Психологические
аспекты
профессиональной
деятельности
ПОНЯТИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД К ПРИМЕНЕНИЮ ОРУЖИЯ
Канд. психол. наук В. М. Шевченко, профессор
Новгородский филиал Санкт-Петербургского университета
МВД России
Повышение эффективности охраны общественного порядка и борьбы с преступностью во многом зависит от понимания проблемы психологической готовности сотрудников милиции применить оружие. Актуальным направлением в исследовании этой проблемы является изучение психологических аспектов поведения сотрудников милиции в конкретной обстановке (например, конфликтной, экстремальной и др.). Особого внимания заслуживают вопросы общения, взаимодействия с различными категориями граждан при разрешении конфликтных ситуаций, методы и приемы установления психологического контакта, способы воздействия на лиц, нарушающих общественный порядок, проявляющих агрессивное поведение, и др.
Как известно, генезис рассматриваемого насильственного правонарушения в значительной степени определяется ходом развития межличностного взаимодействия между правонарушителями и сотрудниками милиции. Пресечение преступного посягательства и задержание преступника сопровождаются повышенным риском для сотрудников. Это обстоятельство может вызвать повышенную оценку реальной опасности посягательств и превышение мер, необходимых для выполнения правоохранительных функций. Среди факторов и механизмов динамики подобного взаимодействия важную роль играют стереотипы правосознания (восприятие, мышление) сотрудников милиции, которые нередко способствуют неадекватному осознанию общественной опасности действий лиц, нарушающих общественный порядок, «провоцируют» применение огнестрельного оружия.
Важнейшим условием повышения эффективного применения оружия является изучение отдельных элементов психологической структуры готовности. В отечественной психологической науке в связи с изучением состояния личности как детерминанты определенной профессиональной деятельности активно используется понятие «психологическая готовность к деятельности».
Большинство авторов определяют готовность как особое психическое состояние. При этом одни авторы (И. Н. Коноплева, Е. Г. Козлов и др.) рассматривают готовность к деятельности на личностном уровне, другие - на функциональном, т. е. прежде всего учитывают состояние психических функций (Н. Д. Левитов, Е. П. Ильин и др.), третьи основываются на комплексном изучении готовности, сочетая лично-
стный и функциональный уровни (А. В. Буданов, В. Д. Туманов, В. Л. Трубочкин и др.). В частности, В. Л. Трубочкин выделяет следующие уровни готовности:
- сбалансированность внутренней и внешней мобилизации (самомобилизованность и ситуативная мобилизованность);
- сбалансированность основных структурных компонентов мобилизованности (мотивированность на высокую отдачу в службе и рациональной организации деятельности);
- сбалансированность общей и ситуативной мобилизованности (поддержка и регулирование динамики мобилизованности) (2, 22).
Изучение деятельности сотрудников милиции (патрульно-постовая служба, ДПС и др.) позволяет сделать вывод о том, что психологическая готовность к применению оружия может быть представлена различными уровнями профессионально-психологической подготовленности, развития профессиональных качеств и состояний личности сотрудника, актуализированных в определенные моменты времени в соответствии с требованиями задач и условий выполнения профессиональной деятельности, связанной с применением оружия.
В структуре готовности к применению оружия необхо-¡фрнкцирнально взаимосвязанные подси-целевого назначения: товность;
ескую, мобилизационную го-
спеченностью, тренированнос-выполнения данной задачи с наи-:о ее выполнение зависит также свою профессиональную подго-условиях, от испытываемого состояния в определенный момент. Вторая~отражаетособенности и требования предстоящей экстремальной деятельности, связанной с применением оружия. Она предполагает состояние психологической мобилизации, включающей временную активизацию способностей, главным образом, волевых качеств, требующих успешного применения оружия в опасной ситуации. В отличие от нее, длительная готовность - это устойчивая система профессиональных качеств личности (чувство ответственности за выполнение порученного дела, интерес сотрудника к профессии, умение управлять собой), опыт, знания, умения, навыки, необходимые для успешной деятельности по применению оружия в различных экстремальных ситуациях.
