Научная статья на тему 'Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России'

Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3262
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК) / ОПЕРАТИВНЫЕ СОТРУДНИКИ / ПСИХОГРАММА / ЗНАНИЯ УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К РИСКУ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СМЕЛОСТЬ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / КОММУНИКАТИВНОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES (STC) / OPERATIONAL OFFICERS / PSYCHOGRAM / KNOWLEDGE / ABILITIES / SKILLS / EXTREME CONDITIONS OF ACTIVITY / RISK APPETITE / STRESS / COURAGE / ENDURANCE / COMMUNICATION SKILLS / MOBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Човдырова Г.С.

Рассмотрены общие цели и задачи оперативных сотрудников полиции системы МВД России согласно требованиям профессии. Представлена, разработанная для практических психологов, психограмма и усредненный психологический портрет оперативника для их качественного отбора по различным направлениям деятельности с учетом экстремальных условий службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological professionally important qualities of employees of different operational activities of the Ministry of internal Affairs of Russia

The article examines the General goals and objectives of the uniformed police of the interior Ministry of Russia in accordance with the requirements of the profession. Presents, designed for practicing psychologists, a mental graph and averaged a psychological portrait of the operative for their quality selection on various activities taking into account extreme conditions of service.

Текст научной работы на тему «Психологические профессионально важные качества оперативных сотрудников различных направлений деятельности системы МВД России»

УДК 159,9 ББК 56.14

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНыЕ КАЧЕСТВА ОПЕРАТИВНыХ СОТРУДНИКОВ

различных направлений деятельности системы МВД РОССИИ

ГУЛЬШАТ СУЛЕйМАНОВНА ЧОВДЫРОВА,

профессор кафедры юридической психологии УНК ПСД ФГКОУ Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор. Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология,эргономика 14.00.18. — психиатрия E-mail: Gulchat 1944@yandex.ru.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены общие цели и задачи оперативных сотрудников полиции системы МВД России согласно требованиям профессии. Представлена, разработанная для практических психологов, психограмма и усредненный психологический портрет оперативника для их качественного отбора по различным направлениям деятельности с учетом экстремальных условий службы.

Ключевые слова: профессионально-важные качества (ПВК), оперативные сотрудники, психограмма, знания умения, навыки, экстремальные условия деятельности, готовность к риску, стрессоустойчивость, смелость, выносливость, коммуникативность, мобильность.

Annotation. The article examines the General goals and objectives of the uniformed police of the interior Ministry of Russia in accordance with the requirements of the profession. Presents, designed for practicing psychologists, a mental graph and averaged a psychological portrait of the operative for their quality selection on various activities taking into account extreme conditions of service.

Keywords: Professionally important qualities (STC), operational officers, the psychogram, knowledge, abilities, skills, extreme conditions of activity, risk appetite, stress, courage, endurance, communication skills, mobility.

Для составления психограммы деятельности оперативных сотрудников были изучены литературные источники, посвященные этому вопросу (Човдырова Г.С.1; Губин В.А., Егоров Д.А.2; Цветков В. Л., Хруста-лева Т. А.3; Караваев А.Ф., Крук В.М., Носс И.Н., Виноградов М.В.4 и др.), нормативные акты и документы, регламентирующие профессиональные обязанности, практические условия и оперативно-служебные цели и задачи деятельности некоторых подразделений МВД России. Такое изучение профессиональной деятельности сотрудников и их подготовки, обучения в вузе, позволит более четко выделить основные, наиболее общие для всех направлений деятельности оперативников свойства личности, или психологический портрет, профиль личности (профайлинг).

Цель этого исследования — изучение психологических профессионально-важных качеств (ПВК) успешных оперативных сотрудников для составления их психограммы, необходимой практическим психо-

логам для качественного подбора и отбора кадров по различным направлениям деятельности.

Исследование проводилось в 3 этапа в течение 15 лет (2000-2015гг) путем изучения теоретических основ, способов и методов ранжированной оценки полученных данных5, тестирования, анализа наблюдений и др.6

На первом этапе исследования, для выявления структуры личности как предпосылки профессионального самоопределения успешных сотрудников, имеющих дело в основном с населением (потерпевшие, свидетели, правонарушители и др.), были изучены сотрудники, имеющие хорошие и отличные показатели в работе, не имеющие нареканий и взысканий. Был подобран пакет известных методик для определения характерологической структуры личности (табл.1).

