ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
Е. В. ЕМЕЛЬЯНОВА,
главный научный сотрудник научно-исследовательского центра,
доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
E. V. YEMELYANOVA,
Dr. of Law, Associate Professor, Chief Researcher at the Research Center (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В. В. БАТХАЕВ,
старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях УНК специальной подготовки (Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя)
V. V. BATKHAYEV,
Senior Lecturer at the Department of Management of Bodies and Units of the Ministry of the Interior in Special Conditions of Research
and Teaching Complex for Special Training (V. Ya. Kikotya Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 17:351.74
Деонтологические основания принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел
Deontological Argumentation for Adopting a Code of Professional Ethics of Service Personnel of Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs
В статье рассматриваются вопросы кадровой стратегии, кадровой политики в органах внутренних дел. Особое внимание уделяется основным качествам личности сотрудника, а также необходимости разработки и принятия Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.
Кадровая политика, кадровая стратегия, требования к личности сотрудника, честь, достоинство, деловая репутация сотрудника органов внутренних дел, Кодекс чести сотрудника.
The article is about the personnel policy and personnel strategy followed by law enforcement. The importance of personality traits of a service member is strongly emphasized. Also argued for is a Codex of professional ethics of service personnel of law enforcement.
Personnel policy, personnel strategy, requirements to personality of serviceman or servicewoman, honor, dignity, professional reputation of serviceman or servicewoman of law enforcement, Codex of honor of service person.
Сотрудник органов внутренних дел является важным элементом функционирования системы «государство — общество». Именно сотрудники органов внутренних дел обеспечивают возможность личности использовать свои права и свободы. Цели, задачи, средства, а также процедуры реализации прав человека определяют содержание, объем и методы коммуникаций полиции и граждан. Это свидетельствует о том, что полиция является наиболее дифференцированным инструментом осуществления государственной власти и обеспечения конституционных прав и свобод граждан как по объему, так и по разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих и упреждающих функций.
Предоставление сотруднику органов внутренних дел в соответствии с законодательством властных полномочий требует повышенного внимания к исполнению им обязанностей, которые определены согласно его статусу [15]. В соответствии п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своей чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти. В п. 9 ч. 3 ст. 82 данного закона в качестве одного из оснований расторжения контракта с сотрудником органов внутренних дел является совершение им проступка, порочащего честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел. Под проступком, порочащим честь и достоинство сотрудника органов внутренних дел, судебная практика Российской Федерации понимает действия, которые наносят урон престижу, авторитету, доброму имени, высокому званию сотрудника органов внутренних дел, что свидетельствует о низком морально-нравственном облике лица, их совершившего, способного пренебречь предписаниями закона и нормативных правовых актов, соблюдение которых является его прямой обязанностью [9, 10].
Необходимо также обратить внимание на положения Федерального закона «О полиции», закрепляющие открытость и публичность деятельности полиции [2, ст. 8]. Ст. 5 закона гласит о том, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, а в ч. 6 ст. 30 закона закреплены основы государственной за-
щиты чести и достоинства сотрудников полиции в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Источником понимания обязанностей сотрудника полиции являются традиции, национальная культура, условия жизнедеятельности представителей профессионального сообщества и требования, предъявляемые другими людьми [17].
Уже на первых этапах становления полиции отмечалась важная составляющая нравственных качеств полицейского и его особая роль в обществе. Так, в Регламенте или уставе главного магистрата (1721 г.) было прописано, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности».
Принятие Устава благочиния, или полицейского (1782 г.) (далее — Устав) явилось следующим этапом установления требований к качествам полицейского. Помимо организационных основ управления полицией в Уставе были определены морально-нравственные правила, которыми должны руководствоваться полицейские: «Не чини ближнему, чего сам терпеть не можешь; Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колико можешь; Буде кто ближнему сотворил обиду личную, или в имении, или в добром звании, да удовлетворит по возможности; В добром помогите друг другу, веди слепого, дай кровлю неимеющему, напой жаждущего; Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему; Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спотыкнется, подыми ее; С пути сошедшему указывай путь».
Проведенная в 1862 г. реформа трансформировала лишь структуру полиции и принципы ее формирования, но правовое положение полицейских и требования к их нравственным качествам практически не изменились.
В полиции дореволюционной России для нижних чинов был адаптирован карманный по формату справочник «Букварь современного городового», состоящий из введения и 60 статей. К обязанностям полицейского как во внеслужебное, так и в служебное время относилось следующее: предупреждать и обнаруживать преступления всеми возможными способами и все время, помня о достоинстве своей профессии и цели, быть на страже интересов общества.
