ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
О.М. БОЕВА,
адъюнкт* кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
(Академия управления МВД России)
К вопросу о духовно-нравственных истоках службы в органах внутренних дел
В статье исследуется соотношение понятий «духовность», «нравственность», «закон», а также профессиональных требований, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов нормами законодательства.
Духовность, нравственность, закон, профессиональные требования к сотрудникам правоохранительных органов, нормативное законодательство.
В месте с кризисом духовности и культуры, отсутствием опоры на традиционные ценности, в значительной степени утраченными патриотическим сознанием, моральными и этическими ориентирами в России произошла подмена традиционных национальных ценностей «западными установками» и приоритетным стало материальное благополучие, а не моральное совершенство.
Отсутствие объединяющей национальной идеи, мировоззренческой основы в обществе на фоне растущей социальной несправедливости лишает граждан, и в частности сотрудников правопорядка, глубинного смысла их деятельности, порождает безразличие и пессимизм, коррупцию и правовой нигилизм.
Но в обществе есть понимание необходимости возврата к истокам традиционной духовности и нравственности: самопожертвованию ради блага других людей, неподкупности, нравственной чистоплотности, верности
* Заместитель начальника 1 отдела УМПО УРЛС ГУ МВД России по г. Москве.
долгу, бескорыстию, милосердию, доброте. Служителям правопорядка это особенно необходимо, поскольку духовно-нравственная культура сотрудника органов внутренних дел — это основа его профессионализма, то, без чего не может быть эффективной работы всей правоохранительной системы.
В правовых исследованиях последних лет часто встречается мысль, что юридическая деятельность должна соответствовать традиционной российской духовности для обретения стабильности, эффективности и широкой массовой поддержки. Отметим справедливое, на наш взгляд, замечание известного философа права В.П. Малахова, что отношение к праву и специфика права в России полнее всего выражаются в системе моральных координат в связи с религиозной насыщенностью нравственностью; сама же нравственность рассматривается как один из основных корней современного российского права [12, с. 282]. Вместе с тем своеобразие российской духовности, по мнению В.П. Малахова, заключено в базовом сочетании религиозности и моральности [13, с. 292].
Рассуждая о об отношении права к нравственности, великий русский философ Владимир Соловьев отмечает, что нравственный идеал вполне согласен с истинною сущностью права; право, служа реальному интересу той же нравственности, ни в каком случае не может ей противоречить; право не определяется понятием полезности, а заключает в себе формальное нравственное начало [14, с. 8, 87].
История нравственных исканий самых разных людей свидетельствует о всевозможных попытках найти спасение путем нрав-
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
74
ственного самосовершенствования и пересмотра своего отношения к миру и людям. Без осмысленности социальных процессов трудно обосновать нравственный выбор, наполнить человеческую свободу духовным содержанием. По долгу службы сотрудники правоохранительной системы находятся в центре общественных проблем и испытывают двойную нагрузку — как граждане и как служители закона.
Отметим, что в органы внутренних дел, как правило, приходят работать люди, обладающие обостренным чувством социальной справедливости, конкретными представлениями о добре и зле. Однако это чувство и эти представления необходимо поддерживать и развивать.
Недавний опрос 250 служащих подразделений ГУ МВД России по г. Москве (сотрудников следственных подразделений, уголовного розыска, дознания, ЦСНа, ОМОНа и СОБРа) показал, что 65 % из них считают нравственные ценности важнейшими в современном мире, а нравственность определяют как «следование моральным нормам и запретам, основанным на Божественных заповедях». Однако 18 % опрошенных считают, что нравственные ценности остались в прошлом, и жизненный успех важнее; 17 % респондентов отметили, что нравственные правила для каждого свои. Из 40 молодых следователей 35 % имеют «размытые», несформированные понятия о таких категориях, как долг и честь, не могут определить для себя нравственный смысл служения народу и закону. Эти факты свидетельствуют, что у трети сотрудников отсутствуют или не сформированы ценностные установки правоохранительной деятельности при том, что именно духовность, нравственность и патриотизм были основами, на которых испокон веков воспитывались защитники Родины и охранники правопорядка. Поэтому в воспитательной работе с личным составом необходимо опираться на базисные российские ценности, т. к. многие сотрудники остро нуждаются в разъяснении ценностной ориентации и подтверждении правильности сделанного ими профессионального выбора.