Опросник для определения типа личности по К. Г. Юнгу позволил выяснить принадлежность индивида к тому или иному типу на шкале «интроверсия — экс-

траверсия»: интроверт, амбиверт, экстраверт. Тест-опросник Г. Айзенка EPI — определил положения индивида в двухфакторной модели экстравертирован-ности и нейротизма. Опросник структуры темперамента В. М. Русалова — определил свойства темперамента оперативников, проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми. С помощью этой методики выявлялись энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда позволил получить распространенность акцентуаций среди типов темперамента оперативных сотрудников. Акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера, но не ограничивает возможностей социальной адаптации человека. Эта методика определенным образом выявляет повышение надёжности характера-типологии и прогноза его поведения в определенных профессиональных ситуациях (чем меньше, тем надежнее). Акцентуаций больше всего оказалось среди холериков (52,6%) и меланхоликов (19,7%).

Для определения преобладающего типа темперамента, (так как чистые типы встречаются реже смешанных) и выявления представленности в каждом свойств других типов — был использован метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году — «Паспорт темперамента». Преимуществом данной методики является то, что она позволяет вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента и составить «формулу темперамента». Если число положительных ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

Пользуясь критерием согласия распределения Х2 Пирсона, было определено: одинаковы ли результаты пяти разных методик, измеряющих темперамент на одной и той же выборке испытуемых.

Итак, распределения различных типов темперамента, измеренных по разным методикам на одной и той же выборке испытуемых, различаются между собой незначительно. По результатам трех методик, что составило большинство, преобладающим индивидуально-типологическим свойством личности среди сотрудников являются сангвиники — 63,3%.

Таким образом, определение темперамента оперативников, показало, что преобладающим темпераментом успешности среди них является сангвиник (среди которых меньше всего оказалось акцентуированных личностей по Леонгарду 10,5%) . Данный анализ позволил более качественно и всесторонне проиллюстрировать особенности диагностики характерологической структуры различными методиками на одной и той же выборке испытуемых.

В таблице 2 представлены результаты, относящие индивида к тому или иному типу на шкале «интровер-сия — экстраверсия».

Экстравентированность представляет своего рода характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайний полюс которой соответству-

ют направленности личности на мир внешних объектов (экстраверсия). Данные, полученные с помощью опросника структуры темперамента В. М. Русалова, методики определения акцентуаций характера К. Леонгарда и методики «Определение преобладающего типа темперамента» (Паспорт темперамента), были переведены в шкалу «интроверсия — экстраверсия» по принципу: сангвиники и холерики — экстраверты, флегматики и меланхолики — интроверты, а индивиды, обладающие смешанным типом темперамента, — амбиверты. Наибольшее количество амбивертов обнаружены по методике Юнга (73,7), что не противоречит остальным данным, так как амбиверты включают в себя качества экстравертированных личностей и характеризуют собой сангвиников реагирующих на ситуации наиболее оптимально, избегая крайних реакций типа «гипоманиакальных» или «депрессивных». В плане коммуникативных качеств амбиверты обладают тем оптимальным чувством меры, которое располагает к общению, в деловых рамках и вызывает доверие и уверенность в ответственности партнера.

«Паспорт темперамента» не только показал преобладающий типа темперамента, но и выявил представленность в нём свойств других типов, позволяя тем самым составить и понять сложную «формулу темперамента» -ядро характера. В целом преобладание экстравертов 40,1%, амбивертов -36,8%, (в сумме составляет-76,9%) в группе испытуемых говорит о больших потенциальных возможностях этой группы и присутствия потенциала успешности. Кроме того, данный факт говорит о том, что эти люди, чувствуя свои особенности личности, имеют направленность на соответствующую деятельность.

