Научная статья на тему 'Особенности коммуникации оперативных сотрудников с конфидентами'

Особенности коммуникации оперативных сотрудников с конфидентами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
777
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ / КОНФИДЕНТЫ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОПЕРАТИВНИКИ / COMMUNICATIVE QUALITIES / PSYCHOLOGICAL TESTING / THE DIALOGUE PARTIES / INTERPERSONAL RELATIONS / FIELD INVESTIGATORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисенко В. В.

Результаты изучения коммуникативных качеств у сотрудников и конфидентов методом тестирования семью методиками и соответствующих литературных источников позволили сделать вывод о том, что под коммуникативными возможностями сотрудников ОВД и конфидентов следует понимать качество личности, интегрирующее коммуникативные составляющие: Я-концепцию в межличностных отношениях, коммуникативный контроль и принятие других людей, эмоциональные барьеры; уровни: невербальной коммуникации, коммуникативных умений, общительности. Показатели этих составляющих позволяют судить о совместимости и коммуникативных способностях сторон общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COMMUNICATIONS OF OPERATIVE EMPLOYEES MILICE WITH CONFIDENSIONAL PERSON

Results of studying of communicative qualities at employees police (malice) and confidensional person a method of testing by seven techniques and corresponding references have allowed to draw a conclusion that and конфидентов it is necessary to understand the quality of the person integrating communicative components as communicative possibilities of employees police(malice): I the concept in interpersonal relations, the communicative control and acceptance of other people, emotional barriers; levels: nonverbal communications, communicative abilities, sociability. Indicators of these components allow to judge compatibility and communicative abilities of the parties of dialogue.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникации оперативных сотрудников с конфидентами»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ С КОНФИДЕНТАМИ

_В.В. БОРИСЕНКО

Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Г.С. ЧОВДЫРОВА

Аннотация. Результаты изучения коммуникативных качеств у сотрудников и конфидентов методом тестирования семью методиками и соответствующих литературных источников позволили сделать вывод о том, что под коммуникативными возможностями сотрудников ОВД и конфидентов следует понимать качество личности, интегрирующее коммуникативные составляющие: Я-концепцию в межличностных отношениях, коммуникативный контроль и принятие других людей, эмоциональные барьеры; уровни: невербальной коммуникации, коммуникативных умений, общительности. Показатели этих составляющих позволяют судить о совместимости и коммуникативных способностях сторон общения.

Ключевые слова: коммуникативные качества, психологическое тестирование, стороны общения, конфиденты, межличностные отношения, оперативники.

FEATURES OF COMMUNICATIONS OF OPERATIVE EMPLOYEES MILICE

WITH CONFIDENSIONAL PERSON

V.V. BORISENKO

The supervisor of studies the doctor of psychological sciences,

the professor CHOVDIROVA G.S.

Annotation. Results of studying of communicative qualities at employees police (malice) and confidensional person a method of testing by seven techniques and corresponding references have allowed to draw a conclusion that and конфидентов it is necessary to understand the quality of the person integrating communicative components as communicative possibilities of employees police(malice): I — the concept in interpersonal relations, the communicative control and acceptance of other people, emotional barriers; levels: nonverbal communications, communicative abilities, sociability. Indicators of these components allow to judge compatibility and communicative abilities of the parties of dialogue.

Key words: communicative qualities, psychological testing, the dialogue parties, interpersonal relations, field investigators.

Изучение коммуникативных качеств оперативных сотрудников и конфидентов позволило выделить некоторые особенности психологического общения оперативников с конфидентами, которые необходимо продолжать изучать в дальнейшем.

Основной психологической особенностью, от которой необходимо отталкиваться, является негласный характер сотрудничества с одновременной необходимостью обеих сторон общаться с широкими слоями населения.

Так или иначе, все ОРМ, средства и методы ОРД направлены на выявление скрываемой информации, в том числе и использование конфидентов для добывания этой информации.

