К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
И. Н. Украинцева, ст. преподаватель-методист
Костанайский юридический институт Комитета уголовно-исполнительной системы Минюста Республики Казахстан
В условиях построения правового государства, процессов гуманизации и демократизации общества возрастают требования к сотрудникам органов внутренних дел, которые должны не только иметь высокий уровень профессиональной подготовки, но и быть способными анализировать современную ситуацию, находить адекватные решения поставленных задач, опираясь на нормы права. Осуществление повседневной служебной деятельности сотрудниками органов внутренних дел сопряжено с постоянными контактами с различными категориями лиц, в отношении которых осуществляются властно-распорядительные полномочия. Приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов призвана стать профилактика правонарушений, в которой крайне важным является укрепление связи с населением (3, 3-4). В этих условиях возрастает необходимость в том, чтобы сотрудник органов внутренних дел хорошо разбирался в современных проблемах общественного развития, обладал знаниями как специальными, так и в области педагогики и психологии, владел умениями и навыками воспитательной работы.
Перед ведомственными учебными заведениями стоит задача подготовки сотрудника, способного понять психологию другого человека, готового к общению и работе с людьми. Исходя из этого в учебный план включены такие дисциплины. как основы педагогики и психологии, педагогика и психология в деятельности ОВД, профессиональная этика юриста, основы управления в ОВД, призванные повысить профессионализм сотрудников органов внутренних дел. Здесь особый акцент делается на изучении культуры поведения с учетом основ конфликтологии национального менталитета, педагогики, психологии.
Профессионально-педагогическая подготовка слушателей заочного обучения осуществляется по тем же программам, что и на отделении очного обучения. Однако при организации и проведении учебных занятий на факультете заочного обучения необходимо учитывать ряд сложных специфических моментов.
1. Жесткие временные условия - количество аудиторных часов, отводимых на изучение каждой дисциплины, снижено до 30% по сравнению с очной формой обучения, учебная сессия проводится один раз в год, большая часть учебного времени отведена на самостоятельную работу.
2. Разнородность исходной подготовки - на факультете обучаются сотрудники, имеющие разное базовое образование: среднее общее, среднее специальное либо высшее неюридическое. Кроме того, среди слушателей с высшим образованием есть как имеющие педагогическое образование - в целом эта категория составляет от 47 до 56%, так и окончившие вузы, не связанные с педагогической специальностью.
3. Недостаточная обеспеченность специальной, учебной, учебно-методической литературой, особенно по месту проживания и работы слушателей.
4. Сложные условия труда, ненормированный рабочий день - не всегда у слушателя заочного обучения есть возможность для самостоятельной систематической работы по освоению учебной дисциплины.
Вместе с тем слушатели заочного обучения хорошо знают трудности правоохранительной деятельности, более четко
осознают значимость профессиональной педагогической подготовки, что обеспечивает соединение обучения с практикой, способствует активному усвоению учебного материала.
Учитывая названные особенности заочного обучения, на аудиторные занятия выносятся наиболее сложные, требующие разъяснения преподавателя темы, при этом учитываются как научно-теоретическое содержание учебного материала, так и его практическая направленность.
Требования к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, в том числе и педагогической, можно разделить на две группы: специфические - характерные для сотрудников органов внутренних дел, и неспецифические - общие, обязательные для каждого выпускника высшего учебного заведения.
Неспецифические, общие требования к специалисту с высшим образованием включают:
- высокий уровень образованности, умение постоянно обновлять и пополнять объем своих знаний и навыков, пользоваться всеми основными источниками информации, затрачивая на это минимум времени;
- активная жизненная позиция, общественная сознательность;
- оптимальный уровень культуры, умение работать в коллективе;
- готовность к работе не только в качестве рядового исполнителя, но и руководителя трудового коллектива.
В формировании личности будущего специалиста дисциплины социально-гуманитарного и естественнонаучного циклов являются базовыми, в учебном плане на их изучение отводится от 18 до 31 % учебного времени. В блоке социально-гуманитарных дисциплин предусмотрено также изучение основ педагогики и психологии, дающих знания о личности человека, основных понятиях теории обучения и воспитания.
К специфическим требованиям при подготовке сотрудников правоохранительных органов относятся:
- специальная подготовка, включающая в себя знание общих и специальных юридических дисциплин, физическую и огневую подготовку;
- умение теоретически обосновать профессиональные задачи;
-умение пользоваться современной теорией и вычислительной техникой для анализа и совершенствования практической деятельности.
Особое место в специальной подготовке сотрудника правоохранительных органов отводится психолого-педагогической подготовке, а именно - знанию особенностей личности граждан различных категорий. Кроме того, сотрудник правоохранительных органов должен быть готов не только к осуществлению функций рядового исполнителя, но и к работе на руководящих должностях. Анализ качественного состава слушателей заочного обучения показал, что к выпускному курсу возрастает число слушателей, занимающих руководящие должности различного уровня, причем такой рост значительнее на курсах с пятилетним сроком обучения и менее значителен на курсах с ускоренным обучением (см. табл.).
Таблица
Слушатели, занимающие руководящие должности различного уровня, %
Базовое образование На момент поступления На момент выпуска
Среднее общее 1,9 5,2
Среднее специальное 2,3 4,5
Высшее неюридическое 13,4 15,4
Как видим, одной из составляющих профессиональной подготовки слушателей заочного обучения является подготовка к решению организационно-управленческих задач.
