Соипааьно-пспхопогпчєскпє n
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Доктор пед. наук, профессор Н.А. Минжанов
Карагандинский юридический институт МВД РК
Анализ литературных источников и нормативных документов МВД Республики Казахстан показал, что в современных условиях в Казахстане возросла роль педагогической культуры сотрудников органов внутренних дел как важнейшего показателя их профессиональной подготовленности. На наш взгляд, это обусловлено, во-иервых, возросшими требованиями к служебно-оперативной деятельности, морально-психологическим качествам, вызванными коренными изменениями в деятельности МВД и ростом социальной ответственности сотрудников ОВД за выполнение задач по охране общественного порядка, расследования и раскрытия преступлений; во-вторых, повышенной ролью МВД в деле воспитания подрастающего поколения; в-третьих, качественными изменениями личного состава, усложнением духовного мира сотрудников органов внутренних дел, расширением их познавательных возможностей, восприимчивости к педагогическим воздействиям; в-четвертых, повышением удельного веса психолого-педагогических начал в деятельности каждого современного руководителя, и тем более - офицера, для которого обучение и воспитание подчиненных является основной служебной обязанностью. Подтверждением тому служат нормативные документы МВД РК:
- приказ МВД РК от 31 марта 2000 г. № 166 “Об угверж-дении Наставления по основным направлениям организации воспитательной работы с личным составом ОВД”;
- приказ МВД РК от 14 июня 2002 г. № 424 “ О вежливом и внимательном отношении сотрудников полиции к гражданам”;
- приказ МВД РК от 30 июня 2003 г. № 370 “Об утверждении Концепции воспитательной работы в ОВД РК”;
- приказ МВД РК от 30 октября 2003 г. № 605 “Об утверждении Правил этики сотрудников дорожной полиции ОВД РК”;
- приказ МВД РК от 24 ноября 2003 г. № 741 “Об утверждении Правил служебной этики сотрудников ОВД РК”;
- приказ МВД РК от 26 ноября 2003 г. № 752 “Об утверждении Программы повышения имиджа ОВД РК на 2004-2005 гг.”
.. В служебной деятельности сотрудник ОВД Республики Казахстан должен неукоснительно проводить политику Президента, соблюдать государственную и служебную дисциплину, не допускать и пресекать факты нарушения норм этики со стороны коллег по службе.
Выделение педагогической культуры как явления, требующего особого внимания, обусловлено спецификой педагогической деятельности и непрерывным повышением требований к личности офицера органов внутренних дел как педа-гога-воспитателя. Ее главное назначение — способствовать
совершенствованию воспитательного процесса, росту ее эффективности. Именно поэтому участковые инспекторы полиции, инспекторы по делам несовершеннолетних, работники уголовного розыска, следователи проявляют к ней возрастающий интерес.
Как научная категория педагогическая культура начала разрабатываться сравнительно недавно. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский связывал педагогическую культуру с умением ориентироваться в сложных вопросах педагогической науки и практики. Важнейшим ее компонентом он считал умение учителя обращаться “к уму и сердцу” ученика, использовать весь арсенал методов изучения обучаемых, наблюдать их в процессе умственного и физического труда, видеть, как результаты этих наблюдений претворяются в методы и приемы индивидуального влияния. Педагогическую культуру В.А. Сухомлинский считал важным стимулом развития коллективной мысли и коллективного творчества.
Термин “педагогическая культура” все чаще используется и в среде сотрудников МВД РК. Обобщая литературные источники и материалы, полученные в ходе проведения исследований в войсках, можно сказать, что педагогическая культура как специфическое профессиональное явление означает определенную степень овладения офицером ОВД педагогическим опытом, уровень его воспитательной деятельности и развития личности офицера как воспитателя. Развитие педагогической культуры служит необходимым условием осуществления педагогической деятельности, в которой она реализуется. В приказе МВД РК от 31 марта 2000 г. № 166 “Об утверждении Наставления по основным направлениям организации воспитательной работы с личным составом ОВД” отмечено, что культура в деятельности сотрудников ОВД -это четкость и организованность в работе, вежливость и тактичность в обращении с сослуживцами и гражданами.