На втором этапе проводилось выявление взаимосвязи мотивации достижения успеха и личностных особенностей данной группы испытуемых. Сначала для выявления у сотрудников мотива достижения успеха использовалась методика Т. Элерса. Но поскольку эта методика является методикой субъективной оценки, т.е. человек сам определяет, характерны ли для него те или иные способы поведения в ситуациях успеха, свою степень стремления к достижению цели, то для достоверности результатов при составлении групп было решено провести методику групповой оценки личности (ГОЛ). Это также один из вариантов субъективной оценки личности, но, в отличие от первой методики, здесь характеристику человеку дают окружающие его люди, в данном случае, другие сотрудники (коллеги), не участвующие в эксперименте. Но при этом возникала вероятность оценки работниками друг друга, исходя из личных предпочтений. Для получения максимально объективных результатов была также проведена экспертная оценка личности сотрудников. В качестве экспертов выступали начальники отделов, которые оценивали выраженность у обследованных лиц мотивации достижения успеха, исходя из практической активности на работе.

На основе результатов, полученных по методи-

ке Т. Элерса и методике групповой оценки личности (ГОЛ), выявлена группа оперативных сотрудников — с выраженным мотивом достижения успеха. В группу были включены испытуемые, набравшие от 17 и выше баллов по методике Элерса и получившие наибольшее число выборов по «ГОЛ».

Степень выраженности мотива достижения успеха изучалась с помощью методики «Мотивация к успеху» Т. Элерса. Были получены следующие результаты: большинство испытуемых, а именно 50,5%±0.9 имеют средний уровень мотивации к достижению успеха, у 39,5%±1.2 испытуемых выявлен высокий уровень мотивации — и у 10,5%±1.3 — низкий. В ходе проведения методики «ГОЛ» была выявлена группа сотрудников, получивших наибольшее количество выборов, как среди рядовых сотрудников, так и среди начальников при оценке выраженности мотива достижения, в эту группу вошли всего 36,5% из числа всех испытуемых. Большинство испытуемых (53%) получили среднее количество выборов, как среди обычных коллег, так и среди начальников отделов.

Третий этап исследования был направлен на выявление личностных характерологических особенностей наиболее успешных оперативных сотрудников. Данное исследование проводилось при помощи многофакторного личностного опросника Р. Кетэлла 16 РЕ Выявлены 16 факторов или черт личности такие как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов, устойчивость к стрессам, открытость, смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям. Большинство испытуемых — это лица веселые, жизнерадостные, довольные жизнью, уверенные в своих успехах и своих возможностях. Они живо откликаются на все происходящие события. Находят интерес в повседневной жизни, с ними легко в общении. Но коммуникативные качества, как самые необходимые профессионально важные психологические качества, где находят выражение все психические процессы (восприятие, внимание, память, аналитическое мышление, речь и др.). Соответствующие умения и навыки анализированы дополнительно, при этом были определены уровень принятия других, уровни барьеров в установлении эмоциональных контактов, уровни коммуникативных умений и невербальной коммуникации (которая незаменима при ведении скрытого наблюдения). Результаты представлены в таблицах 3-4 .

Поскольку рамки статьи не позволяют подробно анализировать представленные в таблицах и другие данные, ограничимся тем, что оперативные сотрудники обнаружили хорошие (средний уровень) и отличные (высокий уровень) показатели коммуникативной компетентности по всем измеряемым параметрам ( р<0,001). Была проведена еще диагностика психических процессов у успешных сотрудников, которые имели отличные и хорошие показатели внимания, памяти, конвергентного и дивергентного мышления.

Констатирующий эксперимент показал, что существует прямая корреляция между выраженным

мотивом достижения успеха и личностными особенностями людей гармоничных: жизнерадостных, самоуверенных, решительных, выносливых, открытых для контакта с окружающими, экстравертированных сангвиников и амбивертов, готовых для работы в группе, в данном случае успешных сотрудников. Полученные данные позволяют считать, что при отборе сотрудников на оперативную работу необходимо учесть, что по структуре характера личности, относящиеся к экстравертам, сангвиникам, и амбивертам наиболее мотивированны на успех и предпочтительны для работы с населением. Их психологические ПВК наиболее соответствуют требованиям профессии оперативного сотрудника соответственно их должностным инструкциям и проводимым оперативно-розыскным мероприятиям. Необходимые знания, умения, навыки (база для формирования ПВК) для успешности в профессии изучены на различных уровнях обучения в вузах МВД России7 и накопления опыта работы в практической деятельности.

