С.В. Михайлов
ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
В России проблемы реализации правовых ценностей в юридической практике стали предметом исследования теоретиков права в период перестройки. В это время в нашей стране появились международные документы, регламентирующие поведение лиц, осуществляющих правопорядок. Как подчеркивает Л.А. Чувакова, «проблема эффективности и качества юридической практики является очень актуальной. В настоящее время в официальных документах, научной, публицистической литературе, средствах массовой информации содержатся, в основном, негативные оценки качества юридической практики: указывается на отсутствие должного профессионализма и компетентности ее субъектов, наличие серьезных ошибок и служебных злоупотреблений, незаконных юридических действий и операций. Анализ юридической практики показывает, что на качество профессиональной деятельности юристов существенное влияние оказывает совершение ее субъектами многочисленных ошибок. Поэтому перед правоведением стоит задача изучения природы и сущности этого негативного явления, причин его существования, выработки рекомендаций по выявлению и устранению ошибок в юридической практике» [1, с. 3].
Профессиональная юридическая деятельность (отправление правосудия, раскрытие и расследование преступлений, административная юрисдикция и т.п.) носит публичный, общественный характер, поэтому содержание аксиологии правоохранительной деятельности определяет господствующие в обществе моральные ценности и идеологические представления. Правоохранительные органы в любом обществе всегда будут отражением идеологии власти и инструментом власти, от сотрудников правоохранительных органов требуются как повышенный объем правовых знаний, так и соответствующие образцы поведения в определенных правоприменительных ситуациях. Для этого профессиональную юридическую деятельность следует организовать таким образом, чтобы для тех, кто ею занимается, жизненной необходимостью стало непрерывное восприятие новых правовых ценностей, гуманных образцов правового поведения.
Признание тех или иных правовых ценностей в качестве ориентиров профессиональной деятельности в юридической практике обусловливается рядом качеств, отражающих содержание социального сознания сотрудника правоохранительных органов, таких как: справедливость, честь, совесть, чувство долга, порядочность, профессионализм, объективность, достоинство, здравый смысл, толерантность, патриотизм и др.
В юридической практике сотрудников правоохранительных органов нормы морали, нравственности далеко не всегда являются достаточно сильными регуляторами. Это обусловлено спецификой профессии. В частности, раздел IV Закона Российской Федерации «О милиции» допускает применение сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, «если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей» [2].
Также при оценке целого ряда методов работы криминальной милиции с точки зрения общепризнанной морали их можно признать похожими на те методы, которые свойственны преступнику. Достаточно перечислить методы и приемы оперативной работы по раскрытию преступлений, такие ее специфические черты, как: скрытое наблюдение и разведка (получение необходимых сведений путем «подглядывания»), оперативная комбинация (ложь, дезинформация), моральная маскировка (притворство) и т.д.
Особую научную и практическую ценность представляет решение вопросов соотношения морального и правомерного поведения в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Российская правовая культура, представителями которой являются сотрудники правоохранительных органов, сформировалась на основе системы правовых ценностей. Именно поэтому правосознание сотрудников правоохранительных органов тесно связано с общественной нравственностью и моралью.
М.С. Строгович пишет: «Громадное значение имеет строжайшее соблюдение и правильное применение норм нравственности в отправлении правосудия, в судопроизводстве, в работе судебных, прокурорских и следственных органов. Раскрытие преступления и изобличение преступника, применение к нему заслуженного и справедливого наказания, перевоспитание и исправление совершившего преступление лица и возвращение его на путь честной жизни - в этой деятельности заложен громадный моральный потенциал, она связана с жизненными интересами общества и личности... Осуществление органами правосудия своих полномочий затрагивает сферу прав граждан и сопровождается применением к тем или иным лицам мер государственного принуждения. От исхода расследования и разрешения уголовных дел зависят доброе имя, честь и достоинство гражданина, его свобода, благополучие его семьи. Эта деятельность опирается как на юридические, так и на нравственные основания. Меры борьбы с преступностью в широком плане, меры, принимаемые при
расследовании и разрешении судом уголовных дел, должны соответствовать не только требованиям законности, но и требованиям нравственности. Законная и нравственная цель, стоящая перед органами суда, прокуратуры и следствия, может и должна достигаться законными и нравственными средствами» [3, с. 217].
Правовые нормы, регламентирующие содержание правоохранительной деятельности и характер отношений между сотрудниками правоохранительных органов и населением, затрагивают далеко не все аспекты. За пределами остается целый массив ценностей, не поддающихся только правовой регламентации. Это ценности профессиональной морали и этики, выражающие моральные требования к правоохранительной деятельности, нравственному облику сотрудника правоохранительных органов и его взаимоотношениям с обществом.