В условиях реформирования системы Министерства внутренних дел важнейшее место должно быть отведено организации работы с кадрами, морально-этическому и духовно-нравственному воспитанию сотрудников.
Повседневная деятельность полицейских сопряжена со множеством нравственных проблем, что обусловлено спецификой целей, содержанием, форм их службы. Здесь особое значение приобретает четкая постановка задач, определение функций и полномочий,
возможных и допустимых средств в борьбе с преступностью. «Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина ... в точном соответствии с законом» [4]. Предоставление сотрудникам властных полномочий налагает на них высокую ответственность за соблюдение законности, включая обязанность придерживаться границ допустимых действий, связанных с выполнением служебных обязанностей [5]. «При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: ... заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа государственной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти»[2].
Важнейшими характеристиками духовно-нравственных качеств должностных лиц, осуществляющих правоохранительную и правоприменительную деятельность, должны быть честь, достоинство, справедливость, совестливость, долг. «Профессиональные долг, честь, достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел» [7].
Соблюдение законности и служебной дисциплины определяется сегодня не только и не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и воспитанностью. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие, чем профессиональная компетентность, что, естественно, не умаляет роли последней. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению служебных задач, желание их выполнить наиболее результативно. «Оставляя за скобками политическую ответственность полицейского — колоссальную политическую ответственность за страну, за институты власти, за стабильность в государстве, подчеркнем, что полицейский несет еще и колоссальную нравственную ответственность. Он может либо пресекать зло в обществе, либо умножать его. Если же система начинает воспроизводить зло, умножать зло, усиливать зло, то нано-
МБЫ 20772-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
сится огромный ущерб личности, обществу и государству» [11].
Существует мнение, что служебная деятельность сотрудников органов внутренних дел настолько регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями и инструкциями, что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Тем не менее профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел принципиально отличается от этики большинства профессий своим преимущественно деонтологическим характером. Этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются правовыми санкциями.
Регулирование служебной деятельности личного состава правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, происходит и с позиций социально-нравственных феноменов профессиональной морали, профессиональной этики с ее принципами и нормами.
По мнению профессора Л.М. Колодкина, решающим условием реализации гуманистического содержания правоохранительной деятельности является корпоративная мораль служащих органов внутренних дел. Она представляет собой составную часть общечеловеческой нравственности с учетом специфических условий служебной деятельности (административной, оперативно-разыскной, уголовно-процессуальной) [10, с. 267].
Сотрудник полицейских структур изначально должен понимать, во имя чего государственную цель противодействия преступности и правонарушениям он обязан ставить превыше всего. И «специальная профессиональная подготовка вне духовного, нравственного обоснования вредна и губительна для личности обучаемого» [10, с. 268].
Сотрудники правоохранительных органов, кроме того, должны обладать знаниями социальных проблем общества, демократических свобод, прав человека и гражданина, этических норм поведения и соответствовать требованиям профессиональной морали. Указанные нормы и требования содержатся в сводах (кодексах) поведения должностных лиц правоохранительных органов, включающих этические принципы и нормы, которые выражают моральные требования к социальному назначению правоохранительной деятельности, нравственному облику правоохранителя, характеру его взаимоотношений с государством и гражданами.
Судя по исторической, мемуарной литературе, а также архивным источникам до-
революционного периода развития полиции (Устав Благочиния или Полицейский, тексты присяги, Инструкция городовым, Настольный полицейский словарь) исполнение профессиональных обязанностей полицейского требовало высоких нравственных качеств, основанных на духовности, среди которых беззаветная преданность интересам государства, личная честность и порядочность, вежливость и доброжелательность, отзывчивость в общении с населением. Наличие этих качеств традиционно рассматривалось как основа профессиональной пригодности полицейского в России.