I. знания, умения, навыки, необходимые для осуществления оперативно-служебных целей и задач.

Знания:

• нормативных актов и документов, регламентирующих профессиональную деятельность;

• правил управления современной техникой (управлением компьютерными системами) и другими современными техническими средствами;

• психологических особенностей поведения различных профессиональных и социальных групп людей;

• психологических особенностей поведения людей с принадлежностью к различным религиозным конфессиям и этническим группам населения;

• языковых особенностей различных социальных слоев населения (литературного языка и жаргонной речи, акцентов произношения и др.);

• внешних атрибутов различия населения (одежда, обувь, украшения, прически, макияж, татуировки);

Умения:

• выбирать при наблюдении материал, необходимый для решения проблемы;

• устанавливать и поддерживать контакт, оказывать манипулятивное воздействие на людей;

• отстаивать свою точку зрения;

• заставить себя делать неинтересную работу;

• критически оценивать ситуацию;

• подчиняться и точно выполнять указания старшего;

• согласовывать свои действия с действиями других людей;

• избегать конфликтных ситуаций;

• регулировать свои функциональные состояния (аутотренинг, эмоционально-волевая тренировка);

• поддерживать на высоком уровне готовности к действию (состояние мобилизованности);

Таблица 1

частоты типов темперамента, измеренных по разным методикам

Частоты типов темперамента, %, измеренный по методикам:

темперамента Айзенка Русалова (в работе) Русалова (в общении) Леонгарда Паспорт темперамента.

Холерик 42.2 21,0 21,0 52,6 10,5

Сангвиник 36. 8 52, 0 52,6 10,5 63,3

Флегматик 10,5 21,0 21,0 17,2 15,7

Меланхолик. 10,5 6, 0 5, 4 19,7 10,5

Таблица 2

тип темперамента по шкале «интроверсия — экстраверсия»

Тип темперамента Эмпирические частоты, % распределения темпераментов личности, измеренных по методике:

Юнга Айзенка Русалова Леонгарда Паспорт темперамента

1.Интроверт 15,8 15,8 10,5 10,5 23,1

2.Амбиверт 73,7 15,8 31,6 26,3 36,8

3.Экстраверт 10,5 68,4 57,9 63,2 40,1

Таблица 3

диагностические показатели уровня принятия других по методике фейя и уровни барьеров в установлении эмоциональных контактов по Бойко оперативным сотрудников

Показатели уровня принятия других в %

Респонденты Низкий Средний с тенденцией к высокому Средний с тенденцией к низкому Высокий

Оперативники 14,3 28,6 49,5 7,9

Уровни барьеров в установлении эмоциональных контактов, %

Респонденты Высокий Средний Ниже среднего Низкий

Оперативники 26,2 45,7 15,2 12,9

Таблица 4

Показатели диагностики по методике экспертной оценки невербальной коммуникации и коммуникативных умений оперативным сотрудников

Уровень невербальной коммуникации в %

Респонденты Высокий (40-66 баллов) Средний (20-40 баллов) Низкий (0-20 баллов)

Оперативники 51,7 41,7 6,6

Уровень коммуникативных умений оперативников, %

Респонденты Высокий (60-65баллов) Средний (50-55 баллов) Низкий (40-50 баллов)

Оперативники 43,4 54,2 2,4

• быть бдительным;

• использовать вербальные и невербальные средства общения; умения ролевого разыгрывания различных типов людей;

• распознавать мотивы, намерения, психологические особенности и психические состояния собеседников, прогнозировать их поведение и управлять ими;

• скрывать (маскировать) свою социальную и ролевую принадлежность, свои истинные мотивы, намерения;

• находить новые нестандартные решения;

• самостоятельно планировать свое служебное время; владение приемами саморегуляции, снятия нервномышечного напряжения, активизации внутренних ресурсов, мобилизации энергии;

• подчиняться и точно выполнять указания старшего группы или смены;

• согласовывать свои действия с действиями других людей;

• в конфликтных ситуациях использовать адекватную ситуации стратегию поведения;