Регуляторами поведения сотрудников правоохранительных органов являются служебная дисциплина и нормы этики правоохранительной деятельности. Служебная дисциплина представляет собой систему строгого и точного исполнения должностных обязанностей, полномочий и ограничений в процессе профессиональной деятельности в соответствии с порядком и правилами, установленными законодательством, присягой рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, контрактом о службе, ведомственными нормативными актами, приказами начальников [4, с. 9].
Однако соблюдения требований только служебной дисциплины явно недостаточно для осуществления правоохранительной деятельности с целью поддержания системы правовых ценностей российского общества и государства. В этом случае идет речь об этике правоохранительной деятельности, особенно о таком ее разделе, как деонтология правоохранительной деятельности (от греческого <^еоп» - долг, «deontos» - должное) - науки о должном, моральном и нравственном, поведении отдельных, наиболее важных для человечества профессиональных групп населения. Доктор социологических наук профессор Академии управления МВД России М.В. Кукушин рассматривает полицейскую деонтологию как науку, изучающую всю совокупность социальных (профессиональноэтических, юридических, организационно-управленческих и др.) принципов, норм и стандартов должного поведения сотрудников полиции (милиции) при выполнении ими своей профессиональной социальной роли, функций и служебных обязанностей, а также как науку, изучающую проблемы реализации норм служебного долга, функционирования нормативно-ориентирующих институтов и деонтологических кодексов (кодексов этики, кодексов поведения, кодексов чести и т.д.) полицейских
[5, с. 14].
Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов призвана разрешать моральноэтические проблемы правовой регламентации правоохранительной деятельности, обеспечивать реализацию общенравственных принципов в условиях профессиональной юридической деятельности, позволяет найти оптимальное соотношение морального и правового поведения, которое стало бы не только внешней формой правоохранительной деятельности, но и привычной внутренней потребностью каждого сотрудника. Этика правоохранительной деятельности ничего не прибавляет к общим принципам морального поведения, она лишь трансформирует его применительно к деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Актуальность исследования проблем профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов подтверждается и в многочисленных выступлениях руководства страны. Так, в обращении В. Путина к участникам расширенного заседания Коллегии МВД России от 17 февраля 2006 года были отмечены проблемы системного характера, в числе причин которых, а также в качестве самостоятельных проблем были названы: недостаточный уровень профессионализма некоторых сотрудников милиции; проявление по отношению к людям, обратившимся в милицию за помощью, равнодушия, а то и откровенного произвола; наличие лиц, превративших службу в разновидность доходного бизнеса; недооценка правоохранительными органами опасности воинствующего национализма, являющегося прямой угрозой жизни и конституционным правам граждан, стабильности государства, наносящего огромный урон авторитету России в мире [6, с. 5]. В докладе министра внутренних дел генерала армии Р.Г. Нургалиева на том же заседании отмечалось, что объем и сложность стоящих перед министерством задач требуют наличия не только профессионалов, но и прежде всего людей с высокими морально-нравственными качествами, следовательно, решительного улучшения кадровой работы, серьезных корректив системы подготовки и воспитания кадров, внимания вопросам патриотического воспитания [6, с. 24].
Нравственные нормы, определяющие меры должного поведения сотрудников правоохранительных органов, содержатся в документах как ненормативного, так и нормативного характера, к которым относятся кодексы чести, присяги, клятвы и т.д. В качестве примера можно привести Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г., состоящий всего из восьми статей и комментария к ним, однако отразивший наиболее важные аспекты этического поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. В соответствии с Кодексом блюстители правопорядка обязуются уважать и защищать
права человека по отношению ко всем лицам вне зависимости от их каких-либо признаков и различий, запрещаются пытки, а применение силы возможно только в случаях крайней необходимости. К примеру, ст. 2 Кодекса гласит: «При выполнении своих обязанностей должностные лица по поддержанию правопорядка уважают и защищают человеческое достоинство и поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам» [7].
Ценности профессиональной культуры сотрудника милиции являются не только нравственным эталоном, но и нормативно-ценностным императивом, что закреплено в Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: «Я (фамилия, имя, отчество), поступив на службу в органы внутренних дел, присягаю на верность народам Российской Федерации. Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина, добросовестно выполнять приказы начальников и возложенные на меня служебные обязанности. Клянусь достойно переносить связанные со службой в органах внутренних дел трудности, быть честным, мужественным, бдительным сотрудником, хранить государственную и служебную тайну. Клянусь, не щадя своей жизни, охранять установленный Конституцией и законами Российской Федерации правовой порядок. Если же я нарушу принятую мной Присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации. Служа Закону - служу народу!» [8]. Нравственные требования предъявляются и к судьям, и к адвокатам, и к другим представителям правоохранительных органов. В частности, в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Присягу принимают и лица, назначаемые на должность прокурора (следователя), а в случае ее нарушения сотрудник может быть уволен. В соответствии с Присягой, лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, клянется: «...свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры» [9].
