);

- внешние (противоречивость нормативных предписаний, их неопределенность, существование права “звонка”, отсутствие в четком, явном виде оценочных критериев успешности руководителя, его множественная подчиненность и др.).

Все эти психологические явления должны стать предметом научно-практических исследований в рамках психологии менеджмента правоохранительной системы. Следует заметить, что разработка и реализация этого направления может принести реальные позитивные результаты только в том случае, если в правоохранительной системе на руководящие должности будут назначаться профессионалы. Однако у нас до сих пор руководитель рассматривается как должность, а не как профессия. Поэтому на руководящие должности чаще выдвигаются люди по принципу личной преданности, что приводит к закономерным ошибкам в управлении системой и ее развитии, снижает результативность и надежность деятельности организации, создает дополнительные психологические трудности для подчиненных. Необходимо ориентировать систему на использование и подготовку руководителей-про-фессионалов, и в этом направлении особое значение придавать психологическим аспектам совершенствования и профессиональной подготовки управленческого персонала правоохранительной системы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. - М., 2000.

2. Гибсон Д.Л., Иванцевич Д. Организации: поведение, структура, процессы. - М., 2000.

3. Мдргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. - М., 2000.

4. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие / М.И. Марьин, В.М. Поздняков, И.О. Котснев и др. - М., 2003.

5. Психология менеджмента: Учебник нового века / Под ред.

Г.С. Никифорова. - СПб., 2004. ‘

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Е.Д. Шульгин, ст. преподаватель

Тюменский юридический институт МВД России

В ходе широкомасштабной модернизации всех сфер социально-экономической жизни российского общества огромную роль играют кадры, уровень профессионализма и компетентности которых должен отвечать современным требованиям развития экономики, образования, культуры. Проблема кадров актуальна и для сотрудников правоохранительных органов, профессионально-образовательная подготовка которых во многом определяет эффективность их деятельности. Данные специалисты больше, чем представители ряда других профессий, непосредственно занимаются оказанием правовой, социальной, психологической поддержки граждан, способствуют социальной стабилизации в обществе. Их правозащитная роль является неотъемлемой частью проводимой в обществе социальной политики, которая преследует цель регулирования личной жизни человека во всех формах его социальной жизнедеятельности.

В эпицентре профессиональной деятельности такого специалиста находится человек. Осуществляя взаимоотношения со всеми категориями людей, независимо от их возраста, профессии, пола, национальности, специалисты правоохранительных органов в практической деятельности должны не только разрешать конфликты, но искать пути и методы устранения условий возникновения острых социальных проблем, предотвращения противоправного поведения людей. Они должны осуществлять специальные превентивно-профилактические меры, нравственно-правовое воспитание, укреплять личностное правосознания граждан и т.д. Все это с очевидностью требует высокой профессиональной квалификации сотрудников правоохранительных органов. В эпицентре профессиональной деятельности такого специалиста находится человек, его ориентация и подготовка к социальной деятельности, формирование его личностного сознания, создание гуманных отношений между людьми.

Между тем современное общество не готово положительно оценивать работу правоохранительных органов. Подобная ситуация обусловлена рядом причин, в том числе - слабой психолого-педагогической подготовленностью специалистов для работы с людьми, невысоким уровнем профессионализма, социально-педагогической компетентности многих сотрудников правоохранительных органов и, как1 следствие, невысоким имиджем милиции в массовом сознании.

Современным обществом востребованы высоконравственные, думающие специалисты, которые способны быть активными субъектами совершенствования социума, осуществлять взвешенные комплексные меры по защите прав и свобод всех групп населения, т.е. быть компетентными. Новые приоритеты и требования общества актуализируют проблему интериоризации нравственно-гуманистических ценностей, освоения социально-педагогических знаний как базовой основы профессионализма каждого специалиста правоохранительной деятельности. Анализ состояния современной практики деятельности правоохранительных органов показал, что сотрудники правоохранительных органов не всегда получают необходимые знания, умения и навыки практической социально-педагогической деятельности. Курсанты вузов МВД РФ, кадеты учебных заведений правоохранительного профиля не изучают социально-педагогические дисциплины в том объеме, который им необходим для того, чтобы чувствовать себя компетентными специалистами.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Net(23)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.