Навыки:

• бесконфликтного владения навыками задержания, одевания наручников, обыска и другими нюансами ОРМ;

• владения боевыми искусствами самообороны и обезвреживания преступника, лазания, бега и др. видами и методами физической подготовки;

• превосходного владения холодным и огнестрельным оружием, способами нелетального поражения противника и другими доступными методами боевой и огневой подготовки; составления отчетов и заполнения профессиональных документов;

четкого доклада или изложения профессиональным языком увиденного и услышанного; ухода за оружием и экипировкой; оказания первой помощи товарищам и населению в критических ситуациях; контр — аварийного и оперативного вождения наземным, воздушным и водным транспортом и др. добывания огня, воды, пищи и соблюдения гигиены в экстремальных условиях; вербальными и невербальными средствами общения и др. Опыт работы в деятельности от 3 до 5лет и выше обеспечивает возможную успешность в работе при прочих равных условиях.

На основе вышеприведенных исследований (те-

стирования), наблюдения, изучения условий труда, включаемых при проведении оперативно — разыскных мероприятий, должностных инструкций и закона об оперативно — разыскной деятельности, в зависимости от цели разработаны задачи деятельности и психологические качества модели деятельности, а именно — психограмма.

II. Цели и задачи деятельности и психологические ПВК, необходимые для их успешного обеспечения.

1.Цель — обеспечение сопровождения объекта в процессе наблюдения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачи:

• расчет траектории движения, нахождение оптимальной дистанции до объекта, выбор наиболее удобной «точки» для наблюдения — (визуальное восприятие);

• совмещение наблюдения за объектом — правильная ориентировка в пространстве;

• своевременное обеспечение передачи сопровождения другому сотруднику — (ориентировка во времени);

• осуществление сопровождения в сложных условиях: монотония, гиподинамия, длительность пешеходных переходов, или же необходимость быстрого передвижения — (использование автотранспорта, оперативного или подручного, в контр — аварийных ситуациях) — быстрота действий.

Требуемые психологические ПВК:

• развитое наглядно-образное, наглядно-действенное мышление;

• хорошая зрительная память на лица, цифры, цвета одежды;

• распределение и быстрое переключение внимания;

• устойчивость внимания;

• быстродействие (развитая психомоторика) в условиях дефицита времени;

• физическая выносливость, терпеливость;

• нервно-психическая устойчивость;

• развитое временное и пространственное чувство.

2.Цель-обеспечение максимально полного и точного получения информации об объекте наблюдения.

Задачи:

• обеспечение адекватного (устойчивого к помехам) восприятия информации;

• использование необходимых технических средств регистрации (аудио и видеоаппаратуры);

• фиксирование и/или запоминание полимодальной информации (визуальной, аудиаль-ной, назальной т.п.);

• выделение и запоминание оперативно-значимой информации при наблюдении за объектом;

• обеспечение эффективного коммуникативного контакта с различными категориями граждан для получения необходимой информации (в т.ч. с асоциальными и криминально ориентированными личностями);

• изменение тактики получения информации в новых условиях (в т.ч. в ситуации неопределенности);

• принятие правильного решения при индивидуальном выполнении задания (и составлении отчета по нему);

• обеспечение полного и объективного (достоверного) отражения собранной информации в виде сводки;

Требуемые психологические ПВК:

• развитая зрительная память-способность длительное время удерживать большое кол-во информации и воспроизводить увиденное; способность к запоминанию и различению звуков по тембру и громкости; развитый вербальный интеллект (речевая находчивость);

• избирательность внимания;

• общительность;

• артистизм (способность к ролевому перевоплощению);

• малая внушаемость (способность не поддаваться чужому влиянию);

• самообладание при конфликтах;

• отсутствие склонности к лживости (правдивость).

3.Цель — обеспечение собственной безопасности и снижение риска собственной демаскировки

Задачи:

• обеспечение условий конспиративности своей работы (в кругу друзей и родственников) — «жизнь под оперативным прикрытием»;

• поведение согласно выбранной легенде (соответствие облика, речи и манеры поведения «играемой роли»);

• поведение в рамках закона и «морально-этических норм», иногда создающих видимость противоречия общепринятым; (свобода от проблем, являющихся психологическим барьером при выполнении задания);

Требуемые психологические ПВК:

Уравновешенность, артистичность, сообразительность, эмоционально-волевой контроль собственного поведения, аналитическое мышление, интеллектуальность, пространственное восприятие и контроль вре-

менных интервалов.

