Научная статья на тему 'Проблемные аспекты совершенствования служебно-боевой подготовки в системе повышения квалификации МВД России'

Проблемные аспекты совершенствования служебно-боевой подготовки в системе повышения квалификации МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
621
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Ф. Дергачев, В П. Соколов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемные аспекты совершенствования служебно-боевой подготовки в системе повышения квалификации МВД России»

ционирования сотрудников правоохранительных органов с высоким уровнем профессиональной культуры. В этой связи вполне уместны размышления следующего содержания. "Нет бесполезных и ненужных профессий. Только нужно всегда быть профессионалом. И приносить людям пользу: юристу, в частности. — отстаивать справедливость" (8.6).

Литература

1. Америка. — 1974. — №215.

2. Бакуменко В.П., Бублик С.А. Особенности профессиональной деятельности правоохранительных органов и требования к нравственно-этической культуре сотрудников органов внутренних дел. — Киев, 1989

3. Гранат H.JT. Профессионализм как принцип организации и деятельности органов внутренних дел // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: История и современность. М.. 1990 — С.42-54.

4. Гранат H.JI. Профессиональное сознание и социалистическая законность в деятельности органов внутренних дел. — М.. 1984.

5. Гришин С.П. Охрана чести и достоинства личности при производстве по уголовному делу // Уголовно-процессуальная деятельность и правоотношения в стадии предварительного расследования. — Волгоград. 1971.

(>. Дмитриева О. У всей Европы — пальцы "веером Комсомольская правда. — 1998. — 28 апр.

7. Зииченко В. Человеческий интеллект и технократическое мышление// Коммунист. — 1998. №3.

8. Карнец И.И. Дело, которому мы служим. — М., 1989.

9. Карпец И.И. Сыск: записки начальника уголовного розыска. — М.. 1994.

10. Коновалова В.Е. Правовая психология. — Харьков. 1990.

11. Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов. Казань. 1975.

12 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 1.

13. Магузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

14. Молчанов A.A. Профессиональная деформация в органах внутренних дел и правовая культура//Мето-дологические Проблемы воспитательной и кадровой работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. Спб.. 1991.

15. Морозова JI.A. Судебная реформа и юридический профессионализм //' Гос-во и право. — 1994. -—№3.

16. Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. — М.. 1993.

17. Общая теория права: Курс лекций. — Н.Новгород. 1993. -С.222-223.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.. 1984.

19 Осипов Ю.И. Проблемы профессионализма в дсжслыюсти полиции США: теория и практика Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность. -

М.. 1990.

20. Пытать противно, но не стыдно /У Общая газета. — 1998. -9-15 апр.

Психопебагогика в правоохранительных органах,

21 Ратинов А. Р. Психология личности преступника: ценностно-нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. — М..

1979.

22. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М., 1990.

23 Характер, причины и способы устранения ошибок в стадии предварительного следствия. — М., 1990.

24. Юридическое образование в России в современных условиях: новые подходы и модели Гос-во и право. — 1993.— №2.

25. Police of Japan National Agency — Tokyo, 1991.

26. The patrol operation. — Washington. D.C.. 1970.

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МВД РОССИИ

Канд. пед. наук В.Ф. Дерганее В.П .Соколов

Ижевский филиал Всероссийского института повышения квалификации МВД России

Разработка теоретических и практических проблем служебно-боевой подготовки в рамках плана мероприятий по реализации Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России предусматривает совершенствование действующей системы подготовки кадров. Принципиально новые требования, предъявляемые к качеству обучения личного состава ОВД. требуют пересмотра сложившейся модели с лужебно-боевой подготовки в учебных заведениях МВД России. Переход на новую философскую парадигму образования означает постановку, как наиболее акту альной, проблемы личностно ориентированного обучения на всех уровнях многоступенчатой системы образования.

В условиях резкого обострения криминогенной обстановки значительно возросли требования к качеству переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД. Изучение и сравнительный анализ боевой подготовки личного состава показывают, что пока она не рассчитана на получение глубоких знаний и особенно — на приобретение устойчивых умений и навыков действовать в психологически напряженных ситуациях различного вида, построена в расчете на несистематические занятия. В отличие от обучения методике и тактике в обычных условиях, при обучении тактике в экстремальных

1999, №2 (10) 31

«

ситуациях используется, как правило, усеченная программа. Ошибочно считать, что если работник милиции умеет эффективно нести службу в обычных условиях, то это автоматически проявится и в экстремальных ситуациях.

