Научная статья на тему '95. 04. 026. Кукушнн В. М. Твоя профессиональная этика. -М. : Мп "кодекс", 1994. - 64 с'

95. 04. 026. Кукушнн В. М. Твоя профессиональная этика. -М. : Мп "кодекс", 1994. - 64 с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
308
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ -РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХОРГАНОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 04. 026. Кукушнн В. М. Твоя профессиональная этика. -М. : Мп "кодекс", 1994. - 64 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 4

издается с 1974 г. выходит 4 раза • год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.04.001-95.04.034

МОСКВА 1995

ставить молчать, но не могли заставить говорить или писать то, с чем он никогда не был согласен. Несгибаемый в науке, он таким оставался и в жизни (с. 40).

Работы М. С. Строговича не устаревают. Они — кладезь процессуальной мудрости, знаний, накопленных в разные времена и у разных народов. Его работы помогают осмыслить далеко не однозначную историю науки уголовного процесса и уголовно-процессуального законодательства. Они сегодня помогают понять, каким был уголовный процесс тоталитарного государства, как далеки мы были в наших стремлениях к демократизации процесса от действительного трагического положения вещей (с. 90-91).

М. С. Строгович отстаивал презумпцию невиновности, право обвиняемого на защиту, недопустимость переложения обязанности доказывания на обвиняемого, толкование сомнения в пользу обвиняемого именно как общечеловеческие ценности, которые теперь по действующему закону должны быть доведены до сведения присяжных заседателей и использованы ими при вынесении вердикта (с. 102). Мы можем с полным основанием назвать М. С. Строговича провозвестником судебной реформы. Для ее успеха следует чаще обращаться за советом к трудам выдающегося ученого (с. 142). Сформированные М. С. Строговичем в упорной в многолетней полемике идеи о необходимости демократизации судопроизводства, последовательного расширения прав личности и усиления их процессуальных гарантий, опасности для правосудия процессуального нигилизма, недопустимости в угоду ложно понятым интересам дела, прикрываясь лозунгом усиления борьбы с преступностью, снижать уже достигнутый уровень правовой защищенности граждан от вторжения государства в сферу их личной жизни — все эти идеи, как мы видим, одержали блестящую победу. Высказанные много лет назад, они как бы сфокусировались в новом политическом мышлении, которое реализуется, в частности, в обновляемом законодательстве (с. 40).

Л. Л. Ананиан

95.04.026. КУКУШИН В. М. ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА — М.: МП “Кодекс”, 1994 .— 64 с.

В книге освещаются специфика профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, исторический опыт и нравственные требования, предъявлявшиеся к кадрам полиции России, нормы и кодексы поведения полицейских в США, ФРГ, Франции, основанные на соответствующих международных документах ООН и Совета Европы.

В современном, стремительно изменяющемся мире, пишет автор, в обстановке крайне сложных процессов в политической, экономической

13-3235

и правовой сферах деятельность работников правоохранительных органов все более нуждается в твердой духовной опоре на что-то неизменное, непреходящее и добровольно признаваемое за устойчивые основы и принципы.

Законопослушное большинство населения, указывает он, миллионы граждан России, честные труженики в городах, поселках и деревнях искренне доверяют работникам милиции, видят в них людей трудной, но крайне необходимой во все времена профессии, которые всегда защитят их жизнь, права и имущество от “лихих людей”, вовремя и по зову долга придут на помощь. Они считают, что, за редким исключением, это — люди долга, чести, сознающие и оберегающие свое профессиональное достоинство стражей порядка, которым народ верит и на которых надеется. Осознание работниками органов внутренних дел своего высокого предназначения и является духовной опорой в их многотрудной служебной деятельности.

В книге рассматриваются понятия профессиональной чести, служебного долга, личного и профессионального достоинства работника милиции.

В понятии профессиональной чести, пишет автор, органически сливаются сознание общественной значимости профессии, любовь к ней и профессиональная гордость, побуждающие к честному выполнению профессионального (служебного) долга, к высокому мастерству, всему, что вызывает уважение и доверие людей.