4. Цель — обеспечение согласованной работы группы.

Задачи:

• подчинение дисциплине, установленному в группе порядку взаимоотношений, выработка умений взаимопомощи, взаимовыручки, взаимозаменяемости, самоотверженность,

• определение психологической совместимости группы, согласованность Я-концепции (оптимальная самооценка) членов группы.

Требуемые психологические ПВК:

Развитые коммуникативные качества, эмоциональная отзывчивость, терпеливость, сопереживание, самоотверженность, соответствующая требованиям самооценка.

5. Цель — преодоление трудностей организационного характера

Задачи:

• осуществление оперативно-служебных планов в условиях отсутствия фиксированного рабочего времени, ненормированности рабочего дня; отсутствия официальных перерывов для приема пищи, места для отдыха; отсутствия самой пищи; материальные затруднения (отсутствие средств передвижения и другой необходимой техники, современных высоких технологий, облегчающих условия труда, низкая заработная плата).

• планирование личного времени в условиях напряженного режима труда и экстремальных ситуаций (возможность ночной работы после рабочего дня, «усилений» на праздничные и выходные дни).

Требуемые психологические ПВК:

• выносливость, усидчивость, уравновешенность в условиях стимулирующих процессы возбуждения;

• способность к быстродействию в условиях дефицита времени;

• адекватность оценки своих сил и возможностей, находчивость.

6.Цель — преодоление профессиональных ситуаций, связанных с риском, с экстремальными условиями, с ролевыми и профессиональными маскировками.

Задачи:

• определить пути решения выходов из критических ситуаций (в условиях дефицита времени, информационной неопределенности и воздействия на органы чувств стрессогенных факторов среды);

• получить профессионально-значимые результаты и быть готовым к разумному риску;

• преодолеть психоэмоциональные, физические и климатические перегрузки.

Требуемые психологические ПВК:

• способность к быстродействию в условиях дефицита времени (принимать решения, перезарядить оружие, применить приемы самообороны или нападения, быстро скрыться),- мобильность.

• бесстрашие, смелость, выносливость.

• рискованность (готовность к оправданному риску); эмоциональная устойчивость; развитые адаптивные свойства нервной системы (приспособительные качества ориентировки в обстановке, чувство юмора, жизнерадостность, сообразительность).

• стрессоустойчивость.

7. Цель — обеспечение оперативной работы в одиночку, «без прикрытия».

Задачи:

• самостоятельное осмысливание различных криминальных ситуаций в целом, планирование своего служебного времени, взятие на себя персональной ответственности и готовности отвечать за нее.

Требуемые психологические ПВК:

• волевые качества: настойчивость, упорство в достижении цели, умение рисковать; интеллектуальность, активность, умение предвидеть — мыслить, самостоятельно анализировать ситуацию и принимать рискованные решения;

• инициативность, креативность — творческий подход при выполнении оперативно-служебных задач.

8. Цель — подготовка к внедрению в бандформирования или группировки.

Задачи:

• осмысливание криминальной ситуации в целом, определение тактических целей при выполнении задания;

• изучение объекта разработки, выбор подхода к нему, — усвоение схемы внедрения;

• информационная подготовка — изучение и анализ плана выполнения задания с учетом выбора собственных установочных данных, легенды, схемы связи;

• выбор и отработка легенды (жизненная история, характер, имя);

• подготовка экипировки (вещи и документы

прикрытия, соответствующие легенде);

• создание новой «личности под легендой», взвешенность поступков, артистичность.

Требуемые психологические ПВК:

• активность, находчивость, мобильность, подвижность психических познавательных процессов — гибкое творческое мышление, широта и быстрота мыслительных ассоциаций, оптимальный стиль переработки информации и принятия решения, емкая память; широкий кругозор, эрудиция; развитое воображение.

9.Цель — анализ и обобщение полученной в процессе выполнения задания информации.

