Научная статья на тему 'Использование тренингов для подготовки сотрудников милиции к ситуациям, связанным с применением огнестрельного оружия'

Использование тренингов для подготовки сотрудников милиции к ситуациям, связанным с применением огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование тренингов для подготовки сотрудников милиции к ситуациям, связанным с применением огнестрельного оружия»

Процесс предварительной подготовки учитывал решение отраслевых, профессиональных задач, а также общих и специальных задач самой экстремально-психологической подготовки. Технология непосредственной экстремально-психологической подготовки представляла собой стратегию, тактику и технику профессиональной деятельности сотрудников специальных подразделений, приобретенного ими опыта, знаний, умений и навыков на всех этапах экстремаль-но-психологической подготовки и проявлялась в успешности самостоятельной профессиональной деятельности в процессе учения-тренинга.

В процессе непосредственной эксгремально-пси-хологической подготовки для достижения требуемого результата—полной готовности сотрудников специальных подразделений к действиям в экстремальных условиях — использовались факторы риска, опасности, внезапности, необычности, быстрого изменения ситуации, сильного противодействия противника.

В составе предварительной экстремально-психо-логической подготовки были выделены равнозначные психологические элементы, на коррекцию и регуляцию которых она была направлена: усвоение экстремально-психологических знаний и умений (когнитивная сфера), приобретение экстремально-психологических навыков (мотивационно-операциональная сфера) и контроль за регуляцией психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях (эмоционально-волевая сфера).

Непосредственная экстремально-психологическая подготовка сотрудников специальных подразделений в большей степени была направлена на создание условий для обязательного использования сотрудниками специальных подразделений психических состояний, благоприятных для работы в экстремальных условиях. позитивного боевого настроя, мобилизацию имеющихся психических ресурсов, без чего достижение успеха было бы невозможным или проблематичным.

В ходе предварительной и непосредственной эк-стремально-психологической подготовки применялся широкий набор психодиагностических и психокор-рекционных методик, который позволил повысить их эффективность.

Для ее оценки разработано критериальное основание, которое включало интегральный критерий — соответствие сотрудников функциональному предназначению. В качестве частных критериев применены такие, как профессиональная индивидуальная и социальная компетентность, личная безопасность, бесстрашие.

ЖГЕРАП/РЛ

1. Маркова Л.К. Психология профессионализма. М, 1996.

2. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД: Учеб. пос. —М., 1996.

3. Столяренко A.M. Психология и педагогика. — М.: Юнити, 2001.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРЕНИНГОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ К СИТУАЦИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

И.Н. Коноплева, ст. психолог-инспектор ОКиВР УВД г. Ростова-на-Дону

Особо сложные условия или экстремальные ситуации в милицейской практике возникают, когда налицо реальная угроза человеческой жизни или наступления других общественно опасных последствий. Вообще же экстремальная ситуация определяется как система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность и переживаемых им в качестве сложных, трудных, связанных с большим риском.

В последние годы активность преступников заметно превысила активность милиции, и можно с уверенностью говорить о том, что правоохранительная деятельность относится к числу профессий «повышенного риска» и характеризуется одним из наиболее высоких уровней профессионального стресса. Профессиональный стресс является типичным для рассматриваемого рода деятельности. Примерами критических инцидентов для экстремальных ситуаций в милиции служат применение оружия на поражение, гибель товарища по службе, покушение на охраняемое особо важное лицо и др. При этом сотрудники милиции рассматриваются не как экстраординарные люди, занятые обычным делом, а как обычные люди, выполняющие экстремальную работу (3).

Чтобы сотрудник милиции действовал уверенно, ему нужна убежденность в правомерности собственных юридически обязательных решений и действий перед применением оружия, в момент производства прицельного выстрела на нейтрализацию или поражение правонарушителей и после применения оружия. А уверенность и убежденность сотрудников ОВД зависят от уровня их знаний по данной проблематике, которая достигается профессиональной подготовкой.

Психическая саморегуляция в поведении сотрудника органов внутренних дел имеет чрезвычайно важное значение при применении им физической силы и обуздании сопротивляющихся правонарушителей.

Поэтому одним из качеств, необходимых работнику милиции в чрезвычайных ситуациях, является самообладание. Оно особенно незаменимо в условиях, когда действуют сильные эмоции, имеется какая-то опасность, присутствуют помехи для эффективного принятия решения. Следовательно, подготовка сотрудников к проявлению самообладания — это, прежде всего, выполнение ими каких-либо действий именно в подобных условиях.