Основное противоречие в системе профессионального обучения заключается в несоответствии между возросшими требованиями к кадрам и уровнем их с лу жеб н о - п р о фесс но н а ль н о й подготовлен-эости. Рассматриваемое противоречие является внешним по отношению к учебному процессу в вузе, но порождено оно внутренними противоречиями учебного процесса.

Понимание обучения как единого процесса накопления знаний и овладения способами их реализации снимает противоречие между процессом обучения и практической деятельностью. Руководствуясь важным методологическим принципом о том, что ориентиром в учебе должны быть требования, предъявляемые к слушателю сегодняшней жизнью, дальнейшим прохождением службы, профессорско-преподавательский состав вузов должен активизировать учебу слушателей, направляя ее на сближение с реальной практикой.

Противоречие между требованиями к качеству подготовленности выпускников и ограничением времени обучения также относится к числу основных.

Научно-техническая революция в военном деле привела к лавинообразному потоку новой информации, появлению новых технологий обучения. В образовательных заведениях МВД России значительно возросло количество новых учебных дисциплин, что автоматически сказалось на квалификационных требованиях, предъявляемых к выпускникам. Вместе с тем сроки обучения слушателей сократились до двух недель на курсах повышения квалификации и трех-четырех месяцев — на курсах первоначальной подготовки.

Увеличение времени на изучение дисциплин, входящих в состав служебно-боевой подготовки, невозможно, поэтому экстенсивные пути решения данной проблемы исчерпали себя.

Разрешить исследуемое противоречие можно при условии повышения темпов обучения, ускорения процесса формирования основ профессионального мастерства и перехода на интенсивные формы и методы обучения, когда слушатель может прочно усвоить больший объем информации и получить устойчивые практические навыки.

Для ускорения темпов обучения и повышения его эффективности можно использовать два пути: первый связан с интенсификацией обучения за счет совершенствования традиционных методов и способов обучения, а второй — с освоением активных методов обучения. Позитивные примеры исполь-

зования обоих путей можно привести, опираясь на исследования В.П.Вдовиченко, Д.А.Еремина. В.Г.Колюхова, А.Ф.Майдыкова. В.В.Миленина, В.Л.Маришука, В. А.Щеголева, А. А.Хвастунова и др.

Решение проблемы дальнейшего совершенствования проведения занятий по огневой, физической и специальной подготовке, на наш взгляд, представляется в создании и внедрении новых технологий обучения, суть которых заключается в интенсификации подготовки специалистов, максимальном приближении обучения к практическим нуждам, в использовании инициативы, интеллектуальных возможностей и способностей самих обучаемых.

В условиях обучения на курсах повышения квалификации, сокращения теоретической части обучения и увеличения времени на практическую отработку учебных вопросов требуется их особая методическая проработка, создание новых учебно-методических материалов.

Противоречие между достижениями педагогической науки и явным отставанием методик проведения занятий по огневой и физической подготовке также относится к числу основных и постоянно действующих. Применение сотрудниками ОВД оружия, физической силы и специальных средств в решении профессиональных задач подразумевается в особо опасных, экстремальных условиях деятельности. Следовательно, с психолого-педагогической точки зрения, в процессе обучения применению указанных средств преподаватели готовят слушателей к действию не во всех и не в любых, а именно в особых условиях профессиональной деятельности.

Таким образом, при обучении сотрудников применению оружия, боевым приемам борьбы в решении профессиональных задач необходимо такое построение учебного процесса, которое непосредственно учитывало бы особенности практической деятельности сотрудника в конкретной службе, подразделении. Очевидно, что боевая подготовка сотрудников ОВД не может быть обеспечена путем определения обобщенных нормативов, программ и предписаний без учета особенностей профессиональной деятел ьности и специфики решения служебных задач как в целом по управлениям ОВД, так и внутри каждого подразделения.

Проведенные исследования показали, что неоправданные потери личного состава зачастую кроются в слабой первоначальной подготовке сотрудников. Анализ данных, полученных по результатам проводимых экзаменов по огневой и физической подготовке в 11 учебных заведениях МВД России, говорит о достаточно высоком уровне подготовленности выпускников. В то же время анкетирование сотрудников, обучающихся на курсах повышения квалификации (и = 138), имеющих практический стаж ог трех до десяти лет. показало, что лишь 9,6%

Психопедагогика в правоохранительных органах, 1999, №2 (10)

оценили свою боевую выучку положительно.