Задачи деятельности:

• запечатление и удержание в памяти большого объема информации;

• запоминание и отсроченное воспроизведение полученной информации;

• выявление из общего объема наиболее важной информации;

• анализ степени достоверности полученной информации (путем перепроверки, сопоставления с информацией, полученной из других источников); аргументированное, обоснованное изложение информации в виде отчета.

Требуемые психологические ПВК:

• развитый интеллект, постоянная интеллектуальная активность — умственная работоспособность; прогностические аналитические способности;

• непроизвольное запоминание информации; развитая оперативная память;

Так были разработаны психологические составляющие модели оперативника, решающего на базе полученных теоретических знаний, умений и навыков определенные наиболее сложные цели и задачи практической деятельности. На основе полученной психограммы составлен усредненный психологический портрет оперативного сотрудника: усредненный профиль сотрудника приближен к амбиверту и сангвиническому типу темперамента: это личность с хорошими коммуникативными качествами, с умением согласовывать свои действия с действиями других людей, со способностью к быстрому установлению контактов с незнакомыми людьми; это человек с хорошо развитой памятью и вниманием — со способностью в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации, запоминать внешние особенности поведения человека; выносливый — к нагрузкам, волевой — упорный в преодолении возникающих трудностей; готовый к разумному риску, быстро

адаптирующийся и быстродействующий в новых и экстремальных условиях, со способностями к аналитическому мышлению в рамках поставленных целей и задач.

Таким образом, проведенные исследования позволяют заключить, что: во-первых, при отборе и расстановке сотрудников по направлениям деятельности практическим психологам подразделений ОВД необходимо ориентироваться на усредненный психологический портрет оперативника. Во-вторых, для оттачивания некоторых качеств в зависимости от целей и задач психолог должен включать оперативника на психотренинги, развивающие недостаточно развитые ПВК. В разных подразделениях содержание тренингов могут отличаться друг от друга, в зависимости от требований направления деятельности, в котором будут задействованы сотрудники. Приближения их к идеальному психологическому портрету, когда в одном человеке совмещаются все требуемые профессией качества, что изначально бывает редко, можно добиться с течением времени, путем развития необходимых качеств с помощью тренингов и появления опыта работы. При этом не изменятся только темпераментальные качества личности.

1 Човдырова Г.С. Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных сотрудников полиции для общения с гражданами. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013 №1(52) С. 38.

2 Губин В.А., Егоров Д.А. Личный пример офицера как педагогическое условие воспитания военнослужащих — контрактников частей внутренних войск МВД России. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014 №3(58) С. 38.

3 Цветков В. Л., Хрусталева Т. А. Профиль профессионал-ных компетенций психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах, №2 (61). 2015. С.22-26.;

4 Караваев А. Ф., Крук В. М., Носс И. Н., Виноградов М. В. Проблемы личностно-профессиональной диагностики в профотборе кандидатов на службу в органах внутренних дел и оценки надежности. //Психопедагогика в правоохранительных органах, №3(62), 2015. С.106 — 113.

5 Човдырова Г.С., АкентьевП.В., БродченкоО. ЛогуноваО.А. РеуцкаяИ.Е Психодиагностика и развитие психологических профессионально-важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: Учебно-методическое пособие. Под научн. редакцией Г .С. Чов-дыровой. -М.: ВНИИ МВД России, 2003.- 178с См. также Човдырова Г.С Психология профессиональнойдеятельности сотрудников оперативных и специальных подразделений МВД России/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М: МосУ МВД России, 2006. 60с.

6 Човдырова Г.С. Кубышко В.Л. КлименкоТ.С.и др. Психологические особенности профессионального общения оперативных сотрудников органов внутренних дел с населением: учебное пособие под научн. редакцией Г .С. Човдыровой.. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2013. — 200с.

7 Човдырова Г.С. Антонова Э.А. Неблагоприятные психические состояния у сотрудников ОВД и уровни развития психологических профессионально важных качеств. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016 №1(65) С. 53-57 Човдырова Г.С.Клименко Т.С. Психологическая диагностика и развитие коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних делю: учебное пособие.- М.: Московский университет МВД России,2014.-97с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.