Представляется обоснованной точка зрения о том, что состояние психологической готовности сотрудника применить оружие имеет сложную динамическую структуру, включающую совокупность интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых сторон психики в их соотношении с внешними условиями и стоящими перед сотрудником задачами профессиональной деятельности.
В качестве основных элементов психологической структуры готовности, на наш взгляд, можно выделить:
- мотивационный (сформированные положительные мотивы, личностные и целевые установки на применение оружия, моральный, служебный долг и др.);
- познавательный (представление об особенностях экстремальных ситуаций, способность быстро принимать правильные решения, гибкость мышления, знание своих полномочий и прав по применению огнестрельного оружия, наблюдательность и др.);
- операциональный (владение способами и приемами применения оружия, выработка необходимых профессиональных навыков и умений для этого и др.);
- оценочный (самооценка своей профессионально-психологической подготовленности, чувство личной уверенности в правомерности использования оружия и др.);
- волевой (способность сохранять самоконтроль, умение управлять своим состоянием во время применения оружия, решительность, устойчивость к преодолению негативных чувств опасности, страха, тревоги и др.).
В этой связи под психологической готовностью сотрудника к применению оружия будем понимать мобилизованное состояние личности, имеющее сложную динамическую структуру, характеризующееся психологической устойчивостью и определяющее отношение сотрудника к выполнению профессиональных задач.
Важнейшими психологическими элементами структуры готовности, влияющими на эффективность применения оружия сотрудниками милиции, являются:
- способность сотрудника милиции быстро и объективно оценить обстоятельства применения огнестрельного оружия;
- уверенность сотрудника милиции в своих силах и способностях;
- эмоциональная устойчивость к опасным ситуациям;
- наличие у сотрудника милиции высокоразвитых профессионально-психологических качеств: гибкости мышления, решительности, чувства риска, самоконтроля и др.
Главным препятствием к созданию психологической готовности к применению оружия является наличие опасных стрессовых ситуаций, возникающих в служебной деятельности сотрудников ОВД.
Опасность - это стресс-фактор, отражающий осознание сотрудником внутренних дел того обстоятельства, что поведение правонарушителей может причинить ему физический или психологический вред, привести к несчастному случаю, возможно, гибели (1, 9).
Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями и отрицательными психическими состояниями сотрудника. В зависимости от степени реальности воздействия опасности на поведение сотрудников органов внутренних дел можно различать:
- потенциальную опасность. С этой точки зрения любой контакт с правонарушителем, как показывает практика, является потенциально опасным, таящим в себе угрозу для жизни и здоровья сотрудника милиции. Это обстоятельство необходимо учитывать при воспитании у каждого работника бдительности, осторожности, осмотрительности при взаимодействии с проверяемыми, подозреваемыми и правонарушителями;
- реальную опасность. Эта опасность возникает и проявляется в динамике развития ситуации, содержащей реальную угрозу жизни, здоровью, чести и достоинству сотрудника органов внутренних дел.
Возникновение опасных ситуаций в деятельности сотрудников милиции обусловлено, в частности: а) психологическими особенностями профессионально-служебной деятельности и спецификой выполняемых профессиональных функций; б) наличием права применять оружие для пресечения преступных посягательств и задержания преступника; в) возможностью быть подвергнутым нападению со стороны преступников с целью завладения оружием.
Опасные ситуации сложны для решения оперативно-служебных задач и предъявляют предельно высокие требования к психологической готовности сотрудников - их способности не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам, не снижать при этом качество профессиональных действий.
В этой связи оценка ситуации, выбор сотрудником варианта поведения и принятия окончательного, чаще всего единственного, решения могут быть искаженными в силу неординарности ситуации и повышенной психологической напряженности.
Деятельность сотрудника милиции, стреляющего в другого человека, связана с высокими нервно-психическими нагрузками. Они вызваны осознанием высокой ответственности за последствия, к которым может привести ошибочное решение, связанное с применением боевого оружия. В таких ситуациях эмоциональные переживания сотрудника значительно тяжелее по сравнению с другими ввиду его ограничительных возможностей активно участвовать в предотвращении развития неблагоприятных последствий, результатов деятельности, связанных с наступлением правовых санкций в случае совершения тех или иных противоправных действий.
