Научная статья на тему 'Методика формирования психологической готовности сотрудника к применению огнестрельного оружия'

Методика формирования психологической готовности сотрудника к применению огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1636
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В. М. Шевченко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика формирования психологической готовности сотрудника к применению огнестрельного оружия»

Таблица

Показатели психодиагностики свойств личности курсантов, отобранных для обучения дополнительной специализации с квалификацией "инструктор физической подготовки"

Показатели Сокращенное наименование теста В начале обучения (п = 21) В конце обучения (п = 20) Достоверность различий, Р0

Уровень познавательных процессов (стен) МИОМ 61,7±2,4 62,0±2,1 > 0,05

Направленность на дело (балл) ЛОО 41,0±2,9 41,4±3,1 > 0,05

Уровень агрессивности (балл) Б-Д* 16,7±7,1 16,8±6,7 > 0,05

Коммуникативный потенциал (стен) МЛО "Адаптивность" 5,6±1,8 5,0±1,6 > 0,05

Поведенческая регуляция в новых условиях (стен) МЛО "Адаптивность" 8,3±3,4 8,1±3,0 > 0,05

Уровень субъективного контроля в профессиональной сфере (стен) УСК 7,9±1,2 8,3±1,4 > 0,05

Уровень субъективного контроля, касающегося межличностных отношений (стен) УСК 7,4±1,0 8,0±1,3 > 0,05

Уровень субъективного контроля, касающегося здоровья (стен) УСК 7,6±1,1 8,0±1,1 > 0,05

Общий уровень самоконтроля (стен) УСК 7,1 ± 1,2 8,4±1,0 < 0,05

Стремление к личным достижениям (балл) ЛОО 29,0±5,8 29,5±5,3 > 0,05

Стремление к лидерству (балл) НТО 6,6±0,8 6,6±0,8 > 0,05

Примечание. * - опросник Басса-Дарки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеевец А. В. К вопросу о специалистах по физической подготовке для органов внутренних дел // Совершенствование системы боевой подготовки в учебных заведениях МВД России в свете реализации концепции многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров МВД РФ: Тезисы межвузовской научно-практической конференции. - Орел: Орловская высшая школа МВД России, 1996.

2. Анисимов Е. А., Калашников А. Ф. Проблема развития и совершенствования общепрофессиональных и профессионально важных функций у слушателей учебных заведений МВД РФ средствами физической культуры и спорта при многоуровневом обучении // Там же.

3. Астафьев Н. В, Колюхов В. Г.. В. Об организации и содержании обучения в высших учебных заведениях МВД России специалистов по служебно-боевой подготовке рядового и начальствующего состава органов внутренних дел // Перспективы деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. - Иркугск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2000.

4. Астафьев Н. В., Глубокий В. А. Перспективы и проблемы обучения в Сибирском юридическом институте МВД России внештатных инструкторов по физической и огневой подготовке для подразделений ГУВД КК // Красноярский край: управление и современные кадровые технологии: Сборник тезисов краевой научно-практической конференции. - Красноярск, 2003.

5. Барчуков Е. С. Физическая подготовка личного состава спецподразделений. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.

6. Гадалов А. В. Формирование готовности курсантов вузов МВД России к единоборству с правонарушителями: Автореф. дис... канд. пед. наук, - М., 2000.

7. Горбач Н. А. Инновационные технологии отбора и сопровождения обучаемых и специалистов: Монография - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2001.

8. О неотложных мерах по улучшению боевой и физической подготовки в ОВД // Приказ МВД России. - 1995. -№11.

9. Об объявлении решения коллегии МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2 // Приказ МВД России. - 2003. - № 829.

10. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел // Приказ МВД России. - 2002. - № 965.

И. План первоочередных мероприятий по совершенствованию профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел // Приказ МВД России от 25 декабря 2001 г. - 2001.

12. Погудин С. М. Профессиональное становление спортив-но-педагогических кадров в системе многоуровневого физического образования: Монография. - Чайковский: ЧГИФК, 2003.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКА К ПРИМЕНЕНИЮ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Канд. психол. наук, профессор В. М. Шевченко

Новгородский филиал Санкт-Петербургского университета

МВД России

Основная методическая задача психологической подготовки - формирование психологической готовности к применению и использованию оружия сотрудниками ОВД в различных опасных ситуациях.

