Пйу п гп а си а ем
#с
О КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ ПЕДАГОГИКИ ОВД
Начальник Костанайской высшей школы МВД РК Т.К.Кабденов, канд. пед. наук, доцент Т.Н.Кил ьмашкина
г. Костанай, Республика Казахстан
Становление педагогики органов внутрен-них дел как науки во многом зависит от разработанности категориального аппарата. Целью нашей работы является уточнение, обобщение, систематизация основных понятии педагогики органов внутренних дел. Она исследует сложное социально-педагогическое явление — процесс подготовки сотрудников органов внутренних дел к службе по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, интересов общества и государства от преступных и иных посягательств. Педагогика органов внутренних дел — наука о закономерностях принципах, формах и методах реализации педагогического процесса. Ее суть выражается в подготовке личного состава ОВД к выполнению функциональных обязанностей по обеспечению личной безопасности граждан, охране общественного порядка и общественной безопасности; предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; раскрытию преступлений; оказанию помощи в пределах, установленных законом, гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.
Основными категориями (понятиями) педагогики органов внутренних дел являются; профессионально-служебные обучение, образование, воспитание, развитие, профессио-
нально-служебное формирование, а также профессионально-служебное самовоспитание и самообразование. Перечисленные понятия являются составляющими профессионально-служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Рассмотрим каждое из них.
Профессионально-служебное обучение — это руководство процессом овладения сотрудниками ОВД значимой информацией, необходимой для качественного выполнения поставленных перед органами задач по правоприменению, правоисполнению, правоохране, правотворчеству. Основной целью и конечным результатом при этом является усвоение юридических знаний, умений, навыков, позволяющих грамотно в правовом отношении рассматривать гражданские споры, конфликты, преступления и адекватно реагировать на них.
Юридические знания — совокупность научных сведений о праве, юриспруденции и смежных с ними дисциплин.
Юридические умения — реализация юридических знаний на практике. Они складываются из ряда (совокупности) операций, объединяющихся в действия по правоприменению, правоохране, а при необходимости — правотворчеству.
Юридические навыки — способность самостоятельно, вариативно, а при высоком уровне профессионализма — автоматизированно и, что существенно, грамотно и адекватно ситуации прилагать на практике юридические знания и умения.
Профессионал ьно -служебное образование в системе органов внутренних дел предполагает владение системой глубоко осознанных, прочных теоретических знаний, закономерностей и принципов правовой действительности, специальных практических умений и навыков правоприменения, правоисполнения, право-охраны. Показателем качественного юридического образования является наличие у сотрудника органов внутренних дел прочных юридических знаний, умений, навыков и спо-
собность продуктивно переносить их в трудные правовые ситуации для эффективного решения нестандартных служебных задач.
Профессионально-служебное образование в системе МВД реализуется через школы первоначальной подготовки, средние специальные школы (колледжи), вузы, курсы повышения квалификации и другие виды служебной подготовки. Объем и направленность образования в системе МВД РК регулируется государством.
Профессионально-служебное воспитание — это целенаправленный процесс привития сотрудникам органов внутренних дел профессионально значимых свойств и качеств личности, таких, как честность, принципиальность, мужественность и др. Показателем воспитанности сотрудника органов внутренних дел является его общечеловеческая и профессиональная культура. Стержень ее составляет культура отношения к себе, начальникам, подчиненным, гражданам, в том числе правонарушителям: безусловное приятие ценности человека, уважение и защита его прав.
Профессионально-служебное обучение, образование, воспитание ведут за собой развитие сотрудника органов внутренних дел. "Развитие — это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона перехода количественных изменений в качественные и наоборот" (4, 28). Профессионально-служебное развитие сотрудников ОВД в большей мере внутренне обусловленное изменение, проявляющееся в совершенствовании и оптимизации имеющихся свойств и качеств личности, актуальных для реализации служебно-функциональных обязанностей (например, наблюдательности, памяти).
Категория "развитие" взаимосвязана с понятием "формирование": "Формирование -это процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Воспитание — один из важнейших, но не единственных факторов формирования личности. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижения уровня зрелости, устойчивости" (4, 27). Профессионсшьно-саужеб-
ное формирование сотрудников органов внутренних дел внешне обусловленное, преимущественно являющееся следствием социальных факторов явление, суть которого — привитие новых (а не совершенствование имеющихся) профессионально значимых свойств и качеств личности (например, формирование приемов обеспечения личной безопасности).