Конспиративность оперативно-розыскных действий — их важнейшая особенность, без ее соблюдения достичь нужного результата в добывании информации часто бывает невозможно. Она же делает при этом особенной коммуникацию общающихся сторон. Поэтому вытекает необходимость действий, направленных на соблюдение закона, который строго регламентирует использование специфических методов оперативно-розыскной деятельности исключительно в целях борьбы с преступностью, в том числе и использование осведомителей. Отсюда возникает и необходимость освоения психо-

логически важных коммуникативных качеств общения оперативников с конфидентами и с населением на основе взаимопонимания. Конспиративный характер взаимодействия в общении делает это общение особенным, когда не всегда другая сторона участвует в процессе не на равных.

Готовность к применению нравственно упречных (небезупречных) методов вторжения в частную жизнь граждан. Эта особенность ОРД требует от оперативников и конфидентов таких качеств, как скрытность и малооб-щительность. Эти качества требуются при проведении некоторых видов ОРМ и от конфидентов, например, при применении так называемых интрузивных методов (вторжение в частную жизнь граждан). При проведении мероприятий по прослушиванию телефонных переговоров разрабатываемого лица иногда возможно непреднамеренное прослушивание переговоров лиц, непричастных к совершению преступления (родственники, друзья, дети, секретарь, сослуживцы и др.). В этих случаях объективно ограничиваются и нарушаются конституционные права указанных лиц при их непричастности к преступному деянию. При проведении таких мероприятий излишняя открытость и общительность со стороны конфидента и оперативника не требуются.

Умение сотрудничающих сторон рефлексировать. Это обстоятельство предъявляет специфические требования к личности оперативных сотрудников и конфидентов, участвующих в оперативном внедрении, — сохранять общительность, раскованность, умение применить вербальные и невербальные формы коммуникации в условиях тяжелых нервно-психических нагрузок, угрозы жизни и здоровью. Решение этой задачи требует от сотрудников и некоторой категории агентов незаурядной коммуникативности:: умения установить контакты, чтобы усыпить бдительность противоположной стороны общения, быть гибким в беседе для получения нужной информации.

Психологическая составляющая требований, предъявляемых к сотрудникам и конфидентам, имеет большое значение для раскрытия преступлений. Прежде всего, осуществляющие розыск сотрудники должны знать множество способов установления коммуникативных каналов — источников необходимой им информации в рамках закона. Для развития этих навыков необходимы не только опыт, знания, умения, но и развивающая их тренинговая работа с психологом. Этого требуют и особые условия труда, связанные с риском для жизни и здоровья.

Изучение законодательных основ сотрудничества оперативника с конфидентом позволило нам выделить группы психологических качеств, которые необходимы конфиденту для успешного осуществления агентурной (осведомительской) работы.

Психограмма конфидента, которого можно допустить к участию в проведении важных оперативно-розыскных мероприятий, включает структурированный перечень психологических качеств, которыми он должен обладать в процессе сотрудничества с оперативным сотрудником. При этом в основном выделены психологические качества, которые оперативник может выявить у конфидента как самостоятельно, так и при помощи психолога.

Однако следует отметить, что редко можно встретить человека, у которого были бы хорошо развиты все требуемые профессией психологические ПВК, но тем не менее их можно развить в каждом психически нормальном человеке. Для этого существуют определенные методики обучения знаниям, умениям, навыкам и развивающие психотренинги, которыми должны владеть психологи, воспитатели и другие сотрудники ОВД [4—6]. Поэтому конфиденты, как и сотрудники, нуждаются в системе определенного предварительного развивающего обучения перед включением в деятельность [3]. Однако для этого и необходимо было в данной работе выявить психологические ПВК для их диагностики при отборе и установления степени выраженности для развития в дальнейшем. При проведении предварительного экспертного опроса сотрудники на первое по важности место вынесли коммуникативные качества. Поэтому в данном исследовании были всесторонне изучены именно эти ПВК следующими семью методиками психологического тестирования [1, 2,5].

1) диагностики личностных качеств (Т. Лири);

2) диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).

3)диагностика принятия других по шкале Фейя;

4) диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко);

5) методика экспертной оценки невербальной коммуникации;

6) тестирование коммуникативных умений;

7) оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховского).

Кратко изложим представление о психодиагностических методиках, использованных в работе.

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная (дружел юбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения.

Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0—4 балла — низкое адаптивное поведение

5—8 баллов — умеренное

9—12 баллов — высокое экстремальное поведение

13—16 баллов — экстремальное до патологии

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику.