Умение адекватно реагировать на складывающуюся оперативную обстановку, принимать правильные управленческие решения формируется на основе специальных знаний в области управления, педагогики и психологии.
Таким образом, профессиональная педагогическая подготовка является необходимым условием успешной профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов, успешного решения поставленных перед ним задач по обеспечению законности и правопорядка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина Т. А. Личностная подготовленность как составляющая профессионализма деятельности сотрудников правоохранительных органов // Организация воспитательной работы с личным составом: проблемы, решения и перспективы. - Алма-ты, 2002.
2. Каган В. И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе, - М., 1987.
3. Туресбеков 3. К. О проблемах профилактики преступности Республики Казахстан // Предупреждение преступности -важнейшая составная часть государственной политики: проблемы, решения, перспективы. - Алматы, 2004.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ, УВОЛЬНЯЮЩИХСЯ ИЗ ОВД И НЕ ПРОСЛУЖИВШИХ ТРЕХ ЛЕТ
Т. В. Гершевич, инспектор-психолог
Сибирский юридический институт МВД России,
г. Красноярск
В настоящее время проблема текучести кадров молодых специалистов остается актуальной. Эффективность деятельности правоохранительных органов определяется, в первую очередь, состоянием кадрового потенциала. Потеря кадров, увольнение со службы как молодых, так и опытных специалистов нарушают преемственность передачи профессиональных знаний и опыта и негативно влияют на эффективность работы системы МВД в целом. Отмечается значительное сокращение доли опытных специалистов-профессионалов в аттестованном составе ОВД (за последние 5 лет число специалистов со стажем работы свыше 20 лет по России сократилось в три раза, в ведущих службах ОВД до 60% сотрудников имеют стаж работы менее 3-х лет). С начала 1990-х гг. из ОВД ушли около 1,2 млн. сотрудников, или 80% от общего числа. В результате в последние годы коренным образом изменились служебные коллективы ОВД. В них преобладают сотрудники, пришедшие на службу после 1991 г. Почти 70% начсостава и более 80% рядового и младшего начсостава имеют на настоящее время стаж службы в ОВД менее 10 лет.
Главным резервом комплектования начсостава территориальных органов внутренних дел являются образовательные учреждения МВД России. За последние пять лет после очного обучения в территориальные органы внутренних дел пришли более 56 тыс. молодых офицеров. Однако около 6 тыс. из них - почти каждый девятый - уволились, не проработав и 3-х лет, в том числе более 2 тыс. - на первом году службы.
На подготовку специалистов для работы в правоохранительных структурах государство тратит достаточно большие деньги и рассчитывает, что специально обученные юристы отработают в ОВД определенный период времени, тем самым
компенсировав образовательные затраты. Поэтому важно исследовать причины текучести кадров молодых специалистов. Одно из значимых мест занимает представление о личности выпускников, уволившихся из ОВД вскоре после окончания вуза.
Проблема оптимизации подготовки специалистов-профессионалов для ОВД не может быть решена без анализа и учета причин, влияющих на закрепление на службе выпускников образовательных учреждений МВД России. Одной из сторон данной проблемы является изучение индивидуально-личнос-тных особенностей выпускников, уволившихся из ОВД вскоре после окончания вуза МВД России.
Под текучестью кадров принято понимать непланируе-мое движение рабочей силы, вызывающее сменяемость работников, а также процесс, связанный с переходом работников из одних организаций в другие по собственному желанию или с увольнением за нарушение трудовой и производственной дисциплины.
Анализ проблемы текучести кадров в ОВД, в том числе выпускников ведомственных образовательных учреждений, позволяет выявить ряд факторов социально-экономического, социально-психологического и организационно-кадрового характера, оказывающих непосредственное влияние на увольнение сотрудников. Результаты проведенного нами опроса сотрудников, уволившихся со службы, позволили определить психологическую значимость причин, повлиявших на их решение (табл. 1).
Таблица 1
Основные причины, влияющие на решение сотрудников уволиться из ОВД по собственному желанию, %
Низкий уровень материального обеспечения 100
Ненормированный рабочий день 71
Непрестижность службы 54
Нерешенность жилищной проблемы 46
Неудовлетворительный морально-психологический климат в коллективе 44
Действие этих факторов носит взаимосвязанный и взаимопроникающий характер. Например, низкий уровень денежного содержания сотрудников является значимой причиной низкого престижа службы в ОВД, сокращения числа потенциальных кандидатов на службу в систему МВД, что создает предпосылки значительного оттока кадров милицейских служб.
Служба в ОВД нередко связана с реальной опасностью для жизни и здоровья в ходе выполнения служебных задач. Наряду с этим здесь действуют факторы неожиданности, внезапности, высокой вероятности возникновения непредвиденных ситуаций. Весьма значимыми для молодых офицеров являются такие трудности, как преодоление психологического барьера, возникающего в их сознании после окончания образовательного учреждения; смена социального окружения; неуверенность в своих действиях на службе, в построении правильных отношений с сослуживцами; недостаточная помощь со стороны руководства; трудности социально-психологического характера в работе. Поэтому важным фактором, определяющим успешность молодых специалистов, является профессиональная адаптации выпускников к служебной деятельности.
По мнению большинства опрошенных выпускников, основной вклад в успешность адаптации молодых сотрудников к условиям службы внесли их коллеги по работе и наставники. Наименьший - сотрудники кадровых аппаратов и руководители подразделений. Влияние коллектива в процессе психологической адаптации молодого сотрудника - доминирующее. Чем сплоченнее коллектив, чем лучше в нем морально-