УДК 378
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА ОВД
Н. А. Минжанов, Г. Н. Ертысбаева
Рассматриваются две группы компонентов структуры педагогической культуры сотрудника ОВД Республики Казахстан. Первая: личностные качества сотрудника ОВД, его служебнопедагогическая направленность, психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность. Вторая включает компоненты, относящиеся к практической деятельности сотрудника ОВД: высокое педагогическое мастерство, постоянную опору на научные данные и гуманистические принципы в воспитании.
Ключевые слова: педагогическая культура, компоненты, личностные качества, профессиональная подготовка.
Проведенный нами анализ состояния мировой и отечественной педагогики показывает, что все активнее обсуждается вопрос, как совместить ограниченные сроки подготовки профессионала, лимитированный и не поддающийся расширению бюджет учебного времени с угрожающе быстрым расширением круга знаний, проблем, задач, ситуаций, в решении которых выпускник должен быть всесторонне подготовленным. В последние годы появилось новое обстоятельство, требующее повышен-
ного внимания к формированию педагогической культуры личности слушателей учебных заведений МВД Республики Казахстан. Перемены последнего десятилетия в Казахстане заметно отразились на молодых людях, сделавших профессиональный выбор.
Анализ истории становления и развития педагогической культуры кадров в учебных заведениях МВД показывает, что она строится в основном на базе практического опыта, отдельных теоретических взглядов и представлений. Некоторые аспекты педагогической культуры ранее изучались и освещены в научных работах таких российских ученых, как В. П. Трубочкин, А. А. Федотов. Е. Е. Чапко 1. В них отмечается, что деятельность сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД органически, объективно включает в себя педагогическое наполнение в виде особых задач, форм, методов, приемов, условий, анализа результатов и др. Поэтому ее эффективность зависит от качества их педагогической подготовленности.
Указанные педагогические компоненты имеют общие и особенные черты в зависимости от должности (следователь, оперуполномоченный, участковый инспектор полиции, работник дорожной полиции и др.), положения (рядовой сотрудник, старший подразделения или руководитель ОВД), характера труда. Удельный вес и значение различных педагогических действий неодинаковы, но, тем не менее, они все присущи профессиональной юридической деятельности и реализуются в ней. Принятие правовых решений отнюдь не единственный элемент юридической деятельности, профессиональной работы сотрудника правоохранительных органов, она включает и педагогический аспект.
Таким образом, педагогическая культура личности является неотъемлемой частью общей теории профессиональной подготовки специалистов для ОВД. Развитие и совершенствование педагогической культуры личности слушателей в учебных заведениях МВД Республики Казахстан осуществляются в соответствии с требованиями принципов историзма, научности и преемственности.
Основные условия их реализации заключаются в следующем:
- поиск закономерностей исторического пути развития данного педагогического явления;
- рассмотрение педагогической культуры в связи с экономическими, политическими, социальными, научными, культурными и другими процессами, проходящими в обществе, органах внутренних дел и учебных заведениях МВД Республики Казахстан;
- определение путей и условий перспектив развития педагогической культуры личности слушателей учебных заведений МВД Республики Казахстан в современных условиях.
Педагогическая культура сотрудника ОВД имеет сложную структуру. В ней можно выделить две разработанные нами в процессе проведенного анализа боль-
шие группы компонентов. К первой относятся личностные качества сотрудника ОВД: служебно-педагогическая направленность; психолого-педагогическая эрудиция; интеллигентность, гармоническое развитие интеллектуальных и нравственных качеств; педагогический оптимизм.
Во вторую группу включаются компоненты, относящиеся к практической деятельности сотрудника ОВД: педагогическое мастерство, опора на научные данные и гуманистические принципы в воспитании; чувство нового и творческий поиск в воспитательной и организаторской работе; педагогически действенное общение и поведение; активная устремленность к самосовершенствованию.
Компоненты педагогической культуры тесно связаны между собой и образуют сложную цепь взаимодействия. Так, педагогическая направленность требует от сотрудника ОВД постоянного самосовершенствования, без которого нет духовного и нравственного богатства.
Объединяя все названные выше компоненты, педагогическая культура полицейского предполагает обязательность постоянного обогащения и развития их до уровня высшего порядка. В структурном плане она представляет синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и педагогических качеств, стиля воспитательной работы и отношения сотрудника ОВД к своему делу и самому себе.
В целом педагогическая культура личности сотрудника правоохранительных органов отражает стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности и своей личности. Она выступает и как норма деятельности и поведения сотрудников ОВД, и как комплексная программа их дальнейшего служебно-педагогического развития.
Необходимость повышения культурного уровня сотрудников ОВД диктуется не только тем, что офицер, остановившийся в своем культурном развитии, не может в современных условиях успешно выполнять обязанности по служебно-оперативной деятельности. Кроме того, он должен нести культуру в свое окружение. Приобщение граждан к культуре является важной социальной задачей, порожденной потребностями общественного развития. Здесь следует отметить, что практика и исследование показали: образ сотрудника МВД Республики Казахстан в результате профилактики правонарушений, правового просвещения и воспитания населения стал восприниматься населением чаще как позитивный не только по отношению к ее отдельным службам, подразделениям и сотрудникам, но и в целом к системе МВД.
1 Трубочкин В. П., Битянова Н. Р. Культура педагогического общения и совершенствования преподавателя. М., 1995. С. 31-39 ; Федотов А. А. Методы воспитательной работы. М., 1995. С. 45-53; ЧапкоЕ. Е. Организация и проведение лекции в образовательных учреждениях МВД России. М., 1997. С. 11-23.