Приоритет задач формирования личности граждан, обучающихся в учебных заведениях МВД Республики Казахстан, является ныне законодательной нормой, обязательной для исполнения. Поэтому формирование личности - “не выдумка людей с разжиженными гуманитарными мозгами, не знающих жизни”, а задача, которая должна быть решена. Юридические образовательные учреждения обязаны быть образцом выполнения всех законов, в том числе “Об образовании” и Закона об органах внутренних дел Республики Казахстан.
В приказе МВД РК от 26 ноября 2003 г. № 752 “Об утверждении Программы повышения имиджа ОВД РК на 2004-2005 гг.” указано, что с момента обретения Республикой Казахстан независимости произошли коренные изменения в обществе. Страна сумела преодолеть объекгивные трудности переходного периода, созданы необходимые институты и механизмы для обеспечения устойчивого роста экономики, улучшения благосостояния граждан, национальной безопасности, охраны общественного порядка. Значительное негативное воздействие на эффективность деятельности ОВД, на степень поддержки и понимания населением их действий, направленных на борьбу с преступностью и укрепление общественного порядка, оказывает наличие серьезных недостатков в их деятельности, в определенной степени обус-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
3
ловленных низким профессиональным и нравственным уровнем части личного состава. Факты грубого, неуважительного отношения к гражданам, нарушений их законных прав и интересов, коррупции, превышения служебных полномочий, совершения сотрудниками полиции чрезвычайных происшествий, преступлений формируют в обществе обстановку невосприятия в качестве законных и справедливых усилий ОВД по укреплению правопорядка.
В программе также указано, что борьба с преступностью, охрана общественного порядка немыслимы без содействия населения, поэтому укрепление авторитета ОВД как одного из факторов повышения эффективности этой деятельности приобретает особую значимость. В формировании и укреплении положительного образа полиции важную роль играет наступательная воспитательная и информационно-пропагандистская работа, как, в первую очередь, среди личного состава, так и с населением. Это предполагает деловую связь со СМИ для объективного и своевременного информирования населения страны о позитивных результатах деятельности полиции, роли правоохранительных органов в жизни государства.
. Следует отметить, что поставлены цель и задачи программы повышения имиджа ОВД РК на 2004-2005 гг.:
, , - формирование у личного состава понимания приорите-
та прав и интересов граждан;
- повышение доверия населения к деятельности ОВД, укрепление их имиджа как действенного инструмента, способного обеспечить правопорядок и безопасность личности, общества в целом.
, В программе указано и относительно формирования воспитательных служб ОВД, подготовки кадров для них. Состояние служебной дисциплины и уровень законности в ОВД не отвечают предъявляемым требованиям. Это является следствием неоправданного принижения в кадровой политике роли и значимости воспитательной работы с личным составом, недостаточной ответственности руководителей орг анов и подразделений правоохранительных органов за организацию воспитательного процесса, за совершенствование моральнопсихологических и нравственных качеств сотрудников, повышение уровня их профессиональной подготовленности.
Главной задачей воспитательных служб должно стать формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника ОВД. Воспитание у сотрудников высоких профессиональных гражданских и морально-психологических качеств, общей культуры призвано способствовать формированию позитивного общественного мнения о деятельности ОВД, повышению престижа службы. 5
Анализируя нормативные документы МВД РК, связанные с необходимостью повышения педагогической культуры, следует рассмотреть содержание приказа МВД РК от 30 октября 2003 г. № 605 “Об утверждении Правил этики сотрудников дорожной полиции ОВД РК”. В приказе отмечено, что широкий спектр деятельности сотрудников дорожной полиции диктует необходимость знания ими профессиональной этики, ее границ, диалектического единства и взаимодействия с юридической этикой. В практической деятельности возникает множество разнообразных, не урегулированных правом ситуаций, в которых для охраны прав и законных интересов граждан необходимо строгое соблюдение требований нравственных норм. Таким образом, практические мероприятия сотрудника всегда подлежат нравственной оценке.
В приказе раскрывается содержание понятия профессиональной этики. Сотрудник полиции должен обладать богатой общей культурой, глубокими нравственными убеждениями. Профессиональная этика сотрудников дорожной полиции обусловливает степень его такта и этикета. В понятия такта и этикета входят:
- такт - проявление в отношении к другим людям чувства меры, сдержанности, предусмотрительности и приличия, что требует выдержки и терпения;
- этикет - порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры, одежда).