Профессиональная честь каждого сотрудника, указывает он, — это одновременно и нравственный авторитет всего кадрового состава органов внутренних дел, ибо любой антигуманный, аморальный поступок даже одного затрагивает честь всех, кто посвятил себя служению обществу в рядах МВД России, делу поддержания и укрепления правопорядка и борьбы с преступностью.

Понятие профессиональной чести как характеристики одного из моральных устоев, присущих представителям профессиональной группы, не равнозначно таким явлениям, как корпоративный дух, корпоративная мораль или бытовавший ранее узкогрупповой психологии “чести мундира”, которая предполагала ее защиту даже в тех случаях, когда для этого нет никаких оснований.

В этом аспекте моральных отношений (групповой морали) важным фактором было и остается такое явление, как осознаваемая многими людьми честь каждого отдельного коллектива и всей большой профессиональной группы работников органов внутренних дел. В данном случае субъектом осознания чести является как служебный коллектив сам по себе, так и представители различных сфер профессиональной деятельности системы МВД (работники криминальной милиции: уголовного розыска, подразделений по борьбе с экономической преступ-

ностыо, а также патрульно-постовой службы, службы участковых инспекторов, ГАИ н т. д.). Профессиональная этика работника органов внутренних дел (рядового и руководителя, пишет автор, представляет собой совокупность нравственных принципов, норм, этических категорий, выражающих я определяющих его отношения к своему служебному долгу как долгу профессиональному, а посредством него, к долгу гражданскому, общественному.

Специфические профессиональные отношения деятельности различных служб ОВД неизбежно порождает своеобразные формы моральных требований, предписаний и оценок. В целом же все это подтверждает необходимость овладения кадрами ОВД системой знаний по проблемам профессиональной этики, где есть нечто общее для всех и особенно для каждой конкретной сферы служебной деятельности. Профессиональная этика работника ОВД отражает его реальное положение в его роль в обществе: работник милиции (и ряда других служб ОВД) облечен государственной властью, от имени государства охраняет правопорядок, применяет принудительные санкции.

Во всех служебных ситуациях, чтобы избежать негативного восприятия, он должен соблюдать этические нормы, проявлять такт, корректность, гуманное, уважительное и справедливое отношение к людям, придерживаться правил профессионального этикета.

Правоохранительным органам, пишет автор, доверяются такие моральные ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, а иногда и жизнь. Авторитет закона в значительной степени зависит от авторитета кадров ОВД, дюден, олицетворяющих закон, от их профессионального мастерства и нравственных качеств, знания профессионального этикета и умения проявлять тактичное, уважительное отношение к гражданам, к их чести и достоинству.

Юридическая норма, пишет автор, как известно, содержит указания на последствия, которые повлечет за собой ее нарушение — лишение свободы, возмещение ущерба взыскание штрафа и пр. Другими словами, нормы права принудительны. Моральные правила, указывает он, нельзя заставить выполнить силой. Им следуют по внутреннему убеждению. Профессионально-этические кодексы обычно называются кодексами честя. Уже само по себе понятие “кодекс” указывает на существенную взаимосвязь правовых и моральных норм. Однако словосочетание “этический кодекс”, “кодекс чести” подчеркивает, что свод норм и правил, который определяет и регулирует нравственные отношения конкретной профессиональной группы в рамках профессиональной морали. Юридические правила устанавливает государство, и каждый обязан их выполнять, независимо от того, хочет он этого или нет. Нравственная норма профессионала предоставляет собой образец, модель требуемого этикой достойного поведения, предписываемого об-

13*

щественным мнением, обществом, профессиональной группой к обязательному исполнению на основе осознания, понимания, желания быть достойным представителем данной профессии. Нормы морали профессиональной группы, пишет автор, могут быть системой “неписаных законов”, но жизнь подтверждает необходимость их изложения в некотором письменном своде правил, принципов, этических требований. Чтобы моральные нормы Кодекса чести стали понятными, их надо знать, изучить, осмыслить.