Искусственно созданная ситуация не может полностью моделировать внешние атрибуты чрезвычайных условий. Тренируется не самообладание при оп-

ределенных условиях, а самообладание вообще. В большинстве экстремальных ситуаций, если обстановка привычна, человек спокойнее встречает опасность и преодолевает ее. Сотрудник, неоднократно попадавший в сложные условия, имеет больше шансов выйти победителем, чем тот, кто не испытывал этого. Большое значение имеет отработка навыков правильных и уверенных действий, для чего необходима специальная тренировка.

Экстремальная ситуация предполагает прежде всего контакт с другим человеком, умение читать невербальное поведение, быть гибким в выборе стратегий общения, при этом оставаться внутренне спокойным и уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием. Оперативный работник должен уметь оказывать помощь и моральную поддержку своему партнеру, действовать сообща, иметь развитое чувство ответственности за своего напарника, знать возможные опасные ситуации и тактику поведения в них.

Выделим основные задачи программы профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к применению огнестрельного оружия:

— формирование зрелой и адекватной мотивации, актуализация психологической готовности к несению службы в конкретных чрезвычайных обстоятельствах;

— развитие профессионально-психологических качеств (наблюдательность и образная, эмоциональная, словесно-логическая память и др.);

— развитие коммуникативной компетентности и навыков профессионального общения в критических ситуациях;

— формирование умения пользоваться вербальными (словесными) и невербальными средствами общения в процессе задержания преступника;

— повышение психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, укрепление уверенности в себе, самообладания, мужества, стойкости, смелости, разумной осмотрительности:

— формирование навыков оказания психологической само- и взаимопомощи, снятия эмоционального напряжения;

— вооружение сотрудников ОВД системой знаний, необходимых для компетентной оценки криминального конфликта и учета психологических и юридических условий, а также обстоятельств, в которых они будут применять оружие;

— формирование у сотрудников ОВД профессионально-психологической установки на обеспечение личной безопасности и безопасности коллег при решении задач ОРД;

— перевод системы профессионально-психологи-ческих знаний в систему действий в условиях, максимально приближенных к реальным.

Основными формами психологической подготовки должны быть практические занятия, групповые дискуссии, ролевые игры и тренинги. Занятия по психологической подготовке тесно увязываются с другими видами профессионального обучения личного состава в системе боевой, физической, правовой, огневой подготовки, а последние — включают в себя психологические элементы (вводные, создающие психологическое напряжение и неопределенность; принятие самостоятельных решений и т.д.). Материалы лекций должны быть конкретными и максимально

приближенными к реальным психологическим проблемам и трудностям несения службы в экстремальных условиях.

Исходя из этих положений, были поставлены цели работы с сотрудниками криминальной милиции, представляющие собой: проработку способов реагирования в стрессовых ситуациях; приобретение навыков достижения поставленной цели с использованием различных стратегий общения; осознание собственных стратегий в конфликтных ситуациях; обучение приемам саморегуляции; изучение возможных опасных ситуаций и обеспечение личной безопасности.

В соответствии с поставленными целями нами выбраны темы и методики, предполагающие развитие указанных навыков.

Программа включает в себя ряд занятий по следующим темам:

— Диагностика поведения группы в экстремальной ситуации.

— Стратегии, позиции и виды общения.

— Отработка навыков общения с использованием различных стратегий.

— Конфликт. Пути выхода из конфликта.

— Обучение приемам саморегуляции психических состояний.

— Изучение типичных опасных ситуаций и варианты приемов реагирования в них.

— Самоактуализация личности сотрудника милиции.

В занятиях использовались ролевые игры, разогревающие, телесно ориентированные, дыхательные упражнения, методики НЛП, аутотренинговые методики, драматизация, элементы арттерапии. Для участия в подготовке созданы три группы сотрудников криминальной милиции, всего 30 человек. Итак, целью занятий стала подготовка сотрудников к действиям в экстремальных условиях с учетом осознания ими собственных стратегий поведения и приобретения навыков реагирования в различных ситуациях. При этом в ходе активного обучения навыкам общения должны возрасти активность, гибкость поведения участника занятий, появиться большой набор ролевых паттернов.

После обучения навыкам саморегуляции повысятся уверенность, адекватность самооценки, уравновесятся нервные процессы, снизится личностная тревожность.

С помощью проработки конкретных ситуаций, встречающихся в работе, увеличится готовность к активным, обдуманным, решительным действиям.

Каждое занятие состояло из теоретической части и психотехнических приемов (ролевых игр), иллюстрирующих выбранную тему. Занятию обязательно предшествовала разминка, в завершение предлагалось психотехническое упражнение, дающее возможность выйти из игры на эмоциональном подъеме.

