Научная статья на тему 'Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных cотрудников полиции для общения с гражданами'

Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных cотрудников полиции для общения с гражданами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1909
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЕ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ГРАЖДАНЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ОБЩЕНИЯ / БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ / OPERATIVE POLICE OFFICERS / CITIZENS / CRIME DETECTION / COMMUNICATION / PSYCHODIAGNOSTICS / METHODS OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTIC OF COMMUNICATION / COMMUNICATION BARRIERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Човдырова Гульшат Сулейменовна

Статья посвящена психодиагностике коммуникативных способностей сотрудников полиции в соответствии с требованиями профессии. При общении с гражданами необходимо получить от них скрываемую информацию в целях расследования и раскрытия преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Човдырова Гульшат Сулейменовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychodiagnostics of operative police workers’ professional qualities important for communication with public

The paper is devoted to psychodiagnostics of communication skills of police officers required by this profession. While communicating with the public it’s necessary for police officers to get concealed information helpful for criminal investigation and solution.

Текст научной работы на тему «Психодиагностика профессионально важных качеств оперативных cотрудников полиции для общения с гражданами»

УДК 159.9.07

ПСИХОДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОПЕРАТИВНЫХ ПРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С ГРАЖДАНАМИ

Г. С. Човдырова

Статья посвящена психодиагностике коммуникативных способностей сотрудников полиции в соответствии с требованиями профессии. При общении с гражданами необходимо получить от них скрываемую информацию в целях расследования и раскрытия преступлений.

Ключевые слова: оперативные сотрудники полиции, граждане, оперативно-розыскная деятельность, общение, психодиагностика, методики психодиагностики общения, барьеры общения.

Общей задачей оперативных сотрудников органов внутренних дел (ОВД) является добывание различного рода информации о фактах, событиях, предметах, лицах, имеюших то или иное отношение к подготавливаемым или совершенным преступлениям, а также сведений, которые могут иметь значение для установления места нахождения разыскиваемых лиц. Иные, частные задачи решаются по-

средством оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Их содержание регламентировано в различных служебных документах, предназначенных для использования только специально уполномоченными на это лицами.

Поэтому одно из основных требований профессии к оперативнику — это его умения устанавливать факты сокрытия сведений, выявлять скрываемую гражданами информацию, а также «снимать» информацию с технических каналов. В последнем случае необходимо так обшаться с их обладателями, чтобы те предоставили информацию, а не уничтожили ее.

Помошь граждан при получении нужной информации, т. е. при обшении, используется как средство проникновения в тшательно сокрытые процессы формирования преступного умысла, а в дальнейшем — преступного поведения.

Все средства и методы оперативно-розыскной деятельности (ОРД) направлены на выявление скрываемой информации, чаше всего путем обшения с гражданами. Задача оперативного сотрудника полиции при обшении и установлении контакта с гражданами состоит еше и в распознавании путей, возможностей установления доверительных отношений и в построении тактики коммуникативного контроля взаимодействия, которая предусматривает преодоление сушествуюших коммуникативных барьеров.

Соблюдение конспиративности оперативнорозыскных действий — их важнейшая особенность, без нее достичь нужного результата часто бывает невозможно. Суть конспиративности состоит в преднамеренном сокрытии истинных целей действий, осушествляемых оперативным сотрудником, и создании у других лиц иллюзорных представлений об обшей структуре деятельности, в которую они включены. Поэтому законом строго регламентируется использование специфических методов оперативно-розыскной деятельности исключительно в целях борьбы с преступностью.

При указанных условиях психологическая составля-юшая ОРМ имеет большое значение для раскрытия преступлений. Прежде всего осушествляюшие розыскную деятельность сотрудники должны знать множество способов установления источников необходимой им информации. В практической деятельности часто складываются ситуации, когда источники информации заранее неизвестны и должны быть установлены. Решение множественных задач при проведении ОРМ иногда требует от сотрудников незаурядного оперативного мышления, умения анализировать, логически строить умозаключения и на этой основе развивать чувство особого восприятия окру-жаюшего и интуицию.