Подобные нормы, регламентирующие нравственный облик сотрудников правоохранительных органов, существовали и в советской России. Еще в 1922 г. наркомом внутренних дел был издан приказ «О вежливом обращении с народонаселением».
В дальнейшем эта сторона деятельности правоохранительных органов периодически находила отражение в соответствующих документах, например, в приказе МВД СССР № 235 1969 г. «О вежливом и внимательном обращении с гражданами», Законе РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» [6, ст. 503]. В 1992 г. МВД России была утверждена Концепция перестройки системы идейно-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава органов внутренних дел, в 1993 г. — Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации [7], в 2008 г. — Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел [8].
Эталоном для национальных кодексов этики полицейских является Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г. (Резолюция 34/169). Кодекс обязывает полицейских (милицейских) служащих исходить из того, что они выполняют возложенные на них законом обязанности, служа обществу и защищая в равной степени всех лиц от противоправных посягательств «в соответствии с высокой степенью ответственности, требуемой их профессией» [15, с. 500].
Требование уважать и защищать человеческое достоинство всех лиц при выполнении служебного долга, возлагаемое на должностных лиц, осуществляющих правозащитные функции, находит свое начало в общепризнанных принципах и нормах международного права, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека [1], Международном пакте о гражданских и политических правах [2], Декларации о защите всех лиц от пыток и других
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3 (23)
жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [9] и других международных документах [3, 15].
Полагаем, что необходимо сделать нравственный императив государственным, обязательным для всех законом, поскольку нравственность — это единственный фундамент, на котором мы сможем построить новое правовое государство. «Если мы разрушим связь между духовностью, нравственностью и законом, давайте забудем тему честности полиции, давайте забудем вообще тему жизнеспособности человеческого общества» [11].
Список литературы
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 г. // URL: http://www.un.org. (дата обращения 28 августа 2012 г.).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (ХХ1) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г. URL: http:// www.un.org (дата обращения: 28.08.2012).
3. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания: принята резолюцией 3452 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. URL: http:// www.un.org (дата обращения: 28.08.2012).
4. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.
5. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // Рос. газ. 2011. 7 дек.
6. О милиции: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503. (утратил силу).
7. Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5км/1: приказ МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501.
8. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138.
9. Баранов П.П., Витрук Н.В. Правосознание работников милиции: мифы, деформации, стереотипы // Право и жизнь. 1992 . № 1—3.
10. Бочаров С.Н., Герт Г.П., Еремичев И.А., Колод-кин Л.М. , Кондрашов Б.П., Коренев А.П., Саво-стинA.A.,ЦеликА.М., ЧернявскийВ.С.Админи-стративная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник / под ред. А.П. Коренева. 4-е изд., изм. и доп. М., 2002.
11. Выступление Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла на круглом столе «Духовность. Нравственность. Закон», проходившем в Московском университете МВД России 28 марта 2012 г. Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru/news/show_ 103733/ (дата обращения: 28.08.2012).
12. Малахов В.П. Концепция философии права. М., 2007.
13. Малахов В.П. Философия права. М., 2007.
14. Соловьев В. Право и нравственность: очерки из прикладной этики. СПб., 1897.
15. СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989.
E-mail: [email protected]
Л.П. ОРЕХОВА,
старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России)
Тьюторство: возможности применения в образовательном процессе МВД России
Темпы развития современного общества способствуют пристальному вниманию к педагогическим инновациям, что обусловливается изменением целей обучения в вузах. Полагаем, что основным нововведением в образовании является включение в процесс обучения наряду с педагогом тьютора.
В качестве эксперимента предлагаем педагогов-преподавателей из категории про-
В статье рассмотрено понятие и история развития тьюторства, обоснована необходимость возрождения именно классической тьюторской позиции - очного тьюторства.
Понятие «тьютор»; история тьюторства; деятельность, функции, задачи; роль тьюторства; тьюторство как профессиональная деятельность.