УДК 36 ББК 87.7
ДОВЕРИЕ КАК КАТЕГОРИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЭТИКИ
ГАЛИНА МАТВЕЕВНА РЕУЦКАЯ,
старший преподаватель кафедры профессиональной этики и эстетической культуры Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Автор рассматривает истоки понятия доверия, формирование этой категории, показывает ее в развитии через другие категории профессиональной этики. На основании этого делается вывод, что кодексы профессиональной этики являются основой для формирования морального облика сотрудника ОВД и доверия к правоохранительным органам.
Ключевые слова: доверие, профессиональная этика, кодекс.
Annotation. The author examines the origins of the concept of trust, the formation of this category, shows how it is revealed through other categories of professional ethics. On this basis it is concluded that codes of professional ethics are the basis for the formation of the moral character of the employee ATS and confidence in law enforcement.
Keywords: trust, professional ethics, code.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. человеческое общество вошло в эру новой современности. Среди главных отличительных особенностей отмечают следующее:
• требование доверия к государственным структурам, техническим и организационным системам высокого уровня сложности.
• новые размеры формы и риска в ходе цивилиза-ционных и технологических изменений.
• непрозрачность, нестабильность и хаотичность социальной жизни.
Прогрессирующая экономическая, политическая и культурная глобализация, которая является важной и весомой особенностью определяет типичные позиции, которые люди занимают перед лицом усилившегося риска и нестабильности:
• прагматическое понятие жизни такой, как она есть, вытеснение из сознания мыслей о грозящих опасностях («мне по горло хватает своих проблем»).
• последовательный оптимизм и вера в то, что в силу счастливо сложившихся обстоятельств, доминирования здравого смысла, опасности и нестабильность рассеются («всегда найдется какой-нибудь выход»).
• циничный пессимизм, в силу которого люди заранее соглашаются с неотвратимостью угрозы и спешат насладиться жизнью, жить сегодняшним днем («раз и так всем нам предстоит погибнуть, то, по крайней мере, пока живем, возьмем от жизни все, что можно, все ее радости»).
• радикальная борьба с источниками грозящих бед посредством мобилизации общественного мнения,
формирования социальных движений, организации пропагандистских кампаний («все вместе, общими усилиями мы можем отвести эту беду, противостоять этим угрозам»).
В этих условиях современности проблема доверия к правоохранительным органам еще более указывает на особую роль человека - сотрудника ОВД, исполняющего соответствующие функции. Сотрудник ОВД начинается с курсанта и даже раньше, с выбора профессии, а значит обсуждаемая тема тесно связана с вхождением в профессию, овладением ее основами и осмыслением себя в этой профессии.
И поэтому необходимо обратиться к пониманию сущности доверия, поскольку усвоение основополагающих понятий формирует мировоззрение курсанта, убеждения и облик будущего офицера, который служит своему народу, пользуясь его доверием.
Обратимся к источникам; в словаре В.И. Даля читаем: доверить - доверять что кому - поверить, поручить, отдать на веру, на совесть, уполномочить, полагаться на кого-либо, верить ему, не сомневаться в его честности, вверять кому-либо себя, свои тайны, свои дела, полагаться на кого-либо вполне. Доверие - убеждение, что такому-то лицу можно верить, вера в надежность кого-либо. Доверчивый - склонный к доверию.
По С.И. Ожегову: доверие - уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности. Таким образом, доверие - это отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем
деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность другому общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренности мотивов его действий. В истории человечества необходимость объединения усилий и трудовой деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в доверии. Вместе с тем доверие к людям не означает слепой веры. Оно предполагает взаимную ответственность и проверяется опытом, практикой. Обман доверия - тяжкий моральный поступок -вероломство.
И поэтому, верность как моральное качество, характеризующее нравственную личность и ее линию поведения, означает неизменную приверженность делу общества, неукоснительное выполнение данных обязательств, постоянство в отношениях с другими людьми, с которыми данная личность связана узами сотрудничества, дружбы, любви, становится одним из определяющих [1].
