Пспхогшотчеаспе аспекты
пяэо€Я>&сспональноп ¿жеятеаьностп
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Канд. пед. наук А. В. Сомов, ст. психолог
Отряд милиции особого назначения при ГУВД Волгоградской области
Формирование ответственности неотделимо от процессов становления личности, развития индивидуальности, восхождения к духовности, эффективность которых возрастает в специально создаваемых условиях и предполагает протекание в деятельности. Это, в свою очередь, требует создания условий, необходимых для формирования ответственного поведения, т. е. конструирование такого образовательного пространства, в котором полноценно проявлялась бы способность сотрудников ответственно, самостоятельно принимать решения и действовать. Какая совокупность условий для этого должна быть создана? Как они должны отразиться в педагогическом процессе и организационной структуре? В чем специфика педагогического процесса, направленного на формирование ответственности сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях?
П. Н. Кукла выделяет следующие условия формирования позитивных ценностных ориентации, установок и качеств у курсантов:
- личная заинтересованность в формировании и развитии позитивных ценностных ориентаций и установок, а также интерес к системе самовоспитания;
- обеспечение высокого уровня самосознания обучаемых на основе формирования адекватной самооценки;
- сплоченность коллектива подразделения. Руководители коллективов, определенным образом управляя психологическим климатом, коллективным настроением, должны добиться того, чтобы в дальнейшем самовоспитание могло стать традицией, правилом у подчиненных;
- определение средств самовоспитания до начала деятельности;
- обязательное управление педагогической системой целенаправленного формирования позитивных ценностных ориентаций и установок со стороны руководства подразделений (2).
В. М. Коровин выделяет следующие условия интенсификации профессионального становления курсантов в процессе полевой учебной деятельности:
- широкое использование коллективных форм обучения, предполагающих взаимопомощь и взаимообучение в процессе выполнения учебно-боевой задачи и достижение конечного результата только совместными усилиями воинского коллектива (парная, групповая учебная деятельность, ролевые игры);
- контекстно-эвристический подход к формированию содержания тактико-специальных занятий и учений, учиты-
вающий последние достижения в области военного дела и обеспечивающий военно-прикладную направленность полевой учебной деятельности;
-формирование у преподавательского состава в процессе подготовки к полевой деятельности навыков организации управления коллективной учебной деятельностью курсантов;
- интенсивное применение в процессе полевой учебной деятельности активных методов обучения;
- совершенствование у преподавателей в подготовительный период, предшествующий полевой деятельности, навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление;
- использование в ходе тактико-специальных занятий и учений новых образцов вооружения и военной техники, применяемых в войсках, а также оперативной и тактической обстановки, максимально приближенной к реальной (1).
B. Н. Соколенко, рассматривая процесс формирования волевых качеств, в качестве эффективных условий выделяет:
-учет динамики протекания данного процесса, выделение в ней взаимопереходящих этапов, отличающихся ярко выраженной спецификой;
- ориентация на научно обоснованные подходы в организации данного процесса;
- отбор принципов деятельности как совокупности основных идей, лежащих в основе взаимодействия обучаемых с командным и преподавательским составом;
- выстраивание деятельности как института формирования личности, что предполагает наличие следующей системы работы: оказание педагогической поддержки в процессе формирования волевых качеств личности, создание социокультурной среды как социального и образовательного пространства (4).
C. Ф. Сердюк выстраивает условия в виде четырехуровневой системы, которая включает: эффективное функционирование процесса управления, нормальные взаимоотношения в коллективе, эффективное функционирование педагогического коллектива и эффективное функционирование педагогического процесса (3).
Л. А. Сухинская в качестве условий управления системой индивидуальных форм обучения предлагает дидактические (совершенствование цели и содержания обучения, использование новых методов и приемов обучения, обеспечение средствами обучения), организационные (оптимизация структуры индивидуальных форм обучения, оптимизация стоимости применения индивидуальных форм обучения), психологические (военно-профессиональная направленность, уровень развития психических познавательных процессов) и информационные (сведения об образовательных стандартах и квалификационных требованиях; знание условий перспективной профессиональной деятельности) (5).
