К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д.К. Синилов,
кандидат юридических наук;
И.М. Парамонов,
кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.09 -уголовный процесс, криминалистика; оперативно-разыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследована психология морального поведения субъектов оперативно-разыскной деятельности. Рассмотрены критерии нравственной допустимости оперативно-разыскных мероприятий.
Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, профессиональная этика сотрудников полиции, психология морального поведения субъектов оперативно-разыскной деятельности.
ON THE PROBLEM OF THE PHYCHOLOGY OF MORAL BEHAVIOUR OF FUNCTIONAL SUBJECTS OF CRIME
DETECTION ACTIVITY
D.K. Sinilov,
candidate of juridical sciences;
I.M. Paramonov,
candidate of jurisprudence, senior lecturer
Annotation. The study of the psychology of moral behaviour of subjects of crime detection activity is given. The criteria of moral permissibility of crime detection actions are dealt with.
Keywords: crime detection activity, professional ethicsof police officers, phychology of moral behaviour of subjects of crime detection activity.
Анализ психологических аспектов морального поведения субъектов крайне важен по ряду обстоятельств.
Во-первых, присутствие моральных императивов в сознании оперативного сотрудника — очевидный факт, так же, как и то, что эти императивы могут временами способствовать эффективности оперативной деятельности, а временами ее осложнять.
В-вторых, анализ именно психологических аспектов восприятия моральных идеалов вызван специфичностью оперативно-разыскной психологии как научной дисциплины. Являясь междисци-
плинарной по своей сути, она находится не только на стыке юриспруденции и психологии, но и пограничной по отношению к этике.
Этические нормы, будучи восприняты субъектами ОРД, образуют специфические регулятивные механизмы, тесно переплетенные с другими психологическими механизмами регуляции.
Третье обстоятельство связано с тем, что, к сожалению, значительная часть ученых и специалистов, занимающихся изучением профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел, слишком упрощенно понимают проблемы этичности поведения сотрудников, представляя их как следова-
ние некоему простому списку идеалов.
Даже обычный человек в повседневной деятельности попадает в сложные нравственные коллизии. Тем более это верно в отношении оперативного сотрудника полиции. Практически каждый его шаг оказывается в сложной и неоднозначной сетке нравственных требований разного уровня и характера.
По нашему мнению, особенностью психологии морального поведения субъектов ОРД является умение преодолеть сложность и многоаспектность ситуаций нравственного выбора, не игнорируя его, а ориентируясь в его преодолении на ряд наиболее явных нравственных приоритетов, связанных, как правило, с выполнением служебного долга.
Этические основы подобного анализа ОРД были заложенны в работах таких специалистов, как А.И. Алексеев и Г.К. Синилов. В их трудах не игнорировались сложные нравственные коллизии, с которыми сталкивается оперативный сотрудник полиции, и в то же время содержали четкие моральные ориентиры профессиональной деятельности.
Таким безусловным моральным операндом эти авторы считали моральную необходимость.
«Моральная крайняя необходимость не является «привилегией» оперативно-розыскной работы, она встречается и в других видах деятельности, например во врачебной.....Иными словами, из двух возможных зол выбирается меньшее, коллизия обязанностей разрешается путем исполнения той из них, которая при сложившейся обстановке является с точки зрения морали более предпочтительной. Это и есть состояние моральной крайней необходимости. И было бы напрасной тратой времени пытаться найти правовые регуляторы поведения участников такого рода «тонких» отношений. Единственным мерилом дозволенности поступков здесь являются нормы морали.
Вот и в оперативно-розыскной деятельности такие приемы, как введение в заблуждение, дезинформация разрабатываемых, их близких связей, отнюдь не являются универсальными средствами решения оперативных задач и применимы далеко не в каждой ситуации».
Как указывали эти авторы, применение леген-дирования, различных способов зашифровки ОРМ, использование в борьбе с преступниками их близких связей, в том числе лиц, прикосновенных к преступлениям, привлечение к негласному сотрудничеству лиц, допустивших мелкие правонарушения, разнообразные аспекты работы с конфидентами (руководство, их воспитание, обеспечение доверительных отношений конфидента и т.д.) — все это неизбежно наталкивает на этические оценки, суждения о моральной дозволенности или недопустимости тех или иных конкретных способов решения
задач, возникающих в сфере ОРД.
А.И. Алексеев и Г.К. Синилов считали, что проблемы оперативно-разыскной этики должны исследоваться не только «вообще», на уровне моральных принципов, этических основ оперативной работы в целом, но и применительно к конкретным ситуациям ОРД, ее субъектам, методам, средствам.
Именно при таком подходе возможно преодоление субъектами ОРД обыденного отношения к использованию средств, носящих негативный оттенок: тайное проникновение в жилище, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи и т.п.
Нельзя не учитывать и того, что ОРД оказывает не всегда положительное влияние на самих оперативников и граждан, оказывающих им конфиденциальное содействие. В частности, у них могут деформироваться нравственные позиции, сформироваться установка на признание допустимости любого вмешательства в личную и общественную жизнь граждан, произойти привыкание к «изнанке» жизни, притупиться чувство стыдливости и т.п.