Доверительность, верность тесно связаны с другими моральными качествами, которыми они обуславливаются: это преданность, глубокая убежденность в правоте избранного дела, принципиальность, требующая от человека последовательности в убеждениях и действиях, стойкость по отношению к трудностям, соблазнам и проискам врагов, самоотверженность. Отсутствие этих качеств нередко приводит человека к нарушению верности, т.е. к измене. Содержание дела и его общественное значение во многом обуславливает ту степень верности, которую обычно проявляют его участники. Чем выше цель деятельности, тем крепче моральное единство ее участников - одно из непременных условий совместной деятельности людей.
Не удивительно поэтому, что, например, в годы Великой Отечественной войны русский народ показал беспримерные в истории образцы верности своему Отечеству, проявив ее в массовом героизме и самопожертвовании. Мы видим необходимость усвоения определяющих морально-этических категорий, что нашло яркое отражение в профессиональных кодексах. Профессиональные этические кодексы обобщают и включают в себя все основные морально- нравственные требования, которые сложились в данной сфере деятельности до их принятия, а также дополняют и уточняют нормативы, регулирующие отношения в связи современным уровнем развития общества.
Кодекс - это документ-декларация, содержащий призыв соответствовать высокому званию профессии, представители которой стали осознавать себя в качестве единого сообщества. Деонтологические нормы и кодексы полиции представляют собой важнейший нормативный и ориентирующий институт, наделенный социальным статусом. Отражаемые и закрепляемые в этих кодексах нормы вырабатываются с учетом
интересов профессиональных групп и общества о должном, допустимым, возможным, одобряемом, желательном или неодобряемом, нежелательном, неприемлемом профессиональном поведении.
Профессиональные кодексы выдержаны в стиле послания людям, которым оказана великая честь и величайшее доверие - общественного служения. Этот стиль этики придает высочайший статус регулируемой им деятельности. Профессия, чьи ценности она призвана защищать, - врача, педагога, воина, юриста, правозащитника, сотрудника правопорядка - признается самой возвышенной, а сами представители - элитой общества.
Значимость профессиональной этики касается проблемы характера регулирования деятельности и авторитета, стоящего за этим. Авторитетом считается сама профессиональная структура, представителям которой оказано высокое доверие. Если человек занимает столь высокое положение в обществе, то и требование к нему должны быть высочайшими. В зависимости от конкретных обстоятельств разрабатываются различные виды профессиональных моральных кодексов. В настоящее время наиболее распространенными являются кодексы профессионалов в различных видах труда. Они фиксируют моральные требования к специалисту, регулируют отношения внутри профессионального сообщества, формируют его имидж и эффективны также для «свободных профессий», где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы.
Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Они усиливают значимость принадлежности к профессии, а их принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом «вхождения в профессию». Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к государственным, правоохранительным органам и общественным организациям. Кодекс служебной этики - значимый фактор формирования и развития профессиональной культуры, обеспечивающий профессиональный и духовный рост членов данной организации. Он может транслировать ценности всем сотрудникам, ориентировать их на единые служебные цели и тем самым повышать профессиональную идентичность, выражая определенным образом единство служебного коллектива, его цели и задачи.
В то же время развитие служебной культуры требует единого кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей правоохранительных органов для каждого сотрудника. Служебная этика регулирует нравственные отношения между сотрудниками различных рангов и специальностей, выделяет поведенческий элемент, рассматривая его в органической связи с профессиональными качествами работника и проявляется в профессиональной
морали, которая обладает такими свойствами, как: нормативность, императивность и оценочность.
Нормативность выражает аспект должного, целесообразность действий, фиксирует типичные и необходимые требования в поведении людей: добросовестность, взаимопомощь, доверительность и др. Эти качества несовместимы с понятием туниядство, тщеславие, карьеризм и др. Нормативность нашла свое отражение в многочисленных пословицах: «Что человек делает, таков он и есть», «Человек велик трудом», «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» и др.