Решение этой главной задачи обеспечивается, как минимум, следующими условиями:

-диагностикой и оценкой индивидуально-психологических и профессиональных качеств обучающихся сотрудников, связанных с готовностью к применению оружия;

- использованием комплекса методик, позволяющих выявить особенности поведения сотрудников как в реальных, так и в моделируемых ситуациях: наблюдение за поведенческими реакциями обучаемых, за мимическим выражением их лиц в трудных ситуациях, индивидуальная беседа, ряд экспериментальных процедур, моделирующих различные трудные ситуации, тест Розенцвейга, анализ трудных ситуаций, связанных с применением оружия, тест СМИЛ, шкапы Спилбер-га-Ханина и Тейлора;

- изучением личностной тревожности, эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях деятельности сотрудников;

- выделением различных групп обучающихся: высокотревожных и низкотревожных; экстравертов и интровертов; адекватно оценивающих свои возможности и имеющих противоречивую, неадекватную самооценку; сотрудников, применявших либо не применявших оружие;

- формированием личностной установки на преодоление трудных ситуаций, связанных с применением оружия;

- наличием учебного полигона, позволяющего моделировать приближенную к реальной обстановку, создавать ситуации, имитирующие применение правонарушителем оружия и других средств нападения, противодействие или угрожающие срыву выполняемой задачи;

- выбором ряда методик проведения занятий (ролевое разыгрывание ситуаций, связанных с применением оружия, и др.), проведением психологических тренировок и упражнений, направленных на развитие способности к психическому самоуправлению своим поведением и регуляции эмоционального состояния, на формирование и поддержание устойчивой профессионально-психологической готовности к применению оружия (тренировок в быстром переходе от ожидания, спокойной работы к немедленным и решительным действиям, умение контролировагь свое поведение и др.);

- использованием различных методов психологической поддержки и восстановления благоприятного эмоционального состояния и работоспособности сотрудников ОВД после применения ими огнестрельного оружия (психологический дебрифинг, аутогенная и идеомоторная тренировки, специальные физические упражнения, самовоспитание, самовнушение и др.).

Соблюдение названных условий в значительной степени зависит от руководителей подразделений, психолога органа внутренних дел. Им отводится главная роль в проведении психологической подготовки. Они должны последовательно и настойчиво разъяснять личному составу, что вооруженное нападение может быть осуществлено на каждого сотрудника, в любой момент выполнения им своих обязанностей. Вместе с тем многое в обучении зависит и от самих сотрудников ОВД, их активности и целеустремленности не только в обучении, но и самовоспитании.

Важной составляющей психологической подготовки к применению оружия в экстремальных условиях является изучение сотрудниками психологических особенностей и специфики деятельности сотрудника. Изучение особенностей деятельности проводится во время служебной подготовки, где анализируются различные факты применения оружия сотрудниками ОВД, приводятся примеры ошибочных действий сотрудников, связанных с недостаточной готовностью к применению оружия. Все это должно способствовать формированию у сотрудников органов внутренних дел правильных представлений о предстоящей деятельности при выполнении специфических задач, связанных с применением оружия.

Необходимо проводить специальные занятия по вопросам психологической готовности применять оружие. К занятиям следует привлекать специалистов-психологов, лиц, которым приходилось действовать в экстремальных ситуациях, сотрудников, ранее применявших оружие. Последние могут подробно рассказать о своих чувствах, ощущениях и переживаниях, отметить наиболее значимые "тормозящие" моменты и поделиться опытом их преодоления.

Необходимо также разъяснять правовые основания применения оружия, морально-психологические факторы этих действий и их обязательность, вытекающую из характера служебной деятельности сотрудника. Так, например, применение оружия при определенных условиях может образовывать состав должностного преступления и повлечь уголовную ответственность.

Важно знакомить личный состав с возможными индивидуальными реакциями при применении оружия, особенно в условиях обоюдного огня, т. е. при перестрелке.

Естественной реакцией человека, участвующего в перестрелке, является так называемое "туннельное видение", при

котором он не воспринимает событий, происходящих за пределами "туннеля". Подобное сокращение поля зрения может быть опасным, если соучастник преступления находится сбоку и открывает огонь.

