Научная статья на тему 'Требования, предъявляемые к психологическим свойствам личности инструкторов физической подготовки подразделений ОВД'

Требования, предъявляемые к психологическим свойствам личности инструкторов физической подготовки подразделений ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В Л. Глубокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Требования, предъявляемые к психологическим свойствам личности инструкторов физической подготовки подразделений ОВД»

службе, на престиж сотрудников милиции среди населения. Это требует от руководителя более пристального внимания к сотрудникам, которые в большей степени "болеют" за интересы дела, но оказываются излишне нетерпимыми к товарищам по работе и резкими по форме реагирования. Важно, с одной стороны, поддерживать таких сотрудников по существу занимаемых ими позиций, с другой - подсказывать более рациональные способы поведения в коллективе.

Преодоление и разрешение конфликтов, дезорганизующих коллектив сотрудников и отрицательно сказывающихся на качестве и эффективности служебной деятельности, зависит от многих составляющих конфликта: причин возникновения и форм проявления, личностных характеристик и действий участников конфликта, социально-психологических условий протекания, динамики развития, точности прогноза его последствий.

Основным, психологически оправданным способом разрешения конфликта в момент его кульминации является перевод взаимоотношений противоборствующих сторон с эмоционального на интеллектуальный уровень. Это основано на том, что взаимное возбуждение сторон, накал страстей вызывают эффект сужения сознания. Эмоции захлестывают нормальное функционирование восприятия, памяти, мышления, распаляют воображение участников конфликта. Возбужденное состояние приводит к необъективности и тенденциозности по отношению друг к другу. В ситуации конфликта в системе "руководитель - подчиненный" и при разрешении конфликта между подчиненными руководителю следует стремиться погасить эмоции, запретить нетактичные выпады, повышение голоса, угрозы, резкие жесты. Ситуативно это может быть сделано путем мягких, спокойных замечаний или четких и, по необходимости, резких указаний, приказа прекратить перепалку либо переключения внимания участников конфликта на аспекты служебной деятельности, не связанные с предметом обострения взаимоотношений.

При переводе конфликта в интеллектуальное русло руководителю целесообразно стимулировать приведение участниками конфликта ясных аргументов в споре, помочь конфликтующим разложить конфликт на составные части и детально рассмотреть каждый пункт разногласий. На этом этапе важно создать обстановку справедливого рассмотрения, внимательного и терпеливого обсуждения проблемы, подчеркнуть, что руководитель занимает нейтральную позицию.

На этапе интеллектуального протекания конфликта руководитель добивается смены мотивов противоборства на мотивы урегулирования отношений, побуждает стороны к стратегии переговоров, желанию найти согласованные позиции, отвечающие интересам службы и их личным интересам.

В дальнейшем психологически оправданным является побуждение к взаимным уступкам, признанию (даже по мелким деталям) неправильного отношения друг к другу. Руководителю в некоторых случаях целесообразно подыскивать обстоятельства, когда конфликтующие стороны смогут сделать что-то приятное друг другу. Оправданным является и такой применяемый иногда на практике способ, когда через некоторое время после конфликта оба участника его морально или материально поощряются (если, конечно, имеются соответствующие достижения по службе) и им в обстановке гласности объявляется о поощрении, в этих обстоятельствах они вынуждены поздравить друг друга. Переводу конфликта с эмоционального на интеллектуальный уровень и сглаживанию раздражения способствует также активный отдых, переключение деятельности сотрудника на такие поручения, которые он выполняет с наибольшей охотой. Это может быть достигнуто направлением в командировку, а иногда созданием вокруг конфликтующих обстановки внимания и заботы.

Оправданными на практике являются и типичные частные способы разрешения конфликтов руководителем органа внутренних дел. Первый, наиболее распространенный способ - это разрешение проблемы, лежащей в основе конфликта. Он связан с преобразованием объективных условий, по-

родивших острое противоборство между подчиненными. Другим частным способом разрешения конфликтов является сглаживание, или приглушение противоречий, лежащих в их основе. Руководитель ОВД в этих случаях предпринимает меры к изменению представлений друг о друге у конфликтующих между собой сотрудников, к взаимному отказу от резких суждений.