Проведенные нами исследования (использовались тесты СМИЛ, шкалы Спилберга-Ханина и Тейлора) выявили высокий уровень тревожности у 28% сотрудников патрульнопостовой службы.
Недостатки психического самоуправления «тревожных» сотрудников субъективно переживаются ими в форме реальных трудностей, возникающих в с ферах общения, экстремальной деятельности, связанной с применением оружия. Эти сотрудники склонны воспринимать широкий диапазон ситуаций как угрожающих, отсюда постоянная готовность к конфликтам, эмоциональное напряжение, беспокойство, нервозность, ощущение неуверенности в себе, психологическая неустойчивость личности к неблагоприятным стресс-факторам.
В опасных ситуациях, связанных с применением оружия, сотрудникам нередко приходится принимать новые решения.
В подобных ситуациях можно выделить три вида реакций, влияющих на принятие решений (Я. Рейковский):
- мобилизация, усиливающая подвижность и гибкость мышления, нахождение оригинальных альтернатив мышления, предусмотрительность и прогнозирование последствий;
- расстройство, проявляющееся в уменьшении пластичности и подвижности мышления, сокращении числа рассматриваемых альтернатив и появление тенденций к выбору слишком общих и недостаточно определенных вариантов действия;
- деформация, характеризующая полное нарушение действий по принятию решения. Сотрудник не способен найти рациональный вариант поведения, его решения стереотипны, часто случайны и не учитывают конкретных фактов ситуации опасности, последствия выбора альтернатив действий не прогнозируются.
В опасной ситуации часто наблюдаются колебания и нерешительность при принятии решения о применении оружия, что может привести к гибели сотрудника, его товарищей, граждан, утрате оружия, другим тяжким последствиям. Здесь возможны две причины:
- значительные трудности в выборе варианта решения из-за отсутствия или неопределенности информации и, как следствие, колебания при оценке полезности различных альтернатив действий;
- ответственность за принятое решение.
На предварительном этапе профессиональной подготовки важнейшей задачей является развитие и формирование профессиональной и психологической подготовленности к действиям в экстремальной обстановке, связанным с преследованием и задержанием вооруженного преступника, задержанием лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления, нейтрализацией его действий по завладению огнестрельным оружием и др.
Она решается в течение длительного периода обучения и воспитания личного состава с помощью различных психологических методов и средств, профессиональной подготовки (огневой, физической, тактической и др.).
Важно сформировать у сотрудника правильное представление об экстремальных условиях, изучить всю относящую-
ся к данным экстремальным условиям информацию, выделить типичные психические состояния, затрудняющие деятельность сотрудника, связанную с применением оружия, показать образцовые действия, поведение сотрудника в типичной опасной ситуации, к которой ведется психологическая подготовка. Основная учебная цель здесь - создать целостное представление о типичных стрессовых ситуациях, классифицировав их по природе стрессоров, а также по силе воздействия на сотрудника
Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют сотруднику органов внутренних дел оперативно получить достаточную информацию о складывающейся обстановке на месте происшествия, об особенностях личности подозреваемого или правонарушителя. К числу важных познавательных качеств следует отнести:
- быстрое распределение внимания и способность обнаружить главное звено в складывающейся ситуации;
- устойчивость и концентрацию внимания;
- пространственную ориентировку;
- способность при наблюдении предугадать направление и содержание действий подозреваемого или правонарушителя;
- знание адаптационных закономерностей органов чувств;
- умение снимать утомление в процессе наблюдения;
- умение обеспечивать маскировку наблюдения за подозреваемым или правонарушителем и др.
Профессиональная память на лица, внешность человека, числа (даты, номера автомобилей и т. д.), содержание конкретной информации о преступнике часто позволяет работникам органов внутренних дел выявить и идентифицировать личность правонарушителя, принять верное решение о порядке его задержания, избрать соответствующую тактику взаимодействия при ведении следственных действий и т. д. Основными качествами, обеспечивающими продуктивность памяти, являются: объем; быстрота воспроизведения информации; длительность удержания необходимой информации в памяти.
На продуктивность памяти влияют ряд субъективных (тип запоминания, опыт, интерес, установка) и объективных (количество запоминаемого материала и форма его подачи, связность и понятность материала) причин.
