Воспитание устойчивых волевых качеств у сотрудника нельзя считать завершенным, если не достигнута его готовность к максимальным волевым усилиям и умению проявлять их в экстремальной ситуации. Важно обучить сотрудников управлять своим эмоциональным состоянием, что позволит сформировать благоприятное эмоциональное состояние готовности, достаточное для преодоления различных психологических барьеров. При этом в процессе ожидания экстремальности мобилизуется опыт, формируется мотивация ответственного отношения к поставленной задаче, необходимая для будущей деятельности в экстремальных ситуациях.
Для оптимизации и регуляции эмоционального состояния на занятиях важно использовать элементы аутогенной тренировки, способствующие концентрации внимания, выработке умения контролировать свое поведение, а также специальные упражнения по созданию атмосферы доверия и взаимной поддержки.
При использовании метода анализа и моделирования трудных ситуаций обучаемому предлагают развернутое описание типичных ситуаций, симптомы проблем, важную информацию, связанную с применением оружия. Описание ситуаций представлено таким образом, что обучаемому необходимо самому определить, что "дано" и что "требуется найти". Задача имеет ограниченное количество связанных с применением оружия вариантов решений, приемлемых в конкретной обстановке. На этом ее свойстве и базируется заключительная дискуссия с обучаемыми, в которой сравниваются найденные ими различные варианты решения.
Обсуждение различных вариантов решения одной и той же ситуации существенно углубляет опыт обучаемых: каждый из них может с ними ознакомиться, послушать, взвесить множество их оценок, дополнений и изменений.
Анализ и моделирование трудных ситуаций позволяет развить у обучаемых инициативу и умение адекватно оценивать происходящее событие, мобилизовать их волевую и мыслительную активность, гибкость принимаемых решений, снижать личностную тревожность и блокировать душевный дискомфорт.
Метод ролевой игры как способ формирования психологической готовности к применению оружия заключается в том, что поставленная психологическая проблема (проблемная ситуация) решается его участниками путем импровизированного разыгрывания ситуаций, связанных с применением оружия, в ходе которых слушатели "проигрывают роли", например, сотрудника, правонарушителя, члена группы по задержанию преступника и т. д.
В ходе ролевой игры возникает "эффект коррекции своего и чужого образа" (М. Форверг), что позволяет сравнить поведение в игре с собственным поведением и собственной подготовкой к практической деятельности (готовностью к применению оружия).
В целом для повышения эффективности занятий по психологической подготовке необходимо соблюдение последовательности проведения ролевого проигрывания учебных эпизодов:
- для ролевого разыгрывания используют четыре-пять типичных ситуаций, связанных с применением огнестрельного оружия в процессе охраны общественного порядка;
- психолог описывает общую ситуацию всей группе, а затем обучающий в роли сотрудника начинает играть свою роль в первой имитируемой ситуации;
- психолог в сжатой форме инструктирует сотрудника о времени дня, районе города, о типе ситуации, в которой окажется сотрудник;
- когда первый обучающий закончит работу по первой ситуации и переходит ко второй, к первой ситуации приступает другой сотрудник, и так один за другим проходят все ситуации;
- по окончании работы всей группы в количестве 10-15 человек проводятся краткая лекция и демонстрация вариантов правильного поведения в каждой из пройденных
ситуаций. В них демонстрируются процедуры, которых сотрудникам следует придерживаться. Психолог демонстрирует и описывает правильный способ преодоления каждой ситуации. Поскольку сотрудники эмоционально участвуют в имитируемых ситуациях и потом переживают их, они относятся к ним внимательно;
-для каждой ситуации необходимо два-три исполнителя, а также инструкторы, которые проводят короткое ознакомление каждого обучающего с ситуацией, определяют ее временные параметры и переход сотрудников к отработке следующей ситуации;
- совместно с участниками группы детально анализируются моменты события, вызвавшего переживания. Участники ролевого разыгрывания описывают свое эмоциональное состояние на момент завершения анализируемой ситуации или всего события. Психологу вместе с группой необходимо выяснить, какая ситуация анализируемого события была самой тяжелой, какие факторы непосредственно вызвали развитие психического стресса. При этом психолог должен направить беседу так, чтобы в процессе рассказа о своих чувствах у членов группы создавались ощущения схожести, общности и естественности их психологических реакций. В то же время важно обосновать психологические особенности индивидуальной реакции каждого, что способствует нормализации психологического состояния членов группы;