Профессиональный Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации — это обобщение целого ряда моральных норм, не всех, а наиболее необходимых и общепризнанных. Здесь могут быть только те моральные нормы, которые одобряются обществом, населением, а также самими работниками органов внутренних дел, рассматриваются ими как необходимые для моральной ориентации кадров, укрепления авторитета, поддержания престижа, воспитания молодых сотрудников, обеспечения единства моральных требований, предъявляемых ко всем работникам системы МВД России.

Требования х кадрам органов внутренних дел России изложены в самых различных документах: Присяге, Законе “О милиции”, Положении о службе, в приказах МВД РФ, должностных инструкциях и функциональных обязанностях.

Следует отметить утверждение принципиально новой статьи Положения о службе в органах внутренних дел, ст. 42 — “Суды чести”. В отличие от прежних товарищеских судов, оставаясь выборными общественными органами служебных коллективов сотрудников, суды чести будут действовать на новых принципах, соответствующих современному характеру отношений в демократическом обществе. Это принципы законности, коллегиальности, этики, демократизма, гласности, подотчетности, воспитательной и профессиональной направленности, всесторонности и объективности рассмотрения фактов, доброжелательности, проявления чуткости, внимания и уважения к личности, ее чести и достоинству, приоритета защитной функции перед обвинительным уклоном и применением санкций, возможности реабилитации неправомерно обвиненного сотрудника и его право на защиту. Суд чести сам не применяет никаких правовых санкций к провинившимся сотрудникам. Единственная самостоятельная санкция Суда чести — общественное порицание. А это, по сути своей, — санкция моральная. Суд чести может ограничиться обсуждением, если провинившийся сотрудник чистосердечно раскаялся, принес извинения коллективу и потерпевшему, а- также добровольно возместил причиненный ущерб. В случаях, когда моральные санкции Суда чести оказываются недостаточными и не соответствуют тяжести проступка, принимается реше-

101

95.04.027

ние возбудить ходатайство перед соответствующим прямым начальником о применен— других мер воздействия. В своей деятельности, в моральной оценке доведения и проступков сотрудников Суд чести имеет возможность руководствоваться документом, которого ранее никогда не было в практике деятельности подобных органов, а именно Кодексом чесп. В конце работы приводится полный текст Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Л. Л. Ананиан

95 04.027. ПОНАРИН В. Я. ЗАЩИТА ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ — Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та. 1994 .— 189 с.— Бвблиогр.: с. 168-188.

В книге указывается, что отдельные аспекты проблемы защиты имущественных прав личности в уголовном процессе уже освещались в специальной литературе. Однако многие из-них исследованы крайне недостаточно либо вообще выпали из поля зрения авторов. Последнее, в частности, имеет место в отношении защиты имущественных интересов таких участников процесса, как обвиняемый и гражданский ответчик. Это находится в дисбалансе с конституционными требованиями, согласно которым каждому гарантируется зашита его прав и свобод, а также право на юридическую помощь.

Права личности в действующем законодательстве, пишет автор, подразделяются на права материального (экономического) и нематериального характера. Причем в последнюю группу входят как политические, так и личные права, поскольку и те и другие лишены материального содержания. Имущественные права — это субъективные права участников правоотношений, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также с темн материальными (имущественными) требованиями, которые возникают между участниками экономического оборота по поводу распоряжения этим имуществом и обмена (товарами, услугами, выполняемыми работами, деньгами, паяным» бумагами в др.). Имущественные права граждан охраняются законодательством, за исключением случаев, когда они осуществляются в противоречии с назначением этих прав. В уголовном судопроизводстве, пишет автор, подлежат защите имущественные права, нарушенные преступлением, и имущественные права, нарушенные незаконными действиями должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства.

С субъективным имущественным правом тесно связана категория интереса. Проблема интереса успешно разрабатывается в разных областях знания. В последнее время она привлекает к -себе и внимание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.