Следующий, третий, способ разрешения конфликтов -компромисс. В данном случае руководитель ОВД побуждает конфликтующие стороны к частичным взаимным уступкам и этим добивается урегулирования взаимоотношений между подчиненными. Четвертый способ разрешения конфликта -невмешательство. Психологическое содержание этого способа поведения руководителя не заключается в проявлении безразличия к конфликтам. Ему важно знать обо всех конфликтах, но реагировать по-разному. Невмешательство не всегда может быть оправдано, но имеется немало фактов, когда излишне поспешное вмешательство руководителя влекло за собой большие негативные последствия, чем это наблюдалось бы при естественном течении конфликта. Пятый способ разрешения конфликта — устранение одной из конфликтующих сторон.

В отдельных случаях у руководителя не остается иного пути разрешения острых противоречий, дезорганизующих коллектив, как перевод одного из участников конфликта в другое подразделение или ходатайство об увольнении его из органов внутренних дел. Такие ситуации могут быть связаны с тем, что руководитель оказывается перед фактом полной социально-психологической несовместимости между конфликтующими сотрудниками, неоправданной завышенной самооценкой и чрезмерно высоким уровнем притязаний; компрометации и дискредитации отдельными сотрудниками самих себя в глазах окружающих, попытками "подавления" официального руководства. Радикальное решение вопроса путем удаления из коллектива конфликтующих сторон должно быть во всех случаях психологически оправданно и воспринято другими членами коллектива как мера, необходимая для нормализации психологического климата и улучшения служебной деятельности.

Вопрос адаптации молодых сотрудников не является единовременно решаемым, решение его представляется как постоянная, целенаправленная деятельность.

Целью этой деятельности является выработка новых и модернизация имеющихся психологических и педагогических способов, ведения психологическими службами ОВД работы в этом направлении.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ ЛИЧНОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД

В. А. Глубокий, адъюнкт

СибЮИ МВД России, г. Красноярск

Обострение криминальной обстановки в стране ставит вопрос о необходимости повышения эффективности работы с личным составом подразделений ОВД. В руководящих документах МВД России (8; 10; 11) и различными авторами (2; 6; и др.), постоянно рассматриваются вопросы, касающиеся повышения качества совершенствования боевой (физической и огневой) подготовленности личного состава правоохранительных органов. В указанных материалах основной акцент

делается на совершенствовании организационных форм проведения работы с личным составом, рассмотрении методических аспектов данной работы, и практически нигде не ставится вопрос об обучении специалистов по служебно-боевой подготовке для МВД России.

Впервые вопрос о возможности обучения в вузах МВД России специалистов по физической подготовке для подразделений ОВД рассмотрел А. В. Агеевец (1).

На необходимость организации обучения в вузах МВД России специалистов по служебно-боевой (огневой и физической) подготовке рядового и начальствующего состава указывали Н. В. Астафьев, В. Г. Колюхов (3). Авторами бып отмечен тот факт, что сотрудники, замещающие должности инспекторов, инструкторов, методистов специальной, боевой, физической подготовки и спорта, несмотря на высокий уровень личных достижений в служебно-боевой подготовке (обычно в одном из видов спорта), в большинстве своем не подготовлены методически. Слабая методическая подготовленность этих сотрудников не позволяет им повышать в должной мере уровень физической и огневой подготовленности рядового и начальствующего состава.

Несмотря на наличие в кадровых аппаратах подразделений ОВД должностей специалистов по служебно-боевой подготовке, а также на то, что продолжает оставаться низким уровень физической и огневой подготовленности сотрудников, в образовательных учреждениях МВД России не организована подготовка специалистов такой категории.

Н. В. Астафьевым, В. Г. Колюховым (3) отмечено, что в настоящее время имеется необходимость в обосновании принципов организации образовательного процесса и содержания обучения специалистов по служебно-боевой подготовке (разработка учебного плана, рабочих учебных программ, учебно-методических комплексов и иных учебных, методических и практических пособий).

На необходимость повышения качества служебно-боевой подготовки рядового и начальствующего состава незамедлительно отреагировала практика.

Так, в ноябре 2003 г., на заседании коллегии МВД России был принят план реализации Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел Российской Федерации на 2004-2010 гг. (9). В пункте 6.6. этого плана указано на необходимость проработать вопрос и подготовить пакет документов для введения специализации "Служебно-боевая подготовка" в рамках реализуемого в вузах МВД России Государственного образовательного стандарта по специальности 02.31.00 - Правоохранительная деятельность. Ответственными за выполнение этого положения указаны ГУК МВД России и образовательные учреждения МВД России со сроком исполнения 2004-2005 гг.