Профессионально-служебное развитие и формирование свойств и качеств личности сотрудника органов внутренних дел невозможно без внутренней установкиличности, целе-полагания воспитания и самовоспитания, расширения опыта, эрудиции, кругозора.
Профессионально-служебное самовоспитание сотрудника органов внутренних дел представляет собой осознанную целеустремленную деятельность, направленную на выработку и совершенствование своих социальных качеств в соответствии с ценностными представлениями и социальными ориентациями избранной профессии. Самовоспитание работников ОВД связано с сознательным стремлением преодолеть недостатки служебного поведения и выработать профессионально значимые черты и качества характера. Механизм самовоспитания включает взаимосвязанные между собой субъективную (внутреннюю) и объективную (внешнюю) стороны. Внутренние предпосылки самовоспитания сотрудника органов внутренних дел зависят от его самосознания, самооценки, самоконтроля и др. Внешние предпосылки обусловлены потребностями, особенностями профессионально-служебной деятельности и характером социальной оценки результатов этой деятельности.
Профессионмьно-служебное самообразование сотрудника органов внутренних дел представляет собой форму индивидуальной организации систематического усвоения юридических знаний, умений, навыков и другой информации, актуальной для несения службы в ОВД. Методика самообразования предполагает наличие рациональных приемов работы с печатными источниками (научной, научно-публицистической литературой, периодическими изданиями и др.); владение методами целенаправленной переработки законодательных и иных нормативных актов; способами систематизации, передачи, практического использования информации правового характера. Навыки самообразования возникают с опытом, но их формирование ускоряется под влиянием сознательного усвоения общепринятых, рациональных приемов научной организации труда, направленного на расширение правового информационного поля.
Педагогический процесс в органах внутренних дел — это процесс, в котором социальный опыт сотрудников по обеспечению охраны правопорядка и борьбы с преступностью переплавляется в профессионально значимые личностные качества. В служебной практике он объединяет обучение, образование, воспитание, формирование, развитие личного состава. Вместе с условиями, формами и методами их протекания, он нацелен на плодотворное выполнение каждым работником своих функциональных обязанностей по правоприменению, право исполнению, правоохране, а при необходимости и правотворчеству.
Педагогический процесс в органах внутренних дел, как любой трудовой процесс, осуществляется для реализации общественно значимых целей (Конституция Республики Казахстан возлагает на органы внутренних дел обязанность защищать права и свободы человека и гражданина, безопасность личности, общественную безопасность, охрану общественного порядка и т.д.). В педагогическом процессе ОВД выделяются объекты, субъекты, предмет, средства (орудия) и продукты (результаты).
Объекты педагогического процесса в органах внутренних дел — это воспитуемые — личный состав подразделений.
Субъектом педагогического процесса является организация воспитательного воздействия на восшггуемых офицерами, руководителями служб.
Предмет педагогического труда в органах внутренних дел составляет процесс формирования профессионала, владеющего необходимыми для качественного несения службы юридическими знаниями, умениями, навыками, опытом.
Средства (орудия) педагогического труда в органах внутренних дел включают методический арсенал субъектов воспитательного и о б ра зо вате л ь н о го воз де й ств ия.
Продуктом педагогического труда становятся квалифицированный сотрудник, способный эффективно осуществлять возложенные на него государством задачи по правоохране, правоприменению, правоисполнению. Продуктом педагогического труда выступает также слаженная работа отдельных подразделений и коллектива в целом.
Педагогический процесс в органах внутренних дел характеризуется целостностью. Он представляет собой не механическое соединение профессионально-служебного обучения, воспитания, формирования, развития, а каче-
ственно новое образование, проявляющееся в движении вперед, в совершенствовании подготовки сотрудник:! по реализации функций, возложенных на ОВД.