Подтверждением сказанному служат и результаты входного контроля по огневой и физической подготовке. Лишь каждый пятый (п = 262) выполнил норматив 1 упражнения стрельб из пистолета Макарова (КС-92), и только каждый третий (п= 124) смог показать элементарную защиту от простого удара кулаком в лицо.

Проблема обеспечения личной и профессиональной безопасности приобретает в настоящее время особую актуальность. Материалы служебных расследований и специальных исследований показывают. что в 60% Случаев сотрудники могли бы избежать гибели, ранений или с наименьшим риском выйти из экстремальной ситуации, пользуясь элементарными навыками обеспечения личной безопасности. Специально следует подчеркнуть, что в практике профессионального обучения "педагогика личной безопасности", без сомнения, формируется как самостоятельное направление или учебная дисциплина.

Наконец, к числу основных противоречий относится несоответствие между требованиями к качеству подготовки специалиста и возможностями преподавателя боевой подготовки.

Проведя анкетирование среди преподавателей огневой и физической подготовки в 9 учебных заведений МВД России (п = 46), мы получили ответы на вопрос: "Какие причины, на ваш взгляд, затрудняют качественное проведение занятий по боевой подготовке?". К этим причинам относятся: отсутствие четко сформулированных нормативных документов, регламентирующих проведение занятий, связанных с риском: разноуровневая подготовленность слушателей; юридическая незащищенность преподавателя при проведении занятий, связанных с риском: высокое физическое и функциональное напряжение преподавателя: отсутствие необходимой материальной базы.

Это показывает, что в учебных заведениях МВД России преподаватели рассчитывают на сохранение имеющихся методических, психологических, нормативных средств огневой и физической подготовки слушателей, разработанных Министерством обороны. Однако расширение класса профессиональных задач, связанных с применением оружия, боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД, опыт их участия в боевых действиях и уровень специальной подготовки показывают, что эффективность существующих методик по огневой и физической подготовке, их перенос без должных коррективов прсдста вляются проблематичными.

Направленность профессионального обучения, несмотря на возросшие требования руководящих документов, изменилась незначительно. Слушателям курсов переподготовки и повышения квалифи-

кации, вместо совершенствования и приобретения новых умений и навыков, нередко приходится давать разделы программ, более приемлемые дтя слушателей курсов первоначальной подготовки вследствие их разноуровневой подготовленности. Такой подход к совершенствованию профессионального мастерства не стимулирует слушателя, поскольку он не соответствует статусу выпускника курсов повышения квалификации. Это требует поиска, конструирования и отбора новых форм и методов организации занятий по боевой подготовке, адекватных целям и задачам профессиональной подготовки личного состава применительно к современным условиям.

Таким образом, основными дидактическими противоречиями, влияющими на развитие учебных технологий в процессе преподавания военных дисциплин, являются противоречия между быстро меняющимися условиями деятельности сотрудников ОВД, ростом профессиональных требований и отставанием практической подготовленности в области огневой и физической подготовки: подготовкой сотрудников к действиям в обычных и психологически напряженных ситуациях, в том числе боевых: качественным содержанием подготовки и техническим обеспечением учебного процесса: сложившейся учебно-методической моделью боевой подготовки и принципиально новыми требованиями к подготовке кадров.

Предварительное исследование поставленных проблем позволяет сделать следующие выводы:

— содержание служебно-боевой подготовки необходимо максимально конкретизировать в учебных программах;

— направленность служебно-боевой подготовки в современных условиях должна определяться содержанием и способами выполнения поставленных служебно-боевых задач;

— требования, предъявляемые к качеству обучения, должны соответствовать учебно-методической модели организации и проведения занятий по боевой подготовке;

— для ускорения обучения и повышения его эффективности целесообразно обобщить отечественные и зарубежные инновационные технологии обучения с последующими рекомендациями по их практическому применению;

— переход на личностно ориентированную систем}' обучения позволит на более высоком качественном уровне совершенствовать военно-профес-сиональную подготовку каждого конкретного слушателя с учетом специфики его служебной деятельности.