Упрощенческий подход к нравственному содержанию деятельности приводит к давлению распространенных стереотипов, когда то или иное явление наделяется раз и навсегда определенной ценностью.
Действительно, сами по себе факты конфиденциального получения информации помимо воли ее владельцев, вторжения в личную жизнь граждан, взятые вне социальных условий, вряд ли могут быть признаны положительными. Однако одно и то же явление в разных условиях может получить противоположную нравственную оценку. Забвение ценностной двузначности явления, абсолютизация либо положительного, либо отрицательного его значения нередко бывают причиной заблуждений и ошибок.
Специалисты по профессиональной этике сотрудника полиции, считают, что ОРД можно отнести к тем видам деятельности, при которых конкретный поступок человека, используемые им средства могут не являться нравственно идеальными, но быть необходимыми для достижения благородной цели. Из всех возможных в данных условиях вариантов поведения и имеющихся в распоряжении средств, в том числе отказа от достижения цели, они являются наиболее приемлемыми, а потому допустимыми, ибо отказ от них привел бы к большим негативным последствиям. В этике это называется выбором «наименьшего зла», а в праве — крайней необходимостью.
Невозможность выполнения моральной нормы в полном объеме в силу объективных обстоятельств, столкновение требований различных моральных
норм при выборе ряда средств и методов ОРД приводят к необходимости взвешивания последствий выполнения разных норм, выбора различных вариантов поведения, с тем чтобы ущерб от этого выбора был минимальным.
Критерием нравственной допустимости оперативно-разыскных мероприятий является принцип «меньшего вреда».
Определение границ допустимости проведения тех или иных ОРМ в каждом конкретном случае производят оперативники, каждый из которых обладает индивидуальными психологическими особенностями, имеет собственное представление о содержании нравственных и правовых норм и ценностей, о критериях нравственного и безнравственного, правомерного и противоправного.
На практике это может приводить к тому, что одно и то же ОРМ может оцениваться разными людьми и как допустимое, и как недопустимое. Это является неизбежным следствием сложности психологической и нравственной структуры ОРД.
Каждый оперативный сотрудник полиции должен быть убежден в необходимости и правомерности применения средств ОРД в борьбе с преступными посягательствами на личность, общество и государство, видеть их нравственно-положительное содержание. Отсутствие такой убежденности сделает крайне сложным принятие решений в ходе осуществления ОРД.
Восприятие моральных идеалов субъектами ОРД опосредовано существованием целого слоя корпоративной культуры оперативных подразделений, транслирующей нормы морали в нормы группового поведения.
В оперативных подразделениях, как ни в каких других, должны быть установлены отношения, опирающиеся на принципиальность, искренность, доверие, взаимопомощь и взаимоподдержку. Специфический характер работы оперативников обусловливает некоторые особенности общения между ними. В частности, многие из них имеют дело с материалами, не подлежащими разглашению. И здесь особенно недопустимы ни любопытство, ни болтливость. Поэтому без служебной необходимости и без санкции начальника не следует интересоваться, чем в данное время занимается тот или иной сослуживец, и не допускать бесцеремонного вторжения в его служебную деятельность.
Не принято проявлять интерес к объектам и лицам, в отношении которых он осуществляет ОРМ, так же, как и стремиться установить лиц, оказывающих негласное содействие коллегам в их служебной деятельности. Общеизвестным свойством корпоративной морали сотрудников оперативных подразделений является определенная закрытость. Для того
чтобы стать «своим» среди сотрудников, необходимо сначала себя «показать», завоевать их авторитет и уважение.
Однако, наиболее представленной в ведомственной научной литературе является другая позиция, которая фактически не учитывает сложности нравственной регуляции сотрудников оперативных подразделений (А.В. Щеглов, С.С. Пылев, А.А. Гришин).
В работах этих ученых утверждается несколько упрощенная модель морального поведения сотрудников полиции. Все моральные конфликты сводятся к конфликтам между «нужно» и «хочется». Данная модель, несомненно, является отражением реального состояния в потребностях усиления морального облика сотрудника органов внутренних дел и принята в Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД как важнейший фактор, детерминирующий не только содержание нравственного воспитания. Тем более, что МВД России тем самым выступило источником институционализации норм профессиональной этики. Кодекс обязателен для выполнения сотрудников полиции и, естественно, будет выполняться сотрудниками оперативных подразделений. Однако ряд особенностей Кодекса не облегчают и упрощают оперативную деятельность, а делают многие ее элементы двусмысленными.
Для самого субъекта ОРД психологической особенностью моральной регуляции поведения является постоянное возникновение ситуаций, объективно и субъективно многозначных с этической стороны, причем механизмом преодоления таковых ситуаций является выбор высшего морального приоритета, дезавуирующего другие нравственные коллизии.
Залогом высокой эффективности профессиональной деятельности субъекта ОРД является быстрый и уверенный выбор таковых приоритетов, в противном случае сотрудник может или погрузиться в самоанализ и потерять способность решать профессиональные задачи, либо пойти по пути нравственного регрессирования и профессиональной деформации.