2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

3. Диагностика принятия других по шкале Фейя

Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения

опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

Ф практически всегда;

Ф часто;

Ф иногда;

Ф случайно;

Ф очень редко.

4. Диагностика эмоциональных барьеров в межлич-

ностном общении (В.В. Бойко)

Инструкция к тесту

Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет».

Тестовый материал.

1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).

3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.

4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.

5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.

7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.

9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.

10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.

5. Методика экспертной оценки невербальной коммуникации (разработана А.М. Кузнецовой). Согласно процедуре диагностирования, нескольким экспертам предоставлена возможность с помощью приведенного опросника оценить невербальные способности человека к коммуникации.

Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, и каждому варианту приписывается определенный балл (от 1 до 4). Методика дает возможность диагностировать 3 параметра невербального общения.

6. Тест оценки коммуникативнъх умений. Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов.

Чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей — 55.

7. Тест оценки уровня общительности В.Ф. Ряховс-кого. Данная методика дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов, — «да», «иногда» и «нет».

Инструкция: вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

Оценка результатов тестирования: «да» — 2 очка; «иногда» —1 очко; «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.

Результаты изучения коммуникативных качеств у сотрудников и конфидентов методом тестирования

семью методиками и соответствующих литературных источников [1—6 и др.] позволили подтвердить выдвинутые гипотезы, разработать собственные методические рекомендации для обучения сотрудников (а они, в свою очередь, конфидентов) служебной подготовке и сделать следующие выводы.

1. Важной задачей руководителей подразделений ОВД становится поиск технологий целенаправленного и планомерного формирования коммуникативности оперативных сотрудников. Именно высокий уровень развития коммуникативности сотрудника ОВД может выступать гарантией оперативного выполнения им своих профессиональных обязанностей в ситуации общения с различными категориями граждан. Под коммуникационными возможностями сотрудников ОВД и конфидентов следует понимать качество личности, интегрирующее коммуникативные составляющие: Я-концепцию в межличностных отношениях, коммуникативный контроль и принятие других людей, эмоциональные барьеры; уровни: невербальной коммуникации, коммуникативных умений, общительности. Показатели этих составляющих позволяют судить о совместимости и коммуникативных способностях между сторонами общения.

2. Формирование коммуникативных качеств является наиболее важным элементом в структуре профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел. Служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел немыслима без коммуникативных связей. Общение играет роль регулятора взаимоотношений между сотрудниками и гражданами. Одной из важнейших психологических особенностей общения в органах внутренних дел является его профессиональная направленность, связанная с необходимостью установления лиц, совершивших преступления, свидетелей, потерпевших и т.д. Эти параметры регламентированы законом и нормативно-правовыми документами, т.е. существует определенная регламентированность параметров общения.

3. Психограмма конфидента, которого можно допустить к участию в проведении важных оперативно-розыскных мероприятий, включает структурированный перечень психологических ПВК, среди которых при ранжированной экспертной оценке коммуникативные качества вышли на первое место как требование профессии.

4. Среди оперативников по методике Лири выявлены наибольшее число лиц по шкалам «эгоистичность» и «доминирование-подчинение» — 55%, затем следует «авторитарность» и «агрессивность» — 45%, «подозрительность» — 40% сотрудников ОВД, «дружелюбность» — 30%, «дружелюбие-агрессивность» — 25%, «альтруистичность» — 40%, «подчиняемость» — 15% и «зависимость» — 10% сотрудников. Таким образом, основная часть оперативников агрессивны, эгоистичны и авторитарны. Эти сотрудники отличаются стремлением к лидерству. Их характерные черты — властность, подозрительность.

4. В оперативные сотрудники стремятся попасть личности, имеющие те психологические ПВК, которые соответствуют требованиям профессии. Выявленные

в процессе исследования у оперативников агрессивность, ориентации на себя, склонность к доминированию соответствуют их профессиональному ролевому поведению. Профессия требует от оперативников инициативы, активности и известной доли разумной агрессивности и доминирования при общении с такой категорией населения, как правонарушители.