В отечественном праве после Октябрьской революции 1917 г. закладываются основы нового понимания чести и достоинства сотрудника правоохранительных органов, а также меняется механизм их защиты. Вместе с тем традиции строжайшего соблюдения законности, уважения прав и достоинства граждан остаются.
Например, в 1922 г. в приказе наркома внутренних дел РСФСР «О вежливом обращении милиции с народонаселением» четко обозна-
чено нравственное взаимодеиствие милиции и общества: «Милиционер, поставленный блюсти общественную нравственность, сам должен быть нравственно безупречным».
Приказ МВД СССР от 3 июня 1965 г. № 235 «О вежливом и внимательном обращении с гражданами» требовал, чтобы каждый сотрудник милиции был внимательным и осмотрительным при осуществлении полномочий, объективным при пресечении противоправных действий.
Следующий этап установления требований к нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел ознаменовался подготовкой в 1992 г. Концепции перестройки системы идейно-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава органов внутренних дел Российской Федерации. Приказом МВД России от 19 ноября 1993 г. № 501 «Об объявлении решения Коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5км/1» был утвержден Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.
Новые требования к деятельности сотрудников органов внутренних дел обусловили принятие Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [4].
Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации [6] одним из принципов обеспечения безопасности в органах внутренних дел называет уважение, соблюдение, защиту прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих. Данный принцип назван в ряду таких условий, как соблюдение законности, прав и свобод человека, антикоррупционной политики, что говорит о важности роли, которая отводится моральному облику полицейского.
Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации [5] предписывает гражданскому служащему при осуществлении служебных функций руководствоваться конституционными положениями о ценности и значении каждого гражданина, имеющего право на неприкосновенность личной и семейной жизни, а также защиту чести, достоинства и репутации.
В ст. 25 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих [19] указывается, что государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Вместе с тем действовавший до 31 октября 2013 г. Ко-
декс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации [4] гораздо больше внимания уделял указанным морально-нравственным категориям. Так, в п. 1 ст. 5 Кодекса честь и достоинство рассматривались главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка, а также нравственным стержнем личности сотрудника органов внутренних дел. В Кодексе отмечалось, что сотрудник органов внутренних дел, добросовестно выполняя служебные обязанности, может подвергаться угрозам, шантажу, оскорблениям и клевете, направленным на срыв оперативно-служебных задач. Защита сотрудника органов внутренних дел от подобного рода действий объявлялась моральным долгом руководства МВД России.
По нашему мнению, в современных социально-политических условиях настало время вернуться к вопросу о принятии Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. Подобные кодексы регулируют деятельность иных правоохранительных органов. Так, согласно Кодексу этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы [7] сотрудники и служащие уголовно-исполнительной системы призваны избегать действий и воздерживаться от поведения, которое может нанести ущерб их репутации или авторитету уголовно-исполнительной системы. Кроме того, руководителю структуры рекомендовано обладать безупречной репутацией, быть образцом профессионализма и честности для своих сотрудников. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации [14] служит основой формирования необходимого уровня морали, чести и служебного этикета у служащих данного ведомства. Документ содержит положения, касающиеся поведения служащего ведомства и руководителя. В данном Кодексе разработаны требования к поведению государственного служащего, одним из которых является необходимость в любой ситуации сохранять свое достоинство. Невыполнение или некачественное выполнение принципов, норм и правил поведения, а также совершение проступка, который порочит честь сотрудника Следственного комитета, считается нарушением Кодекса этики. Согласно ст. 4 Кодекса судейской этики [13] судья обязан всегда сохранять свое достоинство, быть честным, дорожить честью и избегать ситуаций, способствующих умалению его репутации. В соответствии с Кодексом судья должен быть корректным в общении с гражданами, избегать ксенофобных высказываний, а также не порождать ситуации, способствующие разжиганию
межкультурнои, межнациональном и межконфессиональной розни, так как подобные действия наносят ущерб репутации судьи и судебной системе в целом. Кодекс судейской этики содержит положение, касающееся порядка действий судьи в случае распространения в СМИ информации, порождающей искаженное представление о судебной деятельности. Каждый судья обязан отреагировать на подобные факты и действовать самостоятельно, защищая свою честь и профессиональную репутацию законными способами.