Зная о возможности такой реакции, сотрудник должен быть готов прикрыть вступившего в перестрелку напарника, а также помнить о сужении поля зрения при ведении огня и, по возможности, пытаться его расширить (поворотом головы, изменением положения тела при стрельбе и т. п.).

Обеспечение личным составом своей безопасности достигается как благодаря правильной ориентировке в ситуациях, связанных с применением оружия, так и через адекватное восприятие и оценку условий выполнения поставленных задач и своего отношения к ним. С ориентировкой в окружающей обстановке тесно связаны осмотрительность и осторожность в действиях и поведении при взаимодействии с правонарушителями, которые могут спровоцировать опасную ситуацию. Осмотрительность должна включать рациональные способы распределения и сосредоточения внимания, наблюдения за поведением субъектов, представляющих возможную опасность для жизни и здоровья сотрудников и других лиц.

Одним из методов формирования психологической готовности к применению оружия сотрудниками ОВД является развитие способности к психическому самоуправлению и регуляции эмоциональных состояний.

Данный метод помогает решать следующие задачи:

— снижать уровень личностной тревожности сотрудников в связи с применением оружия;

- формировать структуру личностных компонентов психологической готовности, соответствующую эмоционально-волевой устойчивости личности сотрудника ОВД;

- управлять эмоциональной сферой сотрудников, оптимизировать благоприятное психическое состояние, связанное с применением оружия;

— корректировать или формировать личностные качества сотрудников (настойчивость, решительность, уверенность в себе, целенаправленность и др.), связанные с адекватным поведением в различных стрессовых ситуациях.

Экспериментально доказано, что тревожность связана со способностью личности управлять собой и является следствием несформированности отдельных звеньев в структуре способности к психическому самоуправлению: анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание, слабый волевой контроль и др.

Здесь поведение понимается как ответ на внешние трудные моменты анализируемого события, который человек сознательно строит, исходя из воспринимаемой и осмысливаемой ситуации. Поведенческий ответ должен быть сконструирован самим сотрудником (обучающим), исходя из его деятельной позиции. Исследование показало, что определенная часть сотрудников испытывает выраженную потребность в управлении своим поведением и эмоциональным состоянием в трудных ситуациях.

Однако характерно, что в процессе анализа трудных ситуаций, связанных с применением оружия, у многих отсутствовали определенность личной позиции, установка на преодоление трудностей при достижении целей. При разыгрывании ситуаций в группе эти сотрудники не могли найти устраивающего их продолжения даже после длительного анализа происходящих событий. Слабым звеном в системе самоуправления у них оказалось целеполагание. После выявления проблемы этим сотрудникам предстояла самостоятельная работа по формированию личной позиции, более глубокому осознанию трудной ситуации, связанной с применением оружия.

В процессе проведения занятий большое внимание важно уделять таким упражнениям, которые вызывали бы у обучаемых психологическую напряженность, тревожность, волнение, страх, но в то же время вынуждали их пересматривать оценки себя и своего поведения, что приводило к изменению эмоционально-ценностного отношения к себе, способствовало развитию уверенности в своих силах.

Воспитание устойчивых волевых качеств у сотрудника нельзя считать завершенным, если не достигнута его готовность к максимальным волевым усилиям и умению проявлять их в экстремальной ситуации. Важно обучить сотрудников управлять своим эмоциональным состоянием, что позволит сформировать благоприятное эмоциональное состояние готовности, достаточное для преодоления различных психологических барьеров. При этом в процессе ожидания экстремальности мобилизуется опыт, формируется мотивация ответственного отношения к поставленной задаче, необходимая для будущей деятельности в экстремальных ситуациях.

Для оптимизации и регуляции эмоционального состояния на занятиях важно использовать элементы аутогенной тренировки, способствующие концентрации внимания, выработке умения контролировать свое поведение, а также специальные упражнения по созданию атмосферы доверия и взаимной поддержки.

При использовании метода анализа и моделирования трудных ситуаций обучаемому предлагают развернутое описание типичных ситуаций, симптомы проблем, важную информацию, связанную с применением оружия. Описание ситуаций представлено таким образом, что обучаемому необходимо самому определить, что "дано" и что "требуется найти". Задача имеет ограниченное количество связанных с применением оружия вариантов решений, приемлемых в конкретной обстановке. На этом ее свойстве и базируется заключительная дискуссия с обучаемыми, в которой сравниваются найденные ими различные варианты решения.