Навыки установления межличностных контактов и эффективное обшение являются базовыми профессионально важными качествами (ПВК), лежашими в основе результативной работы оперативника. Знание механизмов установления контактов и, что наиболее важно, доверительного отношения со стороны других лиц имеет кардинальное значение и зависит от коммуникативной компетентности и способностей полицейских. Необходимо уметь создать у граждан уверенность, что сообшенные ими сведения не будут использованы против них и других невинных людей и они сослужат добрую службу для вос-

становления справедливости в обшестве. Установление этих правил обшения имеет морально-нравственную основу и принципы и является одной из сторон обшения1.

Мотивация доверительности при обшении основывается на ожидании поддержки, помоши или просто понимания. Иногда она имеет в основе материальный интерес или носит характер сделки, когда лицо получает какие-либо льготы в обмен на сообшенные сведения 2

Морально-психологическая ответственность за безопасность тех лиц, с которыми устанавливается контакт, — момент, о котором всегда должен помнить оперативник. Планируя и реализуя определенные действия, в выполнение которых включаются другие люди, он должен предусмотреть меры к обеспечению их безопасности. Во многом это зависит от альтруизма, открытости, ответственных лидерских ПВК сотрудников полиции.

Готовность сотрудников к разумному риску формируется под влиянием чувства долга и обусловлена выполнением обязанностей по зашите прав и законных интересов граждан. Поэтому действия в ситуации риска могут осушествляться только тогда, когда они не ставят в такую ситуацию других людей. Исходя из этого оперативнорозыскная деятельность требует от ее субъектов постоянного анализа и оценки складывающихся ситуаций с точки зрения безопасности участвуюших в ней лиц, не в ушерб достижению целей, что предполагает постоянное напряжение сотрудников .

Эти обстоятельства предъявляют специфические требования к личности оперативных сотрудников и конфидентов, участвуюших в оперативном внедрении, — сохранять быстроту реагирования в рискованных ситуациях, определенную настороженность, смелость, риск, лидерские качества на грани разумной агрессивности.

Соблюдение морально-этических принципов ОРД требует от оперативника при сотрудничестве с гражданами умения принять и понять взгляды и поведение другого человека. При этом он должен быть для лиц, сотруднича-юших с ним, образцом следования принципам ОРД (гуманизма, справедливости, сознательности, добросовестности, честности), соблюдения границ моральной дозволенности отдельных оперативно-тактических приемов и методов, применяемых при проведении ОРМ.

Социально-экономические изменения в стране значимо повлияли на психологическое состояние обшества, особенно в его нравственном аспекте. Как показывает практика, резко сократилась доля граждан, сотрудничаю-ших по патриотическим мотивам, появились лица, жела-юшие устранить конкурента по бизнесу, свести счеты с государственной системой, удовлетворить свои националистические и религиозные амбиции и т. п. Эти обстоятельства неизбежно способствуют критическим оценкам в отношении моральной дозволенности или допустимости конкретных способов и средств решения частных оперативно-розыскных задач.

Нежелание граждан сотрудничать и общаться с оперативниками усугубляется и в связи с необходимостью присутствия в суде, возможной местью преступников и осуждением окружаюших, которые традиционно считают позором сотрудничество с ОВД, а отдельных граждан — «доносчиками», «стукачами». Тем

не менее события, происшедшие в «Норд-Осте», Беслане, и другие факты террора, связанные с использованием детей и женщин-«шахидок», привели к пониманию необходимости предоставления определенной информации сотрудникам полиции в целях обеспечения собственной безопасности.

Решающим фактором здесь является умение оперативника при общении использовать ряд убедительных доводов, преодолевающих нежелание людей оказывать помощь следствию из-за недоверия к должностным лицам. В последнее время из-за коррупции в правоохранительных органах это недоверие особенно стало возрастать.