Конкретизация и дальнейшее совершенствование системы профессионально-боевой подготовки позволят более эффективно организовать учебный

Психопедагогика а правоохранительных органах, 1999, №2 (10)

процесс, поддерживать профессиональную работоспособность сотрудника на уровне, обеспечивающем необходимое состояние служебно-боевой готовности. Практическая реализация этих мер даст возможность определить приоритеты в совершенствовании системы профессионально-боевой подготовки.

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА МИРА СЛЕДОВАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Адъюнкт кафедры психологии и управления М.М.Умуркулова

Костанайская высшая школа МВД Республики

Казахстан

Бесспорным является факт, что наблюдающиеся в обществе перемены не могут не затрагивать такой сферы общественной жизни, как образование Тенденции его развития таковы, что во всех сферах научного познания идет пересмотр исходных фундаментальных методологических позиций и методических приемов, отказ от традиционной образовательной парадигмы, не отвечающей требованиям современной реальности.

Решение данной задачи невозможно без разработки новых, научно обоснованных методов обучения, без активного внедрения в педагогическую практику достижений психологической науки, в частности. психологической концепции образа. Речь идет о том. что подвергается критике схема взаимоотношений в системе "человек — мир"'. Психология отходит от классического "субъект-объектного"" видения взаимодействия индивида с окружающим миром, в котором человеку отводится роль пассивного созерцательного существа, безынициативно реагирующего на внешние стимулы (10,215).

В традиционной когнитивной психологии преимущественной была именно стимульно-реактив-ная модель отражения окружающей действительности. Современные психологи вышли на качественно новый, сложный, но менее изученный уровень рассмотрения данной проблемы, преодолевая противопоставление человека и среды как субъекта и объекта. При этом возник особый предмет изучения в психологии — образ мира, представляющий собой систему регулирования психологических актов в процессе формирования способности человека активно и полноценно в соответствии с актуальной задачей отражать окружающую его действительность.

Понятие "образ мира" исходит из теории

Л.С.Выготского. А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Изучали образ как систему, регулирующую психическое отражение, Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец. В.П.Зинченко. В.Ф.Ломов и др. В дальнейшем многие исследователи касались различных аспектов данной проблемы. В частности, С.Д.Смирнов рассматривал образ мира как внутреннюю активность личности в контексте общепсихологической теории деятельности; В. В. Петухов изучал роль образа в онтогенезе сознания. Б.М.Величковский исследовал это понятие в плане когнитивной психологии; Е.А.Климов говорил об образе мира в разнотипных профессиях.

Основное теоретическое положение психологической концепции образа заключается в том, что образ мира не является лишь средством для обработки субъектом внешнего стимула и превращения его в значащий образ с последующим принятием решения о том, как будет построен ответ на поступивший стимул (3,65). Главный вклад в построение образа объекта или ситуации делают не отдельные сенсорные впечатления, а картина мира в целом, которая выполняет ориентирующую роль в процессе какой-либо законченной деятельности. Построение образа внешней реальности есть прежде всего актуализация определенной части внутреннего представления о мире. Такое интегральное образование несет в себе отпечаток предыдущей психической жизни субъекта, оно организует и регулирует эти следы в едищто целостную систему. При этом предметная нагрузка и эмоциональная окраска объекта, его значение и смысл предшествуют сенсорному восприятию объекта и заданы всем контекстом актуальной деятельности и той части образа мира, которая в данный момент связана с действием, выполняемым индивидом.

Представление мира — не сумма и не мозаика образов отдельных предметов или событий, оно изначально формируется и функционирует гак некоторое целое, предшествующее активной стимуляции объекта и вызывающим его чувственным переживаниям и впечатлениям (7. 50)

Как отмечает С.Д.Смирнов. "... взаимодействие образа мира и стимульного воздействия строится по принципу переработки вызванного стимулом чувственного впечатления с последующей привязкой созданного из сенсорного материала образа к предшествующей картине мира путем апробации или модификации " (11. 143). Это так называемое ''движение от субъекта к миру . когда образ мира генерирует познавательные гипотезы на определенные объекты и задачи.

И.Б.Ханина выделяет три слоя субъективного построения образа мира (12,73). Перцептивная картина мира отражает пространственные характеристики и модификации предметов, восприятие соб-

Исихопедагогика в правоохранительных органах. 1999, М>2 (10)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.