Обсуждение различных вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них может с ними ознакомиться, послушать, взвесить множество их оценок, дополнений и изменений.

Анализ и моделирование трудных ситуаций позволяет развить у обучаемых инициативу и умение адекватно оценивать происходящее событие, мобилизовать их волевую и мыслительную активность, гибкость принимаемых решений, снижать личностную тревожность и блокировать душевный дискомфорт.

Метод ролевой игры как способ формирования психологической готовности к применению оружия заключается в том, что поставленная психологическая проблема (проблемная ситуация) решается его участниками путем импровизированного разыгрывания ситуаций, связанных с применением оружия, в ходе которых слушатели "проигрывают роли", например, сотрудника, правонарушителя, члена группы по задержанию преступника и т. д.

В ходе ролевой игры возникает "эффект коррекции своего и чужого образа" (М. Форверг), что позволяет сравнить поведение в игре с собственным поведением и собственной подготовкой к практической деятельности (готовностью к применению оружия).

В целом дтя повышения эффективности занятий по психологической подготовке необходимо соблюдение последовательности проведения ролевого проигрывания учебных эпизодов:

- для ролевого разыгрывания используют четыре-пять типичных ситуаций, связанных с применением огнестрельного оружия в процессе охраны общественного порядка;

- психолог описывает общую ситуацию всей группе, а затем обучающий в роли сотрудника начинает играть свою роль в первой имитируемой ситуации;

- психолог в сжатой форме инструктирует сотрудника о времени дня, районе города, о типе ситуации, в которой окажется сотрудник;

- когда первый обучающий закончит работу по первой ситуации и переходит ко второй, к первой ситуации приступает другой сотрудник, и так один за другим проходят все ситуации;

- по окончании работы всей группы в количестве 10-15 человек проводятся краткая лекция и демонстрация вариантов правильного поведения в каждой из пройденных

ситуаций. В них демонстрируются процедуры, которых сотрудникам следует придерживаться. Психолог демонстрирует и описывает правильный способ преодоления каждой ситуации. Поскольку сотрудники эмоционально участвуют в имитируемых ситуациях и потом переживают их, они относятся к ним внимательно;

-для каждой ситуации необходимо два-три исполнителя, а также инструкторы, которые проводят короткое ознакомление каждого обучающего с ситуацией, определяют ее временные параметры и переход сотрудников к отработке следующей ситуации;

- совместно с участниками группы детально анализируются моменты события, вызвавшего переживания. Участники ролевого разыгрывания описывают свое эмоциональное состояние на момент завершения анализируемой ситуации или всего события. Психологу вместе с группой необходимо выяснить, какая ситуация анализируемого события была самой тяжелой, какие факторы непосредственно вызвали развитие психического стресса. При этом психолог должен направить беседу так, чтобы в процессе рассказа о своих чувствах у членов группы создавались ощущения схожести, общности и естественности их психологических реакций. В то же время важно обосновать психологические особенности индивидуальной реакции каждого, что способствует нормализации психологического состояния членов группы;

-детальный анализ наиболее трудных Моментов анализируемого события помогает участникам ролевого разыгрывания снять внутренний конфликт, при этом их переживания утрачивают разрушительный для психики характер.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД

М. Н. Фетисова, преподаватель

Тверской филиал Московского университета МВД России

Специфика деятельности ОВД заключается в том, что её выполнение нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия, необходимостью общаться с разнообразным контингентом граждан, психическими и физическими перегрузками, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск и т. д. Эти специфичные особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов, их физическое и психическое здоровье, могут приводить к развитию профессиональной деформации у сотрудников.

Стремление подготовить сотрудника правоохранительных органов к сложным психологическим условиям профессиональной деятельности всегда было в практике их подготовки. Процессы развития нашего общества требуют отказа от одностороннего увлечения силовыми методами и овладения более цивилизованными психологическими, педагогическими, этическими методами работы с гражданами. Экспериментально установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс правильно поставленной профессионально-психологической подготовки, за 4-6 месяцев достигает уровня соответствующего мастерства, который без этой подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.