Таким образом, очевидно, что условия формирования ответственности сотрудников ОВД к служебной деятельности в экстремальных условиях многообразны и требуют учета следующих положений:
- обеспечение положительной мотивации учебной и профессиональной деятельности сотрудников, укрепление их эмоционально-волевой сферы;
16
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, N92(24)
- организация обучения на высоком уровне сложности с использованием современных подходов;
- активизация сознания, мышления, воображения, воли сотрудников, направленных на развитие у них интереса к непрерывному совершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков;
- воспитание у сотрудников морально-психологических качеств, дисциплинированности, воинского долга, сознательности и ответственности за выполняемое дело;
- наличие специалистов, педагогических и командных кадров, имеющих опыт работы в экстремальных ситуациях;
- обеспечение необходимой материальной базой, позволяющей осуществлять подготовку в условиях, приближенных к реальным;
-создание в учебных центрах обстановки, способствующей инициативному, творческому использованию полученных знаний;
- необходимость интенсификации профессионального становления сотрудников в процессе полевой учебной деятельности через индивидуальную, групповую и коллективную формы обучения и воспитания;
- широкое использование коллективных форм обучения сотрудников, предполагающих взаимопомощь и взаимообучение в процессе выполнения учебно-боевых задач и достижение конечного результата совместными усилиями коллектива;
- основными компонентами коллективной учебной деятельности сотрудников в процессе их профессионального роста являются: взаимообмен индивидуальными результатами учения (наблюдениями, знаниями, умениями, личными выводами и предложениями в процессе групповых обсуждений, совместного выполнения заданий на занятиях и т. п.); взаимные побуждения сотрудников к выполнению различных заданий, поддержанию на высоком уровне мотивации к успешному профессиональному росту. Подобные межличностные действия (подражание, наблюдение, контроль, проявление интереса, оценка, совет, требование, демонстрация полученных результатов и пр.) создают в коллективе атмосферу увлеченности, состязательности, высокой ответственности за достижение необходимого результата;
- учет динамики протекания процесса формирования ответственности сотрудников, выделение этапов.
Они могут применяться в различных вариантах, и в наши задачи входило отыскание некоего инварианта, минимизированного набора условий, способствующих эффективному формированию ответственности. К таковым нами отнесены: первичный отбор сотрудников МВД по степени сформированное™ их готовности к несению службы в экстремальных условиях; проведение полевых сборов, ориентированных на создание условий, приближенных к реальным; наличие благоприятного социально-психологического климата в учебном центре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коровин В. М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: Дис... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2002.
2. Кукла П. Н. Самоконтроль учебной деятельности школьников как условие воспитания ответственного отношения к учению: Дис... канд. психол. наук. - Челябинск, 2000.
3. Сердюк С. Ф. Теоретико-прикладные основы совершенствования профессионального мастерства преподавателей вузов МВД России: Дис... д-ра пед. наук. - Воронеж, 2002.
4. Соколенка В. Н. Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика: Дис... канд. пед. наук, - Саратов, 2002.
5. Сухинская Л. А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой ответственности // Психологическая теория коллектива - М.: Просвещение, 1979.
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Канд. пед. наук Т. А. Ильина, нач. кафедры
Костанайский юридический институт Минюста Республики Казахстан
Юридическая деятельность в современных условиях, отличающихся динамизмом и противоречивостью социально-экономических процессов, происходящих в обществе, предъявляет и особые требования к сотруднику правоохранительных органов, требующих профессиональной гибкости и мобильности, предприимчивости и нравственной устойчивости как специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь. Обеспечение адаптивности и конкурентоспособности начинающих специалистов в современных жизненных ситуациях наряду с компетентностью, инициативой и готовностью к принятию самостоятельных решений может быть достигнуто, на наш взгляд, путем овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной профессиональной деятельности, в период обучения в стенах высшего учебного заведения.
Как составляющая будущей профессиональной готовности специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности выступает психолого-педагогическое становление слушателей в период обучения.
Целью сущности и содержания психолого-педагогичес-кой подготовленности можно считать формирование психо-лого-недагогических знаний и умение использовать их в профессиональной деятельности.
Данные знания могут быть использованы как при решении оперативно-служебных задач, так и в повседневном общении.
В задачи психолого-педагогичсской подготовки входит:
-теоретическое овладение специальными знаниями основ педагогики и психологии;
- овладение знаниями и умение применять эти знания в практической деятельности при установлении контакта с правонарушителями;
- овладение знаниями и умение применять их во взаимоотношениях с коллегами в служебной деятельности и общении;
- овладение знаниями и, на их основе, умение адекватно оценивать свои способности, уровень притязаний и перспективы личностного роста;
- овладение знаниями и умение их применять в индивидуально-воспитательной деятельности при работе с молодыми сотрудниками.
Теоретическое овладение специальными знаниями основ педагогики и психологии должно включать знание индивидуально-типологических особенностей личности, познавательных, эмоциональных, волевых, мотивационных составляющих, а также специфики направлений воспитательной работы в коллективах сотрудников органов внутренних дел и др.
Познавательный аспект включает понимание слушателем стоящих перед ним профессиональных задач, психологических особенностей деятельности и необходимости теоретической подготовленности к ее выполнению.
Профессиональная деятельность сотрудника правоохранительных органов сопряжена с высокой эмоциональной напряженностью. В связи с этим составляющими эмоциональной готовности должно быть понимание ответственности за свои действия, уверенность, эмоциональная устойчивость в сложных, связанных с решением оперативных задач, ситуациях и др.
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №2(24)
17