Императивность проявляется в необходимости обязательного выполнения моральных норм, нахождения оптимальных способов их реализации, превращения их в моральный императив, что выражает приоритет общественных интересов, а значит, степень доверия общества к представителю профессии. Многовековая житейская практика зафиксировала это свойство в таких пословицах и поговорках, как: «Слушай других, но живи своим умом», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», «Штопай дыру, пока невелика» и др. Императивность формирует активную жизненную позицию и требования между людьми в сфере профессиональных отношений.
Оценочность устанавливает соответствие целей, мотивов и результатов трудовой деятельности нормам морали. Формы оценочности в профессиональной этике многообразны: общественное признание, похвала, моральное поощрение, порицание, моральное осуждение, одобрение и т.д., и, этим самым, определяют «кредит доверия» общества представителям разных профессий, что выражается в таких пословицах и поговорках, как: «Не место красит человека, а человек место», «Цыплят по осени считают», «Не говори гоп, пока не перепрыгнешь» и др.
Основным критерием оценки деятельности сотрудников правоохранительных органов является отношение к делу, уровень профессионализма и компетенции, способность эффективно решать стоящие перед коллективом задачи [2].
Слово «профессия» (от лат. - объявляю своим делом) означает, что для каждого человека труд выступает в виде деятельности, требующей теоретической и практической подготовки. В профессиональной этике особые моральные требования к поведению личности прежде всего формулируются в связи с необходимостью к фиксации специфических форм ответственности, выражением таких отношений человека к другим людям, которые непосредственно зависят от его индивидуального решения и которые зачастую оказывается невозможно проконтролировать никаким другим способом.
Это, во-первых профессии, непосредственно имеющие дело с человеком, с таким видом труда, который очевидно сказывается на судьбе каждого человека, попадающего в поле деятельность специалиста. К таким профессиям относятся профессии врача, юриста, полицейского, учителя, спасателя и другие. Во-вторых
это такие профессии, которые связаны с видами труда, результаты которого сказываются на всем обществе в глобальном масштабе. В современном мире в принципе развивается тенденция охватить профессиональной, кодифицированной моралью все имеющиеся профессии. У лиц, сталкивающихся в своей работе с судьбами отдельных людей, по-особенному проявляется связь действий операций и действий поступков.
Исторически различные профессиональные кодексы складывались вместе с возникновением таких профессий, которые ставили человека в особые отношения ко всему обществу. Древнейшими из таких профессий можно считать профессию врача, судьи, правителя, воина, защитника. К лицам обладающим таким профессиями, всегда предъявлялись особые нравственные требования. Старейшим профессиональным кодексом, созданным около 2500 лет назад, является «Клятва Гиппократа» - перечень моральных обязательств, которые берет на себя каждый врач.
В культуре древнего Китая выделяются кодексы, регламентирующие деятельность правителя и чиновника. Атрибутами правления провозглашались -справедливость, доверие, гуманность. Добродетельно управлять государством может только правитель, который добился искренности в своих мыслях, по-отечески относится к народу, терпимо к иноземцам.
Профессиональная этика включает в себя такие важные доминанты, как профессиональный долг и профессиональная ответственность. Эти категории этики неразрывно связаны между собой: профессиональный долг- безукоризненное выполнение своих служебных обязанностей специалистом; профессиональная ответственность - осознание значимости дела и собственной личности в жизни общества. Например, впервые представление о профессиональном долге полицейского в России были сформулированы в «Уставе благочиния, или Полицейском» (1782г.) с учетом таких добродетелей, как здравый рассудок, добрая воля, человеколюбие, верность службе и доверительность, радение к должности, честность и бескорыстие [3].