Особенности педагогического процесса органов внутренних дел заключаются в следующем:
— направленность и характер педагогического процесса определяется экономическими, социально-политическими, идеологическими устоями общества, его нормативной базой;
— педагогический процесс зависит от уровня оснащенности служебной техникой, особенностей организации труда и управления в ОВД;
— педагогический процесс в органах внутренних дел обусловлен специфичностью знаний, умений, навыков, свойств и качеств личности сотрудника, необходимых для обеспечения конституционных прав и свобод граждан;
— осуществляется педагогический процесс в органах внутренних дел в рамках уставной организации, проводится с реальной служебной документацией, техникой и оружием в условиях, максимально приближенных к боевым, что связано с большими психическими, эмоциональными, физическими перегрузками;
— педагогический процесс органов внутренних дел проводится в условиях постоянной боевой готовности, постоянного выполнения служебных задач;
— овладение педагогическим мастерством является служебной обязанностью офицеров;
— педагогический процесс в органах внутренних дел организуется и направляется начальниками РОВД (ГОВД), зависит от современных требований к службе по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
— основополагающими для организации педагогического процесса в Республике Казахстан являются положения основных законодательных актов, регламенгирующихдсятсльность органов внутренних дел: Конституции Республики Казахстан 1995 г., Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности" от 15 сентября 1994 г., Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона иОб органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 г., "Стратегии социально-экономического и политического развития Казахстана до 2030 г." и др.
Исходя из перечисленной нормативной базы, основными задачами педагогики органов внутренних дел будут:
— исследование сущности, структуры,
функций педагогического процесса в органах внутренних дел Республики Казахстан на современном этапе;
— обоснование содержания служебного обучения и воспитания, профессионального образования в системе МВД РК;
— выявление современных закономерностей педагогического процесса, формулирование основных принципов обучения и воспитания личного состава ОВД;
— разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов педагогического воздействия на сотрудников органов внутренних дел;
— определение содержания и методики самообразования и самовоспитания работников полиции;
— освещение проблемы педагогического мастерства и педагогической культуры субъектов воспитательного воздействия в органах внутренних дел;
— пропаганда и внедрение в практику ОВД передового педагогического опыта.
Литература
1. Кильмашкина Т.Н. О задачах психолого-педагогической подготовки слушателей высших учебных заведений МВД РК // Проблемы реформирования и организации учебного процесса на современном этапе. — 4.1: М. Ауэзов и многонациональная культура народов Республики Казахстан. — Павлодар: ПГУ им. С. Торашырова, 1997. — С.165-169.
2. Опорные конспекты-схемы по педагогике органов внутренних дел. — Л.: ВПУ МВД СССР, 1989.-76 с.
3. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасис-того. — М.: Российское педагогическое агентство,
1995.-637 с.
4. Подл асы й И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение, 1996.-432 с.
5. Сапарин О.Е. Вопросы психологии и педагогики в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Лекция. — Кустанай: КЮК МВД РК,
1996.-36 с.
ОМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
Начало создания Омского юридического института МВД России по решению Сибревкома было положено открытием 5 марта 1920 г. в Омске Курсов милицейского комсостава — первого в Сибири учебного заведения, осуществлявшего подготовку кадров для милиции. В 1922 г. Курсь: были преобразованы в школу среднего комсостава милиции. На ее базе 2 июня 1965 г. был создан вуз — Омская высшая школа милиции, который с 1 августа 1995 г. получил наименование Омского юридического института МВД России.
В течение первого года работы (1965 г.) в вузе были организованы 6 кафедр, в настоящее время их 18: оперативно-розыскной деятельности ОВД, административного права и административно-служебной деятельности ОВД, криминалистики, уголовного права, уголовного процесса, криминологии и профилактики преступлений, государственно-правовых дисциплин, гражданско-правовых дисциплин, управления и информационных технологий в деятельности ОВД, психологии и педагогики, тактико-специальной, боевой и физической подготовки, философии и экономической теории, иностранных языков, работает группа психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
В вузе реализуются программы высшего и среднего юридического образования по специальностям 021100 (юриспруденция) и 0203 (правоохранительная деятельность), специализации — следственная и оперативно-розыскная.
При институте действует адъюнктура по специальностям: уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право; государственное управление, административное право, муниципальное право; уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности.
В институте работают свыше 80 кандидатов и докторов наук, в том числе 8 профессоров и 36 доцентов.
Основными направлениями научных исследований являются законопроектные работы в сфере регулирования борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствования деятельности1 милиции, борьбы с преступным насилием, многоуровнего прогнозирования преступности и др.
Институт издает ежегодно более 30 изданий общим объемом 200 — 250 уч.-изд.л. (лекции, учебные пособия, монографии, сборники научных трудов и др.). Кроме журнала "Психопедагогика в правоохранительных органах" выходят еще два: "Научный вестник" и "Законодательство и практика".