Присяга содержит ряд положений нормативно-нравственного характера, но не определяет всего комплекса морально-этических требований к поведению сотрудника правоохранительных органов в профессиональной и внеслужебной деятельности. Эти требования содержатся в деонтологических кодексах. Целью принятия таких кодексов является необходимость закрепления духовно-нравственной базы правоохранительной деятельности, природа и сущность которой состоит в охране прав и свобод человека как высшей ценности, поддержании правопорядка и борьбе с преступностью.
24 декабря 2008 г. Министром МВД России Р. Нургалиевым был подписан приказ «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» [10], который является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести сотрудника ОВД. Вышеуказанный Кодекс является не первым нормативным документом, содержащим деонтологические нормы, регламентирующие деятельность сотрудников правоохранительных органов. У истоков современного Кодекса стоит подписанный в 1782 г. Императрицей Екатериной Второй «Устав благочиния» или, второе его название, «Полицейский», состоящий из 14 глав и 274 статей. Устав регламентировал организацию городской полиции, определял ее функции и основные методы работы. В конце XVIII века и в первой половине XIX века «Устав Благочиния или Полицейский» изменялся, дополнялся, принимались другие акты полицейского характера, но вплоть до 1862 г. он оставался основополагающим документом в деятельности полиции.
Примечателен помещенный в уставе «Наказ управе благочиния», который, в свою очередь, открывал раздел, весьма красноречиво названный «Зерцало управы благочиния». В нем в качестве первого положения закреплялись «Правила добронравия»:
1. Не чини ближнему чего сам теперь не хочешь.
2. Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колико можешь.
3. Буде кто сотворил обиду личную, или в имени или добром звании, да удовлетворит по возможности.
4. В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю невинному, напой жаждущего.
5. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.
6. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего споткнется - подыми ее.
7. С пути сошедшему указывай путь [11, с. 404-405].
Кроме того, в 1993 году в России впервые был принят Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Кодекс чести должен помочь сотруднику органов внутренних дел
правильно ориентироваться в сложных нравственных коллизиях, сопровождающих выполнение должностных обязанностей по поддержанию общественного порядка и противодействию преступности. Кодекс исходит из признания особого отношения к сотруднику ОВД как со стороны общества, так и со стороны товарищей по службе, из его высокой требовательности к самому себе, в котором моральная ценность личности тесным образом связана с его общественным положением как представителя государственной власти, с достоинством служащего в органах внутренних дел [12, с. 248-249].
Кодекс профессиональной этики сотрудника ОВД состоит из семи глав, из которых первые две определяют сферу действия Кодекса и ответственность за нарушение его норм и принципов. Кодекс содержит нравственно-этические основы служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и предназначен для: формирования единства убеждений и взглядов в сфере
профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения; регулирования профессионально-этических проблем взаимоотношений сотрудников, возникающих в процессе их совместной деятельности; воспитания высоконравственной личности сотрудника, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.
В качестве основополагающих ценностей служебной деятельности сотрудника ОВД Кодекс называет защиту человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод, а также: гражданственность - как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственность - как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства; патриотизм - как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу. В этом прослеживается прямая связь между моральным и правовым в деятельности сотрудника ОВД, подчеркивается значимость соблюдения нравственных требований в практической деятельности.
Кодекс гласит, что за нарушение профессионально-этических принципов и норм, установленных Кодексом, сотрудник несет моральную ответственность перед обществом, служебным коллективом и своей совестью. И, наряду с моральной ответственностью, сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность. Обращаясь к судебной практике, следует отметить, что есть судебные прецеденты, подтверждающие неотлагательное наступление санкций за совершение сотрудниками правоохранительных органов действий, противоречащих профессионально-этическим принципам.
Литература
1. Чувакова Л.А. Причины и условия ошибочной юридической деятельности (проблемы методологии): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2003.
2. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16.
3. Строгович М.С. Избранные труды: В 3 т. Т. 2. Гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. М., 1992.
4. Ведерников Л.М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства ее обеспечения: Автрореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.
5. Кукушин В.М. Полицейская деонтология. М., 1994.
6. Что является приоритетным в работе милиции: Сборник материалов расширенного заседания коллегии МВД России. М., 2006.
7. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 от 17 декабря 1979 г. // URL: http://Hb.babr.ru/mdex.php?book=1417
8. Присяга сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Утверждена Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 // http://base.garant.ru
9. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 // URL: http://www.consultant.ru/popular/prosec/49_11 .html
10. URL: http://www.garant.ru/prime/20090320/1257019.htm
11. Казанский Н. Из жизни школы стражников Казанской губернии // Вестник полиции. 1916. № 14.
12. Колодкин Л.М. Свод норм этики правоохранительной деятельности // Мораль и догма юриста: профессиональная юридическая этика: Сборник научных трудов. М., 2008.