Таким образом, определенные профессиональные психологические особенности общения оперативников обусловливаются конспиративным характером деятельности, регламентированностью законом и нормативными документами, рискованностью действий, нравственными изменениями социума, негативизмом граждан, что и характеризует аффективно-коммуникативную сторону общения. В связи с этим мы предположили, что структура психологического содержания общения оперативных сотрудников полиции имеет свои отличия. Определение этого различия и послужило целью данной работы.

В процедуре констатирующего эксперимента участвовали оперативные сотрудники, имеющие стаж работы свыше одного года, и граждане.

В ходе исследования определялись психологические особенности профессионального общения участников в виде общей характеристики коммуникативных качеств.

Были выбраны следующие методики для диагностики коммуникативных качеств личности:

1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

2. Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер).

3. Диагностика принятия «других» по шкале Фейя.

4. Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В. В. Бойко).

При проведении предварительного экспертного опроса о профессионально важных качествах оперативные сотрудники на первое по важности место вынесли коммуникативные качества. Поэтому в экспериментальном ис-

следовании изложены результаты изучения коммуникативных качеств у сотрудников и граждан.

Анализ результатов экспериментальных данных психологического тестирования граждан и операт ивных сотрудников полиции

Итоги исследования, проведенного по методике

Т. Лири. Методика Т. Лири позволила провести углубленную диагностику тех характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в исследование, чтобы прогнозировать результативность общения сотрудников ОВД с гражданами.

После первичной обработки и сравнительного анализа средних величин по 1-критерию Стьюдента получены результаты, которые указывают на то, что оперативные сотрудники склонны приписывать себе эгоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству, доминированию (табл.). Средние значения шкал подтверждаются статистически значимыми результатами такой оценки по шкалам «эгоистичность», «авторитарность», «дружелюбие-агрессивность». Граждане оценивают себя как более дружелюбные и менее стремящиеся к доминированию личности, чем первые респонденты.

Можно сделать вывод, что среди оперативников наибольший процент представлен по шкалам «эгоистичность» и «доминирование-подчинение», затем следуют авторитарность и агрессивность, подозрительность, дружелюбность, дружелюбие-агрессивность, альтруистичность, подчиняемость и зависимость.

Что касается граждан (конфидентов), то у них наиболее высокий процент по шкале «дружелюбность», затем -«альтруистичность», «дружелюбие-агрессивность». Такое качество, как зависимость, показали 40%, умение подчиняться выявлено у 35% от их числа, эгоистичность и доминирование-подчинение — у 20% респондентов, менее всего у конфидентов выражены такие качества, как авторитарность, агрессивность и подозрительность, по 10% соответственно.

Исследование свойств личности оперативников позволило выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны возможных конфликтов. Основная

Таблица

Характеристики испытуемых по шкалам межличностных отношений по методике Т. Лири, %

Наименование шкал Сотрудники ОРД Граждане Статистическая значимость

Авторитарность 45 10 Р<0,01

Эгоистичность 55 20 Р<0,05

Агрессивность 45 10 Р<0,01

Подозрительность 40 10 Р<0,01

Подчиняемость 15 35 Р<0,05

Зависимость 10 40 Р<0,01

Дружелюбность 30 75 Р<0,05

Альтруистичность 40 65 Р>0,05

Доминирование-подчинение 55 20 Р<0,01

Дружелюбие-агрессивность 25 55 Р<0,05

часть оперативников агрессивна, эгоистична и авторитарна. Они отличаются стремлением к лидерству. Их характерные черты — властность, подозрительность, что является зоной вероятных конфликтов в межличностных отношениях. Часть лиц этой группы определены как зависимые, этот тип соответствует людям конформным, мягким, ожидающим помощи и советов.

Среди опрошенных в ходе эксперимента граждан оказалось больше людей, отличающихся доброжелательностью, альтруистичностью, и эти качества говорят об их ориентированности на принятие другой стороны общения.