-детальный анализ наиболее трудных моментов анализируемого события помогает участникам ролевого разыгрывания снять внутренний конфликт, при этом их переживания утрачивают разрушительный для психики характер.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД
М. Н. Фетисова, преподаватель
Тверской филиал Московского университета МВД России
Специфика деятельности ОВД заключается в том, что её выполнение нередко происходит в ситуациях с непредсказуемым исходом, сопряжено с повышенной ответственностью сотрудников за свои действия, необходимостью общаться с разнообразным контингентом граждан, психическими и физическими перегрузками, требует от сотрудников решительных действий, способности пойти на риск и т. д. Эти специфичные особенности деятельности оказывают значительное влияние на личностные характеристики индивидов, их физическое и психическое здоровье, могут приводить к развитию профессиональной деформации у сотрудников.
Стремление подготовить сотрудника правоохранительных органов к сложным психологическим условиям профессиональной деятельности всегда было в практике их подготовки. Процессы развития нашего общества требуют отказа от одностороннего увлечения силовыми методами и овладения более цивилизованными психологическими, педагогическими, этическими методами работы с гражданами. Экспериментально установлено, что молодой специалист, прошедший полный курс правильно поставленной профессионально-психологической подготовки, за 4-6 месяцев достигает уровня соответствующего мастерства, который без этой подготовки
стихийно, постепенно, путем проб и ошибок возникает у практика через 8-10 лет. В условиях значительной текучести кадров в правоохранительных органах трудно недооценить значимость использования такой возможности.
В связи с этим система психологического обеспечения профессиональной подготовки к практической деятельности сотрудников ОВД включает следующие компоненты:
- профессиональный отбор;
- обучение в средних и высших учебных заведениях МВД РФ, а также на факультетах повышения квалификации;
- служебную подготовку;
- обучение в процессе деятельности;
- управление профессиональной деятельностью сотрудников;
- воспитание, формирование личности специалиста и профессионального коллектива.
Вместе с тем анализ служебных отзывов, получаемых ежегодно на выпускников, свидетельствует, что образовательные учреждения правоохранительных органов пока еще недостаточно успешно решают задачу подготовки сотрудника-про-фессионала. В последнее время предпринимаются меры по совершенствованию обучения в вузах МВД РФ: внедрение в учебный процесс современных педагогических и компьютерных технологий, повышение теоретического и методического уровня занятий, но должного эффекта в профессиональной подготовке достичь не удается. Возможно, следует обратить внимание на повышение роли психологической подготовки сотрудников как важного фактора его профессионализации.
Как уже отмечалось, профессионализм сотрудника милиции складывается не только из систем знаний, навыков и умений по дисциплинам общеюридического цикла, но и профессионально-психологической подготовленности. Сотрудники ОВД в своей деятельности постоянно сталкиваются с проблемами, квалифицированное решение которых требует глубоких психологических знаний. Работая в системе "человек -человек" т. е. постоянно общаясь с людьми, сотрудники милиции, кроме того, подвергаются негативному воздействию противоправной, преступной антиобщественной среды.
В связи с этим в последнее время значительное внимание уделяется повышению психологической устойчивости личного состава воздействию факторов, отрицательно влияющих на личность сотрудника. Решая в социальной сфере жизни, в обществе свои задачи по профилактике, раскрытию и пресечению преступлений, работники ОВД сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, чувств, т. е. психологических процессов, состояний, свойств личности. При выполнении своих основных функций (предъявление к гражданам требований правовых норм, профилактика и пресечение правонарушений и т. д.) они зачастую вступают в обостренные отношения с частью граждан, особенно вступивших на путь конфликта с законом, обладающих деформированным правосознанием.