В Сибирском юридическом институте МВД России по заявке ГУВД Красноярского края с 2002 по 2004 гг. проводилось научно-методическое исследование на тему "Подготовка в образовательных учреждениях МВД России инспекторов-инструкторов специальной, боевой, физической подготовки и спорта". Одна из задач исследования заключалась в разработке требования к психологической подготовленности курсантов вузов МВД России юридического профиля, отобранных для обучения дополнительной (служебно-боевой) специализации с квалификацией "инструктор физической подготовки". Успешность профессиональной деятельности внештатного инструктора определяется психологическими свойствами личности, позволяющими ему заниматься организационной и педагогической работой.

С целью отбора кандидатов для факультативного обучения второй (дополнительной) специализации и разработки требований, предъявляемых к психологическим свойствам личности инструкторов физической подготовки, психологической службой воспитательного отдела СибЮИ МВД России проведено психологическое тестирование курсантов.

При проведении тестирования в качестве критериев отбора использовались следующие психологические свойства

личности (5,12): уровень познавательных процессов (интеллект) должны быть не ниже среднего; направленность на дело - средняя или высокая; агрессивность - средняя или низкая; поведенческая регуляция в новых условиях - высокая; коммуникативный потенциал - высокий; субъективный контроль в профессиональной сфере - не ниже среднего; субъективный контроль в межличностных отношениях - средний или высокий; субъекгив-ный контроль в области сохранения здоровья - не ниже среднего; общий уровень самоконтроля - высокий; стремление к личным достижениям - не ниже среднего; показатели лидерских качеств личности должны быть от 6 до 8 баллов (7).

По результатам психологического тестирования, из 35 кандидатов, прошедших отбор по уровню физической подготовленности, пригодными к факультативному обучению дополнительной, служебно-боевой специализации был признан 21 курсант.

В целях уточнения требований к психологической подготовленности инструкторов физической подготовки, в октябре 2004 г. проводилось повторное психологическое тестирование (см. табл.).

Психологический тест МИОМ показал, что 100% обследуемых обладают средним уровнем познавательных процессов.

Личностно-ориентированный опросник (ЛОО) выявил высокий уровень направленности надело и стремление к личным достижениям у 71,4% курсантов-инструкторов.

Опросник Басса-Дарки, характеризующий уровень агрессивности личности, показал, что средним уровнем агрессивности обладают 90,4% курсантов.

Психологический тест МЛО "Адаптивность" выявил высокий коммуникативный потенциал у 76,1% курсантов-инструкторов, высокая поведенческая регуляция в новых условиях отмечена у 85,7% курсантов.

Психологический тест УСК, характеризующий уровень субъективного контроля данности, показал, что высоким уровнем субъективного контроля в профессиональной сфере обладают 69,1% курсантов, высокий уровень субъективного контроля, касающегося межличностных отношений, отмечен у 71,4% курсантов-инструкторов, высокий уровень субъективного контроля в области сохранения здоровья выявлен у 66,6% курсантов-инструкторов.

По индивидуальному типологическому опроснику (ИТО), 71,4% курсантов-инструкторов обладают лидерскими качествами (данные качества оценивались не менее 6 и не более 8 баллов).

Результаты психодиагностики показали, что существенных различий в развитии психологических качеств личности курсантов-инструкторов не произошло (Р0 > 0,05), был отмечен консерватизм исследуемых свойств. Статистически достоверно улучшился только показатель теста УСК, харакге-ризующий общий уровень самоконтроля (Р0 < 0,05). Повторное психологическое тестирование курсантов-инструкторов можно было не проводить. Результаты повторной психодиагностики показали, что повышение объема учебной нагрузки (за счет факультативного обучения второй (дополнительной) специализации) не оказало отрицательного влияния на психологические свойства курсантов-инструкторов.

Психологическое тестирование и анализ научной литературы дали возможность выявить психологические свойства личности курсантов, которые позволяют проходить факультативное обучение дополнительной, служебно-боевой специализации, с квалификацией "Инструктор физической подготовки". Курсанты-инструкторы должны обладать следующими психологическими свойствами личности: средним или высоким уровнем развития интеллекта; высокой направленностью надело и стремлением к личным достижениям; средней агрессивностью; высоким или средним коммуникативным потенциалом; высоким или средним уровнем поведенческой регуляции в новых условиях; высоким или средним уровнем субъективного контроля в профессиональной сфере, межличностных отношениях и области сохранения здоровья. Курсант-инструктор, кроме того, должен обладать лидерскими качествами и иметь высокий общий уровень самоконтроля.