В целом члены обеих групп, в силу того что компенсируют, т. е. дополняют недостатки друг друга, не предрасположены к соперничеству и могут по истечении определенного времени сотрудничать эффективно. Однако обработка результатов показала в группе полярное противостояние — существуют крайние противоположности: одни — резкие, недружелюбные личности, а другие отличаются высоким дружелюбием.

Исходя из результатов данной методики и рассмотренных выше необходимых профессионально важных качеств оперативников, можно прийти к выводу о том, что выявление в процессе исследования эгоистических черт, ориентации на себя, склонности к доминированию не противоречит их профессиональному ролевому поведению. Профессия требует от них инициативы, активности, доминирования при общении с такой категорией населения, как правонарушители, т. е. с асоциальной частью граждан. Поэтому видно, что в оперативники идут гипер-тимные, уверенные в себе и проявляющие свои умения в роли советчика, наставника, обладающие хорошими организаторскими способностями, они оптимистичны, активны, инициативны, коммуникабельны. В то же время приобретение опыта в профессии заставляет их вырабатывать механизмы психологической защиты, умение противостоять преступникам. Заведомо конфликтный и рискованный характер профессии определяет наличие и выработку у оперативного сотрудника такого важного качества, как разумная агрессивность.

Респонденты-граждане оценивают себя как более дружелюбные и менее стремящиеся к доминированию, что вполне соответствует их роли ведомых людей.

Таким образом, мы видим, что особенности межличностного общения взаимосвязаны с формированием характерологических особенностей и Я-концепции в профессиональной структуре личности. Поэтому в данном случае выраженных барьеров для межличностного общения между двумя группами не выявлено. При общении оперативники и граждане могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения. Эти группы постепенно смогут развивать межличностные коммуникативные умения, включающие анализ их поведения, коммуникацию чувств, активное слушание, обратную связь, конфронтацию, которая будет анализироваться, корригироваться и приводить к взаимопониманию, что необходимо для успешного взаимодействия в процессе раскрытия преступлений.

В отношении определенных групп населения оперативные сотрудники полиции могут подбирать для совместной работы более агрессивных или, наоборот, более дру-

желюбных граждан. Практика показывает, что все зависит от задач, решаемых в ходе проведения ОРМ.

По результатам диагностики по методике коммуникативного контроля М. Шнайдера выявлен высокий уровень коммуникативного контроля у 62% испытуемых граждан, они получили от 7 до 10 баллов. Средний уровень обнаружен у 33% респондентов (от 4 до 6 баллов). Низкий уровень выявлен только у 5% от общего количества испытуемых (от 0 до 3 баллов).

Результаты диагностики группы оперативников отличаются от группы граждан, среди них высокий уровень был определен у 24%. Такие люди постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций и держат их под постоянным контролем.

Средний уровень определен у сотрудников ОВД (67% респондентов). Эти испытуемые характеризуются в общении непосредственностью, искренне относятся к другим, но сдержанны в эмоциональных проявлениях, оптимально соотносят свои реакции с поведением окружающих.

Низкий уровень был диагностирован у 9% от общего количества респондентов. Эти испытуемые имеют высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей (хотя есть зависимость от уровня образованности и культуры).

Итак, у граждан преобладает высокий уровень коммуникативного контроля, у оперативников — средний. Различия на уровне достоверности — р = 0,05. Полученные результаты говорят о том, что большинство оперативных сотрудников обладает средним уровнем коммуникативного контроля, который при общении является наиболее оптимальным. Высокий уровень коммуникативного контроля, выявленный у граждан, во многих ситуациях может быть барьером для эффективного общения, вызывать напряжение и натянутость вследствие необходимости постоянного контроля своих эмоций и поведения.

Результаты диагностики принятия «других» по шкале Фейя. У граждан выявлен средний уровень показателя принятия «других» с тенденцией к снижению, у оперативников отмечается тенденция среднего уровня к повышению, что положительно определяет коммуникативные качества сотрудников как ровные, взвешенные и адекватные.