Все это говорит о том, что сотрудник осуществляет свою деятельность в среде и условиях, важным аспектом которых объективно выступает психологическая реальность. Сотрудник не только должен быть правым, ему нужно добиваться понимания людьми справедливости и гуманности его требований, повышения престижа норм права, достижения воспитательного воздействия.
В данном случае речь идет о психологической культуре офицера МВД, которая как составная часть общей культуры способствует наилучшему решению жизненных целей, выполнению служебной деятельности. Психологическая культура способствует:
- большему осознанию своих возможностей (интеллект, работоспособность, характер, темперамент, эмоции, коммуникативные качества);
- лучшему осознанию своих желаний (жизненные потребности, самосохранение, самореализация);
- правильной организации учебы, досуга, труда и быта;
- оптимальному регулированию личных и деловых взаимоотношений с другими людьми (сослуживцы, семья, дети, друзья и т. п.)
Таким образом, структура профессионального мастерства сотрудника ОВД включает две основные группы компонентов: профессиональная обученность; психологическая подготовленность.
Первая складывается из суммы профессиональных знаний, навыков и умений, которыми обладает сотрудник в различных областях науки деятельности. Вторая возникает как совокупность сформированных и развитых психологических характеристик, отвечающих психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих необходимым внутренним условием ее осуществления. О профессиональном мастерстве сотрудника можно говорить лишь тогда, когда он профессионально обучен и психологически подготовлен. Не только знание приказов и инструкций, но и знание людей, их жизни, правильная оценка своих возможностей позволит ему правильно разобраться в сложных переплетениях человеческих отношений, характеров, поступков и принимать правильные решения. Поэтому, безусловно, формирование профессионального мастерства без морально-психологической подготовки носит незавершенный характер и отрицательно влияет на стабильность кадрового потенциала в органах внутренних дел.
Решение множества оперативных задач в правоохранительной деятельности требует, прежде всего, знаний, накопленных, осмысленных и проверенных многовековым опытом оперативной работы, и в то же время - формирования у обучаемых профессионального мышления и психологии. Профессиональная психология сотрудника милиции выражается в таких личностных образованиях, как устойчивая профессиональная направленность, профессионально-нравственные качества, психологический иммунитет против влияния криминальной среды, психологическая ориентация и практическая готовность к правильному учету психологических аспектов оперативно-служебной деятельности, психологическая устойчивость к стрессогенным ситуациям, психологическая культура, овладение психотехниками работы с людьми, а также технологиями управления поведением и психологическими состояниями людей, включая себя самого. Психофизиологическая подготовленность является базой профессионально-боевого мастерства.
Кроме того, деятельность сотрудника ОВД предполагает наличие у него профессионально значимых личностных качеств, это - эмоциональная устойчивость в стрессовой ситуации, адекватность самооценки, достаточно выраженный самоконтроль, смелость, энергичность, работоспособность, гибкость мыслительных процессов. Успешность деятельности также во многом определяется способностью к различного рода социальным воздействиям, умению убеждать, советовать, разрешать конфликтные ситуации. Диагностика исходного уровня развития этих качеств является основной задачей профессионально-психологического отбора. Однако понятие "профессиональная пригодность" динамично, и изменяется оно в соответствии с усложнением функций, углублением специализации. Соответственно, одной из важных задач профессионально-психологической подготовки сотрудников является развитие психологических качеств (способностей), важных для успешного выполнения профессиональной деятельности.
Таким образом, специфичность содержания правоохранительной деятельности обусловливает комплексный подход к подготовке специалистов. При этом успешность профессиональной адаптации, как показывает практика, зависит от качества профессионально-психологической подготовки, позволяющей не только эффективно решать служебные задачи, но и поддерживать на должном уровне здоровье и работоспособность сотрудников ОВД.