Таблица

Показатели психодиагностики свойств личности курсантов, отобранных для обучения дополнительной специализации с квалификацией "инструктор физической подготовки"

Показатели Сокращенное наименование теста В начале обучения (п = 21) В конце обучения (п = 20) Достоверность различий, Р0

Уровень познавательных процессов (стен) МИОМ 61,7±2,4 62,0±2,1 > 0,05

Направленность на дело (балл) ЛОО 41,0±2,9 41,4±3,1 > 0,05

Уровень агрессивности (балл) Б-Д* 16,7±7,1 16,8±6,7 > 0,05

Коммуникативный потенциал (стен) МЛО "Адаптивность" 5,6±1,8 5,0±1,6 > 0,05

Поведенческая регуляция в новых условиях (стен) МЛО "Адаптивность" 8,3±3,4 8,1±3,0 > 0,05

Уровень субъективного контроля в профессиональной сфере (стен) УСК 7,9±1,2 8,3±1,4 > 0,05

Уровень субъективного контроля, касающегося межличностных отношений (стен) УСК 7,4±1,0 8,0±1,3 > 0,05

Уровень субъективного контроля, касающегося здоровья (стен) УСК 7,6±1,1 8,0±1,1 > 0,05

Общий уровень самоконтроля (стен) УСК 7,1 ± 1,2 8,4±1,0 < 0,05

Стремление к личным достижениям (балл) ЛОО 29,0±5,8 29,5±5,3 > 0,05

Стремление к лидерству (балл) ИТО 6,6±0,8 6,6±0,8 > 0,05

Примечание. * - опросник Басса-Дарки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец А. В. К вопросу о специалистах по физической подготовке для органов внутренних дел // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. - Орел: Орловская высшая школа МВД России, 1996.

2. Анисимов Е. А., Калашников А. Ф. Проблема развития и совершенствования общепрофессиональных и профессионально важных функций у слушателей учебных заведений МВД РФ средствами физической культуры и спорта при многоуровневом обучении // Там же.

3. Астафьев Н. В, Колюхов В. Г.. В. Об организации и содержании обучения в высших учебных заведениях МВД России специалистов по служебно-боевой подготовке рядового и начальствующего состава органов внутренних дел // Перспективы деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2000.

4. Астафьев Н. В., Глубокий В. А. Перспективы и проблемы обучения в Сибирском юридическом институте МВД России внештатных инструкторов по физической и огневой подготовке для подразделений ГУВД КК // Красноярский край: управление и современные кадровые технологии: Сборник тезисов краевой научно-практической конференции. - Красноярск, 2003.

5. Барчуков Е. С. Физическая подготовка личного состава спецподразделений. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

6. Гадалов А. В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: Автореф. дис... канд. пед. наук, - М., 2000.

7. Горбач Н. А. Инновационные технологии отбора и сопровождения обучаемых и специалистов: Монография - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2001.

8. О неотложных мерах по улучшению боевой и физической подготовки в ОВД // Приказ МВД России. - 1995. -№11.

9. Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2 // Приказ МВД России. - 2003. - № 829.

10. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Приказ МВД России. - 2002. - № 965.

И. План первоочередных мероприятий по совершенствованию профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел // Приказ МВД России от 25 декабря 2001 г. - 2001.

12. Погудин С. М. Профессиональное становление спортив-но-педагогических кадров в системе многоуровневого физического образования: Монография. - Чайковский: ЧГИФК, 2003.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКА К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Канд. психол. наук, профессор В. М. Шевченко

Новгородский филиал Санкт-Петербургского университета

МВД России

Основная методическая задача психологической подготовки - формирование психологической готовности к применению и использованию оружия сотрудниками ОВД в различных опасных ситуациях.

Решение этой главной задачи обеспечивается, как минимум, следующими условиями:

-диагностикой и оценкой индивидуально-психологических и профессиональных качеств обучающихся сотрудников, связанных с готовностью к применению оружия;

- использованием комплекса методик, позволяющих выявить особенности поведения сотрудников как в реальных, так и в моделируемых ситуациях: наблюдение за поведенческими реакциями обучаемых, за мимическим выражением их лиц в трудных ситуациях, индивидуальная беседа, ряд экспериментальных процедур, моделирующих различные трудные ситуации, тест Розенцвейга, анализ трудных ситуаций, связанных с применением оружия, тест СМИЛ, шкапы Спилбер-га-Ханина и Тейлора;

- изучением личностной тревожности, эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях деятельности сотрудников;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.