5. Конфиденты выявили наиболее высокий процент дружелюбности (75%), альтруистичности — 65%, по шкале «дружелюбие-агрессивность» — 55%, такое качество, как зависимость, показали 40%, подчиняемость выявлена у 35%, эгоистичность и доминирование-подчинение у 20%. Менее всего выражены у конфидентов авторитарность, агрессивность и подозрительность — по 10% соответственно. Выявленные выраженности этих качеств говорят в данном случае, что они могут компенсировать недостатки, имеющиеся у оперативников. По данным методики межличностного общения Лири они подходят для делового сотрудничества и обучения со стороны оперативников. Среди конфидентов выявлено больше людей, отличающихся доброжелательностью, альтруистичностью, эти качества говорят об их ориентированности на принятие другой стороны общения.

6. По методике Шнайдера полученные результаты говорят о том, что большинство оперативных сотрудников обладают средним уровнем коммуникативного контроля, который при общении является наиболее оптимальным; высокий уровень коммуникативного контроля, выявленный у конфидентов во многих ситуациях, может быть барьером для эффективного общения, вызывая напряжение вследствие необходимости постоянного контроля своих эмоций и поведения.

7. По методике Фейя у конфидентов выявлен средний уровень показателя принятия других с тенденцией к снижению, у оперативников же отмечается тенденция среднего уровня к повышению, что положительно определяет коммуникативные качества сотрудников как ровные, взвешенные и адекватные. У сотрудников выявлены 14,3% лиц с низким уровнем принятия другого человека, это значит, что среди сотрудников есть лица, которые относятся к незнакомым с подозрением, с трудом принимают другого человека. Это может быть связано с профессиональной настороженностью, которая обязывает оперативников быть готовыми ко всяким агрессивным реакциям, обману и мошенническим действиям со стороны асоциальной части населения,

8. При диагностике уровня эмоциональных барьеров в межличностном общении можно сделать вывод, что у конфидентов высокий уровень оказался у 68,8%. Средний уровень эмоциональных барьеров в межличностном общении обнаружен у 22,3%. Уровень ниже среднего определен среди 9% конфидентов, низкого уровня не обнаружено. По данной методике у конфидентов выявлены статистически значимые отличия от оперативников, что говорит о возможных трудностях, возникающих у конфидентов

при эмоциональном экспрессивном общении. Поэтому в дальнейшем они нуждаются в проведении с ними психотренинговой работы.

9. Среди сотрудников ОВД высокий уровень эмоциональных барьеров обнаружен всего у 16,2%, они тоже нуждаются в проведении обучающей работы. У 45,7% выявлен средний уровень эмоциональных барьеров в межличностном общении. Уровень ниже среднего определен у 22,9%. Низкий уровень эмоциональных барьеров у 15,2% — это лица, которые были неискренни в своих ответах и у них плохо развиты способности к рефлексии (видеть себя со стороны, с позиции собеседника).

10. Высокий уровень выраженности невербальной коммуникации был выявлен у 41,7% оперативников и у 10,6% конфидентов — отличия значимые. Данный факт свидетельствует о том, что эта группа оперативников обучена приемам невербальной коммуникации, а конфидентов необходимо обучать. В результате получения этих данных были составлены методические рекомендации для проведения обучения.

11. Согласно анализу данных по методике оценки общительности (В.Ф. Ряховского) высокий уровень развития общей коммуникативности выявлен у 33,4% оперативников и 12% конфидентов; средний уровень — у 54,2% оперативников и 50% конфидентов; низкий уровень — у 12,4% оперативников и 38% конфидентов (первое и последнее отличия статистически значимы). Эти данные говорят о том, что общие параметры общительности оперативников и конфидентов находятся примерно на одинаковом среднем уровне, хотя высокий уровень общительности статистически значимо преобладает у оперативников, что говорит об их соответствии по коммуникативным качествам требованиям профессии. В целом полученные данные позволили составить общую диагностическую модель коммуникативных возможностей оперативников и конфидентов.

Литература

1. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдера) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

2. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. Ленинград, 1989. 97 с.

3. Прыгунов П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение. Киев, 2000.

4. Психодиагностика и развитие психологических профессионально-важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Г.С. Човды-ровой. М.: ВНИИ МВД России, 2004. 178 с.

5. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя / Под ред. Л.М. Митиной. Кемерово, 1996. 49 с.

6. Психологические исследования общения. М., 1985. 206 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.