Среди сотрудников выявлены 14,3% лиц с низким уровнем принятия другого человека, это лица, которые относятся к незнакомым с подозрением, с трудом принимают другого человека. Это может быть связано с профессиональной настороженностью, которая обязывает оперативников быть готовыми ко всяким агрессивным реакциям, обману и мошенническим действиям со стороны асоциальной части населения, с которой по долгу службы им приходится иметь дело. В какой-то степени этот показатель говорит о профессиональной деформации, когда возникает определенный стереотип отношения к правонарушителям, с преобладанием настороженности и недоверия. Средний показатель с тенденцией к низкому значению принятия «другого» диагностирован у 49,5% оперативников и у 73,3% граждан. Эти показатели в целом

говорят о снижении доверия населения к незнакомым лицам, хотя традиционно среди населения это не приветствовалось.

Средний показатель с тенденцией к высокому значению принятия «другого» определен также у 28,6% оперативников и у 17,8% граждан. Выявленные цифры говорят о том, что оперативные сотрудники в общей массе склонны больше доверять гражданам, чем граждане кому-либо. По-видимому, это происходит в силу принадлежности полиции к властным структурам и наличия у них уверенности, что правопослушная часть населения (их большинство) не должна обманывать.

Высокий показатель принятия «других» выражен у 7,9% оперативников и у 8,9% граждан. Здесь статистически значимых отличий в показателях не выявлено.

Полученные результаты в целом можно расценивать как благоприятные для понимания друг друга. При взаимном общении у граждан и оперативников непреодолимо выраженных барьеров не выявлено.

Люди, испытывающие чувство взаимопонимания, при одинаковых показателях принятия «других», в ходе вовлечения в совместные действия принимают во внимание предубеждения и слабости друг друга, терпимо относятся к ним, более склонны к снисходительности, а следовательно, к большей согласованности в действиях — коммуникативной толерантности.

В свою очередь, такое понимание при общении не может возникнуть без согласия и определенного сходства мнений и оценок. Обусловленное взаимопониманием всестороннее личное отождествление «другого» с собой позволяет предугадывать его действия даже в новых ситуациях.

Взаимные симпатии и антипатии не только несут эмоциональную нагрузку в возникающих межличностных отношениях, но и выполняют регулятивную функцию в восприятии и понимании друг друга общающимися партнерами.

В сознании человека то, что он понимаем «другим», способствует дальнейшему успешному взаимодействию. Совпадения мнений во всем быть не может, однако близость позиций сохраняет благоприятную деловую дистанцию между оперативниками и гражданами. Оптимальные показатели принятия «других» говорят о том, что обе группы, оперативники и граждане, могут достичь взаимопонимания при общении между собой и с другими группами.

Результаты диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении по методике В. В. Бойко показали, что у граждан высокий его уровень выявлен у 68,8%. Средний уровень эмоциональных барьеров в межличностном общении обнаружен у 22,3%. Уровень ниже среднего имеют 9,0% граждан, низкого уровня не обнаружено. По данной методике у граждан выявлены статистически значимые отличия от оперативников, что говорит о возможных трудностях у них при эмоциональном экспрессивном общении, и в этом плане они нуждаются в проведении с ними психотренинговой работы.

Что касается сотрудников ОВД, то высокий уровень эмоциональных барьеров обнаружен всего у 16,2% их, они также нуждаются в проведении обучающей работы.

У 45,7% сотрудников выявлен средний уровень эмоциональных барьеров в межличностном общении. Уровень ниже среднего определен у 22,9% от их числа. Низкий уровень эмоциональных барьеров выявлен у 15,2% оперативных сотрудников — это лица, которые были неискренни в своих ответах или имели плохое развитие способности к рефлексии (видеть себя со стороны, с позиции граждан).