Знакомство с историческими документами показывает, что среди нравственных качеств, которыми должен обладать полицейский, главное место занимали верность императору и верность присяге. В «Клятвенном обещании околоточных надзирателей» (присяга) 1894 г. сказано, что он обещает «верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови» быть преданным императору. А в «Инструкции для стражников уездной полицейской стражи» встречаем, что чины стражи, «храня непоколебимо преданность государю императору, службу его императорского величества должны исполнять честно, по совести, помятуя священные слова присяги».
В последующем общество развило такие институты, как присяга президента, судьи, клятва воина, присяга сотрудника правоохранительных органов. Эти процедуры имеют как формально-юридическое, так и
нравственное значение. Профессиональные кодексы, с момента своего возникновения, устанавливали приоритеты в действии различных структурных подразделений. Они регламентировали поведение специалиста в профессии, повышали статус профессии и формировали доверие к представителям профессии.
Поведение сотрудника ОВД - это профессиональное поведение, взаимоотношения в системе «юрист-гражданин» (по вертикали) и «юрист-юрист» (по горизонтали). Специфика и основные черты профессии юриста: ее политическая природа, требование общей культуры, творческий характер, постоянная и тесная связь с негативными явлениями и трудностями в жизни общества. Это отражено в основных принципах профессиональной этики полицейского: гуманность, законность, справедливость, объективность, толерантность и т.д., что отражается моральных нормах и отражают важнейшие черты нравственного облика сотрудника ОВД: ответственность, непримиримость к бездушию, принципиальность, доброжелательность, доверительность, верность, преданность и т.д.
Проблема доверия нашла отражение в ФЗ «О полиции»: ст. 9. «Общественное доверие и поддержка граждан», где подчеркивается, что «полиция при осуществлении своей деятельности стремиться обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан», указываются пути деятельности и определяются ее критерии, а именно, в п.6 «Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел». В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации в п.6 подчеркивается «Целью Типового кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам». В Положении о прохождении службы в ОВД ст. 38.2 «Увольнение в связи с утратой доверия» подчеркивает особый статус службы в правоохранительных органах, значимость профессии.
Глубокое осмысление своего предназначения, своего выбора, своей профессии - это начальная точка пути ведущая к авторитету и доверию. Профессиональная этика - это совокупность нравственных норм, регулирующих профессиональную деятельность человека в коллективе. Без знания нравственных составляющих профессии специалист-профессионал не сможет в полном объеме реализовывать в полном объеме поставленные перед ним цели и задачи. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов сегодня особенно злободневна и требует новых подходов к осмыслению авторитета сотрудников ОВД, укрепления доверия к стражу правопорядка.
Литература
1. Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел // Аминов И.И., Щеглов А.В., Эриашвили Н.Д., Дедюхин К.Г., Усиевич А.Р., Горохова В.В., Реуцкая Г.М., Ласкин А.А., Кушна-ренко И.А., Никоноров Е.А. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность». М., 2015.
2. Щеглов А.В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. 2014. № 1. С. 12-17.
3. Щеглов А.В., Горохова В.В., Реуцкая Г.М. Профессиональная этика и служебный этикет: Учебное пособие для заочной формы обучения. М.: МосУ МВД России, 2011.
References
1. Professional ethics and office etiquette employees of internal Affairs bodies // Aminov I.I., Shcheglov A.V., Eriashvili N.D., Dedyukhin K.G., Usievich A.P., Gorokho-va V.V., Reutskaja G.M., Laskin A.A., Kushnarenko I.A., Nikonorov E.A. A Textbook for University students studying in the field of «Jurisprudence», «law Enforcement». M., 2015.
2. Shcheglov VA. Vocational moral education as the basis of personnel policy in the Ministry of internal Affairs // Public service and shots. 2014. No. 1. P. 12-17.
3. Shcheglov VA., Gorokhova, V.V., Reutskaja G.M. Professional ethics and office etiquette: a Training manual for distance learning. Moscow: Mos the Ministry of internal Affairs of Russia, 2011.