Наиболее жесткие требования к моральному облику сотрудников, а также к действиям по защите чести, достоинства и профессиональной репутации содержатся в Кодексе этики прокурорского работника Российской Федерации [8], который вменяет в обязанность прокурорскому работнику избегать связей и ситуаций, которые способны нанести урон репутации, чести и достоинству ведомства. Прокурорский работник должен в любой ситуации сохранять достоинство, обладать воспитанием, образованием, взглядами и убеждениями, направленными на поддержку чести и достоинства профессии.
Вопросы защиты чести и достоинства полиции предусмотрены и международными документами. Декларация о полиции, принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы в 1979 г., прямо указывает, что «профессиональные, психологические и материальные условия, в которых полицейский должен выполнять свои обязанности, в свою очередь должны защищать его честь, достоинство и беспристрастность» [20, ст. 3]. Основные положения, изложенные в Декларации о полиции, были закреплены и в Европейском Кодексе полицейской этики, принятом в качестве дополнительного регулятивного документа Советом Европы 19 сентября 2001 г. [1].
После принятия Европейского Кодекса полицейской этики произошли значительные изменения в понимании важности таких этико-деонтологических вопросов, как защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции [11]. Международными организациями (ООН, Интерпол, ОБСЕ и др.) была проделана большая работа по обобщению опыта служб полиции. На основе этой работы Интерполом приняты Кодекс этики сотрудников правоохранительных органов (Code of ethics for law enforcement officers) [21] и Кодекс поведения сотрудников правоохранительных органов (Code of Conduct for law enforcement officers) [22], в которых особое внимание уделено защите нематериальных прав сотрудников полиции.
В ст. 8 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка [16], принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 34/169 17 декабря 1979 г., указано, что долж-
ностные лица по поддержанию правопорядка, соблюдающие положения настоящего Кодекса, заслуживают уважения, полной поддержки и сотрудничества со стороны общества и учреждения по поддержанию правопорядка, в котором они служат, а также лиц, занятых поддержанием правопорядка. Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 г. также был принят Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (International Code of Conduct for Public Officials) [23], который распространяется и на государственную службу полиции.
В ст. 143 Руководства по демократическим основам полицейской деятельности (ОБСЕ, 2006) [18] утверждается, что, как и рядовые граждане, сотрудники полиции имеют право на защиту, справедливое и надлежащее судебное разбирательство, а также право хранить молчание в ходе уголовного процесса против них. Органы государственной власти должны поддерживать сотрудников полиции в случае необоснованных обвинений против них в связи с исполнением ими должностных обязанностей.
Международные стандарты в деятельности полиции диктуют необходимость построения мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе морально-правовых ценностей, основными из которых являются профессиональная честь, достоинство и деловая репутация. Следствием реализации этих стандартов должен стать высокий уровень культуры и профессионализм сотрудников органов внутренних дел, а также повышение эффективности деятельности полиции.
Таким образом, международные стандарты в деятельности полиции предполагают реализацию целого ряда основополагающих принципов, в числе которых особо выделяется охрана прав и законных интересов сотрудников полиции. Защита чести, достоинства и деловой репутации сотрудников полиции признается непременным атрибутом демократического государства и рассматривается как основа их профессиональной деятельности и крайне важное условие неподкупности. Разработка норм профессиональной морали должна учитывать требования к информационной открытости деятельности органов внутренних дел как важнейшего аспекта государственной службы [12].
Анализ правовых актов международных полицейских организаций, зарубежного опыта деятельности департаментов полиции подтверждает необходимость развития практики этического самоконтроля сотрудников полиции на основе положений полицейской деонтологии. Ряд международных организаций полицейских также ориентированы на развитие практики этического самоконтроля полицейских (например, Международная полицейская ассоциация; Международная конференция полицейских ас-
социаций; Международная федерация старших офицеров полиции; Международная ассоциация женщин-полицейских; Международная ассоциация начальников полиции).
В заключение еще раз следует подчеркнуть, что современные условия, в которых реализуют свою деятельность сотрудники полиции, требуют выработки нового типа профессиональной морали, основанной на нравственных критериях и традициях органов внутренних дел, а также осознании высокой ответственности перед обществом.