У граждан же преобладает высокий уровень эмоциональных барьеров в межличностном общении, эмоции обычно мешают им общаться. У оперативников эти показатели находятся на среднем и ниже среднего уровнях (46 и 23%). Это означает, что у них нет значимых эмоциональных проблем в повседневном общении. Трудности, обнаруженные у граждан при эмоциональном общении (69%), могут быть связаны прежде всего с негативным характером коммуникативных установок личности и дефицитом общей коммуникативной толерантности.

В качестве личностных ограничений выступают эмоциональные «помехи» общения: неумение управлять эмоциями, дозировать их; проявлять неадекватные эмоции, негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций при доминировании негативных; внутренне они не желают сближаться с людьми на эмоциональной основе.

Таким образом, на данном этапе исследования выявлены способности граждан и оперативников к межличностному общению, к коммуникативному контролю, готовность к принятию другого человека и наличие эмоциональных барьеров в общении. Высокий уровень коммуникативного контроля, выявленный у граждан, во многих ситуациях может быть барьером для эффективного общения, вызывать напряжение вследствие необходимости постоянного контроля своих эмоций и поведения. Это обстоятельство говорит о необходимости проведения с ними корректирующих учебных занятий.

Выводы.

1. По психологическим характерологическим признакам основная часть оперативных сотрудников полиции имеет профессионально важные качества общения, которые соответствуют требованиям профессии (разумная доля агрессивности и авторитарности — 55%, альтруизма — 40%, дружелюбности — 30% и т. д.).

2. В оперативные службы стремятся попасть те, кто имеет ПВК, соответствующие требованиям профессии: агрессивность, ориентацию на себя, подозрительность, склонность к доминированию. Это связано с заведомой конфликтогенностъю профессиональных взаимоотношений — общением с такой категорией населения, как правонарушители: террористы, убийцы, мошенники, воры, взяточники и др., от которых им приходится защищать правопослушных граждан.

3. Среди граждан, сотрудничающих по контракту, выявлено больше людей, отличающихся доброжелательностью, альтруистичностью. Эти качества говорят об их ориентированности на принятие другой стороны общения (по шкале Фейя). При общении они могут компенсировать определенные качества, выявленные у оперативных сотрудников, что и подходит для делового сотрудничества.

4. Большинство оперативных сотрудников обладают средним уровнем коммуникативного контроля, который

при общении является оптимальным. Высокий уровень коммуникативного контроля у граждан во многих ситуациях может стать барьером для эффективного общения.

5. У граждан выявлен средний уровень принятия «других» с тенденцией к снижению, у оперативников отмечается тенденция среднего уровня к повышению, что определяет их коммуникативные качества как ровные, взвешенные и адекватные. Среди оперативников также выявлены 14,3% лиц с низким уровнем принятия другого человека, что связано с профессиональной настороженностью, которая обязывает их быть готовыми к агрессивным реакциям, обману и мошенническим действиям со стороны асоциальной части населения. Иногда при проведении ОРМ требуется наличие у сотрудников полиции и таких качеств.

1 АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 2000. С. 53 ; Бодалев А. А. Психология общения. Москва-Воронеж, 1996. С. 153.

2 Борисенко В. В., Клименко Т. С. Психологические особенности работы оперативного сотрудника ОВД с конфидентами // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2008. № 12. С. 3-4 ; Чов-дырова Г. С. Психология профессиональной деятельности сотрудников оперативных и специальных подразделений МВД России : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2006. С. 25 ; Човдырова Г. С., Клименко Т. С. Психологические особенности работы оперативных сотрудников органов внутренних дел с гражданами, сотрудничающими по контракту : учебное пособие. М., 2008. С. 27.

3 Сурков К. В. Принципы полицейской разведки : учебное пособие. СПб., 1995. С. 45 ; Лупъян П. А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д., 1991. С. 99 ; Оперативно-розыскная деятельность : учебник / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001. С. 432.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.