В приказе приводятся основные требования, служащие основой профессиональной этики сотрудника дорожной полиции:
- преданность Родине;
- уважительное отношение к людям, всемерная поддержка гуманных поступков и содействие формированию лучших качеств гражданина;
- уважение к профессиональной деятельности казахстанской полиции, ее героическому прошлому, постоянное стремление внести свой вклад в ее лучшие традиции;
- кристальная честность и правдивость в отношениях на службе, с гражданами, в быту, нравственная чистота, уважение к общественному долгу и неуклонное его исполнение, скромность, выдержанность, настойчивость и упорство в борьбе;
- почтительное отношение к служебной символике, торжественным ритуалам и церемониям, стремление пробудить у всех іраждан уважительное отношение к знаниям символов казахстанской полиции.
Проведенный нами анализ состояния мировой и отечественной педагогики показывает, что все активнее обсуждается вопрос о том, как совместить ограниченные сроки подготовки профессионала, лимитированный и не поддающийся расширению бюджет учебного времени образовательного учреждения с угрожающе быстрым расширением круга знаний, проблем, задач, ситуаций, к решению которых выпускник должен быть всесторонне подготовлен. Программы перегружены, а увеличение продолжительности обучения невозможно и нецелесообразно. Наиболее популярно такое решение: готовить не того профессионала, “мускулы” которого заключаются в извлечении из памяти сохранившихся в ней знаний, но личности, способной самостоятельно понимать, оценивать, занимать правильную позицию, конструировать решения и регулировать их проведение в жизнь при любом многообразии нестандартных ситуаций профессиональной деятельности, по которым конкретных знаний у него нет, действиям в которых его конкретно не готовили. Это означает, что специалисту все больше и больше нужны профессиональные качества, которые способны продуцировать такое поведение. Нужен профессионал, обладающий потребностью непрерывно самосовершенствоваться и активно удовлетворяющий ее.
От такого решения отмахнуться невозможно. Следует полнее использовать не исчерпанный ныне потенциал формирования профессионала-личности. Не нужно и дополнительное время для этого, потребен лишь педагогический профессионализм тех, кто организует и проводит подготовку будущих сотрудников ОВД.
В последние годы появилось новое обстоятельство, требующее повышенного внимания к формированиюличности слушателей учебных заведений МВД РК. Общественные перемены последнего десятилетия в Казахстане заметно отразились на молодых людях, сделавших свой профессиональный выбор.
Педагогическое значение профессионального портрета личности слушателя учебного заведения МВД заключается в том, что он помогает:
- уточнять учебный план, набор учебных дисциплин;
- правильно распределить часы по учебным дисциплинам с учетом их вклада в профессиональное формирование личности слушателя;
- определить задачи и ответственность слушателей -за формирование, а факультетов, кафедр, отделов, преподавателей - за оказание помощи им в формировании отдельных структурных компонентов личности. Совокупность этих задач и ответственностей должна охватывать все компоненты личности;
4
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
- разработать комплексный план личностного роста, определяющего рубежные сроки формирования личности слушателя, а также меры по обеспечению достижения положительного результата к моменту выпуска слушателей;
- всесторонне, а не только по баллам, полученным на экзаменах, полно и качественно оценивать результаты как слушателей, так и дифференцированно - другими субъектами образовательного процесса.
Глубокие изменения, происходящие в настоящее время в практике сотрудников ОВД, профессионально-педагогической деятельности преподавателей, специалистов воспитательных структур учебных заведений МВД по обучению и воспитанию слушателей, объективно обусловливают необходимость разработки основных положений теории педагогической культуры как систематизированной, логически связанной совокупности педагогических научнкх знаний, содержащих целостное описание, объяснение и предсказание функционирования данного вида подготовки в интересах более эффективного решения правоохранительных задач.
Анализ истории становления и развития педагогической культуры кадров в учебных заведениях МВД показывает, что она осуществлялась в основном на базе накопленного практического опыта, отдельных теоретических взглядов и представлений.
Проблема педагогической культуры ранее изучалась и освещена в научных работах А.И. Алексеева, А.С. Батышева,
A. В. Буданова, И.В. Горлинского, Е.А. Козловской,
B. М. Кукушина, А.Д. Лазукина, И.А. Латковой, А.М. Столя-ренко, В.П. Трубочкина, А.А. Федотова, Е.Е. Чанко и др. В них отмечается, что деятельность сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД органически, объективно включает в себя педагогическое наполнение в виде особых задач, форм, методов, приемов, условий, влияний, результатов и т.д. Поэтому ее эффективность зависит от качества их педагогической подготовленности.