Нормативное закрепление деонтологиче-ских оснований деятельности сотрудников полиции в Кодексе профессиональной этики
сотрудника органов внутренних дел позволит повысить информационную открытость полиции, усовершенствовать нормы внешнего контроля за деятельностью полицейских, развить практику этического самоконтроля сотрудников полиции. В Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, помимо требований к деятельности сотрудников полиции, должна быть закреплена взаимосвязь моральных и правовых норм в системе осуществления ими профессиональной деятельности, обращено внимание на такие этические категории, как честь, достоинство, репутация, уважение и моральная ответственность.
Список литературы:
1. Рекомендация REC(2001)10 Комитета Министров государствам — членам о Европейском Кодексе полицейской этики (принята Комитетом министров 19 сентября 2001 г. на 765-м заседании Представителей министров) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
2. О полиции: федер. закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (ред. от 25.11.2013) // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
4. Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1138 (утратил силу).
5. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22 июля 2011 г. № 87.
6. Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1.
7. Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы: приказ ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5.
8. Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации [Электронный ресурс], утв. приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 марта 2010 г. № 114. URL:
References:
1. Recommendation REC(2001)10 of the Committee of Ministers to member states on the European Code of Police Ethics (adopted by the Committee of Ministers of the Council of Europe in Strasbourg and endorsed by the decision Council of Ministers of the European Union No. 765 of September 19, 2001).
2. About the police: the federal law from the 7th of February, 2011. № 3-03 [Electronic resource]. Access from the reference legal system "Con-sultantPlus".
3. Federal Law No. 342-03 of November 30, 2011 (as amended on November 25, 2013) "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // The legislation's compilation of the Russian Federation. 2011. No. 49 (part 1). Art. 7020.
4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of December 24, 2008, No. 1138 "On the Approval of the Code of Professional Ethics of an Employee of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation" (currently inoperative).
5. About approval of Codex of ethics and service behavior of federal public servants of the Interior Ministry of the Russian Federation system: the order of the Interior Ministry of Russia from the 22nd of July, 2011. № 87.
6. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of January 2, 2013. № 1 "On the approval of the Concept of ensuring their own security in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation".
7. Order of the Federal Penal Agency of Russia of January 11, 2012. № 5 "On the approval of the Codex of ethics and official behavior of employees and federal state civil servants of the penitentiary system". URL: http://www.89.fsin.su/for_staff/code_of_profession-al_ethics.php (access date: 12.12.2016).
8. The Codex of ethics for the prosecutor's Worker of the Russian Federation. Order of the Pro-
http://www .garant.ru/products/ipo/prime/ doc/1257302/#ixzz3KIX7vyRC (дата обращения: 12.02.2017).
9. Апелляционное определение Владимирского областного суда от 7 октября 2014 г. по делу № 33-3533/2014 [Электронный ресурс]. URL: https://oblsud--wld.sudrf.ru/modules. php?name=sud_delo&srv_num=1&name_ op=case&case_id=5457029&delo_id=5&new=5 (дата обращения: 12.02.2017).
10. Апелляционное определение Московского городского суда от 20 ноября 2014 г. по делу № 33-46275/2014 [Электронный ресурс]. URL: http://old.mos-gorsud.ru/inf/infa/ ga/?year=GAI_year2014&sf0=33-46275%2F2 014&sf1=&sf2=&sf3=&sf4=&sf5=&sf6=&sf 7=&sf8=&sf9=&sf10=&sf11= (дата обращения: 12.02.2017).
11. Вертепова Т. А. Честь, достоинство и репутация как объекты уголовно-правовой охраны // Общество и право. 2015. № 1 (51).
12. Клементьев А. С. Информационная открытость как фактор повышения деятельности полиции // Деятельность полиции и права человека: матер. Всерос. науч-практ. конф. СПб., 2013.
13. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г., утв. VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70201432/#ixzz3KIXbw0He (дата обращения: 12.11.2016).
14. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утв. Председателем Следственного комитетом Российской Федерации А. И. Бастрыки-ным 11 апреля 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://sledcom.ru/document/1060/ (дата обращения: 26.07.2017).
15. Колодкин Л. М. Правоохранительная служба: вопросы правового регулирования и отраслевой принадлежности // Современные кадровые технологии и совершенствование воспитательной работ с личным составом органов внутренних дел: матер. науч.-практ. конф. М., 2012.
16. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
17. Передня Д. Г. Образ российской полиции в сознании молодежи // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 2 (34).