Первое занятие с сотрудниками криминальной милиции было посвящено знакомству друге другом, умению представить себя другим и получению обратной связи. Лекционная часть занятия предназначалась для изложения понятия социально-группового тренинга, правил работы в группе. В качестве иллюстрации и погружения в игровую ситуацию предлагались игры, нацеленные на стимуляцию групповой динамики

и взаимодействия сотрудников в группе в новых условиях и осознанию собственных моделей поведения в различных жизненных ситуациях.

Со второго занятия начиналось обучение сотрудников криминальной милиции методам результативного общения и целенаправленного воздействия на человека, освещались составные элементы общения и психофизиологические аспекты. Ролевые игры предлагали испытать эффективность предложенных приемов на практике.

Обучение бесконфликтному общению включало теоретические аспекты (понятие) конфликта, способы выхода из конфликтных ситуаций. Ролевая игра давала возможность каждому участнику тренинга применить несколько моделей поведения в специально сконструированной конфликтной ситуации. Заканчивалось подобное занятие обсуждением и выводами о возможности использования тех или иных стратегий.

Отдельно следует упомянуть занятие, направленное на отработку приемов саморегуляции психических состояний. Оно также сопровождалось теоретической частью, дающей общие сведения о том, что такое саморегуляция, в каких случаях необходимо использование приемов управления своим психическим состоянием. Отрабатывались также практические приемы нервно-мышечной релаксации, дыхательные методики, различные варианты аутотренинга.

Занятие, посвященное собственно действиям в сложных условиях, в частности, предполагало ситуации вооруженного противоборства с преступником. В теоретической части освещались вопросы опасности и личной безопасности сотрудника милиции, правовые аспекты использования огнестрельного оружия и психофизиологические состояния, возникающие в стрессовой ситуации. В практической части занятия проигрывались вводные, составленные с помощью начальников оперативных подразделений с учетом специфики службы и реальных ситуаций, возникающих в процессе работы.

Последнее занятие с группой являлось обобщающим и было направлено на саморазвитие личности сотрудника милиции. Теоретической основой его служила теория иерархии человеческих потребностей А. Маслоу. Завершалось занятие групповым рисунком участников тренинга.

Для оценки результативности занятий до тренингов и после всего комплекса мероприятий проведена психодиагностика всех участников группы с помощью специально подобранных методик. Это были: измерение уровня невротизации-психопатизации; типология нервной системы; степень решительности; характеристика темперамента; решительность к действиям; hand-test; методика Спилберга-Ханина; тест профессионально-психологической подготовленности к действиям в опасных ситуациях.

В процессе диагностики изучались такие переменные, как склонность к риску, степень решительности, степень тревожности, характеристики личности, коммуникативные навыки, психофизиологические свойства нервной системы.

В результате математической обработки данных достоверно отмечено после тренировок повышение психической активности, коммуникативности, эмоциональной возбудимости, степени решительности и готовности к риску. Увеличились уровни стабильности сложной зрительно-моторной реакции и подвижности основных нервных процессов в ЦНС, адекватности самооценки. Возросли показатели ситуативной тревожности по Спилбергу, что можно расценивать как адаптационное качество. Незначительно возросли показатели готовности к действиям в опасных ситуациях. Помимо этого, наблюдалось сплочение группы, изменение социометрических данных, возрос уровень доверия в группе, появились навыки принятия групповых решений.

Подчеркнем, что цели подготовки сотрудников к действиям в экстремальных условиях достигнуты путем расширения спектра поведенческих навыков и получения возможности оценить свои силы при действиях в необычных условиях, погружении в искусственно смоделированную ситуацию. Отработаны на практике модели поведения в типичных ситуациях вооруженного противоборства с преступником.

Для подготовки данной работы были использованы литература по экстремальным ситуациям, теории общения и конфликта, саморегуляции психических состояний и законодательство в части применения и использования огнестрельного оружия. Подборка тренингов отвечала содержанию выбранных тем и иллюстрировала освещаемые в лекционной части приемы (1-3; 4-7).

ЛИТЕРАТУРА

1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пос. — М.: Изд-во «Ось-89», 1999.

2. Гройсман АЛ. Медицинская психология: Лекции для врачей — слушателей курсов последипломного образования. — М.. Изд-во Магистр, 1998.

3. Котенев И.О. Психологические последствия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел: Дис... канд. психол. наук. — М., 1994.

4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: «Совершенство», 1998.

5. Панкин Д.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. — М., 1996,

6. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокор-рекционные группы: теория и практика / Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Л.П. Петровской. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993.

7. Черникова O.A. Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М., 1980.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.