Поскольку педагогическая направленность слушателей учебных заведений МВД - составная часть профессиональной подготовленности, то их педагогическая подготовка выступает как вид профессиональной подготовки. Профессионально-педагогическая деятельность органов МВД - это совокупность различных действий и операций, которые они выполняют в сфере своего профессионального труда и профессионального поведения.
Обобщая сказанное, следует отметить, что:
- во-первых, все выделенные педагогические компоненты имеют общие и особенные черты, в зависимости от должности (следователь, оперуполномоченный, участковый инспектор полиции, работник дорожной полиции и т.д.), положения (рядовой сотрудник, старший подразделения или руководитель ОВД), характера труда;
- во-вторых, удельный вес и значение различных педагогических действий неодинаковы, но, тем не менее, все они присущи профессиональной юридической деятельности и реализуются в ней;
- в-третьих, принятие правовых решений - ОТНЮДЬ1 не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы сотрудника правоохранительных органов,, она включает и педагогический аспект.
Таким образом, педагогическая культура является неотъемлемой частью общей теории профессиональной подготовки специалистов для ОВД.
В настоящее время идет речь о воспитании высокой педагогической культуры у сотрудника органов внутренних дел, поскольку он должен осуществлять воспитательно-правовую работу в правоохранительной деятельности. Вероятно, содержанию элементов высокой педагогической культуры более соответствуют не просто знания, а педагогическая образованность, не убеждения, а педагогическая убежденность, не просто активность и умение, а высокая общественно-педагогическая активность и педагогические умения.
Сотруднику органов внутренних дел в изменившихся условиях профессиональной деятельности, как показывает практика, необходима не только высокая обученность, но и устойчивые профессиональные качества, готовность проти востоять влиянию факторов профессиональной деформации. Они формируются и развиваются в ходе решения оперативно-служебных задач, но их становление, как свидетельствуют опыт и специальные исследования, начинается еще в период обучения в вузе.
Развитие и совершенствование педагогической культуры в учебных заведениях МВД РК ведется в соответствии с требованиями принципов историзма, научности и преемственности.
Профессиональную подготовку слушателей для органов внутренних дел на территории Казахстана обеспечивают 3 вуза, 5 юридических колледжей, 7 профессиональных училищ МВД Республики Казахстан. Подготовку для внутренних войск обеспечивают 2 высших военных образовательных учреждения.
Новый век открывает и новый период истории педагогики - становления и развития юридической педагогики, характерными чертами которой являются резкое расширение исследования круга проблем деятельности органов и войск МВД, построение целостной системы юридико-педагогических знаний, возникновение частной методологии юридической педагогики.
Проведенный анализ показывает, что в последнее столетие наблюдалась определенная тенденция интереса к вопросам правового воспитания, правового просвещения, превентивной, постпенитенциарной педагогики, профессиональнопедагогической подготовки, педагогики работы с кадрами, с трудными подростками, педагогики профессионально-юридического образования, профессионального воспитания и др.
Таким образом, педагогическая подготовка в учебных заведениях России имеет свою историю, связанную с развитием системы профессионального образования в МВД, с включением психологии и педагогики в теорию и практику подготовки кадров. Это позволило разработать рекомендации психолого-педагогического характера для обучающихся. За счет этого происходит накопление эмпирических сведений о профессионально-педагогической деятельности сотрудников ОВД, о подготовке к ней во всех видах образовательных учреждений МВД. Однако практический опыт еще не находит своего теоретического обоснования.
В целом развитие системы учебных заведений МВД РК в последние годы отвечало задаче ускорения ликвидации качественного и количественного дефицита дипломированных специалистов, образовавшегося в начале 90-х годов в органах внутренних дел Казахстана вследствие опока кадров в другие структуры и существенного увеличения штатной численности служб и подразделений в самой системе МВД;
ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
В.А. Сорокин, начальник УВД
Управление внутренних дел Петродворцовского района,
г. Санкт-Петербург
Среди различных направлений совершенствования правоохранительной системы важное место занимает организация научных исследований в области управления. В русский язык с недавнего времени вошло английское слово management (менеджмент), которое используют как синоним терминов “управление” и “научная организация труда”. В настоящее время под менеджментом понимается научно-практическое направление, преимущественно ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций. Во всех известных видах менеджмента особая
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, Ns 1(23)
5