18. Руководство по демократическим основам полицейской деятельности. ОБСЕ. 2006 [Электронный ресурс]. URL: http:// openpolice.ru/media/files/laws/OSCE-AUS-SPM-2658-RU-Руководство_по_демокра-тическим_основам_полицейской_деятель-ности.pdf (дата обращения: 17.12.2016).
secutor General of the Russian Federation of March 17, 2010 No. 114 "On the approval and implementation of the Code of Ethics of the Prosecutor's Worker of the Russian Federation and the Concept of Educational Work in the Prosecutor's Office of the Russian Federation" // Garant. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/1257302/#ixzz3KIX7vyRC (reference date: 12/02/2017).
9. Appeal of the Vladimir Regional Court from the 7th of October, 2014 on case № 33-3533/2014 [Electronic resource].URL: https://oblsud--wld. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_ num=1&name_op=case&case_id=5457029&delo_ id=5&new=5( access date: 12.02.2017).
10. Appeal of the Moscow City Court from the 20th of November, 2014 on case № 3346275/2014 [Electronic resource].URL: http:// old.mos-gorsud.ru/inf/infa/ga/?year=GAI_ year2014&sf0=33-46275%2F2014&sf1=&sf2= &sf3=&sf4=&sf5=&sf6=&sf7=&sf8=&sf9=&s f10=&sf11= (access date: 12.02.2017).
11. Vertepova T. A. Honor, dignity and reputation as objects of criminal and legal protection // Society and law. 2015. No. 1 (51).
12. Klementiev A. S. Information transparency as a factor of improving of police // Police activity and human rights: the materials compilation of the all-Russia scientific practical conference: SPb., 2013.
13. The Codex of Judicial Ethics from the 19th of December, 2012, approved by the VIII All-Russian Congress of Judges on the 19th of December, 2012 [Electronic resource]. URL: http://www .garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70201432/#ixzz3KIXbw0He (access date: 12.11.2016).
14. Code of Ethics and Service Behavior of Federal Public Servants of the Investigative Committee of the Russian Federation, approved by the Chairman of the Investigative Committee of the Russian Federation, A. I. Bastrykin on the 11th of April, 2011 [Electronic resource]. URL: http://sledcom.ru/document/1060/ (access date: 26.07.2017).
15. Kolodkin L. M. Law Enforcement service: issues of legal regulation and industry // Modern personnel technologies and improvement of educational work with personnel of law enforcement: the materials of scientific practical conference M., 2012.
16. International protection of human rights and freedoms: the documents compilation. M., 1990.
17. Perednya D. G. The image of the Russian police in consciousness of youth // The Labors of the Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2015. № 2 (34).
18. Guidelines on the democratic framework of the police activitiy of the OSCE. 2006 [Electronic resource]. URL: http://openpolice.ru/media/files/
19. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих // Официальные документы в образовании. 2011. № 36.
20. Declaration on Police / Police Practice and Human Rights A European Introduction: A Reference Brochure. Strasbourg, 1999.
21. Interpol. Code of ethics for law enforcement officers [Электронный ресурс]. URL: http://www.interpol.int/Public/Corruption/ IGEC/Codes/Default.asp (дата обращения: 12.01.2017).
22. Interpol. Code of Conduct for law enforcement officers [Электронный ресурс]. URL: http://www.interpol.int/Public/Corruption/ IGEC/Codes/Default.asp (дата обращения: 27.12.2016).
23. International Code of Conduct for Public Officials United Nation [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/documents/ga/res/51/ a51r059 (дата обращения: 15.12.2016).
laws/0SCE-AUS-SPM-2658-RU-PyK0B0gcTB0_ n0_geM0KparnqecKHM_0CH0BaM_n0.TH^HCK0H_ geaTe.rbHOCTH.pdf (access date: 17.12.2016).
19. The typical codex of ethics and official behavior of civil servants of the Russian Federation and municipal officers // Official documents in education. 2011. № 36.
20. Declaration on Police / Police Practice and Human Rights A European Introduction: A Reference Brochure. Strasbourg, 1999.
21. Interpol. Code of ethics for law enforcement officers [Electronic resource].URL: http://www. interpol.int/Public/Corruption/IGEC/Codes/ Default.asp (access date: 12.01.2017).
22. Interpol. Code of Conduct for law enforcement officers [Electronic resource]. URL: http:// www.interpol.int/Public/Corruption/IGEC/ Codes/Default.asp (access date: 27.12.2016).
23. International Code of Conduct for Public Officials United Nation [Electronic resource]. URL: http://www.un.org/documents/ga/res/51/ a51r059 (access date: 15.12.2016).
E-mail: [email protected]
142