К числу основных качеств, характеризующих продуктивность профессионального мышления работника органов внутренних дел, следует отнести: гибкость; широту; глубину; критичность (реалистичность); быстроту мышления; инициативность; сообразительность; самостоятельность; прогно-стичность; эвристичность. Высокоразвитые интеллектуальные качества сотрудников органов внутренних дел позволяют принимать нешаблонные, творческие решения в опасных и критических ситуациях, которые часто оказывают неожиданное воздействие на правонарушителя, в том числе вооруженного преступника.
Познавательный компонент психологической готовности включает в себя также ряд умений, знаний и навыков, которые делают сотрудника уверенным в себе, создают почву для проявления решительности и смелости:
- быстро обнажать оружие;
- стрелять по различного рода мишеням (неподвижным, движущимся, грудным, в полный рост и т. д.);
- стрелять из различных положений (стоя, сидя, лежа, не целясь - от живота, бедра и т. д.);
- твердое знание правовых основ применения оружия в типовых и опасных ситуациях;
- натренированность в безукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальных психологических трудностей.
Эффективное выполнение служебных обязанностей в напряженных ситуациях деятельности, связанной с применени-
ем огнестрельного оружия, предъявляет серьезные требования к эмоционально-волевым качествам сотрудников органов внутренних дел: решительности, настойчивости, самообладанию, эмоциональной уравновешенности, выдержке, выносливости, осмотрительности, хладнокровию, уверенности в своих силах и т. д. Формирование этих качеств непосредственно связывается с переживаемыми сотрудником стрессами и опытом поведения в экстремальных ситуациях.
Важно научить сотрудника принимать решения в ситуациях опасности, связанных с угрозой его жизни и здоровью, так как это может иметь для него самые серьезные последствия. Возможно, сотруднику потребуется оправдывать свои действия перед начальством или в суде. Определенное значение необходимо придавать развитию способности анализировать нестандартные ситуации, связанные с применением оружия, умения выбирать конструктивные способы действий с точки зрения минимизации профессионального риска и неожиданности для правонарушителей, формировать у сотрудников чувства личной ответственности за последствия принятого ими решения.
При остром дефиците времени на обдумывание и подготовку правомерных решений приходится опираться преимущественно на шаблонные, стереотипные приемы, которые должны быть выработаны заблаговременно и в достаточном разнообразии.
В профессиональном мастерстве сотрудника особенно высока роль практической выучки, наличие твердых профессиональных навыков и умений применения огнестрельного оружия в неожиданных, экстремальных ситуациях.
Выработанный автоматизм действий по применению оружия является основным, в психологическом отношении, средством, способствующим преодолению страха в опасной обстановке, повышающим психологическую готовность сотрудника к ее преодолению.
Таким образом, при проведении психологической подготовки личного состава руководители ОВД должны обращать самое серьезное внимание на состояние психологической готовности сотрудников (особенно среди молодых работников) к применению огнестрельного оружия.
Все случаи применения оружия должны подробно рассматриваться на занятиях и инструктажах. При этом необходимо давать правовой и психологический анализ конкретных ситуаций применения физической силы, специальных средств и оружия, напомнить личному составу, что угроза их применения оказывает психологическое воздействие на правонарушителя.
Улучшение качественного методического обеспечения психологической подготовки позволяет сформировать состояние мобилизационной готовности сотрудника к применению оружия в различных экстремальных ситуациях.
Проведенное автором исследование самооценки сотрудников милиции общественной безопасности (50 человек) показало, что на процесс формирования готовности к применению оружия влияют такие психологические факторы, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать, а именно: убежденность в правоте закона - 72,0%; самостоятельность - 44,0; решительность - 41,0; выдержка - 36,0; склонность к самоконтролю - 32,0; умение управлять своими эмоциями - 26,0; обладание оперативным мышлением -18,0%.
ЛИТЕРАТУРА
1. Папкин А. И. Личная безопасность сотрудников ОВД. -М., 1996.
2. Трубочкин В. Л. Психологические условия мобилизации сотрудников ОВД на выполнение служебного долга. - М., 1981.